Зимнее настроение Блока
Отметим, что стих написан в январе, значит, надо глубже смотреть между строк, так как в это время года ещё физически не ощущается весна. В стихотворении Блок старается передать своё личное, внутреннее настроение, которое никак не связано с ожиданием календарной весны.
Как известно, в эти годы Александр был настоящим адептом учения Вечной Женственности, которое открыл России В Соловьёв. Одной теории автору строк мало, поэтому практическая сторона медали поэта – это Любовь Менделеева, в которую он безумно влюблён. Александр буквально грезит Любовью, но она долго не отвечает взаимностью. Ещё два года понадобится Блоку, чтобы добиться её руки, но и после этого в отношениях будут сложности.
Ожидание весны в стихотворении, появление её первых признаков – это надежда на ответ Менделеевой и розовые мечты.
Рефераты. Скачать реферат
История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой. Той серой петербургской зимой поэт был влюблен в Л. Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий. И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог к ним присоединиться.
Вестником скорой весны выступает в стихотворении ветер. Клочок чистого неба, который Блок не видит, но чувствует, что он есть где-то, полон предчувствия перемен, желания увидеть наконец-то чистое небо полное солнца. В лазури нового неба «плакали зимние бури», словно ощущая свой скорый уход.
Ранние стихотворения поэта пропитаны духом символизма, чрезвычайно распространенного в XX веке направления в искусстве. Основной признак этого течения – доходящий до отчаяния пессимизм. Это отчетливо слышится в следующих строках: «плакали зимние бури», «плакали струны мои». К концу произведения тоска поэта рассеивается, пробивается лучик надежды («Ветер принес издалёка/Звучные песни твои»).
В стихотворении Блока много недосказанности. Автор хочет очень многое поведать читателю, противоречивые чувства терзают его и не дают ясности. Взять хотя бы следующие образы: «где-то светло и глубоко», «реяли звездные сны» и «робко, темно и глубоко». Такая глубокая тоска символизирует невозможность открыться своей любви. И только робкие жесты и «звездные сны» поэт может позволить себе, чтобы не скомпрометировать любимую.
Силлабо-тоническая система стихосложения в стихотворении компенсирует приблизительные рифмы в первом четверостишии. Рифмы последних двух четверостиший – точные. Автор внезапно вдыхает «светло и глубоко» первые строчки, позабыв о правилах стихосложения, а затем, опомнившись, дописывает последние две строфы. Стихотворение состоит из 3 строф (всего 12 строк). Рифмовка в первом четверостишии отсутствует (белый стих). В последних двух – рифмовка перекрестная. Стихотворный размер: трехстопный дактиль.
В первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. Во второй и четвертой – мужская, стопа усечена на два слога. Чередование женской и мужской рифмы для столь искушенного в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюбленной женщине, имя которой Любовь Дмитриевна Менделеева. Таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец.
Свадьба Блока и Менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал — действительно ли он любим. Ведь их встречи были редки и мимолетны. В их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с Блоком навсегда.
Тема
Основная тема стиха – это предчувствие весны. Душу лирического героя наполняют смутные ощущения – то мрачные предчувствия, то радость от того, что скоро он сможет увидеться с той, которая ему так желанна. Именно эти ощущения Блок и пытается передать через наполненное символами произведение. Основная идея стихотворения – ощущения влюбленного человека, которому еще не позволено выражать свои чувства открыто.
Он рассказывает о том, как томится человек, которому неизвестно будущее его любви, как ему хочется верить в лучшее и надеяться на взаимность, А символом всех этих надежд выступает весна.
Анализ стихотворения «Ветер принес издалёка» Блока
Ранний период творчества Блока отмечен его увлеченностью символизмом и мистицизмом. Стихотворение «Ветер принес издалека…» (1901 г.) — яркий пример обращения поэта к любой незначительной детали, которые он рассматривает в качестве тайных символов и придает им огромное значение.
Наступление весны для Блока — не просто смена времен года. Оно сопровождается таинственными знаками. Задолго до прихода настоящих теплых дней лирический герой слышит «песни весенней намек», который приносит ветер. Одновременно с этим для него открывается «неба… клочок». В «сумерках близкой весны» автор слышит плач «зимних бурь». В сознании лирического героя реальный мир совершенно преображается, в нем происходят скрытые от обычного взгляда перемены, раздаются загадочные звуки.
В последней строфе появляется любовная тема. В этот период Блок увлекался идеями В. Соловьева и его учением о Вечной Женственности. Знаменитая блоковская «Прекрасная Дама» (Л. Менделеева) не отвечала поэту взаимностью. Но он упорно считал ее воплощением своего женского идеала и добивался руки девушки. «Плачущие струны» лирического героя символизируют его любовную лирику, тоску и печаль от невозможности обрести настоящее счастье.
Блок искренне считал, что они с Менделеевой были рождены друг для друга, а их брак благословлен на небесах. Поэтому родственные души неизбежно тянутся друг к другу. Среди символов приближающейся весны лирический герой различает «звучные песни» своей возлюбленной, которые обращены к нему и свидетельствуют о скором воссоединении двух влюбленных.
Поиск Блоком различных символов и предзнаменований в природе может быть легко объяснен. Поэт редко виделся со своей возлюбленной. Встречи и совместные прогулки происходили только в теплое время года, когда семья Менделеевых приезжала на дачу.
Очень характерно, что произведение «Ветер принес издалека…» было написано Блоком в январе, когда в реальности ни о каких признаках близкой весны не могло быть и речи. Но поэт, находясь в экзальтированном состоянии, уносится в своих мечтах далеко от серой петербургской зимы. Окружающий мир наполняется для него различными предзнаменованиями, которые, в общем-то сбываются. В 1903 г. Л. Менделеева согласилась стать женой поэта.
Конец стихотворения Александра Блока— опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры — торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
Предисловие
Александр Блок родился в 1880 году в Санкт-Петербурге. Он стал представителем младшего поколения русских символистов, одним из самых музыкальных и трагичных поэтов XX века. Поэт прошел сложный путь, характерный для художников рубежа веков, и занимает уникальное место в истории русской литературы. Именно Блок выразил противоречивый дух Серебряного века и определил его доминирующий цвет – цвет серебра. Музыкальная основа его лирики, блоковские образы Родины и Любви являются золотым достоянием Серебряного века.
Блок стал знаковой фигурой в русской культуре первой четверти XX века. Цветаева вручила ему свои произведения на одном из поэтических вечеров и посвятила ему стихи. Приехав в Петербург, Есенин первым делом пошел к Блоку. Ахматова послала ему журнал со своей публикацией, в «Поэме без героя» назвала Блока «трагическим тенором эпохи». Клюев пишет ему письмо с просьбой объяснить суть современной культуры. Маяковский ему одному подает руку в революционные дни: «Здравствуйте, Александр Блок!» Северянин дарит ему свою книгу с надписью «Поэт!..» Ходасевич о поэзии Блока скажет: «…в ней очень рано и очень верно расслышали, угадали, почуяли «роковую о гибели весть». Его любили. Блок, пройдя через многие творческие и жизненные испытания, сохранил любовь к жизни и человеку. Он создал неповторимый художественный мир.
В большинстве своих произведений поэт воспевал любовь как ниспосланное свыше чувство. Поэт обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Чувству любви он посвящал не только отдельные стихотворения, но и целые сборники своих поэтических произведений. Знакомясь с любовной лирикой Блока, можно проследить отразившийся в ее развитии, как в зеркале, весь его духовный путь, вобравший в себя трагические противоречия эпохи.
В юности Блок, ученик и последователь романтизма, самостоятельно открыл возможности символа для передачи глубин духовной жизни «внутреннего человека». В первом символистском цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) Прекрасная Дама – Вечная Женственность, Душа Мира, Вечная Тайна, открытие которой приведет к Истине.
Любовный цикл «Снежная маска» (1907) раскрывает чувства поэта с другой, человеческой, реальной стороны. Стихи этого цикла о настоящей жизненной ситуации.
«Кармен» (1914) – так назвал Блок стихи, посвященные страстному чувству, охватившему его самого.
В зрелые голы Блок – оригинальный поэт со своей темой Любви, связанной с глубоким трагизмом. Цикл «Страшный мир» (1909–1916), имея главную тему – Любовь, полон состояния собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.
Тема любви в лирике Блока, непосредственно завися в ходе своего развития от личных переживаний поэта, терпела постоянные метаморфозы, вызванные изменениями мировоззрения поэта.
В позднем творчестве Блока трагизм не только предчувствия, но и ясного видения непоправимого разрыва «связи времен», ведущего к умалению человеческой свободы и свободы художника. За полгода до смерти Блок говорил о Пушкине: «… поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем: жизнь потеряла смысл». Это можно сказать и о самом Александре Блоке. Он умер в 1921 году.
Анализ стихотворения Александра Блока «Ветер принес издалека»
17 декабря 2015
Что же удалось услышать стихотворцу в порывах ветра? Таким вопросом задается каждый, читающий строки «Ветер принес…». И не так просто ответить, ведь атмосфера стихотворения туманна, загадочна, а ветер приносит вовсе не одну весть.
Стих был создан Блоком на старте литературной карьеры. Совсем юный, в 1901 году, на исходе второго зимнего месяца, он ощущает первый клич весны. Это предчувствие, легкий намек. Как песня надежды врываются свежие потоки воздуха в комнату поэта. Большая часть зимы наконец миновала, и рисуется в поэтическом воображении просвет небесной лазури. Серые тучи вальяжно расступаются, нехотя, грозно; бури «плакали», чуя последние моменты властвования на земле. И «струны» души Блока сочувственно и созвучно тоскуют.
Новый поток воздушных волн приносит теперь иные песни. Но чьи же? Возможно, речь заходит о любимой женщине поэта. Он был самоотверженно влюблен в Любовь Менделееву. Их редкие встречи случались по приходу весны, на даче. Блок радуется первым весенним звоночкам, в которых слышится ему голос возлюбленной. Двумя годами позже эта пара обручилась – хорошие предчувствия автора не обманули.
Блок принадлежал к тому времени, когда на пике популярности в кругах литературной интеллигенции было направление символизма. Образность, скрытый смысл, таинственность – все это присутствует в произведении «Ветер принес…». Силы природы олицетворены, насколько это возможно, выражая полноту символизма. «Звездные сны» упоминаются автором в конце второй строфы, снова нагоняя туман.
Состоящее из трех строф стихотворение написано то белым стихом, то перекрестной рифмой. Трехстопный дактиль изобилует противоречивым смысловым содержанием. Доходящая до отчаяния зимняя хандра озаряется светом предчувствия весны, перемен. Эпитеты грусти рассеиваются солнцем. Автор использовал противоположные по смыслу слова: «темно» и «светло». Контрасты играют и навевают дымку загадки.
Юное сердце Блока еще наполнено робкими, радостными ожиданиями. Тенденция к большему драматизму в творчестве проявится чуть позже. А пока поэт всеми мыслями погружен в мечту о единении любящих сердец.
Тематика стихотворения
Главная тема основана на предчувствии весны, ассоциирующейся у центрального лирического персонажа не просто с приятным временем года, а с ожиданием долгожданной встречи с возлюбленной. Его одновременно переполняет тревога, мрачные ощущения и радость. Все чувства сменяют друг друга в каждой строчке. Все это символично высказывается автором в стихотворных строках.
Что касается основной идеи, то она заключается в ощущениях и чувствах влюбленного человека, неспособного говорить о них открыто. Слова стиха пронизаны внутренним миром томящегося в ожидании мужчины, который сам не знает, к чему приведет его любовь. Ему лишь остается надеяться на взаимность. Именно весна символизирует все те надежды на счастливое совместное далекое будущее.
Композиция
Эмоциональная наполненность произведения очень плотная, чему способствует и закольцованная композиция. Если в начале этого трёхстрофного стихотворения поэт настроен пессимистично, то конец – это скорее описание хорошего, светлого предчувствия.
Ветер символизирует в произведении приход скорой весны, предвещает её. Лирический герой не видит пока чистого неба, но ощущает, что скоро наступит момент, когда можно будет насладиться наступлением весны. Он хочет, чтобы это время пришло поскорее и говорит о том, что зимние бури плачут, как будто чувствуя, что им недолго осталось царить на земле.
Вторая строфа иносказательно говорит о том, что Блок страдает из-за невозможности выразить свои чувства, которые пока что прячутся “робко, темно и глубоко”. Он может позволить себе только сны, в противном случае его поведение может скомпрометировать дорогую ему женщину.
Наконец, третья строфа показывает, что тоска поэта понемногу рассеивается, он уже слышит звучные песни и чувствует, что впереди его ждет что-то хорошее. И действительно – в 1903 году Блок и Менделеева поженились.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Мы рядом шли, но на меня Бунина Первый брак Ивана Бунина закончился провалом. Он пообещал себе больше не связывать себя узами брака, но в 1906 году без оглядки влюбляется в Веру Муромцеву, с которой он общался около 16 лет и после этого она стала его законной супругой.
- Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу Лермонтова Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем
- Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского Данное произведение принято относить к стихотворениям с патриотической лирикой, одним из тех, что были написаны Твардовским.
- Анализ стихотворения На корабле Фета Фактически все произведения, которые Афанасий Фет объединил в сборник, посвященный морской тематике, являются пейзажными зарисовками. Автор четко и многогранно передает образ стихии
- Анализ стихотворения Мечты Гумилева Произведение Гумилев закончил в 1907 году, напечатали же его в 1908 году в сборнике Романтические цветы. В 1906 Гумилев учился во Франции и много путешествовал по Европе
История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой. Той серой петербургской зимой поэт был влюблен в Л. Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий. И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог к ним присоединиться.
Вестником скорой весны выступает в стихотворении ветер. Клочок чистого неба, который Блок не видит, но чувствует, что он есть где-то, полон предчувствия перемен, желания увидеть наконец-то чистое небо полное солнца. В лазури нового неба «плакали зимние бури», словно ощущая свой скорый уход.
Ранние стихотворения поэта пропитаны духом символизма, чрезвычайно распространенного в XX веке направления в искусстве. Основной признак этого течения – доходящий до отчаяния пессимизм. Это отчетливо слышится в следующих строках: «плакали зимние бури», «плакали струны мои». К концу произведения тоска поэта рассеивается, пробивается лучик надежды («Ветер принес издалёка/Звучные песни твои»).
В стихотворении Блока много недосказанности. Автор хочет очень многое поведать читателю, противоречивые чувства терзают его и не дают ясности. Взять хотя бы следующие образы: «где-то светло и глубоко», «реяли звездные сны» и «робко, темно и глубоко». Такая глубокая тоска символизирует невозможность открыться своей любви. И только робкие жесты и «звездные сны» поэт может позволить себе, чтобы не скомпрометировать любимую.
Силлабо-тоническая система стихосложения в стихотворении компенсирует приблизительные рифмы в первом четверостишии. Рифмы последних двух четверостиший – точные. Автор внезапно вдыхает «светло и глубоко» первые строчки, позабыв о правилах стихосложения, а затем, опомнившись, дописывает последние две строфы. Стихотворение состоит из 3 строф (всего 12 строк). Рифмовка в первом четверостишии отсутствует (белый стих). В последних двух – рифмовка перекрестная. Стихотворный размер: трехстопный дактиль.
В первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. Во второй и четвертой – мужская, стопа усечена на два слога. Чередование женской и мужской рифмы для столь искушенного в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюбленной женщине, имя которой Любовь Дмитриевна Менделеева. Таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец.
Свадьба Блока и Менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал — действительно ли он любим. Ведь их встречи были редки и мимолетны. В их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с Блоком навсегда.
Ветер принес издалёка Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалёка Звучные песни твои.
Ранняя лирика Блока
Зародившееся во Франции в последней четверти XIX века течение символизма стало революционным для своего времени, полностью изменив концепцию использования художественного образа. Символисты отказались от создания в произведениях искусства реалистичных отражений окружающей действительности.
Они погрузились в исследования внутреннего мира личности, подсознания, глубоко связанного с потусторонними сферами бытия. Каждый образ был призван стать мистическим символом, тонким, многозначным, завораживающим, вызывающим у читателя определённые ассоциации. В связи с этим несоразмерно большое значение придавалось работе над оригинальной формой стиха, что иногда вызывало обвинения критики в том, что стихи — мёртвые.
Такой подход к творчеству оказался очень близок характеру молодого автора Александра Блока, студента Санкт-Петербургского университета, с самых ранних лет увлечённого поэзией. Сильное влияние на мировоззрение будущего поэта оказали также работы русского философа В. Соловьёва, его учение о приближающемся обновлении мира и о Вечной Женственности, которая станет основой этого процесса. Поэтому первым сборником произведений Блока стала книга «Стихи о прекрасной даме», сначала публиковавшаяся в Петербургском альманахе «Северные цветы», а в 1905 году изданная в Москве.
Известно, что основным прототипом символического образа возлюбленной выступила подруга детства, будущая супруга, дочь профессора Менделеева — Любовь Дмитриевна. Молодые люди встречались редко, в основном летом, когда приезжали отдыхать в соседние подмосковные усадьбы своих родителей — Боблово у Менделеевых и Шахматово у семьи Бекетовых, к роду которых принадлежала мать Блока.