Анализ стихотворения тютчева лист зеленеет молодой

Фёдор Тютчев — не дипломат, но мыслитель

Карьерные успехи Тютчева на дипломатическом поприще не были впечатляющими. В 1841 году его даже отправили в отставку и удалили из Министерства иностранных дел за нерадение по службе. Его главные достижения заключались в другом. Тютчев был человеком, умевшим находить общий язык с интеллектуалами по всей Европе, человеком, которого принимали на равных и в Англии, и в Германии, и во Франции главные мыслители того времени. Он был одним из самых уважаемых политических публицистов.


Портрет Тютчева. Ипполита Рехберг, 1838. (rbth.com)

Уже потом, согласно воспоминаниям людей, трудившихся в те годы в военных и внешнеполитических ведомствах в Британии, Германии, Франции, многие ссылались на статьи Тютчева, публиковавшиеся в европейской прессе, отмечая, что в них они впервые ощутили ток мировой истории и впервые разглядели очертания будущих европейских войн.

Федор Тютчев — Лист зеленеет молодой ( Первый лист )

Pervy list

List zeleneyet molodoy.Smotri, kak listyem molodymStoyat obveyany berezy,Vozdushnoy zelenyu skvoznoy,Poluprozrachnoyu, kak dym.

Davno im grezilos vesnoy,Vesnoy i letom zolotym, —I vot zhivye eti grezy,Pod pervym nebom golubym,Probilis vdrug na svet dnevnoy.

O, pervykh listyev krasota,Omytykh v solnechnykh luchakh,S novorozhdennoyu ikh tenyu!I slyshno nam po ikh dvizhenyu,Chto v etikh tysyachakh i tmakhNe vstretish mertvogo lista.

Gthdsq kbcn

Kbcn ptktyttn vjkjljq/Cvjnhb, rfr kbcnmtv vjkjlsvCnjzn j,dtzys ,thtps,Djpleiyjq ptktym/ crdjpyjq,Gjkeghjphfxyj/, rfr lsv///

Lfdyj bv uhtpbkjcm dtcyjq,Dtcyjq b ktnjv pjkjnsv, —B djn ;bdst nb uhtps,Gjl gthdsv yt,jv ujke,sv,Ghj,bkbcm dlheu yf cdtn lytdyjq///

J, gthds[ kbcnmtd rhfcjnf,Jvsns[ d cjkytxys[ kexf[,C yjdjhj;ltyyj/ b[ ntym/!B cksiyj yfv gj b[ ldb;tym/,Xnj d nb[ nsczxf[ b nmvf[Yt dcnhtnbim vthndjuj kbcnf/

Анализ стихотворения «Первый лист» Тютчева

Федор Иванович Тютчев известен философичностью своей поэзии, однако и в пейзажной лирике ему нет равных. Об этом свидетельствует стихотворение «Первый лист».

Стихотворение написано в мае 1851 года. Его автору 48 лет, он уже вернулся в Россию из Европы, начал служить в Министерстве иностранных дел. До сих пор он не опубликовал ни одного сборника своих стихов.

По жанру — пейзажная лирика, по размеру — четырехстопный ямб с опоясывающей рифмой, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые, женская чередуется с мужской. Композиция единая, одночастная. Лирический герой — сам автор. Поэт воспевает круговорот и торжество жизни, весеннее обновление природы и чувств. Как настоящий живописец, Ф. Тютчев тончайшими нюансами рисует такую узнаваемую, но вечно новую картину весеннего преображения природы. Задумчивые многоточия подчеркивают любование поэта красотой, восклицание в последней строфе — своеобразная кульминация всего стихотворения: о, первых листьев красота с новорожденною их тенью!

О том, что смерти нет, свидетельствуют слова: давно им грезилось весной и летом. То есть, зимой и дерево было живо, и еще нераспустившиеся листочки уже ждали своего часа. Эта фраза о победе жизни над смертью относится не только к природе. Вся эта потрясающая земная красота невозможна без ее извечного наблюдателя, человека.

Лексика возвышенная, ликующая, местами устаревшая (листьем молодым). Развернутые олицетворения: лист молодой, им грезилось. Эпитеты: зеленью полупрозрачною, воздушной, сквозной, летом золотым, живые грезы, мертвого листа. Сравнения: как дым.

Множество повторов, увеличивающих экспрессивность произведения. Например, повтор однокоренных слов: зеленеет, зеленью, молодой, молодым, листьем, листьев, листа. Дважды подчеркиваются слова «первый» и «весна». Уже во второй строке следует настойчивый и восторженный призыв поэта к читателю: смотри. Гипербола: в этих тысячах и тьмах. Преувеличением можно назвать и выражение: не встретишь мертвого листа. Понятно, что и в свежей поросли можно найти поврежденные, заглохшие листочки. Поэт не только смотрит, рисует, но и слышит: и слышно нам по их движенью. Синекдоха: лист (употребление единственного числа вместо множественного). Инверсия: стоят березы. Пример типичной градации: 4 и 5 строки.

Ф. Тютчева по праву можно назвать певцом природы. Времена года всегда являлись основой для глубоких размышлений поэта о тайнах бытия. Пронзительная юная красота майских деревьев легла в основу стихотворения «Первый лист».

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»

Ф. И. Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его строки о природе редко повествуют лишь о погодных явлениях. Всегда присутствует философский подтекст. Жизнь поэта была наполнена любовью, яркими переживаниями, но не всегда позитивной окраски.

Федор Иванович – человек со сложной судьбой. Половину жизни он провел вдали от Родины, которую очень любил. И скучал по русским просторам. Поэтому в каждом пейзажном стихотворении звучит неприкрытая тоска. Но самыми пронзительными рождались осенние строки.

Ранняя поэзия Тютчева была архаичной, напоминала стихи прошлого века. Стиль написания походил на возвышенную лирику кумиров юности: Жуковского, Дмитриева, Державина.

Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, когда в лирике Федора Ивановича стал появляться собственный, уникальный стиль. Это был относительно спокойный период его жизни. Мюнхен подарил молодому мужчине весь спектр любовных переживаний. А в 1830 году наконец был оформлен юридически брак с Элеонорой Петтерсон. Тревоги, сомнения остались позади. А несчастья, которое разрушит семейное счастье, пока нет даже на горизонте.

Произведение будет опубликовано лишь в 1879 году. Эта работа занимает свое законное место, как в пейзажной, так и в философской лирике поэта. В описании природы достаточно четко просматривается философский подтекст.

Стихотворение построено на олицетворениях. Своеобразна структура произведения. По сути это монолог, песня осенних листьев, которые стремятся в полет. От их лица ведется все повествование. Они занимают место лирического героя и рассказчика. Автор вместе с читателем становятся сторонними наблюдателями происходящего.

Листья думают, чувствуют, живут. Они выражают мысли автора о собственной жизни. Это яркий пример художественного параллелизма в отечественной поэзии. Когда лирический герой приравнен к силам природы. А его настроения выражены погодными явлениями.

Стихотворение принадлежит романтическому стилю, состоит из четырех строф, в каждой по восемь строчек. Первый катрен описывает зимний лес, своеобразная работа на перспективу. Здесь нет красивого описания снежных шапок деревьев. Автор говорит о вечной зелени сосен, елей. Они не теряют своего цвета круглый год, но хвоя не свежа. Ей противопоставлено описание ярких осенних листьев, которым суждено облететь. Листья рады своей участи.

Просматривается авторская мысль, что лучше жить недолго, но ярко, ни перед кем не склоняться. Чем всю жизнь пресмыкаться, тонуть в серости, скуке, обыденности. Скучное однообразие существования «тощей зелени» непривлекательно. Иглы хвойных деревьев – символ людей, не умеющих жить ярко, свободно, открыто выражать свое мнение. И снова звучит параллель между природными явлениями и человеческой жизнью.

Стихотворение построено на контрасте. «Легкое племя» листьев живет недолго. Лишь одно лето «гостит на сучьях». Напоминание о том, что «все мы гости в этом мире». Зато проводит отпущенный срок весело, беззаботно, ярко, насыщенно. Ранней весной они рождаются. Греются на солнышке летом, питаемые теплым дождиком, а потом исчезают с веток в начале осени.

Они не увидят грязи поздней осени, первых ноябрьских заморозков и лютой зимы. Идеальная жизнь, по рассуждениям автора. Тютчев на тот момент достиг уже зрелого возраста, обзавелся семьей. Его затянул быт. Звучит тоска по беззаботной молодости, мысли о неотвратимой старости.

В последней строфе ускоряется темп стихотворения. Создается иллюзия полета. Листья спешат, торопят ветер взять их с собой. Важную роль в восприятии стихотворения играет аллитерация. Повторяются одни и те же согласные, создавая особую звуковую канву, придавая выразительности тексту.

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Напишите анализ стихотворения Тютчева — Первый лист в кратце

Напишите анализ стихотворения Тютчева — Первый лист в кратце

  1. Скоро весна! Короче!
  2. Автор описывает наступление весны. Стихотворение овеяно жизнерадостным настроением. Мы видим зарождение новой жизни, е обновление. Автор использует такие эпитеты, как молодой, сквозной, полупрозрачною, золотым, новорожднной. Используется сравнение «зелень, как дым». Также мы видим олицетворение «грзы берз». Эти средства художественной выразительности помогают увидеть ту лгкость, с которой идт зарождение новой жизни, некую волшебность этого действа. И кажется, что вс это может растаять, как дым, но в конце стихотворения утверждается, что это не так «не встретишь мртвого листа».Обновление жизни завершено, оно неизбежно — в этом оптимистичный финал. Вс идт своим чередом в этой жизни. Умирание сменяется зарождением нового.
  3. Афтор пытался наследовать форму сонета. но число строк разное и рифма хромает. так как последние строчки о смерти — то можно сделать вывод, что настоящей любовью афтара была смерть, а весна этот так, для виду

Средства выразительности

Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.

Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры». Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа».

В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).

«Первый лист» Ф.Тютчев

«Первый лист» Фёдор Тютчев

Лист зеленеет молодой. Смотри, как листьем молодым Стоят обвеяны березы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной, Весной и летом золотым,— И вот живые эти грезы, Под первым небом голубым, Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота, Омытых в солнечных лучах, С новорожденною их тенью! И слышно нам по их движенью, Что в этих тысячах и тьмах Не встретишь мертвого листа.

Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»

Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.

Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта – пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому – стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов. В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка. Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень – это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.

В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности. В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон – восторженный – не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая. Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое. Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста – его ярко выраженный импрессионистический характер. Объект – молодые березовые листья – воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.

Стихотворение «Первый лист» без колебаний можно поставить в один ряд с известными шедеврами Тютчева, посвященными весенней природе, — «Весенние воды », «Весенняя гроза », «Зима недаром злится …», «Еще земли печален вид…».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листья.История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».

Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».

Эпитеты – «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры».

Сравнения – «зелень, как иглы ежа».

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения «Первый лист»

Анализ стихотворения «Первый лист»

Стихотворение написано четырех-стопным ямбом с двухсложной стопой (с ударением на 2-ои слоге), состоит из 3-х строф. Первая и вторая строфы являются пятистишием, последняя – секстиной или шестистишием. Рифмовка в каждой из строф разная – холостая и гиперхолостая.

Мысли о том, жизнь не вечна и само по себе ее существование можно назвать чем-то хрупким не покидали поэта. По определению П. А. Вяземского, Тютчев избегал встречи с самим собой, и мало кто мог понять его сложный внутренний мир.

Лирика Тютчева – это в первую очередь пейзажная лирика, во главе которой стоит вечная природа, которая успокаивала и умиротворяла душу и постоянное беспокойство поэта.

Природа Тютчева всегда молодая, юная. Даже осень и зима никогда не несли тяжести и грусти. «Ваши весны не имеют морщин» – писал Тютчеву В.Г. Белинский. И с этим трудно не согласиться.

«Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы…» – уже в первых строфах слово молодой употреблено поэтом дважды. Весна воспринимается поэтом не только как прекрасное время года, но и как победа жизни над смертью.

«И вот живые эти грезы,

Под первым небом голубым

Пробились вдруг на свет дневной. » – эти строки звучат как своеобразный гимн юности, обновлению не только природному, но и человеческому.

Нельзя не сказать про характерный подчерк Тютчева, ставшим его художественным достижением – выражение динамики, движения («И слышно нам по их движенью»).

Природа в произведениях Тютчева предстает в виде живого организма, который чувствует, ощущает, движется, имеет свой голос или даже характер – «Лист зеленеет молодой», «Давно им грезилось весной».

Стихотворение «Первый лист» воспроизводит как раз одно из таких зрительно-слуховых впечатлений, вызванных появлением на березах первых листьев.

Листья в стихотворении – главный образ, главный герой. Что касается всех остальных реалий: березы, голубое небо, лучи солнца, тень, грозы, то они выступают в роли необходимого фона. Лист молодо выдвигается как объект на первый план, так как именно листья вызывают у поэта первые эмоции. Это же объясняет дальнейшую расстановку выразительных средств.

Так, каждая строфа имеет одну и ту же тему, однако с каждой строчкой поэт предоставляет нам больше информации. Сначала в фокусе зеленый лист, затем березы, затем, солнечные дни, которые грезились листьям и, наконец, новорожденная тень.

Эпитеты, который приводит поэт также раскрывают основную тему стихотворения. Появление молодой весны автор передает такими словами как: «молодой», «воздушный», «полупрозрачный», «золотой», «голубым», «дневной», «первых», «омытых», «новорожденною».

Стихи Тютчева о Родине

Как насаждения Петрова…

Как насаждения Петрова,
В Екатерининской долине
Деревья пышно разрослись —
Так насаждаемое ныне,
Здесь русское живое слово
Расти и глубже коренись.

Как дочь родную на закланье…

Как дочь родную на закланье
Агамемнон богам принес,
Прося попутных бурь дыханья
У негодующих небес, —
Так мы над горестной Варшавой
Удар свершили роковой,
Да купим сей ценой кровавой
России целость и покой!
Но прочь от нас венец бесславья,
Сплетенный рабскою рукой!
Не за коран самодержавья
Кровь русская лилась рекой!
Нет! нас одушевляло в бое
Не чревобесие меча,
Не зверство янычар ручное
И не покорность палача!
Другая мысль, другая вера
У русских билася в груди!
Грозой спасительной примера
Державы целость соблюсти,
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленных, как рать.
Сие-то высшее сознанье
Вело наш доблестный народ —
Путей небесных оправданье
Он смело на себя берет.
Он чует над своей главою
Звезду в незримой высоте
И неуклонно за звездою
Спешит к таинственной мете!
Ты ж, братскою стрелой пронзенный,
Судеб свершая приговор,
Ты пал, орел одноплеменный,
На очистительный костер!
Верь слову русского народа:
Твой пепл мы свято сбережем,
И наша общая свобода,
Как феникс, зародится в нем.

И дым отечества нам сладок и приятен…

«И дым отечества нам сладок и приятен!» —
Так поэтически век прошлый говорит.
А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он отечество коптит!

Умом Россию не понять…

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Два единства

Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней…
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…

Славянам

Привет вам задушевный, братья
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, —
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда?нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех.
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные.
Вот, вот что ненавидят в нас:
Вам не прощается Россия,
России не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами —
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас — позор немалый, —
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим Провиденью —
Ему известны день и час…
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив — Верховный Промыслитель,
И суд Его не оскудел,
И слово «Царь-Освободитель»
За русский выступит предел.

Русская география

Москва и Град Петров, и Константинов Град —
Вот царства Русского заветные Столицы…
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?..
Грядущим временам судьбы их обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство Русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух, и Даниил предрек…

Пушкин и Тютчев: литературные связи

Еще до отъезда за границу Тютчев печатался в малоизвестных журналах и альманахах. Свои работы он чаще всего подписывал инициалами: Ф. Т. или Т — в, Ф. Очень мало людей знало, что Ф. Т. и Фёдор Тютчев — это одно и то же лицо.

Уехав на несколько лет в Европу, молодой поэт попросту скрылся из вида русских читателей. Однако в 1836 году произошло событие, которое во многом предопределило его судьбу. Александр Сергеевич Пушкин от своих друзей, Василия Жуковского и Петра Вяземского, получил стихи не ведомого никому поэта Ф. Т. из Германии и поместил шестнадцать из них в своем «Современнике». И хотя тютчевская стилистика была Пушкину не близка, он услышал силу и мощь будущего слова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: