Очень краткое содержание для читательского дневника
По Крыму путешествовала бродячая труппа: старик Мартын Лодыжкин — шарманщик, мальчик Сергей — акробат и белый пудель Арто — прекрасный цирковой артист. Они жили на деньги, которые давали зрители их представлений.
Однажды им не удалось ничего заработать. Когда циркачи оказались возле дачи «Дружба», где отдыхало богатое семейство, им навстречу выбежал мальчик Трилли. Ему очень понравился Арто, и артистов попросили показать представление. Трилли потребовал, чтобы пёс остался у него, но дедушка Мартын не согласился продать своего верного друга. Артистов прогнали со двора, не заплатив за представление.
Вечером дворник с дачи «Дружба» нашёл циркачей и снова предложил деньги за пуделя. Артисты отказались. Ночью дворник украл Арто.
Шарманщик стал горевать о том, что без пуделя им трудно будет выступать. Сергей, для которого Арто был настоящим другом, вечером отправился к даче, помог пуделю выбраться на волю, и они возвратились к Мартыну.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава 1
По южному берегу Крыма путешествовала бродячая цирковая труппа. Она была совсем небольшая: дедушка Мартын Лодыжкин со своей старой шарманкой, акробат — двенадцатилетний мальчик Сергей и Арто — красивый белый пудель, выступление которого очень любила публика.
Сергей стал спутником старика после того, как тот пять лет назад взял его «напрокат» у вдового сапожника, обязавшись платить в месяц по два рубля. Но сапожник умер, с тех пор мальчик и дедушка Лодыжкин стали неразлучны.
Глава 2
Артисты вышли к старинному парку, в котором находились красивые дачи. Они обошли весь дачный посёлок, но смогли заработать очень мало. За представление заплатили только в двух дачах, но Мартын был рад и этому. Его сильно возмутила одна барыня: она долго смотрела представление, а дала только дырявый гривенник.
Подойдя к последней даче с табличкой «Дача «Дружба», посторонним вход строго воспрещается», Лодыжкин сказал, что название обещающее и понадеялся на удачу.
Глава 3
Артисты уже собрались начать представление, но тут из дома на террасу выбежал Трилли — мальчик лет восьми-десяти. Он громко кричал, а за ним спешили прислуга, дама и толстый господин. Мальчик катался по полу, визжал, а все уговаривали его принять микстуру.
Шарманщик завёл свою шарманку. Услышав её звуки, все люди на балконе встрепенулись. Мать мальчика решила прогнать артистов, но Трилли закапризничал, что хочет увидеть представление. Артистов вернули, Мартын стал играть на шарманке, а Сергей выполнял разные гимнастические трюки. Затем по командам старика Арто стал делать свой номер.
Трилли очень понравилась дрессированная собачка, и он тут же потребовал пуделя себе. Дама спросила, сколько стоит собака, но Лодыжкин ответил, что она не продаётся. Трилли кричал во всю мочь. Его рассерженная мать предлагала за пуделя большие деньги, но старик не уступал. Тогда дворник прогнал артистов на улицу.
Глава 4
Когда они дошли до моря, их догнал дворник дачи «Дружба». Подкармливая Арто колбасой, он напомнил, что барыня предлагает за пуделя триста рублей. На эти деньги можно было купить бакалейную лавку, но Мартын решительно отказался продавать Арто.
Глава 5
Лодыжкин и Сергей решили позавтракать у источника, а затем немного поспать. В полудрёме дедушка говорил, что купит Сергею красивое трико и атласные туфли для выступления в цирке.
Проснувшись, они поняли, что Арто пропал. Увидев на дороге огрызок колбасы, старик понял, что собаку украл дворник, и очень расстроился.
Сергей сказал, что надо идти требовать собаку назад, а если не отдадут, пожаловаться мировому судье. Дедушка ответил, что нельзя идти к мировому, потому что он живёт по чужому паспорту, а свой у него украли.
Глава 6
Дойдя до Алупки, артисты остановились на ночлег в турецкой кофейной. Поздно ночью Сергей тихонько вышел и направился к даче «Дружба». Там он перелез через ворота и стал обходить дачу кругом.
Услышав из подвала стонущий визг, Сергей позвал Арто, и на весь сад раздался неистовый лай. В подвале послышался крик и что-то стукнуло. Мальчик закричал, чтобы не смели бить собаку.
Из подвала выбежал Арто с обрывком верёвке на шее, за ним гнался дворник. Сергей и пудель бросились прочь. Найдя место, где забор был не очень высокий, маленький акробат подсадил пуделя, перелез через забор, и они помчались что есть силы.
Хотя дворник остался в саду, мальчик и собака ещё долго бежали, затем передохнули у источника и пошли в кофейную. Арто отыскал среди спящих постояльцев Лодыжкина и на радостях облизал ему лицо. Старик хотел расспросить Сергея, но не успел — мальчик уже заснул.
Кратко об истории создания произведения «Белый пудель».
Рассказ «Белый пудель», основан на реальном событии, который произошел с писателем в 1903 году. Куприн отдыхал на крымской даче и принимал бродячих артистов. Однажды писатель разговорился с мальчиком-циркачом, и тот сообщил ему, как во время выступления богатая дама хотела купить его дрессированную собаку, предлагая большую сумму денег. Но он отказался, после чего маленькая группа была вынуждена покинуть то место из опасения, что на них пожалуются в полицию.
В заключение следует отметить, что рассказ Куприна позволяет понять драматизм и его жизнеутверждающую идею победы дружбы над ложью и богатством.
ДИК И ЧЕРНИКА. «Воробьиное озеро (илл. Галина Макавеева)»
С нами в избушке живёт пёс, которого звать Дик. Он любит смотреть, как я курю. Сядет напротив и глядит, как изо рта у меня дым валит.
Дик — добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, — вот чего ему надо!
Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.
Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем.
— Да черника это, Дик! — объяснял я. — Смотри, как её много.
Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.
— Теперь сам валяй, — сказал я.
Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг, толкал в бок носом, чтоб я не забывал про него.
Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть — и только кустики затрещали.
Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки, и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку.
ЧЕРНИКА
Неподалёку от ежиной норы было небольшое Лосиное болотце. Лосиным его называли, потому что в нём много лет назад утонул Лось. Так рассказывали взрослые. Может быть, они так говорили, чтобы дети не ходили одни на болото.Вовка несколько раз удирал туда со своим приятелем зайцем Сенькой, чтобы попрыгать на кочках. Кочки начинали ходить под ними: вниз — вверх, вниз — вверх, хлюп — шлёп, хлюп — шлёп… Сердце то выпрыгивало из груди, то уходило в пятки. Было весело и страшно.Вообще Сенька был отчаянным зайцем. Он зигзагами носился по всему болоту и однажды под страшным секретом сообщил Вовке, что видел торчащие из мха лосиные рога. Вовка верил приятелю. Как-то ему даже показалось, что он тоже увидел лосиные рога, но это оказалась обычная сухая коряга.
На Лосином болотце росли не только кочки, В середине лета там появлялась черника, а осенью — брусника и клюква. И ёжики всей семьей ходили туда за ягодой.В этом году черника поспела раньше обычного. Папа достал из кладовки резиновые сапоги, чтобы не промокли ноги. А мама приготовила посуду: папе — большой бидон, себе — стеклянную банку на верёвочке, а Вовке и Веронике дали по кружке.
Вероника, которую в первый раз взяли за ягодами, всю дорогу возмущалась, что ей дали маленькую кружку, а Вовке — большую. Хотя она соберёт больше. Но, увидев первый черничный куст, Вероника напрочь забыла о своей кружке и стала запихивать ягоды в рот.К вечеру папа набрал полный бидон, мама — банку, Вовка — большую кружку, а Вероника так набила живот, что еле дошла до дома. Она до такой степени измазюкалась черникой, что мордочка у неё стала синей, а язык — чёрным.— Ну, что, собрала больше всех? — ехидно спросил Вовка.В ответ Вероника показала брату язык.
И тут Вовка решил разыграть её.— Запомни, — сказал он. — Тот, кто показывает другим язык, превращается в Старуху-Чернуху, а язык у него становится чёрным и отваливается.Старухой-Чернухой в лесу иногда пугали непослушных детей. Вероника взглянула на себя в зеркало и в ужасе завопила:— Мама! Я превратилась в Старуху-Чернуху! У меня язык отваливается!
