Родина. стихи 1907–1916 годов (александр блок)

Тема и сюжет

С помощью элементов фольклора автор пытается нарисовать картину момента перехода ребенка из реальности ко сну, предлагая себя в роли главного героя. Начинается стихотворение с противоречия:

Герой понимает, что наступает время сна, но неподалёку от кроватки стоит конь-качалка и это стимулирует к активности мальчика. Ему хочется вместо скучного в его годы сна вскочить на коника и погрузить в скорость бега по полю боя.

В противовес желанию няня рассказывает сказку о богатырях, и она становится ступенькой к царствию Морфея. Мальчик внемлет рассказу и начинает медленно отрываться от границы реальности. Он уже на коне и скачет за моря-океаны, где в хрустальном гробу под свет лампадки спит царевна.

Ветхая избушка

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…

Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…

В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят, —
По домам пора!

Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна, —
Ан, уж дом растаял,
На дворе — весна!

  1. Перечитай стихотворение. Какую картину ты представил? Запиши в «Рабочую тетрадь».

  2. Поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Объясни.

  3. Выбери эпизоды, где изображены картины зимних забав детей. Как ты думаешь, какое настроение у ребят? Подтверди свой ответ выборочным чтением.

  4. Прочитай стихотворение выразительно, выучи его наизусть.

Сонная сказка читаем детям сказку перед сном

Сказка для детей, которые не могут заснуть

— Бабуля, сказку!

Из под одеяла смотрят два больших хитрых глаза. Бабушка садится в кресло рядом, привычно берет в руки вязанье.

— Ну, слушай. Только уговор: пока я не доскажу – не спать!

В глазах обида – кто же спать собирается?

Нитка вьется вдоль спиц, петелька ложится за петелькой, слово за словом…

… Бежит ежик по дорожке лесной, а навстречу ему – Сказка. Ежик испугался, свернулся в колючий шарик и лежит, ждет, что дальше будет.

Сказка тоже подождала немного, и стало ей скучно. Не любят сказки, если их некому слушать.

— Ежик, а ежик, — говорит Сказка, — не бойся, я – не страшная. Я – вообще про яблоки.

Про яблоки ежик сразу услышал. Высунул нос из-под колючек и глаз один.

— А ты про какие яблоки – зеленые или красные?

— А ты какие больше любишь?

— Я – красные, с зеленым бочком. Или нет, зеленые с красным… Или…, — Тут ежик задумался, даже колючки опустил и и на все четыре лапки встал. — Нет, я вообще все яблоки люблю больше. Особенно сладкие.

— Ну, тогда я — про всехные сладкие яблоки. Как они на дереве растут и сами вниз падают. Чтобы ежикам было их легче собирать. А еще про то, как папа и мама ежики своим ежатам яблоки в норку таскают. И про то, какая у них норка теплая, под кучей осенних листьев…

Тут Сказка замолчала, и на ежика смотрит. А тот уже и не слушает почти. Глазки зажмурил – мечтает. Даже гриб уронил, который домой тащил.

И как раз мимо скачет заяц, морковку несет, которую на соседнем огороде выкопал. Запыхался, еле от дачников ускакал. Жадные! Морковки одной зайцу пожалели! Чуть с ходу на ежика не налетел. Тот посреди дорожки мечтает – ничего не видит.

— Ну, дела, — говорит заяц, — Что это с ежиком приключилось?

— Он меня слушает.

— А ты кто?

— Я – Сказка про морковку, как она сама растет посреди полянки, и зайцы ее могут таскать, сколько хотят. И дачников там нет – только зайцы и морковка. А морковка сладкая…И много ее, таскай-не-хочу…

Заяц сел рядом с ежиком, глазки зажмурил, лапки сложил, одно ухо вверх, второе опустил. Морковку уронил в траву. Мечтает…

Сказке скучно опять стало. Смотрит, мимо рыжая бежит. Лисица то есть. Даже не бежит, а так, вроде бы, прогуливается. Но близко не подходит.

