«Страшная месть», глава XVI – краткое содержание
В заключительной, XVI главе «Страшной мести», Гоголь объясняет суть греха колдуна. В городе Глухове слепой бандурист рассказывает людям легенду, как в старину жили два друга-казака, Иван и Петро. Долго были они неразлучны, как братья, пока не поймал Иван по приказу короля Стефана Батория одного славного турецкого пашу. Половиной полученного за это жалования Иван поделился с Петром, но тот чёрной завистью позавидовал подвигу, совершённому его лучшим другом. Возненавидел Петро Ивана и раз на горной дороге столкнул его в пропасть вместе с младенцем-сыном. Иван успел ухватиться за сук и с сыном за плечами стал карабкаться вверх, но Петро, не сжалившись на мольбы друга, пикой столкнул их обоих назад.
Царь Небесный спросил у души Ивана, какую бы муку она сама назначила Иуде-Петро. И попросил Иван, чтобы Бог проклял весь род Петро. Пусть последний в этом роду будет таким злодеем, чтобы его деды и прадеды ворочались в своих гробах из-за его грехов, а Петро при этом терпел муку наибольшую: ел землю, не в силах подняться из неё.
И согласился Бог, когда исполнится высшая мера злодейств последнего из рода Петро, совершить страшную месть
: поднять Ивана с убитым сыном из гроба на высокую гору, привести к нему колдуна, чтобы мог невинно убиенный бросить злодея в глубокую пропасть. А деды и прадеды, выйдя из могил, будут терзать его в этой пропасти зубами – кроме самого Петро, который в земле сможет лишь грызть самого себя…
Есаул Горобець празднует свадьбу сына. Среди гостей находится побратим есаула Данило Бурульбаш с женой Катериной. В разгар веселья есаул берет иконы, чтобы благословить молодых. Вдруг один из гостей превращается в уродливого старика. Все гости сильно испугались. Но есаул выходит вперед с иконами и прогоняет колдуна.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Во время свадьбы сына есаул Горобець вынес для благословения молодых иконы. Один из гостей вдруг превратился в страшного урода, и люди поняли, что это колдун. Его изгнали со свадьбы с помощью икон.
До этого события к жене названого брата есаула, Данилы Бурульбаша, Катерине, приехал отец, которого она не видела с детства. Он всегда был мрачен, отказывался от многих казацких кушаний и пил тёмную жидкость из своей бутылки. Катерине приснился сон, что колдун, который показался на свадьбе, — её отец.
Как-то Бурульбаш увидел, что тесть отправился в старый замок, стоявший недалеко от его хутора. Забрался пан Данило на дуб, чтобы заглянуть в окна неприступного замка, и увидел, что тесть своим колдовством вызвал душу Катерины. Понял пан Данило, что сны жены были вещими.
Вернувшись на хутор, Бурульбаш нашёл способ посадить колдуна в глубокий подвал, но тому удалось освободиться, уговорив дочь открыть дверь. Колдун исчез, и когда на хутор напали ляхи, пан Данило, сражаясь с ними, приметил среди врагов тестя. Метким выстрелом колдун смертельно ранил Бурульбаша.
Катерине колдун явился во сне и потребовал выйти за него замуж. За отказ он убил её маленького сына. От всех этих потрясений Катерина сошла с ума. Однажды в хутор пришёл гость, в котором она узнала отца-колдуна, кинулась на него с ножом, но тот его вырвал и убил свою дочь.
За Киевом явилась чудное видение: вдруг стали видны Карпаты, а на одной из гор стоял конный рыцарь с закрытыми очами. В ужасе колдун вскочил на своего коня и помчался прочь. Явившись в пещеру схимника, попросил он молиться за его погибшую душу. Схимник увидел, что грехи этого человека слишком велики, и отказался молиться за такого небывалого грешника. В бешенстве убил колдун святого схимника.
Скакал колдун на коне, но все дороги приводили его к Карпатам. Очутился он перед всадником из видения. Схватил всадник колдуна за шею, тот вмиг умер и был сброшен в пропасть.
В конце повести рассказывается, как пел бандурист о давнем деле. Жили два казака, названые братья, Петро да Иван. За поимку турецкого паши король обещал большую награду. Братья, решив поймать пашу, поехали в разные стороны. Иван поймал пашу и, взяв награду, разделил её с другом. Но позавидовал Петро, что Иван получил от короля такую честь, и затаил злобу.
Поехали они на жалованные королём земли. На узкой горной тропе столкнул Петро своего названого брата в пропасть.
На Божьем суде Иван попросил, чтобы всё потомство Петра не знало счастья, чтобы последним в его роду был такой злодей, какого ещё не было на свете и чтобы все предки его в своих гробах испытывали муку от каждого его злодейства. И сам Петро, не в силах подняться из земли, терпел ещё более сильную муку, ибо нет большей муки для человека, «как хотеть отомстить, и не мочь отомстить».
Так всё и свершилось, но и сам Иван, по велению Бога, был лишён Царствия Небесного и должен вечно сидеть на коне и чувствовать, как лежащий под землёй Петро в страшных муках трясёт всю землю.
Гоголь «Страшная месть» – краткое содержание
Действие происходит на свадьбе сына Есаула Горобеца. На это торжество съехалось куча народу, среди прочих приглашенных и Данило Бурульбаш со своей красавицей-женой Катериной. По заведенному обычаю в дом, где проходит свадьба, есаул вносит святые образа. Внезапно народ в толпе замечает, как один из гостей превращается в безобразного старика и тут же исчезает. Старые казаки, бывшие на свадьбе, все как один утверждают, что исчезнувший старик — знаменитый колдун и его появление не сулит ничего хорошего.
Возвращаясь из Киева после свадьбы по Днепру, Бурульбаш с ватагой казаков видит развалины старого полуразрушенного замка, рядом с которыми расположено кладбище. И тут глазам путников открывается жуткая картина: из могил поднимаются мертвецы, пронзительно вопя: «Душно мне». Потрясенные казаки пытаются быстрее покинуть проклятое место, а Данило погружается в невеселые мысли — два плохих предзнаменования за прошедшие дни гнетут его. Приезд отца Катерины, угрюмого и жестокосердного человека, не добавляет поводов для веселья.
Приехав на хутор, Данило ссорится с тестем, когда тот в грубых выражениях спрашивает молодых, почему же они так поздно вернулись домой. Ссора доходит до точки кипения, оба казака выхватывают сабли и с минуты на минуту между ними разгорится бой. Только благодаря уговорам Катерины удаётся предотвратить поединок.
На следующий день молодой казак удивлен поведением тестя за столом, тот не ест галушек и свинины. Вечером Бурульбаш видит, как в полуразрушенном замке, стоящем на другом берегу реки, в одной из комнат зажигается свет. Терзаемый любопытством, молодой казак вместе с другом отправляется узнать, что случилось в замке. Они замечают, как в ту же сторону направляется и тесть.
Читать также: Краткое содержание «Ночь перед рождеством»
Взобравшись на дерево, видит Данило чудную картину, как тесть превращается в колдуна, что недавно видывали на свадьбе у знакомых. С помощью заклинания вызывает он дух Катерины, а тот обвиняет чародея в убийстве матери. Потрясенный происходящим, Бурульбаш спешит к себе домой, чтобы рассказать жене о случившемся, но оказывается, она все это видела ночью во сне. Данило, убедившись в том, что его тесть якшается с нечистой силой, приказывает бросить его в подвал, и ждет колдуна неминуемая казнь.
На следующий день добросердечная Катерина, поддавшись уговорам отца, выпускает его из тюрьмы и сама тотчас падает в обморок от нахлынувшей дурноты.
Тем временем, на Малороссию нападают поляки, и Бурульбаш чувствует приближение скорой смерти, однако готов прийти на помощь родной земле. В кровопролитном сражении казаки побеждают поляков, а Данило в пылу сражения застрелен взявшимся невесть откуда тестем-чародеем.
После смерти мужа, убитая горем, Катерина живет в доме есаула Горобца, и каждую ночь ей снятся жуткие сны, в которых отец грозится убить её сына. В одну из ночей она действительно находит в колыбельке убитого младенца. От пережитого ужаса молодая женщина сходит с ума, необузданно пляшет с кинжалом, выкрикивая в адрес своего родителя проклятия. Насилу её удаётся успокоить, но теперь всем ясно — девушка тронулось умом. Изо дня в день ходит она с потухшим взором по дубраве и распевает грустные песни. В один из дней приходит к ней в горницу статный молодой человек, представившийся близким другом погибшего мужа. На некоторое время к Катерине возвращается разум и понимает она, что перед ней её отец. В гневе женщина бросается с ножом на чародея, однако злодей убивает родную дочь. Тем временем киевский люд видит чудную картину — небеса развезлись и с Карпатских гор едет огромный богатырь, а рядом с ним паж-младенец. Чародей, замечая все это, в ужасе седлает коня и едет к киевскому монаху, уговаривая отмолить грехи. Схимник отвечает отказом и тогда душегуб в бессильной злобе убивает его. Движимый неодолимой силой, конь колдуна несет своего хозяина обратно к Карпатским горам.
Читать также: Краткое содержание «Пропавшая грамота»
Чародей видит перед собой богатыря из ночных кошмаров. Витязь берет его своей рукой и бросает в пропасть, а следом за колдуном устремляются и мертвецы. Появляется и самый большой мертвец, но он не в силах встать из могилы. В заключение читатель узнает о двух братьях, Петре и Иване, которые долгое время жили душа в душу. Но случилось так, что Иван пленил знатного турка, а выкуп поделил поровну с братом. Но скупость Петра не имела предела, и он убил брата вместе с его сыном, а деньги забрал себе. Представ перед Богом, просит Иван на род брата наложить проклятие. Последний из их рода будет запятнан с головы до пят кровью жертв, и тогда свершится месть, появится Иван и низвергнет злодея в пропасть.
Гоголь «Страшная месть» очень кратко
Н. В. Гоголь «Страшная месть» краткое содержание для читательского дневника:
Есаул Горобец пригласил на свадьбу сына своего названного брата Данилу Бурульбаша с красавицей-женой Катериной. Когда молодых благословляли иконами, среди гостей открылся колдун и исчез, испугавшись святых образов. Домой Данило возвращался мимо замка колдуна и кладбища, на котором шатались кресты и вставали мертвецы.
Дома Данило поссорился со своим хмурым и вздорным тестем, а потом Катерине приснилось, что отец её — тот самый колдун. Вечером Данило отправился к колдунову замку, заглянул в окно и увидел своего тестя, занятого ворожбой — он вызвал душу Катерины и заставлял её полюбить себя, но душа не покорилась колдуну.
Вернувшись домой, Данило рассказал всё Катерине и заковал колдуна в железные цепи. Колдун пообещал дочери начать праведную жизнь, и та отпустила его. Сразу после этого на село напали ляхи. Горобец поспешил на помощь, но опоздал — Данило погиб. Колдун же вернулся в свой замок и вызвал душу Катерины, но вместо неё к нему явился некто незваный и наводящий ужас.
Катерина поселилась у Горобца. Проснувшись однажды после страшных снов, она нашла есаула мёртвым, сошла с ума и начала везде искать своего отца, чтобы убить. Колдун сам явился к Катерине, чтобы забрать её с собой, но она узнала отца, кинулась на него с ножом, и тот убил свою дочь.
Тем временем на вершинах Карпатских гор появился исполинский всадник с младенцем. Колдун узнал в нём незваного гостя, явившегося во время ворожбы, испугался и попытался скрыться, но куда бы он ни ехал, всё равно двигался к Карпатам. Наконец, всадник открыл глаза и посмотрел на колдуна. Тот умер и был брошен всадником в пропасть к голодным мертвецам.
Кончается быль песней о том, как завистливый Пётр столкнул своего брата Ивана с маленьким сыном в пропасть. Иван проклял потомство брата и предрёк, что последним в его роду будет небывалый злодей, которого он сам низвергнет в пропасть, явившись в виде исполинского всадника.
Это интересно: Повесть Гоголя «Сорочинская ярмарка» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», в котором все произведения объединены общей тематикой – противодействием добра и зла. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Сорочинская ярмарка» по главам. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
История Лизы Данишевской
Когда-то она была дочерью вольного
казака, но ее отец погиб в схватке с поляками. Одолеть отчаянных воинов им
помог могущественный колдун Казимир Мазорецкий. Именно его Лиза и ее сестра
решили захватить лично, дабы доставить к гетьману и поквитаться за смерть отца.
