Краткое содержание, краткий пересказ «Сказки о рыбаке и рыбке»
Золотая рыбка оказывается в неводе старика и просит отпустить ее. Старик отпускает рыбку и ничего не просит взамен. Старуха отсылает старика назад к рыбке за новым корытом.
Рыбка дает старикам новое корыто, но старуха недовольна. Она посылает старика к помутившемуся морю за избой. Рыбка дает старику и старухе избу, но опять недовольна старуха.
Посылает она старика к неспокойному синему морю за столбовым дворянством. Делает рыбка старуху дворянкой, а та таскает слуг за чупрун и отправляет старика на конюшню.
Через неделю вновь посылает старуха старика к почерневшему синему морю за царским титулом. Стала старуха вольной царицей, прогнала она старика — не садись не в свои сани.
Через две недели старуха вновь посылает старика к бурному морю и хочет стать владычицей морской.
Выслушала просьбу рыбка, только хвостом махнула и уплыла, а возвратился старик к разбитому корыту.
Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке» подробно
В некоем царстве, в далекие времена, жили возле моря старик со старухой: муж рыбачил, жена пряла пряжу. Тридцать лет и три года занимались они этими промыслами, чтобы как-то прокормиться. Жизнь не баловала: землянка стариков была ветхой, корыто, в котором жена стирала белье, разбитым.
Однажды рыбак поймал в свой невод не обычную рыбу, а золотую, говорящую. Рыбка легко уговорила старика отпустить ее обратно в море: ничего не попросил старик взамен, хотя ему предложено было озвучить любое желание.
Но дома супруга не поняла поступка старика: велела ему вернуться к рыбке и попросить хоть что-то, хотя бы корыто негодное новым заменить.
Та согласилась. Вернувшись, рыбак обнаружил возле избы новенькое корыто. Но опять недовольна жена: мог бы муж и новую избу потребовать, ведь старая пришла в негодность.
Рыбак вернулся к морю, стал звать рыбку. А море уже «помутилося», исчезли прежняя безмятежность и синева. На зов рыбака явилась рыбка, обещала дать новую избу.
И впрямь подарила она старикам отличную избу: крепкую, «со светелкой», с «дубовыми воротами». Но старухе нужно все больше: не желает она больше быть простой крестьянкой, ей хочется записаться в столбовые (то есть относящиеся к древним славным родам) дворяне.
Рыбака, явившегося снова звать рыбку, встретило неспокойное синее море. Рыбка приплыла на зов, выслушала просьбу, согласилась выполнить. Вернувшегося на место своей избы старика ожидала удивительная картина: «высокий терем», а там его старуха, которая наряжена в жемчуга и соболя. Старуха бьет слуг. Увидев мужа, отправляет его служить на конюшню.
Какое-то время проходит, новоявленная столбовая дворянка чувствует себя обделенной: ей хочется еще больше богатств, да неплохо бы к ним и власть. Призвав мужа, она велит ему идти на поклон к рыбке и просить, чтобы та превратила ее в царицу.
Отправился несчастный к синему морю, которое уже почернело от гнева. Появившаяся в волнах рыбка обещает выполнить просьбу бедняка. И действительно, он видит по возвращении великолепные царские палаты, в которых пирует его супруга, а высокородные бояре подобострастно потчуют ее вином да пряниками. Стража, повинуясь приказу царицы, прогоняет рыбака, едва не зарубив его топорами.
Однако долго жить спокойно бывшая нищая супруга рыбака не может: ее ненасытная натура требует все больше и больше. Отыскав старика, спесивая царица посылает его на морской берег с повелением заставить рыбку сделать ее «владычицей морскою», чтобы сама волшебная рыбка служила ей.
У старика нет сил возражать – он идет к морю, которое уже вздымается волнами. Начинается буря. Золотая рыбка все так же является на зов своего спасителя, но, услышав очередную просьбу, молчит. И скрывается глубоко в волнах.
После бесплодного ожидания рыбак возвращается домой. Взору его предстает печальная картина: нет больше никаких царских палат. Стоит на прежнем месте жалкая лачуга, на крыльце сидит старуха, а рядом – знакомое дырявое корыто.
Язык и стиль
Приемы, которыми пользуется автор, характерны для сказочных сюжетов. В сказках часто числу три придается особое значение. Пушкин также использует троекратное повторение (в третий раз забросил он невод — пришел невод с золотою рыбкой). Связь с фольклором подчеркивается и использованием народных пословиц и поговорок, простонародных выражений. Например: старик, обращаясь к старухе говорит: «Что ты, баба, белены объелась?» Или, наоборот, люди смеются над стариком и говорят ему «Не садися не в свои сани». Старуха, разговаривая со стариком, называет его: «дурачина ты, простофиля».
Сказка написана в стихах образным, легким для восприятия языком. В стихах этой сказки нет рифмы, но, как и в народной поэзии, есть ритм и поэтические обороты, поэтому отсутствие рифмы совсем не заметно. Поэтический ритм образован равным количеством ударных слогов в каждой строчке, их здесь ровно четыре, не больше и не меньше. Фразы из текста легко воспринимаются, несмотря не некоторые непривычные современному читателю выражения.
Чему учит
Через сюжет о золотой рыбке Пушкин показывает, что в жизни человеку очень важно ценить то, что у него есть, и уметь грамотно распоряжаться подарками судьбы, не злоупотреблять добротой других людей и чувством благодарности тех, кто тебе чем-то обязан. Типажи главных героев и модели их поведения очень часто встречаются в жизни и в наши дни, поэтому сказка остается актуальной по сей день и содержит в себе важный жизненный урок, который стоит усвоить ещё в юном возрасте
Удача очень капризна, а чудо — большая редкость, их надо ценить и беречь. В жизни главных героев большой удачей стало появление золотой рыбки, но они не сумели грамотно воспользоваться своим шансом. Сгубила старуху жадность, а старика — покорность.
История создания
«Сказка о рыбаке и рыбке» написана в творческий период биографии Пушкина, именуемый «Болдинской осенью», в октябре 1833 года в селе Болдино. Публикация произведения состоялась в журнале «Библиотека для чтения» в мае 1835.
Сюжет сказки позаимствован из фольклора, он не уникален, схожие сюжеты встречаются в сказках разных народов. Иногда произведение Пушкина называют авторской адаптацией русской народной сказки, имея в виду фольклорный текст «Жадная старуха».
По официальной и самой распространенной версии, источником сюжета Пушкинского произведения считают сказку «О рыбаке и её жене» западнославянских народов, живших на территории Балтии, их называют поморянами, а сказку померанской.
Литературной переработкой этого фольклорного сюжета является одноименное произведение немецких писателей братьев Гримм. В ней есть существенные отличия от Пушкина, герой ловит не золотую рыбку, а камбалу, в которую превратился заколдованный принц, а старуха в конце сказки желает стать Папой Римским.
В истории Европы был прецедент, когда пост Папы Римского занимала женщина – папесса Иоанна. Вероятно, сюжет сказки братьев Гримм отсылает к этому историческому факту.
Известно, что в черновиках Пушкина в изначальном варианте сказки о рыбаке эпизод о желании старухи стать «Римской Папой» также присутствовал. Вероятно, Александр Сергеевич отказался от этого сюжетного хода, чтобы сделать сказку близкой для российского читателя. Так в его версии появилась «владычица морская».
Читательский дневник по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина
Название произведения: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Число страниц: 4
Жанр: сказка
Главные герои: Старик, Старуха, Рыбка.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Рыбак — старый и добрый мужчина.
Верный муж.
Милосердный.
Старуха — жадная и ненасытная.
Ей сложно угодить.
Неблагодарная и злая.
Не ценит то, что имеет.
Рыбка — добродушная и мудрая.
Исполнила все желания старика.
Справедливая и мудрая.
Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке»
Старик поймал в море Золотую Рыбку, которая умела исполнять желания.
Он отпустил её в море, а о происшедшем рассказал жене.
Старуха отправила старика обратно, просить новое корыто.
Потом она попросила новый дом, захотела стать дворянкой, а потом и царицей.
С каждым разом всё чернее становилось море.
Всё больше гневалась рыбка.
И когда старуха захотела быть морской владычицей, ничего не ответила рыбка.
А старик вернулся и увидел разбитое корыто.
План сказки:
- Будни стариков.
- Волшебный улов.
- Старик выполнил просьбу Золотой Рыбки.
- Первое желание — корыто.
- Второе желание — изба.
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Желание стать морской владычицей.
- Разбитое корыто.
Основная мысль «Сказка о рыбаке и рыбке»
Главная мысль произведения в том, что жадность способна свести к нулю все достижения, испортить любое дело.
Основная идея сказки в том, что нельзя злоупотреблять чужой благодарностью.
Чему учит сказка
Произведение учит быть аккуратным со своими желаниями, знать меру и понимать, что даже благодарность за жизнь имеет пределы.
Учит не жадничать, ни завидовать чужому.
Краткий отзыв о «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что всегда важно уметь вовремя остановиться. Рыбка была благодарна старику за то, что тот отпустил её в море
Рыбка была благодарна старику за то, что тот отпустил её в море.
Но любая благодарность имеет границы.
Нельзя требовать от человека то, чего он не может дать.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось написать замечательную литературную сказку, используя традиционные приёмы народного фольклора.
Мне понравилась волшебная рыбка, единственный положительный герой этой сказки.
Она была доброй, благодарной, но справедливой.
Старуха была просто жадной.
А старик был слабым и бесхарактерным.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что требовать благодарности за доброе дело нельзя.
Спасённый сам должен поблагодарить, так как сочтёт нужным.
Пословицы к произведению:
- За большим погонишься — малое потеряешь.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Жадность всякому горю начало.
- Жадности богатого конца-краю нет.
- Жадный глаз только сырой землёй насытится.
Словарь неизвестных слов:
- Невод — рыбацкая сеть.
- Простофиля — бесхитростный человек.
- Пуще — сильнее.
- Сварливая — злая, сердитая.
- Светёлка — чистая комната в доме.
Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:
- «Сказка о царе Салтане…»
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- «Руслан и Людмила»
- «Песнь о Вещем Олеге»
- «Барышня-крестьянка»
- «Сказка о золотом петушке»
Библиотека произведений автора пополняется.
Что хотел сказать А.С. Пушкин в произведении?
Автор вкладывает в сказку глубокий философский смысл. А.С. Пушкин обращается ко всему русскому народу с посланием. Он предупреждает о том, что жить нужно по совести, чтобы внутри была гармония желаний и действительности. Если появится дисбаланс, это может привести к трагедиям и катастрофам.
В сказке А.С. Пушкина можно рассмотреть множество проблем, которые актуальны и в наше время.
- Материальное положение. Старик не в состоянии обеспечить семью. Ему приходится каждый день заниматься ловлей рыбы, чтобы они со старухой не умерли от голода. Разбитое корыто является символом нищенского существования. Неизбежно возникает конфликт между мужем и женой. Старуха не понимает, как можно отпустить золотую рыбку, не попросив у нее хотя бы нового корыта.
- Христианское послушание. Почему же старик сам не попросил у волшебной рыбки улучшения материального положения? Скорее всего произошло это не только из-за доброты душевной, но еще и по привычке вести аскетичный образ жизни. Это вполне соответствует христианским постулатам. Деньги и власть в религии всегда считались чем-то греховным, «от дьявола». Старик искренне считает, что ему не нужны деньги, ведь он ими даже распоряжаться толком не умеет.
- Свобода. Казалось бы, старик, несмотря на нищету, свободен духом. Но жена не дает ему спокойно жить. Старик покорный, во всем слушает старуху, и уже непонятно, вызывает ли он жалость или недоумение. Ведь герой, по сути, свободный человек, так почему он выполняет все капризы жены?
Главным смыслом в «Сказке о рыбаке и рыбке» можно назвать непомерную жадность, которая неизбежно приводит к катастрофе. Причем речь идет не только о материальных ценностях, но и о власти. Деньги и место в обществе не принесут счастья, если душа будет оставаться черствой. С помощью аллегорий А.С
Пушкин пытается донести до читателя, как важно жить в гармонии с внутренним миром и окружающими людьми
Сказка о рыбаке и рыбке Пушкина читать сюжет
Жили – были старичок со старушкой. Жили они не богато, на берегу синего моря, тридцать лет и три года в своей ветхой избушке. Старичок ежедневно ходил на море ловить рыбу.
Но вот однажды пошел старичок на море за рыбой, забросил сети и ждет, пришли сети с тиной морской. Он опять закидывает сети, и приходят они к нему с травою. Старичок не отступает, снова закидывает сети, и пришли к нему сети с одной рыбкой. Да рыбка эта была не обыкновенная, Она была золотая и могла разговаривать на человеческом языке. Она стала уговаривать старичка, чтобы он вернул ее опять в море. За свою свободу рыбка старичку предлагала дорогой выкуп, однако старичок не стал с нее ничего брать и отпустил.
Когда же старичок пришел домой к своей старушке, он ей рассказал, что с ним произошло. Старушка очень разозлилась на старичка и начала его ругать и говорить, что хотя бы корыто попросил у рыбки, у них корыто то полностью раскололось.
Не стал старичок ругаться со своей старушкой и пошел он опять к синему морю. Пришел он на берег моря и стал просить откликнуться золотую рыбку. Прибыла она к нему и спросила, что он хочет. Старичок рассказал рыбке все, что произошло дома. Рыбка его выслушала и сказала возвращаться домой, что будет у его старушки новое корыто.
Пришел старичок домой, видит у старушки новое корыто. Еще сильней начала она его ругать и говорить, что глупый он корыто попросил лучше бы избушку новую попросил. Да так достала старичка, что тот опять пошел к морю и стал просить откликнуться золотую рыбку. Прибыла к нему рыбка и спросила, что на этот раз ему надо. Старичок поклонился рыбке и сказал, что его старушка еще больше ругается новую избу ей надо. Рыбка сказала, чтобы старичок возвращался домой, будет им новая изба.
Когда же старичок пришел домой и видит перед собой новую красивую избу. Но его старушка не унималась и все сильней и сильней ругала своего старика. Ей все время чего-то не хватало. Она потребовала, что бы старичок попросил у рыбки сделать ее столбовой дворянкой. Старичок пошел к рыбке и с этой просьбой. Рыбка выполнила все, о чем ее просил старичок.
Спустя какое-то время старушка захотела быть царицей. Она приказала старичку опять идти к рыбке и говорить, что она хочет быть царицей. Пошел старичок к морю, позвал рыбку, а когда она прибыла, рассказал ей все. Рыбка сказала, что бы он возвращался домой. Будет его старушка царицей.
Однако старушке всего этого было мало, и она захотела, что бы сама золотая рыбка прислуживала ей. Старушка захотела стать повелительницей моря. И на этот раз старичок не ослушался приказа старушки и пошел к синему морю. Прибыла к нему рыбка, выслушала, но на этот раз уплыла, ничего не сказав. Долго ждал старичок ответа, но так и не дождался.
Когда же он пришел домой смотрит, стоит его ветхая старая избушка, на крылечке сидит его старушка, а перед ней на земле стоит разбитое корыто.
Ответы к стр. 36 — 37
1. Старик закинул в море невод.2. Старик с золотой рыбкой.3. За столом сидит старуха царицей.4. На море чёрная буря.
Каких эпизодов не хватает? Запиши в нужном порядке.
1. Старик закинул в море невод.2. Старик с золотой рыбкой.3. У старухи новое корыто.4. Перед стариком изба со светёлкой.5. На крыльце высокого терема стоит старуха.6. За столом сидит старуха царицей.7. На море чёрная буря.8. Старуха перед разбитым корытом.
- Придумай рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта». Сначала определи:
- о чём ты будешь писать (на тему школьной жизни; дружбы, отношений в семье);
- кто будет твоим главным героем;
- какое событие будет лежать в основе твоего рассказа.
Остаться у разбитого корыта
Был в одном классе ученик-отличник. Один раз он заигрался с ребятами во дворе и не выучил уроки. На следующий день он получил свою первую в жизни четвёрку. Дома его не сильно поругали, потому что четвёрка, если хорошо подумать, не пятёрка, конечно, но всё же… Не такая уж и плохая это оценка. Всё бы ничего, можно четвёрку пережить. Но на следующий день, невыученных уроков стало гораздо больше. И в дневнике уже стояла красная тройка. Наш отличник покраснел, но стал сам себя успокаивать, что есть дети, которые учатся гора-а-аздо хуже.
И вот однажды на контрольной он получил жирную двойку, а все дети занимались и получили четвёрки и пятёрки. Понял тогда наш отличник, что нужно много заниматься, учить уроки, делать дополнительные задания, чтобы не остаться у разбитого корыта на следующей контрольной.
Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Сравни их со сказками А. С. Пушкина. Сделай самостоятельно вывод, используя опорные слова.
Добро побеждает зло, и я там был, мёд, пиво пил, так и повелось с тех пор, стали жить-поживать да добра наживать, честным пирком да за свадебку.
В сказках А. С. Пушкина и в народных сказках всегда добро побеждает зло. В основу сказок А. С. Пушкина легли народные сказки, которые рассказывала ему в детстве няня Арина Родионовна. Народные сказки обычно заканчиваются: «так и повелось с тех пор, стали жить-поживать да добра наживать» («Белая уточка», «Иван-царевич и серый волк», «Морской царь и Василиса Премудрая»), «тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!» («Маша и медведь», «Морозко», «Колобок»), «честным пирком да за свадебку» («Сивка-бурка»). У Пушкина сказки заканчиваются: «Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане») или назиданием: «А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». («Сказка о попе и о работнике его Балде»).
А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”
3.1 (62%) от 30 голосующих
В чем видит смысл сказки «О рыбаке и рыбке» искусствовед М. Казиник
Философ, поэт, режиссер, искусствовед Михаил Казаник высказывает собственную интерпретацию сказки А.С. Пушкина. Он говорит, что поэзия великого русского поэта не предназначена для неокрепшей детской психики. Мы привыкли, что сказки предназначены для маленьких слушателей. Но это не относится к сказкам, вышедшем из-под пера Александра Сергеевича.
М. Казаник считает, что «Сказка о рыбаке и рыбке» имеет более сакральный, глубокий смысл, чем алчность старухи. А.С. Пушкин пишет о свободе, которая дается каждому человеку при рождении. Когда рыбка просится обратно в море, обещая исполнить любое желание старика, тот отпускает ее со словами, что не нужно ему никакого откупа. Рыбка должна плавать в чистых водах, и старик, не задумываясь, вытаскивает ее из невода, чтобы даровать свободу.
Спорный вопрос, нужно ли читать детям «Сказку о рыбаке и рыбке». М. Казаник считает, что малышей не стоит с ранних лет знакомить с такими серьезными произведениями. Некоторые психологи утверждают, что сказка А.С. Пушкина будет полезна детям, ведь она учит быть добрыми, не жадными, ценить, в первую очередь, душевные качества. Но знакомиться с ней лучше в более сознательном возрасте, чтобы не ранить неокрепшую детскую психику.
