Презентация на тему славянские мифы и легенды

Остров Буян

Ну а об этом легендарном месте знают все, кто читал «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. А ведь и Пушкин не выдумал ее. Остров Буян известен с давних времен. О Буяне мы знаем, что это остров посреди моря-океана, обладающий магическими свойствами. Также считалось, что на этом острове находятся волшебные артефакты. Но главное – именно на этом острове рос мифический дуб, предположительно – мировое древо, которое столь часто упоминается еще и в скандинавской мифологии. И да, по некоторым легендам, именно на этом острове находится Алатырь-камень.

На сегодняшний день остров Буян считается реальностью, а не вымыслом. Вот только ученые и историки до сих пор не могут определиться с тем, где на самом деле находился данный остров. Некоторые считают, что Буян – это остров Рюген (Руян), находящийся в балтийском море, другие утверждают, что Буян – это остров Борнхольм в Балтийском море. Ну а третьи источники гласят, что он находился либо в Атлантическом океане, либо в Черном море (о. Березань). Кстати, одноименный остров находится и на Дону, правда это речной остров, да и название ему дали уже ближе к современности. А еще один Буян находится в Карском море, в Северном Ледовитом Океане.

Остров Буян считался значимым местом в славянской мифологии. В основном мы знаем о нем то, что там рос некий дуб, в ветвях которого была спрятана смерть Кощея Бессмертного. Также мы знаем, что люди, живущие на острове, не стареют, здесь нет зимы, а еда, питье и радости – бесконечны. При этом, жители острова никогда не знали недостатка в чем-либо.

Современные ученые считают, что идея острова Буяна была позаимствована из греческой мифологии, только переиначена на славянский лад. К примеру, у греков был Элизиум – место, куда попадали праведники после смерти. Да и в скандинавских мифах упоминается Авалон. Есть теория, что легендарный город Аркона находился именно на острове Буяне, и именно Аркона считался столицей древнего славянского мира. Есть даже теория, что именно с Арконы прибыли Рюрики со своей дружиной. И что они являлись не скандинавами, а все такими же славянами, ранее ушедшими на север, дабы добывать соль и торговать ею со всем миром.

Упырь или Вурдалак

Вампир или Кровосос, что в общеславянской мифологии описывается как “восставший ночью из могилы труп”.

Он вредит людям, скоту и хозяйству. Больше всего в Упырей верили жители южной Руси, ныне Украины. Стоит отметить, что живые трупы вроде вампиров или зомби, издревле появлялись в мифологии разных народов, никак не связанных друг с другом. Его образ имеет большую связь с вампиром из западноевропейской мифологии, а также с вурдалаком из восточнославянской.

Упыри также, как и вампиры, не выносят солнечного света, они обладают нечеловеческой силой и скоростью, способны поднимать огромный вес над головой и быстро сокращать дистанцию прыжками. Также их врагами являются многие дикие животные, которых привлекает трупный запах. Например, в писаниях часто можно встретить упоминания о том, что стая волков неоднократно разрывали упырей на куски. Однако, самый верный и надежный способ уничтожить упыря — это сжечь его тело до основания.

Лично я считаю, что наши поверья ничуть не уступают зарубежным и способны испугать своим лором и жуткой атмосферой таинственности.

Данную статью вы также можете просмотреть в видео формате!  На Ютюб канале Halvita.

На этом всё, с вами был Alex Fox.

Пока!

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 08.05.2021 02:50 1317 Шляхецкий Илья.

Краткое содержание 1 — 14 главы (ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН) ​

Ответов: 1

Литература 08.05.2021 02:27 421 Гайнуллина Акерке.

13 подвиг Геракла Почему на уроке математики всегда была тишина? Помогите

Ответов: 1

Литература 08.05.2021 01:51 239 Шталтовой Александр.

Дом-это там,где твоё сердце 2)Мой дом-моя крепость 3)Мой дом-моя Родина 4)Главный дом человек в

Ответов: 1

Литература 08.05.2021 01:34 288 Ершова Диана.