Фильмы по книгам
Пример задания:
В каких книгах была героиня лиса? Отправь её на съёмки фильмов по этим книгам.
Дано на экране выбрать две книги, отправляем лису в обе и далее переходим к утке.
- «Лиса и журавль», народная сказка — лиса
- «Серая шейка», Д. Н. Мамин-Сибиряк — лиса
Отлично, теперь отправь утку на съёмки
«Серая шейка», Д. Н. Мамин-Сибиряк — утка
Переходим к основному заданию для всех классов, ищите свои варианты.
В каких книгах были такие герои (лягушка, лиса, медведь, баба-яга, старуха)?
Отправь их на съёмки фильмов по этим книгам.
- «Гуси-лебеди», народная сказка — баба-яга
- «Теремок», народная сказка — лиса, медведь и лягушка
- «Царевна-лягушка», народная сказка — баба-яга и лягушка
- «Квартет», И. А. Крылов — медведь
- «Колобок», народная сказка — лиса, медведь и старуха
- «Елена Премудрая», сказка — старуха
- «Каша из топора» — солдат и старуха
- «Сказка о рыбаке и рыбке», A. С. Пушкин — старуха
В каких книгах были такие герои (леший, казак, крестьянский мальчик, офицер, князь)?
Отправь их на съёмки фильмов по этим книгам.
- «Ночь перед Рождеством», Н. В. Гоголь — казак
- «Песнь о вещем Олеге», А. С. Пушкин — князь
- «Филипок» Л. Н. Толстой — крестьянский мальчик
- «Бежин луг», И. С. Тургенев — крестьянский мальчик
- «Тарас Бульба», Н. В. Гоголь — казак
- «Кавказский пленник», Л. Н. Толстой — казак, офицер и крестьянский мальчик
- «Капитанская дочка», А. С. Пушкин — казак и офицер
Вот так выглядит ответ:
Основные герои
Основные герои – странствующая труппа, в составе которой:
- Старик лже-Мартын Лодыжкин — мещанин, на самом деле Мартына Лодыжкина зовут Иваном Дудкиным, и он крестьянин. Ныне он странник, зарабатывающий на жизнь при помощи своей шарманки.
- Сергей – двенадцатилетний мальчик. У парня сложная судьба: старик Лодыжкин «взял его напрокат у забулдыги – сапожника», но тот вскоре умер, а ребенок навсегда остался с шарманщиком.
- Арто – белый пудель, четвероногий спутник маленькой труппы.
Второстепенные герои:
- Трилли – истеричный, избалованный ребенок. Сын богатого барина, привык получать все, что пожелает.
- Дворник – прислуга родителей Трилли. «Серьезный мужик», как охарактеризовал его старик Лодыжкин.
Польза и противопоказания
Что полезнее – голубика или черника? Отличия по составу незначительные, обе ягоды содержат набор витаминов и других ценных элементов, что делает их полезными для здоровья. Обе они используются в качестве лечебного средства.
Черника
В этой ягоде содержится аскорбиновая кислота и антиоксиданты. Черника улучшает работу иммунной системы, является природным антибиотиком, издавна считается очень полезной для глаз.
В народной медицине плоды используют:
- при ухудшении зрения;
- при расстройствах пищеварительной системы;
- для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
- при анемии;
- для лечения ожогов;
- при повышенном уровне глюкозы в крови;
- при мочекаменной болезни;
- при острых респираторных инфекциях.
Нельзя есть чернику при хронических запорах и заболеваниях поджелудочной железы.
Голубика
Ее полезные свойства заключаются в том, что она обладает антиоксидантными свойствами, повышает способность клеток к регенерации, способствует выработке коллагена, незаменима в диетах для похудения.
Ягоды голубики применяют:
- для нормализации работы ЖКТ;
- при гипертонии;
- для укрепления сердца и сосудов;
- для ускорения обменных процессов;
- для улучшения памяти и работы мозга в целом;
- для устранения усталости глаз;
- при анемии.
Важно! Голубика может вызвать аллергию, поэтому злоупотреблять ею не рекомендуется. Кроме этого, она приводит к расстройствам кишечника.