А Сказка тут как бы сама себе:

— …И еще в том лесу совсем не было охотников, но зато было очень много зайцев и ежиков, которые лисиц вовсе не боялись. Поэтому ловить их было легко. А вкусные они были какие…

Лисица подошла поближе, села на хвост свой пушистый, облизывается. А глазами этак на зайца с ежиком косит – сказка или не сказка – а выглядят они очень даже аппетитно. Подвинулась к ним поближе, потом еще чуть. Лапу протянула, да как зайца – цап! Да не тут-то было. Ухватила что-то, а это – морковка. Еще раз – цап! А это гриб сухой. Лисица на Сказку – прыг. А той и след простыл – только облачко тумана и трава мокрая. А по траве следы – заячьи да ежиные. Только где там – не догонишь уже.

Фыркнула лисица обиженно, улеглась под кустом и уснула.

А Сказка уже снова тут как тут, сидит на ветке, поет:

— Баю, баю, баю — бай, спи Алиска, засыпай…

… Вязальные спицы выпали из бабушкиных рук, звякнули. Бабушка вздрогнула и открыла глаза.

В кроватке возле кресла сопела малышка. Сопела уже, видимо, давно. Рядом, на подушке, спали ежик и заяц, и рыжая мордочка выглядывала из-под подушки. Им всем снилось что-то очень хорошее.

Когда начинать читать стишки

Читать стишки для засыпания можно уже с рождения, а некоторые психологи вообще советуют начинать это делать ещё во время беременности (когда ваш малыш уже начнёт толкаться в животе). Конечно, кроха едва ли поймёт ваши слова, но интонация, нежные прикосновения и зрительный контакт благотворно подействуют на карапуза, успокоят его, если он перевозбуждён.

Сначала пусть это будут короткие стишки, которые не перегрузят внимание малыша: в них должно быть не больше двух четверостиший. По мере взросления крохи можно читать и более длинные потешки различной тематики: одни помогут избавить вашего ребёнка от ночных страхов (например, боязни темноты), а другие – навеют приятные сновидения

По мере взросления крохи можно читать и более длинные потешки различной тематики: одни помогут избавить вашего ребёнка от ночных страхов (например, боязни темноты), а другие – навеют приятные сновидения.

Почему детям нужно читать перед сном

1. Самое удачное время

Зато вечером обстановка меняется – лежа в кроватке кроха будет ждать очередную порцию детских сказок на ночь с большим нетерпением.

2. Хорошее настроение. Чтение любимой книжки успокаивает дошкольника. Все капризы и обиды, которые могли омрачить день, забываются – и ребенок засыпает в хорошем настроении. Чтобы не получить обратный эффект, выбирайте рассказ для малыша с позитивной концовкой, где добрые силы побеждают зло.

3.Воспитание характера. Даже характер ребенка меняется в лучшую сторону, когда вы ему читаете перед сном. Ученые утверждают, что если читать ребенку книжку хотя бы 15 минут в день, он становится более открытым, послушным, внимательным и смелым.

4. Развитие умственных способностей. Сказку можно не только читать, но и обсуждать. У маленького слушателя обязательно найдутся вопросы касательно сюжета и слов, которые встречаются в тексте. Поэтому можно смело утверждать, что от чтение перед сном для ребенка полезно тем, что расширяет словарный запас, развивает любознательность, а также фантазию и желание читать самостоятельно.

5. Восприятие мира. Сказки понятны малышам, с помощью действующих персонажей ребенок старается разобраться в том, как устроен мир, понять повседневные вещи и явления. В сказках очень наглядно показано противостояние зла и добра, одиночества и дружбы, любви и ненависти, взаимопомощи и эгоизма.

6. Пример поведения. Хорошая идея – воспитывать ребенка посредством сказки. Читайте на ночь детскую книжку, герой которой имеет общие с ребенком черты. Поведение персонажа может стать хорошим примером для вашего сына или дочери. Вместе с ним ребенок будет проживать жизненные ситуации и получать такие же уроки жизни.

7. Ближе к ребенку. Понимание между родителями и детьми, душевную связь можно наладить с помощью чтения перед сном. Если малыш каждый раз просит почитать вас одну и ту же сказку, значит, она получила сильный отклик в его душе. В книжке может быть сосредоточено то, что тревожит дошкольника, вызывает радость или очень интересует в реальной жизни. Зная это, вы сможете найти верный путь к преодолению детских страхов.

Чтение ребенку перед сном – замечательная традиция, которая сохранилась и по сей день. В семье, где родители читают сказки, растут счастливые и любознательные дети

Именно в дошкольном возрасте очень важно привить ребенку любовь к книгам. Чтобы не опоздать, читайте детям с пеленок, и таким образом налаживайте надежную связь со своим чадом

Анализ стихотворения Блока «Сны» 1 вариант

Произведение, написанное в октябре 1912 г., замыкает сборник поэтических сказок для детей. Обстоятельства лирического сюжета традиционны: вечер, няня укладывает спать своего воспитанника. Субъект речи стихотворения – мальчик, который тщетно пытается бороться с дремотой. Содержание текста воспроизводит сбивчивый ход мыслей засыпающего ребенка, в который вплетаются фрагменты няниного рассказа.

В зачине представлено упрямое желание малыша продолжать дневные игры: «жалко» тратить время на отдых. Особенно привлекает мальчика конь-качалка, вещная деталь убранства детской.

Взгляд героя переключается на неверный свет лампадки.

Его внимание постепенно захватывает «древняя» сказка няни, первоначальный интерес к которой вызывают энергичные интонации счета. Детское сознание полностью погружается в фантастическое художественное пространство

Няня пересказывает известную европейскую сказку, интерпретацию бродячего сюжета о спящей красавице. В русской литературе трансформация фольклорной основы связана с творчеством Пушкина, поэтому в читательском сознании закономерно возникают аллюзии на произведения классика.

Отважный витязь, одерживающий победу в долгом бою, и нежная дева, покоящаяся под парчой в хрустальной усыпальнице, – трактовка образов персонажей традиционна.

Сказочный сюжет представлен отдельными эпизодами. За рамками лирического повествования остаются обстоятельства, при которых рыцарь узнал о принцессе, и загадочные враги, препятствовавшие планам героя. О продолжительной битве и победе «конника в латах» сообщается опосредованно, при помощи комплекса признаков. Важные сюжетные точки отмечены акустическими и визуальными образами: звоном холодного оружия, дневным светом, звяканьем ключей. Внезапно обрываясь, рассказ няни остается без финальной сцены, которая связана с освобождением девы от сна-смерти и любовью, вспыхнувшей между персонажами.

Особого упоминания заслуживает зеленый огонек лампадки, который светит в глаза царевне. С его помощью автор показывает, как сознание ребенка балансирует на границе бодрствования и сна, последний из которых постепенно побеждает.

В концовке возникает обрывок диалога няни и засыпающего мальчика. Завершает стихотворный текст простодушное признание в любви к лучу лампадки. Зеленый свет, символизирующий гармоничную картину детства, в глазах мальчика наделяется волшебной умиротворяющей силой.

Ворона

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это всё у вороны — игрушки.

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

Перечитай первые две строки стихотворения

Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону?

Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? Найди нужные строки.

Каким образом поэту удалось показать, что ворона была любопытна? Обрати внимание на вопросительное предложение.

Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? Как настроение вороны помогает передать восклицательное предложение?

Какой ты представляешь ворону?

Как ты понимаешь строку «А уж в воздухе — вешние звоны»?

Прочитай стихотворение так, чтобы слушатели могли представить ворону.

Почему полезно читать ребенку на ночь

Расширение словарного запаса. Чтение способствует тому, что ребенок узнает новые слова. Причем он знакомится с ними в предложениях, что позволяет лучше их освоить. Во время чтения нужно объяснять малышу все непонятные и незнакомые слова. Такой способ позволяет в ненавязчивой форме расширить словарный запас ребенка.

Развитие речи у детей

Общее развитие. Во время чтения малыш учится слушать, анализировать, фантазировать, он изучает новые слова, испытывает различные эмоции. Все это формирует гармоничную личность

Улучшение отношений с родителями. Когда вы читаете своему ребенку, вы проводите с ним свое время, малыш чувствует свою значимость и ощущает вашу любовь. Совместные занятия улучшают взаимоотношения между родителями и их ребенком.

Духовное развитие ребенка. Обычно родители читают детям сказки, которые учат правильным поступкам, доброте, ответственности. Все это положительно сказывается на духовном развитии малыша.

Здоровый сон. Нередко детей приходится долго укладывать, причины могут быть разные – боязнь оставаться в темной комнате, возбужденность после активных игр. Во время чтения ребенок успокаивается, он находится рядом с родителем, что дарит ему чувство защищенности. Конечно, в таких условиях малыш быстрее уснет и вряд ли будет мучиться от кошмаров.

Стихи спокойной ночи детям

Засыпай скорее, зайка, Носиком сопи как лялька, Щечкой лежа на подушке, Обнимай свои игрушки, Глазки закрывай покрепче, И услышь, как тихо шепчет Ночь тебе: «Спокойной ночи, Все мы любим тебя очень».

* * *

Ночь накрыла нас собою, Озарив весь мир луною, Звездами, осыпав небо, Сном, окутав всю планету. Спят усталые игрушки, Спят мальчишки и девчушки, Вот и ты скорее спи, Утра после ночи жди.

* * *

Ты ложись скорей в кровать, Сон твой буду охранять, Пусть он будет крепким, долгим, Пусть спокойным будет, легким, Пусть он будет добрым, светлым, Сказочным и интересным, Пусть он будет только твой, Спи спокойно, мой родной

* * *

Ты ложись скорее спать Поудобней на кровать, Позабыв про все проблемы, Аксиомы, теоремы, Позабыв про все заботы, Про учебу, про работу, Глазки крепко закрывай И спокойно засыпай. Ну а завтра все проблемы Сами разрешатся, верь мне! Истина, на самом деле Утро ночи мудренее.

* * *

Споки ноки, мой дружок, Спи, мой сладкий пирожок, Рыбка, зайка, медвежонок, Солнце, ягодка, котенок, Мой любимый, нежный, милый, Единственный, неповторимый Пупсик сладкий, не скучай, Спи, малыш мой, засыпай.

* * *

Завтра будет новый день – Будем веселиться, А сейчас пора в постель Спать скорей ложиться!

Мамонтова Ольга специально для http://otebe.info/

***

Засыпайте, милые малыши. Я спою вам песенку от души. Сказку расскажу вам волшебную, Про добро и зло в ней поведаю. Пусть вам снятся сны лишь весёлые! Яркий свет луны будет пологом… Пусть метели в жизнь не врываются, А счастливый смех продолжается! Пусть дороги будут широкими, А рассветы лишь златоокими! Чувства ваши будут красивыми, А дела и встречи – счастливыми! Быть на все времена вам любимыми!… А пока – пока спите, милые…

***

Дорогие малыши! К нам приходит ночь. Унесёт она с собой все печали прочь. Будет сны вам навевать, песни напевать, Будет щедрою рукой сказки рассыпать! Баю-баю, малыши, спите без забот! Ночь пройдёт – и к вам с зарёй новый день придёт!

***

Маленькие дети любят всё на свете: Шоколад, собаку, дом, весёлый смех! Любят слушать сказку, рисовать раскраску, Яркие игрушки и кино для всех!

Им еще по нраву песня под гитару, Мамины рассказы о нелёгком дне… Но, важнее дара,  на воздушном шаре К ним  слетают сказки и звучат во сне.

Снятся им принцессы, мачты и  ракеты, Крылья за спиною и пути земли. Девочкам – большие яркие букеты, Мальчикам – старинные  корабли…

Все мечты и песни сны их охраняют! Всё в прекрасных грёзах по волнам плывёт… Всё о чем мечтали – ночью оживает, Движется, играет, за собой  зовёт!

Спите, дорогие!  Пусть же  сны сегодня Будут ярче солнца и нежней луны! А с утра хорошая летняя  погода

Анализ стихотворения «Сны» Блока 2 вариант

Среди стихотворений Александра Александровича Блока, адресованных детям, особенным полетом воображения выделяется произведение «Сны».

Стихотворение написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось в эту пору 32 года, он признанный поэт, выпустивший несколько сборников стихов, женат. В этот период он по совету врачей поправлял здоровье в Европе. По жанру – фантазия, по размеру – двухсложник с перекрестной рифмовкой, 10 строф. Есть и открытые, и закрытые рифмы. Лирический герой – сам поэт, вспоминающий детство. Интонация фольклорная, вместе с тем, сонная. Обилие многоточий, пять восклицаний. «Не хочу уснуть!»: воображение тянет играть, скакать на лошади, брать города. Рассказ няни: маленького Сашу Блока пестовали мать, бабушка и тетя. За чтение сказок отвечала, как и положено, няня. Она познакомила воспитанника с персонажами А. Пушкина и В. Жуковского. «Раз-два!»: анафора, рефрен, звучащий в голове засыпающего мальчика. «Луч лампадки»: она теплится у икон, ободряет своим присутствием от ночных страхов. «Древней, древней»: в этой тавтологии – характерное для детей восприятие времени. И сейчас, и в пору детства автора подавно, сказки XIX века таковыми не являются. Впрочем, эпитет можно отнести к образам, архетипам, происходящим из времен действительно давних. Упомянуты герои «Сказки о мертвой царевне», «Руслана и Людмилы» А. Пушкина, «Спящая царевна», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке» В. Жуковского. «Свет лампадки светит в очи ей»: он спит, и царевна тоже. Разумеется, при точно такой же лампадке с таинственным зеленым мерцанием. Ведь и у нее, конечно, есть родные, которые заботливо затеплят огонек возле икон. Это момент взаимопроникновения миров. «Конник в латах» освободил красавицу из лап чудовища, от чар колдовства. В финале ребенок погружается в сон, но лепечет в ответ на вопрос няни: «Дремлешь?»: внемлю… (то есть, слушаю)

В последних строках мальчик пылко признается в любви к «лучу лампадки», такой важной составляющей хрупкого детского мира. Лексика возвышенная (она сопутствует книжным образам) и разговорная

Множество повторов и оборотов прямиком из устного народного творчества: за моря, за океаны, спит в хрустальной, спит в кроватке. Числительные, придающие правдоподобия любой фантастике: сто ночей, семь ночей. Уменьшительный суффикс, привычный детскому возрасту: кроватке. Инверсия: звякают ключи. Индивидуально-авторский эпитет: дымно-синие. Другие эпитеты: гневный, заморской.

В «Снах» Александра Блок достоверно передает внутренний мир чуткого ребенка, смешение реальности и фантазии.

Стихи про любовь во сне – к романтике наяву

Сонник Хассе, объясняет, к чему снится читать стихотворение про любовь предвестием приятного известия. Сонник влюбленных, толкование сна связывает с услышанными строками и их посылом в приснившемся сновидении. Так, сюжет о неразделенных чувствах во сне вещает о некоторых затруднениях в понимании своей второй половинки. Если в стихах про любовь говориться о взаимной симпатии, значит, наяву Вас ждет романтическое свидание.

Слушать любовную поэзию предсказывает сонником о счастье и идиллии в окружении спящего человека. Видеть, как кто-то декларирует любовный сонет – к искренности и надежности партнера.

Польза стишков для засыпания

Наши бабушки знали толк в народном творчестве. Недаром они активно использовали всевозможные стишки, потешки и пестушки, чтобы познакомить детей с окружающим миром, а также увлечь нужным занятием – умыванием, едой или сном.  Считалось, что стишки и потешки помогают воспитать более спокойного и умного ребёнка, наладить тесную связь с членами семьи. Кроме того, стишки способствуют раннему развитию речи ребёнка, помогают приучить кроху к режиму дня и установить тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом.

Стишки для засыпания незаменимы и тогда, когда вам нужно успокоить своё чадо — например, перед сном. В дальнейшем, когда малыш будет слышать знакомые интонации «сонных потешек», он уже будет знать, что настало время для отдыха. Так что если все колыбельные уже перепеты, стишки для засыпания разнообразят общение с ребёнком.

Тропы в стихе

В стихотворении Блок использует тропы – эпитеты и метафоры, которые помогают раскрыть свойства предметов и явлений, а также придают строкам художественную выразительность.

Отметим эпитеты (дымно-синие туманы, дремные покровы, светлый круг, зеленый луч, сказке древней, заморской царевне).

Использует Блок в стихе и метафоры (стелются лучи, хрусталь стены). С помощью их мы видим, как лучи начинают стелиться сквозь дрёму царевны, а стена стала хрустальной и вот-вот должна рухнуть под ударами мечей всадника.

Имеется в стихотворении сравнение (как в тумане) и несколько анафор (о царевне, о заморской). Звякают ключи – это классическая инверсия.

Стих написан перекрёстной рифмовкой с открытыми и закрытыми рифмами (жалко – уснуть – качалка – скакнуть) и состоит из 10 строф. Жанр стихотворения – фантазия, а для придания строкам правдоподобия Блок использует несколько числительных (семь ночей, сто морей).

Анализ стихотворения А. Блока «Сны». О каких сказках идет речь в стихе

А.А. Блок – один из величайших русских поэтов эпохи серебряного века. Творческое наследие Блока достаточно велико. Является автором нескольких сборников стихов, поэм и произведений в прозе. Стихотворение «Сны» было написано в 1912 году. Это одно из самых ярких детских произведений Блока.

В стихотворение автор вложил свои собственные воспоминания о детстве. Произведение будто бы пропитано ощущением теплоты. Автор словно переносит нас в детское состояние души. В стихотворении рассказывается о том, как маленький мальчик засыпает под нянину сказку. В произведении явно просматривается, что няня читает «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С.Пушкина. Мальчику тепло и уютно «Сладко дремлется в кроватке». Ребёнок хочет как можно дольше слушать интересную сказку:

«И пора уснуть, да жалко, Не хочу уснуть!»

Реальность борется со сном, сказочные мотивы переплетаться с действительностью. Засыпая, ребёнок смотрит на зелёную лампадку, которую зажгла няня. Этот образ несколько раз повторяется «луч лампадки, как в тумане». И «зеленый луч лампадки светит в очи ей». А в сюжете сказки «конники в латах» спешат на помощь царевне, и один из них «манит и мчит куда-то за собой» героя и включает ребенка в сказку. Он зовет мальчика:

«За моря, за океаны Он манит и мчит, В дымно-синие туманы, Где царевна спит. ».

Эти дымно-синие туманы рисует детское воображение, ребенок их видит в полусне. А в сказке всадник сражается за царевну семь дней и спасает её.

«На седьмую — над царевной Светлый круг лучей».

Сказка завершается благополучно, царевну освобождают.

« И сквозь дремные покровы Стелются лучи, О тюремные засовы Звякают ключи».

А ребёнок засыпает: «Дремлешь? – Внемлю. Сплю. ». И последнее что он видит, перед тем как окончательно уснуть – это снова:

«Луч зеленый, луч лампадки, Я тебя люблю!».

Мальчик засыпает в состоянии полного умиротворения.

Анализ стихотворения Блока «Сны»

Произведение, написанное в октябре 1912 г., замыкает сборник поэтических сказок для детей. Обстоятельства лирического сюжета традиционны: вечер, няня укладывает спать своего воспитанника. Субъект речи стихотворения – мальчик, который тщетно пытается бороться с дремотой. Содержание текста воспроизводит сбивчивый ход мыслей засыпающего ребенка, в который вплетаются фрагменты няниного рассказа.

В зачине представлено упрямое желание малыша продолжать дневные игры: «жалко» тратить время на отдых. Особенно привлекает мальчика конь-качалка, вещная деталь убранства детской.

Взгляд героя переключается на неверный свет лампадки

Его внимание постепенно захватывает «древняя» сказка няни, первоначальный интерес к которой вызывают энергичные интонации счета. Детское сознание полностью погружается в фантастическое художественное пространство

Няня пересказывает известную европейскую сказку, интерпретацию бродячего сюжета о спящей красавице. В русской литературе трансформация фольклорной основы связана с творчеством Пушкина, поэтому в читательском сознании закономерно возникают аллюзии на произведения классика.

Отважный витязь, одерживающий победу в долгом бою, и нежная дева, покоящаяся под парчой в хрустальной усыпальнице, – трактовка образов персонажей традиционна.

Сказочный сюжет представлен отдельными эпизодами. За рамками лирического повествования остаются обстоятельства, при которых рыцарь узнал о принцессе, и загадочные враги, препятствовавшие планам героя. О продолжительной битве и победе «конника в латах» сообщается опосредованно, при помощи комплекса признаков. Важные сюжетные точки отмечены акустическими и визуальными образами: звоном холодного оружия, дневным светом, звяканьем ключей. Внезапно обрываясь, рассказ няни остается без финальной сцены, которая связана с освобождением девы от сна-смерти и любовью, вспыхнувшей между персонажами.

Особого упоминания заслуживает зеленый огонек лампадки, который светит в глаза царевне. С его помощью автор показывает, как сознание ребенка балансирует на границе бодрствования и сна, последний из которых постепенно побеждает.

В концовке возникает обрывок диалога няни и засыпающего мальчика. Завершает стихотворный текст простодушное признание в любви к лучу лампадки. Зеленый свет, символизирующий гармоничную картину детства, в глазах мальчика наделяется волшебной умиротворяющей силой.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Текст

И пора уснуть, да жалко,Не хочу уснуть!Конь качается качалка,На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане,Раз-два, раз-два, раз!..Идет конница… а няняТянет свой рассказ…

Внемлю сказке древней, древнейО богатырях,О заморской, о царевне,О царевне… ах…

Раз-два, раз-два! Конник в латахТрогает коняИ мани’т и мчит куда-тоЗа собой меня…

За моря, за океаныОн мани’т и мчит,В дымно-синие туманы,Где царевна спит…

Спит в хрустальной, спит в кроваткеДолгих сто ночей,И зеленый свет лампадкиСветит в очи ей…

Под парчами, под лучамиСлышно ей сквозь сны,Как звенят и бьют мечамиО хрусталь стены…

С кем там бьется конник гневный,Бьется семь ночей?На седьмую — над царевнойСветлый круг лучей…

И сквозь дремные покровыСтелятся лучи,О тюремные засовыЗвякают ключи…

Сладко дремлется в кроватке.Дремлешь? — Внемлю… сплю.Луч зеленый, луч лампадки,Я тебя люблю!

1912 год

В стихотворении «Сны» Александр Блок с помощью 10 строф пытается передать читателю внутренний мир ребёнка, который пытается заснуть и находится на границе между царством Морфея и реальностью.

Спокойной ночи и сладких снов любимому мужчине на расстоянии

52. Когда звезды горят в небе, я смотрю и думаю о тебе. Спокойной ночи,  милый.

53. Сегодняшний день подошел к концу, и так приятно осознавать, что где-то есть человек, который делает мои дни светлее. Пусть у тебя будет прекрасная ночь.

54. Мой день будет неполным, если я не отправлю тебе пожелание “Спокойной ночи!”.

55. Я могу спокойно спать, потому что знаю, что ты есть у меня, и ты всегда будешь рядом со мной.

56. Мне нравится все в тебе, и я не могу представить свой день без тебя. Спокойной ночи, любимый!

57.  Сегодня я приду к тебе, проберусь в твой сон, крепко обниму и поцелую тебя.

58. Если существует сказочная страна, я бы хотела увидеть тебя там, потому что ты дополняешь меня в реальности и во снах. Спокойной ночи, милый!

59. Я отправляю ангелов к тебе, чтобы они охраняли твой сон. Спокойной ночи!

60. Ты заслуживаешь самой спокойной ночи. Ты — лучший!

61. Я желаю тебе уснуть, ни о чем не беспокоясь. Спокойной ночи!

62. Я не могу уснуть, не сказав тебе, как сильно я скучаю по тебе. Люблю тебя и спокойной ночи!

63. Каждый день я влюбляюсь в тебя, ты даешь мне повод всегда думать о тебе. Люблю тебя.

64. Утро будет намного легче, если я буду знать, что ты рядом.

65. Тут так холодно, я бы хотела, чтобы ты был рядом и согревал меня.

66. Как бы далеко ты ни был,ты всегда в моих мыслях. Сладких снов!

67. Ты мне снился и мне было так хорошо.

68. Я знаю, что сегодня будут спать как младенец, потому что ты есть у меня. Спокойной ночи, моя любовь!

69. Какими бы ни были страшными кошмары, мне не страшно, когда я знаю, что ты разбудишь меня. Спокойной ночи!

70. Пусть твой сон будет крепким, и ты почувствуешь мою любовь в своих снах.

71. Всех слов не хватит, чтобы рассказать, что я чувствую к тебе. Я люблю тебя. Спокойной ночи!

72. Не могу представить своей жизни без тебя. Спокойной ночи!

73. Спокойной ночи, любимый, ты можешь быть далеко от меня, но ты в моем сердце навсегда.

74. Иногда простое “Спокойной ночи!” значит так много. Желают тебе сладких снов.

75. Ночь — прекрасное время вспомнить все хорошее и всех прекрасных людей в жизни. Спокойной ночи!

76. Однажды, надеюсь, что очень скоро, я усну и проснусь рядом с тобой.

77. Я пыталась считать звезды, чтобы уснуть, но они меркнут, когда рядом нет тебя.

78. Я так люблю тебя, что когда скучаю, просто закрываю глаза, чтобы встретить тебя во сне.

79. Ты — самое лучшее, что случилось со мной. Спокойной ночи, я люблю тебя.

80. Ночью я думаю о тебе, и ты даже не подозреваешь, как я скучаю по тебе. Спокойной ночи!

81. Прежде чем уснуть, мне нужны твои поцелуи и объятия, потому что они делают мой день совершенным. Спокойной ночи!

82. Каждую ночь в моем мозге происходит борьба между сном, где я с тобой, и кошмаром, где нет тебя.

83. Я устала считать причины, по которым я люблю тебя. Их слишком много, и я засыпаю, думая о тебе.

84. Днем я занимаю себя разными делами и время проходит. Но ночью я по-настоящему скучаю по тебе.

85. Спокойной ночи, мужчине моей мечты.

86. Буду ли я в твоих снах? Интересно, что мы будем делать..

87. Я знаю, что сегодня у меня будут сладкие сны, мои единственные кошмары — те, где ты далеко от меня.

88. Одного сообщения и нескольких слов не хватит, чтобы сказать, как сильно я люблю и скучаю по тебе сейчас. Крепких снов!

89. Твои теплые объятия всегда делают мои ночи прекрасными. Крепких снов тебе и спокойной ночи!

90. Хотела бы я остановить время, чтобы этот день не кончался. Спокойной ночи, мой дорогой.

91. Ты и только ты в моем сердце. Сладких снов!

92. Хотела бы я, чтобы подушка, к которой я прижалась, была тобой.Спокойной ночи!

93. Желаю спокойной ночи самому красивому мужчине в мире. Пусть сегодня тебе приснится самый сладкий сон.

94. Спокойной ночи, моя любовь. Ты можешь быть далеко от меня, но ты в моем сердце навсегда.

95. Ты мужчина моих самых безумных снов. Спи крепко. Спокойной ночи!

96. Есть один человек, которые делает меня счастливой, который всегда рядом, когда нужно. Прекрасных снов тебе.

97. Все, что мне хочется сейчас — чтобы ты пришел и держал меня в своих объятиях, пока я засыпаю. Сладких снов!

98. Ты — причина, по которой я просыпаюсь каждое утро. Давай уснем сегодня вместе, и разбудим друг друга завтра. 

99. Твои сны никогда не будут такими сладкими, как мои, потому что мне снишься ты. Спокойной ночи, дорогой!

100. Ночью мы забудем все проблемы, который были у нас в течение дня. Спокойной ночи!

Сны

И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане
Раз-два, раз-два, раз!..
Идёт конница… а няня
Тянет свой рассказ…

Внемлю сказке древней, древней
О богатырях,
О заморской, о царевне,
О царевне… ах…

Раз-два, раз-два! Конник в латах
Трогает коня
И манит и мчит куда-то
За собой меня…

За моря, за океаны
Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит…

Спит в хрустальной, спит в кроватке
Долгих сто ночей,
И зелёный свет лампадки
Светит в очи ей…

Под парчами, под лучами
Слышно ей сквозь сны,
Как звенят и бьют мечами
О хрусталь стены…

С кем там бьётся конник гневный,
Бьётся семь ночей?
На седьмую — над царевной
Светлый круг лучей…

И сквозь дрёмные покровы
Стелятся лучи,
О тюремные засовы
Звякают ключи…

Сладко дремлется в кроватке.
Дремлешь? — Внемлю… сплю.
Луч зелёный, луч лампадки,
Я тебя люблю!

  1. О каких сказках идёт речь в стихотворении? Вспомни и запиши их названия в «Рабочую тетрадь».

  2. Какие сладкие сны снились мальчику? О чём они? Какие сны снятся тебе? Расскажи.

  3. Какое стихотворение Сурикова напомнило тебе произведение Блока?

  4. Прочитай стихотворение выразительно.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: