Содержание:
Показ настольного театра «Курочка ряба»
Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил –
Не разбил.
Баба била-била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».
Дидактическая игра «Найди тень»
— Посмотрите на эту картинку.
— Куда-то ушли все герои сказки, остались только их тени. Давайте вернем всех на место: вот вам цветные картинки деда, бабы, яйца, курочки и мышки — разложите их на подходящие по форме тени.
Дидактическая игра «Сколько яиц?»
— Сосчитайте, сколько яиц в этом гнезде и обозначьте цифрой. А теперь сосчитайте яйца в другом гнезде и тоже обозначьте цифрой.
Изобразительная деятельность «Курочка Ряба»
— Сделаем курочке Рябе глаза и клюв: кусочек черного пластилина разделите на две части, скатайте шарики, приложите в нужное место и придавите пальчиком; из кусочка красного пластилина раскатайте короткую колбаску, пальчиком раскатайте один ее конец, чтобы он стал острым и прикладывайте на место клюва.
— Курочка Ряба хозяюшка. Давайте наденем ей фартук. Какого цвета фартук? Желтый фартук. А теперь приклейте его.
— Сделаем фартук нарядным — украсим его: отщипывайте кусочки пластилина, прикладывайте и прижимайте к фартуку. Какого цвета пятнышки на фартуке? Синего цвета.
Рисование кистью «Зернышки для курочки Рябы»
— Давайте накормим курочку Рябу — нарисуем зернышки на тарелочке. Возьмите кисти правильно, окунайте ворс кисти в краску и прикладывайте к тарелочке. Какого цвета мы взяли краску для рисования зернышек? Желтую краску.
Конструирование «Курятник»
— Поставьте на пол один цилиндр так, чтобы дверь оказалась внизу. Сверху положите круг. Теперь строим второй этаж — ставим сверху еще один цилиндр
Обратите внимание на дверь — она должна быть внизу. Сверху снова кладем круг и делаем крышу из конуса
Двухэтажный курятник — дом для кур готов!
Рисование карандашами «Гнездо»
— Вот яйца, скоро из ним вылупятся цыплята, а гнезда нет.
— Давайте нарисуем гнездо. Возьмите карандаш и рисуйте вокруг яиц гнездо круговыми движениями руки. Посмотрите, одно яйцо отличается от других. Какое оно? Чем оно отличается?
Дидактическая игра «Расставь цыплят по росту»
— Собралась курочка Ряба своих ребят-цыплят на прогулку вести. Давайте построим цыплят по росту: первым поставим самого большого цыпленка, за ним цыпленок поменьше. Затем еще поменьше и самый маленький.
Чтение потешки и звукоподражание «Курочка Ряба по двору ходит»
Курочка Ряба по двору ходит, цыпляток водит.
Хохолок раздувает, малых деток потешает: «Ко-ко-ко!» (Дети повторяют).
Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
На речку!
Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
За водичкой!
Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
Цыпляток поить!
Курочка-рябушечка, как цыпляткт просят пить?
Пи-пи-пи! (Дети повторяют).
Дидактическая игра «Длинные и короткие червячки»
— Ребята, превращайтесь в цыплят и отправляйтесь гулять, червячков искать.
Много червячков вы насобирали. Какого цвета червячки? Красного. Посмотрите внимательно одинаковые червячки? Нет разные: короткие и длинные. Разложите червячков на две кучки — в одну кучку коротких. А в другую кучку длинных червячков.
— На картинке нарисовано яйцо — белое. Возьмите оранжевую краску и закрасьте его, чтобы оно стало золотое.
Игра-драматизация по сказке «Курочка Ряба»
Детям предлагается надеть фуражку, платок, шапочки мышки и курочки и показать сказку. Текст сказки говорит воспитатель.
Игра со счетными палочками «Дом для Петуха-папы»
— Вот какой домик нужно построить для папы Петуха.
— Берите палочки и выкладывайте их на картинке так, чтобы получился домик.
Лепка «Яичница на сковороде»
— Не из всякого яйца появляется цыпленок. Некоторые яйца попадают к нам в холодильник из них мама готовит яичницу. Вот и мы с вами сейчас возьмем сковородки и положим перед собой. Затем круговыми движениями раскатаем кусочек белого пластилина, чтобы получился шар, расплющим его в лепешку, приложим к сковороде и придавим — это яичный белок. Кусочек желтого пластилина круговыми движениями раскатаем в шар, приложим в середину белка и придавим. Вот какая яичница получилась у нас с вами!
Читать русскую народную сказку «Петушок, золотой гребешок»:
Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке.
Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют. Уходят — строго наказывают:
— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.
Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:
— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.
Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок сидит помалкивает.
А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.
Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:
— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.
И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…
Петушок все помалкивает. А лиса — опять:
— Люди бежали,
Орехов насыпали,
Куры-то клюют,
Петухам не дают…
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…
Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.
Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит… Прибежали к лисицыной норе.
Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:
— Трень, брень, гусельцы,
Золотые струночки…
Еще дома ли Лисафья-кума,
Во своем ли теплом гнездышке?
Лисица слушала, слушала и думает:
«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».
Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.
Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.
И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.
Петя-Петушок — терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей
Возраст: 6-9 лет.
Направленность: Ориентация на оценки, а не на содержание (учебы, жизни и пр.). Хвастовство школьными успехами. Высокая зависимость от оценок.
Ключевая фраза: «Смотрите все, какой Я. Я пятерку получил!»
Жил-был на свете Петя-Петушок. Жил он с родителями, которые его любили. И он их тоже очень любил и поэтому старался радовать их. Когда Петушок подрос, у него выросли большие перышки, гребешок стал совсем красненьким; и вот, он пошел в школу.
А там..! Там он стал учиться, познакомился с новыми друзьями. Очень скоро его любимая учительница Совушка-Голо-вушка стала ставить оценки. И когда Петушок получал пятерки, он очень радовался, рассказывал родителям, и они тоже очень были счастливы. И через некоторое время Петя стал хвастаться пятерками перед своими друзьями, родственниками. Сначала все за него очень радовались, давали конфеты, гладили по голове и хвалили. Но как-то раз, получив пятерку, Петя побежал домой, чтобы сообщить о ней родителям. По дороге домой его остановила бабушка-Лошадушка и попросила: «Помоги мне, пожалуйста, донести сумку до дома. Мне очень тяжело».— «Подожди, мне некогда. Я получил пятерку, бегу домой к друзьям, чтобы рассказать им».— И побежал дальше. Когда Петя прибежал домой, мама с папой убирали их курятник. Петя сказал им: «Мамочка! Папочка! Я получил пятерку! Я молодец? Что я заслужил?». Мама и говорит ему: «Ты умница, но сейчас мы должны убрать наш курятник. Не мог бы ты подмести свой уголок? А потом мы отпразднуем твой успех!» «Нет, мам, потом: я бегу к друзьям. Я же пятерку получил, хочу поиграть».— И Петя побежал во двор. Во дворе друзья собрались и что-то дружно обсуждали. Петя подбежал к ним и сказал: «Ребята, я получил пятерку! Здорово?».
«Подожди ты со своими пятерками! Мы идем Старичку-Хомячку помогать».— И Петя побрел обратно. Он сильно рас-
строился, чуть ли не плакал: никто не захотел с ним играть, все друзья от него отвернулись. Его пятерка уже не приносила ему радости. Он пошел домой. По дороге увидел плачущую Белочку-Леночку. Он хотел пройти мимо, но вернулся: «Что же ты плачешь?».— «Я… я… у меня все мои орешки рассыпались».— «О, не плачь, давай вместе соберем их, из-за этого не стоит плакать!».— Они вместе собрали орешки, и Белочка вытерла слезки: «Спасибо! Ты очень добрый!»— И Петя пошел домой. Никому не говоря ни слова, не хвастаясь, он незаметно убрал свой уголок, перебрал зернышки и подмел крылечко. Забыв о пятерке, он побежал через двор к Хомячку, нагнал своих друзей и стал им помогать. После этого Хомячок угостил их чаем с теплыми бубликами. И Петушок подумал: «Как хорошо! У меня опять есть друзья! И Хомячок рассказывал такие интересные истории!» Придя домой, Петя почувствовал запах чего-то вкусненького. Войдя на кухню, он увидел родителей. «Мы тебя ждем! Заходи скорее! Это для тебя!» На столе стоял пирог из самых лучших зернышек, а на пироге было выложено «Спасибо!».— «Ой, а за что?» — спросил Петя.— «Ну как же! Ты сегодня был таким молодцом! Убрал свой уголок, помог Белочке — она нам рассказала,— и Старичку-Хомячку. И в школе получил пятерку! Это хорошо, что ты такой заботливый»
И Петя понял, что не пятерка помогла ему, а его доброе сердце.
Вопросы для обсуждения
Почему родители и все звери не очень-то и радовались оценке Петушка? Это было из-за того, что они его не любили, или еще почему-то?
Что понял Петя?
Как ты считаешь, пятерка — это самое важное в жизни,или нет?
Сказка Курочка Ряба из некоторых областей (4 варианта сказки)
Дорогое яичко (Саратовская область)
Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты, попадья, покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, попадья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
Курочка рябушка (Воронежская область)
Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: «Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда — некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться — и нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед с бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: «Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего».
Курочка-тататорка (Вологодская область)
Курочка-тататорка Снесла яичка В углу на полочке, На овсяной соломочке. Пришла мышка, Хвостиком вильнула, Яичко столкнула, Яичко покатилось Под тын в огород. Тын подломился, Сороке ногу переломил.
Она стала прыгать: Чики, чики, сорока! Где ты была?
― Далеко.
― Я у баушки На попрядушке. Что ела?
― Кашку.
― Что пила?
― Бражку. Кашка масленька, Баушка добренька, А бражка слатенька.
Белорусский вариант сказки Курочка Ряба
Жили были дед, да баба. И была у них курочка ряба. И снесла курочка яечка. Дед бив, бив, бив — не разбив. Баба била, била, била — не разбила. Надо яйки складать в лукошко, а воны — на вокошко. Не завернули у трапицу, положили на полицу. Бегла мышка (а их страсть сколько было!) по полице, хвостиком крутанула (жест рукой), яечка задела. Яечка покатилось, покатилось — бах, тарарах! И разбилось. Баба плачит: «А-а-а, а-а-а, а-а!» (высоким голосом). Дед плачит: «У-ы-ы! У-ы-ы! У-ы-ы! (басит). А курочка бегаить: Куды-куды! Куды-куды! Не плачьте, дед с бабой! Я снесу вам яечко такое, такое: «Не простое яечко — золотоя! И снесла золотое яечко. Дед яго продав и купив печь, чтоб было где лечь. А к печи — трубу, а к трубе — избу, а в избу — лавцы. Завели ребят — все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушають, да сказки слушають.
Лечея-Плачея читать
Жили на дедушкином дворе серая курочка Хохлатка да весёлый петушок Петя. Раз гуляла курочка Хохлатка по дедушкиному огороду. А над деревнею большая туча шла, ударил из тучи гром. Посыпался град, как крупный горох.
Лечея-Плачея — русская народная сказка 1
Испугалась курочка, лежит ни жива ни мертва.Затужил петушок Петя:— Эх, эх, эх! Была у меня курушка Хохлатка, добрая молодушка, убил её гром. Остался один я петух-бобыль. Некому лечить мою курушку, некому по курушке поплакать.
Лечея-Плачея — русская народная сказка 2
Побежал петух с горя в лес куда глаза смотрят, куда ноги несут. А ходил в ту пору по лесу медведь.— Здравствуй, Петя, куда рано идёшь?— Иду, — говорит петух, — куда глаза глядят. Была у меня курушка Хохлатка, оставила меня бобылём. Некому лечить курушку, некому по курушке поплакать!
Лечея-Плачея — русская народная сказка 3
— Я горазд плакать! — говорит медведь.— Да хорош ли у тебя голос, Михайло Иваныч?Поднялся медведь на задние лапы, заревел на весь лес:— Мэ-э-э! Была у петуха курушка Хохлатка, убил её гром!.. Мэ-э-э!..
Лечея-Плачея — русская народная сказка 4
Послушал, послушал петух и говорит:— Нет, Михайло Иваныч, у тебя голос грубый, не годишься по моей курушке плакать.Попрощался петух с медведем и пошёл дальше куда глаза глядят. А ходил по лесу серый волк Бирюк, овечек высматривал.— Здравствуй, Петя! Куда рано поднялся, идешь? Разве не боишься нас, серых волков?— А зачем мне бояться вас, серых волков?— отвечает петух. — Была у меня курушка Хохлатка, жили мы с ней ладно, а теперь я остался бобыль. Некому лечить мою курушку, некому по курушке поплакать.
Лечея-Плачея — русская народная сказка 5
— Я могу плакать.— У тебя голос страшный, язык длинный, ты не умеешь плакать, — говорит петух.Задрал волк свою башку, раскрыл зубастую пасть:— Ууу-у!.. Была у петуха курушка Хохлатка, убил её гром!.. Ууу-у-у!..
Лечея-Плачея — русская народная сказка 6
Послушал петух волчиную песню и говорит волку:— Нехорош у тебя голос, волчок, не годишься по моей курушке плакать. Прощай!Пошёл петух дальше, куда глаза смотрят, куда ноги несут. А бродила по лесу лиса, вынюхивала тетеревов-простачков. Встретила петуха:— A-а, Петенька-петушок, здравствуй! Откуда рано идёшь, куда держишь путь? Давно о тебе думаю: нет у нас в лесах птицы красивее петуха! Как такая прекрасная птица на белом свете живёт?!— Иду я в лес, — говорит петух, — куда глаза глядят, куда ноги несут. Была у меня курушка Хохлатка, остался я бобыль. Некому лечить мою курушку, некому по курушке поплакать.— Ах, беда-то какая! А я не ведала и не знала! Возьми меня лечить твою курушку, над курушкой плакать. В лесу я всех птиц и зверей лечу, по всем плачу. Я и есть лиса Лечея-Плачея!— Да хорош ли у тебя, лисонька, голос? — спрашивает петух.Подобрала лиса хвост, вострую мордочку вытянула, жалобно запела:— У Петеньки-петушка была курушка хороша, ра-а-ненько вставала, ку-удельку пряла, щи-кашу варила, петушка кормила! Ой, ой, ой! Жалко мне курушку, жалко петушка!Понравился петуху лисий голос, стал он лису Лечею-Плачею в гости звать:— Хорош у тебя голос, Патрикеевна, видно, большая ты мастерица.
Лечея-Плачея — русская народная сказка 7
из сборника «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева
Как у нашей бабушки в задворенкеБыла курочка-рябушечка;Посадила курочка яичушко,С полки на полку,В осиновое дупёлко,В кут под лавку.Мышка бежала,Хвостом вернула —Яичко приломала!Об этом яичке строй стал плакать,Баба рыдать, вереи хохотать,Курицы летать, ворота скрипеть;Сор под порогом заку́рился,Двери побутусились, тын рассыпался;Поповы дочери шли с водою,Ушат приломали,Попадье сказали:«Ничего ты не знаешь, матушка!Ведь у бабушки в задворенкеБыла курочка-рябушечка;Посадила курочка яичушко,С полки на полку,В осиновое дупёлко,В кут под лавку.Мышка бежала,Хвостом вернула —Яичко приломала!Об этом яичке строй стал плакать,Баба рыдать, вереи хохотать.Курицы летать, ворота скрипеть,Сор под порогом заку́рился,Двери побутусились, тын рассыпался;Мы шли с водою — ушат приломали!»Попадья квашню месила —Всё тесто по полу разметала;Пошла в церковь, попу сказала:«Ничего ты не знаешь…Ведь у бабушки в задворенке(Снова повторяется тот же рассказ.)……… тын рассыпался;Наши дочери шли с водой —Ушат приломали, мне сказали;Я тесто месила —Всё тесто разметала!»Поп стал книгу рвать —Всю по полу разметал!
Русские народные сказки. Кот — серый лоб. Сборник.
Лечея — плачея.
Жили на дедушкином дворе серая курочка Хохлатка да весёлый петушок Петя. Раз гуляла курочка Хохлатка по дедушкиному огороду. А над деревнею большая туча шла, ударил из тучи гром. Посыпался град, как крупный горох.
Испугалась курочка, лежит ни жива ни мертва.
Затужил петушок Петя:
— Эх, эх, эх! Была у меня курушка Хохлатка, добрая молодушка, убил её гром. Остался один я петух-бобыль. Некому лечить мою курушку, некому по курушке поплакать.
Побежал петух с горя в лес куда глаза смотрят, куда ноги несут. А ходил в ту пору по лесу медведь.
— Здравствуй, Петя, куда рано идёшь?
— Иду, — говорит петух, — куда глаза глядят. Была у меня курушка Хохлатка, оставила меня бобылём. Некому лечить курушку, некому по курушке поплакать!
— Я горазд плакать! — говорит медведь.
— Да хорош ли у тебя голос, Михайло Иваныч?
Поднялся медведь на задние лапы, заревел на весь лес:
— Мэ-э-э! Была у петуха курушка Хохлатка, убил её гром!.. Мэ-э-э!..
Послушал, послушал петух и говорит:
— Нет, Михайло Иваныч, у тебя голос грубый, не годишься по моей курушке плакать.
Попрощался петух с медведем и пошёл дальше куда глаза глядят. А ходил по лесу серый волк Бирюк, овечек высматривал.
— Здравствуй, Петя! Куда рано поднялся, идешь? Разве не боишься нас, серых волков?
— А зачем мне бояться вас, серых волков?— отвечает петух. — Была у меня куру шка Хохлатка, жили мы с ней ладно, а теперь я остался бобыль. Некому лечить мою курушку, некому по курушке поплакать.
— Я могу плакать.
— У тебя голос страшный, язык длинный, ты не умеешь плакать,—говорит петух.
Задрал волк свою башку, раскрыл зубастую пасть:
— Ууу-у!.. Была у петуха курушка Хохлатка, убил её гром!.. Ууу-у-у!..
Послушал петух волчиную песню и говорит волку:
— Нехорош у тебя голос, волчок, не годишься по моей курушке плакать. Прощай!
Пошёл петух дальше, куда глаза смотрят, куда ноги несут. А бродила по лесу лиса, вынюхивала тетеревов-простачков. Встретила петуха:
— А-а, Петенька-петушок, здравствуй! Откуда рано идёшь, куда держишь путь? Давно о тебе думаю: нет у нас в лесах птицы красивее петуха! Как такая прекрасная птица на белом свете живёт?!
— Иду я в лес, — говорит петух, — куда глаза глядят, куда ноги несут. Была у меня курушка Хохлатка, остался я бобыль. Некому лечить мою курушку, некому по курушке поплакать.
— Ах, беда-то какая! А я не ведала и не знала! Возьми меня лечить твою курушку, над курушкой плакать. В лесу я всех птиц и зверей лечу, по всем плачу. Я и есть лиса Лечея-Плачея!
— Да хорош ли у тебя, лисонька, голос?— спрашивает петух.
Подобрала лиса хвост, вострую мордочку вытянула, жалобно запела:
— У Петеньки-петушка была курушка хороша, ра-а-ненько вставала, ку-удельку пряла, щи-кашу варила, петушка кормила! Ой, ой, ой! Жалко мне курушку, жалко петушка!
Понравился петуху лисий голос, стал он лису Лечею-Плачею в гости звать:
— Хорош у тебя голос, Патрикеевна, видно, большая ты мастерица.
Повёл петушок лису к себе на двор. Оставил на дворе лису с курочкой, а сам пошёл искать для лисы угощение.
А лиса скушала курочку, пёрышки разбросала. Села у ворот и заплакала:
— У Петеньки-петушка была курушка хороша! Ра-а-аненько вставала, щи-кашу варила… Угодила на лисонькин зубок. На том зубку петушку быть!..
Только показался в воротах петух—лиса его цап-царап! Всё угощеньице подобрала, петушиные пёрышки раскидала. И теперь у лисы рыльце в пушку.
Сказки с картинками
+49
Русская народная сказка
ПЕТУШОК — ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК
Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.
Уходят — строго наказывают:
— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.
Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:
— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.
Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.
Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:
— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.
И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…
Петушок все помалкивает. А лиса — опять:
— Люди бежали,
Орехов насыпали,
Куры-то клюют,
Петухам не дают…
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…
Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.
Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит… Прибежали к лисицыной норе. Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:
— Трень, брень, гусельцы,
Золотые струночки…
Еще дома ли Лисафья-кума,
Во своем ли теплом гнездышке?
Лисица слушала, слушала и думает:
«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».
Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.
Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.
И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.