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни: В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей. Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
Задания для 1 класса
- — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
- — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
- — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
Задания для 2, 3 и 4 классов (как и в 1-3, плюс одна книга)
— П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
rulibs.com : Детское : Детская проза : Воробьиное озеро (илл. Галина Макавеева) : Юрий Коваль : читать онлайн : читать бесплатно
Короткие рассказы о природе. Полноформатная иллюстрация почти на каждом развороте простые и ясные по рисунку и тем не менее передающие тончайшие нюансы состояния природы акварели Галины Макавеевой.
Для младшего школьного возраста
Короткие рассказы о природе. Полноформатная иллюстрация почти на каждом развороте простые и ясные по рисунку и тем не менее передающие тончайшие нюансы состояния природы акварели Галины Макавеевой.
Для младшего школьного возраста
Юрий Иосифович Коваль
Рисунки Галины Александровны Макавеевой
Издательство «Малыш»
Москва, 1991
ВОРОБЬИНОЕ ОЗЕРО
Давным-давно слыхивал я рассказы про Воробьиное озеро.
Говорили, что там ловятся огромные лещи, которые не влезают в таз, окуни, которые не влезают в ведро, чудовищные щуки, которые вообще ни во что не влезают.
Удивительно было, что щуки да окуни такие огромные, а озеро — Воробьиное.
— Ты уж сходи на Воробьиное-то озеро. Найдёшь его там, в лесах.
Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова. Острова эти были похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей — берёзы.
Не было никакой лодки, и я не смог добраться до островов, стал ловить рыбу.
Повидал и щуку, и чёрного окуня, и золотого леща. Правда, все они были не слишком велики, уместились в одном ведре, ещё и место осталось.
На это самое место положил я луковицу, начистил картошки, кинул перцу-горошку, долил воды и подвесил ведро над костром.
Пока закипала уха, я смотрел на острова-корабли, на их берёзовые паруса.
ХРЮКАЛКА
Поздним весенним вечером, когда солнце спрячется за верхушки деревьев, неведомо откуда появляется над лесом странная длинноклювая птица. Летит низко над прозрачным ольшаником и внимательно оглядывает все просеки и поляны, будто ищет чего-то.
— Хорх… хорх… — доносится сверху хриплый голос — Хорх…
Раньше в деревнях говорили, что это не птица вовсе, а вроде бы чертёнок летает над лесом, разыскивает свои рожки, которые потерял.
Но это, конечно, не чертёнок. Это летает над лесом вальдшнеп, ищет себе невесту.
У вальдшнепа вечерние глаза — большие и тёмные. За хриплый голос вальдшнепа иногда называют «хрюкалка», а за длинный клюв — «слонка».
В одной деревне, слышал я, зовут его ласково «валишень». Такое название мне нравится больше всего.
ДИК И ЧЕРНИКА
С нами в избушке живёт пёс, которого звать Дик. Он любит смотреть, как я курю. Сядет напротив и глядит, как изо рта у меня дым валит.
Дик — добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, — вот чего ему надо!
Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.
Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем.
— Да черника это, Дик! — объяснял я. — Смотри, как её много.
Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.
— Теперь сам валяй, — сказал я.
Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг, толкал в бок носом, чтоб я не забывал про него.
Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть — и только кустики затрещали.
Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки, и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку.
Читать онлайн Воробьиное озеро (авторский сборник)
- Альтернативная история 2144
- Боевая фантастика 918
- Эпическая фантастика 506
- Героическая фантастика 874
- Детективная фантастика 952
- Киберпанк 101
- Космическая фантастика 397
- Социально — психологическая фантастика 310
- Ужасы и Мистика 652
- Юмористическая фантастика 237
- Фэнтези 1659
- Научная Фантастика 1138
- Иностранная фантастика 84
- Классический детектив 1719
- Полицейский детектив 166
- Боевик 2455
- Иронический детектив 1122
- Исторический детектив 807
- Шпионский детектив 191
- Криминальный детектив 132
- Политический детектив 303
- Маньяки 123
- Крутой детектив 61
- Триллер 461
- Детектив 1368
- Иностранный детектив 267
- Дамский детектив 59
- Классическая проза 368
- Историческая проза 501
- Современная проза 625
- Контркультура 21
- Русская классическая проза 442
- Советская классическая проза 280
- Иностранная проза 151
- Эпическая проза 1
- Современные любовные романы 2687
- Исторические любовные романы 1957
- Остросюжетные любовные романы 286
- Короткие любовные романы 6204
- Эротика 140
- Иностранные любовные романы 489
- Вестерн 303
- Исторические приключения 2074
- Приключения про индейцев 141
- Морские приключения 497
- Путешествия и география 1301
- Природа и животные 986
- Прочие приключения 1669
- Сказка 1089
- Детские стихи 93
- Детская проза 3386
- Детская фантастика 1454
- Детские остросюжетные 1008
Ягоды
Чем отличается черника от голубики? Первое, что хочется сравнить, – это ягоды, которые и представляют главный интерес. Плоды имеют различия и по цвету, и по размеру, и по форме, и по вкусу.
Черника мельче, у нее более темный цвет, интенсивный сладковато-кислый вкус. Голубика крупнее и светлее, плоды более мясистые и плотные, сок водянистый и бесцветный. Вкус нейтральный, невыраженный, кисловатый, но есть ягоды сладкие, немного приторные. Кожица и у той и у другой покрыта сизым налетом.
Голубика не пачкает, в отличие от черники, руки и рот, не оставляет темных следов на одежде. Черничные пятна плохо отмываются и отстирываются.
Одно из отличий между черникой и голубикой – цвет сока
Ягоды черники круглые, темно-синие, практически черные. У голубики – удлиненные, большие (до 12 мм), серо-синего цвета.
Черника более калорийная – 57 кКал/100 г, голубика содержит всего 39 кКал. По содержанию витаминов, аминокислот, минералов и других веществ разница между черникой и голубикой небольшая.
Вещества/100 г |
Голубика |
Черника |
Белки |
1 г |
0,74 г |
Жиры |
0,5 г |
0,33 г |
Углеводы |
8,2 г |
14,49 г |
Вода |
88,2 г |
87 г |
Клетчатка |
1,2 г |
2,4 г |
Зола |
0,3 г |
0,4 г |
Витамин А |
0,29 мг |
3 мкг |
Витамин В1 |
0,02 мг |
0,037 мг |
Витамин С |
16-20 мг |
9,7 мг |
Витамин К |
19,3 мкг |
19,3 мкг |
Витамин РР |
0,28 мг |
0,42 мг |
Конспект урока по теме«Дик и черника» Ю.Коваль.docx
ые УУД• помогаете друг другу;• вместе решаете возникшую проблему.ЗАЧЕМ? КАК? Технологияздоровьесбережения (работа впаре создаётантистресовуюситуацию, чтоформируетздоровуюпсихику ребёнка)Итак, готовы.Мы с ребятами внимательно слушаем, какиеответы получились. (После ответа на первый вопрос: правильно,люди учатся всю жизнь: и когда дети, и когдавзрослые. Животных, которые живут рядом снами, мы тоже чемуто учим).(После ответа на второй вопрос: молодцы,перечислили много умений, которые в жизни намнеобходимы и, чтобы этими умениями овладеть,нам приходится учиться)(После ответа на третий вопрос: отлично, какмного действий вы назвали).(После отчёта четвёртой группы: правильно,получение знаний необходимо нам на протяжениивсей жизни).1:детей,животных,взрослых2:шить,плавать,читать, писать,водить машину3: показывать,объяснять,читать,рассказывать4: чтобы бытьумным,всёуметь и знать.
РЕФЛЕКСИЯОЦЕНКАСОБСТВЕННОГОПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯЛичностныеУУДВы хорошо поработали в парах. Какие уменияпозволили вам так хорошо справиться с заданием?Если вы поработали на данном этапе урока,закрасьте один лепесток на цветочке в любойцветНа какой вопрос надо дать Пете сегодня ответ?(Что такое обучение?)Опираясь на ваши мысли, позвольте мне подвестиитог работы.Обучение – это получение знаний и овладениекакимито умениями.А чему бы вы хотели научиться сегодня на урокечтения: какие знания получить и какими умениямиовладеть?ОБЪЯВЛЕНИЕ А можете сказать, каким словом называютУмение слушать друг друга, работать дружно.Слайд1Мы
учитьсянаходитьтекстебудем
в
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением. Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов. Например, «водить за нос» значит «обманывать». Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
Задания для 1 и 2 классов
- 1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась Испугался старик, взмолился : «Что ты, баба, белены объелась ?…». Осердилася пуще старуха, По щеке ударила мужа. « Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою?…»
- 2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут! — Что, что они кричат? Никак я не разберу. — А то и кричат, что сейчас за тебя примутся! «Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
- 3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам. Бочка по морю плывёт. Словно горькая вдовица, Плачет, бьётся в ней царица; И растёт ребёнок там Не по дням, а по часам.
3 и 4 классов (1 и 2 класс, плюс один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял Наконец мы задремали. Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне: — Минька, пока Степка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
Задания для 1 класса
- 1-ое слово О горе тебе, бедный человек! … Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Житие Александра НевскогоПравильные ответ: Зеницы — это глаза
- 2-ое слово Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим. Повесть временных летПравильный ответ: Уста — это губы, рот
- 3-е слово И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!» Повесть временных летПравильный ответ: Кудесник — это шаман, колдун
Задания для 2 класса (всё как в 1 классе, плюс одно)
4 слово И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей… Житие Александра НевскогоПравильный ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (слова из 1 и 2 класса, плюс одно)
5 слово И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. Житие Александра НевскогоПравильный ответ: Ратный — это боевой
Викторина, посвященная творчеству Ю. И. Коваля
Вопросы по рассказам, стихам, повестям Ю. Коваля
- Каким словом заканчивается такое стихотворение:
Я боюсь, ребятки,
Что за этот год
Вырастет на грядке
Страшный…
(Бегемот)
Из чего сделаны любимые колокольчики писателя?
(Из фарфора)
О каких змеях упоминает Коваль в «Соседстве»?
(О гадюках)
Что такое — листобой, Летний кот, Орденские ленты?
(Холодный октябрьский ветер, подсолнух, ночные бабочки)
Как называется черный березовый гриб?
(Чага)
И засияло что-то там в ветках ивы, и сполз с них, потрескивая, закачался в воздухе сверкающий колобок» Что это было?
(Шаровая молния)
Кто такой капитан Клюквин?
(Клест)
В деревне Василево все собаки – Тузики, все тетушки – тети Мани. А все коровы?
(Зорьки)
Почему Тузика назвали «Картофельной собакой»?
(Потому что он ел сырые картофелины)
Как звали доброго пса, обжору, который научился, есть чернику?
(Дик)
Какого пирата из повести Коваля «Шамайка» вы знаете?
(Кота «Рваное Ухо»)
Какое слово пропущено в названии рассказа «Раз, два, …, четыре»?
(Лошадь)
Как называлась деревня в повести Ю.Коваля «Недопесок»?
(Ковылкино)
Почему стал возможен побег недопеска Наполеона?
(Прасковьюшка рассердилась и не закрыла клетки)
Куда и зачем, по мнению дошкольника Серпокрылова идет недопесок Наполеон Третий?
(На Северный Полюс, на волю, чтобы создать свою собственную семью)
В каком месте вечно вешала курицу Райка Паукова, и об этом знал весь дом?
(Между дверями)
Какой технической особенностью славился дом по Зонтичному переулку, в котором жили герои повести?
( Лифт был только в первом подъезде)
Что использовал Крендель в качестве голубятни?
(Старинный резной буфет)
Как звали старушонку, которая приглядывала за Кренделем и его братом?
(Бабушка Волк)
О чем мечтал Похититель?
(Когда-нибудь раскаяться, начать новую жизнь и написать о своих преступных делах книгу)
Что он оставлял на месте преступления в качестве улики?
(Пуговицу)
Какое дерзкое преступление совершил Моня Кожаный при помощи мешка и духовой винтовки?
(Во время похищения стреляли алмазами из винтовки из одного дома в другой, попадая точно в мешок. Так был похищен целый мешок алмазов)
Для составления викторины использованы:
«Я книг его читаю строки…»// Читаем, учимся, играем.-2002.-№ 6.-С.56-63
Перемышлев Е. Юрий Коваль. Пять похищенных монахов: Викторина // Литература (Прил.).– 1999.– № 23.– С. 13
Составитель: гл. библиограф Г. В. Зверева