Сравни чувства и поведение главных героев в разных ситуациях бременские музыканты

Ответов: 1

Литература 08.05.2021 01:57 235 Semchuk Lilia.

ДАЮ 13 БАЛЛОВ хелп плиз)нужно составить рассказ об осени,5-10 предложений.P.s:можно не из интернет

Ответов: 1

Литература 08.05.2021 01:23 246 Дмитриева Настя.

Какая рифма в стихотворения Зима автор Иван Захарович Сариков

Ответов: 2

Литература 08.05.2021 01:19 253 Касумова Диана.

Что объединяет произведения разных писателей

Ответов: 1

Литература 08.05.2021 01:17 322 Михайлова Инесса.

Помогите ответить на вопросы. Рассказ «Кавказский пленник». Вопросы: 1. Если бы совершенно точно у

Ответов: 1

Литература 08.05.2021 01:28 307 Шаркова София.

Главная проблема произведения А.П.Чехова «Хамелеон»?

Ответов: 1

Литература 08.05.2021 01:22 253 Шкурко Вікторія.

Чого навчив Джонатан зграю​

Ответов: 1

Представление о мире и Вселенной древних славян

Из-за отсутствия письменных источников о верованиях и представлениях о мире славянских племен практически ничего не известно. Отрывистые сведения можно почерпнуть из археологических источников. Самый наглядный из них – это Збручский идол, найденный в Тернопольской области Украины в середине XIX века. Он представляет собой четырехгранный столб из известняка, разделенный на три яруса. Нижний содержит изображения подземного мира и населяющих его божеств. Средний посвящен миру людей, а верхний ярус изображает верховных богов.

Информацию о том, как древние славянские племена представляли окружающий их мир, можно найти в древнерусской литературе, в частности, в «Слове о полку Игореве». Здесь в некоторых отрывках ясно прослеживается связь с Мировым деревом, мифы о котором существуют у многих индоевропейских народов.

На основе перечисленных источников получается такая картина: древние славяне считали, что в центре Мирового океана находится остров (возможно, Буян). Здесь, в самом центре мира, или лежит священный камень Алатырь, обладающий целебными свойствами, или растет Мировое Древо (почти всегда в мифах и сказаниях это дуб). На его ветвях сидит птица Гагана, а под ним находится змея Гарафена.

Как связаться и общаться с Богом Велесом

Велес соглашается общаться исключительно со своими последователями. Для установления контакта необходимо принести требу или прийти в место славления Бога. В роли природного алтаря может выступить лес. Идеально, если неподалеку есть источник воды.

Поскольку сера считается нежелательным элементом, то разжигать пламя при помощи спичек категорически запрещается. После розжига следует вознести молитву, бросить подношение и ожидать естественного потухания. Мусор в костер класть нельзя, использовать следует только собранные ветки.

Молитвы

Перед принесением требы к Велесу следует возносить молитвы. Делать это лучше всего в ночное время. Большинство текстов было утрачено. А дошедшие до наших дней претерпели изменения.

Если есть желание что-то попросить у славянского божества, то следует произнести следующие слова: «Как огонь горит, как вода течет, как птицы летят, как звери бегут. Так Велес замки отпирает, дороги отворяет, преграды устраняет. Свеча горит 7 дней и 7 ключей висят на ней. Ключи падают, замки открываются, дороги моему желанию отпираются. Во славу Велесову, слово мое крепко. Истинно!»

Восхвалить древнеславянского Бога можно так: «Ты венец делу всему и земному существованию, Велесе наш! Да преисполниться сердце мое радостью от увиденного и сотворенного. Ибо деяния и мысли мои чисты. Да проявятся дела мои плодами благостными и славой роду моему. Велесе, благослови! Да будет так!»

Праздники, посвященные Богу Велесу

Празднества, посвященные Велесу, всегда отмечали с широким размахом. А дни его почитания были неразрывно связаны со сменой времен года:

  • 25 декабря–6 января – Большие Святки;
  • 4-10 февраля – Малые Святки;
  • 11 февраля – Велесов день;
  • 20-25 марта – Комоедица;
  • 20-25 июня – купальские дни;
  • 20-25 сентября – Таусень.

В эти дни люди традиционно занимались гаданиями, устраивали пиршества и просили Велеса о защите и покровительстве.

Предыдущая
БогиМара Богиня смерти и зимы в славянской мифологии: образ, легенды, символы

Тридевятое царство

В русских народных сказках данное место называется по-разному, в зависимости от названия и истории самой сказки. Тем не менее, имеется в виду одно и то же место – страна изобилия, окруженная различными естественными препятствиями (дремучим лесом, пропастью, морем-океаном и т.д.). Такая страна считалась поистине великолепной, мистической и волшебной. Здесь люди не знали горя, бедствий и несправедливости. Каждый воспринимает Тридевятое царство по-своему, но основные легенды сводят нас к тому, что это либо страна изобилия, либо потусторонний мир.

Как правило, в сказках и легендах в Тридевятом царстве находятся различные мистические существа или артефакты, которые необходимы герою. Например, чаще всего герои сказок ищут там своих матерей, возлюбленных, молодильные яблоки, живую или мертвую воду и т.д. Мотивы у героя сказки могут быть разными, но суть их сводится к тому, что если причина уважительная – герой попадет в мистические земли, а если нет – не будет ему туда пути.

Очень часто, на пути к Тридевятому царству, главный герой встречает Бабу-Ягу, что в целом стыкуется со славянской мифологией, где Ягиня жила на перекрестке миров

И если герой сказки сумел доказать ей, что обладает чистыми помыслами и важной целью, то она учила его, как нужно преодолевать то или иное препятствие, чтобы попасть в волшебный мир. Нередко упоминается и тот факт, что дорогу к Тридевятому царству главному герою преграждает река Смородина, что подтверждает теорию о его существовании в ином мире

А вот современные историки по-разному трактуют значение названия «Тридевятого царства». В древности «землей» считалась территория, принадлежащая одному правителю. Т.е. в теории это не такая уж недостижимая цель, как может показаться на первый взгляд.

Предание о кузнеце и Лихе Одноглазом

До наших дней сохранилось несколько преданий о Лихе. Согласно одному из них, однажды кузнец и портной отправились искать Лиха (им захотелось увидеть, как оно выглядит). Попав в обитель духа, они тут же стали его жертвами. Лихо убило и съело портного, а кузнецу приказало выковать ему второй глаз.

Тот воспользовался ситуацией и выколол глаз убийце, после чего сбежал. Уже на полпути к деревне кузнец вдруг заметил торчащий из дерева топорик с золотой ручкой. Он решил взять с собой столь ценный инструмент, но рука прилипла к ручке. Тут уж и ослепшее Лихо подходит: “Не уйдёшь от меня, обманщик!”.

Пришлось кузнецу использовать острый нож, который был у него с собой. Им он отрезал свою руку и чуть живой пришёл в деревню. “Вот. – сказал он. – Повидал я Лиха. Товарища моего оно съело, а я без руки остался”.

Хитроумному кузнецу удалось ослепить Лихо и хоть не без потерь, но уйти от него / wikids.ru

Птица и Лихо

Обмануть Лихо удалось и лесной птице. Голодный и злой дух заприметил небольшую серенькую птаху, которой решил поживиться. Он бросился за ней, но птица поднялась в небо. Тогда Лихо бросило камень и подбило ей крыло. Конечно, птичка упала на землю, но там её увидел друг крот.

Он выкопал две ямы, в первую из которых спрятал раненую птицу. Когда Лихо пришло к нужному месту, крот указал ему на вторую яму, заявив, что жертва Лиха именно там. Кровожадный дух залез под землю, а крот быстро засыпал землёй Лихо. Так оно и осталось пленником, а птица получила свободу.

Поговорка «Не буди Лихо, пока оно тихо» актуальна и в наши дни / fantasy-legend.ru

В некоторых легендах отмечается, что у Лиха есть три дочери: клыкастая, когтистая и третья, имеющая и клыки, и когти. Его соратниками являются всевозможные бедствия и горести, что могут напасть на человека.

А вот главный враг Лиха – Леший. Тот очень не любит, когда в лесу, на его территории, хозяйничают посторонние. Там, где Лихо столкнулось с Лешим, остаются поваленные деревья и кусты.

Главный враг Лиха Одноглазого – хозяин леса Леший / Татьяна Вишнякова / artlib.ru

Несмотря на то, что во многих преданиях людям удавалось перехитрить Лихо, этого духа считали одним из самых жестоких и опасных. Его воспринимали однозначно злым и тёмным, а потому старались обходить “лихие” места – к примеру, болота и неведомые тропки. Именно там, как верили наши предки, наибольшая вероятность попасться в когтистые лапы Лиха Одноглазого.

Беловодье

Считается, что Беловодье – это вымышленная легендарная страна, первые упоминания о которой датируются 18 веком. Но в некоторых русских преданиях Беловодье упоминается значительно раньше, о чем мы можем судить по некоторым сказкам. Тем не менее, у этой легенды есть действительно свои реальные корни, о которых мы вам сейчас расскажем.

Беловодье считалось утопической страной. В ней не было преступлений и беззакония, где все были равны друг перед другом, а общество было максимально справедливо. Правили государством люди и церковь, так что и владыки у них, как такового, и не было. Официальная история гласит, что Беловодье – это общее название свободных земель к западу от России в конце XVIII — начале XIX века. Особенно популярно Беловодье было среди среди поморцев, часовенных, беглопоповцев и др., и даже в словаре Даля данная страна имеет собственное значение и описывается, как свободная и незаселенная земля с вольными людьми.

Официально считается, что Беловодье – это территория по берегам Бухтармы (приток Иртыша). Но последующая колонизация восточных земель Россией «перенесла» Беловодье дальше на восток. И чем восточнее приходила Россия, тем больше отдалялось и Беловодье, вплоть до того, что некоторые источники называют Беловодьем Японию или один из ее островов.

Больше всего Беловодье упоминается в сочинении «Путешественник», датирующийся 1810-1815 годом. Автор данного произведения призывает читателей идти в свободную страну Беловодье, где суровые зимы, но и где плодородная земля. Где очень много злата и серебра, драгоценных камней и бисера, где нет «татьбы, и воровства, и прочих противных закону не бывает». Именно в этом произведении автор называет местных жителей «опонцами» (предположительно – японцами), что и дало рождение теории о свободных японских землях.

Лысая гора

Не менее легендарным является и Лысая гора. Это место тоже частенько упоминается, причем не только в мифологии, но и в современной литературе. Считается, что это место, где ведьмы (и другие мифические существа) регулярно устраивают шабаши и сходки. На сегодняшний день принято считать, что Лысая гора – это действительно существующее место, расположенное в Киеве. Но есть своя Лысая гора и у поляков.

Кстати говоря, на киевской Лысой горе даже сейчас происходят странные вещи. То цыгане устраивают там поножовщину, то случаются какие-то необъяснимые и паранормальные вещи, необъяснимые наукой.

Лысая гора упоминается не только в народном творчестве. Многие классические писатели (Булгаков, Гоголь и др.) также упоминали это место в своих произведениях, и всегда Лысая гора была необычным местом, где происходят странные и страшные вещи.

Какой вред может причинить Леший?

Чаще всего Леший представляет опасность для человека. Может увести в чащу леса, водить кругами, заморочить. Иногда проказничает, подстраивая разные кляузы. Но неприятности от Лесовика ждут в лесу тех, кто идет туда без благословения, охранных амулетов, не спрашивает разрешения у Лешего на сбор ягод или грибов, охоту.

Читайте книги сказок о славянских Богах!

Подробнее

Что нельзя делать в лесу, чтобы не разозлить Лешего?

  • В лесу строго-настрого запрещалось ругать кого-либо, особенно ребенка, с упоминанием Лешего, говорить о нем в лесу, иначе дух не заставит взять к себе того, кто его призвал.
  • Особенно оберегали от нападений Лешего детей, идущих в лес. Идя в лес, советовали всегда запоминать, какое первое слово произнес случайно встреченный по дороге человек. Такой случайный прохожий может оказаться Лесовиком, и если придется обращаться к нему за помощью, потеряв в лесу дорогу, он спросит это слово. Не удастся его припомнить — с собой заберет.
  • Нельзя было кричать в лесу, откликаясь на эхо, свистеть и всячески шуметь. Если все же Леший завел в глухую чащу, чтобы найти дорогу, надо было снять с себя одежду, вывернуть наизнанку или задом наперед, так и надеть, обуть левый сапог на правую ногу.

Жуткий дух бедствий

Исследователь В.И.Коваль в своей книге «Народные представления, поверья и приметы» так рассказывает о Лихе:

Лихо могло просто съесть несчастного, попавшегося ему на пути / Bread / aminoapps.com

Согласитесь, образ весьма жуткий – прямо-таки демонический. Описывали Лихо по-разному. Самый распространённый вариант – великанша с одним глазом. Впрочем, в некоторых сказаниях Лихо предстаёт перед нами невысокой старушонкой, у которой, однако, силы не меньше, чем у любого великана. В сказке о Лихе Одноглазом говорится:

Не думаю, что кузнец был тщедушным и маленьким, но, как видите, для Лиха не составило проблемы резко стащить его с печи, словно малого ребёнка. Но главное – у этого духа крайне злобный и кровожадный нрав. Оно постоянно выискивает себе жертв, а уж если человек попался в лапы к лиху – вряд ли ему удастся спастись. Не милует Лихо и зверей, хотя, конечно, человеческие души для него ценнее.

Лихо Одноглазое из-за своего плохого зрения не разбирает, на кого навалиться – хороший или плохой человек, богатый или бедный / egocreo.ru

Славянские мифы читательский дневник, пример заполнения

Миф о Перуне и Диве

Имена главных героев

  1. Перун — бог грома и молнии.
  2. Дива — богиня грозы, жена Перуна.
  3. Дый — бог ночного неба, отец Дивы.
  4. Черноморский Змей.
  5. Велес — бог богатства и домашних животных.

План сюжета

  1. Знакомство Перуна и Дивы, Перун просит руки у ее отца.
  2. Черноморский змей предлагает Диве выйти за него замуж.
  3. Отказ Дивы Черноморскому Змею.
  4. Черноморский Змей надвигается тьмой на Ирийский сад.
  5. Дый и Перун борются со Змеем.
  6. Велес предлагает Диве сбежать со свадьбы.
  7. Перун с Дивой гоняют по небу Черноморского Змея и Велеса.

Описание сюжета.

Однажды Перун, гуляя в Ирийском саду, встретил Диву -Додолу (дочь богини луны Ливии и бога ночного неба Дыя), которая была очень красива. И так она Перуну понравилась, что отправился он к ее отцу просить руки дочери. Но, Дива приглянулась не только Перуну, но и Черноморскому Змею (Поддонному царю). Предложил Змей Диве выйти за него замуж, но та его отвергла. Разозлился Черноморский Змей и надвинулся тьмою на Ирийский сад, превратившись в трехглавого змея. Из одной пасти дунул ледяным ветром, из другой рассыпал искры, а третья криком исходилась. Но, нашлась на него управа. Прилетели два орла (это были Перун и Дый) и стали метать молнии. Убрался тогда Змей восвояси, на дно Черного моря. Но, во время свадьбы Перуна и Дивы случилась другая беда, в Диву влюбился Велес (сын Рода) и стал подговаривать ее сбежать со свадьбы, но Дива не соглашалась. И стали гонять Перун и Дива Велеса и Черномосркого Змея по небу, извергая гром и молнии. А после грома на землю стал лить дождь.

Главная мысль

Победа над злыми силами. Нельзя насильно заставить любить и вступить в брак с нелюбимым человеком. Миф рассказывает не только о знакомстве и свадьбе Перуна и Дивы, но и о том, когда землю стал поливать дождь.

Отзыв

Кто такой Леший и чем он славен?

Леший — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Сложно сказать, кто такой Леший: отдельное ли существо, бывший ли человек (из проклятых, умерших детей, подменышей). Он не добрый и не злой — зависит от его настроения. Может помочь заблудившемуся грибнику или ягоднику выйти из своих владений, а может завести в самую чащу, погубить. Но обычно он вредит тем, кто не соблюдал правил поведения в лесу. Лесовик способен устраивать опасные природные явления, вплоть до ураганов. Ему также подчинены птицы и звери, деревья и травы в лесу:

Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет, такой старичок старенький выйдет с-под корня или с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!», если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес.

Рассказывали, что Лешак стремится иметь семью и детей, поэтому, бывало, похищает девиц и женщин, заманивает их в лес, а иногда приходит чин-чином свататься в обличии человека. Детьми его становятся похищенные в колыбели младенцы, которые, вырастая, сами могут стать Лешими.

Леший руководит жизнью всех лесных обитателей, особенно волков, которых он пасет, как скот.

Солнечные божества

Бог солнца в славянских мифах стоял на втором месте по значимости после Перуна. Хорс – так его называли. Этимология имени до сих пор неясна. По наиболее распространенной теории, происходит оно из иранских языков. Но эта версия весьма уязвима, поскольку сложно объяснить, каким образом это слово стало именем одного из главных славянских божеств. «Повесть временных лет» упоминает Хорса как одного из богов Владимирского пантеона. Есть сведения о нем и в других древнерусских текстах.

Хорс, бог солнца в славянских мифах, упоминается часто вместе с другими божествами, имеющими отношение к небесному светилу. Это Дажьбог – один из главных славянских богов, олицетворение солнечного света, и Ярило.

Дажьбог был еще и божеством плодородия. Этимология имени сложности не вызывает – «дающий благосостояние бог», таков его примерный перевод. Он играл двойную функцию в мифологии древних славян. Как олицетворение солнечного света и тепла, он дарил плодородие почве и одновременно был источником царской власти. Дажьбога считают сыном Сварога, бога-кузнеца.

Ярило – с этим персонажем славянской мифологии связано много неясностей. До сих пор точно не установлено, следует ли считать его божеством, или это персонификация одного из праздников древних славян. Одни исследователи считают Ярило божеством весеннего света, тепла и плодородия, другие – ритуальным персонажем. Его представляли молодым человеком на белом коне и в белоснежной мантии. На волосах – венок из весенних цветов. В руках божество весеннего света держит колосья злаков. Там, где он появляется, обязательно будет хороший урожай. Ярило также зарождал любовь в сердце того, на кого посмотрит.

В одном исследователи сходятся – этого персонажа славянской мифологии нельзя называть богом солнца. Пьеса Островского «Снегурочка» в корне неверно трактует образ Ярило как солнечного божества. В этом случае русская классическая литература играет роль вредной пропаганды.

Славянские мифические существа – обитатели лесов

С лесом у древних славян было связано несколько персонажей. Главными из них были водяной и леший. С появлением на Руси христианства им стали приписывать исключительно отрицательные черты, делая демоническими существами.

Леший – хозяин леса. Называли его еще лесовиком и лесным духом. Он бережно охраняет лес и его обитателей. С хорошим человеком отношения нейтральные – леший его не трогает, и может даже прийти на помощь – вывести из леса, если тот заблудился. К плохим людям отношение отрицательное. Их лесной хозяин наказывает: заставляет плутать и может защекотать до смерти.

Перед людьми леший предстает в разных обличьях: человеческих, растительных, животных. У древних славян отношение к нему было двойственным – лешего почитали и одновременно боялись. Считалось, что пастухам и охотникам нужно было заключать с ним сделку, иначе леший мог похитить скотину или даже человека.

Водяной – дух, обитающий в водоемах. Его представляли в виде старика с рыбьим хвостом, бородой и усами. Может принимать облик рыбы, птицы, прикинуться бревном или утопленником. Особенно опасен во время больших праздников. Водяной любит селиться в омутах, под мельницами и шлюзами, в полыньях. У него есть стада, состоящие из рыб. К человеку враждебен, всегда старается утащить под воду того, кто пришел купаться в неурочное время (полдень, полночь и после заката). Любимой рыбой у водяного является сом, на котором он катается, как на лошади.

Были и другие, низшие существа, например, лесной дух. В славянских мифах он назывался Аукой. Он никогда не спит. Живет в избушке в самой чащобе леса, где всегда есть запас талой воды. Особое раздолье для Ауки наступает зимой, когда лешие засыпают. Лесной дух враждебен по отношению к человеку – будет пытаться завести случайного путника в бурелом или заставит кружить до тех пор, пока тот не устанет.

Берегиня – этот мифических женский персонаж имеет неясную функцию. По наиболее распространенной версии, это лесное божество, оберегающее деревья и растения. Но также древние славяне считали берегинь русалками. Их священное дерево – это береза, которая очень почиталась в народе.

Боровик – еще один лесной дух в славянской мифологии. Внешне выглядит как огромный медведь. Отличить его от настоящего зверя можно по отсутствию хвоста. В подчинении у него находятся боровички – хозяева грибов, похожие на маленьких старичков.

Кикимора болотная – еще один колоритный персонаж славянской мифологии. Людей не любит, но не будет трогать до тех пор, пока путники ведут себя в лесу тихо. Если они шумят и вредят растениям или животным, кикимора может заставить плутать их по болоту. Очень скрытная, крайне редко показывается на глаза.

Болотник – ошибкой будет путать его с водяным. Болото у древних славян всегда считалось местом, где обитает нечистая сила. Болотника представляли страшным существом. Это или неподвижный безглазый толстяк, покрытый слоем водорослей, ила, улиток, или высокий человек с длинным руками, заросший грязно-серой шерстью. Менять свой облик он не умеет. Представляет большую опасность для человека или животного, попавшего на болото. Он хватает жертву, застрявшую в трясине, за ноги и утаскивает на дно. Уничтожить болотника можно только одним способом – осушив его болото.

“Лихие” таланты

Лихо Одноглазое обладало незаурядными способностям. Как рассказывается в славянских легендах, оно могло считать все страхи, живущие в подсознании человека, после чего использовало их против него.

Здесь мне невольно вспоминается философская истина о том, что страх настигает того, кто боится, а потому его нельзя пускать в свою душу. Быть может, наши предки хотели донести до нас эту же идею?

Лихо Одноглазое владело гипнозом и отличалось коварством. Обитало оно на болотах, в лесах или на заброшенных мельницах. Чаще всего оно настигало грибников и охотников, что бродили по лесу и могли, сами о том не ведая, зайти к Лиху “в гости”.

Впрочем, даже оставаясь дома, человеку нельзя было считать, что Лихо его не тронет. Как я уже сказала, нрав у злобной старухи был крайне кровожадный и злой, а потому она нередко выходила на охоту, разыскивая нового несчастного.

Чаще всего Лихо обитает на заброшенных мельницах.Юлий Юльевич Клевер «Заброшенная мельница», 1890 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: