Любопытная Варвара — Усачев А Стих для детей

В. Н. Кузнецов, художник К. Тимашов

Утром однажды,
В день выходной,
Кот Федот
Со своей женой –
Кошкой Матрешкой –
На базар собрались
За фруктами,
За продуктами,
За картошкой.

Кот Федот –
Корзинку на руку,
Кошку Матрешку –
Под руку —
Пошли.

Шли полями,
Садами,
Дорожками.
Федот в сапогах
С застежками,
У кошки Матрешки
На маленьких ножках
Тапочки.

Шли, шли, шли –
На базар пришли.
Увидали на базаре
Много лавок и возов.
Услыхали на базаре
Много разных голосов,

Под навесом
За прилавком
Увидали петуха.
А петух разинул рот,
Шею вытянул вперед
И орет:
– Луку, репы!
Брюквы нету!
Луку, ре-е-пы!
Кука-ре-е-ку!

Тут же рядом
На телеге
Красноносый,
Жирный,
Пегий –
Поднял голову гусак
И гогочет
Громко так:
– Га-га-га!
На телеге курага –
Га-га-га-га!
Курага недорога –
Га-га-га-га!
Предлага-га-га-га-гаю!
Га-га-га!

Тут свинка Аринка,
Гладкая спинка.
Нос у свинки
Пятачком,
В пятачке две дырки,
Над глазами
Козырьком
Уши-растопырки,
Никого не слушает
И все время хрюкает:
– Хрен! Брюква!
Урюк!
Ор-рехи! Вар-ренье!
Хр-рюк!
Брюква, ур-рюк!
Хрюк!

Рядом с ней
Приятель-друг,
Расфуфыренный
Индюк.
Хвост –
Не меньше колеса,
Нос – не нос,
А колбаса.
И глаза –
Как светлячки,
На носу
Торчат очки.
Он кричит
На весь базар,
Предлагает свой товар:
– Полтора куля крупы!
Дешевая, перловая,
Крупа без скорлупы!
Яблоки волынские,
Мичуринские,
Крымские,
Арлым-барлым-па-пы!

А тут же
Невдалеке
Коза на грузовике,
Что-то рубит на чурбане,
Машет острым топором,
Бородой трясет
И тянет
Тонко-звонко
Тенорком:
— Мя-я-са! Мя-я-са!

Жук стоит на возу,
Смотрит косо
На козу
И стучит по арбузу,
И стучит,
И кричит:
– Брынз-за!
– Арбуз-зы!
Полвоз-за кукуруз-зы!
Груз-зди,
Из-зюм!
Дз-зум, дз-зум-м!

Воробей
С двумя грачами
Торговали калачами,
Плюшками,
Ватрушками,
Баранками.

Говорят воробью
Грачи:
– Ты, вор-робей,
Не робей.
Гр-ромче кр-ричи!
Закричал воробей:
– Плюшечки!
Чирик-чирик!
Ватрушечки!
Чирик-чирик!
Бараночки!
Чик-чирик!
Калачи!
Чик-чи-чи!

Сидит кукушка
У мешка
Тут же,
Возле петушка.
– Лу-ку! Лу-ку!
Ку-ку! Лу-ку!
Лу-ку! Ку-ку!
А кот Федот:
– Ах ты, кукунья-лгунья!
Гнезда не вьешь,
Не сеешь,
Не жнешь,
А чей же ты лук
Продаешь?
Ха-ха-ха!

А кошка Матрешка:
– Ха-ха-ха!
Купили мы луку
У петуха.
Ха-ха!
Сказала Матрешка
Федоту-коту:
– Я была бы
Очень рада
Выпить морсу,
Лимонаду –
Пересохло во рту.
А в киоске торговала
Старая лягушка,
Квас холодный разливала
По стеклянным кружкам.
Разливала
И кричала:
– Квас! Квас! Кружку квасу
Для вас?
Вам не нравится
Квас?
Ладно, хватит
Покупателей
На квас
Без вас!
Квас! Квас! Квас!

А кот Федот:
– Значит, нету лимонаду?
Квасу лей
Живей!
С покупателями надо
Быть повежливей!

Кот Федот
И кошка Матрешка
Целый час
По базару ходили.
А сколько всего
Накупили!..
Потом
Поблагодарили:
За курагу –
Гусака,
За яблоки –
Индюка,
За хрен, за варенье
Свинку.

Все уложили
В корзинку.
Кот Федот
Корзинку –
На руку.
Кошку Матрешку —
Под руку.
Дорогой прямой
Пошли домой.

Александр Кузнецов

БОЖЬЯ КОРОВКА

Гуляла за городом Божья коровка,

По веткам травинок карабкалась ловко,

Глядела, как в небе плывут облака…

И вдруг опустилась Большая Рука.

И мирно гулявшую Божью коровку

Засунула в спичечную коробку.

Коровка ужасно сердилась сначала,

Мычала и в стены коробки стучала…

Но тщетно! Забыли о ней в коробке,

Закрыли Коровку в шкафу, в пиджаке.

Ах, как тосковала в коробке бедняжка!

Ей снились лужайка, и клевер, и кашка…

Неужто в неволе остаться навек?!

Коровка решила готовить побег.

Три дня и три ночи рвалась она к цели.

И вот, наконец, вылезает из щели…

Но где же деревья, цветы, облака?

Коровка попала в карман пиджака.

Однако она, не теряя надежды,

Бежит на свободу из душной одежды:

Там солнце, и ветер, и запахи трав…

Но вместо свободы увидела шкаф!

Тоскливо и страшно Божьей коровке.

Опять она в тёмной пустынной коробке.

Вдруг видит: вверху, где вставляется ключ,

Сквозь щёлочку в шкаф пробивается луч!

Скорее на волю! Коровка отважно,

Зажмурясь, штурмует замочную скважину…

И вновь оказалась в глухом коробке

С огромною люстрой на потолке.

Однако Коровка на редкость упряма:

Нашла, где неплотно захлопнута рама…

И вот вылезает она из окна —

Ура! Наконец на свободе она!

И вновь на знакомой лужайке букашка.

Под нею, как прежде, колышется кашка,

Над нею плывут в вышине облака…

Но смотрит на мир осторожно Коровка:

А вдруг это тоже Большая коробка,

Где солнце и небо внутри коробка?!

Любопытство и любознательность

Слова похожие, но очень разные по существу. Толковый словарь определяет первое качество как «мелочный интерес ко всяким, даже мелким подробностям». Такое ощущение, что даже словарь испытывает к слову отвращение, но, конечно, это не так. Есть у любопытства и второе значение: «Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь».

Существительное любознательность в словаре определяется связью с прилагательным «любознательный». В авторитетном источнике зафиксировано такое толкование: «Склонный к приобретению новых знаний». Причем нетрудно уловить особенность: любопытствующий (все равно по первому или второму значению) ищет информацию развлечения ради, у него нет конкретной цели ее использования. А для любознательного информация – это знание, то есть он точно знает, зачем ему нужно то, чем он интересуется. Правда, не обязательно это какая-то вещественная цель, возможно, он изучает нечто для общего развития.

Страница № 098.

Страницы учебника:

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , «98», , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


OCR-версия страницы из учебника (текст страницы, которая находится выше):

2. Прочитайте строчки, в которых мал чик ошибался.

3. Придумайте свои перевёртыши.

ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА

Любопытная Варвара Приходила на базар. И во всё свой нос совала — В сапоги, в сметану, в сало, В мёд, в горчицу, в скипидар…

— Что купили? Как продали?

— Где украли самовар?

— Сколько пару в самоваре?

— Для чего дыра в гитаре?

— Что нашли на тротуаре? Три копейки или пять?

Пригрозили на базаре Нос Варваре оторвать.

— Как? — Варвара подскочила. — Где, скажите, рвут носы? Я охотно бы купила Пару штучек для красы! А почём у вас усы?

2. Прочитайте строчки, в которых мал чик ошибался.

3. Придумайте свои перевёртыши.

ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА

Любопытная Варвара Приходила на базар. И во всё свой нос совала — В сапоги, в сметану, в сало, В мёд, в горчицу, в скипидар…

— Что купили? Как продали?

— Где украли самовар?

— Сколько пару в самоваре?

— Для чего дыра в гитаре?

— Что нашли на тротуаре? Три копейки или пять?

Пригрозили на базаре Нос Варваре оторвать.

— Как? — Варвара подскочила. — Где, скажите, рвут носы? Я охотно бы купила Пару штучек для красы! А почём у вас усы?

Страницы учебника:

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , «98», , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Все учебники по русской литературе:

Литературное чтение: учеб. для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2ч. Ч. 1 / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова. — 2-е изд. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 136 с.: ил.
Литературное чтение: учеб. для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова. — 2-е изд. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 144 с.: ил.

Литературное чтение: учеб. для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова.— Минск : Местный Литературный Фонд, 2007.— 128 с.: ил.
Литературное чтение: учеб. для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова.— Минск: Местный Литературный Фонд, 2007.— 128 с.: ил.

Литературное чтение: учебник для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова. — Минск: Адукацыя I выхаванне, 2008. — 136 с.: ил.
Литературное чтение: учебник для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова. — Минск: Адукацыя I выхаванне, 2008. — 136 с.: ил.

Русская литература: учеб. пособие для 7-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус, и рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / Л. К. Петровская; под ред. Т. В. Мушинской. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 240 с.: ил.
Русская литература: учеб. пособие для 7-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус, и рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / Л. К. Петровская; под ред. Т. Ф. Мушинской. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 288 р.: ил.

Любознательность и любопытство

В серьезных учебниках по психологии вы не найдете разделения между любознательностью и любопытством, а тем не менее оно очень интересное.

Любопытством называется жажда информации, которую человек удовлетворяет безо всякой пользы для себя. Например, все люди (и мужчины и женщины, причем первые даже больше вторых) любят сплетни. Вот это пример чистого, незамутненного любопытства, потому что как использовать информацию о том, что у Пэрис Хилтон новый любовник, или что у Рональдиньо бутсы сделаны с использованием чистого золота, совершенно неясно. Кто-то спросит: «А зачем это знать? И вообще: любопытной Варваре на базаре нос оторвали». В чем-то господин Аноним прав, а в чем-то нет. Двигаемся дальше.

Другое дело — случаи Фрейда, Юнга или книги по науке и философии. Мы будем не очень скромны и скажем, что эта статья тоже предназначена для любознательных. Полезно все-таки знать тот язык, на котором говоришь или читаешь. Любознательный человек ищет информацию не ради нее самой, у него есть какая цель. А поговорка «любопытной Варваре на базаре нос оторвали» шельмует тех, у кого такой цели нет.

Правда, в этом смысле, как и почти все в мире, знание относительно. Информация о любовнике Пэрис Хилтон может пригодиться скандальному журналисту, который пишет свеженькую статью на горячую тему. Бутсы Роналдиньо, вернее информация о них, могут сослужить службу спортивному комментатору или журналисту, который стремится развлечь читателя или слушателя.

Даже самая бессмысленная, казалось бы, вещь — сплетни, может быть объектом как любознательности, так и любопытства. Например, вы слышите на работе, что один мужчина встречается с какой-то женщиной. Сначала вы думаете, что это простое любопытство, а потом выясняется: вы можете использовать эту информацию для продвижения по карьерной лестнице. Конечно, этот пример учит плохому, но мы тут рассуждаем вне моральных категорий

Нам важно уяснить разницу между любопытством и любознательностью. Думаем, в этом вопросе все понятно

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: