Дети и вываливающиеся старухи
Вернёмся к вопросу, с которого начали: почему же известный детский писатель не любил детей? Автор его биографии «Жизнь человека на ветру» Валерий Шубинский предполагает, что Хармс видел в детях своих экзистенциальных соперников. Для ребёнка, как писал ещё Корней Чуковский в своей известной работе «От двух до пяти», слово «имеет такой же конкретный характер, как и та вещь, которую оно обозначает. Оно, так сказать, отождествляется с вещью». Играя со словами, ребёнок играет с самой реальностью.
Поэтому для ребёнка мир ещё не опредмечен, не закован в твёрдые формы.
Дети, в отличие от взрослых, могут видеть мир впервые, связи между вещами для них ещё не до конца установлены. Как в известном стихотворении Хармса, ребёнок может внезапно перестать быть самим собой: «Я теперь уже не Петька, я теперь автомобиль». В игровом мире каждый закон в любой момент может быть нарушен. Точно также и поэзия обэриутов разрушает привычные связи между фрагментами реальности.
Но если сначала казалось, что эти связи можно проложить по-новому, увидев мир в его целостности, то постепенно Хармс приходит к логике, в которой нет вообще никакой связи — к логике абсурда. Как выразился Александр Введенский, «я убедился в ложности прежних связей, но не могу сказать, какие должны быть новые. И у меня основное ощущение бессвязности мира и раздробленности времени».
В самом первом опубликованном стихотворении Хармса («Как-то бабушка махнула…») дети соседствуют с «бабушкой». Что-то объединяет эти два возраста — ту же связь мы находим в повести «Старуха». Рассказчик находит в своей комнате мёртвое тело, от которого никак не может избавиться.
«— А что, по-вашему, хуже: покойники или дети? — спросил я.— Дети, пожалуй, хуже, они чаще мешают нам. А покойники все-таки не врываются в нашу жизнь, — сказал Сакердон Михайлович.— Врываются! — крикнул я и сейчас же замолчал».
Покойник — явный знак присутствия смерти, то есть неотвратимого события, которое труднее всего осмыслить с помощью разума. Дети находятся на другом конце жизненного цикла, в котором мир далёк от распада, но ещё не обрёл устойчивые очертания. Вероятно, поэтому ребёнок и вызывает у Хармса такие противоречивые чувства. Писатель, который очень хорошо умел смотреть на мир глазами ребёнка, видел чуть-чуть дальше детского взгляда.
Некоторые трактуют произведения Хармса как сатиру на советский режим. Так, даже в детском стишке о самоваре можно увидеть пародию на уравнительный механизм распределения благ и предсказание его будущего краха («Наклоняли самовар, / Будто шкап, шкап, шкап, / Но оттуда выходило / Только кап, кап, кап»). Но если бы это была только сатира, то ни дети, ни взрослые спустя почти сто лет просто не стали бы читать и перечитывать эти произведения. Этого не происходит — популярность Хармса, напротив, лишь растёт. Здесь всё глубже, а потому интереснее.
Поэтому старухи продолжают вываливаться из окон — от «чрезмерного любопытства», как замечает рассказчик, а не от страшной советской действительности и жестокости «кровавого режима».
За спонтанной и весёлой детской игрой следует распад всякого определённого смысла. Так детская литература, вызывающая восхищение у детей, становится литературой абсурда, которая вызывает не меньшее восхищение, но в то же время и ужас. Герой, который не знает, откуда на улице взялся тигр, перестаёт понимать, кто он такой, бросается по улице с криком «Ого-го!» и растворяется в воздухе.
МЫ СПЕШИМ СЕГОДНЯ В ШКОЛУ
На стене часы у нас
Прозвонили восемь раз.
В это время я проснулся
И глаза открыл как раз.
Я проснулся —
И тотчас же
В брюки сунул две ноги.
Потянулся —
И тотчас же
Прыгнул прямо в сапоги!
А потом схватил рубашку,
Сунул руки в рукава,
Сунул голову в рубашку,
Но застряла голова.
Наконец, надев рубашку,
Я на улицу бегу,
А тужурку и фуражку
Надеваю на ходу.
Я фуражку
И тужурку
Надеваю
На ходу,
Потому что
День
Сегодня
Самый
Лучший
День
В году.
Потому что
День сегодня
Самый лучший день в году,
Потому что
Я сегодня
В школу
В первый раз бегу.
Я войду сегодня в школу,
Прямо в школу
В первый раз!
Я войду —
Часы ударят
В колокольчик девять раз.
Эй вы, люди, расступитесь!
Пропустите, люди, нас!
Мы бежим сегодня в школу,
Прямо в школу —
В первый класс!
Иван Иваныч Самовар
Иван Иваныч Самовар был пузатый самовар, трехведерный самовар. В нем качался кипяток, пыхал паром кипяток, разъяренный кипяток, лился в чашку через кран, через дырку прямо в кран, прямо в чашку через кран. Утром рано подошел, к самовару подошел, дядя Петя подошел. Дядя Петя говорит: «Дай-ка выпью,— говорит,— выпью чаю»,— говорит. К самовару подошла, тетя Катя подошла, со стаканом подошла. Тетя Катя говорит: «Я, конечно,— говорит,— выпью тоже»,— говорит. Вот и дедушка пришел, очень старенький пришел, в туфлях дедушка пришел. Он зевнул и говорит: «Выпить разве,— говорит,— чаю разве»,— говорит. Тут и бабушка пришла, очень старая пришла, даже с палочкой пришла. И, подумав, говорит: «Что ли, выпить,— говорит,— что ли, чаю»,— говорит. Вдруг девчонка прибежала, к самовару прибежала — это внучка прибежала. «Наливайте!— говорит,— чашку чая,— говорит,— мне послаще»,— говорит. Тут и Жучка прибежала, с кошкой Муркой прибежала, к самовару прибежала, чтоб им дали с молоком, кипяточку с молоком, с кипяченым молоком. Вдруг Сережа приходил, неумытый приходил, всех он позже приходил. «Подавайте!— говорит,— чашку чая,— говорит,— мне побольше»,— говорит. Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар, но оттуда выбивался только пар, пар, пар. Наклоняли самовар, будто шкап, шкап, шкап, но оттуда выходило только кап, кап, кап. Самовар Иван Иваныч! На столе Иван Иваныч! Золотой Иван Иваныч! Кипяточку не дает, опоздавшим не дает лежебокам не дает.
Весёлые чижи
Жили в квартиреСорок четыреСорок четыреВеселых чижа: Чиж-судомойка, Чиж-поломойка, Чиж-огородник, Чиж-водовоз, Чиж за кухарку, Чиж за хозяйку, Чиж на посылках, Чиж-трубочист.Печку топили,Кашу варили,Сорок четыреВеселых чижа: Чиж с поварешкой, Чиж с кочережкой, Чиж с коромыслом, Чиж с решетом, Чиж накрывает, Чиж созывает, Чиж разливает, Чиж раздает.Кончив работу,Шли на охотуСорок четыреВеселых чижа: Чиж на медведя, Чиж на лисицу, Чиж на тетерку, Чиж на ежа, Чиж на индюшку, Чиж на кукушку, Чиж на лягушку, Чиж на ужа.После охотыБрались за нотыСорок четыреВеселых чижа: Дружно играли: Чиж на рояле, Чиж на цимбале, Чиж на трубе, Чиж на тромбоне, Чиж на гармони, Чиж на гребенке, Чиж на губе!Ездили всем домомК зябликам знакомымСорок четыреВеселых чижа: Чиж на трамвае, Чиж на моторе, Чиж на телеге, Чиж на возу, Чиж в таратайке, Чиж на запятках, Чиж на оглобле, Чиж на дуге!Спать захотели,Стелят постели,Сорок четыреВеселых чижа: Чиж на кровати, Чиж на диване, Чиж на корзине, Чиж на скамье, Чиж на коробке, Чиж на катушке, Чиж на бумажке, Чиж на полу.Лежа в постели,Дружно свистелиСорок четыреВеселых чижа: Чиж — трити-тити, Чиж — тирли-тирли, Чиж — дили-дили, Чиж — ти-ти-ти, Чиж — тики-тики, Чиж — тики-рики, Чиж — тюти-люти, Чиж — тю-тю-тю!
Массаж ладошек и стоп с потешкой
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём.
***
Птичка-птичка, (водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка (сделайте тот же круг, но уже с
помощью пощипывания или покалывания)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
***
Сидит белка на тележке, (круговыми движениями
гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому — (проглаживаем пальчики,
начиная с большого)
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке —
воробью — синичке
Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки
стопы)
кому в зобок,
кому в лапочку»
***
(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.
Вася
Коми-пермяцкая народная песенка
Вася-непоседа
Вертелся до обеда,
А за стол уселся,
Снова завертелся.
Допрыгался, добился –
Со стулика свалился!
Сто серебряных коней
Коми-пермяцкая народная песенка
Пересказал Л. Кузьмин
Собрал В. Климов
Встану, пряжи напряду,
К Иньве-реченьке пойду,
На густой сосёнушке
Сплету гнездо воронушке.
У вороны под сосной
Лавка с дверцею резной.
Дверца бархатом обита,
На засовы не закрыта.
А за ней для девочек
Сто коробок ленточек,
Сто коробок пуговок
Да румяных куколок.
А для мальчиков за ней
Сто серебряных коней!
Сто серебряных коней –
Нет их краше и чудней.
Сам идёшь – они идут,
Сам бежишь – они бегут,
Верхового носят,
А овса не просят!
Вот что у воронушки
Есть в лесной сторонушке;
Вот за что я с ней дружу
И всегда ей услужу.
Потешки на коленках (по кочкам)
Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на
последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями.
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом… в яму!
Бух!
Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!
Чики-чики-чикалочки
Едет Ваня на палочке,
Настенька в тележке
Щелкает орешки!
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!
Тюшка-тутушка.
Прыгала лягушка
На крутую горку,
Где живет Егорка
Бух! — покатилась!
С горки свалилась!
Путаница
Корней Чуковский
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.
***
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.
***
Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.
***
Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?
***
Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.
Ведите меня с завязанными глазами…
Ведите меня с завязанными глазами.Не пойду я с завязанными глазами.Развяжите мне глаза и я пойду сам.Не держите меня за руки,я рукам волю дать хочу.Расступитесь, глупые зрители,я ногами сейчас шпыняться буду.Я пройду по одной половице и не пошатнусь,по карнизу пробегу и не рухну.Не перечьте мне. Пожалеете.Ваши трусливые глаза неприятны богам.Ваши рты раскрываются некстати.Ваши носы не знают вибрирующих запахов.Ешьте это ваше занятие.Подметайте ваши комнаты — это вам положено от века.Но снимите с меня бандажи и набрюшники,Я солью питаюсь, а вы сахаром.У меня свои сады и свои огороды.У меня в огороде пасется своя коза.У меня в сундуке лежит меховая шапка.Не перечьте мне, я сам по себе, а вы для меня только четверть дыма.
Потешки о погоде и природе
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
***
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
***
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
***
Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
***
Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.
***
Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***
Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!
***
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
История «Чижа» и «Ежа»
Детей Даниил Иванович не любил, а вот взрослые не очень-то любили его самого. В 1928 году, когда Даниилу Ивановичу не исполнилось и двадцати трёх, прошло последнее большое публичное выступление обэриутов. Стихи публике не слишком понравились, да и постановка «Елизаветы Бам» прошла с умеренным успехом. Вечер проходил в Петербургском Доме Печати, что дало возможность одному критику сострить в газетной заметке: «Вчера в „Доме печати“ происходило нечто непечатное».
В коммунистической действительности абсурдные стихи, разъезжающие по сцене трехколёсные велосипеды и полное отсутствие традиционной сюжетной логики выглядели как что-то порочное и такое же неуместное, как и товарищ Калугин, проспавший четыре дня подряд.
А вот в детской литературе Хармс и его друзья-соратники некоторое время вполне преуспевали. Для детей они начали писать во многом благодаря Самуилу Яковлевичу Маршаку, который руководил детской секцией Госиздата. В 1928 году как раз появился новый журнал для детей «Ёж» (Ежемесячный Журнал). Хармс и Александр Введенский, а также Николай Заболоцкий стали его постоянными авторами. Спустя два года они присоединились и к журналу «Чиж» (Чрезвычайно Интересный Журнал), предназначенному для совсем юных читателей.
В этих журналах и издательствах создавалась настоящая детская литература, на которой выросло уже много поколений детей и родителей.
Ещё в начале XX века считалось, что ребёнок — это всего лишь не вполне полноценный взрослый. В детских журналах печатались христианские поучения, сведения о железнодорожным деле, или же, в лучшем случае, умилительные стихи о красивых цветах и добрых зверятах. Сегодня почти все эти произведения забыты, а вот стихи Хармса и Введенского, не говоря уже о сочинениях Маршака и Чуковского, дети отлично знают до сих пор.
Впрочем, без идеологического заказа и в детской литературе нельзя было обойтись, поэтому друг Хармса Леонид Липавский под псевдонимом «Леонид Савельев» писал, к примеру, стихи про Ленина и Великий Октябрь. «Идеологические» стихи Хармса были заметно слабее других (см. стихотворения о колхозе «Влас и Мишка», «Что мы заготовляем на зиму»), но даже рассказ о шествии пионерского отряда он умел превратить в весёлую считалку:
Шёл по улице отряд —сорок мальчиков подряд:раз,два,три,четыреи четыреждычетыре,и четырена четыре,и ещё потом четыре.
Во многих стихах обэриутов чувствуются фольклорные мотивы: юмор народных небылиц (см. «ехала деревня мимо мужика») и фантасмагория волшебных сказок. Возможно, поэтому их произведения очень нравились детям. Встречи с юными читателями тоже пользовались большим успехом, чему способствовал и узнаваемый образ Хармса–«англичанина»: он ходил в клетчатом костюме и гетрах, в кепке и с трубкой, что у прохожих на улицах Ленинграда неизменно вызывало недоумение.
Контроль над литературой для детей тоже постепенно усиливался. В 1931 году было заведено «дело о вредительстве в детской литературе», Введенского сослали в Курск, вскоре вслед за ним отправился и Хармс. Обвинения пали на весь круг Маршака; критики нашли в детских стихах «Чижа» и «Ежа» доведение до абсурда и ту самую вольную игру с реальностью, которая была для них неприемлема во «взрослых» произведениях обэриутов. Сохранились показания Хармса, который не отрицает эту взаимосвязь:
«К наиболее бессмысленным своим стихам, как, напр., стихотворение «О Топорышкине»… я отношусь весьма хорошо, расценивая их как произведения качественно превосходные. И сознание, что они неразрывно связаны с моими непечатающимися заумными произведениями, приносило мне большое внутреннее удовлетворение…»
Через какое-то время Введенский и Хармс вернулись в Петербург и продолжили работу над произведениями для детей. Но группа обэриутов уже распалась, как и всякие надежды на литературное признание.
ИВАН ИВАНЫЧ САМОВАР
Иван Иваныч Самовар
Был пузатый самовар,
Трехведёрный самовар.
В нем качался кипяток,
Пыхал паром кипяток,
Разъярённый кипяток;
Лился в чашку через кран,
Через дырку прямо в кран,
Прямо в чашку через кран.
Утром рано подошел,
К самовару подошел,
Дядя Петя подошел.
Дядя Петя говорит:
«Дай-ка выпью, говорит,
Выпью чаю», говорит.
К самовару подошла,
Тетя Катя подошла,
Со стаканом подошла.
Тетя Катя говорит:
«Я, конечно, говорит,
Выпью тоже», говорит.
Вот и дедушка пришел,
Очень старенький пришел,
В туфлях дедушка пришел.
Он зевнул и говорит:
«Выпить разве, говорит,
Чаю разве», говорит.
Вот и бабушка пришла,
Очень старая пришла,
Даже с палочкой пришла.
И подумав говорит:
«Что-ли, выпить, говорит,
Что-ли, чаю», говорит.
Вдруг девчонка прибежала,
К самовару прибежала —
Это внучка прибежала.
«Наливайте!— говорит,
Чашку чая, говорит,
Мне послаще», говорит.
Тут и Жучка прибежала,
С кошкой Муркой прибежала,
К самовару прибежала,
Чтоб им дали с молоком,
Кипяточку с молоком,
С кипяченым молоком.
Вдруг Сережа приходил,
Всех он позже приходил,
Неумытый приходил.
«Подавайте!— говорит,
Чашку чая, говорит,
Мне побольше», говорит.
Наклоняли, наклоняли,
Наклоняли самовар,
Но оттуда выбивался
Только пар, пар, пар.
Наклоняли самовар,
Будто шкап, шкап, шкап,
Но оттуда выходило
Только кап, кап, кап.
Самовар Иван Иваныч!
На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч!
Кипяточку не дает,
Опоздавшим не дает,
Лежебокам не дает.
Азбука вежливости
Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!» -я кричу. «Добрый день!» — кричу я вслед Всем идущим на обед. «Добрый вечер!» — так встречаю Всех домой спешащих к чаю. Дорогие друзья, в нашей игротеке есть незатейливая игра. Игра совсем простая, но играют в нее и дети, и взрослые с удовольствием. Количество зависит от возраста играющих, помните нашу формулу; возраст ребенка ± 1. Для игры нужны 5-7 разноцветных сигнальных кружков, сердечек, условно (произвольно) обозначающих «волшебные» слова. Может быть, для удобства припоминания с обратной стороны вы напишете первую букву слова: С — спасибо, 3 — здравствуйте. Ведущий по очереди предъявляет сигналы. Участники называют «волшебные» слова. Каждому ребенку хочется быть ведущим в этой игре!
Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут …, а впрочем, лучше Мы здесь его не назовем. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык. Ему бывает часто лень Сказать при встрече «Добрый день». Казалось бы, слова простые, А он стесняется, молчит, И, в лучшем случае, «здорово» Он вместо «здравствуйте!» Бубнит. И даже вместо «до свиданья» Не говорит он ничего Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел … пока … всего…» Талантливый детский поэт А. Шибаев даже загадки-складки сочинил о «дорогих словах». Наш опыт показывает, что дети с удовольствием их и отгадывают, и загадывают:
Дядя Саша огорчен, Рассказал он вот о чем: — Видел Настю-октябренка Я на улице сейчас. Настя — славная девчонка, Настя ходит в первый класс. Но … давно уже от Насти Я не слышу слово А слово-то какое -очень дорогое! Он про внучку говорил: — Экая досада – Я портфель ей подарил, Вижу — очень рада! Но нельзя ж молчать, как рыба, Ну сказала бы Слово-то какое — очень дорогое! — Встретил Витю я, соседа … Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, налетел из-за угла … Но — представьте! — зря от Вити Ждал я слова А слово-то какое — очень дорогое А вот уже другой поэт спрашивает, какое слово забыла Маша: Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, А оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. За подарок, за обедом Это слово говорят, Когда вас благодарят. Обучая детей вежливости, нужно предупреждать и агрессивное поведение, и жадность, и неаккуратность. Вот пара ситуаций:
- Мальчик в детском саду забрал все игрушки себе, жадничает, играет один,
- Мальчик принес игрушки в детский сад и поделился ими со своими друзьями.
«Скажите, ребята из детского сада: каким надо быть, а каким быть не надо?» Таким вопросом-«присказкой» вы можете сопровождать обсуждение сложившихся ситуаций. А может быть, вам помогут стихи А. Барто «Ежели вы вежливы»: Был вежлив этот мальчик Нет, ежели вы вежливы, И, право, очень мил: То вы благодарите, Отняв у младших мячик, Но мячиков у мальчиков Он их благодарил, Без спросу не берите! «Спасибо» говорил. С малых лет нужно учить детей правильно обращаться к взрослым, говорить им не «ты», а «вы». Ваш ребенок — это Ваш полномочный представитель. Глядя на него, окружающие могут судить о взаимоотношениях в Вашей семье. Бывает, что малышам трудно правильно выговорить имя, отчество воспитателя. Извинитесь за него и найдите компромисс. Приятно, когда дети сами придумывают ласковые имена. Автоматизируя поставленный звук «Ш», мы играем в игры «Назови ласково»: Договорились? Отлично! Маша — Машенька, Машутка (дети не останавливаются и добавляют: Машуля, Машуленька), Даша — Дашенька, Дашутка, Миша — Мишенька, Мишутка, Паша — Пашенька, Пашутка. Красиво, не правда ли? И еще. Немного о «пустых» словах. Давайте вместе исключим их из употребления.
Потешки про животных
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
***
Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
***
Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
***
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку…
Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе?
Уважаемые господа!
- Знает ли он своё полное имя (Иван, Юлия, Александр, Роман)?
- Знает ли он свой возраст, число, месяц и год своего рождения?
- Знает ли он свой домашний адрес, адрес детского сада?
- Знает ли он имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек, их профессии, пользу их труда?
- Хочет ли учиться в школе?
- Что знает о школе, о труде учителя?
-
Что больше всего любит делать:
- играть;
- заниматься;
- трудиться?
- Умеет ли печатными буквами писать своё имя и фамилию?
- Как относится к своим сверстникам? С кем любит играть?
- Как общается со взрослыми? Умеет ли слушать, не перебивая?
- Владеет ли прямым и обратным счётом в пределах десяти. Может ли назвать соседей числа (у 5 — 4 и 6)? Решает ли простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах десяти?
- Знает ли основные геометрические формы? Умеет ли видеть их в предметах окружающей действительности?
- Знает ли последовательность частей суток, их характерные особенности?
- Называет ли последовательно дни недели? Потренируйтесь называть, начиная не только с понедельника, а с любого из них (среда, четверг и т.д.). Попросите назвать соседей определённого дня — предыдущий и последующий дни.
- Знает ли названия времён года, их отличительные признаки и месяцы, их составляющие? Умеет ли связно рассказывать о лете, осени, зиме, весне?
-
Умеет ли ориентироваться в пространстве:
- относительно себя: что справа, слева от него, над, перед, за ним и т.д.;
- относительно заданного объекта: что справа от стола, слева от окна и т.д.;
- на листе бумаги: середина, верхний, нижний, правый, левый края;
- разбирается ли в схеме своего тела, может ли показать свою ведущую руку, правый локоть, левое колено, правой рукой левый глаз, левой рукой правое плечо и т.д.
- Может ли после одной демонстрации взрослого запомнить и повторить серию движений: руки в кулак, на ребро, ладонью вниз на стол (и так 3 раза)?
-
Может ли отхлопать ритмический рисунок:
- простой — ! — !!!
- сложный — !! — !!!.
- Знает ли стихи и сказки?
- Какая любимая книга, почему?
- Умеет ли передать содержание услышанного рассказа?
- Сможет ли разложить последовательно серию картини составить рассказ?
- Сумеет ли понять и объяснить скрытый смысл рассказа?
в
5
Игра № 4 «Кто как передвигается»
«…уж лучше мы о нём не будем больше говорить»
В стихотворении, которое принадлежит уже другому члену ОБЭРИУ Юрию Владимирову, девочку отправляют в магазин за покупками. Пока до неё доходит очередь, Нина забывает, за чем её туда послали: предметы в голове путаются местами, получается абсурд.
Наконец, очередь Нинки.Нина твердит без запинки:— Дайте фунт кваса,Бутылку мяса,Спичечный песок,Сахарный коробок,Масло и компот.Деньги — вот.
Но если покупки юной Ниночки заканчиваются более-менее благополучно (продавец только удивляется диковинной просьбе о спичечном песке и сахарном коробке — «верно, товар заграничный»), то читатель Хармса хорошо знает, что поход в магазин легко может обернуться для героя катастрофой. В рассказе «Жил-был человек» некий Кузнецов отправляется в лавку за столярным клеем, потому что у него сломалась табуретка. Внезапно на Кузнецова падает кирпич.
«Кузнецов упал, но сразу же вскочил на ноги и пощупал свою голову. На голове у Кузнецова вскочила огромная шишка. Кузнецов погладил шишку рукой и сказал:— Я гражданин Кузнецов, вышел из дома и пошёл в магазин, чтобы… чтобы… чтобы… Ах, что же это такое! Я забыл, зачем я пошёл в магазин!»
Падает второй кирпич, а затем и третий. Кузнецов забывает, куда он пошёл и откуда вышел (из погреба? а может из бочки?) В конце концов Кузнецов забывает, кто он такой, а затем полностью лишается разума.
«— Ну и ну! — сказал Кузнецов, почесывая затылок. — Я… я… я… Кто же я? Никак я забыл, как меня зовут? Вот так история! Как же меня зовут? Василий Петухов? Нет. Николай Сапогов? Нет. Пантелей Рысаков? Нет. Ну кто же я?
Но тут с крыши упал пятый кирпич и так стукнул Кузнецова по затылку, что Кузнецов окончательно позабыл всё на свете и крикнув «О-го-го!», побежал по улице».
Если в детских произведениях обэриутов «звезда бессмыслицы», по выражению философа Якова Друскина, сияет не слишком ярко, то их взрослые сочинения с определённого момента оказываются насквозь пронизаны абсурдом. В «Ёлке у Ивановых» Александра Введенского Рождество превращается в настоящий конец света, а Хармс начинает писать короткую прозу, в которой каждый раз оказывается, что писать здесь, в общем-то, не о чем. Как в рассказе о рыжем человеке, у которого не было глаз и ушей, рук, ног и даже внутренностей — вообще ничего не было. Рассказчик заключает: «лучше мы о нём не будем больше говорить».
Стремление разрушить привычные взаимосвязи между вещами доходит до своего предела. Поэтому многие произведения Хармса вызывают не только смех, но и лёгкий ужас.
Умывание с потешкой
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
***
Топики, топики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками,
Да босыми ножками!
***
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!
***
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!
Мы устали
Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
мы столько сегодня прыгали,
что больше совсем не хотим,
чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
чтобы завтра снова пуститься в путь».
И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
мы одевали, кормили и мыли
и ещё рисовали.
Вы знаете, как мы устали?»
И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился, я помогал!
И ложку держать, и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»
И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали!
Мы целый день
всех внимательно слушали.
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
если б поспали!»
И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Так устали, что аж защипали!
Мы столько сегодня видели,
а теперь хотим мы поспать,
давайте нас закрывать!»
И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
чтобы завтра опять
«доброе утро» сказать!»
И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
почмокал, почавкал и прорычал,
я тоже очень устал!»
И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
отдыхайте и спите!
А я буду вас охранять
и спокойно дышать и дышать».
Зимние потешки
Как по снегу , по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.
В первых санках — дедушка,
В других санках — бабушка,
В третьих санках — тётушка.
Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.
***
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит —
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали —
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
***
Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.
***
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.
***
Падай, падай,
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!