Главные герои и их характеристика
В сказке всего три основных персонажа – старик со старухой и золотая рыбка
Также исследователи обращают внимание на значимость образа моря и его роль в сюжете и содержании произведения
Старик
Пожилой мужчина занимается рыбной ловлей, женат, находится под влиянием своей супруги, не смеет ей перечить и выполняет прихоти. Старик добрый, жалостливый, милосердный, он сначала отпускает пойманную рыбку, ничего от неё не требуя. Герой терпелив, слабоволен и услужлив. Он боится обидеть старуху, но в то же время испытывает неудобство, озвучивая её желания золотой рыбке, понимает, что старуха заигралась, но ему не хватает духа поставить жену на место.
Старуха
Жена старика — властная женщина, держит мужа под каблуком, недовольна бедственным положением семьи, сварливая, эгоистичная и высокомерная. Ей нравится ощущать своё превосходство над окружающими, в том числе над собственным мужем, которого она ни во что не ставит. Чем более богатой и влиятельной становится старуха, тем с большим пренебрежением она общается с мужем, делает его своим слугой.
Золотая рыбка
Главный волшебный персонаж предстает в образе рыбки. Она живет в море, но при этом умеет говорить на человеческом языке. Пушкин обращается к золотому цвету, подчеркивая тем самым исключительность этой героини, её благородство, происхождение и особое положение в морском мире. Она имеет власть над морем и всей природой.
Рыбка способна исполнить любое желание. Она благодарна и справедлива, с лихвой отплатила старику за свободу, исполняя всё, что он просил для старухи. С ростом запросов старухи рыбка всё больше негодует, и лишь когда старуха возомнила себя выше всех и захотела стать влиятельней самой рыбки, чтобы та была у неё «на посылках», морская волшебница не стерпела и лишила старика и старуху всего, что им было даровано ранее.
Образ моря
Море в этой сказке многолико. Оно выступает связующим звеном между двумя мирами — волшебным и обыденным. С одной стороны, это часть окружающей среды, могучей природы, а с другой — особый, чудесный мир, представительницей которого является золотая рыбка. При каждом походе старика к морю его состояние меняется: чем больше становятся запросы старухи, тем беспокойнее морская стихия. Это реакция, отражающая настроение рыбки и её отношение к происходящему.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Бояре и дворяне – услужливые приближенные царицы, бывшей нищей старухи, наливающие ей «заморские вина», выполняющие любые ее приказы: выталкивают взашей ни в чем не виноватого рыбака, пришедшего поклониться своей внезапно возвысившейся супруге.
- Стража – грозные воины, стоящие на посту, охраняющие царицу день и ночь. На плечах у них топорики – они готовы в любую минуту сразиться с кем угодно. Едва не изрубили несчастного старика, чтобы угодить своей царице.
- Слуги – простые люди, прислуживающие старухе, когда она стала столбовой дворянкой. Спесивая барыня вольна делать с ними все, что душе угодно: «бьет их, за чупрун таскает».
Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.
Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.
Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».
Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.
После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.
Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.
Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.
Место и время действия
Как и в народных сказках, в которых часто нет указания времени и места действия, (в тридевятом царстве, во времена оны), у А. С. Пушкина нет четкого обозначения, где и когда происходят события сказки. Но кое-что можно понять из контекста.
Старик со старухой живут у моря в небогатом селении, они являются «черными крестьянами». Старуха хочет стать столбовой, т.е. потомственной, дворянкой, чей титул передается по наследству. У нее появились крепостные слуги. Значит, события происходят в период существования крепостничества на Руси.
«Черными» или «черносошными» крестьянами, которыми были старик со старухой в начале повествования, называли вольных людей, относящихся к непривилегированному крестьянскому сословию. В отличие от крепостных, они не состояли в личной зависимости, крепостные же фактически были собственностью дворян-землевладельцев.
Крепостное право на Руси формировалось постепенно, ключевым моментом в окончательном закрепощении крестьян считается Соборное уложение 1649 года.
Выход к морю Россия получает лишь при Петре I в конце XVII – начале XVIII века, поэтому можно предположить, что дело происходит приблизительно в XVIII – начале XIX века.