Анализ стихотворения блока ворона

Анализ стихотворения «Ворона» Блока

Александр Александрович Блок, символист, певец Прекрасной дамы, в 1913 году опубликовал цикл произведений для детей, среди которых одно из самых характерных – «Ворона».

Стихотворение написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось 32 года, он женат, известен, постоянно находится в творческом поиске. Путешествовал по Европе, был впечатлен гибелью «Титаника». По жанру – стихи о природе, по размеру – трехстопный анапест с парной рифмой, 6 строф. Стихи написаны специально для детей. Интонация направлена на то, чтобы вызвать сопереживание, отклик в детском сердце. При этом всего одно восклицание, большинство строф оканчивается задумчивым многоточием. Нелепая, обыденная птица должна не насмешить ребятишек, а растрогать. В каждом двустишии – комичная черточка, описывающая ворону. «Так с зимы и осталась лохматой»: еще мерзнет, простужается, не распушила перышки. «Дух занялся»: фразеологический оборот, означающий примерно то же, что и строка басни И. Крылова «в зобу дыханье сперло». То есть, забыла важничать, пришла в неописуемое волненье от «вешних звонов». «Глупым скоком»: у этой птицы особое, сближенное строение пальцев лапок, отчего она и передвигается вперевалку, бочком. Вообще, ворона известна своей страстью к играм, развлечениям и шалостям.

Единственный вопрос в 4 строфе: что белеет под травкой? И тут же птица переключается на другое: вон желтеют мокрые стружки. «Это все – игрушки»: птица умеет сама себя занять, любопытство ее безгранично. «Довольна, что весна, и дышать ей привольно!» Вопрос о пропитании не стоит, ей хочется познавать мир, наблюдать и забавляться. Лексика нейтральная и просторечная, все рифмы открытые, кроме третьего двустишия. Инверсия (измененный порядок слов): глядит она. Эпитеты просты, реалистичны, их немного: лохматой, глупым, нежною. Повтор: что. Ребенок невольно учится у героини стихотворения любознательности, умению радоваться простым вещам, разделять эмоции не только с людьми, но и с природой. Автор отлично знает, что сокровища малышей из их карманов напоминают незатейливые игрушки вороны. Нарисованная поэтом картинка проста, но включает в себя все базовые представления о весне как времени года. Собственно, произведение создавалось для сборника с дидактическим уклоном «Круглый год».

В детстве и юности А. Блок каждое лето проводил в усадьбе матери Шахматово. Впечатления тех счастливых лет легли в основу зарисовки «Ворона».

Конец стихотворения Александра Блока— опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры — торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Анализ басни «Ворона и лисица»

Писатель Иван Андреевич Крылов обновил басенный жанр в русской литературе начала
19 века.

Басня про ворону и лису была написана в 1807 году. Крылову к тому времени исполнилось 38 лет и в этот период он был больше драматургом, нежели баснописцем.

Басня «Ворона и Лисица» Ивана Крылова в первый раз была опубликована в журнале
«Драматический вестник».

Лексика басни разговорная, довольно живая.

Жанр произведения (аннотация) – басня социально-бытового уровня, четко прослеживается аллегория по теме нравственность. Размер басни – вольный ямб с охватной, проявленной в начальных строках, смежной и перекрестной рифмовкой в финале.

Мораль басни выражена в начале произведения: лесть гнусна. Хотя, тщеславие настолько велико в каждом человеке, что «льстец отыщет уголок»  всегда.

В чем мораль басни?

Сюжет басни простой. Герои – птица и лиса. Под этими образами выступают
люди. У каждого героя есть свои характерные черты.

  • Лиса – это образ и символ хитрости.
  • Ворона — «вещунья» или предсказательница.
  • Фраза «Твердили миру»: здесь писатель выражает общеизвестность этого заявления.
  • Фраза «Бог послал»: означает, что вороне необычайно везет. Это редкий дар.
  • Сыр – обычно на Руси, это был творог.
  • И раздобыть «кусочек» сыра твердого сорта – сложная задача. Ворона летит с ним в лес.
  • «Позавтракать»: это было утром. «Призадумалась»: о сложности жизни. «Сырный дух»: сыр был очень высокого качества, возможно, с плесенью. У лисы был отличный нюх.
  • «Плутовка»: метонимия лисы.
  • «На цыпочках»: это гипербола.
  • Лиса заводит диалог. Она очень лестно обращается к Вороне, называя ее: голубушка, сестрица, светик. Идут восклицания, ласкательные суффиксы и междометия: ну что за шейка! Какие перушки!
  •  «Царь-птица»: фольклор.
  • Ворона была опьянена лестной похвалой со спертым «в зобу дыханьем» она потеряла бдительность. Ворона решила подать голос, каркнуть во весь голос… и «сыр выпал».
  • Сыр оказался у лисицы.

«Ворона» А.Блок

«Ворона» Александр Блок

Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой… А уж в воздухе — вешние звоны, Даже дух занялся у вороны… Вдруг запрыгала в бок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой? Вот желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки… Это все у вороны — игрушки. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно.

Анализ стихотворения Блока «Ворона»

В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства. Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в детстве. Исследователи отмечают, что Александр Александрович показал себя как человека, хорошо понимающего особенное мироощущение ребенка. Вероятно, основная причина тому — собственное счастливое детство. Блок рос в атмосфере любви. Немало времени он проводил в имении Шахматово, где имел возможность познавать прекрасную природу средней полосы России. Стихотворения маленький Саша начал писать в пять лет. Будучи подростком, поэт занимался изданием семейного литературного журнала.

Огромную любовь питал он к животным: собакам, ежам, зайцам. С симпатией относился к насекомым и червям. Столь нежное отношение к братьям нашим меньшим нашло отражение в стихах, написанных для детей. В частности, в произведении «Ворона», вошедшем в раздел «Весна» сборника «Круглый год». В нем описывается поведение птицы, с радостью встречающей весну — время обновления, перерождения

Она обращает внимание на всякие мелочи: на стружку, желтеющую под серой лавкой, на что-то белеющее под нежною травкой. Снег сошел, и теперь вороне прекрасно видны все потенциальные игрушки — просто рай для любопытной птицы

Ей даже дышаться весной стало привольнее! В стихотворении «Ворона» Блок предстает перед читателями как чуткий и внимательный наблюдатель, умеющий подмечать особенности поведения птиц. Более того — поэт придумывает характер для своей героини, описывает ее переживания. К «Вороне» близко другое стихотворение для детей — «Зайчик». Они разнятся по созданному настроению, но сопоставимы по трогательному отношению к представителям фауны.

К произведениям, сочиненным для детей, Александр Александрович подходил предельно серьезно и требовательно. Это доказывают пометки, сделанные в рукописях стихотворений для сборников «Круглый год» и «Сказки», а также незначительные изменения, внесенные через некоторое время после написания. Очень жаль, что лирика для ребятишек занимает небольшое место в творчестве Блока. Тем не менее, каждое произведение — это настоящий шедевр детской поэзии, понятный даже самым маленьким читателям, способствующий развитию у них эстетического вкуса, прививающий любовь к литературе.

Анализ стихотворения «Ворона» Блока

Александр Александрович Блок, символист, певец Прекрасной дамы, в 1913 году опубликовал цикл произведений для детей, среди которых одно из самых характерных – «Ворона».

Стихотворение написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось 32 года, он женат, известен, постоянно находится в творческом поиске. Путешествовал по Европе, был впечатлен гибелью «Титаника». По жанру – стихи о природе, по размеру – трехстопный анапест с парной рифмой, 6 строф. Стихи написаны специально для детей. Интонация направлена на то, чтобы вызвать сопереживание, отклик в детском сердце. При этом всего одно восклицание, большинство строф оканчивается задумчивым многоточием. Нелепая, обыденная птица должна не насмешить ребятишек, а растрогать. В каждом двустишии – комичная черточка, описывающая ворону. «Так с зимы и осталась лохматой»: еще мерзнет, простужается, не распушила перышки. «Дух занялся»: фразеологический оборот, означающий примерно то же, что и строка басни И. Крылова «в зобу дыханье сперло». То есть, забыла важничать, пришла в неописуемое волненье от «вешних звонов». «Глупым скоком»: у этой птицы особое, сближенное строение пальцев лапок, отчего она и передвигается вперевалку, бочком. Вообще, ворона известна своей страстью к играм, развлечениям и шалостям.

Единственный вопрос в 4 строфе: что белеет под травкой? И тут же птица переключается на другое: вон желтеют мокрые стружки. «Это все – игрушки»: птица умеет сама себя занять, любопытство ее безгранично. «Довольна, что весна, и дышать ей привольно!» Вопрос о пропитании не стоит, ей хочется познавать мир, наблюдать и забавляться. Лексика нейтральная и просторечная, все рифмы открытые, кроме третьего двустишия. Инверсия (измененный порядок слов): глядит она. Эпитеты просты, реалистичны, их немного: лохматой, глупым, нежною. Повтор: что. Ребенок невольно учится у героини стихотворения любознательности, умению радоваться простым вещам, разделять эмоции не только с людьми, но и с природой. Автор отлично знает, что сокровища малышей из их карманов напоминают незатейливые игрушки вороны. Нарисованная поэтом картинка проста, но включает в себя все базовые представления о весне как времени года. Собственно, произведение создавалось для сборника с дидактическим уклоном «Круглый год».

В детстве и юности А. Блок каждое лето проводил в усадьбе матери Шахматово. Впечатления тех счастливых лет легли в основу зарисовки «Ворона».

Птичий двор

Юлиан Тувим  

Утка курице сказала:
«Вы яиц несете мало.
Все индюшки говорят,
Что на праздник вас съедят!»

«Косолапка! Дармоедка! —
Раскудахталась наседка. —
Гусь сказал, что вы не утка,
Что у вас катар желудка,
Что ваш селезень дурак —
Только знает: кряк да кряк!»

«Кряк! — послышалось в канаве. —
Гусь бранить меня не вправе,
И за это начинен
Будет яблоками он.
Я до гуся доберусь!» —
«Ого-го!» — ответил гусь.

«Ах, скандал, скандал, скандал», —
Сам индюк забормотал.
Растолкал гусят вокруг
И гусыню клюнул вдруг.

Прибежал на крик петух,
Полетел из утки пух.
И послышалось в кустах:
«Га-га-га! Кудах-тах-тах!»

Эту драку до сих пор
Вспоминает птичий двор.

Стишки про разных птиц

Воробьи

Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?

С. Егоров

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Аист

У обочины дороги
Ходит аист длинноногий.
Самый лучший из отцов,
Ищет пищу для птенцов.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Ворона

Ворона смотрелась
в весеннюю лужу:
Что за красотка?
Ничуть я не хуже!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Дятел

Дятлу есть в лесу работа:
Заглушая птичий свист,
Он выстукивает что-то,
Как лихой телеграфист.
Ставит точки и тире
На березовой коре.

П. Комаров

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Голубь

Люди на улице подняли головы:
Голуби, голуби, белые голуби!
Шумом их крыльев город наполнен,
Людям о мире голубь напомнил.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Грач

Чёрный грач такой крикливый,
Непоседливый, болтливый.
Он нас с птицами в округе
Позакомит на досуге.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Цапля

Цапля ходит по болоту,
Будто ищет там кого-то.
Ой, боюсь, что эта цапля
Лягушонка хочет сцапать.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Павлин

До чего же эта птица
Красотой своей гордится!
Хвост — как веер золотой
У чудесной птицы той!

А. Парошин

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Гусь

Не шипи, сердитый гусь –
Я и так тебя боюсь!
Ну, перестань, пожалуйста, сердиться –
Хочу с тобой я подружиться.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Дрозд

Чёрный дрозд,
Как уголь, чёрен.
Только клюв — оранжевый,
Очень даже праздничный!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Филин

Филин ухнул в тишине –
Очень страшно стало мне!
Ночью нужно крепко спать,
А не по лесу гулять!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Жаворонок

Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле — домик твой,
В ясном небе — песня!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Журавль

Ручейки бегут с холма-
До свидания, зима!
Слышишь чей-то клич вдали?
К нам вернулись журавли!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Фазан

А фазан собой гордится.
Прямо радуга – не птица!
Он гостям ужасно рад –
Демонстрирует наряд.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Зяблик

Лишь утро в саду настаёт,
Ещё не проснувшись, я слышу:
Hа ветке то громче, то тише
Без удержу зяблик поёт.

Купается в алом рассвете,
Прищёлкивает язычком,
Kак будто бы лучшим на свете
Позавтракал он
Червячком!

Т. Белозеров

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Индюк

Индюк надутый всем знаком,
Но дружат с ним едва ли.
Не важничай, чтоб индюком
Тебя не называли!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Кукушка

Вот ещё одна подружка,
А зовут её — кукушка.
Сядет скромно на суку
И кричит: — Ку-ку, ку-ку!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Утка

Я к воде теперь пойду.
Кто там плавает в пруду?
У кустов, где незабудки,
Стерегут рыбёшку утки.
Рядом выводок утят,
Все утята есть хотят.
Им о чём-то говоря,
Утки крякают: – Кря-кря!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Курица

Квохчет курица наседка:
— Червяка нашла я деткам!
К дому мчится во весь дух:
— Похвали меня, петух!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Ласточка

Пела ласточка:
— Тивит-тивит.
У неё приметный вид:
Коль летает низко —
Значит дождик близко.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Лебедь

Повелось так с самой древности:
Эти птицы – символ верности.
В отраженье своё глядя,
Вот скользят по водной глади,
Восхищая всех людей,
Двое белых лебедей.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Соловей

Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: –
Ведь это голосистый соловей.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Орёл

Два могучих есть крыла
У царя всех птиц — орла.
С ним я спорить не хочу —
Ему горы по плечу!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Попугай

Повторять всегда готова
Эта птица слово в слово.
Птицу в том не упрекай,
Разговорчив попугай.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Снегирь

Летом, честно говоря,
Трудно встретить снегиря.
А зимою — благодать! —
За версту его видать!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Сова

Голос страшный на болоте:
Это совы на охоте.
Только слышно: — Ух-ух-ух!
Аж захватывает дух!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Синица

Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая синичка.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Петух

Важный пёстрый петушок
Гордо носит гребешок.
На заре всегда встаёт,
На работу всех зовёт.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Страус

Выгибает страус шею:
«Посмотрите на меня:
Хоть летать я не умею,
Но бегун прекрасный я».

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Колибри

Вот такие невелички,
Ростом с муху, эти птички!
Взгляды их к цветку прилипли,
Над цветком висят колибри.

Синицы возвратились

Агния Барто 

— Где вы были?
Далеко ли?
— На Арбате были,
В школе.

Заглянули в третий класс.
(Тут они вздохнули обе.)
Там Смирнов отстал в учебе,
И, представьте, из-за нас!

«Скачет шустрая сенница»,—
Написал он на доске,
И за это единица
У Смирнова в дневнике.

Он расстроился, бедняжка,
Слезы брызнули из глаз.
Да и нам, конечно, тяжко,
Что неверно пишут нас.

Рассказали нам синицы:
— В коридоре что творится!
Стайкой скачут ученицы,
Мчатся мальчики гурьбой,
Все кричат наперебой.

Мы охотно скачем сами
Вверх и вниз, туда-сюда,
Но такими голосами
Не кричим мы никогда.—
Тут вздохнули две синицы
И вспорхнули со страницы.

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

«Ворона» А. Блок

«Ворона» Александр Блок

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки.
И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства. Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в детстве.

Исследователи отмечают, что Александр Александрович показал себя как человека, хорошо понимающего особенное мироощущение ребенка. Вероятно, основная причина тому — собственное счастливое детство. Блок рос в атмосфере любви. Немало времени он проводил в имении Шахматово, где имел возможность познавать прекрасную природу средней полосы России.

Огромную любовь питал он к животным: собакам, ежам, зайцам. С симпатией относился к насекомым и червям. Столь нежное отношение к братьям нашим меньшим нашло отражение в стихах, написанных для детей. В частности, в произведении «Ворона», вошедшем в раздел «Весна» сборника «Круглый год».

В нем описывается поведение птицы, с радостью встречающей весну — время обновления, перерождения

Она обращает внимание на всякие мелочи: на стружку, желтеющую под серой лавкой, на что-то белеющее под нежною травкой. Снег сошел, и теперь вороне прекрасно видны все потенциальные игрушки — просто рай для любопытной птицы

Ей даже дышаться весной стало привольнее! В стихотворении «Ворона» Блок предстает перед читателями как чуткий и внимательный наблюдатель, умеющий подмечать особенности поведения птиц. Более того — поэт придумывает характер для своей героини, описывает ее переживания. К «Вороне» близко другое стихотворение для детей — «Зайчик».

Они разнятся по созданному настроению, но сопоставимы по трогательному отношению к представителям фауны.

К произведениям, сочиненным для детей, Александр Александрович подходил предельно серьезно и требовательно.

Это доказывают пометки, сделанные в рукописях стихотворений для сборников «Круглый год» и «Сказки», а также незначительные изменения, внесенные через некоторое время после написания. Очень жаль, что лирика для ребятишек занимает небольшое место в творчестве Блока.

Тем не менее, каждое произведение — это настоящий шедевр детской поэзии, понятный даже самым маленьким читателям, способствующий развитию у них эстетического вкуса, прививающий любовь к литературе.

Ветхая избушка

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…

Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…

В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят, —
По домам пора!

Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна, —
Ан, уж дом растаял,
На дворе — весна!

  1. Перечитай стихотворение. Какую картину ты представил? Запиши в «Рабочую тетрадь».

  2. Поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Объясни.

  3. Выбери эпизоды, где изображены картины зимних забав детей. Как ты думаешь, какое настроение у ребят? Подтверди свой ответ выборочным чтением.

  4. Прочитай стихотворение выразительно, выучи его наизусть.

Анализ стихотворения «Ворона» Блока

Александр Александрович Блок, символист, певец Прекрасной дамы, в 1913 году опубликовал цикл произведений для детей, среди которых одно из самых характерных – «Ворона».

Стихотворение написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось 32 года, он женат, известен, постоянно находится в творческом поиске. Путешествовал по Европе, был впечатлен гибелью «Титаника». По жанру – стихи о природе, по размеру – трехстопный анапест с парной рифмой, 6 строф. Стихи написаны специально для детей. Интонация направлена на то, чтобы вызвать сопереживание, отклик в детском сердце. При этом всего одно восклицание, большинство строф оканчивается задумчивым многоточием. Нелепая, обыденная птица должна не насмешить ребятишек, а растрогать. В каждом двустишии – комичная черточка, описывающая ворону. «Так с зимы и осталась лохматой»: еще мерзнет, простужается, не распушила перышки. «Дух занялся»: фразеологический оборот, означающий примерно то же, что и строка басни И. Крылова «в зобу дыханье сперло». То есть, забыла важничать, пришла в неописуемое волненье от «вешних звонов». «Глупым скоком»: у этой птицы особое, сближенное строение пальцев лапок, отчего она и передвигается вперевалку, бочком. Вообще, ворона известна своей страстью к играм, развлечениям и шалостям.

Единственный вопрос в 4 строфе: что белеет под травкой? И тут же птица переключается на другое: вон желтеют мокрые стружки. «Это все – игрушки»: птица умеет сама себя занять, любопытство ее безгранично. «Довольна, что весна, и дышать ей привольно!» Вопрос о пропитании не стоит, ей хочется познавать мир, наблюдать и забавляться. Лексика нейтральная и просторечная, все рифмы открытые, кроме третьего двустишия. Инверсия (измененный порядок слов): глядит она. Эпитеты просты, реалистичны, их немного: лохматой, глупым, нежною. Повтор: что. Ребенок невольно учится у героини стихотворения любознательности, умению радоваться простым вещам, разделять эмоции не только с людьми, но и с природой. Автор отлично знает, что сокровища малышей из их карманов напоминают незатейливые игрушки вороны. Нарисованная поэтом картинка проста, но включает в себя все базовые представления о весне как времени года. Собственно, произведение создавалось для сборника с дидактическим уклоном «Круглый год».

В детстве и юности А. Блок каждое лето проводил в усадьбе матери Шахматово. Впечатления тех счастливых лет легли в основу зарисовки «Ворона».

Ворона

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это всё у вороны — игрушки.

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

Перечитай первые две строки стихотворения

Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону?

Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? Найди нужные строки.

Каким образом поэту удалось показать, что ворона была любопытна? Обрати внимание на вопросительное предложение.

Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? Как настроение вороны помогает передать восклицательное предложение?

Какой ты представляешь ворону?

Как ты понимаешь строку «А уж в воздухе — вешние звоны»?

Прочитай стихотворение так, чтобы слушатели могли представить ворону.

Сны

И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане
Раз-два, раз-два, раз!..
Идёт конница… а няня
Тянет свой рассказ…

Внемлю сказке древней, древней
О богатырях,
О заморской, о царевне,
О царевне… ах…

Раз-два, раз-два! Конник в латах
Трогает коня
И манит и мчит куда-то
За собой меня…

За моря, за океаны
Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит…

Спит в хрустальной, спит в кроватке
Долгих сто ночей,
И зелёный свет лампадки
Светит в очи ей…

Под парчами, под лучами
Слышно ей сквозь сны,
Как звенят и бьют мечами
О хрусталь стены…

С кем там бьётся конник гневный,
Бьётся семь ночей?
На седьмую — над царевной
Светлый круг лучей…

И сквозь дрёмные покровы
Стелятся лучи,
О тюремные засовы
Звякают ключи…

Сладко дремлется в кроватке.
Дремлешь? — Внемлю… сплю.
Луч зелёный, луч лампадки,
Я тебя люблю!

  1. О каких сказках идёт речь в стихотворении? Вспомни и запиши их названия в «Рабочую тетрадь».

  2. Какие сладкие сны снились мальчику? О чём они? Какие сны снятся тебе? Расскажи.

  3. Какое стихотворение Сурикова напомнило тебе произведение Блока?

  4. Прочитай стихотворение выразительно.

Какой ты представляешь ворону в стихотворении А. Блока «Ворона»?

Ну, я бы написала, что ворона выглядит взьерошеной, с топорщащимися перьями. Она, ворона, видимо довольна, что пришла весна и ведет себя дурашливо: скачет боком, глядит одним газом, приглядывает себе чем бы поиграть. Вы можете сказать, что я взрослый человек и мой словарный запас гораздо больше. Но это не совсем так. Я с самого раннего детства много читала и в третьем классе мой словарный запас был во много раз больше, чем у моих сверстников, которые раскрывали не книги, а зонтик, в лучшем случае. Так что решение проблемы- родители должны читать детям вслух. Читать с выражением, заинтересовывая их, а потом обсуждать прочитаное. Так делали мои родители со мной, так делала и я со своим сыном ( на двух языках), так и мой сын делает с моей внучкой, которой сегодня 2,5 года. Тогда и язык будет красивым и правильным и правописание верным и учеба станет легче.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

в избранное ссылка отблагодарить

Ворона — одна из не очень любимых мною птиц, ее карканье мне не приятно, вид не привлекательный. В природе много есть других, в отличии от вороны, красивых поющих птиц.

А.Блок описал ворону, встречающую весну, после долгой холодной зимы .

Ворона лохмата — взъерошена, перья в разные стороны, «не причесана», взлохмаченная. Дух у нее занялся, что значит — взволнованная, клюв разинула, вытаращены глаза, остолбеневшая, дыхание перехватило. Прыгает боком и глупым скоком, глядит тоже боком — ворона чересчур довольна, поведение ее неординарное — всплеск положительных эмоций.

Вот такой мне видится ворона.

Ворона в моем представлении очень довольна приходом весны, о чем и говорит автор — ее Дух воспрянул.

Внешний вид у вороны неряшливый, она лохмата, ее перья торчат в разные стороны, так как она пряталась от мороза на чердаках и в сараях.

Но вот ворона видит, что пришла весна и теперь она на свободе.

Ей тепло, снег тает и уже можно поиграться своими старыми игрушками, которые так любят собирать вороны, а также и просто попрыгать на зеленой травке.

в избранное ссылка отблагодарить

Снегирь

Агния Барто  

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла…
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится —
Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим —
Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я «спасибо» говорил,
Всех за все благодарил.

Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.

До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:
— Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной —
Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:
— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
— Чудеса,- сказала мама
И купила снегиря.

Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
— У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре…
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: