Толстой «акула»

Краткое содержание рассказа Льва Николаевича Толстого «Акула»

Действие рассказа происходит у берегов Африки. Там находится военный корабль. Среди взрослых и опытных членов команды там находятся два юноши. Заметно, что они еще не обрели относительно взрослое сознание, поэтому по-всякому дурачатся.

Капитан корабля, принимая во внимание погодные условия, отдает необычный приказ. Матросы должны спустить парус в воду, чтобы он образовал своеобразный «бассейн» над водой. Конечно же, все решают охладиться, ведь жара — лютая

Вот только мальчишки осознают, что бассейн им тесен, поэтому они против воли капитана ныряют в открытое море. Они устраивают заплыв до бочки, привязанной к якорю. Все бы ничего, вот только команда корабля увидела огромную акулу, стремительно плывущую к юным пловцам. Капитан сразу же приказал спустить шлюпку, вот только даже самые опытные гребцы не успели бы доплыть до юношей и спасти их. Акула двигалась очень стремительно, видимо, это была ее не первая охота на людей

Конечно же, все решают охладиться, ведь жара — лютая. Вот только мальчишки осознают, что бассейн им тесен, поэтому они против воли капитана ныряют в открытое море. Они устраивают заплыв до бочки, привязанной к якорю. Все бы ничего, вот только команда корабля увидела огромную акулу, стремительно плывущую к юным пловцам. Капитан сразу же приказал спустить шлюпку, вот только даже самые опытные гребцы не успели бы доплыть до юношей и спасти их. Акула двигалась очень стремительно, видимо, это была ее не первая охота на людей.

На борту был старый артиллерист, по совместительству являющийся отцом одного из мальчиков. От страха за детей его парализовало, поэтому он не мог сделать ни шага. Но вот мальчишки заметили акулу и начали кричать. Этот крик пробудил мужчину, поэтому он кинулся за пушку. Выстрел — полная тишина. Дым окутал все беспросветной пеленой. Еще мгновение — море в крови акулы, убитой выстрелом. Мальчишки же остались целы и невредимы. Сама судьба подарила им свою милость, ведь еще мгновение и они бы оказались на том свете. Акулы не оставляют раненых — они съедают все до последнего кусочка.

Такая вот история! Давайте же перейдем к анализу ее смысла!

Введение

Акулы. Эти древние создания вызывают интерес у людей, смешанный с чувством бессознательного страха. Про акул сложено больше мифов и легенд, чем про любых других морских обитателей. Считается, что они – самые совершенные хищники на нашей планете. Достигнув предела в развитии хищных рыб, они остаются неизменными вот уже сотни миллионов лет. Фантазию писателей и сценаристов питают рассказы об их нападениях на людей. А энтузиасты мечтают отыскать в морской пучине самого опасного хищника, мегалодона. Сегодня мы отправимся в далекое прошлое и вместе с акулами пройдем тернистый путь их эволюции.

Доклад-сообщение «Акулы»

Акулы живут в море и океане. Они могут находиться на поверхности и глубоко под водой. Они могут опускаться на глубину до двух тысяч метров. Они, разумеется, являются хищниками. За исключением отдельных видов, поедающих планктон и мелких рыб, а также мелких кальмаров. Существует только 3 вида таких акул, которые не опасны для людей. Это большеротые, китовые и гигантские акулы.

Скелет

В скелете акулы отсутствуют кости, что отличает их от остальных рыб. Их скелет состоит из хрящей. Чешуя акул свидетельствует об очень древнем происхождении этих рыб. Она образована ромбиками с зубчиками. Строение и прочность чешуи подобны строению зубов. Зубчики обладают такой формой, что когда проводишь рукой от головы до хвоста, кожа кажется гладкой. При проведении рукой в противоположном направлении появится ощущение прикосновения к наждачной бумаге.

Такая броня защищает акул от врагов. Одновременно эти зубчики позволяют акулам отлично плавать. Они сокращают сопротивление воды. К тому же они гарантируют бесшумность и незаметность акулы при движении. Если акула выслеживает добычу, то ее практически не слышно до нападения. Мускулы акулы могут сокращаться без управления ЦНС.

Акула плывет, изгибая все тело из стороны в сторону. Практически любая акула вовремя охоты использует электрическое поле. На морде рыбы расположены электрические сенсоры, улавливающие это поле.

Зубы

Зубочелюстная система различных видов имеет отличия. Например, у тигровой акулы зубы обладают формой конусов. Они весьма острые. Рыбы, поедающие планктон. Обладают довольно мелкими зубами. Их размер составляет от трех до пяти миллиметров. У некоторых видов зубы имеют зазубрины и весьма большие размеры. Такими зубами легче разорвать крупную жертву.

Акулы имеют отличия хвостового плавника. У ряда видов этот плавник обладает одинаковыми лопастями, а у других видов одна лопасть больше другой. Акулы отлично улавливают запахи. У них имеются ноздри, имеющие вид маленьких мешочков. Лучше всего эти рыбы улавливают запах крови. Они могут ощутить запах небольшой ложки крови в огромном бассейне.

Дыхание акул осуществляется при помощи жабр. Они поглощают кислород, который содержится в воде.

Глаза

Глаза акул тоже обладают своими особенностями. Они имеют отражающий слой. Данный слой осуществляет отражение света, прошедшего сквозь сетчатку глаза, назад в глаз. Такая особенность позволяет повторно оказывать действие на глазные рецепторы

Благодаря этому свойству острота зрения увеличивается при неважной освещенности. Зрение оказывается в десять раз лучше зрения человека

Слух акул также обладает уникальностью. Рыбы слышат низкий звук, инфразвук и другие звуки, которые не может уловить человеческое ухо и являются недоступными для большинства животных.

Размножение акул возможно двумя способами. Некоторые виды откладывают яйца, прячут их в камни и водоросли. Однако существуют и живородящие виды. Акулы не проявляют заботу о потомстве. Появившиеся на свет рыбы живут сами по себе. Хищниками они становятся уже с рождения.

Акула Толстой Л.Н

Берега Африки. Корабль на якоре. Жара. Капитан разрешил команде купаться, был сброшен парус. Двум мальчикам было тесно и неинтересно купаться в парусе, и они уплыли в открытое море. Плавали наперегонки.

Вдруг появилась, которую увидели с корабля, но не видели юные пловцы. Крики ужаса. Паника. Акула все ближе и ближе к мальчикам. Отец одного из мальчиков, артиллерист, зарядил пушку и выстрелил. Дым. Тишина. Радостные крики матросов.

Желтое пузо акулы.

Спасение мальчишек.

Очень краткое содержание

Во время плаванья на корабле,мальчики купались в открытом море. Вдруг кто-то крикнул: «Акула!». Матросы на лодке поплыли спасать их. Мальчики заметили акулу и испугавшись,поплыли в разные стороны. А старый артиллерист подбежал к пушке и произвел выстрел. Акула была убита,а мальчики целыми и невредимыми возвратились на корабль

Краткое содержание

Повествование рассказа Льва Николаевича Толстого начинается с того, что автор описывает, где стоял корабль на якоре. Было это возле берегов Африки. Сначала на корабле было прохладно. Но к вечеру воздух стал сильно спертым и со стороны пустыни Сахары повеяло неумолимой жарой.

Тогда капитан корабля всем скомандовал о том, чтобы купаться. Присутствующих на корабле не пришлось долго уговаривать. Все люди, находящиеся на корабле, разом прыгнули в воду, натянули парус и устроили себе своеобразный бассейн.

Также на корабле присутствовало два мальчика. Один из них был сыном артиллериста. Молодые люди бросились в воду раньше всех. Им было тесно купаться в купальне, устроенной другими мужчинами и они приняли решение поплыть дальше в открытое море. Сначала мальчики плыли наравне. Но потом сын артиллериста стал немного отставать.

Вдруг с корабля раздался крик: «Акула!». Все повернулись туда, куда показывал кричащий. Действительно в море, прям на мальчиков, плыла акула. Тогда все начали кричать молодым людям об опасности. Но их не было слышно из-за шума воды. Несколько матросов спустились на воду лодку, чтобы доплыть до мальчиков. Но они были намного дальше от них, чем акула.

Старый артиллерист стоял на палубе, не шевелясь. От шока он замер, как статуя и ничего не слышал вокруг. Когда матросам, которые плыли на лодке, оставалось не так много преодолеть расстояния до мальчиков, они еще раз им крикнули. Молодые люди услышали их и расплылись в разные стороны, издав сильный крик.

Услышав этот крик, артиллерист очнулся, как будто после непонятного сна, и кинулся к пушке. Зарядил ее и пальнул. Отец одного из мальчиков упал ничком на палубу и закрыл лицо и уши руками. Когда дым рассеялся, то все увидели, что артиллерист, хоть он и был старым, попал в акулу и убил ее. Мальчики остались целы и невредимы.

На палубе все рукоплескали, радостно кричали и улыбались отцу мальчика. Артиллерист в свою очередь был счастлив, что спас сына.

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Акула» учит тому, что опасность подстерегает нас на каждом углу. Где бы мы ни были, чтобы мы ни делали, нужно всегда следить за собой и быть осторожнее. В таком случае опасность может миновать.

✚ Заказать ✎ Написать

Тест с ответами: “Акула” Л.Н.Толстой

1. Кто написал произведение «Акула»: а) Толстой + б) Достоевский в) Чехов

2. Жанр произведения: а) роман б) рассказ + в) пьеса

3. Год написания произведения: а) 1865 б) 1880 в) 1860 +

4. Дата первой публикации: а) 1875 г. + б) 1855 г. в) 1895 г.

5. На берегу какой части света происходило событие: а) Америка б) Австралия в) Африка +

6. К вечеру: а) начался дождь б) стало очень душно + в) стало слишком холодно

7. Горячий ветер дул с: а) Гоби б) Атакамы в) Сахары +

8. Перед закатом солнца капитан крикнул: а) «Купаться!» + б) «Отбой!» в) «Вперёд!»

9. На чём плавали матросы: а) на летучем змее б) на сетке в) на парусе +

10. Кто спрыгнул в воду первым: а) 2 матроса б) 2 мальчика + в) капитан

11. Почему мальчики выплыли в открытое море: а) им было тесно + б) они увидели что-то живое в воде в) им было скучно со взрослыми

12. Мальчики поплыли к: а) ближайшей лодке б) бочонку над якорем + в) берегу

13. Отец одного из мальчиков был: а) артиллеристом + б) капитаном в) матросом

14. Как отреагировали мальчики, когда им крикнули вернуться назад, увидев акулу: а) приняли крики за шутку б) тут же поплыли к берегу в) не услышали крика, продолжали резвиться +

15. В надежде спасти мальчиков матросы: а) спустили лодку и помчались на ней к мальчикам + б) начали молиться за мальчиков в) тоже кричали им про акулу

16. Увидев акулу мальчики: а) притворились мёртвыми б) с визгом поплыли в разные стороны + в) молча поплыли в разные стороны

17. Что артиллерист сделал с акулой: а) поплыл к ней и ударил по носу б) криками прогнал её прочь в) выстрелил в неё из пушки +

18. Что произошло с мальчиками в итоге: а) мальчики сами приплыли к кораблю б) матросы забрали их и отвезли к кораблю + в) они исчезли без вести

19. Какой корабль стоял у берегов Африки: а) пассажирский б) грузовой в) военный +

20. Что решили устроить мальчики: а) гонку на одну милю б) гонку до бочонка + в) проплыть вокруг корабля

21. Как вытянулись мальчики оказавшись в воде: а) как ящерицы + б) как лягушки в) как змеи

22. Что кричал артиллерист сыну, когда он начал отставать: а) Ну давай! Понатужься! б) Не выдавай! Понатужься! + в) Ну давай! Поднатужься!

23. Что закричал артиллерист, увидев акулу: а) Осторожнее, акула! б) Быстрее назад! в) Назад! Назад! Вернитесь! Акула! +

24. “Артиллерист, …, не шевелясь, смотрел на детей”: а) красный как рак б) бледный как полотно + в) белый как стена

25. Акула была от мальчиков не дальше: а) тридцати шагов б) десяти шагов в) двадцати шагов +

26. Визг этот как будто … артиллериста: а) ошарашил б) разбудил + в) взбудоражил

27. Что сделал артиллерист, когда акула была уже близко: а) побежал к пушкам + б) побежал к гарпуну в) побежал к капитану

28. Что колыхалось по волнам после выстрела: а) рыбацкая сеть б) оборванный парус в) жёлтое брюхо мёртвой акулы +

29. Артиллерист повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял: а) фитиль + б) спички в) крисало

30. Где стоял артиллерист когда мальчишки резвились в открытом море: а) в рубке б) на палубе + в) на корме

Акула — Лев ТОЛСТОЙ — слушать онлайн

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»— и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Лев ТОЛСТОЙ

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать.
Лев ТОЛСТОЙ

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Описание Белой акулы

Эти опасные хищники вырастают в среднем до 4-5 метров в длину, и весят они при этом около тонны. Представляют собой очень сильных, быстрых и крайне опасных хищных рыб. Окрас верхней части их тела обычно тёмно-серого цвета, а нижней — светлого. И это предельно затрудняет обнаружение акул. Ведь если смотреть сверху — она сливается с тёмным цветом воды.

Кархародон опасен не только своими размерами, но ещё и другими особенностями физиологии его тела. Они помогают ему находить добычу и убивать её. И об этом следует рассказать подробнее:

  • Челюсти этого водного хищника имеют 3 ряда зубов. Благодаря этому, при мотании головой из стороны в сторону, зубы перепиливают плоть, зажатую в челюстях.
  • Органы чувств , называемые ампулами Лоренцини, позволяют находить достаточно крупных живых организмов по их электромагнитному полю. Правда, действует эта способность лишь на небольшом расстоянии.
  • — А вот с помощью органов обоняния акулы-людоеды способны улавливать запах крови, растворённой в воде, на десятки километров.
  • — Помимо этого, обладает этот вид рыб и другими органами, способными находить своих жертв. Например, не стоит забывать про боковую линию, способную улавливать вибрацию. Или про зрение со слухом.

История создания

В 1859 году Л.Н. Толстой основал школы крестьянских детей в Ясной Поляне, желая создать свою систему образования. Позднее, в 1862 году, писатель начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где печатались тематические статьи. Также автор издал два сборника детской литературы «Азбука» и «Новая азбука», в которых содержались авторские рассказы, переложения басен и сказок.

Л.Н. Толстой написал рассказ «Акула» в 1875 году. Произведение вошло в сборник детских рассказов автора «Новая азбука». В таких небольших произведениях автор пояснял многие из своих сложных мыслей. Читая короткие истории, людям было гораздо легче их понять.

Русская сказка

О рассказе

Рассказ Льва Толстого «Акула»

Рассказ «Акула» принадлежит перу великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, который основным предназначением детской литературы считал нравственное воспитание.

Приобщение к нормам общества и принятие основных общечеловеческих ценностей происходит не только методом собственных проб и ошибок. Значительная часть усваивается детьми из литературных произведений. Поэтому от качества книг, которые попадают ребенку в руки, будет во много зависеть его внутренний мир.

Воспитательная функция, возложенная на детскую литературу, лучше всего реализуется, если книга доступна детскому восприятию, простая по форме и содержит нравственную проблему. Именно такими качествами обладают рассказы Толстого для детского чтения.

Лаконизм языка его рассказа «Акула» не уменьшает поэтической красоты текста, но делает все повествование предельно ясным. Читатель наблюдает за постепенно разворачивающимися действиями и как будто становится очевидцем всех событий. Вот перед нами корабль, дрейфующий в море, вот экипаж корабля и матросы, которые в знойный день купаются на растянутом в воде парусе. Персонажей в тексте немного: автор чуть более подробно знакомит нас только с двумя мальчиками, присутствующими на борту и отцом одного из них. В рассказе нет описаний их внешности, нет имен – всё это лишние детали. Зато все их действия дают отличное представление об их внутреннем мире и буре переживаний.

В центре сюжета рассказа – спасение детей от нападения акулы. Главные герои – мальчишки, проявившие непослушание и заплывшие в открытое море. Их поступок хоть и нарушает правила, но не вызывает порицания со стороны взрослых, в том числе и от отца одного из мальчуганов – артиллериста корабля. Он с молчаливым одобрением следит за тем, как дети соревнуются, кто дальше заплывет, и даже подбадривает сына восклицаниями, когда тот начинает отставать от соперника. Но история чуть было не завершилось трагически, когда к детям подплыла акула. Избежать трагедии удалось только благодаря меткому выстрелу артиллериста из корабельного орудия.

Эмоциональная насыщенность и драматизм сюжета заставляют читателя переживать, а сопереживание необходимо, чтобы основная авторская мысль попала в сердце и ум ребенка, оставила след в его жизни. Толстой так представляет всю картину, что маленькие читатели становятся очевидцами купания. При этом в тексте практически отсутствуют диалоги, однако за счет накала эмоций и переживаний, напряженного ожидания развязки – что же будет с купальщиками – это почти не ощущается. Стремительность всех действий не отменяет психологизма, а скорее наоборот, усиливает эмоциональное воздействие. Только Толстому удается такими тонкими деталями передать внутреннее состояние персонажей: все замерли от страха, отец побледнел как полотно, артиллерист упал и закрыл лицо руками – все эти детали передают мельчайшие нюансы душевных волнений.

Все эти приемы необходимы автору, чтобы донести до читателя важную мысль: неосторожность может привести к опасной ситуации. Читайте рассказ «Акула» вместе с детьми онлайн на нашем сайте бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!

Приятного Вам чтения!

Читайте рассказ «Акула» вместе с детьми онлайн на нашем сайте бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!

История создания произведения

Лев Николаевич Толстой, известный общественник и просветитель, активно ратовал за образованность крестьян в России, повсеместно внедряя им же разработанную систему обучения. В 1859 году основывает в своей усадьбе школу для детей крестьян.

В начале 1862 года писатель занимается изданием журнала, освещающего его просветительскую деятельность, приемы и способы детской педагогики, статьи, посвященные образованию.

Перу великого писателя принадлежат первые сборники литературы для детей в России. Книги под названиями «Новая азбука» и «Азбука», содержащие рассказы самого писателя и переложенные им басни и сказки. Сборники оказали существенное влияние на образовательные процессы детских школ лицеев того времени.

Произведение «Акула» создано писателем в начале 1875 года. Впервые рассказ увидел свет в сборнике для детей «Новая азбука». В сравнительно небольших по объему произведениях литератор пытался раскрыть читателям не простые, многогранные вопросы. Вчитываясь в краткие, ярко описанные истории, читателям проще проникнутся сутью сложных вопросов повествования, понять их и принять.

Старик и море Хемингуэя

Еще один классик американской литературы Э. Хемингуэй написал целую повесть о противостоянии человека и акулы. Его «Старик и море» — это неторопливое, полное драматических поворотов полотно признано одним из лучших его произведений.

Нищий бедный старик после многих часов борьбы с большой рыбой, которая таскала его по всему морю пока не сдалась, в конце концов, попадает еще и на встречу с акульей стаей.

Хищникам «приглянулся» удачный улов старого рыбака. И вот изможденный и обессиленный старик оказывает им достойное сопротивление.

«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но нельзя победить» — таков главный лейтмотив Хемингуэя.

И хотя бедный и плачущий рыбак приплывает домой с тянущимся на веревке огромным рыбьим хвостом и ее скелетом (остальное съели хищники), мы понимаем – человек на самом деле могуч и непобедим, он выжил, он смог дать отпор самым страшным хищникам океана.

Структура и пересказ истории

План поможет не только структурировать произведение и запомнить материал, но и понять главную мысль, проанализировать действия героев, использовать полученные знания в реальной жизни.

План произведения

Он может быть кратким и развёрнутым. Сжатый план даст общее представление о сути произведения. Более подробный — почти пересказ.

Развёрнутый план:

  1. Судно на якоре у Африки. Прекрасную погоду сменяет изнуряющий ветер с пустыни Сахары.
  2. Капитан разрешает искупаться, и вместе с матросами в воду прыгают два мальчика, бывшие на корабле.
  3. Ребята плывут в открытое море, соревнуются в скорости и оказываются далеко от судна.
  4. Внезапно появившаяся акула направляется к детям.
  5. Ребята не чувствуют опасности. Члены команды плывут к ним, но расстояние слишком велико.
  6. Отец одного из мальчиков стреляет в акулу из пушки.
  7. Хищница погибла, дети спасены.

Краткий сюжет

У берегов Африки на якоре стоит судно. Лёгкий ветерок и тёплое солнышко сменяет изнуряющая жара.

Капитан разрешает искупаться, и матросы прыгают в воду. Они сооружают из паруса купальню возле корабля. Два мальчика, бывшие на судне, оказываются в воде. Дети начинают соревнования в скорости между собой и плывут в открытое море. Команда весело поддерживает их. А отец одного из ребят, старый артиллерист, с гордостью смотрит на сына. «Не выдавай! Поднатужься!» — радостно кричит бывалый моряк.

Появляется акула и направляется к мальчикам. Её видят все, кроме юных хулиганов. Они ещё веселее плещутся в море. Матросы в ужасе. Быстро на воде оказывается лодка, и моряки, со всей силой налегая на вёсла, плывут к детям, но расстояние слишком далеко. Акула в нескольких шагах от ребят, и трагедия кажется неизбежной.

Один из мальчиков замечает чудовище и резко кричит. В этот момент старый артиллерист подбегает к пушке, целится и стреляет в акулу. Дым застилает глаза людям, собравшимся на палубе. Когда он рассеивается, раздаётся счастливый крик. Вся команда и взволнованный отец радостно видят тело мёртвой рыбины. Дети спасены, и через несколько минут их доставляют обратно на корабль.

Акула Толстой рассказ с гравировкой

Рейтинг:   / 4

Акула

(Рассказ)

Гравировал В.ФаворскийЛ.Н. Толстой

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»- и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Похожие по содержанию произведения раздела:

Чембулак Снегирёв рассказ с иллюстрациями … Дедушкина собака ЧЕМБУЛАК  Снегирев Г.Я 
Рисунки М.Митурича
ЧЕМБУЛАК ОБИДЕЛСЯ
Мой дедушка — …

Цветок Хлеба Яковлев рассказ …Цветок Хлеба Ю. Я. Яковлев
Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. …

Утро Горький с иллюстрациями …Утро А. М. Горький
Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день! В небе вспыхнул первый …

У нас в Москве Кассиль рассказ с иллюстрациями …У НАС В МОСКВЕ  Л. Кассиль.
Это Маяковский так написал: «Начинается земля, как известно, от Кр …

  • < Осень Ушинский рассказ с иллюстрациями
  • Слон Толстой быль с гравировкой >

Рассказ Акула Лев Толстой читать

Рассказ о том, как мальчики плавали на перегонки в открытом море и матрос с корабля заметил акулу, но мальчики не слышали, когда им кричали с корабля что к ним, плывет акула. Тогда старый артиллерист, отец одного мальчика, выстрелил с пушки и попал прямо в акулу и спас мальчиков.

«Акула», автор Лев Толстой

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» — и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.

Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

— Не выдавай! Понатужься!

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Популярные сегодня пересказы

  • Крылов Крылов Иван Андреевич появился на свет в городе Москва 2 февраля 1769 года. Его отец на тот момент был комендантом в Яицкой крепости. Но как только он уволился со службы, забрал всю семью и переехал в город Тверь
  • Статья Обломов роман Гончарова — краткое содержание Дружинина Великий поэт и писатель — это всегда просветитель, творчество которого бессмертно. Русская литература не исключение. Пушкин, Гоголь и Кольцов – эта та поэтическая триада
  • Краткое содержание Волк на псарне Крылова Это произведение является частью школьной программы. В этой статье предлагается ознакомиться с ее кратким содержанием.
  • Мнимый больной — краткое содержание комедии Мольера Мольер написал произведение «Мнимый больной». В самом начале автор описывает нам сцену, где Арган считает свои расходы по счетам, которые предоставил ему аптекарь Флеран. Мужчина лечился, но с каждым месяцем чувствовал себя все хуже

Темы

Сюжет этого произведения выделяет отдельные темы, неразрывно переплетенные между собой. Мужественность — ведущая тема повествования писателя. В наиболее острый, кульминационный момент старый моряк смог сконцентрироваться, профессионализм, недюжинная выдержка и самообладание слились в квинтэссенцию мастерства владения орудием. Мужчина смог мастерски исполнить то, что обязан был совершить.

Отеческая отношение и любовь к своему отпрыску –следующая тема повествования. Увиденная реальная опасность гибели ребенка, жуткое, невыносимое волнения за жизнь сына придало старому артиллеристу мощнейший стимул к четкому и безошибочному действию.

Смысл рассказа «Акула»

По ходу повествования раскрываются две мысли автора. Мы разделим их, чтобы было удобнее воспринимать смысл произведения.

Первый смысл — необходимость думать о безопасности. Опытный капитан корабля понимал всю опасность купания в этих водах, поэтому приказал сделать «бассейн» из натянутого паруса. Он не был готов рисковать жизнями. Юноши же еще слишком молоды и неопытны, поэтому и решили купаться в открытом море. Они бы запросто поплатились за это жизнью, если бы не старый артиллерист. Поэтому нужно думать о безопасности раньше, чем наступит момент опасности!

Второй смысл — сила родительской любви. К концу рассказа мы наблюдает старого артиллериста, сын которого вот-вот погибнет от акулы. Он замирает в этом страхе, но только крик родного ребенка пробуждает его. Тогда он рискует всем, чтобы спасти свое чадо, и убивает акулу. Он мог бы не попасть в нее или наоборот нанести вред мальчишкам. Но сила родительской любви помогла ему принять правильное решение и рискнуть. Если бы не он, то ребята были бы съедены водным хищником.

Какой же из этого всего вывод? Относитесь лучше в собственной безопасности. Иногда мы сами являемся причиной проблем, появляющихся у нас в жизни. Возможно, иногда обычное следование указаниям более опытных людей более результативно, чем личная глупость. Мальчики бы даже близко не оказались в такой ситуации, если бы не решили поплавать в открытом море. А ведь капитан не просто так приказал сделать «бассейн» из парусов — он знал, что устраивать плавание в открытом море очень опасно. Вот мальчишки и поплатились своими нервами за собственную глупость и легкомыслие. Не повторяйте их ошибок — думайте перед тем, как что-то делать!

Художественные особенности

Произведение «Акула» создано простым, понятным слогом, для облегчения детского восприятия. Повествование в рассказе от первого лица. Основная цель произведения — обучить, поэтому почти отсутствуют описания внешности героев и их диалоги, зато четко прослеживается динамка действия персонажей. Функционально текст – воздействующий. Писатель преподносит свои мысли в виде урока. В действиях героев ярко описываются охватывающие их эмоции. Однако само описание происходящих событий и испытываемых нашими героями ощущений уникально и независимо. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роль акулы в классических произведениях

Очевидно, что из неглавного персонажа в классических произведениях акула превращается в образ значительной силы, смертельной угрозы, природного соперника человека.

Но в тоже время человек может сосуществовать с ней в одном мире, а в схватке за жизнь с акулой человек может превзойти не только ее, но что важно, и себя самого. И рассказ «Акула» Л.Н

Толстого, и «Старик и море» Хемингуэя, и сборник морских историй Джека Лондона могут припомнить людям, с чего и как начиналось природное знакомство человека и акулы, как реально расставлены силы природы и как правильно жить в этом мире, чтоб не нарушать заданный естественный порядок вещей

И рассказ «Акула» Л.Н. Толстого, и «Старик и море» Хемингуэя, и сборник морских историй Джека Лондона могут припомнить людям, с чего и как начиналось природное знакомство человека и акулы, как реально расставлены силы природы и как правильно жить в этом мире, чтоб не нарушать заданный естественный порядок вещей.

Проблемы

Произведение, прежде всего, затрагивает вопросы обязательности родителей за благополучие своих детей. Ошибка старших, не предусмотревших, не предугадавших возможную опасность для купающихся мальчиков. Не окликнули и не повернули в безопасное место. Основная идея литератора доводит, что при возникновении ситуации, несущей реальную угрозу, важнейшим является сохранение выдержки. Умение не запаниковать, пресечь пугающие мысли, оценить опасность и определить порядок своих действий для предотвращения угрозы. Сконцентрировать в единое целое опыт, силу, профессиональную сноровку и выйти победителем. Такова основная мысль и смысл написания рассказа «Акула».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: