Воспитание детей. уроки психологии для родителей

Краткое содержание Осеева Сыновья за 2 минуты пересказ сюжета

Встретились как-то три подруги, живущие по соседству, у колодца и зашел у них разговор об их сыновьях. У каждой из них было по одному сыну, и им было что обсудить. Не очень далеко сидел пожилой мужчина и стал невольным слушателем их разговора.

Первая женщина, пока набирала воду в ведра, рассказывала какой сильный и ловкий у нее мальчик. Он может выполнять всякие акробатические трюки и очень хорошо физически развит.

Вторая хвасталась своим сыном тоже. Ее ребенок мог красиво петь, так что люди едва заслышав его голос бросали дела и не могли оторваться от прослушивания его пения.

Слушала-слушала третья женщина своих собеседниц, но сама промолчала. Нечего было ей сказать, лишь промолвила что ее сын — самый обычный мальчик и никаких особых талантов у него не наблюдается.

Набрали воды женщины и пошли в сторону своего дома. Дорога была дальняя и не простая. Очень тяжёлые ведра от которых выворачивались руки и ломило спину. Когда подошли к своей улицы три героини рассказа, то выбежал сын первой женщины и стал показывать все на что он способен — и колесом ходить и кувыркаться. Второй мальчик — сын второй женщины увидев свою мать запел красивейшим голосом. Казалось птичье пение померкло на его фоне.

И только третий сын просто подошёл к своей маме и не делая ничего, чем можно было бы хвастаться, взял тяжелые ведра из рук матери и понес их в дом. Увидев все это, старичок, который слышал весь разговор вынес свой вердикт, что только лишь одного сына он сейчас видел, а не трех.

Рассказ «Сыновья» учит тому, что показать свою любовь, свое уважение и помощь старшему поколению надо уметь не через какие-то праздные поступки, а настоящим делом, которое действительно облегчит жизнь и окажется полезным другим. В такой полушутливой форме автор показал, что на самом деле ценно в жизни, а что имеет второстепенное значение. Ведь не в словах, не в песнях, а в настоящем деле проявляется истинное лицо человека.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чуковский Серебряный герб Данное произведение чисто автобиографическое повествует нам о школьных годах писателя. Когда Корней Иванович вырос и стал известным человеком в области детской литературы, он решил написать повесть о своих учителях
  • Краткое содержание Стендаль Красное и чёрное Главный герой книги Жюльен Сорель вырос в семье плотника в маленьком городке Верьер. Был он младшим сыном в семье, и совсем не походил на своих старших братьев. Отец, глядя на него, все время думал, что Жюльен будет обузой
  • Краткое содержание Шукшин Дядя Ермолай В рассказе «Дядя Ермолай», написанном Василием Макаровичем Шукшиным, описываются события, происходившие в Советском Союзе.
  • Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана В самом начале идет воспевание Мистера Икса, который всегда выступает в темной маске. Тут же стоит директор цирка и Пуассон и сплетничает об артисте. Неожиданно появляется Теодора Вердье, не пропускающая ни одного его выступления.
  • Краткое содержание Шолохов Батраки В рассказе М. Шолохова «Батраки» главный герой — семнадцатилетний парень Федор Бойцов, рано потерявший отца, единственного кормильца семьи.

2minutki.ru

Информация о произведении

Рассматриваемый рассказ — один из самых известных в творчестве советской писательницы Валентины Осеевой. Как и другие краткие произведения, он взят из жизни и дополнен сказочными элементами. В вымышленных героях многие поколения юных читателей нередко узнавали себя, что позволяло им меняться к лучшему и находить ответы на волнующие вопросы.

Рассказ написан в 1943 году, однако его сюжет по-прежнему актуален. Умение ладить с окружающими и находить правильные слова необходимо взрослым и детям. Простым и понятным языком Валентина Александровна объясняет, насколько волшебным является вовремя сказанное слово «пожалуйста».

Возвратившись домой, Павлик вспомнил о старичке и его совете. Он попросил у Лены краски, произнося при этом «пожалуйста», и не получил отказа. Видя, что бабушка напекла пирожков, мальчик обратился к ней шепотом. Он попросил кусочек и добавил магическое словечко. Растроганная старушка с радостью угостила внука. То же произошло и при общении со старшим братом. Поначалу парень сомневался в искренности Павла, но уступил и согласился взять с собой на речную прогулку.

Счастливый мальчик осознал, насколько сильна магия всего лишь одного вовремя сказанного слова. Он поспешил поделиться своей радостью со старичком, захотел поблагодарить его за совет. Однако, вернувшись в парк, увидел только пустую скамейку и начерченные дедушкой зонтиком на песке непонятные знаки.

Пересказ рассказа В. Осеевой «Сыновья»

(Социально-коммуникативно-речевое занятие в рамках недельного тематического плана «Девочки и мальчики»).

Автор занятия: Екатерина Тимофеевна Чусовлянкина, воспитатель МБДОУ «Ергачинский детский сад».

Цель:

Практика пересказа текста рассказа последовательно, без пропусков и повторений, предавая речь персонажей. Совершенствовать умения подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать способность к самопознанию и самовыражению. Систематизировать знания детей о способах словообразования.

Закреплять правильное произношение звуков «н» и «нь», умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова с данными звуками.

Вводная часть:

— Дети, кто вы? (Ответы детей: мальчики, девочки, дочки, сыновья и т.д.). Как вы думаете, какими должны быть дочки у мам, а какие сыновья? (Ответы детей).

— Я хочу вас познакомить с произведением В. Осеевой «Сыновья».  

(Воспитатель читает рассказ).

Рассказ «Сыновья»

«Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. — А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит. — Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья? — А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!»

Вопросы по рассказу:

Как вы думаете, к какому жанру относиться это произведение? Правильно это рассказ, а почему вы так считаете?  О чем писательница пишет в этом рассказе? По каким словам вы поняли, что мамам было тяжело нести воду с колодца?

  • Какая часть рассказа вам понравилась больше, и вы хотели бы услышать ее еще раз?
  • Воспитатель предлагает пересказать рассказ по цепочке, не повторяя сюжет предыдущего рассказчика, а продолжая сюжетную линию произведения.

— Дети, а как можно назвать сына, который помог маме донести воду? (Ответы детей). Этот мальчик любит труд, значит он какой? (Трудолюбивый).

Динамическая пауза «Дочки и сыночки»

Девочки попрыгали, мальчики присели, Мамины дочки похлопали в ладошки, Папины сыночки встали на носочки, Внучки подняли вверх ручки. Внуки широко разводят руки. Добрые, послушные малыши — 

На стульчики дружно пошли.

— Дети, скажите, вы помогаете, дома родителям? Продолжите фразу «Я мамин (папин) помощник, потому что я…»? (Дети составляют предложения на тему «Я помощник»).

Заключительная часть:

— Внимательно послушайте слово, которое я скажу. Готовы? Слушайте, слово «СЫН». А теперь скажите, сколько звуков в этом слове, сколько слогов, какой последний звук в слове?

— Я предлагаю поиграть вам в игру «Я знаю много… слов на звук «Н». Дети, поднимая руку, говорят слово, а воспитатель за правильный ответ дает фишку по окончанию игры подсчитывают результаты и выявляют победителя.

— Я знаю, вас очень любят в вашей семье, потому что вы…. (дети продолжают фразу, давая характеристику своих положительных качеств).

Скачать конспект НОД «Сыновья» для детей подготовительной группы

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Стефани Шталь

«Ребенок в тебе должен обрести дом. Вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки»

Немецкий психолог Стефани Шталь простыми словами рассказывает о двойной структуре личности человека. С ее подачи мы снова стали говорить о «внутреннем ребенке» — бессознательной части психики, которая хранит отпечаток жизненного опыта и вызванные им чувства. А «внутренний взрослый» — это та часть личности, которая рефлексирует, анализирует, принимает решения и регулирует проявления «детской» части.

Иллюстрируя свои теории понятными образами, Шталь объясняет, как формируется и почему остается с нами «детская» часть и как она влияет на жизнь взрослого человека. Читатель научится отслеживать в себе детские установки, находить незакрытые базовые потребности и менять восприятие самого себя, других людей и мира вокруг.

Взаимное уважение между супругами

Конечно, ребёнок многому учится в социальных учреждениях, которые он посещает — детский сад и школа. Там ребятам объясняются и внушаются многие нравственные понятия: патриотизм, дружба, доброта и пр. Однако малыш может сотни раз слышать слова о необходимости уважения взрослых, в частности, своих родителей, но если дома он не наблюдает у мамы с папой почтительного отношения друг к другу, то всё это останется для него просто абстракцией.

Муж и жена никогда не должны при ребёнке указывать на недостатки друг друга, тем более недопустимы оскорбления. Все замечания нужно делать в тактичной форме.

Супругам недопустимо при ребёнке делать друг другу язвительные замечания, грубо указывать на недостатки, тем более использовать оскорбления

Супругам нужно чаще проявлять взаимное уважение, говорить комплименты, вежливые слова, оказывать мелкие, но важные знаки внимания (папе пропустить маму вперёд, подать руку, помочь взять сумку и пр.). Ребёнок, конечно же, замечает, что родители ценят друг друга и сам начинает относиться к ним соответствующе.

Наблюдая заботливое и уважительное отношение родителей друг к другу, и ребёнок начинает относиться к ним так же

Мой сын был в гостях у одноклассника и стал свидетелем того, как мать стала оскорблять отца нецензурными словами просто за то, что он не так приготовил обед к их приходу. Хотя на самом деле стоило, вообще, похвалить мужа за то, что тот занимается готовкой. Наблюдая такое отношение к отцу (тот, в свою очередь, молча всё это выслушивал, маленький сын может задуматься, а стоит ли уважать папу, если мама его не уважает.

Если вдруг сын или дочь дерзко разговаривает с одним из родителей, хамит, второй ни в коем случае не должен оставаться к этому равнодушным. Аналогично нельзя негативно отзываться о своей второй половине в её отсутствие при ребёнке. Например, вместо того чтобы сказать «К приходу папы нужно обязательно убраться, а то он будет ругаться!» маме следует сказать «Давай порадуем папу, и к его приходу сделаем уборку — он ведь так любит порядок».

Очень полезно устраивать семейные вечера, хотя бы раз в неделю. При этом все домочадцы не просто находятся в одной комнате, увлечённый каждый своим делом, а именно объединяются за каким-то занятием — настольной игрой, чтением книги, просмотром доброго семейного фильма и пр.

Замечательная традиция — семейные вечера, когда вся семья объединяется за каким-то занятием, например, настольной игрой

Создаём атмосферу игры

Дети чувствуют напряжение между родителями и другими членами семьи. Постарайтесь создать дома непринуждённую дружескую атмосферу. Где каждый интересен друг другу и не вызывает дискомфорта. Обменивайтесь новостями, общайтесь в шутливой форме и будьте одной командой.

«О симпатии, как и об общей тональности отношений между членами семьи, можно судить по присутствующему в доме духу шутливости и игры. Непринуждённость и игривость — это своего рода смазка семейной жизни, без которой её колеса и шестерёнки будут вращаться с трудом. Когда я вижу, что между членами семьи строгие, напряжённые отношения, то я тут же начинаю беспокоиться».

Педагогическая деятельность

В. Осеева не собиралась становиться учителем. Интерес к наставничеству проснулся в ней случайно, по воле обстоятельств. В 1923 мать получила указание от партийного руководства отправиться с Солнечногорск и взяться за работу в местной трудовой коммуне.

В задачи Осеевой-старшей входило обучение, образование детей, которые потеряли родных в революции и гражданской войне. На тот момент писательнице было уже 20 лет.

В один день Валентина пришла на работу к матери. Ее заинтересовали воспитанники трудовой коммуны. Нищие сироты, одетые в то, что было под рукой, необразованные и потерянные. Вот что предстало перед глазами Осеевой.

Вспомнив своих друзей, простой рабочий люд с окраин государства, она поняла, что ее настоящее стремление — помогать детям, воспитывать будущий граждан и достойных людей.

Начиная с 1924, Осеева устроилась учителем и воспитателем. В своей должности женщина значительную часть жизни, около 16 лет.

Почему мужчины не хотят воспитывать детей? А может, они просто не умеют?

Всего сотню лет назад у мужчин и женщин были строго определенные обязанности. Первые должны были служить в армии и зарабатывать на хлеб, вторые — рожать детей и заниматься домом. С появлением Советского Союза эти правила были упразднены. Теперь работать могла и женщина, а молодые отцы с колясками начали появляться на улицах многих городов. 

Но генетическую память стереть не так легко, как переписать государственные указы. Многие мужчины уверены, что воспитание ребенка — это все еще сугубо женское дело. Иногда эта уверенность доходит до смешного. Наверняка, и в вашем окружении есть такие мужчины, которые гуглят, как сменить памперс маленькому ребенку или не могут посидеть с крохой и пары часов, пока мама обновляет маникюр. 

Личный пример — уважение мамы и папы к собственным родителям

Маме и папе трудно научить ребёнка уважать себя, если сами они не относятся почтительно к собственным родителям. Конечно, это бывает трудно, если молодая семья проживает вместе с представителями старшего поколения. Бабушки и дедушки вмешиваются в воспитание внука, упрекают своих взрослых детей. Последние отвечают на это грубостью. Малыш как губка впитывает такое поведения, воспринимая его как норму.

Конечно, иногда трудно демонстрировать уважение к старикам, если молодая семья живёт с ними совместно

Чтобы избежать конфликта поколений, конечно же, молодой семье нужно стараться жить отдельно. При этом нужно постоянно показывать сыну или дочке уважительное отношение к старшему поколению. Следует регулярно всем вместе навещать бабушек и дедушек, при ребёнке звонить и интересовать их здоровьем, делать небольшие, но приятные подарки.

Нужно вместе с детьми регулярно навещать пожилых родственников, интересоваться их здоровьем

Очень важно не отзываться о стариках пренебрежительно в их отсутствие, не раздражаться на них. Например, «у дедушки совсем поехала крыша» или «у бабушки склероз — сколько раз можно говорить одно и то же»

Ведь сегодня дети больше знают со слов родителей о недостатках своих родственников, чем об их заслугах и достоинствах.

Аналогично нужно пресекать проявление детского неуважения к пожилым родственникам. Ведь иногда взрослые с детства затаивают обиды на своих родителей (считают, что их недолюбили или что-то недодали) и подсознательно вымещают это на них. Например, когда малыш не слушается бабушку, грубит ей, мама или папа не вмешивается, не спешит приструнить своё чадо. Аналогично так поступают иногда невестки со свекровью или зятья с тёщей. Естественно, у ребёнка всё это откладывается в сознании, и он переносит такое поведение на собственных родителей.

Сочинение 2

У каждого человека в нашем большом обществе, так или иначе, есть место, есть люди, которых мы можем назвать своей семьей, назвать своим домом. Для кого-то семья это его прямые родственники, то есть кровные родственники. Для кого-то семьёй могут стать совсем не родственники, а просто близкие человеку люди, которые так или иначе оставили след в жизни человека, люди, которые добились признания этого человека. Однако, так или иначе, нас всех объединяет наличие семьи. У кого-то эта семья хорошая, благополучная, в которой царят самые прекрасные отношения, и в пример приводятся только лучшие человеческие добродетели, у кого-то же эта отнюдь не самое приятное место, в котором также неприятно находиться.

Семьи бывают разные, и точно также бывают разными причины становления семей такими, какими они стали по причине тех или иных обстоятельств. Так или иначе, это всё равно семьи, со своими особыми устоями и обычаями в их узком кругу, куда вход посторонним строго настрого запрещён, и потому ни один человек не может узнать того, что ему знать не дозволено. Обычно в семьях царят довольно нейтральные отношения, которые не исключают места некой злобы или небольшой агрессии, однако также поощряют проявление доброты и ласки, которая всегда идёт на пользу той или иной семье.

Взаимоотношения в семье также важны, как и общее благосостояние семьи, и состояние её материальной составляющей. Так или иначе, в любой семье складывается практически уникальный тип взаимоотношений, который формируется в связи с составом этой семьи, их историей, личностными качествами каждого человека в семье. Очень часто в семьях происходят конфликты, что, конечно же, является нормой, ведь такое замкнутое небольшое общество людей просто не может обходиться конфликтов и споров, из-за чего возникают все человеческие ссоры, обиды, и скандалы. Однако, даже при том, что ссоры являются нормой, необходимо помнить о понятии меры, и всегда придерживаться её, так как самым важным понятием и вещью в семейных отношениях является осознание каждым её членом чувств окружающих, их переживаний.

Таким образом, мы видим, что тема семьи и взаимоотношений внутри неё достаточно важна, так как любой человек, так или иначе, состоит в семье, и он просто обязан помнить о данных простых вещах, которые помогут наладить ему отношения со своей семьёй, и частности со своими родителями.

В. Осеева «Сыновья»

Литературное чтение 2 класс

(либо ОСЭ 4 класс)

В.Осеева «Сыновья»

Урок разработан по технологии «Структуризация сплошных текстов с помощью ТРКМЧП»

ПЛАН УРОКА

  1. ВЫЗОВ
  1. Определение темы урока (ответы ученики вписывают в индивидуальную карточку см.ниже)

— «Третий лишний» Кто лишний? Почему?

  • А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, В.А.Осеева (поэты, прозаик)
  • «Сыновья», «Телефон», «Путаница» (знакомые, не знаем)
  1. Прогнозирование

— О чем может быть рассказ с таким названием?

  1. «Синквейн» — Сыновья (дети в карточке заполняют карандашом)
  1. ОСМЫСЛЕНИЕ
  1. «Чтение с остановками» (До слов «…- Ну что? Каковы наши сыновья?»)

— Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья» старику? (Ответы детей, чтение теста до конца)

2. «Да-нет»ка (Учитель читает вопросы, дети работают в карточке)

  • Сын одной из женщин мог бы работать в цирке. да
  • Один из мальчиков лучше всех танцевал. нет
  • Один из мальчиков лучше всех пел. да
  • Все три женщины хвалили своих сыновей в рассказе. нет
  1. Выразительное чтение диалога матерей по ролям.
  1. Самостоятельное чтение теста «Толстые – тонкие вопросы» (Дети самостоятельно записывают в карточку)
  1. Работа в группах «Собери пословицы»
  • О любви к маме говорят дела, а не слова.
  • Всякой матери свое дитя мило.

Проблемный вопрос: Какая пословица подходит к данному рассказу? (во время дискуссии заострить внимание на основной мысли рассказа)

  1. РЕФЛЕКСИЯ
  1. Синквейн «Сыновья» (ученики возвращаются к своему синквейну, по желанию изменяют его)
  2. Рефлексия

— Сегодня я узнал…

— Было интересно…

— Я понял, что…

— Мне захотелось…

3. Итог урока

Мы с вами все сыновья и дочки, а скоро вся страна будет праздновать замечательный праздник – 8 марта.

У вас на столах есть сердечки, возьмите каждый сердечко и напишите самые красивые слова о своей маме. А на празднике у нас в классе, посвящённом нашим мамам, мы обязательно подарим ваши любящие сердца.

Сыновья

Осеева Валентина

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: – Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит. – А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая. А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки. – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка: – Ну, что? Каковы наши сыновья? – А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Индивидуальная карточка

Тема В.А.Осеева
Сыновья
Синквейн
1 существительное СЫНОВЬЯ
2 прилагательных
3 глагола
Фраза, состоящая из 4 слов. Выражает твоё отношение к теме
Синоним
Да Нет
Толстый вопрос Тонкий вопрос
Примерные вопросы
  • Если старичок был рядом с вами, он увидел бы вас? Почему?
  • Что вы должны делать, чтобы родители гордились вами?
Примерные вопросы
  • О ком говорится в рассказе?
  • Что делали женщины?
  • Что рассказала о своём сыне первая женщина?
  • Что рассказала о своём сыне вторая женщина?
  • Что рассказала о своём сыне третья женщина? Почему?
  • Почему женщины останавливались?
  • Почему старичок сказал, что видит только одного сына?
Основная мысль
О любви к маме говорят дела, а не слова.

Уважение к самому ребёнку

Прежде чем требовать от ребёнка уважения к себе, родители должны сами увидеть в нём личность, требующую соответствующего отношения. Так, с детства нужно прислушиваться к мнению малыша, советоваться по бытовым вопросам («Нравится ли тебе платье, которое я надела?»), давать ему возможность выбора («Какие колготки ты хочешь одеть сегодня в садик?», «Какое домашнее задание вначале сделаем — по русскому языку или математике?»), видеть в нём интересного собеседника. Ребёнок будет чувствовать, что с ним считаются, ценят его мнение, и будет благодарен за это взрослым.

В ребёнке нужно видеть личность, имеющую право на выбор, на собственное мнение

Если кроха что-то не понимает, но недопустимо беспрекословным тоном заявлять «Потому что я так сказал (а)!». Это не аргумент, а проявление неуважения к ребёнку — он просто почувствует свою никчёмность и незначительность. Родители должны подробно объяснить, как именно нужно вести себя в той или иной ситуации.

Видео: а уважаю ли я своего ребёнка (рассказывает психолог Дмитрий Карпачёв)

Уважение к родителям не возникает само по себе. Оно неразрывно связано с правильным воспитанием ребёнка. Прежде всего мама и папа должны сами уважать малыша, видеть в нём личность, не забывая в то же время о собственном авторитете. Также очень важен личный пример взрослых — почтительное отношение к собственным родителям.

Тот случай, когда чужих детей не бывает

На этот раз семья не скрывалась — наоборот, переезды были связаны с заданиями партии. В 1923 году мама Вали, Адриана Леонидовна, получила новое задание: возглавить коммуну для беспризорниц имени Клары Цеткин. Опять вся семья снялась с места и поехала жить в Солнечногорск.

Надо понимать, что в двадцатые беспризорницами становились не обязательно на фоне дромомании или конфликтов в семье. Сначала Мировая, потом Гражданская войны, эпидемии, которые идут с войнами рука об руку, оставили без дома и семей очень многих детей. В начале двадцатых их стали собирать в коммуны, и многие сдавались туда сами — ради хоть какой-то определённости в жизни. Это не воспринималось как колония или детдом. Просто шанс выжить и получить образование.

Пообщавшись с этими детьми, молодая и горячая Валя поняла, что хочет сделать всё, чтобы их жизнь снова стала нормальной. Так она бросила все мечты об актёрстве и стала педагогом. В Солнечногорской коммуне Осеева провела шестнадцать лет. На обычную воспитательницу она была непохожа: с грубоватыми манерами, но очень нежная душой, она сочиняла (для нежной души) стихи, много курила, говорила басом и пела под настроение цыганские романсы. Они ей очень удавались.

Это именно девочки из коммуны убедили её отправить в редакцию рассказы — Осеева сочиняла для них много разного, от сказок до пьес с большим количеством персонажей. Получив рассказы Осеевой, редакторы сказали: Валентина Александровна, пишите ещё. Такая литература детям нужна. Но с писательством пришлось погодить: началась Великая Отечественная война.

Коммуну эвакуировали в одну сторону, Валентину Осееву — в другую. Она очутилась в Башкирии и устроилась воспитательницей в детский сад. Русских детей почти не было, так что Валентина постаралась поскорее выучить башкирский. Она пересказывала башкирским детям русские и европейские сказки, узнавала от них башкирские и переводила их на русский.

В.А.Осеева «Сыновья»

В.А.Осеева «Сыновья»

Цели:

1) познакомить с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья»; способствовать его полноценному восприятию; совершенствовать навык чтения; 2) формировать систему умений анализировать рассказ, формировать умение определять отношение автора к поступкам героев; 3) воспитывать заботливое отношение к матери; развивать желание помогать родителям, когда они в этом нуждаются.

Ход урока

1 Повторение изученного и подготовка к восприятию

— Вчера на уроке мы читали рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Что вам особенно запомнилось из нашего разговора, что вы для себя уяснили? (Нужно по-доброму, уважительно относится к членам своей семьи). -Сегодня мы продолжим разговор о семье и поразмышляем над отношением детей к матери. Каждый из вас – сын или дочь. И я тоже – дочь своей мамы. А у любой мамы есть одна заветная мечта: чтобы сын или дочь были хорошими людьми. -Прочитайте вопрос на доске – Что значит быть хорошим сыном (или дочерью)? -Как бы вы ответили на этот вопрос? Спасибо за ваши слова, мысли. Сегодня мы узнаем, что об этом думает В.Осеева, каково её мнение. А поможет нам разобраться рассказ «Сыновья». 2 Первичное восприятие .Выяснение первичного восприятия.

Первый раз рассказ читает учитель, затем задаёт вопросы. -Понравился ли вам рассказ? -Догадались ли вы, что значит быть хорошим сыном (дочерью)?

3 Постановка учебной задачи.

-Прочитаем рассказ ещё раз и узнаем, кого В.Осеева считает хорошим сыном. (Текст читают дети).

4 Выборочное чтение и анализ текста.

— Чтобы ответить на наш вопрос, давайте познакомимся с героями. Вам поможет заголовок.(Сыновья) -А теперь прочитайте 1 абзац и отыщите других героев рассказа. (Две женщины, третья женщина, старичок – Учитель выписывает героев на доску).

— Посмотрите ещё раз на доску. Вас ничего не удивило, нет ли вопросов? А вот у меня возник вопрос: почему В.Осеева говорит о двух женщинах, а уже потом о третьей? Ведь можно было бы сказать три женщины или первая, вторая, третья. Попробуйте предложить и начните свой ответ со слова «наверное». (ответы детей) — Чтобы ответь на этот вопрос, поближе познакомимся с женщинами. Прочитайте 2 абзац и выделите слова женщин о своих сыновьях. (По ходу чтения на доске появляется запись):

1

. «ловок да силён, …никто с ним не сладит»2. «поёт как соловей, …ни у кого голоса такого нет»3. молчит — Посмотрите на действия этих женщин. (1 и 2 женщины говорят, а 3 молчит). — Слова каких женщин схожи? (первой и второй). — Что вы можете сказать о 1 и 2 женщинах? (Первая и вторая женщины похожи. Они хвастаются своими сыновьями, считают их особенными, самыми лучшими). — Верно, поэтому автор показывает этих героев вместе – две женщины. А третья – молчит. Почему? (мнение детей) Докажите текстом. («ничего особенного в нём нету»). — Третья женщина отличается от двух других, поэтому автор называет её отдельно – третья женщина. Давайте перечитаем разговор мА и попробуем своим чтением показать, что первые две женщины хвастаются своими сыновьями, а третья – молчит. (чтение по ролям). — Итак, мы выяснили, что женщины разные. А что их объединяет? (Они мамы. У каждой есть сын). — И мы немножко познакомились с сыновьями, увидели их глазами мам. (вернуться и перечитать записи на доске). — У нас остался ещё один герой –старичок. Что вы о нём узнали? (1 абзац). — Попробуйте определить отношение автора к этому герою. ( Старичок, а не старик. Автор говорит об этом герое ласково, по-доброму, с уважением). — В.Осеева только упомянула, назвала этого героя и всё. Почему? Как вы думаете? (Он не случайный герой, ему будет отведена своя роль. Мы встретимся с ним позже). — Давайте ещё раз вернёмся к вопросу, который мы себе задали. ( чтение вопроса, записанного на доске). — Чтобы помочь нам найти правильный ответ, автор испытывает своих героев, как они поведут себя в одной и той же ситуации. Прочитайте абзац, в котором рассказывается о действиях женщин. ( Набрали вёдра, пошли, идут, останавливаются, болят руки, ломит спину). — Что означает слово «ломит»? Попробуйте заменить его другим.(болит спина). -Я посмотрела в словаре значения слов «ломить» и «ломота». Ломить – вызывать ломату. Ломота – болезненное ощущение в костях. Почему у мам такое состояние? (Им очень тяжело). — «Вдруг навстречу три мальчика выбегают». Будем отмечать, как ведут себя сыновья, видя, что их матери несут тяжёлые вёдра.1ряд – о первом сыне2 ряд – о втором сыне3 ряд – о третьем (Учитель записывает на доске слова, прочитанные детьми, напротив слов матерей). 1 ряд- «Один через голову кувыркается, колесом ходит»

2 ряд- «Песню поёт — соловьём заливается». 3 ряд- «К матери подбежал…» — Кто из мальчиков привлёк ваше внимание и почему? — Пере

Методы воспитания детей в семье

У каждого есть свои методы воспитания детей в семье. Им придерживаются традиционно из поколения в поколение. «Как воспитывали нас, так и мы будет воспитывать» — это нормальный ответ современных родителей. Ведь, как они считают, не так важна сама система воспитания детей, как результат, с которым мы столкнемся или не столкнемся в будущем.

Несмотря на многие различия в применении методов воспитания, каждый родитель хоть изредка но беседует с малышом. Чаще, конечно, убеждает и внушает, вместо того, чтобы советовать.

Немаловажен личный пример взрослого. Ребенок — зеркало. Замечали, как малыши копируют движения нас, родителей — то встряхнет волосами, как папа, то грозит пальчиком кукле, как мама.

Другие взрослые могут применять метод поощрения своими достижениями. Это не плохо, но надо знать меру. Ведь малыш может легко привыкнуть быть хорошим за похвалу.

И уж совсем негоже наказывать ребенка, который еще и выводы — то делать не умеет из наказаний. Наказания и угрозы — не лучшие методы воспитания детей в семье.

А у вас какие методы воспитания в семье?

И все же главным в семейных отношениях часто считается здоровое развитие малыша, о формировании его как личности семья часто не задумывается. А ведь семья — основа становления индивида. И от воздействия семьи на ребенка развиваются те или иные черты его характера.

В разных семьях взаимоотношения между взрослыми и детьми нельзя назвать правильными с точки зрения педагогики и тем более психологии. Частые наказания ребенка приводят к его отторжению от методов такого воспитания. Малыш отдаляется от родителей, уходит в себя.

И тогда уже до него будет сложно или даже невозможно достучаться. И воспитывать его будут уже не родители, а его обиженные чувства. От таких состояний малыша зависит, как он будет относиться к родителям, повзрослев.

Популярные сегодня пересказы

Егерь — краткое содержание рассказа Чехова Антон Павлович Чехов еще со времен начала своего творчества считается на поприще русской литературы непревзойденным никем мастером короткого рассказа. Его перу принадлежит большое количество лаконичных
Краткое содержание книги Медея и ее дети Улицкая В этом произведении описана жизнь нескольких поколений одной семьи. Главная героиня Медея в возрасте шестнадцати лет потеряла родителей, поэтому заботу о двенадцати братьях
Гарри Поттер и узник Азкабана — краткое содержание книги Роулинг Третья часть популярной франшизы о мальчике волшебнике начинается в доме №4 по Тисовой улице

Должно случится важное событие- в гости приезжает сестра Вернона Дурсля Мардж
Манфред — краткое содержание поэмы Байрона Главным героем стал один барон. Вот только он очень сильно отличается от других баронов, которые имеют большие замки или дворцы, также у любого барона имеется сын, и больше всего на свете ему хочется

Дочка подпольщиков

Уроженка Киева Валентина Осеева была одной из самых популярных советских детских писательниц. На официальных мероприятиях её предпочитали чествовать за серию книг про Васька Трубачёва и его товарищей. Но куда больше дети, и особенно девочки, любили Осееву за повести про Динку — беспокойную, постоянно влипающую в приключения дочь революционеров-подпольщиков. Повести эти были, конечно, автобиографические.

Обычно про отца Валентины Осеевой сообщают, что он работал инспектором или инженером. На самом деле, большую часть детства Вали он не работал — в связи с революционной деятельностью скрывался от властей. Какое уж тут инспекторство… Деньги в основном в семье появлялись через мать — она брала корректуру для газет. Надо сказать, мама Вали тоже была пламенной революционеркой, но ей повезло не засветиться, так что не пришлось переходить на нелегальной положение. Отца в конце концов арестовали, что прибавило Валиной маме хлопот. Позже, когда в жениных заботах надобность отпала, отец с ней быстро развёлся и женился на другой революционерки, помоложе.

Валя была в семье самой младшей. У родителей были ещё две дочки: Галя и Анжелика. Нетрудно догадаться, что Галя — это Алина из книги, а Лика стала Мышкой.

Учиться Валя начала в гимназии в Киеве, но только успела обзавестись подружками, как уже переехала в Житомир и пришлось осваиваться заново. С подвижным лицом, очень эмоциональная, Валя со школьных лет хотела стать актрисой и мечта её почти сбылась: после школы она поступила в Киеве в институт на драматический факультет. Но… Семья опять переехала, и уже подросшую Валю поставили перед фактом: никто и слышать не хотел о том, чтобы она осталась и закончила учёбу. Пришлось институт бросить, ехать со всеми в Москву.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: