Сказка про деревья для детей дошкольников

Дерево в быту славян

Деревья помогали славянам не только духовно — они неизменно окружали наших предков и в быту — из дерева изготавливали буквально все от жилищ до предметов повседневного обихода: лавки, детские колыбельки, посуда, посохи, сельскохозяйственный инвентарь, обувь…

Дома славяне возводили в «чистых» местах, неподалеку от леса и питьевых источников. Одни деревья считались пригодными для строительства, другие приносили беду. Традиционные верования смешивались с чисто практическими соображениями: имело значение, какими особенностями обладает древесина, легко ли обрабатывается, не боится ли влаги.

В строительстве применялись преимущественно деревья хвойные — лиственница, сосна. Для возведения дома использовали разные породы древесины. Культовые постройки возводились из священного дуба. А осину, напротив, строители никогда не трогали.

Всеволод Иванов. Цикл «Афанасий Никитин». Ширков погост.

Посуду на Руси изготавливали из осины или дуба: считалось, что эта древесина сохраняет целебные свойства лекарственных отваров.

Люльки и колыбельки славяне сплетали из ивовых прутиков, или других быстрорастущих деревьев — например, ореха, чтобы ребенок хорошо подрастал, или боярышника, сулящего долгую жизнь. Очеп, то есть шест, с помощью которого колыбель крепили к потолку, делали из березы, чтобы сон у крохи был крепким. Брать для него ель избегали, иначе ребенок мог покрыться коростой, рассказывает российский лингвист Софья Михайловна Толстая (род.1938).

_______________

Подведем итог — как мы видим, деревья играли важнейшую роль в жизни славян: они сопровождали наших предков в радости и горе, в повседневности и в праздничные дни, в здравии и болезни. Можно сказать, что у людей и деревьев были одни корни.

Вспомним басню И. А. Крылова «Листы и корни», в которой сказано: «А если корень иссушится, не станет дерева, ни вас». 

Так будем же чтить свой Род и бережно растить Дерево своей души — так, как испокон веков делали наши мудрые предки.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Жила на свете Яблоня… и она любила маленького-маленького Мальчика. Каждый день Мальчик приходил к ней, собирал её листья и сплетал из них венок, чтобы играть в Лесного Короля. Он взбирался по её стволу, качался на её ветвях и eл яблоки. И они играли с Яблоней в прятки. А наигравшись, он засыпал в тени её ветвей. И Мальчик любил Яблоню… очень. И Яблоня была счастлива. Но шло время. И Мальчик подрастал. И Яблоня частенько теперь оставалась одна. И вот однажды Мальчик пришёл к Яблоне, и она сказала: — Иди сюда, Мальчик, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях, поешь моих яблок, поиграй в моей тени, и ты будешь счастлив! — Я уже слишком взрослый для того, чтобы лазить по деревьям и качаться на ветвях, — ответил Мальчик. — Я хочу покупать вещи и получать удовольствия. Мне нужны деньги. Ты можешь дать мне деньги? — Прости, — ответила Яблоня, — но у меня нет денег. У меня есть только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, Мальчик, и продай их в городе. Ты получишь за них деньги и будешь счастлив. — Мальчик взобрался по стволу, собрал все яблоки и унес. И Яблоня была счастлива. После этого Мальчик долго не появлялся, и Яблоня грустила. Но однажды Мальчик вернулся, и Яблоня задрожала от радости и сказала: — Иди сюда, Мальчик, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях и ты будешь счастлив — Я слишком занят, чтобы лазить по деревьям, — ответил Мальчик. — Мне нужен тёплый дом, — продолжал он. — Я хочу иметь жену и детей, и поэтому мне нужен дом. Ты можешь дать мне дом? — У меня нет дома, — ответила Яблоня, — мой дом — это лес. Но ты можешь срезать мои ветви и построить себе дом. И станешь счастливым. — Мальчик срезал ветви Яблони и унёс их, чтобы построить себе дом. И Яблоня была счастлива. Потом Мальчик снова исчез на долгое-долгое время. А когда он вернулся, Яблоня была так счастлива, что едва могла говорить. — Иди сюда, Мальчик, — прошептала она, — иди, поиграй. — Я слишком стар и печален, чтобы играть, — ответил Мальчик. — Мне нужна лодка, чтобы уплыть далеко… и стать счастливым. — И Мальчик спилил ствол Яблони… и построил себе лодку, и уплыл далеко-далеко. И Яблоня была счастлива… но не совсем. Опять прошло много времени, и Мальчик вернулся к Яблоне. — Прости, Мальчик, — сказала она, — но мне нечего больше дать тебе. У меня не осталось яблок. — Яблоки мне теперь не по зубам, — ответил Мальчик. — У меня не осталось ветвей, — сказала Яблоня, — ты не сможешь покачаться на них. — Я слишком стар, чтобы качаться на ветвях, ответил Мальчик. — У меня не осталось ствола, — сказала Яблоня — и тебе не по чему больше взбираться вверх. — Я слишком стар, чтобы взбираться вверх, — ответил Мальчик. — Прости, — вздохнула Яблоня, — мне бы очень хотелось дать тебе что-нибудь… но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости… — А мне теперь много и не нужно, — ответил Мальчик, — мне бы теперь только тихое спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал. — Ну что ж, — сказала Яблоня, выпрямляясь, насколько это было возможно, — старый пень как раз годится, чтобы посидеть и отдохнуть. Иди сюда, Мальчик, садись и отдыхай. Так Мальчик и сделал. И Яблоня была счастлива…

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

тематический характерЗадания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.»Предисловии»* * *
ОКТЯБРЬ1-я неделяДеревья
Для детей 4-5 лет

  • 1 береза, 2 …, 3 …, 4 …, 5…
    1 дуб, 2 …, 3 …, 4 …, 5 …И так далее.
  • Береза — березка, березонька, березушка.
    Дуб — дубок, дубочек и т. д.
  • Одна береза — много берез.
    Один дуб — много дубов.И так далее.
  • Лист березы — березовый.
    Лист рябины — рябиновый.
    Ветка каштана — каштановая.И так далее.
  • Белочка сидела … (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась … (с) дерева. Орешек лежал … (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась … (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что … (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе … (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла … (под) дерево. Она спряталась … (в) дупле.

* Текст взят из альбома «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Н. Э. Теремкова.

  • Его весной и летомМы видим одетым,
    А осенью с бедняжкиСорвали все рубашки.
    (дерево).
  • Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.(«шагать» средним и указательными пальцами по столу)

  • Листья.
    Листья осенние тихо кружатся,
    Листья нам под ноги тихо ложатся
    И под ногами шуршат, шелестят,
    Будто опять закружится хотят.

Для детей 5-7 лет
кустарникгербарий

  • 1 береза, 2 …, 3 …, 4 …, 5…
    1 дуб, 2 …, 3 …, 4 …, 5 …И так далее.
  • Береза — березка, березонька, березушка.
    Дуб — дубок, дубочек и т. д.
  • Одна береза — много берез.
    Один дуб — много дубов.И так далее.
  • Лист березы — березовый.
    Лист рябины — рябиновый.
    Ветка каштана — каштановая.И так далее.
  • Белочка сидела … (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась … (с) дерева. Орешек лежал … (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась … (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что … (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе … (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла … (под) дерево. Она спряталась … (в) дупле.
  • У сосны иглы длинные, а у ели — …
    У клена листья большие, а у березы — …
    У березы ствол светлый, а у клена — …
    У дуба ствол толстый, а у березы — …

«4-ый лишний»
Береза, клен, тополь, колокольчик.
Ель, дуб, осина, тополь.»Реши задачу»
Ствол дуба толще, чем ствол осины. А ствол осины толще, чем ствол березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?

  • Береза
    Красавицей русских лесов называют березу. Стройная с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза — символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова — лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.

Листья деревьев. Картинки для раскрашивания
Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 26 сентября 2007 г.

Комментарии к статьямРазвитие речи. Октябрь01.10.2007, 21:31галина07.10.2007, 22:05лена10.10.2007, 10:17Татьяна16.10.2007, 10:27Линара17.10.2007, 19:45Оксана Сергеевна18.10.2007, 20:22Сергиевская Елена05.10.2011, 17:56Светлана28.11.2011, 19:23Зульфия

Ученый медведь (рассказ)

 – Дети! Дети! – кричала няня. – Идите медведя смотреть.

Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.

– А ну-ка, Миша, – говорит нижегородец, дергая медведя цепью, – встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.

Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.

– А ну-ка, Мишенька, – продолжает нижегородец, – покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо – на брюхе; а мокренько – на коленочках.

И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дергает.

– А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.

Идет медведь, нейдет; назад оглядывается, лапой за ухом скребет.

Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться. Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:

– А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись, да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.

И пошел медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь.

Береза

В России много красивых, полезных и необычных деревьев. Одни, как дуб, дают нам красивую и прочную древесину и жёлуди для питания животным. Кедр радует вкусными орехами, а на липовых цветах пчёлы собирают мёд. Но есть одно дерево, которое считается не только символом России, но и является моим любимым. Это русская берёзка.

Есть несколько видов этого дерева. Один из них – это знаменитая карельская берёза. У неё, так же, как и у дуба, крепкая и очень красивая древесина. Из древесины карельской берёзы делают сувениры, посуду, мебель. Получаются уникальные вещи. Но из-за того, что карельская берёза довольно редкое дерево, стоимость таких предметов очень велика. Не спасает даже то, что вырубка этого дерева запрещена законом, и создаются специальные питомники по разведению этого вида берёз. Красиво и необычно смотрится и другой вид – плакучая берёза. Длинные ветки опускаются почти до земли.

Привычная нам обыкновенная берёза не исчезающий вид. У неё нет цветов, как у липы и шишек, как у кедра, но каждую весну она радует нас вкуснейшим берёзовым соком. Он не только вкусный, но и очень полезный. А чтобы и зимой пить сок, можно заготовить его впрок, заморозив в холодильнике.

Но польза берёзы только соком не ограничивается. Из бересты дерева делают стельки для обуви, создают красивые картины, лекарства. Само название «берёза» происходит от слова «беречь». Как приятно прогуляться в берёзовой роще и поискать один из вкуснейших грибов – подберёзовик. Он не спроста так называется, ведь именно с этим деревом гриб тесно взаимодействует. Рассказывают, что из берёзы даже делали каши. Слой древесины под корой очень мягкий. Его и использовали для приготовления каш. Интересно было бы попробовать.

Даже если не смотреть на пользу берёзы, она просто очень красива! Ни одно другое дерево не имеет такой белоснежный ствол с чёрными крапинами. А осенью, когда листва желтеет, она превращается в настоящую красавицу. Многие знаменитые поэты и художники тоже любят берёзку: она присутствует на картинах и описана в стихах. Вот почему моё самое любимое дерево – это берёза.

Спор животных. К. Ушинский

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем. – Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.

– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу. Подслушал хозяин этот спор и говорит:


– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.

Задания к сказке:

Присказка перед чтением:

О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровать, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица, По комнате ходит …(сказка).

Беседа о сказках:

Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели-авторы, называются … (авторскими). А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются … (народными). — Молодцы! А сейчас мы узнаем, как вы знаете сказки и сказочных героев. Загадки по сказкам: Перед волком не дрожал, От медведя убежал. А лисице на зубок все ж попался. (колобок) — Из какой сказки этот герой? Какая это сказка – народная или авторская?

Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше лепестка. В ореховой скорлупке девочка жила. Вот какая девочка, как она мила. Кто читал такую книжку, Знает девочку малышку. (Дюймовочка. Г.Х.Андерсен) — Из какой сказки этот герой? Какая это сказка – народная или авторская? Кто – то по лесу идет, Короб на спине несет. Вкусно пахнет пирогами. Что за сказка перед нами? (Медведь и Маша.) — Из какой сказки этот герой? Какая это сказка – народная или авторская? Он не знает ничего! Вы все знаете его… Мне ответьте без утайки, Как зовут его?.. (Незнайка. Н.Носов) — Из какой сказки этот герой? Какая это сказка – народная или авторская?

Чтобы попасть в страну сказок, мы должны отгадать загадки: Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи. (собака). -изображение собаки. Голодная мычит, Сытая жует, Всем детям молоко дает. (корова). -изображение коровы. Четыре ноги, Пятая грива, Шестой хвост, Погоняй, не бойсь. (лошадь) -изображение лошади.

Чтение по ролям (после чтения, для читающих).

Источник картинки: planetaskazok.ru/images/stories/ushinsky/sbornik_4/02.jpg

  • Спор деревьев. К. Ушинский Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит: – Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто…
  • К. Ушинский «Спор воды с огнем» Огонь и вода заспорили между собой, кто из них сильнее. Спорили долго, дрались даже. Огонь донимал воду своим пламенным языком, вода, шипя от злости, заливала расходившееся пламя, но спора решить не могли и выбрали себе…
  • Спор деревьев. К. Ушинский Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит: – Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто…
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: