Школьные истории
Смешная история «Где это видано…» повествует о том, как Мишка и Денис должны спеть сатирические частушки. Мальчики четко исполняют все на репетиции, а во время выступления Мишка от страха забыл слова. В зрительном зале смех, так как они поют одно и то же четверостишие, от этого Мишка еще больше путается. Дениска берет на себя ответственность и хочет спеть за друга, но в итоге от волнения поет то же самое и недоумевает. Такой провал отбил у друзей охоту стать певцами.
Вглядевшись в написание подсказки, Денис под всеобщий смех отвечает, что главная река Америки называется «Миси-писи». Позорная двойка в дневнике дает повод задуматься: Денис дал клятву всегда учить уроки.
На каникулах в школе проходит бал-маскарад. Мишка наряжается гномом. Мама Дениса уехала, и Мишка вносит предложение: соорудить костюм самостоятельно из того, что есть у родителей. Мальчики нашли огромные рыболовные сапоги папы. Соседка внесла свою лепту, она сказала, что это костюм кота в сапогах и дала вместо хвоста старую горжетку. На елке Дениска постоянно спотыкался их за больших сапогов, но это не помешало ему получить первую премию — 2 книги. По дороге домой Мишка переживает, что все были гномами, а кот был всего один, поэтому премию дали Денису. Мальчик пожалел друга и подарил ему одну книгу.
Рассказ Англичанин Павля Драгунского В. читать с картинками
— Завтра первое сентября, — сказала мама. — И вот наступила осень, и ты пойдешь уже во второй класс. Ох, как летит время!..
— И по этому случаю, — подхватил папа, — мы сейчас «зарежем» арбуз!
И он взял ножик и взрезал арбуз. Когда он резал, был слышен такой полный, приятный, зеленый треск, что у меня прямо спина похолодела от предчувствия, как я буду есть этот арбуз. И я уже раскрыл рот, чтобы вцепиться в розовый арбузный ломоть, но тут дверь распахнулась, и в комнату вошел Павля. Мы все страшно обрадовались, потому что он давно уже не был у нас и мы по нем соскучились.
— Ого, кто пришел! — сказал папа. — Сам Павля. Сам Павля-Бородавля!
— Садись с нами, Павлик, арбуз есть, — сказала мама, — Дениска, подвинься.
Я сказал:
— Привет! — и дал ему место рядом с собой.
— Привет! — сказал он и сел.
И мы начали есть и долго ели и молчали. Нам неохота было разговаривать.
А о чем тут разговаривать, когда во рту такая вкуснотища!
И когда Павле дали третий кусок, он сказал:
— Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не дает его вволю поесть.
— А почему? — спросила мама.
— Она говорит, что после арбуза у меня получается не сон, а сплошная беготня.
— Правда, — сказал папа. — Вот поэтому-то мы и едим арбуз с утра пораньше. К вечеру его действие кончается, и можно спокойно спать. Ешь давай, не бойся.
— Я не боюсь, — сказал Павля.
И мы все опять занялись делом и опять долго молчали. И когда мама стала убирать корки, папа сказал:
— А ты чего, Павля, так давно не был у нас?
— Да, — сказал я. — Где ты пропадал? Что ты делал?
И тут Павля напыжился, покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил, словно нехотя:
— Что делал, что делал?.. Английский изучал, вот что делал.
Я прямо опешил. Я сразу понял, что я все лето зря прочепушил. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот Павля, он времени не терял, нет, шалишь, он работал над собой, он повышал свой уровень образования.
Он изучал английский язык и теперь небось сможет переписываться с английскими пионерами и читать английские книжки!
Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут еще мама добавила:
— Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!
— Молодец, — сказал папа. — Уважаю!
Павля прямо засиял.
— К нам в гости приехал студент, Сева. Так вот он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.
— А что, трудный английский язык? — спросил я.
— С ума сойти, — вздохнул Павля.
— Еще бы не трудный, — вмешался папа. — Там у них сам черт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер.
— Ну да! — сказал я. — Верно, Павля?
— Прямо беда, — сказал Павля. — Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов.
— Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? — сказала мама. — Ты почему, когда вошел, не сказал нам по-английски «здрасте»?
— Я «здрасте» еще не проходил, — сказал Павля.
— Ну вот ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»?
— Я сказал, — сказал Павля.
— Ну да, по-русски-то ты сказал, а по-английски?
— Мы до «спасибо» еще не дошли, — сказал Павля. — Очень трудное пропо-ви-сание.
Тогда я сказал:
— Павля, а научи-ка меня, как по-английски «раз, два, три».
— Я этого еще не изучил, — сказал Павля.
— А что же ты изучил? — закричал я. — За два месяца ты все-таки хоть что-нибудь-то изучил?
— Я изучил, как по-английски «Петя», — сказал Павля.
— Ну, как?
— «Пит»! — торжествующе объявил Павля. — По-английски «Петя» будет «Пит». — Он радостно засмеялся и добавил: — Вот завтра приду в класс и скажу Петьке Горбушкину: «Пит, а Пит, дай ластик!» Небось рот разинет, ничего не поймет. Вот потеха-то будет! Верно, Денис?
— Верно, — сказал я. — Ну, а что ты еще знаешь по-английски?
— Пока все, — сказал Павля.
Краткое содержание Англичанин Павля:
Накануне 1 сентября его родители решили побаловать и купили ему вкусный арбуз. Как только вся семья уселась за стол к Дениске пришел друг Павлик. Дальше все занялись едой арбуза. Когда поели начались разговоры о том как кто провел лето
Павлик стал важно говорить что он изучал язык английский и так усердно, что даже похудел. Когда его попросили что-то сказать, он произнес только Петя
Рассказ Он живой и светится читать онлайн – Виктор Драгунский
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…
И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака — они были похожи на бородатых стариков…
И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.
И в это время во двор вошел Мишка. Он сказал:
— ЗдорОво!
И я сказал:
— ЗдорОво!
Мишка сел со мной и взял в руки мой самосвал.
— Ого! — сказал Мишка. — Где достал? А он сам набирает песок? А? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?
Я сказал:
— Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.
Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.
Тут Мишка говорит:
— Не дашь самосвал?
Я говорю:
— Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
— Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!
Я говорю:
— Сравнил Барбадос с самосвалом.
https://youtube.com/watch?v=BO0FQzLBlF4
А Мишка:
— Ну, хочешь, я тебе дам плавательный круг?
Я говорю:
— Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
— Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
— А плавать где? В ванной? По вторникам?
И Мишка опять надулся. А потом говорит:
— Ну, была не была! Знай мою добрость! На!
И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.
— Ты открой, открой ее, — сказал Мишка, — тогда увидишь!
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.
— Что это, Мишка, — сказал я шепотом, — что это такое?
— Это светлячок, — сказал Мишка. — Что, хорош? Он живой, не думай.
— Мишка, — сказал я, — бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму.
И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, ну словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
— Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
— Я, мама, променял его.
Мама сказала:
— Интересно! А на что?
Я ответил:
— На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!
И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.
Потом мама зажгла свет.
— Да, — сказала она, — это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
— Я так долго ждал тебя, — сказал я, — и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
— А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
— Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! Он живой и светится!
Смеркалось
Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.
Тут Мишка говорит:
– Не дашь самосвал?
– Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!
Я говорю:
– Сравнил Барбадос с самосвалом…
А Мишка:
– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
Я говорю:
– Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
– Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
– А плавать где? В ванной? По вторникам?
И Мишка опять надулся. А потом говорит:
– Ну, была не была. Знай мою доброту. На!
И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки.
– Ты открой её, – сказал Мишка, – тогда увидишь!
Драгунский он живой и светится
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…
И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака – они были похожи на бородатых стариков…
И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать. И в это время во двор вышел Мишка.
– Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее. Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок. Тут Мишка говорит: – Не дашь самосвал? – Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит: – Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса! Я говорю: – Сравнил Барбадос с самосвалом… А Мишка: – Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг? Я говорю: – Он у тебя лопнутый.
А Мишка: – Ты его заклеишь! Я даже рассердился: – А плавать где? В ванной? По вторникам? И Мишка опять надулся. А потом говорит: – Ну, была не была! Знай мою доброту! На! И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.
– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь! Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках. – Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое? – Это светлячок, – сказал Мишка.
– Что, хорош? Он живой, не думай. – Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму… И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой.
И я забыл про всех на белом свете. Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила: – Ну, как твой самосвал? А я сказал: – Я, мама, променял его. Мама сказала: – Интересно! А на что? Я ответил: – На светлячка! Вот он, в коробочке живет.
Погаси-ка свет! И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку. Потом мама зажгла свет. – Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка? – Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете. Мама пристально посмотрела на меня и спросила: – А чем же, чем же именно он лучше? Я сказал:
– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
Драгунский он живой и светится
Страница, где собраны все рассказы В.Драгунского
А здесь все детские рассказы, которые есть на нашем сайте
Сюжет
Действие рассказов происходит в конце 1950-х годов — начале 1960-х годов в Москве (так, события рассказа «Удивительный день» приходятся на день полёта Германа Титова в космос).
Денис живёт с родителями в центре Москвы — в разных рассказах упоминается, что он живёт на Каретном Ряду («Приключение»), неподалёку от Цирка («Не хуже вас, цирковых»), в Трёхпрудном переулке («На садовой большое движение»). Это обычный мальчишка, с которым то и дело происходят смешные или курьёзные случаи. Вот он выливает из окна свою кашу, чтобы быстрее пойти с мамой в Кремль, а когда к ним приходит облитый кашей гражданин с милиционером, понимает, что означают мамины слова «Тайное становится явным» («Тайное становится явным»). Однажды во время похода в цирк он видит удивительную девочку на шаре, однако в следующий раз, приведя папу посмотреть на неё, узнаёт, что она уехала с родителями во Владивосток («Девочка на шаре»).
В другой раз в цирке он случайно меняется местами с другим мальчиком, в результате чего клоун Карандаш хватает его и, раскачиваясь на качелях, уносит с собой под купол цирка («Не хуже вас, цирковых»). Во время похода в зоопарк слон Шанго едва не съедает у него новенький радиоприёмник. На детском празднике в клубе «Металлист» Денис выпивает бутылку ситро, чтобы добрать до 25 килограммов веса и выиграть подписку на журнал «Мурзилка», которой делится с другом Мишкой («Ровно 25 кило»). Берётся красить дверь подъезда оставленным малярами шлангом и так увлекается, что закрашивает не только дверь, но и соседку Алёнку, и костюм управдома Алексея Акимыча («Сверху вниз, наискосок!»).
Во время игры в прятки в коммунальной квартире забирается под кровать к бабушке-соседке, а когда она закрывается и ложится спать, боится, что проведёт там всю оставшуюся жизнь («Двадцать лет под кроватью»). Денис предлагает маме, которая жалуется на горы посуды, мыть только один прибор в день, а все будут есть из него по очереди («Хитрый способ»). Немало приключений у Дениса и в школе. Они с Мишкой опаздывают на урок, однако рассказывают такие разные истории о причине опоздания, что их хитрость сразу обнаруживается («Пожар во флигеле, или подвиг во льдах…»).
На карнавале Денис с помощью Мишки одевается в костюм Кота в сапогах, а потом делит с Мишкой приз за лучший костюм («Кот в сапогах»). Во время школьного похода в кинотеатр на фильм о красных и белых поднимает мальчишек класса «в атаку», стреляя из игрушечного пистолета («Сражение у Чистой речки»). На уроках музыки он любит петь и старается делать это как можно громче («Слава Ивана Козловского»).
Участвует в школьном спектакле за сценой, однако теряет звонок, а вместо того чтобы ударить доской по стулу (изображая выстрел), попадает по кошке («Смерть шпиона Гадюкина»). Забывает учить уроки, в результате чего не может рассказать стихотворение Некрасова про мужичка с ноготок, а название главной реки Америки произносит как Миси-писи («Главные реки»).
Экранизации
По мотивам «Денискиных рассказов» в 1960-е и 1970-е годы было снято несколько фильмов, в том числе два двухсерийных телефильма:
- 1962 — Весёлые истории
- 1966 — Девочка на шаре
- 1970 — Волшебная сила (новелла «Мстители из 2-го В»)
- 1970 — Денискины рассказы (из четырёх новелл)
- 1973 — Где это видано, где это слыхано (короткометражный)
- 1973 — Капитан (короткометражный)
- 1973 — Подзорная труба (короткометражный)
- 1973 — Пожар во флигеле (короткометражный)
- 1974 — Слава Ивана Козловского (короткометражный, в киножурнале «Ералаш»)
- 1976 — По секрету всему свету (2 серии)
- 1979 — Удивительные приключения Дениса Кораблёва (2 серии)
Он живой и светится читать
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму.
Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…
И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака — они были похожи на бородатых стариков…
И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.
И в это время во двор вошел Мишка. Он сказал:
— ЗдорОво!
И я сказал:
— ЗдорОво!
Мишка сел со мной и взял в руки мой самосвал.
— Ого! — сказал Мишка. — Где достал? А он сам набирает песок? А? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?
Я сказал:
— Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.
Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.
Тут Мишка говорит:
— Не дашь самосвал?
Я говорю:
— Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
— Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!
Я говорю:
— Сравнил Барбадос с самосвалом.
А Мишка:
— Ну, хочешь, я тебе дам плавательный круг?
Я говорю:
— Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
— Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
— А плавать где? В ванной? По вторникам?
И Мишка опять надулся. А потом говорит:
— Ну, была не была! Знай мою добрость! На!
И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.
— Ты открой, открой ее, — сказал Мишка, — тогда увидишь!
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.
— Что это, Мишка, — сказал я шепотом, — что это такое?
— Это светлячок, — сказал Мишка. — Что, хорош? Он живой, не думай.
— Мишка, — сказал я, — бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму.
И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, ну словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.
Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
— Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
— Я, мама, променял его.
Мама сказала:
— Интересно! А на что?
Я ответил:
— На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!
И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.
Потом мама зажгла свет.
— Да, — сказала она, — это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
— Я так долго ждал тебя, — сказал я, — и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
— А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
— Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! Он живой и светится!
(Илл. В.Лосина, изд. Росмэн, 2000 г.)
Виктор Драгунский. «Он живой и светится…»
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было…
И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались тёмные облака — они были похожи на бородатых стариков…
И мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать.
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:
— Здорово!
И я сказал:
— Здорово!
Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.
— Ого! — сказал Мишка. — Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?
Я сказал:
— Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее.
Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.
Тут Мишка говорит:
— Не дашь самосвал?
— Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
— Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!
Я говорю:
— Сравнил Барбадос с самосвалом…
А Мишка:
— Ну хочешь, я дам тебе плавательный круг?
Я говорю:
— Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
— Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
— А плавать где? В ванной? По вторникам?
И Мишка опять надулся. А потом говорит:
— Ну была не была! Знай мою доброту! На! — И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки.
— Ты открой её, — сказал Мишка, — тогда увидишь!
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.
— Что это, Мишка, — сказал я шёпотом, — что это такое?
— Это светлячок, — сказал Мишка. — Что, хорош? Он живой, не думай.
— Мишка, — сказал я, — бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму…
И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.
Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
— Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
— Я, мама, променял его.
Мама сказала:
— Интересно! А на что?
Я ответил:
— На светлячка! Вот он, в коробочке живёт. Погаси-ка свет!
И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.
Потом мама зажгла свет.
— Да, — сказала она, — это волшебство! Но всё- таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
— Я так долго ждал тебя, — сказал я, — и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
— А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
— Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
О чем книга?
Сборник был опубликован в 1959 году Виктором Драгунским. Как он впоследствии признавался, прототипом главного героя стал сын писателя, который впоследствии стал известным журналистом и писателем. Рассказы быстро стали детской классикой, неоднократно экранизировались и полюбились детям за легкость, веселость и живого главного героя. Последствие книга неоднократно переиздавалась и до сих пор остается одной из самых читаемых среди младших школьников.
Так как книга является классикой детской литературы, ее часто задают читать на лето, с кратким изложением для читательского дневника. В этом случае достаточно выбрать несколько понравившихся историй и написать их краткий пересказ, дополнив ответом на вопрос, кто их написал.
Структура записи в читательском дневнике:
- Автор, название книги, ее жанр и дата издания.
- Список главных героев, возможны краткие отметки, кто кому и кем приходится.
- О чем книга (краткое содержание, включающее основную мысль, важные события, сюжет и завершение).
- Примечания – эту строку заполняет учитель после проверки каждого конспекта.
О книге Денискины рассказы Виктора Драгунского
Сразу скажу, что являясь мамой мальчика, я внутренне чувствовала, читая книгу сыну, что она создана для мальчишек. Это не означает, что девочкам она не понравится и всё же, вряд ли произведет на них такое же впечатление. Наш экземпляр выпущен издательством Эксмо. У книги твердая обложка, прошитый переплет, 160 страниц. Страницы: плотный белоснежный офсет, на котором абсолютно не просвечиваются яркие, большие картинки. Другими словами, качество данного издания идеально.
Книгу Виктора Драгунского Денискины рассказы приятно держать в руках. Открыв обложку, ребенок сразу попадает в мир приключений, которые ожидают его на ее страницах. Иллюстрации сделанные Владимиром Канивец, в точности отражают события рассказов. Картинок много, они есть на каждом развороте: большие — на всю страницу и маленькие — несколько на разворот. Таким образом книга становится настоящим приключением, которое читатель переживает вместе с ее главными героями.
Денискины рассказы вошли в 100 книг для школьников , рекомендованных Министерством образования, что еще раз подтверждает совет о чтении данных произведений в младшем школьном возрасте или близком к нему. Текст в книге хорошего размера как для ребенка, также и для родителя заботящегося о своем зрении .
Кликните на фото, чтобы увеличить
Денискины рассказы — краткое содержание
Виктор Драгунский написал серию рассказов о мальчике Денисе Кораблёве, который буквально растет на глазах у читателя. Сначала мы видим его как милого дошкольника: любознательного, сентиментального. Затем как школьника начальных классов, который применяет свой пытливый ум в разных экспериментах, делает выводы из своего, не всегда идеального поведения, и попадает в смешные ситуации. Главный герой рассказов был сыном писателя. Отец наблюдая за его интересным детством, его переживаниями, создал эти прекрасные произведения. Впервые они были опубликованы в 1959 году, а описанные в книге действия происходили в 50-60-ых годах прошлого столетия.
Теперь, давайте поговорим о нескольких произведениях в отдельности.
Доброта — удивительное свойство характера
Один из первых рассказов называется «Он живой и светится». Мальчик сидел во дворе в ожидании мамы со своим игрушечным самосвалом, подаренным отцом. В обмен на машинку друг Мишка предложил ему живого светлячка в спичечной коробке. Мальчик согласился на такую неравноценную сделку. Мама очень удивилась: ну как можно обменять дорогую игрушку на простого червяка? Денис объясняет: светлячок лучше всех игрушек на свете, потому что он живой и светится.
Дениска решил стать боксёром. На просьбу папу купить боксёрскую грушу, мальчик получил отказ. Тогда мама из корзины с игрушками достала плюшевого медведя и предложила его. Радуясь замечательной находке мамы и задумавшись, мальчик вдруг вспоминает, что это был друг детства, и он не хочет использовать игрушку вместо боксёрской груши. Возвращая маме медвежонка, мальчик заявляет, что не будет боксёром.
Он живой и светится читать
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму.
Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…
И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака — они были похожи на бородатых стариков…
И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.
И в это время во двор вошел Мишка. Он сказал:
— ЗдорОво!
И я сказал:
— ЗдорОво!
Мишка сел со мной и взял в руки мой самосвал.
— Ого! — сказал Мишка. — Где достал? А он сам набирает песок? А? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?
Я сказал:
— Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.
Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.
Тут Мишка говорит:
— Не дашь самосвал?
Я говорю:
— Отвяжись, Мишка.
Тогда Мишка говорит:
— Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!
Я говорю:
— Сравнил Барбадос с самосвалом.
А Мишка:
— Ну, хочешь, я тебе дам плавательный круг?
Я говорю:
— Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
— Ты его заклеишь!
Я даже рассердился:
— А плавать где? В ванной? По вторникам?
И Мишка опять надулся. А потом говорит:
— Ну, была не была! Знай мою добрость! На!
И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.
— Ты открой, открой ее, — сказал Мишка, — тогда увидишь!
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.
— Что это, Мишка, — сказал я шепотом, — что это такое?
— Это светлячок, — сказал Мишка. — Что, хорош? Он живой, не думай.
— Мишка, — сказал я, — бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму.
И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, ну словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.
Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
— Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
— Я, мама, променял его.
Мама сказала:
— Интересно! А на что?
Я ответил:
— На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!
И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.
Потом мама зажгла свет.
— Да, — сказала она, — это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
— Я так долго ждал тебя, — сказал я, — и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
— А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
— Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! Он живой и светится!
(Илл. В.Лосина, изд. Росмэн, 2000 г.)