Голубой метеорит
Где-то в космосе Летит Голубой метеорит.
Ты идешь, А он летит. Ты лежишь, А он летит. Ты заснул, Но все летит В космосе Метеорит.
Ты помалу подрастешь, Сносишь десять пар галош, Прочитаешь гору книг, Станешь астрономом, И однажды вечером Ты пойдешь к знакомым.
Вдруг репродуктор Говорит: «В тайгу упал метеорит». Весь мир взволнован, Мир шумит: – В тайгу упал метеорит!
Наутро Скажешь ты друзьям, Простившись со столицей: «Я не приду сегодня к вам, Я в полдень вылетаю сам С одной из экспедиций».
…Тебе сегодня Восемь лет, Перед тобой Весь белый свет, Но где-то Во Вселенной Летит, Летит Летит, Летит Твой голубой метеорит – Подарок драгоценный.
Так вот: Пока он мчится, Поторопись учиться.
* * * Это глупость, это чудо, Это просто ерунда! Мы уехали отсюда, А приехали сюда. Мы бы поняли, откуда Мы уехали тогда, Кабы ехали оттуда И приехали туда.
А теперь такой проблемы Не решить нам за сто лет. Мы не знаем, Кто мы, где мы, Где мы есть, А где нас нет.
* * * На свете все На все Похоже: Змея – На ремешок Из кожи; Луна – На круглый глаз Огромный;
Журавль – На тощий Кран подъемный; Кот полосатый – На пижаму; Я – на тебя, А ты – На маму.
* * * Мыльный пузырь Оторвался от трубки, Вот он поплыл, Наподобие шлюпки, Влево, налево, левее…потом Через балкон – И пропал за углом.
Я запустил Этот шарик недаром – Вырастет он, Станет радужным шаром. Я прикреплю к нему Снизу гондолу И полечу Потихонечку в школу.
Ход урока
Структурные
компоненты
урока
Отводимое
время Деятельность учителя и формулировка заданий Деятельность обучающихся, направленная на формирование УУД Планируемые способы и критерии оценивания
Мотивация к учебной деятельности. 2-3 мин -Здравствуйте, ребята! Начнём урок литературного чтения.
-Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Он пойдет сегодня в прок.
Постарайтесь все понять,
Что-то новое узнать. Приветствуют учителя
Прослушивают стихотворение
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 5мин Проверка домашнего задания
Речевая разминка
-Прочитайте стихотворение Ф. Галса «Мир наоборот»
Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пугало пугали,
Ела кошку колбаса.
Соль себя пересолила,
Мыло в шайке пену мыло,
Шалопаев били стёкла,
Пыль пошла — вода промокла,
Тень отбрасывала шест-
Это всё
В один присест
За шесть лет я сочинил,
Покамест голову чинил.
-Прочитаем с разными интонациями: с грустной; с сердитой; с весёлой; с вопросительной.
Портрет писателя
-Посмотрите на портрет Р. Сефа. Что вы можете сказать о нём?
-Какие произведения Р. Сефа вы уже читали?
-Кто догадался, какая тема урока?
-Какие задачи поставим на урок?
Определяют тему урока, формулируют цель Словесное
Решение проблемы. 30мин Знакомство с писателем
Роман (Роальд) Семёнович Сеф родился в 1931 году. Поэт, переводчик.
Роман Семё нович говорит о себе так:
Как родился, сразу же я начал сочинять стихи, правда, читать и писать я тогда ещё не умел, но что-то во мне уже булькало, гудело, звенело, напевало.
-Откройте учебники на стр. 183 Прочитайте название стихотворения.
-Как вы думаете, о чем будет они? Выполняют инструкцию учителя:
Отвечают на вопросы, размышляют
Знакомятся с писателем
Дают определение словам Словесная
Первичное закрепление. Чтение стихотворений.
-Прочитайте стихи самостоятельно и подумайте, это одно стихотворение или несколько.
-Прочитайте первое стихотворение. О чем оно?
-Найдите и прочитайте второе стихотворение. О чем оно?
-Прочитайте третье стихотворение.
-Прочитайте четвертое стихотворение? Читают рассказ и отвечают на вопросы учителя
Жетоны за верный ответ
Жетоны за верный ответ
Информация о домашнем задании. Выполняют инструкцию
Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).
Закончите урок одним из предложений:
-Урок привлек меня тем …
— Я задумался о …
— Хотелось бы поблагодарить …
Роман Сеф: Весёлые стихи
Села утка на рояль И сказала: – Кряк! Я сыграю вам сейчас Польку-краковяк. Слон уселся за рояль И промолвил он: – Я исполню вам сейчас Вальс «Осенний слон».
За рояль уселся кит, Звери ждут, а он молчит. Помолчал немного, Поклонился строго.
И тогда сказал жираф Курице-наседке: – Это нам исполнил кит Арию креветки. У кита хороший вкус – Опера «Китовый ус».
Когда гоняешь голубей, То можешь посвистеть – Всё выше, выше Голуби Пытаются взлететь.
Но если ты выдумывать Большой специалист, То скажут Про твоё враньё: «Художественный свист».
Кто любит собак Или прочих животных, Серьёзных котят И щенков беззаботных, Кто может Любить И козла, и осла, Вовек не сделает зла.
Дали мартышке Вилку и нож. Что с ними делать? Не разберёшь. Проще без вилки И без ножа Есть ананас, Ногами держа.
Телефон
По лесам И горным склонам Мы гуляли С телефоном. Телефон что было сил Всё звонил, звонил, звонил.
И тогда, Устав от звона, Снял я трубку С телефона. Сразу стало тихо-тихо, Наступил в лесу Покой.
Стало слышно, Как лосиха С лосем Шла на водопой.
Я по номеру, По своему, Позвонил бы Себе самому, Поболтал бы С собою о том, Хорошо ли Мы оба живем… Позвонил, Но никак Не понять – Кто успел Этот номер Занять.
Приятель
Нету В комнате Моей Подпола И печек, Но живёт Под шкафом В ней Странный Человечек. Поздней ночью, В тишине, Отворяет Двери мне. Рано утром Мы вдвоём Песни Славные Поём, Варим кофе, Ходим вместе В прачечную За бельём. А теперь Признаюсь Вам, Я его Придумал Сам, Потому что Очень скучно Одному По вечерам.
Книги для детей и их родителей >>
Экскурсии для детей и взрослых >>
Готовые семейные туры на море >>
Ты
Можно всё Перевернуть: В кухонной плите Уснуть, Пообедать Вверх ногами, Растопить плиту Снежками, Можно плыть на опоре И купать Слона в ведре, …Только Разреши узнать: ТЫ В духовке будешь спать? ТЫ накрыть Поможешь маме Стол к обеду Вверх ногами? ТЫ Решишься на заре В море плыть На топоре? И захочет ли купаться Африканский слон В ведре?
Сквозняк
В мой дом, Я сам Не знаю как, Ворвался Гражданин сквозняк. Бушуя, Словно лютый зверь, Он распахнул Входную дверь, На скатерть Посадил пятно И тут же Выскочил В окно. Потом Он прыгнул На чердак. С тех пор На чердаке сквозняк.
Об авторе
Роман (Роальд) Семенович СЕФ родился 6 октября 1931 года в Москве, на Сивцевом Вражке. Родители Сефа стали жертвами сталинских репрессий. В 1937 году отца расстреляли, мать десять лет провела в лагерях. В 19 лет Сеф был арестован, год пробыл в одиночке, потом его отправили в Казахстан, где он провел 5 лет за колючей проволокой, чудом выжил.
Роман Семенович окончил Литературный факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Первая книжка собственных стихов для детей – «Шагают великаны» вышла в 1962 году. К.И. Чуковский написал о ней: «Роман Сеф – человек талантливый, наделенный тонким и изыскательным вкусом. Трудно себе представить, чтобы у него под пером появился неуклюжий, корявый или путаный стих: все звонко, и ловко, и лаконично, и складно. И сама ткань его стихов чрезвычайно добротная».
За годы творчества Романа Семеновича были изданы книги: «Речной трамвай», «Ключ от сказки», «Храбрый цветок», «Я сам», «Карнавал».
Написаны пьесы-сказки «Емелино счастье», «Две бабы Яги», «Апчхи!». И создан сценарий четырехсерийного мультфильма «Мюнхгаузен».
Переводы со словацкого М. Валека, К. Бендевой, с английского Дж. Чиарди занимали значительное место в творчестве поэта. Роман Семенович писал и «взрослые» стихи. В 1999 году увидел свет сборник «Турусы на колесах».
Два года Роман Семенович Сеф вел на телевидении передачу «Спокойной ночи малыши». В одной из них он поцеловал поросенка Хрюшу в пятачок. И этим, может быть, покорил сердца самых «непокоряемых» малышей.
В книгу «Шоколадный поезд», изданную в 2008 году, Р.С. Сеф включил лучшие стихи, написанные за долгую творческую жизнь. В них «…союз строгой дидактики и чистой радости, разумности и фантазии».
Роман Семенович с грустью вспоминал ушедших друзей: Ю. Никулина, С.В. Михалкова, Б. Окуджава и многих других и тепло упоминал о тех, кто в его трудной жизни был рядом – А. Демидовой, И. Токмаковой, А. Баталове – всех невозможно перечесть.
Часто на семинарах он рассказывал о лагерной жизни, о том, что помогло выжить там, не сломаться. «Главное, – говорил он, – нужно было оставаться человеком: следить за собой, не позволять себе ходить на лагерную работу небритым. Находить в себе силы поддерживать друзей».
Друзья Романа Семенович звали его «Грустный Винни-Пух». 20 февраля 2009 года Грустного Винни-Пуха не стало. Слушатели творческого семинара потеряли большого мастера, настоящего учителя – строгого и доброжелательного, преданного своим ученикам.
В одном из интервью, бывший ректор Литературного института им. А.М. Горького Сергей Есин сказал о Р.С. Сефе: «Он был человек молчаливого и тихого мужества».
Ученица Р.С. Сефа – Валентина Симакова.