Тогда в руки девушек попадает заговоренный обруч, делающий бессмертного колдуна смертным. Ведьма, давшая это оружие, предупреждает сестер, что их месть может обернутся худым. Но девушки решительны в своих действиях. И вот незадача Мария вдруг влюбилась в пленника, то ли вправду, то ли то из-за колдовских чар. А вот у Лизы с любовью проблемы. Получается, что ей порядка 180 лет и только сейчас она влюбилась в первый раз.
Естественно колдун пытался еще больше
очаровать девицу, дабы вырваться на свободу. Но в словах его есть доля правды.
Когда человек живет несколько сот лет ему и вправду могут опостылеть все эти
бессмысленные войны. Думаю, люди вообще не должны воевать и разрушать, а
напротив жить ради мира и созидания.
Кстати, вины Лизы в гибели сестры нет, она случайно сорвалась с обрыва. Но как же она получила проклятье? Перед смертью голова колдуна отделенная от туловища прокляла Лизу, сделав ее черным всадником. Отныне каждые 30 лет она должна приносить жертву, чтобы жить дальше. Собственно, вот такая история.
Кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть»
Два эпических уровня произведения, две традиции
Андрей Белый, поэт-символист, в начале 20 века выдвинул тезис о том, что отец Катерины и колдун не тождественны. Это стало отправной точкой для последующих наблюдений над поэтикой данной повести. В «Страшной мести», казалось бы, можно обнаружить 2 эпических уровня: легендарный и реальный, в котором происходит конфликт между отцом и мужем Катерины. На втором уровне, то есть в легенде, существует сверхъестественное. Гоголь Николай Васильевич при этом искусно маскирует границу между ними, поэтому один мир кажется порой естественным продолжением другого. Колдун для читателя — это отец Катерины. Одновременно он является легендарной проекцией отца. Находясь в ссоре со своим зятем, он приобретает все более черты страшного колдуна, так как все несоответствующее установленным в патриархальной общине принципам рассматривается как происки дьявола. Повесть эта возникла, как и другие произведения Гоголя из «Вечеров», на пересечении двух традиций: национально-украинской и западно-романтической (главным образом, немецкой). Автор в ней смешивал с элементами современного повествования черты народной традиции. В русле романтизма находится обнаруженное в произведении личное отношение автора к происходящему.
Кратко об истории создания произведения
Время написания Н. В. Гоголем повести «Страшная месть», включенной в популярный сборник произведений этого самобытного писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки», относится к 1831 г.
Стилистика произведения базируется на исторических фактах и восточнославянском фольклоре. Прослеживаются мотивы украинских народных притч, песен. А также автор использует для более полного осмысления важных для людей понятий веры, покаяния, греха элементы готической поэтики.
Основное действие повести разворачивается в период борьбы Украины за независимость против Турции и Речи Посполитой (начало XVII в.). Предыстория, связанная с грехопадением предка жуткого колдуна, относится ко времени правления (середина XVI в.) Стефана Батория (короля Степана).
Анализ и основная мысль
Жанр произведения — мистическая повесть, хотя сам автор долгое время определял его как «старинная быль». Казачья жизнь и потустороннее, реальное и вымышленное — всё это причудливым образом переплетается между собой, создавая уникальный мир, в котором живут и взаимодействуют герои. Многие критики и литературоведы отмечают, что «Страшная месть» перекликается с произведением «Вий» своими фольклорными мотивами из народных сказок и легенд.
Также в повести затронуты такие темы, как:
- природа человеческой мести;
- мотив родового проклятия, традиционный для фольклора;
- тема греха и наказания за него.
Проводя анализ произведения Гоголя «Страшная месть» для читательского дневника, можно увидеть его уникальную композицию. Завязка — момент на свадьбе, когда Бурульбаши впервые видят уродливого колдуна. Развитие действия продолжается, когда Данило пытается разгадать подозрительное поведение тестя и понять, что тот задумал. В произведении несколько кульминаций, когда происходят смерти персонажей. Развязка наступает, когда всадник вершит кару над колдуном.
Важной мыслью является то, что мстительность не является хорошим качеством. Иван, ставший жертвой подлого предательства, всё равно не является светлым, положительным героем
Если поначалу ему и хочется сочувствовать, то потом, когда он придумывает для своего обидчика изощрённую месть, это желание пропадает.
Помня обиду и накладывая на брата страшное родовое проклятие, он противоречит религиозной морали. Это можно подтвердить цитатой из произведения: «Страшна казнь, тобою выдуманная, человече!» — эти слова говорит ему Бог. Он лишает Ивана Царствия Небесного и обрекает его на своеобразное наказание. Поэтому всадник предстаёт перед читателем тёмной и мрачной фигурой.
Художественные образы создаются автором благодаря эпитетам, сравнениям, красивым иллюстрациям пейзажей родной земли. Как и в других повестях своего сборника, Гоголь использует в тексте украинские слова, которые поддерживают неповторимый колорит и простую народную речь. Произведение позволяет увидеть быт того времени, жизнь типичной казацкой семьи и стандарты поведения мужа и жены, а также некоторые исторические события, например, сражения с ляхами, которые в произведениях Гоголя часто являются теми, кто связан с нечистой силой.
Развязка: песнь бандуриста
Причины всего произошедшего становятся ясны из песни старого бандуриста. Он рассказывает историю о двух братьях, Петре и Иване, живших задолго до описываемых событий. Из этого рассказа становится ясно, что судьба Катерины, ее отца, мужа и сына была давно предрешена.
Однажды король Степан пообещал щедрое вознаграждение тому, кто сможет поймать пашу, который мог изрубить весь полк с одним лишь десятком янычар. Братья решили взяться за эту миссию. Ивану улыбнулась удача, и он получил награду, но из великодушия решил отдать брату половину. Однако гордость Петра все же была задета, из-за чего он вознамерился отомстить брату. Когда они ехали на подаренные Степаном земли, Петро сбросил Ивана с обрыва вместе с ребенком, которого тот вез. Иван зацепился за сук во время падения и стал молить пощадить хотя бы сына, но брат сбросил их в пропасть.
Когда Иван после смерти предстал перед Богом, он попросил страшной участи для Петра и его потомков: никто из них не будет счастлив, а последний из рода брата станет таким извергом, какого свет не видел. После смерти его плоть будут грызть предки целую вечность. Сам Петро будет лежать в земле, тоже рваться грызть потомка, но не сможет встать, от чего будет грызть собственную плоть и испытывать страшные муки.
Это интересно
- Описание природы, которое школьникам задают выучить наизусть в рамках прохождения творчества Н. В. Гоголя, является частью рассказа “Страшная месть”.
- Фамилию Горобец также носит в “Вие” один из персонажей второго плана.
- Король Степан, которому служат братья Иван и Петр, – реальный человек. Подразумевается король польский и великий князь литовский Стефан Баторий. Он дал разрешение запорожцам самостоятельно выбирать гетмана и распределять прочие высокие должности. Также Стефан помог казакам с организацией. Есть историческое подтверждение эпизоду повести, в котором король жалует братьям Ивану и Петру земельные наделы. Стефан Баторий действительно одаривал землями выслужившихся казаков. В повести упоминается война с турками, что также является историческим фактом.
- Период, в который происходит основное повествование, относится ко времени правления гетмана Сагайдачного (первая половина XVII века). История о Петре и Иване происходила примерно в середине XVI века.
5 / 5 ( 3 голоса )
Второстепенные герои и их характеристика:
- Есаул Горобец — храбрый отзывчивый бесстрашный казак, названный брат пана Данилы.
- Микитка — запорожец, приехавший к славному уважаемому есаулу Горобцу на свадьбу его сына.
- Старец Варфоломей — святой честный схимник.
- Стецько — верный смелый казак, живущий на хуторе для защиты семьи пана Данилы.
- Старая прислужница — добрая няня, поддерживающая и защищающая Катерину.
- Конашевич — легендарный атаман Запорожского войска.
- Хмельницкий — бесстрашный легендарный гетман Запорожского войска.
- Сагайдачный — православный шляхтич, удалой гетман Запорожского войска.
- Князь Седмиградский — пан Степан. Речь идет о короле Польском, известном как Стефан Баторий.
- Петро — мстительный казак из войска князя Седмиградского, из зависти коварно убивший более удачливого друга-побратима Ивана.
- Иван — справедливый бесстрашный казак из войска князя Седмиградского, погибший от рук Петра, который был ему как брат. Отомстил коварному убийце, когда тот умер.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка Билибина 3 класс Без сомнения, в данной иллюстрации Иван Яковлевич Билибин изобразил фрагмент прекрасно знакомой всем с детства, сказки. Вышеупомянутая лягушка – квакушка размещена в центре. Следовательно, она является
- Сочинение Красота вокруг нас 6 класс Каждый день мы занимаемся разными делами. Идем в школу, занимаемся в разных секциях, делаем уроки, общаемся с друзьями, гуляем. Все это кажется совершенно обычным, и, как говорят родители, повседневным.
- Сочинение по стихотворению Тютчева Листья 3, 6 класс Лирика Тютчева особенна и необычна. Вся ее необычность состоит в почти абсолютной выразительности и точности всех образов, так или иначе появлявшихся в его стихах.
Страшная месть
I
Шумит, гремит конец Киева: есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Наехало много людей к есаулу в гости. В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться. Приехал на гнедом коне своем и запорожец Микитка прямо с разгульной попойки с Перешляя поля, где поил он семь дней и семь ночей королевских шляхтичей красным вином. Приехал и названый брат есаула, Данило Бурульбаш, с другого берега Днепра, где, промеж двумя горами, был его хутор, с молодою женою Катериною и с годовым сыном. Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами; но еще больше дивились тому, что не приехал вместе с нею старый отец. Всего только год жил он на Заднепровье, а двадцать один пропадал без вести и воротился к дочке своей, когда уже та вышла замуж и родила сына. Он, верно, много нарассказал бы дивного. Да как и не рассказать, бывши так долго в чужой земле! Там все не так: и люди не те, и церквей Христовых нет… Но он не приехал.Гостям поднесли варенуху с изюмом и сливами и на немалом блюде коровай. Музыканты принялись за исподку его, спеченную вместе с деньгами, и, на время притихнув, положили возле себя цимбалы, скрыпки и бубны. Между тем молодицы и дивчата, утершись шитыми платками, выступали снова из рядов своих; а парубки, схватившись в боки, гордо озираясь на стороны, готовы были понестись им навстречу, — как старый есаул вынес две иконы благословить молодых. Те иконы достались ему от честного схимника, старца Варфоломея. Не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме. Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву… как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети; а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков — никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак — старик.— Это он! это он! — кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.— Колдун показался снова! — кричали матери, хватая на руки детей своих.Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:— Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! — И, зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.Пошли, пошли и зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом.— Что это за колдун? — спрашивали молодые и небывалые люди.— Беда будет! — говорили старые, крутя головами. И везде, по всему широкому подворью есаула, стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна. Но все почти говорили разно, и наверно никто не мог рассказать про него.На двор выкатили бочку меду и не мало поставили ведер грецкого вина. Все повеселело снова. Музыканты грянули; дивчата, молодицы, лихое козачество в ярких жупанах понеслись. Девяностолетнее и столетнее старье, подгуляв, пустилось и себе приплясывать, поминая недаром пропавшие годы. Пировали до поздней ночи, и пировали так, как теперь уже не пируют. Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе; а еще больше козачества заснуло само, непрошеное, под лавками, на полу, возле коня, близ хлева; где пошатнулась с хмеля козацкая голова, там и лежит и храпит на весь Киев.
Ночь перед Рождеством25/47II
Заключение к краткому пересказу
- месть;
- родовое проклятие;
- грех и наказание за него.
Идея
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Сравнительная характеристика Пугачёва и Гринёва — героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Образ и характеристика Герды — героини сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
Образ и характеристика Вани Солнцева — героя повести В. П. Катаева «Сын полка»
Образ и характеристика Анны Павловны Шерер — героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова
Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Татьяны Лариной — героев романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Аленький цветочек» — краткое содержание и пересказ сказки С. Т. Аксакова
«Волшебник Изумрудного города» — краткое содержание и пересказ по главам сказочной повести А. М. Волкова