Сказка «каникулы бонифация»

Мультфильм Каникулы Бонифация (1965): описание, содержание, интересные факты и многое другое о мультфильме

Режиссер Федор Хитрук Актер Алексей Полевой А вы знаете, что и у львов есть бабушки? Они точно так же, как и все остальные бабули, сидят возле дома, что-то вяжут на спицах и ждут в гости любимых внуков, которые при подвернувшейся возможности стараются обязательно к ним приехать. Именно так поступил Бонифаций, впервые в жизни получивший отпуск в цирке, где он работал. Очутившись в родной Африке, он собирался отдыхать от работы, есть бананы, загорать на теплом песке, купаться в здешнем озере и ловить там золотую рыбку. Удастся ли льву осуществить свои мечты? Сценаристы Милош Мацоурек, Федор Хитрук Оператор Борис Котов Художник Сергей Алимов Композитор Моисей Вайнберг

  • Мультфильм снят в 1965 году по сказке Милоша Мацоурека «Бонифаций и его племянники». По словам Федора Хитрука, режиссера и сценариста картины, в образе этого льва он запечатлел самого себя, ведь он точно так же утомляется от работы и мечтает об отдыхе, как и его герой, но при взгляде на смеющиеся детские лица сразу же забывает об усталости.
  • Запись звучащего в фильме смеха сделали с помощью детей, которых пригласили в студию. Им показывали этот мультик без звука и записывали их хохот на пленку.
  • Все персонажи «Каникул Бонифация» выполнены в технике контурного рисунка. Исключением стал только сам главный герой, точнее, его грива. Над ее созданием трудилась целая группа художников, обрабатывавших ее специальными тампонами, придавая особый эффект «пушистости» и делая тем самым каждый рисунок уникальным.
  • После выхода мультика его литературный сценарий несколько раз издавался как самостоятельное произведение.
  • В 1965 году мультфильм получил почетный диплом международного кинофестиваля в Корке (Ирландия). В 1966 ему присудили первую премию на Всесоюзном кинофестивале в Киеве и приз «Золотой Пеликан» на международном кинофестивале анимационных фильмов в Мамайе, а в 1967 – поощрительный диплом на международном кинофестивале фильмов для детей в Тегеране (Иран).

Невероятно талантливый лев Бонифаций работает в цирке. После представлений он иногда прогуливается по городу с директором. Во время одной из таких прогулок мимо них проехал автобус с детьми. Лев тут же поинтересовался, почему они не в школе, а узнав, что сейчас каникулы, ужасно расстроился, ведь у него-то никогда не было отпуска! Директор цирка очень удивился, узнав, что Бонифацию тоже хотелось бы отдохнуть. Немного подумав, он отпустил своего любимца на каникулы.

В Африке за время его отсутствия ничего не изменилось: дом и сад были все теми же, а бабушка так же сидела в своем кресле-качалке и вязала. На следующее утро лев отправился искупаться и порыбачить, но по дороге наткнулся на девочку, испугавшуюся незнакомого зверя. Чтобы малышка не плакала, он показал ей свои фокусы и отправился дальше. Вот только до озера ему дойти так и не удалось. Новая знакомая притащила с собой целую ораву местных ребятишек, которые никогда не бывали в цирке и умоляли Бонифация показать им свои умения. С этих пор лев каждый день показывал фокусы, ведь малыши просто не давали ему прохода.

Но вот каникулы закончились, настало время уезжать. Прощаясь с бабушкой и ребятами, Бонифаций упал в воду, и за пазухой у него оказалась золотая рыбка, которую он так мечтал поймать этим летом. Взглянув на нее, лев отпустил ее обратно в море и, мысленно прощаясь с Африкой, подумал, что каникулы – просто замечательная вещь.

karamorik 4 сентября 2011 Оценка мультфильма 10 из 10 Лев и куча маленьких негритят!Очень взрослый мультфильм. С одной стороны это мультфильм про доброго циркового льва, а с другой то и дело пронизывает пессимизм. Так что каникулы у него получились напряжённее рабочих будней. А сам герой испытывает все те же чувства, что и мы — но это не со зла… Читать далее

Ложные факты

Писатели написали посты с фактами о себе. Некоторые из фактов ложные. Нажми на любое фото, чтобы открыть пост

И далее надо выбрать (ВНИМАНИЕ!) только ложные факты, их я выделил жирным шрифтом

Выбери все ложные факты о К. И. Чуковском.

  • По мотивам моих книг создают мультфильмы.
  • Я написал книгу «Гарри Поттер».
  • Я придумал Мойдодыра.
  • Я часто участвую в дуэлях.
  • На самом деле меня зовут Николай Корнейчуков.

Выбери все ложные факты об А. С. Пушкине.

  • Меня воспитывала няня.
  • Я пишу только о реально существовавших людях.
  • Я пишу сказки.
  • Я написал сказку «Лиса и журавль».
  • Я учился в лицее.
  • Я начал писать «Сказку о рыбаке и рыбке» в 15 лет, а закончил в 51.

Выберете все ложные факты о И.А Крылове.

  • Я восхищаюсь творчеством Агнии Барто.
  • «Лисица и журавль» — мое произведение.
  • Я придумал жанр басни.
  • В моих произведениях часто встречаются герои-животные.
  • Фразы из моих произведений стали крылатыми.

Вот так выглядит ответ:

Каникулы Бонифация — Хитрук Ф.

Подробности Категория: Отечественные писатели

Директор цирка не жалеет своей головы

В одном цирке служил лев по имени Бонифаций. Это был не­обыкновенный артист: он сво­бодно ходил по канату, пры­гал через голову, жонглировал самыми разными предметами и знал ещё тысячу других фо­кусов.К тому же он обладал очень сильным голосом и умел так громко рычать, что публика буквально падала навзничь. Недаром директор цирка час­то ставил его в пример и гово­рил:— Бонифаций — это талант!

Но Бонифация вовсе не радо­вал собственный успех. В жиз­ни он был смирный и послуш­ный лев, совершенно не пере­носил шума и никак не мог понять, отчего публика так беснуется при его появлении. По правде говоря, он даже по­баивался её.

И вот оркестр заиграл туш. Публика мгновенно стихла. С лязгом открылась железная дверь, и на арену выскочил лев! Он яростно бил хвостом, взры­вал когтями песок и бросался на решётку с такой силой, что, казалось, она сейчас рухнет. В клетку вошёл директор, дверь захлопнулась, и он ос­тался один на один со страш­ным хищником.

Под конец показывался са­мый главный номер програм­мы.

Бонифаций стремительно ри­нулся вниз, прямо в огненное кольцо! И цирк задрожал от грома рукоплесканий!..

Бонифацию грустноВ свободное от работы время директор цирка ходил с Бони­фацием на прогулку и поку­пал ему бананы: Бонифаций их ужасно любил.Однажды они увидали вере­ницу автобусов, в которых си­дели маленькие ребятишки с сачками в руках и пели незна­комую песенку:Пум-пирипи-пум! Пирипи-пирипи-пум!..—  Отчего это на улице столь­ко детей? — спросил Бони­фаций. — И отчего они не в школе?

—  А зачем им быть в шко­ле, — ответил директор, попы­хивая сигарой, — ведь сейчас лето, и у них каникулы.

Бонифаций чуть не одурел от радости: что может быть при­ятнее каникул?! Он обнял ди­ректора и тут же помчался укладывать чемодан и покупать билет в Африку, а также пода­рок для бабушки.

Ответы к стр. 36 — 37

1. Старик закинул в море невод.2. Старик с золотой рыбкой.3. За столом сидит старуха царицей.4. На море чёрная буря.

Каких эпизодов не хватает? Запиши в нужном порядке.

1. Старик закинул в море невод.2. Старик с золотой рыбкой.3. У старухи новое корыто.4. Перед стариком изба со светёлкой.5. На крыльце высокого терема стоит старуха.6. За столом сидит старуха царицей.7. На море чёрная буря.8. Старуха перед разбитым корытом.

  • Придумай рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта». Сначала определи:
  • о чём ты будешь писать (на тему школьной жизни; дружбы, отношений в семье);
  • кто будет твоим главным героем;
  • какое событие будет лежать в основе твоего рассказа.

Остаться у разбитого корыта

Был в одном классе ученик-отличник. Один раз он заигрался с ребятами во дворе и не выучил уроки. На следующий день он получил свою первую в жизни четвёрку. Дома его не сильно поругали, потому что четвёрка, если хорошо подумать, не пятёрка, конечно, но всё же… Не такая уж и плохая это оценка. Всё бы ничего, можно четвёрку пережить. Но на следующий день, невыученных уроков стало гораздо больше. И в дневнике уже стояла красная тройка. Наш отличник покраснел, но стал сам себя успокаивать, что есть дети, которые учатся гора-а-аздо хуже.

И вот однажды на контрольной он получил жирную двойку, а все дети занимались и получили четвёрки и пятёрки. Понял тогда наш отличник, что нужно много заниматься, учить уроки, делать дополнительные задания, чтобы не остаться у разбитого корыта на следующей контрольной.

Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Сравни их со сказками А. С. Пушкина. Сделай самостоятельно вывод, используя опорные слова.

Добро побеждает зло, и я там был, мёд, пиво пил, так и повелось с тех пор, стали жить-поживать да добра наживать, честным пирком да за свадебку.

В сказках А. С. Пушкина и в народных сказках всегда добро побеждает зло. В основу сказок А. С. Пушкина легли народные сказки, которые рассказывала ему в детстве няня Арина Родионовна. Народные сказки обычно заканчиваются: «так и повелось с тех пор, стали жить-поживать да добра наживать» («Белая уточка», «Иван-царевич и серый волк», «Морской царь и Василиса Премудрая»), «тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!» («Маша и медведь», «Морозко», «Колобок»), «честным пирком да за свадебку» («Сивка-бурка»). У Пушкина сказки заканчиваются: «Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане») или назиданием: «А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». («Сказка о попе и о работнике его Балде»).

А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”
3.1 (62%) от 30 голосующих

Бонифацию грустно

   В свободное от работы время директор цирка ходил с Бонифацием на прогулку и покупал ему бананы: Бонифаций их ужасно любил.
   Однажды они увидали вереницу автобусов, в которых сидели маленькие ребятишки с сачками в руках и пели незнакомую песенку:

   – Отчего это на улице столько детей? – спросил Бонифаций. – И отчего они не в школе?
   – А зачем им быть в школе, – ответил директор, попыхивая сигарой, – ведь сейчас лето, и у них каникулы.
   – Каникулы? – удивился Бонифаций. – А у меня никогда не было каникул. – И ему сразу стало очень грустно.
   – Но куда, скажи на милость, ты бы поехал? – спросил директор.
   – Куда же ещё, как не к бабушке! – сказал Бонифаций.
   Директор остановился, внимательно поглядел на Бонифация, словно увидел его в первый раз.
   «Смотри-ка, – подумал директор, – а я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки». И пошёл дальше, пыхтя сигарой.
   Пройдя немного, он вдруг повернулся к Бонифацию и сказал:
   – Хорошо! Ты образцовый лев, и я отпущу тебя на каникулы.
   Бонифаций чуть не одурел от радости: что может быть приятнее каникул?! Он обнял директора и тут же помчался укладывать чемодан и покупать билет в Африку, а также подарок для бабушки.

Место и время действия

Как и в народных сказках, в которых часто нет указания времени и места действия, (в тридевятом царстве, во времена оны), у А. С. Пушкина нет четкого обозначения, где и когда происходят события сказки. Но кое-что можно понять из контекста.

Старик со старухой живут у моря в небогатом селении, они являются «черными крестьянами». Старуха хочет стать столбовой, т.е. потомственной, дворянкой, чей титул передается по наследству. У нее появились крепостные слуги. Значит, события происходят в период существования крепостничества на Руси.

«Черными» или «черносошными» крестьянами, которыми были старик со старухой в начале повествования, называли вольных людей, относящихся к непривилегированному крестьянскому сословию. В отличие от крепостных, они не состояли в личной зависимости, крепостные же фактически были собственностью дворян-землевладельцев.

Крепостное право на Руси формировалось постепенно, ключевым моментом в окончательном закрепощении крестьян считается Соборное уложение 1649 года.

Выход к морю Россия получает лишь при Петре I в конце XVII – начале XVIII века, поэтому можно предположить, что дело происходит приблизительно в XVIII – начале XIX века.

Директор цирка не жалеет своей головы

   В одном цирке служил лев по имени Бонифаций. Это был необыкновенный артист. Он свободно ходил по канату, прыгал через голову, жонглировал самыми разными предметами и знал ещё тысячу других фокусов.
   К тому же он обладал очень сильным голосом и умел так громко рычать, что публика буквально падала навзничь. Недаром директор цирка часто ставил его в пример и говорил:
   – Бонифаций – это талант!
   Но Бонифация вовсе не радовал собственный успех. В жизни он был смирный и послушный лев, совершенно не переносил шума и никак не мог понять, отчего публика так беснуется при его появлении. По правде говоря, он даже побаивался её.
   Во время представления лев обычно забивался куда-нибудь в дальний угол, и, пока на ярко освещённой арене скакали лёгкие как пушинки наездницы на красивых белых лошадях, а размалёванные клоуны потешали публику разными шутками, он сидел в одиночестве, грустный и усталый, ожидая своего выхода.

   Наконец арена пустела, и служители устанавливали на ней железную решетку. И тут в цирке поднимался невообразимый шум. Все вскакивали с мест и кричали во всё горло: «Бонифаций!.. Бонифаций!!!»

   Директор взъерошил Бонифацию гриву, чтобы он выглядел страшнее, и подводил его к занавесу. И каждый раз перед самым выходом Бонифаций, выглянув наружу, поджимал хвост и пятился назад.
   И вот оркестр заиграл туш. Публика мгновенно стихла. С лязгом открылась железная дверь, и на арену выскочил лев! Он яростно бил хвостом, взрывал когтями песок и бросался на решётку с такой силой, что, казалось, она сейчас рухнет.
   В клетку вошёл директор, дверь захлопнулась, и он остался один на один со страшным хищником.
   – Але-гоп! – крикнул директор.
   Бонифаций тут же присмирел.
   Он рявкнул в последний раз и послушно разинул пасть.

   Директор снял цилиндр и просунул голову прямо в львиную пасть!.. В зале раздался стон. Зрители в ужасе закрыли глаза. Но ничего страшного не случилось: постояв немного в этой позе, директор не спеша вытащил голову. И все облегчённо вздохнули.
   – Але-гоп! – снова скомандовал директор.
   Бонифаций ловко взобрался по верёвочной лестнице под самый купол цирка, где была протянута тонкая проволока. Зазвучала музыка, и Бонифаций – уже в который раз! – стал проделывать на проволоке трудные и опасные номера.

   Он танцевал вальс, прыгал двойным сальто, выжимал стойку на передних лапах, вытягивался шпагатом. Публика следила за ним затаив дыхание и после каждого номера кричала: «Бис!.. Браво!!»
   Под конец показывался самый главный номер программы.
   …В зале погас свет. Зазвучала дробь барабана. Директор поднял пылающий обруч, отбрасывающий багровый свет на испуганных зрителей. Барабаны забили сильнее и тревожнее. Бонифаций сжался, готовясь к прыжку. Когда пламя охватило весь обруч, директор громко выкрикнул:
   – Але-гоп!
   Бонифаций стремительно ринулся вниз, прямо в огненное кольцо!
   И цирк задрожал от грома рукоплесканий!..

Чему учит

Через сюжет о золотой рыбке Пушкин показывает, что в жизни человеку очень важно ценить то, что у него есть, и уметь грамотно распоряжаться подарками судьбы, не злоупотреблять добротой других людей и чувством благодарности тех, кто тебе чем-то обязан. Типажи главных героев и модели их поведения очень часто встречаются в жизни и в наши дни, поэтому сказка остается актуальной по сей день и содержит в себе важный жизненный урок, который стоит усвоить ещё в юном возрасте

Удача очень капризна, а чудо — большая редкость, их надо ценить и беречь. В жизни главных героев большой удачей стало появление золотой рыбки, но они не сумели грамотно воспользоваться своим шансом. Сгубила старуху жадность, а старика — покорность.

Устаревшие слова в сказке (архаизмы)

В тексте есть старинные слова, требующие особого объяснения.

Невод — рыболовная сеть, которая забрасывается вручную с берега или с лодки.

Простофиля — глупый, недалёкий человек.

Корысть — материальная выгода.

Светёлка — светлая комната, которая обычно располагалась в верхней части дома

Тесовые ворота — сбитые из тонких (обтёсанных) досок.

В описании нарядов старухи, когда она стала дворянкой, используются слова : «дорогая соболья душегрейка, парчовая на маковке кичка».

Душегрейка — старинная женская верхняя одежда без рукавов, типа теплой жилетки.

Кичка — старинный головной убор, который носили замужние женщины.

Парча — дорогая ткань, т.е. парчовая кичка – головной убор солидной дамы.

Старуха, став дворянкой и обзаведясь слугами, «бьет их, за чупрун таскает».

Чупрун — прядь волос, спадающая на лоб.

Белена — ядовитое сорняковое растение. В народе называют дурь-травой. Употребление в пищу вызывает отравление и галлюцинации.

Толкать взашей — грубо выгнать, буквально — вытолкать в шею.

О чем сказка?

«Сказка о рыбаке и рыбке» — это история пожилой пары, старика и старухи, которые вели скромную жизнь, занимаясь обычными крестьянскими заботами. Они жили настолько бедно, что даже корыто у них прохудилось. Посчастливилось старику поймать волшебную золотую рыбку, которая исполняет желания.

Его жена захотела в полной мере использовать этот шанс, в ней проснулась жадность. Раз за разом она отправляла старика к морю с новыми и новыми желаниями, которые рыбка выполняла. В конце концов желание старухи вышло за пределы допустимого, и рыбка решила её проучить: старуха остается ни с чем, у разбитого корыта, как и было в начале сказки.

«Остаться у разбитого корыта» — фраза, восходящая к образу старухи из сказки Пушкина. Стала крылатым выражением и часто используется в повседневной жизни.

Мечты о золотой рыбке

   …На вокзале была обычная суета. Пассажиры и провожающие обнимались, целовались, махали на прощание платочками и, обливаясь слезами, снова бросались друг другу в объятия.
   Они даже не заметили рыжего льва с сачком и чемоданами в лапах, который как угорелый носился по перрону в поисках своего вагона.
   Раздался свисток паровоза. Поезд тронулся, и Бонифаций едва успел вскочить в последний вагон.
   Окутанный дымом поезд мчался по полям и лесам, пересекал реки, нырял в тёмные провалы тоннелей, колёса весело отстукивали песенку, и Бонифаций тихонько подпевал:

   Наконец паровоз остановился у самого берега моря и, выпустив пар, устало вздохнул: «Пффф… ох!»
   У пристани покачивался маленький пароходик, готовый к отплытию. Бонифаций прыгнул на палубу, и пароходик – словно он только этого и ждал – громко загудел и отправился в дальний путь…

   Взбираясь на гребни волн и проваливаясь вниз, пароходик медленно полз по бескрайнему океану.
   На носу, примостившись на своём чемодане, сидел Бонифаций и зорко вглядывался вдаль.
   Всю дорогу лев не смыкал глаз – он боялся пропустить свою остановку. А когда на горизонте показывался какой-нибудь островок, он хватал чемодан и сбегал вниз. И каждый раз убеждался, что это ещё не Африка.
   Тогда, устроившись поудобнее, он подставил лицо горячему солнцу и стал мечтать о том, как будет загорать на песке, есть бананы и ловить в озере рыбу.
   Больше всего на свете ему хотелось поймать маленькую золотую рыбку с длинными красными плавниками… Вот она подплыла к нему совсем близко, тихо покачивая плавниками и переливаясь всеми цветами, он почти держал её в руках… Но тут корабль неожиданно остановился, кто-то крикнул: «Африка, выходите!»
   Бонифаций был уже дома.

Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик – робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,

«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,

«Смилуйся, государыня рыбка»,

«Ей старик с поклоном отвечает»,

«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,

«Не осмелился перечить, не дерзнул поперёк слова молвить».

Старуха – скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Старика старуха забранила»,

«Ещё пуще старуха бранится»,

«Дурачина ты, простофиля»,

«На чём свет стоит мужа ругает»,

«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,

«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,

«Ещё пуще старуха вздурила»,

«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».

История создания

«Сказка о рыбаке и рыбке» написана в творческий период биографии Пушкина, именуемый «Болдинской осенью», в октябре 1833 года в селе Болдино. Публикация произведения состоялась в журнале «Библиотека для чтения» в мае 1835.

Сюжет сказки позаимствован из фольклора, он не уникален, схожие сюжеты встречаются в сказках разных народов. Иногда произведение Пушкина называют авторской адаптацией русской народной сказки, имея в виду фольклорный текст «Жадная старуха».

По официальной и самой распространенной версии, источником сюжета Пушкинского произведения считают сказку «О рыбаке и её жене» западнославянских народов, живших на территории Балтии, их называют поморянами, а сказку померанской.

Литературной переработкой этого фольклорного сюжета является одноименное произведение немецких писателей братьев Гримм. В ней есть существенные отличия от Пушкина, герой ловит не золотую рыбку, а камбалу, в которую превратился заколдованный принц, а старуха в конце сказки желает стать Папой Римским.

В истории Европы был прецедент, когда пост Папы Римского занимала женщина – папесса Иоанна. Вероятно, сюжет сказки братьев Гримм отсылает к этому историческому факту.

Известно, что в черновиках Пушкина в изначальном варианте сказки о рыбаке эпизод о желании старухи стать «Римской Папой» также присутствовал. Вероятно, Александр Сергеевич отказался от этого сюжетного хода, чтобы сделать сказку близкой для российского читателя. Так в его версии появилась «владычица морская».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: