Рассказ «Прыжок» (Толстой): краткое содержание
Корабль возвращался из кругосветного плавания. Стоял тихий день. Матросы скучали на палубе. Неожиданно для всех шустрая обезьяна забрала у 12-летнего сына капитана его шляпу и вместе с трофеем стала взбираться вверх по мачтам. Народ развеселился. Раззадоренный и уязвленный насмешками мальчуган бросился догонять обезьяну. В пылу погони он забрался на верх самой высокой мачты судна! Матросы не на шутку испугались, что мальчишка потеряет равновесие и разобьется о палубу судна. Вдруг из каюты вышел капитан — отец парня. С ходу оценив всю серьезность ситуации, он направил на сына ружье и закричал, чтобы тот, не мешкая, прыгал в море. Мальчик прыгнул. Матросы кинулись в воду и спасли его. А капитан, увидев, что сыну больше не грозит опасность, закрыл лицо руками и убежал в каюту. Кратко, но ярко, емко и весьма поучительно написал Толстой «Прыжок».
Содержание рассказа «Прыжок»
Рассказ концентрируется вокруг одного события: прыжка в воду. Но обстоятельства, приведшие к этому прыжку, весьма интересны. Главным героем рассказа является сын капитана корабля, которого дразнит корабельная обезьянка. Животное ворует у мальчика шляпу и забирается с ней на мачту корабля. Вернуть головной убор можно, только направившись за ней, и мальчик бросается за ней, желая забрать у нее свою шляпу. Но обезьяна продолжает его дразнить и отступает выше, заставляя главного героя идти за ней, а в конце концов и вовсе вешает шляпу на перекладину, а сама устраивается на верхушке мачты и наблюдает.
Мальчик, добравшись до перекладины, вынужден делать выбор: отступить и оставить шляпу обезьяне, или же попытаться по перекладине дойти до ее кона и забрать свой головной убор. И, хотя идти по перекладине приходится без страховки, и риск упасть и разбиться о палубу довольно велик, сын капитана решает попробовать забрать шляпу. Когда он отпускает канат и встает на перекладину, на палубе начинается переполох, и, испугавшись, мальчик пошатывается. В этот момент на палубу выходит капитан с ружьем и под угрозой того, что застрелит сына приказывает ему прыгнуть. Мальчик слушается и прыгает в воду. Сына капитана вытаскивают из воды, а сам мужчина уходит в каюту и не сдерживает там слез.
Литературное чтение
Прыжок
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.
Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.
— Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его и полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустив из рук верёвку и мачту. Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было бы ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.
Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидел сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:
— В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!
Мальчик шатался, но не понимал.
— Прыгай, или застрелю!.. Раз, два…— и как только отец крикнул «три», мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов прыгнули с корабля в море. Секунд через сорок — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидел это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видел, как он плачет.
Проверяем свои знания
С чего началась эта история? Почему мальчик залез на мачту корабля? Случайно ли это было, или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему?
Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?
Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитай. Почему капитан заплакал?
Расскажи, когда ты очень переживал за мальчика. Какие эпизоды рассказа говорят о его смелости, а какие — о самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии?
Постарайся определить основную мысль рассказа «Прыжок». О чём этот рассказ? Почему его написал автор? Для этого перечитай рассказ ещё раз, посмотри, как он начинается, как заканчивается, выдели самый напряжённый момент
Обрати внимание, как автор описывает главных героев рассказа в различных ситуациях, как передаёт своё отношение к ним.
Сравни тексты рассказов «Акула» и «Прыжок». Что в них общего?
Сюжет
У одного офицера был маленький, но невероятно сильный, смелый и умный пёс по прозвищу Булька. Он был невысокий, коренастый, с мощной челюстью – уже если он вцепится, то ни за что челюсть не разожмешь.
Булька был очень предан своему хозяину, который взял его щенком и сам выкормил. Когда офицер отправился на службу на Кавказ, он не захотел брать с собой Бульку и запер его дома. Но умный пёс выбил оконную раму и что есть сил бежал до станции, где отыскал своего хозяина.
Офицер был заядлым охотником и часто брал с собой на охоту Бульку, который отличался удивительным бесстрашием. Как-то раз он набросился на огромного медведя и так вцепился в него, что ни грозный хищник, ни охотники не могли разжать его крепкие челюсти. Лишь ушат холодной воды помог привести в чувство храброго пса.
Однажды офицер взял с собой Бульку на охоту на кабанов. Увидев секача, маленький бульдог тут же атаковал его, но был серьёзно ранен в живот. Подбежавшие охотники принялись зашивать рану, а Булька преданно смотрел в глаза своему хозяину и лизал ему руки. Рана долго заживала, но выносливость и живучесть Бульки была феноменальной, и он поправился.
Роковым для бульдога стал поединок с диким волком, который заразил пса бешенством. Офицер, заметив рану, выжег её порохом, но было уже слишком поздно: пёс был заражён смертельной болезнью. Почувствовав скорую кончину, Булька бросил хозяина и убежал подальше от людей, чтобы в одиночестве встретить смерть. Как рассказали потом офицеру опытные охотники, так поступают только самые умные, достойные собаки.
Л. Н. Толстой «Прыжок»
Слушаем аудиозапись произведения.
После чтения делается небольшая пауза, а затем обмен читательскими впечатлениями:
— Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?
Для того чтобы активизировать исследовательское мышление детей, задается проблемный вопрос:
— Из-за чего мальчик совершил прыжок?
(В ходе предварительного обсуждения ребята высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст).
— Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?
(Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту)
— Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?
(Он сын капитана, ему 12 лет).
— Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали?
(Сын капитана — значит, его все знают на корабле, и он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, дискредитировать его своим смешным положением. 12 лет — начало переходного возраста, пора становления самосознания и самоутверждения в обществе. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого характера) со стороны окружающих).
— Почему мальчик полез за обезьянкой? (Возможные варианты ответов):
- ему было жалко потерянной шляпы;
- он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;
- ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.
Уяснение мотива поступка героя.
Работа с ней требует внимательного перечитывания основной части рассказа.
В завершении данной работы идет обсуждение ключевого вопроса:
— Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?
(Читатели должны прийти к выводу, что поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца).
— Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?
(Обезьянка — не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится).
Характеристика героя.
— Каким, предстает мальчик в этом рассказе?
Для этого предлагается работа с тестовым заданием:
«Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор».
(Текст задания написан на доске и распечатан для каждого ученика).
Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять свое достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана.
— Похож ли мальчик на отца-капитана?
Работа в группах.
Прочитайте пословицы, и выберите те, которые подходят к нашему тексту. Докажите!
Будь храбр по уму и сердцу.
Гордится отец, что сын — храбрец.
Кому потеха, а мне не до смеха.
Смысл рассказа «Прыжок»
Это произведение очень поучительно
Оно обращает внимание детей на то, с чем они постоянно сталкиваются, пока растут: на насмешки и желание быть лучше других. И, хотя в стремлении выделиться мы редко попадаем в те ситуации, когда ради достижения своей амбициозной ели нам приходится рисковать жизнью, Толстой в своем рассказе-были создает немного гиперболизированную ситуацию, чтобы сделать впечатления от прочитанного более яркими и позволить подрастающему поколению точно усвоить урок
В рассказе также затрагивается тема провокаций и ответа на них. С провокациями мы также сталкиваемся довольно часто, но этот рассказ учит тому, что вестись на них не стоит. Стоит осмысливать каждое свое действие и лишний раз не идти на риск ради цели, которая того не достойна. И, кроме того, в рассказе прослеживается мысль о том, что далеко не все риски соизмеримы нашим целям, и иногда стоит не бояться показаться трусом или неуверенным в себе человеком, но отступить и поберечь себя.
В рассказе также затрагивается вопрос семьи и послушания. Мы можем сколько угодно говорить о глупости главного героя рассказа, но его беспрекословное послушание приказу отца, который может лучше оценить ситуацию и понимает весь риск положения, в котором оказался его ребенок, достойно уважения. При этом несмотря на то, что отец ребенка проявил себя как строгий и уверенный в себе человек на палубе, не показатель того, что в нем не было страха. Напротив, именно страх за сына заставил его действовать жестко и безапелляционно, принять быстро правильное решение и тем самым спасти своего ребенка. В то же время в каюте капитан дает волю своим эмоциям и не сдерживает слез от страха за ребенка, который он испытал, от любви к своему еще глупому, неопытному, по-юношески горячему сыну, который чуть было не погиб из-за какой-то глупой провокации.
Толстой Лев. Все произведения
- Акула
- Алёша Горшок
- Альберт
- Анна Каренина
- Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
- Бедные люди
- Бешеная собака
- Бородинское сражение в романе Война и мир
- Булька
- Власть тьмы
- Война и мир по томам
- Воскресение
- Глава Наталья Савишна из повести Детство
- Два брата
- Два гусара
- Два товарища
- Детство
- Дьявол
- Живой труп
- Именины у Ростовых в романе Война и мир
- Исповедь
- Кавказский пленник
- Казаки
- Как гуси Рим спасли
- Как мужик гусей делил
- Косточка
- Котенок
- Крейцерова соната
- Лебеди
- Лев и собачка
- Липунюшка
- Люцерн
- Набег
- Ореховая ветка
- Отец Сергий
- Отрочество
- Петя Ростов
- Плоды просвещения
- Пожар
- После бала
- Праведный судья
- Прыжок
- Севастополь в декабре месяце
- Севастопольские рассказы
- Семейное счастие
- Смерть Ивана Ильича
- Старый дед и внучек
- Три медведя
- Три смерти
- Утро помещика
- Филипок
- Хаджи-Мурат
- Холстомер
- Царь и рубашка
- Чем люди живы
- Шенграбенское сражение в романе Война и мир
- Юность
Осел и лошадь (л.Н.Толстой)
У
одного человека были осел и лошадь. Шли
они по дороге; осел
сказал
лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего,
возьми с меня хоть немного». Лошадь не
послушалась. Осел упал от натуги и умер.
Хозяин
как наложил все с осла на лошадь, да еще
и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох,
горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной!
Не хотела я немножко ему подсобить,
теперь вот все тащу да еще и
ЗАДАНИЯ
1.
Какие качества осуждает Л.Н. Толстой в
своей басне?
2.
Чему учит произведение?
3.
Выберите пословицу, которая подходит
к басне.
Помоги
в малом, вернётся большим.
Делу
время — потехе час.
Друг
познаётся в беде.
Объясните
значение выбранной пословицы.
_____________________________________________________________
Интересные темы
- Братья Гримм — Рапунцель Жила была бедная семья, муж да жена, и не было у них детей. От чего они очень печалились. Но в один прекрасный день женщина ощутила, что скоро у них появится прекрасное дитя.
- Крапивин — Оруженосец Кашка В простом лагере для детей «Синие камни» началась история обаятельного парня Кашки, когда в лагере проходила «волна». Волнами в тот момент называли развлекательные программы
- Бажов — Малахитовая шкатулка После того, как умер муж Настасьи – Степан, женщина стала обладательницей малахитовой шкатулки. Внутри нее лежали богатые украшения, а подарила шкатулку Хозяйка Медной горы.
- Погорельский — Черная курица или подземные жители В Санкт-Петербурге располагался мужской пансион. Среди учеников заведения был добрый, отзывчивый мальчик. Его звали Алёша. Мальчик жил в общежитии при пансионе, так как его дом находился очен
Стрекоза и муравей (и.А.Крылов)
Попрыгунья
Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться
не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело
чисто поле;
Нет уж дней тех светлых
боле,
Как под каждым ей листком
Был
готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой
холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза
уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На
желудок петь голодный!
Злой тоской
удручена,
К Муравью ползет она:
«Не
оставь меня, кум милой!
Дай ты мне
собраться с силой
И до вешних только
дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка,
мне странно это:
Да работала ль ты в
лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того
ль, голубчик, было?
В мягких муравах у
нас
Песни, резвость всякий час,
Так,
что голову вскружило».-
«А, так
ты…» — «Я без души
Лето целое всё
пела».-
«Ты всё пела? это дело:
Так
поди же, попляши!»
ЗАДАНИЯ
1.
«Зима
катит в глаза», «помертвело чисто поле»,
«В мягких муравах у нас»
.
Как вы понимаете эти выражения? Замените
на понятные вам выражения.
2.
Можно
ли Стрекозу и Муравья назвать друзьями?
Если нельзя, то почему? А как поступили
бы друзья?
3.
Справедливо ли поступил Муравей?
4.
Сочувствуете ли вы Стрекозе?
5.
Какой вы представляете себе Стрекозу?
Опишите её? А Муравья?
6.
Делу
время — потехе час. Что посеешь, то и
пожнёшь
.
Объясните значения этих пословиц. Почему
они здесь приведены? Подбериет ещё
несколько пословиц.
8.
Чему учит нас эта басня?
9.
Найдите
слова, в которых заключается главная
мысль произведения. Как вы их понимаете?
10.
Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
Лев Николаевич Толстой: краткая биография
Отец писателя (1794 — 1837) — Николай Ильич Толстой, подполковник, участвовал в освободительной войне 1812 года. Мать — княгиня Волконская Мария Николаевна. Прожила всего 40 лет (1790-1830).
Лев родился в родовом имении матери Ясная Поляна (современная Тульская область). У него было 3 старших брата и младшая сестра.
В 1843 году будущий писатель стал студентом Казанского университета, который бросил на 3 курсе. С весны 1847 вольготно, в свое удовольствие, жил в Ясной Поляне. В 1851 — 1855 он уехал на Кавказ, где поступил в артиллерийскую бригаду и получил чин офицера. В этот период в журнале «Современник» напечатано первое произведение Толстого — «Детство». Участвовал в военных походах.
В 1857 — 1861 Лев Толстой путешествовал по Европе, от которой у писателя остались негативные впечатления. В 1861 году он вернулся в Ясную Поляну и занялся делами имения. Устраивал быт крестьян, открывал школы, начал издавать педагогический журнал. В 1862 году, в возрасте 34 лет, женился на 17-летней Софье Берс (1844-1919). В браке был счастлив. За 17 лет совместной жизни жена родила Льву Толстому 13 детей.
Активно писать стал после женитьбы. Много писал для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ Льва Толстого «Прыжок». Всего из-под его пера всего вышло около 300 произведений — романы и повести, публицистические тексты, пьесы, рассказы и сказки.
Широко известны произведения Толстого «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина», «Детство» и «Отрочество».
Читательский дневник по рассказу «Прыжок» Льва Толстого
Название произведения: «Прыжок»
Число страниц: 1
Жанр произведения: рассказ-быль.
Главные герои: обезьяна, мальчик, капитан.
Второстепенные герои отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Мальчишка — ловкий и шустрый.
Так раззадорился, что чуть не лишился жизни.
Глупый. Бесстрашный.
Капитан — мудрый и сообразительный.
Спас сына.
Обезьяна — проказница, баловница, шалунья.
Краткое содержание рассказа «Прыжок»
На палубе корабля обезьяна веселила людей.
Она сорвала шляпу с головы мальчика, сына капитана.
Вместе со шляпой обезьяна забралась на мачту и стала рвать головной убор.
Мальчик бросился следом.
Он поднимался на мачту, а обезьяна отступала всё выше.
Наконец она повесила шляпу на перекладину, а сама села на верхушку мачты.
Мальчик выпустил из рук верёвку и ступил на перекладину.
Внизу кто-то крикнул от страха, мальчик зашатался.
Тут появился капитан с ружьём.
Он стал кричать сыну, чтобы тот прыгал, и мальчик нырнул с мачты.
Его вытащили и откачали.
А капитан плакал в каюте.
Основная мысль рассказа-были «Прыжок»:
Главная мысль рассказа в том, что нельзя поддаваться на провокации.
Основная идея рассказа в том, что при опасности нужно действовать смело, быстро и неожиданно для противника.
Чему учит рассказ
Рассказ учит пониманию, что такое провокация и к чему она может привести, если человек поддаётся на насмешки.
Нужно учиться контролировать свои эмоции и не идти на поводу у зрителей.
Учит не паниковать и не поддаваться эмоциям.
Учит смелости и решительности.
Краткий отзыв к рассказу «Прыжок» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что наши собственные гордость и стремление казаться лучше других часто доставляют много хлопот.
Если бы мальчик не был слишком горд, он понял бы, что сравнивать себя с обезьяной глупо.
Это гораздо хуже, чем возможность показаться кому-то смешным.
В результате мальчик подверг ненужному риску себя и чуть не вогнал в гроб отца.
Это очень полезный для воспитания детей рассказ.
Автору удалось показать, как желание избежать насмешки может стать причиной опасности для жизни.
Мне не понравился мальчик, который был храбр, но глуп.
Ему хотелось быть лучше обезьяны, хотя это дано ему от природы.
Мне не понравилась обезьяна, хотя она не делала ничего, что противоречило бы её природе.
Мне понравилась решительность в трудную минуту капитана, который неожиданным приказом спас сына.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что насмешки тех, кто заведомо ниже нас по развитию, не могут обидеть.
Обижают лишь насмешки равных.
Пословицы к рассказу:
- Всякую насмешку на себя не примеряй.
- От глупого риска до беды близко.
- Обезьянничай – но знай меру.
- После смеха бывают слёзы.
Словарь неизвестных слов:
- Мачта — высокий столб для парусов на корабле.
- Задняя рука обезьяны — во времена Толстого считалось, что у обезьян четыре руки.
- Пушечное ядро — снаряд для пушки в виде шара.
- Чайки — морские птицы.
Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:
- «Котёнок»
- «Акула»
- «Филипок»
- «Лев и собачка»
- «Два брата»
- «Старый дед и внучек»
- «Лебеди»
- «Отец и сыновья»
- «Волга и Вазуза»
- «Правда всего дороже»
- «Как гуси Рим спасли»
- «Детство»
- «Булька»
- Краткая биография Льва Толстого и презентация
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Белка и волк (л.Н. Толстой)
Белка
прыгала с ветки на ветку и упала прямо
на сонного волка. Волк вскочил и хотел
её съесть. Белка стала просить: — Пусти
меня. Волк сказал: — Хорошо, я пущу тебя,
только ты скажи мне, отчего вы, белки,
так веселы. Мне всегда скучно, а на вас
смотришь, вы там вверху всё играете и
прыгаете. Белка сказала: Пусти меня
прежде на дерево, я оттуда тебе скажу,
а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка
ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе
оттого скучно, что ты зол. Тебе злость
сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы
добры и никому зла не
ЗАДАНИЯ
:
1.
Определите, к какому жанру относится
текст.
сказка
о животных
2.
Опишите своими словами ситуацию, которая
происходит в басне.
3.
По
чему
Волк отпустил Белку?
4.
Кто из персонажей басни оказался хитрее?
Почему?
6.
Какими
качествами обладают персонажи басни?
Заполните таблицу.
Персонаж |
Качества |
6.
Перечитайте ответ белки и выберите, как
белка говорит о хорошем человеке и
плохом человеке.
7.
Какие человеческие качества принадлежат
Белке, а какие – Волку?
Белка
-
Волк
—
8.
В чём заключается мораль басни?
9.
Кто её произносит? Почему именно этот
персонаж?
10.
Сформулируйте вывод по басне «Белка и
волк».
Выводы по тексту
Рассказ Толстого «Прыжок» — очень глубокомысленное и поучительное произведение. Если вдуматься, то станет ясно, что мальчишке вовсе не жаль было шляпы. Что же его подтолкнуло на столь безрассудный поступок? Это насмешки матросов и нежелание подвести отца. Он, гордый и смелый, неустрашимо ринулся защищать свое достоинство. Но совершил необдуманный поступок, который чуть не стоил ему жизни. И только решительные действия капитана — любящего отца — предотвратили трагедию.
Неспроста написал для детей Лев Николаевич Толстой «Прыжок». Он призывает юных безрассудных смельчаков не предавать значения насмешкам праздной толпы, сопоставлять цель с риском, обдумывать свои действия, не поддаваться сиюминутной обиде. И еще делает акцент на том, что любящие родители всегда спешат на помощь своим чадам, стараются защитить их от беды.