К.симонов. «майор привез мальчишку на лафете»

Сюжет стихотворения

История, рассказанная поэтом, проста и страшна, как сама война. Это история загубленного детства, украденного у миллионов советских детей жестокой и беспощадной бойней, развязанной фашистской Германией.

В основе сюжета лежит рассказ о вывезенном из-под Брестской крепости мальчике, сыне майора, служившего на границе в войсках, принявших на себя первые страшные удары гитлеровской армии. Автор не уточняет, при каких обстоятельствах удалось эвакуировать ребёнка из этого ада. В первой части стихотворения он просто делится впечатлениями от увиденного — отец вывез из окружения сына на лафете разбитой пушки. Трагизм ситуации мастерски подчёркивается выразительными деталями, которые использует Симонов:

  1. На лафете. Отступающие советские войска, окружённые в первые дни войны, пробивались к своим с боями, не сдаваясь до последнего патрона. Артиллеристы сумели вывезти из окружения пушку, у которой «был исцарапан пулями лафет». Через что довелось пройти этим воинам, если отцу мальчика казалось, что во всём мире нет для ребёнка надёжней места?
  2. Привязанный к щиту. Путь, проделанный отступающими войсками, был долгим и мучительным для всех, но особенно для ребёнка, который ехал на лафете, «привязанный к щиту, чтоб не упал». Раненый отец-солдат привёз мальчишку на лафете разбитого орудия, сумев сохранить самое дорогое ему существо в жестокой мясорубке первых дней войны.
  3. Прижав к груди заснувшую игрушку. Ребёнок тоже сумел спасти маленький кусочек своей прошлой и невозвратной довоенной жизни. Можно сказать, защитил хоть что-то из того, что было ему дорого. Пусть даже это всего лишь игрушка.
  4. За десять лет… Всего несколькими словами автор сумел описать страшную личную трагедию майора и его сына, разыгравшуюся на фоне трагедии общей, всенародной. Гибель на войне солдат как бы подразумевается условиями реальности. Но гибель мирного населения — женщин, детей, стариков — это, пожалуй, самое страшное, жестокое и несправедливое проявление войны: «Погибла мать. Сын не простился с ней». Отняв у ребёнка самого родного и близкого человека, его лишили возможности даже проститься с ним. Это тяжкое и непосильное бремя даже для взрослого человека. Недаром Симонов написал, что первые десять дней войны зачтутся мальчику за десять лет.
  5. Седой мальчишка на лафете спал. Самое сильное и страшное место в стихотворении. Ребёнок, голова которого седа, мирно спит на лафете разбитой в жестоких боях пушки, обняв игрушку — маленький осколок собственного детства. Это наиболее впечатляющий образ стихотворения.

Чувства автора

Во второй части стихотворения автор описывает собственные эмоции, испытанные им при виде поседевшего ребёнка. Находясь в рядах бойцов, отправляющихся на фронт, он ещё не представляет себе, что такое война. Этот мальчик знает о войне гораздо больше его. Он видел её жестокость, грязь и боль. Он знает, что такое страх и смерть.

Автор вместе со своим лирическим героем отчётливо осознаёт, что ему уже никогда в жизни не забыть этого мальчика и не успокоиться до тех пор, пока ребёнок не вернётся на родную землю, отнятую у него войной. Вместе с автором каждый солдат, читавший это стихотворение, чувствовал, что теперь его дом не там, где он жил прежде, а «там, где отнят у мальчишки он». Он будет до последнего вздоха бить ненавистного врага, пока не стихнут последние залпы орудий, возвестив о гибели фашизма.

Стихотворение оставляет неизгладимый след в душе человека, прочитавшего его. Оно будило в людях чувства, зовущие на борьбу с захватчиками:

  • патриотизм;
  • ненависть к врагам;
  • стремление к победе;
  • желание защитить всех детей, чьё детство опалила война.

Сила художественного воздействия этого произведения огромна. Это было самое убедительное и действенное воззвание к борьбе за право каждого ребёнка на спокойное счастливое детство, призыв отдать все силы, чтобы вернуть то, что было отнято захватчиками, и отомстить им за все ужасы войны, которые пришлось пережить всему советскому народу.

https://youtube.com/watch?v=oQEmnHblAeU

Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова

К. Симонов стал самым известным и популярным советским автором, посвятившим свое творчество теме войны. Его произведения, написанные под влиянием непосредственных наблюдений, с максимальной точностью передают атмосферу суровых военных лет. Особой болью проникнуты стихотворения первых месяцев войны. Одним из них является «Майор привез мальчишку на лафете…» (1941 г.).

В основе сюжета лежит история об эвакуированном из под Брестской крепости мальчике, которого доставил в тыл отец. Неизвестно, был ли реальный прототип этого ребенка

Хотя это совершенно неважно, подобные истории случались каждый день на всем протяжении фронта. Мастерство Симонова позволяло ему изображать наиболее типичные ситуации, которые находили отклик в душе каждого солдата

За обычной историей скрывается искалеченное детство миллионов советских детей. Брестская крепость первой подверглась нападению превосходящих сил фашистских войск. Ее героическая оборона продолжалась до 30 июня. Симонов не уточняет подробности эвакуации мальчика. Достаточно того, что первые десять дней войны обойдутся для него десятью годами «на том и этом свете». Ребенок потерял мать. Самая страшная картина стихотворения – «седой мальчишка» с «уснувшей игрушкой», привязанный для надежности к пушечному лафету.

Вторая часть стихотворения описывает чувства автора при виде этого мальчика. Он находится в рядах солдат, которые только отправляются на фронт и еще не знакомы со всеми ужасами войны. Зловещим прологом к будущим боям становится вид седого ребенка, машущего солдатам рукой. Это одновременно и приветствие и прощание. Лирический герой поражен увиденным. До этого он не представлял себе, до чего может довести ненависть и жестокость. С этого дня образ мальчика всегда стоит перед его глазами. Он не сможет успокоиться, пока не увидит освобожденным тот участок земли, где ребенок навсегда потерял свое детство. Автор отрекается от собственного дома, он считает, что не заслужит права на личные переживания, пока не вернет мальчику утраченное ощущение родного дома.

Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…» пользовалось большой популярностью среди солдат. Они узнавали в главном персонаже реальные судьбы детей, захваченных водоворотом самой страшной войны. Это побуждало людей к справедливому возмездию, к стремлению полностью очистить родную землю от вражеских войск.

—————

—————

—————

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Поэт войны

Константин Симонов оказался на фронте с первых дней войны. Будучи военным корреспондентом, он всегда старался попасть в самую гущу событий, оказаться на передовой — там, где ценой крови и неимоверных жертв ковалась победа. В этом качестве он побывал на всех фронтах, вместе с солдатами испытал горечь поражений первых военных лет, позор отступления, радость первых побед над врагом и триумфальное взятие Берлина.

Симонов не прятался от вражеских пуль, не отсиживался в укрытиях, поэтому его стихи отличаются высокой художественной правдой. Им веришь безоговорочно. Благодаря этому он стал одним из самых любимых поэтов, сумевших воспеть подвиг советского народа в годы войны.

Средства художественной выразительности

Константин Михайлович использовал различные средства художественной выразительности, чтобы максимально точно передать внутреннее состояние героя и раскрыть тематику произведения.

В стихотворении представлено сравнительно немного тропов, так как события читатель воспринимает глазами обычного солдата.

  1. Гиперболы: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней»; «Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца».
  2. В произведении присутствуют эпитеты (например, «воинский закон», «заснувшую игрушку» и другие).
  3. Олицетворение: горе «оборвало сердца».
  4. Также в стихотворении можно заметить метафоры (например, «за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней» и так далее).

Тема

Главная тема произведения К. Симонова — судьба детей войны. В контексте нее автор поднимает проблемы сиротства, взаимопомощи, долга перед родиной. В центре стихотворения мальчик, привезенный майором. Об истории ребенка рассказывает лирический герой, под образом которого скрывается солдат-очевидец. Второстепенные герои — отец мальчика, майор и невидимый адресат, к которому обращается лирический герой.

В первых катренах лирический герой рассказывает, как маленький мальчик попал к солдатам. Его мать погибла, а раненный отец решил отдать судьбу сына в руки сослуживцам: « Отцу казалось, что надежней места отныне в мире для ребенка нет». Отец знал, что боевые товарищи не бросят мальчишку.

Портрет главного героя схематичный. Автор обращает внимания лишь на отдельные детали, играющие важную роль в раскрытии темы. Ребенок спит на лафете, обняв игрушку. Он, наверное, еще не осознал, что стал сиротой. От такой картины сжимается сердце. Поэт замечает, что ребенок седой. Эта детали достаточно, чтобы представить, что пришлось вытерпеть маленькому человеку.

После лаконичного портрета следуют стихи обращенные к невидимому адресату, который никогда не бывал на фронте и не видел всех ужасов войны. Можно предположить, что под этим образом скрывается женщина, которая просит солдата вернуться домой, доказывая, что всех не спасешь. Лирический герой рассказывает, почему не может так просто оставить фронт: горе мальчика «оборвало сердце» солдата. Теперь защитник не может вернуться домой, не освободив родные земли от врага. Он знает, что только так можно защитить детей от несчастливой военной судьбы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: