В. Н. Кузнецов, художник К. Тимашов
Утром однажды,
В день выходной,
Кот Федот
Со своей женой –
Кошкой Матрешкой –
На базар собрались
За фруктами,
За продуктами,
За картошкой.
Кот Федот –
Корзинку на руку,
Кошку Матрешку –
Под руку —
Пошли.
Шли полями,
Садами,
Дорожками.
Федот в сапогах
С застежками,
У кошки Матрешки
На маленьких ножках
Тапочки.
Шли, шли, шли –
На базар пришли.
Увидали на базаре
Много лавок и возов.
Услыхали на базаре
Много разных голосов,
Под навесом
За прилавком
Увидали петуха.
А петух разинул рот,
Шею вытянул вперед
И орет:
– Луку, репы!
Брюквы нету!
Луку, ре-е-пы!
Кука-ре-е-ку!
Тут же рядом
На телеге
Красноносый,
Жирный,
Пегий –
Поднял голову гусак
И гогочет
Громко так:
– Га-га-га!
На телеге курага –
Га-га-га-га!
Курага недорога –
Га-га-га-га!
Предлага-га-га-га-гаю!
Га-га-га!
Тут свинка Аринка,
Гладкая спинка.
Нос у свинки
Пятачком,
В пятачке две дырки,
Над глазами
Козырьком
Уши-растопырки,
Никого не слушает
И все время хрюкает:
– Хрен! Брюква!
Урюк!
Ор-рехи! Вар-ренье!
Хр-рюк!
Брюква, ур-рюк!
Хрюк!
Рядом с ней
Приятель-друг,
Расфуфыренный
Индюк.
Хвост –
Не меньше колеса,
Нос – не нос,
А колбаса.
И глаза –
Как светлячки,
На носу
Торчат очки.
Он кричит
На весь базар,
Предлагает свой товар:
– Полтора куля крупы!
Дешевая, перловая,
Крупа без скорлупы!
Яблоки волынские,
Мичуринские,
Крымские,
Арлым-барлым-па-пы!
А тут же
Невдалеке
Коза на грузовике,
Что-то рубит на чурбане,
Машет острым топором,
Бородой трясет
И тянет
Тонко-звонко
Тенорком:
— Мя-я-са! Мя-я-са!
Жук стоит на возу,
Смотрит косо
На козу
И стучит по арбузу,
И стучит,
И кричит:
– Брынз-за!
– Арбуз-зы!
Полвоз-за кукуруз-зы!
Груз-зди,
Из-зюм!
Дз-зум, дз-зум-м!
Воробей
С двумя грачами
Торговали калачами,
Плюшками,
Ватрушками,
Баранками.
Говорят воробью
Грачи:
– Ты, вор-робей,
Не робей.
Гр-ромче кр-ричи!
Закричал воробей:
– Плюшечки!
Чирик-чирик!
Ватрушечки!
Чирик-чирик!
Бараночки!
Чик-чирик!
Калачи!
Чик-чи-чи!
Сидит кукушка
У мешка
Тут же,
Возле петушка.
– Лу-ку! Лу-ку!
Ку-ку! Лу-ку!
Лу-ку! Ку-ку!
А кот Федот:
– Ах ты, кукунья-лгунья!
Гнезда не вьешь,
Не сеешь,
Не жнешь,
А чей же ты лук
Продаешь?
Ха-ха-ха!
А кошка Матрешка:
– Ха-ха-ха!
Купили мы луку
У петуха.
Ха-ха!
Сказала Матрешка
Федоту-коту:
– Я была бы
Очень рада
Выпить морсу,
Лимонаду –
Пересохло во рту.
А в киоске торговала
Старая лягушка,
Квас холодный разливала
По стеклянным кружкам.
Разливала
И кричала:
– Квас! Квас! Кружку квасу
Для вас?
Вам не нравится
Квас?
Ладно, хватит
Покупателей
На квас
Без вас!
Квас! Квас! Квас!
А кот Федот:
– Значит, нету лимонаду?
Квасу лей
Живей!
С покупателями надо
Быть повежливей!
Кот Федот
И кошка Матрешка
Целый час
По базару ходили.
А сколько всего
Накупили!..
Потом
Поблагодарили:
За курагу –
Гусака,
За яблоки –
Индюка,
За хрен, за варенье
Свинку.
Все уложили
В корзинку.
Кот Федот
Корзинку –
На руку.
Кошку Матрешку —
Под руку.
Дорогой прямой
Пошли домой.
БОЖЬЯ КОРОВКА
Гуляла за городом Божья коровка,
По веткам травинок карабкалась ловко,
Глядела, как в небе плывут облака…
И вдруг опустилась Большая Рука.
И мирно гулявшую Божью коровку
Засунула в спичечную коробку.
Коровка ужасно сердилась сначала,
Мычала и в стены коробки стучала…
Но тщетно! Забыли о ней в коробке,
Закрыли Коровку в шкафу, в пиджаке.
Ах, как тосковала в коробке бедняжка!
Ей снились лужайка, и клевер, и кашка…
Неужто в неволе остаться навек?!
Коровка решила готовить побег.
Три дня и три ночи рвалась она к цели.
И вот, наконец, вылезает из щели…
Но где же деревья, цветы, облака?
Коровка попала в карман пиджака.
Однако она, не теряя надежды,
Бежит на свободу из душной одежды:
Там солнце, и ветер, и запахи трав…
Но вместо свободы увидела шкаф!
Тоскливо и страшно Божьей коровке.
Опять она в тёмной пустынной коробке.
Вдруг видит: вверху, где вставляется ключ,
Сквозь щёлочку в шкаф пробивается луч!
Скорее на волю! Коровка отважно,
Зажмурясь, штурмует замочную скважину…
И вновь оказалась в глухом коробке
С огромною люстрой на потолке.
Однако Коровка на редкость упряма:
Нашла, где неплотно захлопнута рама…
И вот вылезает она из окна —
Ура! Наконец на свободе она!
И вновь на знакомой лужайке букашка.
Под нею, как прежде, колышется кашка,
Над нею плывут в вышине облака…
Но смотрит на мир осторожно Коровка:
А вдруг это тоже Большая коробка,
Где солнце и небо внутри коробка?!
Любопытство и любознательность
Слова похожие, но очень разные по существу. Толковый словарь определяет первое качество как «мелочный интерес ко всяким, даже мелким подробностям». Такое ощущение, что даже словарь испытывает к слову отвращение, но, конечно, это не так. Есть у любопытства и второе значение: «Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь».
Существительное любознательность в словаре определяется связью с прилагательным «любознательный». В авторитетном источнике зафиксировано такое толкование: «Склонный к приобретению новых знаний». Причем нетрудно уловить особенность: любопытствующий (все равно по первому или второму значению) ищет информацию развлечения ради, у него нет конкретной цели ее использования. А для любознательного информация – это знание, то есть он точно знает, зачем ему нужно то, чем он интересуется. Правда, не обязательно это какая-то вещественная цель, возможно, он изучает нечто для общего развития.
Страница № 098.
Страницы учебника:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , «98», , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
OCR-версия страницы из учебника (текст страницы, которая находится выше):
2. Прочитайте строчки, в которых мал чик ошибался.
3. Придумайте свои перевёртыши.
ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА
Любопытная Варвара Приходила на базар. И во всё свой нос совала — В сапоги, в сметану, в сало, В мёд, в горчицу, в скипидар…
— Что купили? Как продали?
— Где украли самовар?
— Сколько пару в самоваре?
— Для чего дыра в гитаре?
— Что нашли на тротуаре? Три копейки или пять?
Пригрозили на базаре Нос Варваре оторвать.
— Как? — Варвара подскочила. — Где, скажите, рвут носы? Я охотно бы купила Пару штучек для красы! А почём у вас усы?
2. Прочитайте строчки, в которых мал чик ошибался.
3. Придумайте свои перевёртыши.
ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА
Любопытная Варвара Приходила на базар. И во всё свой нос совала — В сапоги, в сметану, в сало, В мёд, в горчицу, в скипидар…
— Что купили? Как продали?
— Где украли самовар?
— Сколько пару в самоваре?
— Для чего дыра в гитаре?
— Что нашли на тротуаре? Три копейки или пять?
Пригрозили на базаре Нос Варваре оторвать.
— Как? — Варвара подскочила. — Где, скажите, рвут носы? Я охотно бы купила Пару штучек для красы! А почём у вас усы?
Страницы учебника:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , «98», , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Все учебники по русской литературе:
Литературное чтение: учеб. для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2ч. Ч. 1 / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова. — 2-е изд. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 136 с.: ил.
Литературное чтение: учеб. для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова. — 2-е изд. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 144 с.: ил.
Литературное чтение: учеб. для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова.— Минск : Местный Литературный Фонд, 2007.— 128 с.: ил.
Литературное чтение: учеб. для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова.— Минск: Местный Литературный Фонд, 2007.— 128 с.: ил.
Литературное чтение: учебник для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова. — Минск: Адукацыя I выхаванне, 2008. — 136 с.: ил.
Литературное чтение: учебник для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова. — Минск: Адукацыя I выхаванне, 2008. — 136 с.: ил.
Русская литература: учеб. пособие для 7-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус, и рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / Л. К. Петровская; под ред. Т. В. Мушинской. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 240 с.: ил.
Русская литература: учеб. пособие для 7-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус, и рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / Л. К. Петровская; под ред. Т. Ф. Мушинской. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 288 р.: ил.
Любознательность и любопытство
В серьезных учебниках по психологии вы не найдете разделения между любознательностью и любопытством, а тем не менее оно очень интересное.
Любопытством называется жажда информации, которую человек удовлетворяет безо всякой пользы для себя. Например, все люди (и мужчины и женщины, причем первые даже больше вторых) любят сплетни. Вот это пример чистого, незамутненного любопытства, потому что как использовать информацию о том, что у Пэрис Хилтон новый любовник, или что у Рональдиньо бутсы сделаны с использованием чистого золота, совершенно неясно. Кто-то спросит: «А зачем это знать? И вообще: любопытной Варваре на базаре нос оторвали». В чем-то господин Аноним прав, а в чем-то нет. Двигаемся дальше.
Другое дело — случаи Фрейда, Юнга или книги по науке и философии. Мы будем не очень скромны и скажем, что эта статья тоже предназначена для любознательных. Полезно все-таки знать тот язык, на котором говоришь или читаешь. Любознательный человек ищет информацию не ради нее самой, у него есть какая цель. А поговорка «любопытной Варваре на базаре нос оторвали» шельмует тех, у кого такой цели нет.
Правда, в этом смысле, как и почти все в мире, знание относительно. Информация о любовнике Пэрис Хилтон может пригодиться скандальному журналисту, который пишет свеженькую статью на горячую тему. Бутсы Роналдиньо, вернее информация о них, могут сослужить службу спортивному комментатору или журналисту, который стремится развлечь читателя или слушателя.
Даже самая бессмысленная, казалось бы, вещь — сплетни, может быть объектом как любознательности, так и любопытства. Например, вы слышите на работе, что один мужчина встречается с какой-то женщиной. Сначала вы думаете, что это простое любопытство, а потом выясняется: вы можете использовать эту информацию для продвижения по карьерной лестнице. Конечно, этот пример учит плохому, но мы тут рассуждаем вне моральных категорий
Нам важно уяснить разницу между любопытством и любознательностью. Думаем, в этом вопросе все понятно