Стихи о родном языке

Слова с несколькими значениями

Иногда в разговоре можно встретить слово, которое меняет свое значение, взаимодействуя с окружающими его. Например, слово «кисть» имеет несколько значений — виноградная кисть, кисть человеческой руки, кисть для рисования, кисть для покраски. Если оно используется в разговоре, то нужно проследить связь с другими частями предложения, чтобы прояснить его значение.

Итак, слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Если подумать, то окажется, что все существующие значения имеют похожее между собой, что-то общее. Например, грибная шляпка и шляпа, которую человек надевает на голову немного похожи внешне и надеваются сверху.

 

Но при этом в языке присутствуют и однозначные слова, которые имеют одно единственное значение. Например, слово «ветер» обозначает именно поток воздуха.

Важно понимать, что многозначные слова совершенно одинаково пишутся и звучат, всегда относятся к одной части речи. Именно по этому признаку различаются между собой многозначные слова и омонимы

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Слова-омонимы — похожие по звучанию, различные по значению

Однако не всегда слова, имеющие несколько значений, называются многозначными словами.

Омонимы — слова, которые могут быть похожими по звучанию и написанию, но совершенно различными по значению.

Взять, например, слово «стекло». Первое значение: стекло — твёрдый прозрачный материал, из которого делают посуду или вставляют в окна. Второе значение: это глагол, то есть процесс, когда что-то жидкое стекло, например, молоко стекло по чашке на стол.

Закономерный вопрос — чем отличаются омонимы от многозначных слов? Чтобы отличить многозначные слова от омонимов необходимо будет изменить форму слова, склоняя его по родам, числам или меняя окончание.

В случае многозначности формы совпадут — они будут иметь одно окончание во всех формах. Назовем омонимы, примеры слов: нет кисти, чтобы покрасить стену, нет кисти винограда на лозе, нет рисунка кисти человека на портрете.

В случае многозначности формы совпадут — они будут иметь одно окончание во всех формах. Склоняя то же слово «стекло» можно легко заметить: «В окне нет стекла, лежит на стекле. Капли дождя стекли по окну. Вода смогла преодолеть препятствие и стекла со стола».

Различать слова омонимы помогает и такая их особенность, что иногда на письме они могут отличаться несколькими буквами. Хороший пример — «луг» и «лук», которые хоть и пишутся по-разному, но звучать будут похоже и иметь абсолютно различные значения. Также в омонимах может стоять ударение на разных слогах, хотя на письме они будут абсолютно одинаковые. Например — зАмок и замОк.

Стихи о Родине ко Дню народного единства

Песня славы

Славься, великая, Многоязыкая Братских российских Народов семья.

Стой, окружённая, Вооружённая Древней твердыней Седого Кремля!

Здравствуй, любимое, Неколебимое Знамя, струящее Разума свет!

Славная дедами, Бравыми внуками Дружных российских Народов семья.

Крепни победами, Ширься науками, Вечно нетленная Славы земля!Н. Асеев

Наша Родина

И красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек сверканье голубое, Голубые небеса.

Каждый город Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда-то взято И упрочено трудом!Г. Ладонщиков

Откуда начинается Россия?

Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие, Её неповторимая судьба. И если ты причастен с ней, – Россия Не с гор берёт начало, а с тебя.В. Боков

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем!

Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском наши праздники и песни, Теплый вечер за окном!

Что мы Родиной зовем? Всё, что в сердце бережем, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлем!В. Степанов

Необъятная страна

Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, И поймём тогда, какая, Наша Родина большая, Необъятная страна.В. Степанов

О, Россия

О, Россия, С нелегкой судьбою страна… У меня ты, Россия, Как сердце одна. Я и другу скажу, Я скажу и врагу — Без тебя, Как без сердца Прожить не смогу…Ю. Друнина

Я и Мы

Очень много слов на свете, Как снежинок у зимы. Но возьмём, к примеру, эти: Слово «Я» и слово «Мы». «Я» на свете одиноко, В «Я» не очень много прока. Одному или одной Трудно справиться с бедой. Слово «Мы» сильней, чем «Я». Мы – семья, и мы – друзья. Мы – народ, и мы – едины. Вместе мы непобедимы.В. Орлова

Родина

Слышишь песенку ручья? Это — Родина твоя. Слышишь голос соловья? Это — Родина твоя.

Руки матери твоей, Звон дождей, и шум ветвей, И в лесу смородина — Это тоже родина.М. Пляцковский

Лучшая на свете

Российский край, моя земля, Родимые просторы! У нас и реки, и поля, Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг. Сады цветут на юге. На севере снега вокруг – Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас, Луна глядит в оконце. Дальневосточник в тот же час Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик! С границы до границы И скорый поезд напрямик В неделю не домчится.

Звучат по радио слова – Им дальний путь не труден. Знакомый голос твой, Москва, Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям О нашей мирной жизни. Как счастливо живётся нам В своей родной Отчизне!

Народы – как одна семья, Хотя язык их разный. Все – дочери и сыновья Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна. Привет тебе и слава, Непобедимая страна, Российская держава.Н.Забила, пер. с укр. З.Александровой

Россия, Россия, Россия

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженья любой! Россия, Россия, Россия, – Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу, Тебя бережём мы и чтим, А если нарушат границу, Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили: «А чем дорога вам страна?» – Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, – одна!В. Гудимов

По теме:Стихи на День народного единства

Много языков на свете разных

Много языков на свете разных —

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Андрей Бирючков

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Перечень рассматриваемых вопросов:

  1. Твёрдые и мягкие согласные звуки.
  2. Апостроф.
  3. Согласные парные по твёрдости/мягкости.
  4. Ь для обозначения мягкости согласных.
  5. Признаки твёрдости согласных звуков.
  6. Признаки мягкости согласных звуков.

Твёрдые и мягкие согласные звуки различаются положением языка. При произнесении мягких согласных всё тело языка сдвигается вперёд, а средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу. При произнесении твёрдых согласных язык вперёд не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Апостро́ф – небуквенный знак в виде надстрочной запятой, служащий для обозначения мягкости согласного звука в транскрипции.

Речевой аппарат – совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства речи.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – 191 с.

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум // Козулина М. В., – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак.

Сегодня речь пойдёт о твёрдых и мягких согласных и условиях обозначения мягкости.Твёрдые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.

При произношении мягких согласных язык сосредоточен в передней части, а при произношении твёрдых – в задней части ротовой полости. При этом меняется и артикуляция.

Давайте прочитаем слова, чётко проговаривая согласные звуки.

слон – олень

брат – брать

Итак, согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.

Мягкость согласных звуков обозначается апострофом, он изображается как запятая справа сверху.

Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары:

– , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – , – .

Есть звуки, которые могут быть только твёрдыми: , , .

И звуки, которые могут быть только мягкими: , , .

Отличительные признаки мягких и твёрдых звуков.

Если после согласного стоит мягкий знак, то согласный становится мягким.

Мягким согласный также становится, если после него стоят буквы Е, Ё, Я, Ю, И , кроме слов-исключений: брошюра, парашют:

, , – всегда мягкие: йод, чернила, щавель.

, , – всегда твёрдые: жюри, шоколад, цирк.

Согласные становятся мягкими, если:

• после согласной стоят гласные Е, Ё, Я, Ю, И;

• после согласной стоит Ь.

Признаки твёрдых звуков:

• после согласной стоят гласные А, О, У, Ы, Э;

Сигналами мягкости являются следующие буквы: Ь, Е, Ё, Я, Ю, И.

1. Обозначение мягкости согласного является смыслоразличительным. Например:

мал – мял

мэтр – метр

ел – ель [й ʼэл ʼ

банка – банька

2.Твёрдое произнесение согласных перед Е регулируется орфоэпическими нормами.

Веселые стихи про детей

Андрей Белый

Ссора

Заплели косицы змейкой
графа старого две дочки.
Поливая клумбы, лейкой
воду черпают из бочки.

Вот садятся на скамейку,
подобрав жеманно юбки,
на песок поставив лейку
и сложив сердечком губки.

Но лишь скроется в окошке
образ строгий гувернантки, —
возникают перебранки
и друг другу кажут рожки.

Замелькали юбки, ножки,
кудри, сглаженные гребнем…
Утрамбованы дорожки
мелким гравием и щебнем.

***
Дети берутся из маминых сказок,
Из синих небес, из конфеток с сюрпризом,
Из карандашей, перламутровых красок,
Которыми мама рисует эскизы.
От белых голубок, прекрасных букетов,
От нежного шепота долгою ночью,
От спетых когда-то веселых куплетов,
От папиной ласки рождаются дочки.
А от озорных и правдивых историй,
Которые папа рассказывал маме
О солнечном детстве, от книжек, в которых
Отважные люди моря покоряли
Родятся сыночки.
И сильные птицы
Крылами взмахнув, принесут в колыбели
Чудесную мамы и папы частицу,
Которую ждали они и хотели.

Когда я стану взрослым

В.Лунин

Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану
И прыгать мне на спину,
Валяться на диване,
На стенке рисовать,
Жука носить в кармане,
Лица не умывать,
Кричать,
По лужам бегать,
Спилить у стула ножки,
Не спать и не обедать,
Скакать верхом на кошке,
Крутить в часах пружину,
Пить воду из-под крана…
Я все позволю сыну,
Когда я взрослым стану!

Взрослые дети

Анатолий Мовшович

Взрослые —
Стоит лишь
к ним приглядеться,
и сразу увидишь,
как много в них детства.
И в папе, и в маме,
и в строгом прохожем,
и в стареньких дедушке
с бабушкой – тоже.
Особенно это заметно бывает,
когда они что-нибудь,
вдруг, разбивают,
когда покупают
обновку с получки,
когда получают подарок
от внучки.
Они и смеяться умеют,
как дети.
Но все они взрослые –
взрослые дети.
И тем
отличаются от детворы,
что времени мало у них
для игры.

  • Стихи про бабушку, стихи для бабушки, поздравления бабушке
  • Стихи про папу, стихотворения папе, поздравления папе

Слова-антонимы — противоположные по значению

Богатство русского языка проявляется не только в том, что у каждого слова есть целая группа похожих на него слов, но и в том, что у многих слов есть противоположные по значению, которые между собой и составляют пары — противопоставления. Например, многие пословицы, построены на этих парах.

Прочитайте следующие пословицы и попробуйте определить антонимы в каждой из них:

  • Учение свет, а неученье тьма;
  • Сытый голодного не поймет;
  • Мир строит, война разрушает;
  • старый друг лучше новых двух;
  • Радость не вечна, печаль не бесконечна;
  • Бедность учит, а богатство портит.

Сравните свои ответы с таблицей:

Такие слова, имеющие противоположное значение, называются антонимами. Они отражают различную характеристику одного и того же явления, действия, признака, качества, состояния.

Антонимы — слова которые произносятся и отражаются на письме по-разному, но относятся к одной части речи, а также имеют противоположное значение. Например, стоять — двигаться, добрый — злой, верх — низ.

Есть несколько видов антонимов:

  • Имеющие разную основу слова, то есть они разные и по написанию, и по звучанию. Например, война – мир.
  • Имеющие одну основу, которые отличаются только частью слова. Например, любовь — нелюбовь, согласие — несогласие, старт — рестарт. Почти всегда, эти слова отличаются приставками без-, не-, пере-, про-, ре-.
  • Слова, которые могут считаться антонимами, только в связи с окружающими и словами. Например, старый сыр — свежий сыр. Обычно слова старый и свежий не являются антонимами, но как характеристики сыра обозначают его противоположное состояние.

Итак, что такое антонимы, краткое определение – слова означающие противоположности.

К некоторым словам невозможно подобрать антонимы, например: книга, школа. Ученые составили также и словарь антонимов, чтобы писатели журналисты могли составлять красивые тексты.

Хорошая Родина есть у ребят…

Короткие стихи о Родине для детей 3-4 лет дошкольного возраста

Кремлёвские звёзды

Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
С. Михалков

Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.
П. Синявский

Родное

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, И лесок,
В поле – каждый
Колосок,
Речки,
Небо надо мною –
Это всё моё, родное!

Что такое Родина?

Что такое Родина?
Это облака,
Садик с огородиком,
Поле и река…

***

Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга

Наша Родина – Россия!

Стихи о Родине для детей 4-5 лет, дошкольного возраста

Любовь к Родине

Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
Олеся Емельянова

Наша Родина – Россия!

Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
Олеся Емельянова

Необъятная страна

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Владимир Степанов

Главные слова

В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит.
Льется с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!
Л. Олифирова

Наша Родина

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.

Всё вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса;
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Всё в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

Родимая страна

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

Лучше Родины нашей нет на свете, друзья!

Стихи о Родине для детей начальной школы 1-2-3-4 классов

Какая наша Родина?

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
Виктор Боков

Мой родной район

Выхожу я на балкон —
Вижу парк и стадион,
Кинотеатр, библиотеку,
Церковь, клинику, аптеку,
Школу музыкальную,
Офисы зеркальные.
А ещё дворец ледовый
И торговый центр новый,
И свою гимназию,
Где учусь с фантазией.
Выхожу я на балкон –
Здравствуй,
Мой родной район!
Андрей Сметанин

О Родине

Что Родиной моей зовётся?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьётся,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя берёзка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Всё то, что с детства рядом было?
Но это станет всё пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне всё не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнётся,
Кому нужна и я сама!

Родина

Вешняя, бодрая,
Вечная, добрая,
Трактором вспахана,
Счастьем засеяна —
Вся на глазах она
С юга до севера!
Родина милая,
Родина русая,
Мирная-мирная
Русская-русская…
В. Семернин

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принёс.
С чего начинается Родина?..
М. Матусовский

Родимая страна

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
А. Прокофьев

С чего начинается Родина

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?..

М. Матусовский

Сергей Баруздин.Краткая биография

 
Он родился в Москве в 1926 году. Папа писал стихи и сына тоже научил любить поэзию. Все складывалось очень удачно: его произведения печатались в школьной стенгазете, а затем в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда»

Надежда Константиновна Крупская обратила внимание на юное дарование и направила его в литературную студию Дома пионеров.
 
Новые знакомства с интересными людьми, занятие любимым делом — жизнь была легка и прекрасна, но все изменилось, и привычный мир рухнул за несколько часов, когда началась Великая Отечественная война. Через несколько месяцев после этого погиб отец

Горе и смерть стремительно ворвались в мир фантазий и грез молодого поэта Сергея Баруздина.
 
Сергею было всего 14 лет, и он рвался на фронт, но туда его по понятным причинам не брали. Через год после начала войны, приписав себе пару лет, он уже воевал в артиллерийской разведке, участвовал в обороне Москвы, брал Берлин и освобождал Прагу. Был награжден орденами и медалями. Дороже всех других наград была медаль «За оборону Москвы».
 
После войны поступил в Литературный институт имени М. Горького. Окончив его, был редактором журналов «Пионер» и «Дружба народов». Работал в правлении Союза писателей СССР. Умер Сергей Баруздин 4 марта 1991 года.
 

Короткие стихи про детей

Какое чудо

Два ангела,.. сынка и дочку
Нам аист притащил с небес.
Два тёплых маленьких комочка,
Вёз через тёмный, страшный лес.
И в доме воцарилась радость,
И детских звуков перезвон.
И лучик солнечного света
Забрызгал из моих окон.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

В жизни много нелегких путей…
Пережить неудачи не страшно!
Только, Господи, наших детей
Береги! Это ценно и важно!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Всем известно, что мужчина
Страстно ждет рождения сына,
Только дочь с течением дней
Обожает все сильней.
Теплый маленький комочек,
Кружевной смешной кулечек,
Пусть пока в ней мало веса,
Дочка — папина принцесса.
Пусть же вырастет она
И красива, и умна.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Я беру твою ладошку в руки
И целую венку на запястье.
Я не зря испытывала муки,
Чтоб родить такое счастье.

Пальчики твоей ладошки
Согреваю я своей щекою.
И, заглядывая к нам в окошко,
Ночь любуется тобою.

Сон погладил длинные ресницы,
Сказки сочиняя для тебя.
Интересно, что тебе приснится,
Доченька любимая моя.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Помощница

Маме трудно, я то знаю.
Я ей часто помогаю —
Все игрушки в ряд сложу,
Как стирать ей подскажу.
Дорасти бы до стола,
Я бы многое смогла.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Разноцветный подаpок

Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась, pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно нажимала,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это — мама!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Иду я с дочкою своей,
Держу ее ладошку.
Иду я с дочкою своей,
И вижу рядом кошку,
Увижу лужи и кусты,
Увижу разные цветы,
Жуков, шмелей, ромашки
И разные бумажки.
Все необычно для нее.
И мир пока не ясен.
А рядом с ней
Мой мир ожил —
Огромен и прекрасен!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Я себя испытываю –
Родителей воспитываю
«Сиди!» — а я встаю,
«Не пой!» – а я пою,
«Молчи» – а я кричу,
«Нельзя!» – а я ХОЧУ!!!
После этого всего
В доме что-то нарастает…
Интересно, кто кого
В результате воспитает?

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Мама с папой так скучали,
Так грустили в тишине.
Но исчезли все печали,
Стоило родиться мне!

Папу с мамой я люблю,
Их всё время веселю!
В общем, стал мой День Рожденья
Днём-от-скуки-избавленья!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

А что такое СЧАСТЬЕ, мама? — спросил сыночек у меня.
И глядя мне в глаза упрямо, он ждал ответа от меня.
Я так люблю его вопросы, в них столько детской простоты.
И чмокнув в нос его курносый, ответ мой — СЧАСТЬЕ — это ТЫ!!!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Какая сила в маленькой руке!
Малыш идет, переступают ножки,
Он весь мой мир, зажатый в кулаке,
Шагающий со мною по дорожке.
И я, имеющая стаж и дом,
Друзей, авансы и получки…
Сейчас иду и думаю о том,
Что нет опоры, крепче этой ручки..

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Я у Бога просила счастья,
Я у Бога любви просила.
И одной теплой летней ночью
Судьба счастье мне подарила.

И теперь я прошу так мало:
Чтобы счастье всегда смеялось,
Чтобы счастье мое не болело,
И попозже чуть-чуть просыпалось.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

На лбу бывали шишки,
Под глазом – фонари.
Уж если мы – мальчишки,
То мы – богатыри.
Царапины. Занозы.
Нам страшен только йод!
(Тут, не стесняясь, слёзы
Сам полководец льёт.)
Пусть голова в зелёнке
И в пластырях нога,
Но есть ещё силёнки,
Чтоб разгромить врага.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Эдуард Асадов. Маленькие детки

«Маленькие детки — маленькие бедки».
Поговорке этой много-много лет.
А большие детки, то какие бедки?
А такие: снова маленькие детки…

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Маленькие детки — радости родителей.
Маленькие детки — кубки победителей.
Бегают по домику ножки-босоножки,
Сказочные гномики, будто понарошку.
Хлопают ресничками, глазки нараспашку,
Подрастают личности, шалости вчерашние.
Солнышки лучистые среди серых будней,
Помыслы их чистые маму ночью будят.
Счастье наше хрупкое, нежность и отрада,
Лепет «Почемучки» — лучшей нет награды!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Папин я

Как ты папа не поймёшь,
Всё ругаешься и злишься,
На тебя я так похож,
А собой ведь ты гордишься?
Папа, милый, не сердись!
Понимаешь в чем причина,
Мы с тобою родились
С гордым званием — мужчина!

Язык, великолепный наш язык

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий по дверце.

В нем Та, что приняла не взмах меча,

А семь мечей в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном — бег зарницы.

Костер бродяг за лесом, на горе,

Про Соловья-разбойника былины.

«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.

В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.

Сто зим в зиме. Проворные салазки.

Бежит савраска смирною рысцой.

Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.

Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.

Ярит борзых и гончих доезжачий.

Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?

Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

Я снаряжу тебя в далекий путь.

Из тесноты идут вразброд дороги.

Как хорошо в чужих краях вздохнуть

О нем — там, в синем — о родном пороге.

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.

В размах грозы сцепляются зарницы.

К Царь-граду не ходил ли наш Олег?

Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,

Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»

Тебя потопит льдяная река,

Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра

Не удержать в окованном вертепе,

Пойдешь ты в путь дорогою Петра,

Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.

Гремучим сновиденьем наяву

Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,

Венчая полноводную Неву

С Янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал,

Зальешь и запоешь умы и страны.

Не твой ли он, колдующий Байкал,

Где в озере под дном не спят вулканы?

Добросил ты свой гулкий табор-стан,

Свой говор златозвонкий, среброкрылый,

До той черты, где Тихий океан

Заворожил подсолнечные силы.

Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,

Как радуга над нашим водоемом.

Ты в черный час вместишься в малый вздох.

Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

А. Романов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: