Исследовательская работа “чему учат русские народные сказки”

Главные герои сказки

История хороша тем, что из нее нельзя никого убрать, в ней нет лишних персонажей. Может быть, только рыбаки сыграли в этом произведении эпизодическую роль. Удивительно цельным получилось произведение «Самое главное». Михаил Зощенко – блестящий мастер слова. Поэтому трудно кого-то выделить, и все же мы постараемся.

Рыженький Андрюшка — главный герой повествования и будущий «советский человек», например, такой, как Юрий Гагарин. В первых рядах стоит и его мама – источник житейской мудрости образца недавнего прошлого. Детвора, рыбаки и собака исполняют эпизодические роли в замечательной сказке «Самое главное» Зощенко. Главные герои в ней, кажется, очевидны с самого начала.

Главные герои сказки

История хороша тем, что из нее нельзя никого убрать, в ней нет лишних персонажей. Может быть, только рыбаки сыграли в этом произведении эпизодическую роль. Удивительно цельным получилось произведение «Самое главное». Михаил Зощенко – блестящий мастер слова. Поэтому трудно кого-то выделить, и все же мы постараемся.

Рыженький Андрюшка — главный герой повествования и будущий «советский человек», например, такой, как Юрий Гагарин. В первых рядах стоит и его мама – источник житейской мудрости образца недавнего прошлого. Детвора, рыбаки и собака исполняют эпизодические роли в замечательной сказке «Самое главное» Зощенко. Главные герои в ней, кажется, очевидны с самого начала.

Герои русских сказок

Главный герой сказки — всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне. Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрыесоветники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты. Женщины в русских-народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут — коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) — все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки. Протагонисты главных героев — темные, злые силы (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч). Ониковарны, жестоки, алчны — так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума: народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.

Смысл, спрятанный от нас

В сказке очень точно указана иерархия, где дед — глава семейства, и он зовет бабку, как свою опору, надежное плечо по жизни, затем помощницу внучку и т.д. Вы можете спросить, а почему здесь нет отца и матери? Раньше было принято отдавать детей на воспитание своим родителям, потому что те сидели дома, занимались хозяйством, а молодые родители работали. Очень интересно то, что здесь вроде бы заклятые враги между собой: собака, кошка, мышка ради общего дела, забыв вражду, трудятся на общее благо.

Сказкой нам хотят донести то, что раз даже враги могут объединиться, то и мы в жизни можем преодолеть между собой все разногласия

Мышка вряд ли дала какую-то силу в этом общем деле, но важно то, что она оказала поддержку. И дружно по одной команде «тянем – потянем» они смогли осуществить задуманное

Детство

Михаил был третьим ребёнком и первым сыном, до него родились две девочки. Семья жила на Петроградской стороне в доме на несколько квартир по Большой Разночинной улице.

В 1903 году мальчика определили в петербургскую гимназию № 8. Учился он плохо, особенно по русскому языку, что было крайне удивительно, ведь уже тогда Михаил начал сочинять свои первые рассказы и собирался стать писателем.

Получив на выпускном экзамене за сочинение «единицу» с припиской «чушь», Зощенко пришёл в бешенство и попытался свести счёты с жизнью – проглотил кристалл сулемы (хлорида ртути). Тогда его откачали.

Павлов Коля и 30 щенков

Работаю управляющей в крупной сети книжных магазинов больше пяти лет.

Отдел зарубежной прозы. Подходит бабуля-божий одуванчик, спрашивает:

— Детонька, а у вас есть Павлов Коля «Заир»?

Мама просит найти книгу про цветочек для своего восьмилетнего ребёнка, которому в школе дали задание сочинить стихотворение в две строфы. После честных и безрезультатных часовых поисков сотрудники магазина сочинили стишок сами — безвозмездно.

— Здрасте. Девушка, скажите, пожалуйста, как правильно пишется: «мерчандайзинг» или «мерчендайзинг»?

На вопрос ответили, конечно, но мы не бюро справок по русскому языку.

Был случай, когда одна из покупательниц горячо отчитывала меня за то, что Коэльо стоит в современной зарубежной прозе, а не в классической, и за то, что я не почитаю его как великого и гениального автора.

Отдел детской художественной литературы сотрясает от криков одной дамы, утверждающей, что два часа назад она присмотрела чудесную книгу под названием «30 щенков», а когда вернулась из дома с деньгами, та куда-то исчезла. Ни один консультант не мог найти книгу по базе данных. Отдел методично перерывали всем магазином во главе с заведующими.

Спустя сорок минут женщина демонстративно подняла вверх издание, на переплёте которого значилось: «М. Зощенко».

Отдел дисков. Заходит молодой человек и вежливо обращается к консультанту с просьбой найти сборник исполнителя, которого он не знает, с песней, название которой не помнит. Краснея и смущаясь, сбивчиво напевает мелодию, приговаривая, что слова он забыл.

Раннее утро. Молодой человек лет 25, оказавшийся первым посетителем, просит подобрать «книжку для чтения». Консультант вежливо и терпеливо пытается выяснить предпочтения клиента, на все вопросы получая только один ответ:

— Да мне всё равно. Лишь бы почитать.

В шесть рук предлагаем книги разных жанров и авторов, попутно рассказывая о них. На все наши старания слышим:

— Ой, ну я даже не знаю. Мне бы просто почитать.

Через пятнадцать минут клиент спрашивает, интересна ли «Школьная риторика. 5 класс». Мы в офигении смотрим на него, не в силах вымолвить ни слова. Клиент берёт книгу под мышку и приговаривает:

— Ну, я это возьму почитать. Для общего укрепления.

Каждый август магазин наводняют покупатели, требующие «жёлтенькие учебники с карусельками по английскому», «учебники по химии с пробирочками» и «атласы такие красненькие».

Уважаемые покупатели, зачастую мы понимаем, что вы имеете в виду, но всё же помните класс, в котором учится ваш ребёнок, и не пытайтесь переубедить консультанта, что автор учебника Бакударов, а не Бархударов; Богомолов, а не Боголюбов, и так далее. Мы вам терпеливо и вежливо объясняем, чем рабочая тетрадь отличается от дидактических материалов, а в ответ слышим обвинения в некомпетентности и тупости. Проявляйте к нам, пожалуйста, чуточку терпения и вежливости.

Источник

Притча о достоинстве

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать: – Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий. Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри. – Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны. Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

«Учиться, учиться и еще раз учиться», как завещал великий Ленин

Мальчик, расстроенный, приходит к маме, говорит, что был и храбрым (решил спасти), и сильным (оттолкнул лодку от берега), и умным (не бросился в речку вплавь, так как плохо плавает), но все равно потерпел неудачу. Мама спохватывается и говорит: «Я же тебе не сказала самого главного. Мало быть смелым, умным и сильным, нужно еще много знать и многое уметь (плавать, например), чтобы заслужить уважение людей, поэтому нужно учиться, чтобы обрести знания, поэтому учись, сынок, и все у тебя будет хорошо».

И тут на Рыженького Андрюшку снизошла благодать, и он пообещал маме учиться прилежно. Вот, наконец-то, М. Зощенко самое главное сказал в сочинении своем.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – мальчик Андрюша со смешной фамилией Рыженький. Возможно, создавая этот милый образ, Зощенко рассчитывал и на тех маленьких слушателей, которые ещё как следует не понимают, что такое фамилия, так что просто считают, что Рыженький – характеристика Андрюши.

Сам малыш не понимает, что быть трусом – это плохо. Мальчик просто старается угодить маме. Зощенко точно подмечает, что основа как воспитания, так и послушания – любовь. Четыре раза Андрюша приходит к маме в слезах, пережив неудачу, поступив неправильно. Он похож на дурака из сказки, который в точности выполняет советы матери, не соотнося их с жизненными обстоятельствами, но добиваясь успеха только благодаря послушанию . Разница состоит в том, что сказочный дурак не умнеет, а только случайно достигает цели, а Андрюша принимает науку матери как жизненную установку, осознавая логическую цепочку жизненный успех – смелость – сила – смекалка – знание через обучение.

Мать Андрюши – мудрая женщина. Она понимает, что мальчик не может в одночасье приобрести жизненный опыт. Поэтому мама описывает жизненный успех так, как она его понимает. Есть в этом описании и чисто внешний антураж (ордена и медали), и сама суть хорошей жизни. Хорошего человека любят и уважают, а над плохим смеются. Жизнь труса «плохая, скучная и неинтересная». Мать не хочет такой жизни для сына.

Каждый раз мама называет Андрюшу глупым мальчиком или глупым мальчишкой. Но это единственное её эмоциональное восклицание. В остальном она логична, добившись своего, произносит только: «Вот и хорошо».

Творческая биография Зощенко

Интересно, что Михаил Зощенко начал сочинять стихи еще в 8-летнем возрасте. Через несколько лет он попробовал писать рассказы. Первым произведением в его биографии можно считать рассказ «Пальто», который юноша сочинил в возрасте 13 лет.

Достигнув совершеннолетия, он начал писать произведения, рассчитанные для детской аудитории, среди которых были «Елка», «Глупая история», «Калоши и мороженое» и др.

В 1919 г. Зощенко впервые познакомился с Корнеем Чуковским, который по достоинству оценил творчество молодого писателя. Интересен факт, что Чуковский очень удивился тому, что человек с таким печальным лицом, может писать такие юмористические произведения.

В скором времени Зощенко вошел в состав литературной группы «Серапионовы братья». Данное объединение стремилось делать все возможное, чтобы освободить литературу от политики.

Тем временем популярность Михаила Зощенко росла с каждым днем. В период биографии 1922-1946 гг. книги Зощенко переиздавались сотни раз, а его саркастические высказывания и афоризмы быстро расходились в народе, становясь крылатыми фразами.

Притча для детей об умении радоваться

Больше всего Мария любила цветы. У нее был небольшой садик возле дома. Какие только цветы не росли в этом садике! Они цвели с ранней весны до поздней осени и радовали всех вокруг. Мария жила вместе с больным старым дедушкой. Он еле ходил, опираясь на палочку. Каждое утро дедушка, морщась от боли, с трудом доходил до садика Марии и усаживался там на скамейку. Старик смотрел на цветы, и на его лице появлялась улыбка. — Спасибо, Мария. Глядя на твои прекрасные цветы, я забываю о боли, — говорил старик внучке. Мария смеялась в ответ, а цветы еще шире раскрывали свои разноцветные лепестки. Но однажды случилась беда. Налетел ливень с градом и ветром. За несколько минут садик Марии был уничтожен. Одни цветы были словно срезаны ножницами, другие — поломаны. Мария горько плакала, убирая побитые цветы. На следующий день снова светило солнышко. Политая земля прогрелась, и оставшиеся в ней корни цветов пустили новые ростки. Через неделю на них появилось несколько бутонов. Мария хмурилась и даже не заходила в свой садик. К ее удивлению, дедушка каждое утро приходил и садился в саду на скамеечку. Он смотрел на разоренный садик, и на лице его появлялась улыбка. — Чему вы радуетесь, дедушка? — спросила его Мария. — В моем садике больше нет цветов. — Если есть цветы — радуйся цветам, если нет цветов — радуйся бутонам, — улыбнулся старик. Мария посмотрела внимательно на новые ростки и тоже заулыбалась. Вскоре садик Марии снова расцвел на радость всем вокруг.

Поучительные притчи с моралью для детей

Сочинение Чему учат народные сказки?

Народные сказки — особый вид искусства. На первый взгляд, может показаться, что это обычный рассказ про волшебство, ведьм, богатырей и прочих несуществующих людей или вещей. Многие, к сожалению, порой, даже не воспринимают их всерьез. И их можно понять. Ведь это всего лишь вымысел. Да возможно и так.

Но абсолютно в каждой сказке заложен свой смысл. Он ненавязчивый, слегка заметный, но, он есть. Дети, которым читают и рассказывают эти самые сказки, даже не осознавая того, впитывают весь посыл таких произведений. А как правило: он всегда добрый и позитивный. Для малышей, это просто красивая, захватывающая и волшебная история, где добро, всегда побеждает зло. А для взрослых, это просто сказка и ничего больше.

Но на самом деле, народные сказки, это самое большое собрание инструкций, как стать хорошим человеком. В них есть всё.

Буквально каждая ситуация, и подробное описание, как поступить.

В них есть зло и есть добро. Они всегда враждуют между собой. Тоже самое происходит и в обычной жизни, только без водяного и Ивана-Царевича.

Сказки учат нас тому, что нужно быть не только добрым по жизни самому, но нужно ещё своим примером показывать остальным, то, что добро, хорошее отношение к близким, человечность, никогда не останется незамеченным, и всегда будет вознаграждено. Пусть не сразу. Порой человек даже может не понять откуда ему вдруг, пришло столько добра. Он искренне удивляется. А все почему? Да потому, что поистине добрый человек, не ищет вознаграждения за доброту. Он делает его от чистого сердца. В этом и есть тот самый смысл, которому с самого детства учат нас народные сказки

Важно лишь то, чтобы человек понял это. Ведь не нужно быть большим ученым, чтобы понять одну простую истину:

«Что посеешь, то и пожнешь.» — Так ведь в народе говорят?

2, 5 класс

Притча про школу

Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то сидит.

— Ты кто? — спрашивает Гусь.

— Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница

Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.

— А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно.

— У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет.

— У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае?

— А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю.

— Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы.

Они помолчали. Потом Гусь сказал:

— Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься.

Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день.

— Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь.

Так говорил Гусь. Он был силён в теории.

Из-под капусты высунулась чья-то голова:

— Можно и мне? Я буду сидеть тихо.

— Ты что — тоже Гусеница?

— Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать… — Червяк замялся и добавил, немного смутившись: — Это у меня такая мечта с детства.

— Ладно, — согласился Гусь. — Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе…

Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.

— Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен.

Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки.

И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.

— А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что, больна?

— Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?

Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это — Гусеница, только теперь у неё выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силён в теории, но всё-таки был домашней птицей.

— Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия.

Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.

— Итак, — сказал Гусь, — о чём мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на небе.

Личная жизнь

В личной жизни писателя тоже все было непросто. В декабре 1918 года Михаил Зощенко познакомился с Верой Кербиц-Кербицкой. Они поженились летом трагичного для писателя 1920-го: в январе у Зощенко умерла мама. Единственный сын Михаила Зощенко – Валерий – родился весной 1922 года в Ленинграде.


Михаил Зощенко и его жена Вера

В жизни классика было много увлечений и романов, но один из них, самый длительный, случился с Лидией Чаловой, которую называют музой писателя. С младшей на 20 лет женщиной Михаил Зощенко познакомился в 1929 году. Чалова работала в отделе гонораров «Красной газеты». Зощенко, пребывавший на пике популярности, немало удивился, когда девушка спросила его фамилию.


Михаил Зощенко с Лидией Чаловой

Сближение произошло, когда у Лиды погиб муж. Писатель поддержал молодую женщину. Вскоре дружба превратилась в любовь. В 1946-м роман прекратился по инициативе Чаловой, но сохранившаяся переписка говорит об искренней любви Зощенко, сохранившейся к Лидии после расставания. В последние годы жизни писателя рядом была жена Вера. Она похоронена рядом с мужем.

Иван Сергеевич Тургенев

Великий русский писатель и пропагандист русской литературы второй половины XIX века, оказавший огромное влияние на поэтику, родился 9 ноября 1818 года в городе Орле. Он был из рода древних тульских дворян. Первоначально Тургенев хотел стать поэтом (в 1834 году даже написал стих «Стена»), однако впоследствии перешёл на рассказы, пьесы, романы и повести.

К самым известным пьесам классика относятся «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне» и «Нахлебник». Сам Иван Сергеевич считал себя последователем Гоголя-драматурга. Писателю принадлежит приоритет в создании нового типажа в русской литературе — «лишние люди», хоть у многих поэтов и писателей имеются свои примеры ненужных людей (Чацкий, Печорин, Онегин и т. д. ).

Ключевым произведением Тургенева является роман «Отцы и дети», ставший знаковым в своё время и отразивший драму между поколениями. Среди знаменитых рассказов и повестей особо выделяются «Записки охотников», «Муму», «Певцы», «Бирюк» и «Ася».

У писателя сформировался интересный женский типаж, получивший название «тургеневская девушка». Она самоотверженная, нравственно чистая, сильная, тонко чувствующая и замкнутая барышня, которая выросла без пагубного влияния городской и светской жизни.

Два посла

Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну. — Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, — велел царь послам. Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы. Вернулись послы и стали рассказывать царю о своей поездке. — Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, — с улыбкой сказал первый посол. — Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьев в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам. Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол: — Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть еще четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод. Долго рассказывал посол обо всем, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал: — Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный, что он видел и слышал.

Короткая притча про добро и зло — Два волка

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:

— Что самое главное в жизни? Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал: — Самое главное в жизни — это здоровье. Другой сказал: — Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин. Третий сказал: — Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе. После того, как высказались все, они спросили у Сократа: — А ты что думаешь об этом? Сократ сказал: — Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни? Слушающие его люди сказали: — Нет, Сократ, это не обязательно. — А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым? — Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди. — Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым? — Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими. —А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни? Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным

— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни

Молодость

В 1913 году Миша стал студентом юридического факультета в Императорском университете. Но спустя год его отчислили за неуплату. Их семья всегда жила небогато, а после того, как в 1907 году скончался отец, им приходилось влачить существование почти в нищете и бедности. Михаил пошёл работать на Кавказскую железную дорогу контролёром.

Через год Зощенко ушёл на фронт начавшейся Первой мировой войны. Он сделал это не из каких-либо патриотических побуждений, просто ему не сиделось на одном месте, душа требовала перемен. Тем не менее, во время службы он успел отличиться – участвовал во многих боях, получил осколочное ранение в ногу и отравление газами, награждён четырьмя орденами.

Газовое отравление не прошло бесследно, в феврале 1917 года у Зощенко обострилась сердечная болезнь, его отправили в госпиталь, а оттуда в резерв.

Депрессия

Его друг Корней Чуковский говорил, что Миша должен быть самым счастливым человеком на земле, ведь у него есть всё – красота и молодость, слава, талант и деньги. Но вместо этого писателя съедала такая депрессия, что он не мог взяться за перо и избегал любого общения с людьми. Зощенко по две недели не выходил из дома, не брился, сидел в своей комнате и молчал.

Дошло до того, что в 1926 году он обратился к психиатру. Михаил жаловался, что от тоски не может кушать, а от раздражительности спать, ему мешало всё – звонок трамвая на улице, капание воды из крана. Доктор осмотрел пациента и посоветовал ему каждый раз перед сном или приёмом пищи читать небольшие юмористические рассказы, например, такого автора, как Зощенко. Больной грустно ответил, что он и есть тот самый автор Зощенко.

Не получив никакой квалифицированной помощи, он взялся за книги русского академика Павлова и немецкого психоаналитика Фрейда, пытаясь вылечиться самостоятельно. Михаил старался разгадать причины своей тоски и депрессии.

Он анализировал всю жизнь, вспоминал каждый случай, который мог бы спровоцировать теперешнюю хандру:

  • В памяти вставали моменты, когда мать отучала его, двухлетнего мальчика, от груди, намазывая её горькой хиной.
  • В трёхлетнем возрасте местный врач делал ему операцию без наркоза. Миша тогда порезался, но безобидная ранка стала гноиться, что могло привести к заражению крови. Он отчётливо помнил, как блестящий скальпель рассекал его плоть.
  • Будучи шестилетним ребёнком, он стал свидетелем того, как в придорожной канаве утонул соседский юноша.
  • Вспомнил безуспешные хлопоты матери о пенсии, когда они остались нищими после смерти отца, с той поры его всегда преследовал страх перед бедностью.
  • Перед глазами вставала картина, когда на войне после жуткого отравления газами он очнулся и увидел вокруг мёртвых сослуживцев и даже попадавших замертво с деревьев птиц.

Собрав воедино все причины, разгадав свои страшные сны и разобравшись с психикой, он почти избавился от болезни. Михаил почувствовал себя здоровым, стал хорошо кушать и спать, вернулся к жене. Обновлённый и счастливый писатель захотел поделиться с читателями, как он обрёл истину и пришёл к спасению своей души. Зощенко задумал большой автобиографический роман «Перед восходом солнца». Но вскоре началась Великая Отечественная война.

Описание сюжета

Два лучших друга Мишутка и Стасик рассказывают друг другу истории, которые придумывают тут же. Причём каждый из мальчиков пытается выдумать такую небылицу, чтобы она оказалась лучше и интересней, чем у друга.

Сначала они фантазируют о своём росте, потом о приключениях с дикими животными. Один говорит, что ему голову откусила акула, когда он был в Африке. И что потом голова выросла новая. Второй утверждает, что побывал в животе у крокодила и остался невредим. Все их фантазии безобидные, назвать их враньём нельзя, поэтому друзья не обижаются друг на друга.

Их истории случайно подслушал мальчик Игорь. Он им сказал, что так врать каждый умеет, только пользы от этого нет никакой. Игорь рассказал им свою историю про то, что сам съел варенье, а остатками намазал губы спящей младшей сестры. Когда родители вернулись, то обвинили во всём девочку, а старшему брату дали ещё варенья.

Друзьям очень не понравилась история Игоря. Им было жалко его маленькую сестрёнку Иру, которая пострадала ни за что. Мальчики отказались дальше слушать рассказы нехорошего брата. Они на последние деньги пошли и купили одну порцию мороженого и собирались её разделить. Но в подъезде встретили заплаканную Иру.

https://youtube.com/watch?v=8KH7xm_NXGU

Я не виноват

Сидим за столом и кушаем блины. Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву. Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся. Он говорит: – Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина. Я говорю: – Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь. Приносят суп. Я говорю: – Папа, хочешь мой суп? Папа говорит: – Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик. Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю: – Пожалуйста. Можешь кушать моё сладкое. Вдруг приносят крем, к которому я неравнодушен. Пододвинув к отцу моё блюдце с кремом, я говорю: – Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный. Отец хмурится и уходит из-за стола. Мать говорит: – Пойди к отцу, попроси прощения. Я говорю: – Я не пойду. Я не виноват. Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого. Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках моё блюдце с кремом. Отец говорит: – Ну, что ж ты не съел свой крем? Я говорю: – Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться? Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.

Вывод (моё мнение)

Минька, от лица которого идет рассказ, испытал очень сильный стыд в тот вечер, когда родители отругали их. Это переживание отразилось на его личности, и он больше никогда не трогал чужого. Этот рассказ учит быть терпеливым, думать о других и не поддаваться злости. Ведь необдуманные и легкомысленные поступки могут причинить боль другим людям и испортить всем настроение.

Добавить в избранноеЗощенко М., рассказ «Елка»

Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Елка» и их характеристика

  1. Минька. Мальчик пяти лет. Обидчивый, эгоистичный, жадный.
  2. Леля. Сестра Миньки семи лет. Хитрая, жадная, обманщица.
  3. Мама. Добрая и ласковая, всегда заступается за своих детей.
  4. Папа. Строгий, но справедливый. Очень умный.

План пересказа рассказа «Елка»

  1. Елка в гостиной
  2. Вкусные подарки
  3. Леля ест пастилку
  4. Надкусанное яблоко
  5. Разорение елки
  6. Сломанная кукла
  7. Приход гостей
  8. Разоблачение
  9. Золотушный мальчик и его паровозик
  10. Золотушная девочка и ее кукла
  11. Гости ушли
  12. Слова папы

Кратчайшее содержание рассказа «Елка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Минька и Леля проникают в гостиную и начинают объедать подарки прямо с елки.
  2. Минька роняет стул на куклу и ломает ей ручку.
  3. Мама раздает подарки гостям и отдает Минькин паровозик другому мальчику.
  4. Минька бьет мальчика, а его мама обижается и уводит ребенка.
  5. Леля и Минька выгоняют всех гостей, мечтая забрать все игрушки.
  6. Папа предупреждает, что они умрут от одиночества и отправляет детей спать.

Главная мысль рассказа «Елка»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: