Полный анализ стихотворения «выхожу один я на дорогу» (м.ю. лермонтов)

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания того, как герой вышел на дорогу. Он один, вокруг туман, сквозь который иногда проблескивает путь. Тихая ночь, только звезды переговариваются друг с другом. Небеса выглядят чудно, вся земля уже спит, только героя мучают мысли. Он не понимает, почему ему так больно и трудно. Герой не знает, нужно ли ему чего-то ждать.

После размышлений Лермонтов приходит к определенным выводам. От жизни он ничего больше не хочет получать. О прошлом жалеть не приходится, но в будущем он мечтает о свободе и покое, забытье и крепком сне.

Но в то же время герой замечает, что не о смерти мечтает. Холодная могила не привлекает его. Ему хочется заснуть так, чтобы внутри дремала сила, и тихо поднималась грудь.

Основная идея

Основная идея стихотворения таится в его 3 строфе. Поэт смирился со своей судьбой, перестал оглядываться назад и лишь хочет обрести спокойствие. Однако он подмечает, что покой ему нужен на земле, а не в могиле. Из строк произведения можно понять, что поэт принял решения, основанные на жизненном опыте и тех ошибках, что он успел совершить. Образ дороги становится символом жизни, в которой Михаил Юрьевич ищет своё успокоение в настоящей любви, что ему так и не удалось почувствовать.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что следует быть терпимее к себе и окружающим. Автор заявляет, что настоящее счастье человек достигает, когда пройдёт определённые преграды в своей жизни. Однако нет такого определённого момента для всех людей в мире. Каждый достигает умиротворения в определённое для себя время. Никто и никогда не может назвать точный период, когда человек перерождается и начинает жить «новой жизнью».

Композиция

Композиционно стихотворение можно разделить на две части.

В первых двух строфах автор описывает все прелести природы, которыми он не перестает наслаждаться. Но, в то же время, под светом луны он начинает задумываться о смысле жизни и задавать самому себе риторические вопросы.

Именно в этих строках прослеживается основной вопрос автора, которым он задается не первый день. Он продолжает искать себя.  

В последующих трех строфах автор начинает давать ответы на свои же вопросы.

Здесь хорошо видно, что лирический герой очень устал. Он не жалеет ни о чем, ни о своем прошлом, ни о настоящем, ни о будущем. Ему хочется просто покоя. Мечтает он лишь о свободе и тишине.

Фактически это стихотворение делится на пять строф.

Образы и символы

Лермонтов всегда прибегает к использованию системы образов, тем самым делая стихотворение более выразительным и красочным.

В образе звездной ночи автор показывает свой внутренний мир. Здесь хорошо просматриваются его неземные мысли, размышления. Он пытается получить ответы на свои вопросы именно у бескрайнего звездного неба.

Говоря о кремнистом пути, конечно же, Лермонтов подразумевает свой нелегкий жизненный путь, на котором постоянно появлялись какие-то преграды. А добавление в картину тумана характеризует неясность будущего. Он не знает, что его ждет и что именно приготовила ему судьба.

В заключительных же строках лирический герой определяется со своими желаниями. Он ясно начинает понимать, что именно ему необходимо. Покой и умиротворение – это все, чего требует его уставшая душа.

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова 2 вариант

“Выхожу один я на дорогу” – одно из последних стихотворений Лермонтова, который, будто предчувствуя свою смерть, высказал всё, что было у него на душе. Предлагаемый краткий анализ “Выхожу один я на дорогу” по плану поможет понять всю глубину и значимость этого произведения.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в 1843 году (журнал “Отечественные записки”).Тема стихотворения – это произведение относится к философской лирике, оно об одиночестве, которое тяготит поэта, ведь ему не с кем поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами.Композиция – прямая, мысль развивается последовательно от первой строфы до пятой.Жанр – лирическое стихотворение.Стихотворный размер – пятистопный хорей.Эпитеты – “кремнистый путь”, “холодный сон”, “тихий голос“.Инверсия – “сиянье голубое“.Олицетворение – “пустыня внемлет Богу“, “звезда с звездою говорит“.Оксюморон – “светлая печаль”.

История создания

Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. В нём, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу. При этом он подчёркивает, что не хотел бы заснуть “холодным сном могилы” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.

Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания испытывает его лирический герой.
Так, в первой строфе звучит мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звёзды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчёркивается во второй строфе.
Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободы и покоя, а четвёртая и пятая поясняют, что имелось в виду: человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под её покровительством.

Написан стих пятистопным хореем. Рифмовка перекрёстная. Окончательную ритмическую завершенность произведению придаёт чередование мужской и женской рифмы.

Тема

Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.
Центральной является тема одиночества, которая проходит через всё творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт раскрывает тему жизни и смерти, подчёркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же, ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.

Ему хочется изменить свою жизнь, он ждёт покоя и любви, он прославляет всё сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедшие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

Жанр

Это произведение – лирическое стихотворение. Оно отражает мысли и чувства лирического героя. Образ лирического героя и самого поэта максимально сближены в данном стихотворении. Поэт также хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.

Средства выразительности

В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания.
В стихотворении есть:

  • эпитеты – “кремнистый путь”, “холодный сон”, “тихий голос“, “темны дуб”;
  • инверсия – “сиянье голубое“;
  • олицетворение – “пустыня внемлет Богу“, “звезда с звездою говорит“;
  • оксюморон – “светлая печаль”.

Также в качестве вспомогательных средств выступают вопросительные предложения – “Жду ль чего? жалею ли о чём?” и восклицания – “Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!“.
Они придают стихотворению экспрессию, подчёркивают эмоциональную окраску определённых строф.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания испытывает его лирический герой. Так, в первой строфе звучит мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звёзды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчёркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободы и покоя, а четвёртая и пятая поясняют, что имелось в виду: человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под её покровительством. Написан стих пятистопным хореем. Рифмовка перекрёстная. Окончательную ритмическую завершенность произведению придаёт чередование мужской и женской рифмы.

Тематика, проблематика и настроение

Особое внимание стоит уделить тому, что Лермонтов в своих произведениях поднимает проблемы и темы, которые остаются актуальными по сей день:

  1. Основной темой произведения является одиночество. На финальном этапе жизни лирический герой проявляет своё «Я» и выходит один на дорогу. Лермонтов понимает, что все те люди, с кем он был когда-то знаком, являются не чем иным, как вре́менным явлением. Отечественные писатели часто использовали образ дороги в качестве символа своего жизненного пути.
  2. Неизвестность и неопределённость. Михаил Юрьевич прекрасно понимал, что мешало жить ему полноценной жизнью. Однако поэт не знал, что делать после того, как познал истину. Вся жизнь автора представлена в образе тёмной ночи с её туманными дорогами. На финальном этапе он решил покориться ей и «навеки так угаснуть». Лирический герой имел только одну мечту — обрести ту единственную, кто могла бы ворковать своим «сладким голоском» в последние его минуты жизни.
  3. Проблемы произведения тесно переплетены с его темами. Лирический герой решил отдаться неизведанному пути и не жалеть об ошибках прошлого. Поэт хотел обрести покой в этом мире, но не путём холодного сна в могиле. Он не собирался умирать, а просто надеялся, что совсем скоро сможет забыть обо всех заботах, о бессмысленном поиске счастья и себя. Такой исход был бы идеальным для Лермонтова.

Стихотворение наполнено умиротворением и спокойствием, но в то же время в нём можно проследить грусть и разочарование поэта в своём жизненном пути. Лирический герой пытался найти истинный смысл жизни.

Тема и идея стихотворения

Это стихотворение – ночная прогулка лирического героя, его мировосприятие ночной природы, и ощущение жизни в целом. Это по-настоящему лирическое произведение, повествующее о чувствах лирического героя, и написанное в жанре элегии. Поэт вложил в это произведение свои чувства, отношение к жизни, к себе самому.

Можно представить себе, что поэт вышел на окраину города, села, или за крепостную стену, и раскрывшийся перед ним ночной пейзаж впечатлил его безграничностью степи. В Ставрополье не только горные пейзажи. Они преимущественно на юге. Пустыня – явная гипербола. но степной пейзаж ночью мог навести поэта на мысль о пустыне.

В небесах торжественно и чудно.

Как еще может восприниматься ночное небо, усеянное звездами, и освещаемое Луной.

Поэта мучают тяжелые предчувствия, на тягостное настроение не могут не влиять и критики. Наверняка, слухи о том, что даже Белинский ругал его за «Последнее новоселье», дошли до ушей поэта. Но что делать, если Лермонтов не мог простить гибели Пушкина никому: ни царю, ни французам, ни даже Наталье Николаевне.

Правда, с вдовой Пушкина Лермонтов объяснился накануне отъезда, и тем снял одну тяжесть с души. Так отчего поэту так больно и так трудно?


Лермонтов давно понял, что нажил врага в лице самого влиятельного человека в государстве – царя, следовательно, защиты ему ждать было не откуда. Отсюда и боль, и душевная тяжесть. Он все же надеется выйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Царь же побаивается беспокойного Лермонтова, старается держать его подальше от столицы.

В своем письме к бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой от 28 июня Лермонтов писал:

Поэт мечтает заснуть, или получить покой, но так, чтобы в груди дремали жизни силы, чтобы слышать пение о любви и шелест дубовых листьев.

Странное дело, он жил с предчувствием гибели, но не хотел, не стремился уйти в небытие. Мечтал заснуть так, чтобы слышать и чувствовать. И в то же время он жаждал жить. Он мечтал выйти в отставку, чтобы заниматься литературой, стремился к саморазвитию. В том же письме к бабушке он просит ее выслать полное собрание сочинений Жуковского.

Впрочем, мы отвлеклись от анализа стихотворения «Выхожу один я на дорогу». Но незначительно. Ведь события, происходящие с поэтом, факты из его жизни помогают понять его замысел и идею произведения, которая в этом стихотворении заключается в желании поэта поверить, что жизнь после смерти существует.

Жанр и размер

Сам Лермонтов не дал особенного жанрового определения произведению «Выхожу…», но некоторые мотивы стихотворения позволяют относить его к конкретным жанрам.

Можно увидеть здесь черты элегии. Размер стихотворения – пятистопный хорей, но автор наделяет его неподражаемой напевностью. Вторым поводом считать это стихотворение элегией является мотив поиска покоя, может быть, даже вечного.

Стихотворение относится к философской лирике, поскольку автор задаёт ряд риторических вопросов, касающихся его жизни, её смысла.

Искренность, с которой поэт излагает свой монолог, придаёт стихотворению «Выхожу…» исповедальный характер, словно бы это прощание героя с миром, которому он просвещает своё последнее откровение.

Такая полифония жанров делает стихотворение уникальным в своём роде, сложным и многоплановым, что позволяет каждый раз прочитывать его с разной интонацией и разным пониманием.

Композиция стихотворения

Произведение делится на две части. Начало стихотворения — это описание ночной природы, которая прекрасна в своем безмолвном спокойствии. Все дышит спокойствием и гармонией. Самое описание простое, нет высоких гор или бескрайних полей. Но несмотря на эту простоту, описание ночного пейзажа величественно.

Вторая часть стихотворения «Выйду на дорогу» Лермонтова посвящена чувствам героя. Но эти две части противопоставляются друг другу. Если первая дышит спокойствием, то вторая полна беспокойства, сомнений и отчаяния. Это связано с тем, что в человеке нет гармонии. Герой стихотворения задает вопросы, на которые не может найти ответа.

Но окончание произведения становится похожим на начало: в нем появляются такие же гармония и спокойствие. Это показывает стремление героя стать единым с природой.

Тема

Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их. Центральной является тема одиночества, которая проходит через всё творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт раскрывает тему жизни и смерти, подчёркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же, ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.

Ему хочется изменить свою жизнь, он ждёт покоя и любви, он прославляет всё сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедшие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в небесах таинственно и чудно», «холодным сном могилы», «сладкий голос»;
  • олицетворения: «спит земля в сиянье голубом», «чтоб в груди дремали жизни силы», «тёмный дуб склонялся и шумел»;
  • метафоры: «в сиянье голубом».

С помощью аллитераций («х», «д», «т», «с») поэт передаёт тихие звуки ночи: шорохи шагов, трепет листьев, колыханье воздуха. Постепенно он сводит звонкость к нулю, достигая эффекта тишины, после чего резко переходит к теме смерти.

Во второй части стихотворения звонкие согласные («з», «ж», «г») присутствуют для того, чтобы вновь вернуть звучание мрачной картине вечного сна.

Ассонансы «ы», «о», «у» придают происходящему торжественное звучание, погружают слушателей в космическую акустику.

Система образов

Для данного стихотворения очень значимы образы природы. Они делятся на образы земли (дорога, путь, могила) и образы неба (туман, звёзды, сиянье голубое»).

Душа, вынужденная скитаться между миром грёз и миром телесным, не в силах представить, что ждёт её за порогом земного существования. Поэту необходимо найти нечто, что всегда будет связывать его душу с миром людей.

Это образ тёмного дуба, уходящего мощными корнями в землю и возносящего крону к небу. Дуб соотносится с мировым древом, соединяющим верхний и нижний миры, осью пространства.

Голос, поющий о любви, — мотив, перекликающийся со стихотворением «Ангел». Песня ангела, напоминающая поэту материнскую колыбельную, примиряет его с неизбежностью ухода, сулит избавление от вечного одиночества. Он готов бесконечно слушать её в сладостном забытьи.

Композиция и выразительные средства

Композиционно в поэтическом тексте выделяются две части. Первая при помощи олицетворений и эпитетов описывает всю прелесть южной ночи, вторая часть повествует о чувствах, мыслях и тревожных раздумьях поэта. Произведение имеет пять строф, пронумерованных автором. Содержание обеих частей противопоставлено друг другу: прекрасный пейзаж и отсутствие гармонии его с человеком. Чувства и тревожное состояние героя хорошо передают восклицательные и неоконченные предложения.

Что касается жанра стихотворения, то здесь наблюдается их смешение. Произведение, несомненно, философской направленности, так как поставлены вопросы смысла жизни. Есть и черты элегии: мотивы поиска недовольства собой и покоя, исповедальное повествование, стихотворный размер. Поэт применяет следующие средства выразительности:

  • метафоры;
  • эпитеты;
  • олицетворения;
  • риторические вопросы;
  • восклицательные предложения.

Использование шипящих звуков придаёт стихотворению задушевность, подчеркивая ночную тишину и спокойствие. При изучении произведения в школе неплохо дать ребятам задание составить краткий цитатный план, работа над которым даст учащимся возможность не только еще раз окунуться в мир лермонтовских образов, но и задуматься о своей собственной судьбе.

Размер стиха — хорей, чередуется мужская и женская рифма, придающая сочинению завершенность ритма. Лермонтовский герой понимает, что жизнь человека не бесконечна, что когда-то земная жизнь должна завершиться, но он думает о спокойствии несколько иного рода. А у автора оставалось совсем немного времени до рокового выстрела.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Хулиган В 1920 году, Есенин написал еще одно стихотворение. В эти года автор писал более грустные темы, на его листах было много боли, страха и страдания. Стихотворение вступало в количество более часто читавшихся Есениным с эстрады.
  • Апухтин
  • Анализ стихотворения Есенина Зеленая прическа Стих С. Есенина «Зеленная прическа» был написан в 1918г и посвящено Лидии Кашининой, которая проживала в родном селе поэта. Сергей очень любил свою Родину. Любил всю широту и красоту родного края. На мой взгляд, Кашинина очень
  • Анализ стихотворения Никитина Утро 5 класс, кратко Стихотворение «Утро» было написано в 1954 – 1955 годах, автором является Никитин Иван Саввич. Сам автор очень любил это произведение и считал его одним из самых удачных в своем творчестве. Перед нами – летнее утро в простой русской деревне!
  • Анализ стихотворения Есенина Мой путь Жизнь знаменитого писателя Сергея Есенина, нельзя назвать счастливой и благополучной, о чем мы можем судить по его биографии, а также по стихам, в которые он выплескивал накипевшие чувства. Так и в стихотворение « Мой путь »

Темы

  • Странничество. Образ дороги, возникающий с первых строк стихотворения, можно трактовать как аллегорию жизненного пути. Куда он приведёт странника? Неизвестность мучает каждого, но самое главное – иметь цель в жизни. Странничество свойственно для романтического героя. Здесь персонаж ищет забвения, приюта для своей одинокой уставшей души.
  • Одиночество. Герой-странник не может быть счастливым семьянином или «душой компании» — он может быть только одиноким. Но он ощущает потребность в любви. Верит ли он в неё? Надеется ли ещё встретить? Да, но теперь это чувство ассоциируется не со страстью и волнениями, а с лаской и покоем.
  • Природа. К объектам, связанным с природой, поэт употребляет эпитеты «торжественно», «чудно». Он осознаёт её достоинство и величие, желает учиться у природы, чтобы такой же внутренний баланс был и в его душе.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: