Содержание «Кусаки» по главам
Андреев «Кусака» краткое содержание с описанием каждой главы:
I
«Она никому не принадлежала». У собаки не было имени, не было известно, чем она кормилась. «От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки». На улице ребята бросали в нее палки и камни, а взрослые улюлюкали и свистали. В испуге собака бежала на край поселка и пряталась в глубине большого сада.
Только однажды ее приласкал «пропойца-мужик», шедший из кабака. Он всех любил и жалел, поэтому и позвал «грязную и некрасивую» собаку. Но пока та с недоверием решалась подойти ближе, настроение пьяного мужчины изменилось. Он вспомнил все нанесенные ему обиды и, когда собака легла перед ним на спину, «с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога».
С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать. Она или убегала от них, или со злобой набрасывалась, пытаясь укусить.
На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи без сторожа и «бескорыстно сторожила ее». По ночам она до хрипоты лаяла, а после чувствовала «некоторое довольство собой и даже гордость».
II
Наступила весна. Дачники вернулись. «Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье» Леля. Радуясь приходу весны, девушка закружилась, но подкравшаяся собака рванула ее за подол платья и скрылась в кустах. Испугавшись, девушка убежала, закричав, чтобы дети и мама не ходили в сад.
«Приехавшие дачники были очень добрыми людьми». «Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера», но вскоре привыкли к ней и начали называть «Кусакой», подкармливали хлебом.
С каждым днем собака все ближе подходила к людям. Тогда Леля начала ласково подзывать животное. Вскоре с опаской девушка сама подошла к собаке. «Не зная наверно, ударят ее или приласкают», Кусака перевернулась на спину. «Но ее приласкали». Девушка позвала родных. Увидев прибежавших детей, собака замерла от страха, но «все наперерыв стали ласкать ее». «И ей больно было от непривычной ласки, словно от удара».
III
«Всею своею собачьей душою расцвела Кусака». «Она принадлежала людям и могла им служить». Хотя она и ела очень мало, «но и это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, <�…> очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Теперь никто не дразнил ее и не бросал в нее камни, но она еще боялась людей. В отличие от других собак, Кусака не умела ласкаться, тереться у ног хозяев.
Чтобы выразить свою благодарность, восторг и любовь, «она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», становясь смешной и жалкой. Новые хозяева собирались вокруг нее и хохотали. Раньше на собаку кричали, чтобы увидеть ее страх, теперь же ласкали, чтобы вызвать в ней прилив любви, «бесконечно смешной в своих неуклюжих проявлениях».
Со временем Кусака привыкла, что о еде не нужно заботиться, начала сама просить и искать ласк, редко убегала с дачи.
IV
Приближалась осень. Леля спросила у матери, что они будут делать с Кусакой. Та ответила, что собаку придется оставить – у них нет двора, а в комнате держать нельзя. Девочка в расстройстве заплакала. Мама сказала, что ей предложили породистого щеночка, Кусака же обычная дворняжка.
Дачники уезжали, и Леля позвала собаку. Они вышли на шоссе. Шел дождь, у трактира люди дразнили деревенского дурачка. Наблюдая за всем этим, Леля проронила: «Скучно, Кусака!», и пошла назад. «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой».
V
«Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу». Она даже заглядывала в стеклянную дверь, скребла когтями, но в доме было пусто, и ей никто не ответил.
«Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла». «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла».
Это интересно: Рассказ «Ангелочек» Андреева был написан в 1899 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ангелочек» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Будучи классическим вариантом «рождественской истории», он повествует о том, что даже кратковременное счастье способно определить дальнейшую судьбу человека, навсегда изменить его жизнь.
Урок 7. СПЯЧКА
В сухую или холодную погоду виноградных улиток вы на улице не найдете. Они предпочитают переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза – особого оцепенения.Улитка выкапывает себе ямку в земле, вдавливается в нее своей раковиной «спиной назад», а сверху затягивает входное отверстие раковины пленочкой – ЭПИФРАГМОЙ, защищающей ее тело от высыхания.
В таком виде она может пролежать 3-5 месяцев. И проснется тогда, когда условия снова станут подходящими для нее.Улитке ахатине при домашнем содержании спячка не нужна. Виноградные же все равно должны засыпать, следуя природным ритмам.Как это устроить, читайте у меня в посте : “Как содержать дома виноградную улитку“
- Брюхоногие или улитки /404
- Гастроподы http://poznayka.org/s54966t1.html
- Д. Рауп, С. Стэнли. «Основы Палеонтологии» http://www.dyno-world.ru/library/osnpal/osnovi-paleontologii8.html
- Моллюски http://www.holocene.ru/work/methods/125/126/127
- Вестник зоологии. Определитель моллюсков http://mail.izan.kiev.ua/vz-pdf/suppl/Supplement%201998-08.pdf
- Моллюски – большая база про улиток http://www.pip-mollusca.org/ru/page/phg/land/sp/Xerolenta_obvia.php
- Содержание улиток средней полосы //vk.com/topic-103463336_33959989
- Разнообразие наземных улиток http://pedagog.pip-mollusca.org/presentation/2/screen/pres_2_rus.pdf
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эти материалы вам могут пригодиться для занятий со своим ребенком или их можно использовать для обучения групп детей в летних лагерях, кружках, при подготовке исследовательских проектов в детских садах и школе.
Все фото-материалы и тексты “Травяных уроков” подготовлены лично мной. Они защищены законом об авторских правах.
Поэтому вы их можете использовать ТОЛЬКО в личных целях и ТОЛЬКО с указанием активной ссылки на источник – мой блог www.tavika.ru
То есть вы можете заниматься по этим урокам со своими детьми или группой детей, рассказывать в интернете о СВОИХ занятиях, публиковать СВОИ фото, как вы выполняете задания уроков. И обязательно ставить ссылку на источник www.tavika.ru.Но полнная или частичная публикация в любой форме МОИХ фотографий, МОИХ иллюстраций и/или текстов ЗАПРЕЩЕНА.
А для использования материалов уроков в коммерческих целях свяжитесь со мной по электронной почте [email protected] – договоримся об условиях.
Если вам понравились эти уроки, то вам будут интересны и другие мои развивающие занятия для детей:
“Архитектурные прогулки” – 10 занятий-прогулок. Гуляем по городу, фотографируем его и изучаем архитектуру прямо на улице! На занятиях марафона детей ждет знакомство с архитектурными терминами и понятиями в максимально наглядной форме.
“Травяные уроки” – 10 уроков для детей по ботанике в виде игр и других активностей.
“Почва-уроки” – 7 уроков для детей о составе и свойствах разных почв в наглядных опытах и экспериментах.
“
Весенний маршрут
” – 10 уроков для детей любого возраста про весенние наблюдения за природой. Что наблюдать, как фиксировать, и введение в науку фенологию.
“Червячные уроки” – 8 уроков про дождевых червей для детей: изучаем их образ жизни, ставим опыты.
“Изучаем ветер” – 5 занятий о ветре и погоде для детей. Введение в метеорологию.
“Детям про тыкву” – 6 занятий по ботанике для детей .
“Эко уроки“: 6 уроков для детей об экологии и экологичном образе жизни.
“Узнай свое сердце” – 6 опытов и экспериментов для детей по анатомии о сердце и его работе.
“Моряк” – играем в моряков, а заодно знакомимся с азбукой Морзе и другими морскими азбуками, учимся вязать морские узлы, варить макароны по-флотски и много чего еще на 7 дневном цикле занятий для дошкольников и младших школьников.
А вот здесь почти сотня занятий моего “Клуба почемучек“ с детскими вопросами, присланными читателями блога, и моими ответами на них с помощью игр, поделок, опытов и экспериментов. Наглядно и нескучно!
Подписаться на новости моего блога и получать раз в 1-2 недели письмо от меня с полезной и интересной информацией для развития детей можно тут:
Урок 6. РАЗМНОЖЕНИЕ
Затронем деликатную тему размножения виноградных улиток.Вариантов у разных видов моллюсков много: есть улитки, которые проходят стадию личинки, а есть и живородящие улитки. Но у сухопутных (виноградные, ахатины и т.д.) все происходит примерно одинаково.Вы знали, что среди них нет мальчиков и девочек? Каждая улитка и то, и то.То есть эти улитки – ГЕРМАФРОДИТЫ. У каждой особи есть и ПЕНИС, и ВАГИНА.Как говорить об этом с ребенком? А так и говорите – научно и просто.Так устроен мир. И чем меньше вы будете стесняться и умалчивать про улиток, тем проще потом будет вам обсуждать с подростком вопросы уже человеческой физиологии.Так что не краснеем, а продолжаем:)
То, что улитки гермафродиты не говорит о том, что у них нет секса.Если вы на прогулке увидите, как две улитки стоят, приклеившись друг к другу подошвами, не удивляйтесь – это они танцуют танец любви Он длиться до 2х часов!Кстати, у многих улиток есть интересное приспособление с романтичным названием СТРЕЛЫ ЛЮБВИ.Такие небольшие известковые колючки, которые находятся в МЕШКЕ ЛЮБОВНЫХ СТРЕЛ.Во время спаривания один из партнеров колет другого, чтобы вызвать у него ответное возбуждение.
После того, как улитки станцуют свой танец, внутри у них развиваются ЯЙЦА. Материал для них производит БЕЛКОВАЯ ЖЕЛЕЗА. Сухопутные улитки откладывают яйца в ямку в земле.И больше мама-улитка судьбой своих детей не интересуется.
Ужасно интересно наблюдать за развитием маленьких улиточек.У многих видов стенки яиц полурпрозрачные, и можно смотреть, как день за днем эмбрион превращается в улитку – у них появляется раковина и рожки, они движутся и в конце-концов вылупляются.
ЭКСПЕРИМЕНТ 12. Как вылупляются улитки?Если вам посчастливилось обнаружить кладку яиц улиток – понаблюдайте за ее развитием. Выделите отдельную тетрадочку и делайте зарисовки и записи по дням.На фото вы видите, как мы наблюдали за развитием яиц водной улитки катушки через микроскоп.
Урок 5. ДВИЖЕНИЕ
Когда улитка наесться, она поползет по своим делам. Делает она это с помощью своей большой ноги. Именно из-за нее класс этих животных получил свое название «брюхоногие моллюски». Собственно, все тело улитки состоит только из головы и ноги.Всего одна нога, как улитки с ее помощью передвигаются?Очень просто – посмотрите на подошву ноги улитки, когда она ползет по стеклу.Нога улитки очень пластична. Она может растягиваться чуть ли не вдвое. По ее подошве проходят волны мускульных сокращений. Это работают ПЕДАЛЬНЫЕ МЫШЦЫ.
Как ползет улитка |
Минутка филологииСлово «педальные» что-то ребенку напоминает?Правильно – педали есть у велосипеда!И то, и то слово происходит от латинского «ножной», «нога»А какие еще вы вспомните слова, произошедшие от латинского корня «пед» – «нога»?
Чтобы обеспечить лучшее скольжение по поверхности и защитить тело от повреждений и царапин, улитка при движении выделяет специальную слизь.Может, вы знаете, что в косметологии применяют кремы на основе слизи улиток – муцина. Но это другая слизь – та, что идет на постройку раковины.
Говорят, что эта слизь позволяет улитке без вреда для себя ползти по лезвию ножа! Но мы это проверять на опыте не будем, мало ли что… Просто посмотрим утром на листья и дорожки в саду. На них видны блестящие дорожки там, где ползла улитка – это ее засохшая слизь.
ЭКСПЕРИМЕНТ 10. Улитка-художникПоложите улитку на лист черной бумаги. Пусть она поползает по нему. А потом уберите улитку и высушите лист – на нем останутся серебристые полоски.У вас получилась картина, нарисованная улиткой! Можно вставить ее в рамку и повесить на стену!
Кажется, что улитки ползают медленно. Так и говорят “тащиться со скоростью улитки”. И тем не менее, в Англии устраивают улиточные бега – соревнования улиток в скорости.А какая именно у них скорость? Посчитаем?
ЭКСПЕРИМЕНТ 11. Скорость улитки
Когда улитка ползет, отметьте точку начала движения и засеките время по секундомеру.Сколько сантиметров она проползает за минуту?Посчитайте (если ваш ребенок уже умеет такое считать), сколько ваша улитка проползает метров в час.А километров?Например, человек идет со средней скоростью 3-5 км в час.А болотная черепаха ползет с максимальной скоростью 700 метров в час.Сравните это значение со скоростью улитки.Кто быстрее?!!!Обратите внимание ребенка, что для сравнения нужно переводить сравниваемые величины к одним и тем же единицам – километры к километрам и т.д
Улитка — описание и характеристика
Тело улитки состоит из головы, ноги, внутренностного мешка, мантийной складки. Передвижение моллюска происходит на подошве, которая покрывает нижнюю часть ноги. Этот процесс является результатом сокращений мышц, создающих своеобразную волну. Чтобы скольжение было максимально комфортным, эпителий конечности выделяет много слизи.
Улитки маленьких размеров могут передвигаться с помощью биения ресничек.
Внутренностный мешок находится внутри раковины в виде спирали или колпака. В мантии улиток, которые обитают в воде, располагаются жабры. Этот орган должен постоянно омываться потоком воды, чтобы организовать этот процесс, мантия оборудована:
- входным сифоном, через который жидкость поступает;
- выходным сифоном, через который вода удаляется.
Также внутри мантии находятся:
- протоки почек;
- выделительная система;
- кишечник;
- половой аппарат;
- легкое (у живущих на суше).
Чтобы воздух попадал в органы дыхание, есть специальное отверстие. Оно располагается с краю раковины или с передней стороны туловища.
Голова состоит из:
- стебельков с глазами;
- щупальцев (орган осязания);
- ротовой полости.
Раковина
Раковина улитки, как и других моллюсков, состоит из нескольких слоев:
- Периостракум тонкий слой, покрывающий конструкцию снаружи. Он состоит из белка – конхиолина.
- Остракум – карбонато-кальциевый средний слой, обернутый конхиолином.
- Гипостракум (перламутровый) – слой расположенный внутри. В него входят пластины карбоната кальция, покрытые конхиолином.
Раковина является неотъемлемой частью тела улитки. Внешний скелет моллюска защищает его от врагов, внешних негативных факторов, сохраняет влагу.
Улитка рождается с раковиной, только у малышей она тоненькая и прозрачная.
Форма внешнего скелета: конусная, при которой все органы моллюска расположены асимметрично или плоская спиральная. Поверхность – гладкая или с наростами. Витки в спирали расположены слева направо, но есть очень редкие случаи, когда наоборот. Габариты и окрас могут быть разнообразными.
Некоторые улитки имеют редуцированную раковину – это известковая пластина внутри мантии. В основном это слизни, которых можно встретить на любом огороде.
Зубы
Представители брюхоногих отличаются специальным органом в ротовой полости – радула. Этот орган выполняет функции языка и зубов. Радула состоит из хрящевой пластины, на которой находится несколько рядов зубов, разной формы.
Улитки вегетарианцы имеют мелкие зубы, хищники – большие в форме пики или багра. Количество зубов у улитки может достигать 25 000. В основном радула включает в себя 120 рядов, в каждом по 100 зубов = 12 000.
Ядовитые улитки в основном имеют зубы с полостью, по которой из специальной железы стекает яд парализующий жертву.
В природе живут улитки, которые питаются животной пищей. Такие виды отличаются зубами в виде сверла. Он может буравить панцирь устрицы или другие твердые защитные оболочки, что помогает моллюску добраться до мяса.
Слизь улитки
Слизь моллюска – это состав, который очень важен для улитки. Она состоит из сложного белка (муцин) и воды.
Уникальные свойства этого вещества на сегодняшний день широко используются в косметологии, как омолаживающее, солнцезащитное, увлажняющее средство.
Муцин регулирует процессы минерализации и создание раковины. Слизь делится на два типа:
- Первый вид помогает передвигаться моллюску, увлажняя поверхность.
- Второй вид производится специальной железой, как ответ на любой стресс и механические повреждения раковины. Главными компонентом такой слизи являются полисахариды, минеральные соли, которые обладают восстановительными, регенерирующими свойствами.
Если в домике тесно
Это самая первая книга писательницы Джулии Дональдсон и художника Акселя Шеффлера — авторов мировых бестселлеров и обладателей множества литературных наград.
Как быть если в домике тесно? Верное средство знает старый философ: «Взять курицу в дом. Только, чур, без вопросов!» А вслед за курицей-несушкой — блохастую козу, обжору-свинью и корову… И только когда прогонишь их обратно во двор, то поймешь, что на самом деле дом не мал, а велик.
История весёлая и необычная, перевод превосходный, а художнику удалось очень метко подчеркнуть эмоции переживаемые животными и их хозяйкой по мере развития сюжета. Чем же дело кончилось? Вы и узнаете, прочитав книгу.
Эта, на первый взгляд, простая история поможет взглянуть на мир иначе не только ребёнку, но и взрослому. И, быть может, сделает всех чуточку счастливее.
Читать сказку: Если в домике тесно
В домишке за лесом старушка жила,
Был дом невелик и старушка мала.
На полке посуда, у печки дорожка, —
Не дом, а мечта! Только тесно немножко.
Ворчала старушка, ворчала — и вот
Она мудреца на подмогу зовёт.
— Есть верное средство, — сказал ей философ,
— Взять курицу в дом. Только чур, без вопросов!
Хохлатка яйцо на дорожке снесла
И с полки кувшин ненароком снесла.
Вскричала старушка:
— Вот странное средство!
С ума я сойду от такого соседства.
Не стало просторнее в доме ничуть!
Тут негде ступить! Даже негде чихнуть!
Ах, милый мудрец, я признаюсь вам честно:
Двоим в этом домике тесно.
Что ж, — молвил философ, — настала пора
Козу твою в дом привести со двора.
…Разбито яйцо, занавески объедены,
А козочка стол подгрызает обеденный.
— На помощь, спасите! — вскричала старушка,
У козочки блохи! Взбесилась несушка!
Тут негде приткнуться, тут негде вздохнуть,
Не стало просторнее в доме ничуть.
О где ты, мудрец?
Я скажу тебе честно:
Троим в этом домике тесно.
Возьми-ка теперь, — говорит ей философ, —
В свой домик свинью. И не нужно вопросов!
Хавронья наседку под стол загнала
И весь из кладовки запас сожрала.
Вскричала старушка:
— Не действует средство!
Я скоро помру от такого соседства.
Коза, и хохлатка, и даже свинья, —
Все скажут, тесней не бывало жилья.
Эй, слышишь, мудрец?
Говорю тебе честно:
Мы больше не можем. Нам тесно!
Философ сказал: — Где четыре, там пять,
Осталось лишь в домик корову загнать.
…Корова танцует, посуда побита,
На лбу у хавроньи синяк от копыта.
Корова мычит, а старушка ревёт.
— Трещит мой домишко и лопнет вот-вот!
Не вымести мусор, не вымесить тесто,
Не ахнуть, не охнуть, не двинуться с места-
Простите-прощайте!
Пришёл мне конец!
Стыдись, о жестокий мудрец!
— Так-так… А теперь, — усмехнулся философ,
Всех из дому — вон! И прошу без вопросов.
Хохлатке старушка открыла окно:
— Смотри-ка, дышать уже легче немно…
Апчхи! — А хавронье и козочке — дверь:
Намного просторнее в доме теперь.
И хоть нелегко было выгнать корову,
Ушла и она подобру-поздорову.
— Спасибо тебе, о премудрый старик!
И вправду мой домик не мал, а велик.
В нём вовсе не душно, в нём вовсе не тесно,
Одной в этом домике — просто чудесно!
Старушка ворчать перестала с тех пор,
В домишке у ней чистота и простор,
И в гости к весёлой и доброй старушке
Заходит философ на чай и ватрушки.
Место на метле
Читать сказку: Место на метле
У ведьмы был кот и колпак остроносый,
И рыжие волосы убранные в косу.
Улыбнулась ведьма, замурлыкал кот,
Сели на метлу и помчались в полёт.
Но охнула ведьма, и кот зафырчал,
Когда дунул ветер и шляпу сорвал.
«Вниз!» ― вскричала ведьма, и понеслись к земле.
Искали они шляпу, но шляпы нет нигде.
Но вдруг из кустов, продираясь в ветвях,
Выскочил пёс с колпаком в зубах.
Почтительно шляпу к ногам положил
И с замиранием сердца спросил:
«Я ― самый смышлёный пёс на земле.
А мне найдётся место на вашем помеле?»
«Да!» ― воскликнула ведьма, и нашлось для всех.
Она метлы коснулась, и со свистом взмыли вверх!
Неслись под ногами леса и поля.
Дул ветер, хвостом пёс потешно вилял.
Смеялась ведьма, держала колпак,
Но вдруг сдунул ветер с косы её бант.
«Вниз!» ― вскричала ведьма, и понеслись к земле.
Искали они бант, но банта нет нигде.
Вдруг из-за деревьев с посвистом лихим
Птичка с бантом в клювике вылетела к ним.
Бантик положила и, склонив головку,
Вежливо спросила голосочком робким:
«Я ― самая зеленая птичка на земле.
А мне найдётся место на вашем помеле?»
«Да!» ― воскликнула ведьма, и нашлось для всех.
Она метлы коснулась, и со свистом взмыли вверх!
Над речкой с камышами их сильный ветер нёс.
Кричит в восторге птичка, в шоке кот и пёс.
Крепко держит ведьма бантик дорогой,
Но палочку волшебную вдруг выронила, «Ой!»
«Вниз!» ― вскричала ведьма, и понеслись к земле.
Искали они палочку, нет палочки нигде.
Вдруг лягушонок скакнул из пруда,
Весь мокрый, и с палочки льётся вода.
Почтительно палочку он положил
И с кваканьем важным у ведьмы спросил:
«Я ― лягушонок, самый чистый на земле.
А мне найдётся место на вашем помеле?»
«Да!» ― воскликнула ведьма, и нашлось для всех.
Она метлы коснулась, и со свистом взмыли вверх!
Над горами, над болотами мчались как стрела,
Но подпрыгнул лягушонок, и… ПОПОЛАМ МЕТЛА!
И шмякнулись пёс, лягушонок и кот
В самое грязнючее из всех болот.
А ведьма на куске метлы влетела в облака
И услыхала страшный рёв, что шёл издалека…
«Я ― дракон могучий, самый злючий на земле,
С картошечкою ведьма летит на ужин мне!»
«Нет!» ― вскрикнула ведьма, всё выше взлетая.
Но дракон летел следом, огонь выдыхая.
«Спасите!» ― крикнула ведьма, помчалась к земле.
Искала, но нету спасенья нигде.
Дракон рухнул рядом, причмокнул губами:
«Пожалуй, без картошечки поужинаем с вами».
И только он собрался попировать теперь,
Как из канавы перед ним вдруг вырос страшный зверь.
Высокий, чёрный, липкий, покрыт пером и мехом,
И головы четыре ― тут право не до смеха.
Он хлюпал, капал и сопел, и крыльями махал,
И голосом ужасным дракону закричал,
(Там были гав и чик-чирик, и ква, и даже мя),
Он крикнул: «Прочь отсюда!
ЭТА ВЕДЬМОЧКА МОЯ!»
Назад дракон отпрянул, как лист он задрожал.
«Простите, ― он промямлил, ― я этого не знал.
Приятно познакомиться, ну, мне пора, пока!»
И он расправил крылья и умчался в облака.
Слетела вниз птичка, лягушонок скакнул,
Кот спрыгнул, и пёс облегчённо вздохнул.
«Спасибо, ох спасибо! ― им ведьма говорит. ―
Без вас я у дракона была б уже внутри».
Затем котёл наполнив, она произнесла:
«Найдите каждый что-нибудь «такое» для котла!»
Нашёл лягушонок лилию, большую шишку кот,
Пёс кость принёс, а птичка им веточку несёт.
В котёл все побросали, всё ведьма помешала,
И заклинанье странное, мешая, бормотала:
«Тумба-юмба, мумба-зумба, БУМБАЛА!»
И вдруг из котла появилась…
ВОЛШЕБНАЯ ЧУДО-МЕТЛА!
И там есть сиденья для ведьмы и пса, и, конечно, кота,
И даже есть душ лягушонку пониже для птички гнезда.
«Да!» ― воскликнула ведьма, здесь место найдётся для всех!
Она метлы коснулась, и со свистом взмыли вверх!
Загадки и стихи про улитку
Рекомендуемые произведения для закрепления знаний полученных на занятии по ознакомлении с природой, тема «Улитка».
Загадки про улитку
Весь день ползу я по дорожке —
То выпущу, то спрячу рожки.
Ползти домой я не спешу —
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу —
И потому всегда я дома.
(Улитка)
Это кто, раздвинув рожки
Проползает по дорожке?
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка)
Теремок, гляди, ползет,
На себе его везет
Хозяюшка богатая,
Хозяюшка рогатая.
(Улитка)
У меня девиз простой —
«Всё своё, ношу с собой!»
Две антенны над калиткой,
Домик свой несёт…
(Улитка)
Что за зверь, скажите, братцы,
Может сам в себя забраться?
(Улитка)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка)
Круглый домик.
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный, этот домик,
Он по травке сам ползет!
(Улитка)
По дорожке лезут рожки —
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко —
Рожки спрятались опять.
(Улитка)
Стихи про улитку
«Улитка»
(Игорь Смолевский)
Мы живём на даче летом.
Лучше места нет на свете,
Рядом с домом есть река,
Называется Ока.
Рано утром, на природе,
На зелёном огороде,
Мы нашли в лозе улитку
И назвали её Лидка.
У неё на спинке домик,
А сама как чудный гномик,
Ох, и дивная же Лидка-
Виноградная улитка.
Принесли ей винограда,
Будет Лидка очень рада,
Вдруг голодная она,
Кушать ей давно пора.
***
Улитка ползет по дорожке.
Свой домик несет на спине.
В нем дверь, занавески, окошки.
Хозяйки портрет на стене.
Кровать, стол и стул, шкаф одежный.
Всегда можно в гости зайти.
Все сделано крепко, надежно,
Чтоб выдержать тяжесть пути.
Спокойно и неторопливо,
Весь день, от куста до куста.
Улитка ползет терпеливо.
Дорога ее не проста.
Зато, хорошо, вечерами,
Сидеть за столом, чаевать.
Друзей угощать пирожками.
И, глядя на звезды, мечтать.
«Улитка»
(Усачев)
Дождик лил как из ведра.
Я открыл калитку
И увидел средь двора
Глупую Улитку.
Говорю ей: – Посмотри,
Ты же мокнешь в луже.
А она мне изнутри:
– Это ведь снаружи…
А внутри меня весна,
День стоит чудесный! –
Отвечала мне она
Из скорлупки тесной.
Говорю: – Повсюду мрак,
Не спастись от стужи!
А она в ответ: – Пустяк.
Это ведь снаружи…
А внутри меня уют:
Расцветают розы,
Птицы дивные поют
И блестят стрекозы!
– Что ж, сиди сама с собой! –
Я сказал с улыбкой
И простился со смешной
Глупенькой Улиткой.
Дождь закончился давно.
Солнце – на полмира…
А внутри меня темно,
Холодно и сыро.
***
Куда же ты ползешь, улитка,
По травинке тонкой зыбкой,
Да несешь с собой при том
Однокомнатный свой дом?
Урок 4. ПИТАНИЕ
Кроме щупалец на голове улитки располагается РОТ– небольшое отверстие на внутренней стороне. Зубов в нашем понимании у улитки нет, но ее язык – РАДУЛА, – весь покрыт мельчайшими зубчиками. Этим шершавым языком, как теркой, улитка соскребает частички пищи и поедает их.
Дальше пища идет в ГЛОТКУ,потом по ПИЩЕВОДУ в ЗОБ (у некоторых видов его нет).Затем пища попадает в ЖЕЛУДОК.В него выходит пищеварительная железа – «ПЕЧЕНЬ»А из желудка идет КИШКА, которая заканчивается выделительным отверстием АНУСОМ.Единственная ПОЧКА улитки тоже имеет выводящий проток, который выходит рядом с анусом.
Улитка и кит
Любознательная улитка-мечтательница не может усидеть на одном месте и зовёт нас в путешествие. Кит-великан согласился показать ей такой огромный мир. Вместе с ними мы отправимся в подводное царство, увидим пингвинов во льдах и дельфинов возле берегов тропического острова. Мы вместе с улиткой сможем поразиться красоте и многообразию этого мира. И вдруг добрый кит попадёт в беду, не заметив, как начался отлив. И хотя улитка совсем крошечная, она сможет спасти великана. Вместе с жителями маленького городка ребенок увидит спасение кита и возвращение смелой улитки домой.
Читать сказку: Улитка и кит
Начинаем рассказ (занимайте места!)
Про малютку улитку и великана кита.
Где над морем улитка жила,
И вздыхала она то и дело:
— Как мне всё надоело!
Мир огромен, а я тут сижу на скале,
А могла бы уплыть на большом корабле…
(Корабли отдыхали в порту,
А потом отплывали: ту-ту-у!)
Ей твердили улитки-соседки,
Сплошь тихони и домоседки:
— Что ты вечно елозишь? Сиди и молчи!
Но малютка улитка вздыхала в ночи:
— Если б только держаться могла на воде я!
Впрочем, кажется… есть идея!
Вот улиткин след:
У него серебристый цвет.
Так, петля за петлёй, получилась надпись.
Вот эта:
«Подвезите кто-нибудь вокруг света»
А вот и кит-великан,
Он прибыл из дальних стран,
И песню запел о сверкающих льдинах,
Об умных дельфинах и стойких пингвинах,
Об алых кораллах и жёлтых песках…
Допел — и улитка воскликнула: «Ах!»
А это — китовый хвост,
Блестящий при свете звёзд.
Скалы́ он коснулся хвостом:
— Садись и поплыли вдвоём!
А это — синее море
Баюкает на просторе
Улитку, плывущую на ките,
На крепком его хвосте,
К далёким неведомым странам,
К айсбергам…
И вулканам.
А вот высоченные волны пляшут,
И плещут, и пенными шапками машут
Счастливой улитке на быстром ките —
На мокром его хвосте.
А это — царство подводное,
Где спят морские животные,
Где яркие рыбки порхают как птички
И смотрят акулы голодные,
Как храбро улитка плывёт на ките,
На гладком его хвосте.
А это — небо,
Всё время разное:
То облачное, то ясное,
А то бывает ещё
Грохочущее,
Сверкающее.
Попробуй-ка тут удержись на ките,
На скользком его хвосте!
Дивилась улитка на небо, на горы,
На птиц и зверей, на морские просторы.
И вздоха однажды сдержать не смогла:
— Мир так велик! А я так мала…
Но вдруг случилась беда:
Вокруг забурлила вода,
Налетели моторные лодки,
Тарахтели они как трещотки,
И рванулся кит, и метнулся кит,
Слишком близко к пляжу подплыв —
И тут начался отлив…
И вот лежит он на берегу.
— Скорее в воду!
— Я не могу!
Я слишком большой,
Чтобы ползать по суше!
(А голос китовый всё глуше…)
— О, как мне сдвинуть такую гору?
А впрочем, знаю… Держись! Я скоро!
И в путь малютка улитка
Пустилась довольно прытко.
В соседней школе звенит звонок:
Сейчас начнётся второй урок.
А вот и учитель, строгая дама:
— Откройте книжки! Сидите прямо!
А это доска — квадратная, чёрная…
А это вот — наша улитка проворная.
— Улитка в классе!
Нарушены правила!
— Ой, она след на доске оставила!
— Да это же буквы!
И надпись проста,
Всего два слова:
«Спасите кита».
И вот все бегут, пожарных зовут,
Киту на пляже копают пруд
И на спину воду прохладную льют…
Но вот и прилив. Расставаться пора.
Весь городок им кричал: «Ура!»,
И махала вслед детвора.
И поплыли они к той далёкой земле,
Где тихони-улитки сидят на скале
И кричат, подружку встречая:
— Ты стала совсем большая!
И пошли тут рассказы
О дальних морях,
О кораллах, о звёздах,
О птицах, зверях,
И о том, как улитка,
Хотя и мала,
Кита-великана спасла…
И сказал им кит:
— Занимайте места!
И расселись они на хвосте у кита,
И песню запели, и скрылись вдали,
И долго гудели им вслед корабли.