Сказка «баба-яга»

Значение оберега Баба Яга для дома

Значение этого оберега трактуется неправильно на протяжении многих лет. Баба Яга до крещения Руси была защитницей дома, хранительницей домашнего очага и защищала от злых сил. Она занимала первое место среди домашних оберегов на то время. Но после данного события о ней забыли, как и о всех языческих богах. Спустя время ей начали приписывать злые черты характера, относить ее к нечисти. На смену ей пришли другие обереги, а добрая и мудрая Баба Яга ушла в забвение. Значение оберега таит в себе мудрость и доброжелательность, а также он хранитель семейных традиций.

Кстати, если повесить у себя в доме Бабушку Ягу, она будет защищать его от сглаза и зла. Оберег найдет свое место в любой комнате.

  • Если поместить Ягусю на кухне , она с радостью примет всех гостей за свой стол, и накормит всех, и напоит, еще и в дорожку сумочку сложит. Поэтому если вы часто собираетесь на кухне семьей или с друзьями, а может ваш дом часто посещают далекие гости, расположите оберег на кухне. Место у оберега на кухне должно быть почтенное, чтобы бабушка Яга всех видела.
  • Для защиты дома разместите Ягу в прихожей. Так она будет защищать дом от злых людей и привлекать в него добрых и нужных. Она будет следить, кто вхож в этот дом, а кто нет.
  • Если девушка незамужняя, то можно повесить или поставить оберег у изголовья. Ей будут сниться чудесные и волшебные сны, которые могут стать явью. В этот момент Баба Яга будет подыскивать ей хорошего молодца, который составит замечательную пару для девицы.
  • Если посадить Ягусю возле рабочего места и получить от нее благосклонность, то ваши дела пойдут вверх. Работа будет делаться быстрее и качественнее.

Теперь вы знаете истинное значение этого оберега, такое какое оно было изначально, до крещения Руси. Баба Яга находится в двух мирах. Один , мир мертвых, там она стоит своей костяной ногой, а другой мир , живых, где находится здоровой. Она из двух миров черпает мудрость, поэтому ее мудрость  иная, и благодаря этому она находит правильные советы для каждого при любых обстоятельствах.

Баба-Яга на экране

Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках. Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник Александр Роу. Первым образ этого отрицательного персонажа примерил Георгий Милляр в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.

Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.

Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил Зиновий Гердт, вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».

Зиновий Гердт в роли Бабы-Яги

Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса. Добрую старушку в лице актрисы Валентины Сперантовой юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала Татьяна Пельтцер в фильме «Там на неведомых дорожках…». Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.

Татьяна Пельтцер в роли Бабы-Яги

Нетривиальная старуха получилась у Майи Булгаковой в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж Валентина Кособуцкая, появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».

В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил Александр Леньков).

Александр Леньков в роли Бабы-Яги

После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили Марию Машкову.

Елена Яковлева в роли Бабы-Яги

В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая Лия Ахеджакова представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.

На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм «Последний богатырь» (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила Елена Яковлева.

Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».

Шаг 7

Прорисуем транспортное средство нашей Бабы-Яги — деревянную ступу. Вертикальными полосками обозначьте доски, а парой горизонтальных — железные скрепляющие обручи.

В заключительном этапе займёмся накладыванием теней. Как и со всем шагами нашего урока, это не будет особо трудной задачей. Свет падает на бабушку с левой от неё стороны (от нас справа) и немного сверху. Значит, затенять мы будет противоположную сторону, а также участки, которые оттеняются одеждой и частями тела. Тень от платка на голове должна быть лёгкой, а внутренняя сторона платка должны быть густо закрашена.

Лёгкая тень наносится штриховкой, карандаш при этом должен удерживаться очень легко, без нажима. По аналогии с тенью от платка закрасьте остальные участки — краешки туловища, внутренняя сторона рук, края ступы. Можно наложить тени в два этапа — сначала обозначить контур тени, а затем его заштриховать.

Это был урок, посвящённый тому, как нарисовать Бабу-Ягу поэтапно.

Баба-яга – богиня

Бабу-Ягу называли по-разному. У одних племён именовалась она Ягишной, другие же “окрестили” её Ягой-Ягишней. Она принадлежала к древнейшим славянским богиням. Конечно, у каждого бога существовала своя сфера покровительства.

Что касается Бабы-Яги, то это была смерть. Её представляли суровой женщиной со змеиным хвостом. Она стояла на входе в потусторонний мир, следя за порядком в обители мёртвых.

Надо признать, что выглядела та самая, мифологическая Баба-Яга гораздо страшнее, нежели её сказочный аналог. Исследователь М.Забылин в своих работах называет её адской богиней, которой люди приносили кровавые жертвы, надеясь задобрить грозную покровительницу.

Причём речь о костяной ноге в преданиях заходит неспроста. Это – не увечье богини, а символ её единства в двух мирах. Одной ногой она стоит в царстве живых, а другой, костяной, находится там, где обитают лишь души умерших людей.

Баба-Яга – богиня смерти / . Irnyo / felipeirnyo.artstation.com

Где находилась сказочная избушка?

О месте расположения избушки Яги сказители сообщали своей аудитории неодинаковые сведения, но были в их словах и общие черты.

Сначала сказочный герой (Иван-царевич, Аленушка, Марья Моревна или другие персонажи) отправляется в путь. Идет очень долго, прежде чем окажется за тридевять земель, что значит — очень далеко, на краю света, в чужом для героя, неизвестном и опасном месте. Далее герой набредает на уединенный домик.

Это и есть избушка, где живет Баба-яга. Она, как правило, располагалась в дремучем лесу, но не в самой чаще, а на опушке — своего рода границе между лесом и полем. Изба, как бы, служила предупреждающим знаком: смотри, путник, сразу за мной начинаются лесные дебри, где ждут тебя непроходимые тропы, дикие звери, лешие да кикиморы. В далекие времена, когда складывались сказки, лес и вправду был для человека полон опасностей, порой даже смертельных.

Кроме того, лес в народном сознании всегда противопоставлялся дому и хозяйству — как неосвоенное, полное опасностей пространство. Ведь в дремучей чаще леса дома быть не может. Поэтому и Баба-яга, понимаемая как персонифицированный образ леса, выступала существом, даже если и помогающим герою, все равно остающимся опасным. Как известно, связь женского начала с образом леса (или дерева) — одно из древнейших мифологических представлений.

Дом, где жила Баба-яга, мог находиться на самой высокой горе или у болота. Болота, леса, горы — в устах сказителей все эти места были одинаково полны опасностей и опять-таки противопоставлены обжитому пространству дома.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.

Баба-Яга и Кащей Бессмертный

Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Кто такая Баба Ёжка?

Если ребенок в 4-5 лет не знает, кто такая Баба Яга, на него посмотрят как минимум странно. Об этой волшебной героине дети слышат почти с пеленок

Почему так важно было для народной памяти, чтобы дети понимали, кто такая Баба Яга. Существует несколько трактовок этого образа

  1. Символ прародительницы. В языческие времена Баба Яга могла олицетворять умершую прародительницу. В старину существовал обычай после похорон ставить в лесу небольшой деревянный домик на пнях деревьев. Люди верили, что какое-то время душа умершего еще обитает там. Эти-то домики по внешнему виду и были точь-в-точь как избушка на курьих ножках. Отношение Бабы Яги к потустороннему миру подтверждает и поверье, что летает она на метле.
  2. Женщина из племени ягов. Есть предположение, что ранее существовало племя людоедов яги. Они приносили людей в жертву богам. Видимо, отсюда стали считать, что Баба Яга поедает детей. Ступа – неотъемлемый элемент сказочного образа.
  3. Целительница, помощница. Стоит заметить, что в большинстве сказок Баба Яга выступает союзником героя, ведущего борьбу со злом в лице Кощея Бессмертного. Баба Яга указывает дорогу и дает волшебные вещи. Избушка у Бабы Яги постоянно поворачивает по первому требованию героя. Ее ступа – прообраз современных летательных аппаратов. Но есть у Бабы Яги и связь с ведьминым колдовством: она летает на метле.

Инструменты для рисования

Рисование Бабы Яги для детей изначально требует подготовки материалов и инструментов.

Простой карандаш

Простой карандаш будет основным инструментов, с помощью которого в большинстве случаев выполняется начальный набросок рисунка. Этим же инструментом проводятся временные вспомогательные линии. Другой инструмент для создания таких линий не подойдет, поскольку только следы простого карандаша могут легко убираться ластиком.

Краски

Для раскрашивания рисунка, выполненного простым карандашом, потребуются краски.

Их основные разновидности следующие:

Тип краски Описание
Гуашь С ее помощью удобно создавать блики в тех местах, которые уже были закрашены
Акварель Такую краску можно приобрести в тюбиках или кюветах. Первый вариант предпочтительнее, ведь в этом случае:
  • краска имеет более насыщенный цвет;
  • ее не приходится растирать сухую;
  • она продлевает срок службы кисти
Пастель Работать с этими красками легко, поскольку они не требуют наличия:
  • кистей;
  • воды;
  • палитры.

Палитра подходит для тех, кто желает создавать яркие рисунки

Чтобы кисть прослужила дольше, необходимо сразу после рисования промывать щетину холодной водой. Можно применять для этого растительное мыло

Важно следить, чтобы кончик всегда оставался острым. Проверять следует во влажном состоянии

Лучше всего для акварельной краски подходят соболиные кисти.

Цветные карандаши

Для раскрашивания рисунка можно применять цветные карандаши. Детям лучше всего подходят шестигранные карандаши, от круглых лучше отказаться. Предпочтение следует отдавать утолщенным инструментам, поскольку малыши при раскрашивании слишком сильно надавливают на карандаш, в результате чего его грифель ломается. Обычный цветной карандаш имеет толщину – 6-7 мм, детям лучше выбирать на 3-4 мм толще.

Бумага

Важное значения имеет тип бумаги, на которой выполняется рисунок. Для рисования карандашом не годится бумага, предназначенная для принтеров: она очень тонкая

Рекомендуется работать на ватмане. Что касается размера, лучше всего отдавать предпочтение формату А4.

В этом случае проще будет переходить на больший размер. Если же сразу применять большие листы, могут появиться проблемы с масштабированием.

Как представлена у славян

В разных источниках образ Ягини разнится. В одних она изображена молодой красавицей быстрой да сильной. На ногах сапожки золотые. Косы длинные разными украшениями украшены, одежда чистая да светлая.

В других источниках это взрослая женщина, мать.

В более поздних источниках старуха одиноко живущая в лесу непроходимом да детей ворующая на съедение, но это уже сказки советского времени.

Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.

Со всего свету приходили учиться к ней мудрости. А в тяжелые времена, когда раздор и войны были, собирала Яга детей сирот и учила мудрости житейской. Многие из тех сирот волхвами стали да жрецами, а женщины хорошими женами становились, детей рожали, род продолжали.


Современная баба яга отличается от своего первичного прообраза. Изображена одинокой старухой живущей в глухом лесу. Однако силу мудрости сказки сохранили и по сей день.

Поэтому и звали славяне ее Матушкой Ягиней.

Также Ягиня связана с обрядом инициации. Когда юноши проходили испытания перед наречением имени.

Шаг 5

Опустимся ниже и прорисуем деталями туловище Бабы-Яги. Для начала сотрём с рук лишние направляющие линии из прошлых этапов и придадим им законченный вид. Нарисуем рукава, доходящие примерно до одной трети предплечья, обозначим их свободный фасон и несколькими короткими линиями наметим складки.

Всё это касается ближнего к нас рукава, дальнему требуется только придать необходимую форму. С туловища также сотрём лишние направляющие линии и закруглим контуры жилета. Поработайте также с кистями — прорисуйте пальцы так, чтобы получилась видимость того, что бабушка крепко сжимает ими метлу. Кстати говоря, нарисуйте и верхнюю часть самой метлы.

Горб, лохмотья, нос крючком, мчится в ступе с помелом

Забавные загадки от Бабы-Яги для детей смешные запутанные

В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня… Василиса Премудрая?
(нет, Баба Яга)

***

Есть ещё в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его… Незнайка?
(нет, Леший)

***

В дремучем лесу, на болоте
Вы её непременно найдёте.
Не рыбка она, не лягушка,
А моя дорогая подружка.
Стройная фигурка, зовут её… Снегурка?
(нет, Кикимора)

***

Он живёт в глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно… Пятачок?
(нет, Кощей Бессмертный)

***

Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки —
Пиявки да лягушки!
Водорослями весь зарос
Добрый дедушка… Мороз?
(нет, Водяной)

***

Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали… Буратино?
(нет, Дуремар)

***

Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыса дорога,
А зовут ее… Яга?
(нет, Шапокляк)

***

Много дней он был в пути,
Чтоб красавицу свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали… Колобок?
(нет, Иван-Царевич)

***

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали… Чебурашка?
(нет, Колобок)

Бедных кукол бьёт и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
Это доктор… Айболит?
(нет, Карабас)

***

Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его… Незнайка?
(нет, Карлсон)

Преимущество и недостатки оберега

Все магические предметы, в том числе и обереги, имеют свои положительные и отрицательные стороны. Таблица приводит плюсы и минусы защитного талисмана Баба Яга.

Преимущества Недостатки
Улучшение качества жизни Надежда на оберег лишает творческой сообразительности
Отсутствие заболеваний Пренебрежение правилами защиты
Появление новых знакомых, друзей Иллюзорность действия талисмана
Самостоятельное изготовление Соблюдение строгих правил

Оберег Баба Яга используется для защиты дома и семьи от негативной энергетики, помогает избежать заболеваний или легко их перенести, улучшает материальную сторону владельца, нормализует семейные и производственные отношения.

Все про Бабу Ягу

Происхождение термина

В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.

Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.

Как выглядит Баба Яга

Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.

Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху —

Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.

Избушка Бабы Яги

В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).

Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.

У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:

Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.

Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.

Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.

В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.

Прообраз избушки

Древние славяне хоронили своих покойников в особых домовинах. Они ставились на высокие, так называемые «курные» пни, которые обкуривались дымом от костров. Домовина ставилась отверстием к лесу, а не к селу. Вот вам и куриные ноги и известное сказочное обращение героя к избушке, стать к лесу задом, а к нему передом.

Покойник лежал в домовине ногами к выходу, так же располагалась в своей избушке и Баба-яга, образ, по словам Проппа, живого мертвеца. Видеть пришедшего она не могла, но чувствовала его запах. Отсюда слова сказки «лежит бабка, нос в потолок врос» и ее реплика, когда избушка поворачивалась к гостю: «Чую, русским духом пахнет!».

Герой же, оказавшийся в трудной ситуации, исчерпавший все доступные способы решения своей проблемы, шел к миру недоступному, неведомому. Обратившись к представительнице потустороннего мира за помощью или советами, Иван-царевич или другой сказочный герой должны были приобщиться к нему. Поэтому новопришедшим Баба-Яга сперва предлагала попариться в бане (совершить посмертное омовение), а затем кормила пищей мертвых. Если герой не пугался и принимал все эти «знаки внимания», считалось, что он мог рассчитывать на то, чтобы Баба-яга, этот русский Харон, проводник в мире мертвых, помогла ему в его трудных поисках.

Оберег Баба Яга в доме может показаться чем-то странным

Настолько крепко в нашей голове укрепилась ассоциация, что Баба Яга предвестник зла, ведьма, которая всем пакостит и ее нужно обходить стороной. Это все начинается с мультиков в детстве и заканчивается религией. По предубеждениям люди думают, что Ягуся ест и запекает детей, а все из-за того, что ранее на Руси был обряд перепечения. В отдельных регионах Севера он сохранился по сей день.

Если в семье рождался ребенок, который постоянно был беспокойным, плакал, был слаб и болел, принималось решение, что его нужно перепечь. Перепечь , значить заново переродить. Тогда звалась в дом самая старшая женщина на селе и самый малый ребенок, который умел ходить. Ребенок в ритуале ничего не делал, нужно было просто его присутствие. Делала все Бабка. Она сажала ребенка на лопатку, которой доставали хлеб, и на ней засовывал в теплую печь малыша несколько раз, как бы перепекая.

Баба , у древних славян означало женщину, которая родила дитя. Яга , в переводе значило сила, смысл, мудрость, разум. Т. е. это мудрая женщина, родившая дитя, а никак не злобная старуха, поедающая  малышей.

Так что если подумать, Баба Яга , это вымышленный фольклорный персонаж, который стал таким плохим из-за людей. Менялась вера, менялось и отношение к оберегу. Обряды, которые делала Баба, были неверно трактованы и перекручены. Это все и породило злую Бабу Ягу.

Так что какой настрой и отношение вы имеете к данному оберегу, таким он и будет для вас. Кто-то верит во все вымышленные истории и боится вешать оберег, а кто-то, наоборот, понимает весь смысл появления данного образа

Кому-то просто понравился оберег, и он решил, что он должен быть в его доме, и неважно, какая история скрывается за ним, он просто нравится хозяину. Хозяин сам решил, какими качествами будет наделен этот амулет и что он будет защищать дом

Ему абсолютно все равно, что подумают другие, потому что он вправе сам выбирать вещи, которые будут находиться в его доме.

https://youtube.com/watch?v=V5Gupd4lvuE

Яга

Происхождение второй части имени нашей «героини» обычно связывают с неким словом *(j)ęgа в неком «праславянском» гипотетическом языке, который «реконструировали», сравнивая славянские и некоторые другие индоевропейские языки. Почему-то наиболее правдоподобной гипотезой сегодня считается связь второй части имени Баба-яга с сербохорватскими ужасом (jeзa) и опасностью (jeзив), словенским гневом (jezа), чешской лесной ведьмой  (jezinka), и польской ведьмой и бабой ягой (jędzа). Автором этой чудо-гипотезы является немец Макс Фасмер. Гипотеза имеет сомнительную ценность, так как ссылается на язык, которого не было, и выводит исключительно древнее слово из современных языков, что является нонсенсом и извращением (немцам, впрочем, это свойственно). Поэтому мы эту гипотезу смело отбросим, и от Чехии, Сербии и Словакии переместимся восточнее, ближе к родине нашей Бабы-яги — в наши украинскую и русскую степи, где славяне и русы контактировали с тюркоязычными степняками.

Выше мы предположили, что слово «баба» было перенято от половцев или их кочевых предшественников. Наиболее близкий к половецкому языку — современный крымско-татарский язык. Смотрим, близкие слова к слову «яга»:

  • язма — умение писать
  • джады (ударение на «ы») — ведьма

Письмо у древних народов было тесно связано с религией и считалось видом магии.

Слово «джады» легко может преобразовано в яды, так как «джа» и «я» имеют почти идентичное звучание. Ну, а от «яды» до «яга» недалеко.

Но «яга» может происходить и не от тюркского слова, а от слова одного из индоевропейских языков, на которых разговаривали славяне и русы. Если мы заглянем в санскритский язык, который является наиболее древним из сохранившихся индоевропейских языков, то мы там с восторгом обнаружим слово योग — йога (yoga), которое имеет следующие значения:

  1. упряжка (лошадей)
  2. сбруя
  3. применение
  4. средство, приём; уловка
  5. волшебство
  6. дело, предприятие
  7. связь, взаимообусловленность с чем-либо
  8. приобретение, выигрыш
  9. работа; усердие, прилежание
  10. сосредоточение мыслей, глубокое размышление, созерцание
  11. другие значения

Пятое значение бьёт точно в цель «баба-волшебница» — это Баба-яга и есть! Но и первые два значения интересны тем, что имеют ярко выраженную кочевую тематику, так как лошадь для кочевника — это всё! Значения 3,4,9 и особенно 10 также интересны тем, что могут быть ассоциативно отнесены к ведунье, знахарке, которыми реальные прообразы Бабы-яги могли являться, живя в уединении в лесу и занимаясь древними языческими обрядами и ритуалами, то есть колдовством.

К этому древнему слову yoga, которое зафиксировано на санскрите, восходит и понятие йоги как духовной практики и учения индуизма (позднее буддизма). В этом значении йога воспринимается как связь посюстороннего мира с потусторонним, то есть является смысловым эквивалентом латинского religare (воссоединение, восстановление связи), от которого произошло наше слово «религия», которое означает область духовно-интеллектуальной деятельности человека по восстановлению утраченной связи человека с Богом.

Более того, слова «йога» и «джады» могут иметь родственную связь, так как степные кочевники-тюрки контактировали с индоевропейцами как на северных лесных, так и на южных горных границах степи. Более того, есть исследования, которые выявляют фактическое родство, например, тюрков-половцев и индоевропейцев-славян через гаплогруппы. Если это так, то мы имеем «любовный» треугольник родственных слов, которые проливают свет на происхождение нашей героини: «йога», «джады», «яга». И речь идёт о границах леса и степи севернее Черного и Каспийского морей. А немец Фасмер слишком далек от тех мест. Слово «яга» вполне могло «дойти» до сербов, словен, чехов и уж точно до поляков, до которых от Киева, который располагается на границе (которую пересекает Днепр) Великой степи и лесов, рукой подать.

Косвенно эту гипотезу подтверждает тот факт, что у самой западной границы Великой степи — в Сербии, Хорватии и Черногории баба-яга зовется «баба-рога» и изображается с одним рогом на голове. Другими словами, слышали звон, но не знали, где он… Толком не понимали, что означает «яга», поэтому подставили вместо непонятного слова понятное — близкое по звучанию, и адаптировали образ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: