Как мальчик рассказывал о том, как он перестал бояться слепых нищих(Рассказ)
Когда я был маленький, меня пугали слепыми нищими, и я боялся их. Один раз я пришел домой, а на крыльце сидело двое слепых нищих. Я не знал, что мне делать; я боялся бежать назад и боялся пройти мимо них: я думал, что они схватят меня. Вдруг один из них (у него были белые, как молоко, глаза) поднялся, взял меня за руку и сказал: «Паренек! что же милостыньку?» Я вырвался от него и прибежал к матери. Она выслала со мною денег и хлеба. Нищие обрадовались хлебу, стали креститься и есть. Потом нищий с белыми глазами сказал: «Хлеб твой хороший – спаси бог». И он опять взял меня за руку и ощупал ее. Мне его стало жалко, и с тех пор я перестал бояться слепых нищих.
Изобретение пороха
Порох, известный с конца XIX века как черный порох, представляет собой смесь серы, древесного угля и нитрата калия. Поскольку он быстро горит и генерирует большое количество тепла и газа, порох широко используется в качестве пропеллента в огнестрельном оружии и в качестве пиротехнического состава в фейерверках. В древнем Китае оружие из пороха было достаточно приметивным и использовалось в основном в виде бомб для рассеивания вторжения на границе. По-настоящему разрушительную мощь пороха сумели полностью раскрыть именно европейцы. В академической науке преобладает консенсус, который заключается в том, что состав пороха был обнаружен в IX веке китайскими алхимиками, ищущими эликсир бессмертия. Трактат Wujing Zongyao, написанный Зенгом Гонглиангом и Дингом Ду из династии Сонг (960-1279), является самым ранним трактатом, в котором записаны три формулы для изготовления пороха.
Искусственный шелк: особенности и отличия
В конце XIX века впервые появился искусственный шёлк, производство его было налажено из целлюлозного волокна. Ткань получила название вискоза.
Искусственные и синтетические виды шёлковых тканей имеют уникальный блеск, они гладки и прочны. Как же отличить искусственную ткань от натуральной? Ведь зачастую на рынке можно приобрести подделку по высокой цене.
Вот несколько советов, на что обращать внимание при выборе ткани:
- натуральный материал на ощупь нежный и теплый, в отличие от искусственного, прохладного и менее мягкого;
- натуральное полотно мало мнется, искусственное мнется сильнее;
- натуральные ткани слегка блестят и переливаются, искусственные — имеют резкий блеск;
- оборванный конец искусственной нити похож на кисточку с распушенными волокнами, а натуральной – на пучок из отдельных мини-волокон;
- мокрая нить искусственного шелка рвется легче, чем сухая;
- способ горения нити не всегда можно применить, но он самый достоверный: натуральная нить спекается в плотный комок, быстро гаснет и пахнет горелым волосом, а искусственная догорает до конца, издавая запах горелой синтетики;
- искусственные полотна не усаживаются, в отличие от натуральных;
- искусственный шелк практически не выгорает на солнце, а натуральные ткани со временем теряют цвет и блекнут.
Шелк можно назвать уникальным продуктом, который дошел до нас из древности, не потеряв красоты и востребованности. Модные дома всего мира — Дольче и Габбана, Валентино и другие создают коллекции на основе натурального шелка, радуя утонченных ценителей истинной красоты новыми гранями качества этого материала – дара природы человеку-мастеру.
Новая наложница
Будущая правительница родилась в 1835 году в семье чиновника. Китай тогда назывался совсем ещё не Китаем, а Империя Великая Цин или просто династия Цин. Цыси по своему происхождению являлась маньчжуркой.
Предки маньчжуров преодолели Великую Китайскую стену в 1644 году и в итоге стали править страной, хотя численность «чистокровных» китайцев, называемых ханьцами, превосходила завоевателей в 100 раз. Будущей императрице повезло — она избежала ханьского ритуала, в соответствии с которым маленьким девочкам туго бинтовали ступни, чтобы они не росли, оставаясь крохотными.
Расчётливость и прозорливость правительницы проявились в юном возрасте. Деду Цыси в наследство от его отца достался долг в 20 тысяч лянов. Не справившись со столь неподъёмной суммой, дед отправился в тюрьму. Тут-то семье и пригодились навыки Цыси. Она шила платья на продажу, помогала отцу распорядиться имуществом — что продать, что отдать в залог, где и какую взять ссуду. Таким образом семья собрала 60% от долга и вызволила дедушку из заточения. Отец Цыси, ничего не знавший про равноправие полов, настолько впечатлился действиями дочери, что удостоил её высшей (на его взгляд) похвалы:
В 1850 году на престол взошёл 19-летний император Сяньфэн. В империи объявили конкурс на возможность попасть в его гарем. Участницей этого конкурса стала и Цыси, которая вместе с ещё несколькими девушками обошла других конкурсанток и стала наложницей императора.
Ей присвоили имя Лань (Орхидея). Наложницы в гареме делились на категории и изначально Цыси попала в одну из самых низких. Спустя четыре месяца во дворце её конкурентка Цыань получила первую категорию, став императрицей.
Цыси отправили работать в самые отдалённые уголки императорского сада. Своё жалованье она тратила на подкуп евнухов, сообщавших ей о всех придворных событиях, а также на уроки сексуального мастерства у жриц любви. Орхидея мечтала о карьерном росте, но Сяньфэн не проявлял к ней внимания почти два года.
Тогда Цыси подговорила евнухов и во время очередной прогулки они понесли императора по дорожкам, пролегавшим на участке Орхидеи
Она привлекла внимание правителя прекрасным пением. Сяньфэн заинтересовался девушкой и Цыси стала периодически бывать в его спальнях
Там она демонстрировала ему умения, которым её обучили «ночные бабочки», а ещё они вместе наслаждались курением опиума, продлевая удовольствие.
Юный император вёл активную половую жизнь и любил позабавиться — в одной из его спален, например, по кругу развесили зеркала. Страсть Сяньфэна к разнообразию доходила до того, что при наличии собственного гарема он успевал захаживать и к проституткам.
Опасаясь конкуренции со стороны красивых служанок, Цыси старалась их устранять. Одни гибли от «несчастных случаев», другим помогал уйти из жизни яд. С теми же, до которых она добраться не могла, Орхидея использовала тактику наветов и доносов, в результате чего девушки либо теряли статус, либо приговаривались к казни.
Если в личной жизни дела у императора шли вполне себе хорошо, то в остальном наблюдались сложности. У цинской империи накопилась масса проблем. В 1850 году началось восстание тайпинов, боровшихся с маньчжурской династией, которое переросло в гражданскую войну, а позже стало крупнейшим вооружённым конфликтом 19 века.
Проблем хватало и без тайпинов — практически по всей стране поднимались восстания, разграблялись города и деревни, что привело к отсутствию нормального управления и экономическому упадку.
Наблюдавшая за происходящим Цыси однажды осмелилась дать императору совет по поводу государственной политики, чем разгневала его и едва не лишилась жизни. Спасла будущую повелительницу императрица Цыань, чьё расположение успела заслужить к тому времени Орхидея.
Но Цыси всё равно опасалась гнева правителя, полагая, что рано или поздно он найдёт выход и её казнят. Спасло одно обстоятельство — Цыси забеременела. Теперь за свою жизнь она могла не опасаться. Спустя время Орхидея родила Сяньфэну сына, что кардинальным образом повлияло на её судьбу. Однако с беременностью и родами всё оказалось не так просто.
Легенды о появлении шелка в Китае
Шелк — продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебесной с 2698 по 2598 год до н. э.
Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.
Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.
Согласно другой легенде, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти её отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чём не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали её чувство разлуки с любимым конем.
Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они не годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. Тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был ни чем иным, как коконом тутового шелкопряда!
История шелководства в Китае
Женщины проверяют качество шелка. XII век. Изображение на шелковом полотне.
К V веку до н. э. шелководство стало одним из самых развитых направлений китайского производства. Главным центром изготовления шёлка стал город Ханчжоу. Сначала одежды из драгоценных нитей носили только члены императорской семьи. Но со временем в шелка стали всё чаще облачаться высшие сановники и придворные.
производство шелка в Древнем Китае. XIII век
Для жителей древнего Китая шёлк стал не просто тканью, а чем-то божественным. Тутовые рощи, помещения, где ткали шёлк, стали по-настоящему священными местами. Здесь проводили часто ритуалы, посвящённые богине Цань-шэнь — покровительнице шелководства. Согласно легендам, в древности иноземцы похитили одного человека. Жена пленника поклялась выдать свою дочь замуж за того, что вернёт ёй мужа. Через несколько дней хозяин дома вернулся, сидя верхом на своём коне. После возвращения конь отказывался от пищи и воды. Тогда хозяйка дома рассказала супругу о своей клятве. Хозяин убил коня и повесил шкуру сушиться во дворе. Когда во двор вышла хозяйская дочь, шкура внезапно обвилась вокруг девушки и понесла её по воздуху. В конце концов, они опустились на большое дерево, где девушка тут же превратилась в шелковичного червя. Позже родители увидели свою дочь, пролетающей по небу, и она сказала им, что стала богиней. В провинциях, где было развито шелководство, Цань-шэнь воздавались большие почести и приносились жертвы.
Женщины производят шелковые нити. XII век.
К III веку до н. э. шёлк стал своеобразной валютой. Им выдавали жалование, платили налоги и расплачивались за товары. Производство шёлка вышло за пределы отдельных провинций и охватило весь Китай. Каждая провинция сталась привнести в технологию изготовления шёлка что-то новое, поэтому сырьё из разных частей страны имело свои особенности. В это время шёлк отличался разнообразием фактур, цветов и богатством вышивки. Существовал ряд наиболее распространённых сюжетов и орнаментов, выполняемых на шёлке:
- драконы;
- цветы;
- рыбки и водоросли;
- фениксы;
- дворцы и сценки из жизни высших сановников и т. д.
Императорский шелковый халат
Китайские мастерицы занимались вышивкой только в хорошую и ясную погоду. Искусство вышивки требовало вдохновения и бодрого расположения духа. Для окрашивания шёлка использовались преимущественно растительные вещества, получаемые из листьев, коры и кореньев.
Расширилась и сфера применения шёлка. Его использовали для изготовления рыболовной лески, струн, в качестве писчего материала и для плетения тетивы.
Со II века до н. э. в Китае началась торговля шёлком. Сначала изделия распространялись только в соседних странах — Японии, Корее. Но к VI веку н. э. в связи с расцветом Великого Шёлкового пути китайский шёлк стал попадать в страны Северного Кавказа, Средней Азии и Европы. Несмотря на широкий экспорт, китайцы ревностно охраняли секрет изготовления шёлка. Вывоз коконов шелкопряда за пределы страны был строго запрещён под страхом смертной казни. В других государствах не раз предпринимались попытки разгадать тайну шёлка. Предположения были самые неожиданные. Кто-то утверждал, что шёлк получают из волокон растений, птичьего пуха или даже из почвы.
Великий шелковый путь — схема распространения шелка
Но, несмотря на строгие запреты, уже в IV веке н. э. технология шелководства становится известна в Японии, а в VI веке — и в Византии. В Европу секрет шелководства попал намного позже — уже в эпоху Крестовых походов. Однако в Европе шелководство не получило широкого распространения. Здесь большей популярностью пользовался дешёвый хлопок. А в некоторых странах и вовсе — из-за эпидемий вымерли целые популяции шелкопрядов. Поэтому в эпоху Нового времени мировыми лидерами шелкопрядства стали Китай и Япония.
Дворцовые интриги
У Цзэтянь вообще славилась своими придворными интригами. Неугодных она устраняла быстро и жестоко: одних могла четвертовать и утопить, других заставляла покончить с собой, на третьих могла натравить свою тайную полицию.
Но с новым мужем она жила в согласии. От императора Гао-цзуна родила четверых сыновей и дочь. Правда, правитель с каждым годом слабел, страдая от болезней телесных и душевных, так что У Цзэтянь фактически сосредоточила власть в своих руках. Целых 23 года она, по сути, была единоличной правительницей Китая. Императрица могла объявлять войны, заключать перемирия, выбирать военачальников и, в целом, делать то, что ей вздумается. Вдуматься ей могло разное: например, она объявила себя буддой будущего и провозгласила «небесной императрицей».
Император Гао-цзун. (wikipedia.org)
Технология производства
Для изготовления натуральных шёлковых нитей используются коконы тутовых шелкопрядов. Этот вид бабочки родственен обычной домашней моли. Очевидно, тутовые шелкопряды произошли от дикой шёлковой моли, облюбовавшей в качестве места жительства тутовые деревья. Способностью вырабатывать шёлковые волокна обладают многие насекомые, например, пауки. Однако такой шёлк не используется в текстильной промышленности.
тутовый шелкопряд
Данные археологических раскопок позволяют предположить, что целенаправленное разведение шелкопрядов началось в Китае ещё 4000-5000 лет назад. По мере своего одомашнивания дикая моль, потеряла способность к полёту, у некоторых особей почти не развиты органы зрения и ротовой аппарат.
Самки шелкопрядов откладывают по несколько сотен крошечных яичек, а через несколько дней погибают. Яйца тщательно проверяют, они проходят несколько тестов на различные инфекции. Здоровые яйца, которые затем будут использоваться для дальнейшего производства, отправляют в инкубатор. Примерно через неделю из яиц появляются личинки. За ними очень внимательно следят, в помещении, где находятся тутовые шелкопряды, поддерживается постоянная температура и влажность, а также не допускаются громкие звуки. На данной стадии развития шелкопряды постоянно едят, чтобы набраться сил перед превращением в бабочку. В их рацион входят листья тутовых деревьев, цитрусовые корки и салат. Примерно через месяц личинки начинают готовиться к последней стадии своего роста и приступают к витью кокона.
С помощью специальных желёз гусеницы вырабатывают особую густую массу, затвердевающую при контакте с воздухом. В состав этой массы входят два основных вещества:
- фиброин — белок, который способны вырабатывать многие насекомые.
- серицин — клейкое вещество, скрепляющее между собой нити.
Несмотря на то, что шёлковые нити намного тоньше человеческого волоса, они очень прочные. Ведь в то время как личинка находится в коконе, она должна быть защищена от хищников и влаги. На создание кокона у семисантиметровой личинки уходит не больше 4 дней. После этого коконы сортируют в зависимости от цвета и качества. Для текстильного производства больше всего подходят белые коконы. Для того чтобы получать больше сырья нужного цвета, китайские селекционеры столетиями занимались скрещиванием тех или иных особей. Примерно через полторы недели незадолго до того момента, как личинки смогут покинуть кокон, приходит время сбора шёлка. Коконы помещают в горячую воду, это убивает гусениц и разрушает часть клейкого серицина. Если передержать коконы, гусеницы превратятся в бабочек и разорвут шёлковые нити.
Теперь коконы можно разматывать. Один шелкопряд даёт от 600 до 1000 метров шёлковой нити. Для того чтобы получить пригодную для текстильного производства нитку необходимо соединить 5-7 нитей, произведённых гусеницами. Перед тем как ткать полотно, нити ещё раз скручивают, чтобы они стали ровными и гладкими. Затем их тщательно промывают и очищают. Теперь шёлковые мотки можно окрашивать и отправлять на ткацкие станки.
Сегодня производство шёлка в Китае — это высокотехнологичный процесс, но тысячи лет назад все манипуляции с шёлковыми нитями проделывались вручную.
Липунюшка(Сказка)
Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит:
«Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес; а теперь с кем я пошлю?»
Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..»
А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?»
А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке».
Старуха и говорит: «Ты донесешь ли, Липунюшка?»
– Донесу, матушка…
Старуха завязала блины в узелок и дала сыночку. Липунюшка взял узел и побежал в поле.
В поле попалась ему на дороге кочка; он и кричит: «Батюшка, батюшка, пересади меня через кочку! Я тебе блинов принес».
Старик услыхал с поля, кто-то его зовет, пошел к сыну навстречу, пересадил его через кочку и говорит: «Откуда ты, сынок?» А мальчик говорит: «Я, батюшка, в хлопочке вывелся», и подал отцу блинов. Старик сел завтракать, а мальчик говорит: «Дай, батюшка, я буду пахать».
А старик говорит: «У тебя силы недостанет пахать». А Липунюшка взялся за соху и стал пахать. Сам пашет и сам песни поет.
Ехал мимо этого поля барин и увидал, что старик сидит завтракает, а лошадь одна пашет. Барин вышел из кареты и говорит старику: «Как это у тебя, старик, лошадь одна пашет?»
А старик говорит: «У меня там мальчик пашет, он и песни поет». Барин подошел ближе, услыхал песни и увидал Липунюшку.
Барин и говорит: «Старик! продай мне мальчика». А старик говорит: «Нет, мне нельзя продать, у меня один только и есть».
А Липунюшка говорит старику: «Продай, батюшка, я убегу от него».
Мужик и продал мальчика за сто рублей. Барин отдал деньги, взял мальчика, завернул его в платочек и положил в карман. Барин приехал домой и говорит жене: «Я тебе радость привез». А жена говорит: «Покажи, что такое?» Барин достал платочек из кармана, развернул его, а в платочке ничего нету. Липунюшка уж давно к отцу убежал.
Мышь-девочка(Сказка)
Один человек шел подле реки и увидал, что ворон несет мышь. Он бросил в него камень, и ворон выпустил мышь; мышь упала в воду. Человек достал ее из воды и принес домой. У него не было детей, и он сказал: «Ах! если б эта мышь сделалась девочкой!» И мышь сделалась девочкой. Когда девочка выросла, человек спросил ее: «За кого ты хочешь замуж?» Девочка сказала: «Хочу выйти за того, кто сильнее всех на свете». Человек пошел к солнцу и сказал: «Солнце! моя девочка хочет выйти замуж за того, кто сильнее всех на свете. Ты сильнее всех; женись на моей девочке». Солнце сказало: «Я не сильнее всех: тучи заслоняют меня».
Человек пошел к тучам и сказал: «Тучи! вы сильнее всех; женитесь на моей девочке». Тучи сказали: «Нет, мы не сильнее всех, ветер гоняет нас».
Человек пошел к ветру и сказал: «Ветер! ты сильнее всех; женись на моей девочке». Ветер сказал: «Я не сильнее всех: горы останавливают меня».
Человек пошел к горам и сказал: «Горы! женитесь на моей девочке; вы сильнее всех». Горы сказали: «Сильнее нас крыса: она грызет нас».
Тогда человек пошел к крысе и сказал: «Крыса! ты сильнее всех; женись на моей девочке». Крыса согласилась. Человек вернулся к девочке и сказал: «Крыса сильнее всех: она грызет горы, горы останавливают ветер, ветер гонит тучи, а тучи заслоняют солнце, и крыса хочет жениться на тебе». Но девочка сказала: «Ах! что мне теперь делать! как же я выйду замуж за крысу?» Тогда человек сказал: «Ах! если б моя девочка сделалась опять мышью!»
Из девочки сделалась мышь, и мышь вышла замуж за крысу.
Шелкопрядение и ткачество: история и современность
В период индустриализации XIX века произошел упадок европейской шелковой промышленности. Второй после Китая «шелковой империей» стала Япония. Дешевый японский шелк, особенно благодаря открытию Суэцкого канала, был одним из многих факторов снижения общей его стоимости. Кроме того, появление искусственных волокон стало доминировать в изготовлении таких изделий, как чулки и парашюты.
Две мировые войны прервали поставки сырья из Японии, и европейская шелковая промышленность оказалась в застое. Но в начале 50-х годов ХХ столетия производство шелка в Японии было восстановлено, улучшилось качество сырого материала. Япония наряду с Китаем оставалась одним из ведущих в мире производителей шелка-сырца и практически единственным крупным экспортером до 1970-х годов.
Китай постепенно переосмыслил свою позицию мирового лидера в производстве шелка и экспортера пряжи-сырца, доказывая, что история шелка следует своим собственным принципам бумеранга. Сегодня в мире производится около 125 тысяч тонн шелка. Почти две трети этой продукции поставляет Китай. Другие крупные производители — Индия, Япония, Корея, Таиланд, Вьетнам, Узбекистан и Бразилия. Соединенные Штаты Америки являются крупнейшим импортером шелковых изделий.
Изобретение алкоголя
Самые первые производители алкоголя в китайских легендах это Юи Ди и Ду Канг из династии Ся (около 2000 г. до н.э. — 1600 г. до н.э.). Исследования показывают, что обычное пиво с содержанием алкоголя от 4% до 5% широко употреблялось в древнем Китае и даже упоминалось в записях оракула в качестве подношения для духов во время жертвоприношений в династии Шан (1600 г. до н.э. — 1046 г. до н.э.). Спустя какое-то время китайцы обнаружили, что добавляя больше варёного зерна в воду во время ферментации, увеличивает содержание алкоголя в напитке, поэтому стали появляться более сильные алкогольные напитки. Около 1000 г. до н.э. китайцы создали алкогольный напиток, который был сильнее 11%. Мощное влияние на человека этого алкогольного напитка упоминалось в поэзии на протяжении всей династии Чжоу (1050 г. до н.э.-256 до н.э.). Между тем, ни одно пиво на Западе не достигло 11% до 12-го века, пока в Италии не создали первый дистиллированный алкоголь.
Изобретение бумаги
Известно всему, что Китай стал первой страной в мире, которая сумела изготовить правильную бумагу. Изобретение бумагоделательной машины является одним из важных вкладов Китая в распространение и развитие человеческой цивилизации. Согласно исследованиям, бумага была впервые сделана во времена династии Западных Хань (202 г. до н.э. — 9 н.э.). Цай Лунь из Восточной династии Хань (25-220) успешно изобрел первую в мире партию бумаги с использованием рыбных сетей, древесной коры, кусочков веревки и тряпок.
До того, как была изобретена бумага, древние китайцы вырезали персонажей на керамике, костях животных и камнях, отливали их в бронзе или писали на бамбуковых или деревянных полосках и шелковой ткани. Однако эти материалы были либо слишком тяжелыми, либо слишком дорогостоящими для широкого использования. Изобретение и использование бумаги привело к революции в письменной форме и подготовило почву для изобретения технологии печати.