Текст песни «Музыкант» Константин Никольский
Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант, Расправил нервною рукой на шее черный бант Подойди скорей поближе, чтобы лучше слышать, Если ты еще не слишком пьян
Вокруг тебя шумят дела, бегут твои года Зачем явился ты на свет, ты помнил не всегда… Звуки скрипки все живое, скрытое в тебе разбудят, Если ты еще не слишком пьян…
О несчастных и счастливых, о добре и зле, О лютой ненависти и святой любви Что творится, что творилось на твоей земле, Все в этой музыке, ты только улови
Устала скрипка, хоть кого состарят боль и страх Устал скрипач, хлебнул вина — лишь горечь на губах И ушел, не попрощавшись, позабыв немой футляр, Словно был старик сегодня пьян
А мелодия осталась ветерком в листве, Среди людского шума еле уловима. О несчастных и счастливых, о добре и зле, О лютой ненависти и святой любви
Цитата о песне
Константин Никольский
Главный герой рассказа В.Бианки «Музыкант» — старый охотник. У него есть увлечение – игра на скрипке. И хоть играл старик не очень хорошо, он не оставлял этого занятия, потому что любил музыку и был доволен тем, как он играет.
Однажды его знакомый сообщил, что в лесу видел медведя и посоветовал охотнику взяться за ружье. Старик отложил скрипку и с ружьем отправился в лес. После долгих поисков он решил отдохнуть на пенёчке
В лесу было тихо, и его внимание привлек странный звук, периодически раздававшийся с опушки. Охотник крадучись пошел на звук
На опушке он увидел занятную картину: возле дерева, разбитого грозой в щепки, сидел тот самый медведь, которого он так долго выслеживал. Медведь занимался весьма необычным делом – он дергал лапой одну очень длинную щепку, и та начинала гудеть, подобно диковинному музыкальному инструменту. А медведь очень внимательно слушал звук, издаваемый щепкой, пока тот не стихал полностью. Потом о снова дергал щепку и снова слушал ее необычное звучание.
Вечером старый охотник, сидя возле своего дома, не играл на скрипке свои обычные мелодии, а дергал потихоньку одну и ту же струну и прислушивался к ее затихающему звону. Проходящий мимо знакомый поинтересовался у охотника, убил ли тот медведя? Охотник ответил, что не стал стрелять в такого же музыканта, как и он сам.
Таково краткое содержание рассказа.
Главный смысл рассказа «Музыкант» состоит в том, что человек, искренне любящий природу и мир, в котором он живет, никогда не будет понапрасну губить лесных обитателей, если те не несут угрозы окружающим. Рассказ В.Бианки «Музыкант» учит бережно относиться к лесным жителям и не охотиться на них без особой в том нужды.
В рассказе «Музыкант» мне понравился старый охотник, который увидел в лесном хозяине, медведе, родственную душу музыканта и не стал его убивать. У главного героя рассказа, всю жизнь занимавшегося охотой, тем не менее сохранилась добрая душа, не позволившая причинить зло медведю-музыканту.
Какие пословицы подходят к рассказу «Музыкант»?
Не храбрись, идя на медведя, а храбрись при медведе. Под хорошую музыку и медведи пляшут. Добрым быть — добрым и слыть.
Информация для родителей:
Музыкант — короткая, поучительная сказка писателя Виталия Бианки. Рассказывает она о старике, который пиликал себе на скрипке. Ему сообщили, что на опушке леса видели медведя, взял он ружьё и пошёл за ним. И что же он увидел в лесу? Сказка «Музыкант» написана очень интересно, её можно прочитать детям от 6 до 9 лет. Приятного чтения.
Ранние годы
Писатель Виталий Бианки родился 11 февраля 1894 г. в городе Санкт-Петербурге, на тот момент столице Российской Империи. Мальчик был выходцем из интеллигенции, а также самым младшим в роду. Помимо Виталия в семье подрастало еще двое сыновей.
В.В. Бианки в детстве
По национальности будущий писатель был представителем, как сейчас называется, мультикультурной среды. В нем текла швейцарская, немецкая, украинская и итальянская кровь. Однако, несмотря на такое разнообразие, на протяжении всей своей жизни мужчина называл себя этническим русским.
Молодой человек рос в очень, вдохновляющей и способствующей всестороннему развитию атмосфере. Отец будущего литератора, Валентин Львович, трудился академиком.
В свое время получил известность как крупный исследователь, ученый-зоолог. Изначально его предки были известны под фамилией Вайс.
Валентин Львович Бианки, отец писателя
Отец мужчины, он же дед писателя Бианки был певцом. Согласно семейному преданию, изменить настоящее имя он решился по настоянию своего импресарио (аналог продюсера, только в отношении сценических представлений), когда готовился к выступлению в Италии. В результате Вайс стал Бианки. По сути это было другое написание той же самой фамилией, на ином языке.
Мать будущего писателя звали Клара Эмма Матильда Бланк. Или Клара Андреевна, как ее знали в России. Женщина получила довольно хорошее образование, была начитанной и эрудированной. Учила детей иностранцев, которые жили в Петербурге. Работала гувернанткой.
Биография Виталия Валентиновича с ранних лет была связана с природой. На территории дома отец организовал целый зоопарк. В живом уголке были и птицы, и змеи, целый террариум. В летние месяцы молодой человек с родителем ходил в лес, рыбачил, учился охотиться. Слушал рассказы отца.
Мужчина оказал сильнейшее влияние не только на младшего, но и на старших сыновей. Первенец вскоре стал энтомологом, занялся изучением насекомых. Средний занялся метеорологией. Виталий же хотел быть орнитологом.
В. Бианки у телескопа. Лебяжье. 1910-е гг.
Кроме прочего у Бианки-младшего было много интересов помимо дикой природы и ее чудес. Он охотно читал, хорошо пел и обладал неплохим музыкальным слухом, даже писал стихи. А еще Виталий Валентинович увлекался футболом и показывал спортивные результаты.
Образование молодой человек получал систематическое. Всерьез планировал связать свою жизнь с наукой. Но в дело вмешался случай. В 1914 грянула Первая Мировая Война. Когда ситуация на фронтах стала хуже некуда России потребовались свежие силы.
Почти через 2 года Бианки попал под мобилизацию. Сначала проходил обучение во Владимирском военном училище. А затем, после ускоренных курсов, отправился артиллерийскую бригаду, получил чин прапорщика.
Виталий Бианки — курсант Артиллерийского училища в увольнительной, в Академии наук. 1916 г. (Петроград)
Долго воевать на фронтах Бианки не пришлось. Примерно через год его отправили в более спокойное место, на территорию России. В это время он заинтересовался политикой, вошел в состав партии эсеров и вскоре стал депутатом.
После революции какое-то время работал корреспондентом в одной из газет Самары. Но и тут надолго он не задержался.
Из-за коренных противоречий большевиков и прочих политических сил уже бывший депутат Бианки уехал с поволжья. Жил в Уфе, на территории современного Екатеринбурга, затем отправился в Сибирь и на Алтай, пока окончательно не перебрался в Бийск.
Но и тут долгожданного покоя найти он не мог. Страна бурлила и кипела. Во всю шла Гражданская война. По воле судьбы Виталий Валентинович был мобилизован и попал в распоряжение Колчака. Стал белогвардейцем.
Три брата Бианки Анатолий, Лев, Виталий. Фото из семейного архива
Неизвестно, как именно писатель относился к остаткам монархистов, однако воевать он не желал и вскоре дезертировал из армии. Какое-то время молодой человек скрывался под чужой фамилией, назывался Виталием Беляниным, студентом. Вернуться в Бийск он смог только когда страсти утихли.
Уже после того как белых выбили с Алтая, Бианки стал работать в отделе народного образования, заведовал музеем и имел педагогическую практику в школе. Он преподавал биологию, знакомил учеников с азами зоологии и орнитологии.
В детстве, с семьей (В. Бианки сидит слева)
Впрочем, советская власть быстро поняла, с кем имеет дело. Прощать мнимого врага большевистского режима она не пожелала. Бианки пришлось заплатить за выступление на стороне белых. Хотя произошло это немного позднее.
Нарисуй словесную картину, как медведь играет на щепке.
Пример словесной картины для описания игры медведя на щепке для 2 класса
На опушке леса, которая скрыта от чужих глаз деревьями, сидел медведь.
Рядом с ним стоял давно высохший пень.
А из того пня торчали острые щепки разного размера и длины.
Невероятное зрелище происходило.
Своей большой и волосатой лапой он брал одну из щепок, тянул на себя, и сразу отпускал.
Щепка начинала дребезжать и издавала звук, похожий на скрипку или виолончель.
«Дзинь… дзинь… дзинь».
Дедушка, который невольно стал слушателем этого представления просто замер от удивления.
Это было очень забавно и музыкально.
А медведь был настолько увлечён своим делом, что даже не заметил рядом стоящего человека.
Чей нос лучше?
Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.
Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждёт, высматривает.
Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.
— Мне, — говорит, — очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, трудишься, — ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб.
— Да, твой нос никуда не годится, — сказал дубонос, — слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупку, раскусываю. Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! — и готово. Крак! — и готово. Вот бы тебе такой нос.
Чей нос лучше сказка Бианки читать
Услыхал его клёст-крестонос и говорит:
— У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.
Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.
— Верно, — сказал мухолов, — твой нос хитрей устроен.
— Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота бекас-долгонос. — Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос.
Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.
— Ах, — сказал мухолов, — вот бы мне такой нос!
— Постой! — запищали в один голос два брата-кулика — шилонос и кроншнеп-серпонос. — Ты ещё наших носов не видел!
И увидал мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, а оба тонкие, как шило.
— Мой нос для того вверх смотрит, — сказал шилонос, — чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.
— А мой нос для того вниз смотрит, — сказал кроншнеп-серпонос, — чтоб им червяков из травы таскать.
— Ну, — сказал мухолов, — лучше ваших носов не придумаешь.
— Да ты, видно, настоящих носов и не видал, — крякнул из лужи широконос. — Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!
Все птицы так и прыснули со смеху прямо широконосу в нос:
— Ну и лопата!
— Зато им воду щелокчить-то как удобно! — досадливо сказал широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.
Набрал полный нос воды, вынырнул и давай щелокчить: воду сквозь края носа пропускать, как через частую гребёночку. Вода-то вышла, а козявки, какие в ней были, все во рту остались.
— Обратите внимание на мой носик, — прошептал с дерева скромный серенький козодой-сетконос. — У меня он крохотный, однако замечательный: мошкара, комары, бабочки целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю, разинув рот и сеткой растопырив усы
— Это как же так? — удивился мухолов.
— А вот как, — сказал козодой-сетконос. Да как разинет пасть — все птицы так и шарахнулись от него.
— Вот счастливец! — сказал мухолов. — Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу стаями!
— Да, — согласились птицы, — с такой пастью не пропадёшь!
— Эй вы, мелюзга! — крикнул им пеликан-мешконос с озера. — Поймали мошку — и рады! А того нет, чтоб про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю — и в мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу.
Поднял толстый пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.
— Вот так нос! — воскликнул мухолов. — Целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь.
— Ты, должно быть, моего носа ещё не видал, — сказал дятел. — Вот полюбуйся.
— А что ж на него любоваться? — спросил мухолов. — Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом обед себе доставать долго, а о запасах и не думай.
— Нам, лесным работникам, — сказал дятел-долбонос, — надо весь инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем из-под коры, но ещё и дерево долбим: дупла выдалбливаем, жилища устраиваем и для себя и для других птиц. Нос у меня — долото!
— Чудеса! — сказал мухолов. — Сколько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.
Выстроились перед мухоловом-тонконосом дубонос, крестонос, долгонос, шилонос, серпонос, широконос, сетконос, мешконос и долбонос.
Да тут вдруг упал сверху серый ястреб-крючконос, схватил мухолова и унёс себе на обед.
Остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.
Так и осталось неизвестно, чей нос лучше.
Михаил Пришвин «Медведь»
Многие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки. Такая это неправда!
Медведи, как и всякий зверь, ходят по лесу с великой осторожностью а, зачуяв человека, так удирают от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика. Однажды на севере мне указали место, где много медведей
Это место было в верховьях реки Коды, впадающей в Пинегу. Убивать медведя мне вовсе не хотелось, и охотиться за ним было не время: охотятся зимой, я же пришел на Коду ранней весной, когда медведи уже вышли из берлог
Однажды на севере мне указали место, где много медведей. Это место было в верховьях реки Коды, впадающей в Пинегу. Убивать медведя мне вовсе не хотелось, и охотиться за ним было не время: охотятся зимой, я же пришел на Коду ранней весной, когда медведи уже вышли из берлог.
Мне очень хотелось застать медведя за едой, где-нибудь на полянке, или на рыбной ловле на берегу реки, или на отдыхе
Имея на всякий случай оружие, я старался ходить по лесу так же осторожно, как звери, затаивался возле теплых следов; не раз мне казалось, будто мне даже и пахло медведем… Но самого медведя, сколько я ни ходил, встретить мне и тот раз так и не удалось
Случилось, наконец, терпение мое кончилось, и время пришло мне уезжать. Я направился к тому месту, где была у меня спрятана лодка и продовольствие. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама. «Зверушка какая-нибудь», — подумал я.
Забрав свои мешки, сел я в лодку и поплыл. А как раз против места, где я сел в лодку, на том берегу, очень крутом и высоком, в маленькой избушке жил один промысловый охотник. Через какой-нибудь час или два этот охотник поехал на своей лодке вниз по Коде, нагнал меня и застал в той избушке на пол пути, где все останавливаются.
Он-то вот и рассказал мне, что со своего берега видел медведя, как он вымахнул из тайги как раз против того места, откуда я вышел к своей лодке. Тут-то вот я и вспомнил, как при полном безветрии закачались впереди меня еловые лапки.
Досадно мне стало на себя, что я подшумел медведя. Но охотник мне еще рассказал, что медведь не только ускользнул от моего глаза, но еще и надо мной посмеялся… Он, оказывается, очень недалеко от меня отбежал, спрятался за выворотень и оттуда, стоя на задних лапах, наблюдал меня: и как я вышел из леса, и как садился в лодку и поплыл. А после, когда я для него закрылся, влез на дерево и долго следил за мной, как я спускаюсь по Коде.
— Так долго, — сказал охотник, — что мне надоело смотреть и я ушел чай пить в избушку.
Досадно мне было, что медведь надо мной посмеялся. Но еще досадней бывает, когда болтуны разные пугают детей лесными зверями и так представляют их, что покажись будто бы только в лес без оружия — и они оставят от тебя только рожки да ножки.
Что удивило тебя в этом рассказе?
Больше всего удивляет медведь — музыкант.
Необычно то, что он нашёл в лесу пень, и придумал, как на нём играть.
Не зря говорят, что, если есть желание – всегда можно найти возможность.
А если его нет – то отговорки.
Вот и медведь настолько хотел играть и развивать свой талант, что нашёл даже в лесу инструмент.
Пусть он не такой современный, но главное умение.
А также удивило то, что всё-таки медведь не нарочно подал урок старичку.
Уже вечером дед играл те же звуки, только уже на своей скрипке.
2. Выдели строки, которые убедили тебя, что старик действительно любил музыку.
Первое, что демонстрирует любовь дедушки к музыке — это то, что хоть у старика и не получалось вначале, он всё равно продолжал.
Ведь никто не рождается с умениями, их мы приобретаем на уроках.
Первая фраза, которая показала читателям, что главный герой любит музыку:
И вторая фраза, в самом конце, которая вдобавок завершает рассказ.
Она отражает главную мысль автора:
То есть старик не только любит музыку, а ещё и уважает тех, которые разделяют это увлечение.
Он уравнивает себя и медведя.
Хотя раньше убивал их.
Творчество Бианки
Если хочешь узнать, как передвигается серенький зайчишка по зимнему лесу, или рыскает голодный волк в поисках добычи, достаточно прочитать несколько рассказов известнейшего детского писателя Виталия Бианки, который рассказывал в своих книгах обо всех секретах природы.
Виталий Валентинович появился на свет в 1894 году города Санкт-Петербург. В детские годы он часто бродил по лесу и с особой охотой слушал рассказы опытных охотников. Он старался вникнуть во многие интересовавшие его тайны природы. Своим главным учителем Бианки считал отца, так как именно он научил его все природные явления записывать в блокнот. Проучившись в гимназии, Виталий Валентинович поступает в Петроградский университет на отделение естественных наук. В 1916 году он выучился на ускоренных курсах военного училища во Владимире и направляется в артиллерийскую бригаду. В 1918 году вступает в партию эсеров и работает в их действующей газете. После мобилизации в Русскую армию, писатель вынужден стать дезертиром и скрываться долгое время под чужой фамилией. Ему пришлось уехать на Алтай, где он с удовольствием стал организатором туристско- краеведческих походов и создателем местного музея. Кроме того Бианки читал лекции по биологии.
Перескажи текст, используя следующие вопросы:
- На чём играл старый медвежатник?
- Что сказал ему колхозник?
- Зачем медвежатник пошёл в лес?
- Что он услышал, когда отдыхал в лесу?
- Какую картину увидел старик в лесу? Почему старик не застрелил медведя?
Пересказ текста «Музыкант» используя вопросы учебника для 2 класса.
Старенький медвежатник очень любил музыку.
Хоть он и не очень хорошо умел играть на своей скрипке, всё равно старался научиться и не собирался бросать своё увлечение.
Колхозник, его друг, сказал, что в лесу есть медведь.
Мол, нужно идти на охоту.
Дедушке как-то нужно было зарабатывать, поэтому он пошёл ловить медведей.
Долго ходил он по лесу, пока не устал.
И, пока отдыхал на пеньке, услышал необычные звуки.
«Дзинь-динь, дзинь-динь».
Ему стало интересно, откуда эта мелодия, и пошёл он искать.
Каково же было его удивление, когда на опушке леса он увидел огромного бурого медведя.
Он сидел возле пня и играл на щепке.
Щепка дребезжала и издавала такой приятный звук.
Охотник так заслушался, что даже забыл, что он в лесу, а играет ему медведь.
Жалко стало ему животное.
Поэтому пощадил он медведя, и не стал убивать.
Решил мужик, что он такой же музыкант, как и он сам.
Виталий Бианки — биография
Виталий Валентинович Бианки — выдающийся детский писатель периода Советского Союза. Годы наибольшей активности автора пришлись на первую половину 20-го века.
Писать он начал довольно рано. Несмотря на тяготы и сложное время, в которое и проходила жизнь Бианки, писатель выбрал в качестве направления детскую прозу.
Если посмотреть на путь Виталия Валентиновича, ничего удивительного тут нет. С ранних лет, еще будучи мальчишкой, литератор интересовался природой. И было в кого и как: отец писателя был зоологом и страстным любителем животных.
Благодаря стараниям Бианки юные советские граждане познакомились с простыми, но очень выразительными произведениями. По работам литератора снимали мультипликационные ленты. Чего стоят «Путешествие муравья» и «Высокая горка», которые известны даже после развала Советского Союза.
Слава и народная любовь, однако, не сделали Бианки неприкосновенным. В годы молодости он был белогвардейцем, пусть и не долго, да и вероятно не по собственной воле. Затем дезертировал и скрывался под чужой фамилией.
Этого мимолетного эпизода советская власть ему не простила. На протяжении доброй половины жизни его регулярно преследовали, пытались расправиться. И лишь заступничество влиятельных коллег помогало мужчине избежать репрессий.
Медведь музыкант
Жили старик со старухой. Было у них два сына. Старшего звали Тойво-неулыба. Хороший он был, работящий, только уж очень хмурый. Никогда не засмеется, никогда не запоет, одно знает — трубку курит, пыхтит. Рыбу на озере ловит — молчит, сосну в лесу рубит — молчит, лыжи мастерит — молчит.
Вот он какой был, Тойво-неулыба!
А младшего звали Матти-весельчак. Хороший он был парень — песни поет, разговаривает — весело смеется.
Умел он и на гусельках-кантеле играть. Как начнет струны пощипывать, как заиграет плясовую — никто на месте не устоит, сами собой ноги в пляс идут.
Вот он какой был, Матти-весельчак!
Поехал раз Тойво-неулыба в лес по дрова. Отвел сани в сторонку, закурил трубочку, выбрал сосну хорошую и давай рубить. Пошел по лесу стук да треск. А возле той сосны медвежья берлога была.
Проснулся хозяин-медведь:
— Это кто стучит, мне спать не дает?
Вылез из берлоги, глядит: парень работает, сосну рубит, щепки из-под топора во все стороны летят. Ух, рассердился медведь!
— Ты зачем в моем лесу стучишь, спать мне не даешь? Тьфу, тьфу — табаком лесной воздух портишь! Вон!
Да как хватит парня лапой. У того только куртка затрещала. Выронил Тойво топор, покатился по снегу, перекувырнулся да прямо в сани и свалился. Испугалась лошадь, дернула, и понеслись сани по сугробам, по пням, по полям, да и вывезли Тойво из лесу. Вот оно как было!
Приехал Тойво-неулыба домой — ни дров, ни топора, куртка разорвана и сам еле жив. Ну да что поделаешь! А дрова-то нужны, печку топить нечем.
Вот поехал в лес Матти-весельчак. Взял топор да кантеле. Едет — играет и песню поет. Приезжает Матти в лес и видит: стоит сосна, с одного боку надрублена, а рядом на снегу топор лежит. Эге, да здесь Тойво рубил! Отвел сани в сторонку, поднял топор, собрался сосну рубить, да раздумал.
— Дайка сначала на кантеле поиграю — веселей работа пойдет!
Вот он какой был, Матти-весельчак! Сел на пенек да и заиграл. Пошел по лесу звон. Проснулся хозяин-медведь:
— Кто это звенит, мне уши щекочет?
Вылез из берлоги, видит: парень на кантеле играет, шапка на затылке, щеки румяные, глаза веселые, а сам песню поет. Запросились у медведя ноги в пляс. Заплясал медведь, затопал, заревел:
— Ух, ух, ух, ух!
Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит:
— Эй, парень, научи меня на кантеле играть. Вот бы медвежата мои заплясали!
— Можно, — говорит Матти-весельчак, — отчего не научить!
Сунул медведю кантеле в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам, ох как худо играет!
— Нет, — говорит Матти, — плохо ты играешь. Надо тебе лапы тоньше сделать.
Повел он медведя к толстой ели, расщепил ее топором и в щель клин вставил:
— Ну-ка, хозяин, сунь лапы да держи, пока я не скажу. Сунул медведь лапы в щель, а Матти топором по клину как стукнет! Вылетел клин — медведю лапы-то и прищемило. Заревел медведь, а Матти смеется:
— Терпи, терпи, пока лапы тоньше не станут. Без муки нет науки!
— Не хочу играть! — ревет медведь. — Ну тебя с кантеле твоим, отпусти ты меня домой!
— А будешь людей пугать? Будешь из лесу гнать?
— Не буду, ревет медведь, только отпусти!
Загнал Матти клин в щель, вытащил медведь лапы и скорей в берлогу свою забрался. А Матти-весельчак нагрузил полные сани сосновых дров, взял в руки кантеле и поехал из лесу. Едет и песню поет.
Вот он какой, Матти-весельчак! Стали с тех пор люди без опаски в лес за дровами ездить.
Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки для детей начальной школы
Виталий Валентинович Бианки появился на свет в 1894 году в Петербурге.
Его отец орнитолог оказал немалое влияние на сына.
Виталий часто посещал отцовский музей, ездил с ним на природу.
В гимназии Бианки начал серьезно заниматься футболом, принимал участие в соревнованиях.
После гимназии будущий писатель поступил в университет, но спустя несколько месяцев был призван в армию.
Виталий Валентинович работал в сфере образования на разных должностях.
Он часто записывал свои наблюдения за природой, животными, насекомыми.
А самой известной его книгой стала «Лесная газета».
За свою жизнь Бианки выпустил более 120 книг, а изданы его произведения в 18 странах мира.
Скончался Виталий Валентинович Бианки 10 июня 1959 года.
В.В. Бианки. «Музыкант»
В.В. Бианки. «Музыкант»
Цели урока: ознакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки; учить детей выразительно читать; развивать память, внимание; воспитывать любовь к животным.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
Подробный пересказ рассказа Б. Житкова «Храбрый утенок».
III. Изучение нового материала. Постановка цели урока
1. Рассказ учителя.
Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки — научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.
2. Подготовительная работа.
— Сегодня мы познакомимся с рассказом В.В. Бианки «Музыкант» . Познакомимся с повадками еще одного животного. Отгадайте, о ком пойдет речь. Для этого, нужно зачеркнуть буквы, которые подходят к этому шифру:
Шифр: 1356910121315 (Ответ: медведь.)
Что вы знаете об этом звере?
- Слово медведь происходит от двух слов «Мед едящий». Так называют медведя, потому, что он очень любит мед.
- Если вы когда-нибудь были в лесу, то непременно заметили, что там никогда не бывает абсолютной тишины. Раздаются различные звуки, шумят деревья, воет ветер, поют птицы. О каких звуках пишет автор, мы сейчас прочитаем.
2. Словарная работа.
Прочитайте слова, сначала по слогам, потом целыми словами: за-ва-лин-ка — завалинка рас-спро-сил — расспросил от-дох-нуть — отдохнуть ос-то-рож-но — осторожно вы-пря-ми-лась — выпрямилась мед-ве-жат-ник — медвежатник рас-щеп-лен-ном — расщепленном колхоз — колхозник ход — проходил, выходил спрос — расспросил пела-пропела прямо — выпрямилась дрожь — задрожала
3. Первичное чтение.
Читают дети по цепочке. В ходе чтения отвечают на вопросы в середине текста и поясняются непонятные слова.
Завалинка — земляная невысокая насыпь вдоль наружных
стен избы.
Медвежатник — человек, который охотиться на медведей.
4. Первичная проверка понимания.
- Понравился рассказ?
- Что делал старик, когда встретил колхозника?
- Что сказал ему колхозник?
- Как поступил старик?
- Что он услышал в лесу? Удивился ли он?
- Кого он увидел в лесу? Что делал медведь?
Как поступил старик? Как вы думаете, почему он так поступил?
Почему старик не убил медведя?
IV. Физкультминутка
V. Закрепление нового материала
1. Выборочное чтение.
- Найдите в рассказе и докажите, что старик любил музыку.
- Как старик услышал звуки, доносившиеся из леса?
Как медведь играл на щепках? Как медведь слушал музыку?
Как оценил старик игру музыканта?
- Творческое задание в учебнике.
- Выразительное чтение.
VI. Итог урока
- С каким рассказом мы с вами познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?
- Как бы вы назвали этот рассказ?
- Как вы относитесь к поступку охотника?
- Как бы вы поступили на его месте?
Домашнее задание
Выразительно читать рассказ.