Поднимаемые проблемы
Большинство критиков считает, что эта сказка — одно из произведений сатиры, обладающих агрессией нападения на ситуацию, в которой пребывает страна. По сути, автор повторил и пересказал тему царизма, поднятую ранее в «Истории одного города»
В сказке царизм подвергается сравнению с трупом воображаемого царя — уже разлагающегося и привлекающего внимание народа
Автор был убежден, что отсутствие у каждого отдельного человека гражданского и политического самосознания, наделяющего индивидуума способностью отслеживать обстановку в стране, и есть причина всех бед. Делая анализ «Богатыря» Салтыкова-Щедрина, стоит упомянуть, что человек из массы просто не понимает неспособности людей к осознанию могущества общественной силы.
Автор наглядно отразил врожденную способность народа к сопротивлению политическому давлению. Жестокость, а также могущество сильных мира сего, неизбежно подавляющих обычных людей, преувеличена простыми обывателями. Акцент на этом моменте сделан с целью побуждения народа на решительные действия. Автор убеждает общество мобилизовать все силы, которыми располагает народ, для исправления собственного положения.
Салтыков-Щедрин всегда придерживался цензуры, и его произведения попадали в массовую печать
Задача автора — обратить внимание читателя на насущные проблемы, ни в коем случае не задевая при этом государственную власть. А основные мысли он адаптирует под понимание народа — здравомыслящего и неравнодушного к собственным проблемам
Писателя действительно волнует ситуация, он искренне не понимает:
- истоков невежества народа;
- причины отсутствия осознания общественности собственной свободы;
- способности контролировать политическую обстановку в стране.
На все это у автора нет ответов, и он дает понять рядовому обывателю, что ничего невозможного не бывает. Однако в большей степени автор ратует за формирование и развитие морального облика отдельно взятых личностей, призывая их отвечать за собственные действия. И пусть такие призывы не всегда эффективны, они злободневны и сегодня, ведь нынешние проблемы довольно острые, а правительство отчасти осталось неизменным. А значит, и социальные проблемы.
Делая анализ сказки «Богатырь», не следует забывать, что все произведения автора наполнены глубочайшим смыслом, а не набором красивых слов и фраз. Как и любое другое произведение автора, эта сказка рекомендована к прочтению представителям подрастающего поколения.
Анализ 2
Для начала стоит сказать, что сказка «Богатырь» имеет особую историю – при жизни писателя она была практически никому не известна. И только лишь спустя некоторое время творение увидело свет.
Первое, что бросается в глаза – так это весьма яркий, разоблачительный характер сказки. Порой кажется, что она направлена против существующей действительности, за свободу слова. Автор описывает абсолютизм в облике богатыря, который тысячи лет беспробудно спал. Что же касается простого народа, он изображен в образе Иванушки – дурачка.
За то время, пока богатырь спал, его сторона переболела различными болями – но он даже не заметил этого и не открыл глаз. Земля стонала, но он и ухом не повел. Напал враг на родную землю – но даже это не потревожило спящего.
Можно сказать, что богатырь – это власть, которая не видит ничего, что творится под носом (либо же просто не хочет видеть). Страдания народа, голод, войны – все это им безразлично.
Смотрит Иванушка – а тело богатыря уже почти полностью обглодано. Вот оно, разложение власти, что приводит к регрессу страны. И, что обидно, подобное существует и поныне.
Писатель выражает свои мысли в весьма хлесткой и точной манере, без излишней экспрессии – но этого все же достаточно для того, чтобы в полной мере понять идею и прочувствовать все те эмоции, которые мог чувствовать народ в те времена.
Кажется, что автор протестует против молчаливого смирения перед недостатками существующей действительности, призывает, наконец, пробудить спящего богатыря, из-за которого может страдать государство.
Только вот все не так просто – иногда для того, чтобы улучшить ситуацию требуются столетия. Это крайне обидно, ведь человеческая жизнь дается один раз – потому, ждать следующей, лучшей эры просто-напросто глупо.
Несмотря на то, что Иванушка сам по себе не особо смышленый парень, он отлично понял ситуацию со спящим богатырем. Мог ли он что-то изменить – уже другое дело. С одной стороны, он и есть народ. Но с другой стороны, смирение народа порой подобно некоему ступору – причины его возникновения в некоей привычке. Это привычка молчать, привычка не высовываться, привычка не выражать свое мнение и недовольство – даже тогда, когда это необходимо.
Очень хотелось бы, чтобы в теперешней действительности произошли изменения, и народ перестал быть тем самым Иванушкой, который чувствует, что что-то не так, но молчит. Речь, конечно, не идет о глобальных протестах – а только лишь о тех ситуациях, которые требуют срочного вмешательства общественности.
Богатырь. М. Е. Салтыков-Щедрин
На главную
Все авторы
Главная → М. Е. Салтыков-Щедрин → Богатырь
Иллюстрация М. Скобелева и А. Елисеева к сказке Салтыкова-Щедрина «Богатырь»
В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: «Иди, Богатырь, совершай подвиги!»
Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит — он его с корнем вырвал; видит, другой стоит — он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло — залез Богатырь в дупло и заснул.
Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами — и был таков.
Пошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще
потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь и нас перед всем миром воспрославит». Чужие, в свой черед, опасаются: «Слышь, мол, какой стон по земле пошел — никак, в „оной“ земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!»
И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: «Спи, Богатырь, спи!»
И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала, да наконец и приехала. Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик! Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто — шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.
Долго глядели супостаты, долго думали: «Могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!»
Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам. В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!» А он, вместо того, в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он, вместо того, в дупле просидел. В таком-то году и города и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: «Вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит» — а он и тут в дупле проспал.
Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.
Что ж это за Богатырь такой?
Многострадальная и долготерпеливая была оная страна и имела веру великую и неослабную. Плакала — и верила; вздыхала — и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил — воняет; другой подошел — тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» — молвили супостаты и ринулись на страну.
Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату — глядят, идти не с чем. И вспомнили тут про Богатыря, и в один голос возопили: «Поспешай, Богатырь, поспешай!»
Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубровушка.
Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком — смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.
Спи, Богатырь, спи!
М. Е. Салтыков-Щедрин, 1886
Далее →
Благодарим за прочтение произведения Михаила Евграфовича Салтыков-Щедрин «Богатырь»!
Читать все произведения Михаила Салтыкова На главную страницу (полный список произведений)
«Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь
История написания и жанр
Всего Салтыков-Щедрин написал 32 сказки, однако не смог собрать их воедино и опубликовать полный сборник. В первое издание, сделанное при жизни писателя, вошло всего 23 произведения.
Сказка «Богатырь» не попала в этот сборник, она затерялась в архивах. Это вполне объяснялось содержанием сказки. Автор написал ее в резкой обличительной форме, она носила вызывающий характер, не соответствующий литературной цензуре того времени. Произведение увидело свет лишь в 1922 году.
«Богатырь» написан в жанре сказка. Она обнажает перед читателем весь смысл происходящего, хотя мифических эпизодов в произведении немало. Для многих писателей-сатириков подобная сказка — уникальная возможность протеста против вещей, не подлежащих прямому высказыванию. Автор таким образом может выразить собственное недовольство. А произведение играет роль ширмы. Значительная часть авторских сказок наделена важным и глубоким смыслом.
БОГАТЫРЬ(Стр. 192)
Впервые — «Красный архив», 1922, т. II, стр. 227—228 (публикация А. Е. Грузинского).
Сохранилась наборная рукопись (рукой Е. А. Салтыковой), с авторской правкой и подписью (ЦГАЛИ). В рукописи, полностью совпадающей с публикацией в «Красном архиве», зачеркнуто Салтыковым два варианта:
Замысел сказки возник во второй половине июля — августе 1885 года в Висбадене, где и сделаны ее первые наброски. Однако работа над сказкой, в связи с болезнью Салтыкова, была, по свидетельству Белоголового, приостановлена, видимо, в самом начале1. Лишь в июне 1886 года на даче Новая Кирка (в Финляндии) писатель вернулся к оставленному замыслу: «Салтыков немного ожил опять, — сообщал Белоголовый Лаврову 1 июля 1886 года, — даже продиктовал жене новую сказку «Богатырь» (ЦГАОР). Из воспоминаний Белоголового известен план сказки, относящийся к раннему варианту, претерпевший затем существенные изменения2. В образе спящего Богатыря Салтыков сначала намеревался изобразить народ, пребывающий в состоянии пассивности. В окончательной же ее редакции
1 «Салтыков в воспоминаниях», с. 597—598.
2 Там же, с. 598.
471
Богатырь с отъеденным гадюками туловищем — это самодержавие. В данном случае слову «богатырь», в противоположность его народно-эпическому значению, писатель придал иронический смысл ради развенчания векового предрассудка, приписывающего монарху могущественную силу и доблести защитника слабых.
В сказке «Богатырь» в предельно сжатом виде вновь поднята тема самодержавие и народ (Богатырь и людишки), ранее наиболее полно разработанная в «Истории одного города». Пафос этого небольшого произведения заключается в разоблачении слепой веры людишек, терпевших жестокие беды, в мнимого богатыря, который в действительности равнодушен к их судьбе и вообще ни к какой сознательной деятельности не способен. Исторический опыт, по убеждению сатирика, приведет народные массы к сознанию, что от царя ждать помощи нечего, и тогда народ собственной силой отбросит самодержавие как гниющий труп.
Рукопись сказки 19 июля 1886 года была отправлена Соболевскому для «Рус. ведомостей». Он продержал ее более месяца, не решаясь печатать и не смея огорчать писателя прямым отказом. Лишь в самом конце августа Соболевский сообщил Салтыкову о возможных трудностях цензурного характера. 5 сентября 1886 года Салтыков написал Соболевскому: «Я просил бы Вас, кроме «Богатыря», не печатать еще и «Гиену», но, пожалуйста, пришлите мне обратно оригинал обеих сказок. Я их напечатаю в книге, которая уже начата в типографии набором». Рукописи Салтыкову были возвращены. Но в вышедшей в конце сентября 1886 года книге «23 сказки» появилась лишь «Гиена», «Богатыря» же Салтыков в книгу не включил, опасаясь, вероятно, цензурных осложнений.
Последнюю попытку напечатать «Богатыря» писатель предпринял в марте 1887 года, предложив ее Стасюлевичу для «Вестника Европы»: «Посылаю еще третью сказку (писанную и совсем крохотную) «Богатырь»; но думаю, что Вы не решитесь печатать ее», — писал он 23 марта. Через три дня Салтыков получил письмо Стасюлевича, не рискнувшего печатать присланные ему сказки («Ворон-челобитчик», «Вяленая вобла», «Богатырь») и поставившего Салтыкова перед необходимостью взять их обратно.
«Богатырь» разделил цензурную судьбу трех других сказок — «Медведя на воеводстве», «Орла-мецената», «Вяленой воблы», не появившихся при жизни сатирика в легальной печати. Однако, проявив много стараний в борьбе за публикацию этих трех сказок, Салтыков не был столь настойчив относительно «Богатыря». Очевидно, явно противоцензурный характер сказки почти не оставлял надежд на ее публикацию.
В настоящем издании печатается по рукописи.
472
(см. С. Ф. Баранов. Великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Иркутск, 1950, с. 28).
Баскаков В.Н. Комментарии: М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Богатырь // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1974. Т. 16. Кн. 1. С. 471—473.
Электронная публикация РВБ, 20082022. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.
Основная идея
Провокационная и изобличающая сказка порицает существующую власть в стране. Автор отмечает, что правительство полностью оторвано от своего народа, оно сознательно закрывает глаза на людские горечи и страдания.
Вопросы самодержавия
Писатель в свойственной ему манере остроумно и едко высмеивает пороки современного ему общества. Салтыков-Щедрин родом из знатных дворянских кровей. Жил и создавал свои литературные работы в России XIX века. Сатирическое сказание о сне исполина невелико объёмами, но сложно своим идейным содержанием.
При прочтении сказки складывается мнение, что она о силаче, который проспал собственную жизнь в дупле дерева, когда ему по плану следовало бы оберегать родную землю и русский народ от набегов жестоких врагов.
При более внимательном рассмотрении становится ясно, что в храпящем Богатыре рассматривается самодержавное правительство Российского государства. Оно не оправдывает потребности и ожидания своего населения.
В тексте сказочной истории легко различимы старорусский слог, русский дух, народные традиции. Также без затруднений угадываются российские люди, которые боятся всего вокруг, в том числе грозного храпа из дупла, и уповают на спасителя, что обязательно когда-нибудь придёт.
Самодержавие у Салтыкова-Щедрина имеет следующие характеристики:
В волшебной стране племя русичей самостоятельно себя изводило, да так, как враг никогда не сможет. Когда вражьи полчища напали на русскую землю, оказалось, что спящий силач давно умер в дупле. Автор иносказательно доносит мораль, что нельзя полагаться на пустые обещания правящего класса и обманывать самих себя.
Значение литературного произведения
Салтыков-Щедрин художественным сочинением «Богатырь» высказывает протест против немого подчинения перед деспотичной российской действительностью. Автор возмущён и призывает разбудить давно спящего русского богатыря, чтобы прекратить народные страдания.
Разумеется, такие сложные процессы — дело не одного дня. Чтобы преобразовать общество и уклад страны, потребуются сотни лет. Но если не стремиться к улучшениям, они никогда не наступят. Следует избавиться от привычки замалчивать своё мнение, держаться в стороне от общественных и политических процессов в государстве, не высказывать собственное несогласие в ситуациях, когда это жизненного необходимо.
Главный смысл сказки — требуются изменения, народу нужно усвоить урок и перестать быть Иванушкой-дурачком, который осознаёт недостатки, но бездействует. В «Богатыре» есть призыв противостояния против самодержавия.
Сказка Богатырь читать Салтыкова-Щедрина
Сказка про Богатыря которого родила и вырастила Баба-Яга, сильным был богатырь, боялись его и свои и враги, да богатырь в дупло залез и спать лег, так там в дупле и остался, ни разу не спас никого и не защитил, вот такая сказка.
«Богатырь»
В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: «Иди, Богатырь, совершай подвиги!»
Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит — он его с корнем вырвал; видит, другой стоит — он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло — залез Богатырь в дупло и заснул.
Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами — и был таков.
Пошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь и нас перед всем миром воспрославит». Чужие, в свой черед, опасаются: «Слышь, мол, какой стон по земле пошел — никак, в «оной» земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!»
И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: «Спи, Богатырь, спи!»
И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала, да наконец и приехала. Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик! Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто — шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.
Долго глядели супостаты, долго думали: «Могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!»
Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам. В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!» А он, вместо того, в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он, вместо того, в дупле просидел. В таком-то году и города и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: «Вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит» — а он и тут в дупле проспал.
Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.
Что ж это за Богатырь такой?
Многострадальная и долготерпеливая была оная страна и имела веру великую и неослабную. Плакала — и верила; вздыхала и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил — воняет; другой подошел — тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» — молвили супостаты и ринулись на страну.
Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату — глядят, идти не с чем. И вспомнили тут про Богатыря, и в один голос возопили: «Поспешай, Богатырь, поспешай!»
Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубровушка.
Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком — смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.
Спи, Богатырь, спи!
2 вариант
Мы все с самого детства обожали сказки, да что греха таить, даже когда повзрослели, хочется окунуться в детство и прочитать очередную сказку. Одним из известных сказочников русской литературы второй половины XIX века, является Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Некоторые из его сказочных произведений имеют политический подтекст, который глубоко скрыт в произведении.
Одним из таких произведений является сказка «Богатырь» написанная в конце 1886 года. В сказке рассказывается про здоровяка, которого родила и воспитала Баба-яга. И когда богатырь вырос, отправила его на все 4 стороны. После долгого блуждания по лесу находит дупло, в котором решает поспать. И от храпа его всем страшно и все его боятся.
Так он прохрапел много лет и так же его все боялись кроме, врагов. Которые не видели с его стороны угрозы. И даже однажды решили потревожить сон богатыря но, увы он давно уже умер и тело его объели змеи.
Так какой смысл вложил автор? Богатырь олицетворял правительство, которое наплевало на свой народ и прогнило до самых низов. И как не просили помощи простые люди он их не слышал. Мораль из всего этого можно вынести один, что каждый поможет себе сам, и надеяться на кого-то не имеет смысла.
Сам писатель описывает ситуацию в обществе тех времен, времен цензуры и боязни перед властью. Которая к тому времени уже изрядно прогнила и не занималась проблемами самого общества. Бездействие власти приводит к саморазрушению общества. Жители государства представлены себе сами. Враги в сказке олицетворяют как внешних, так и внутренних врагов, которые наживаются за счет страны и растаскивают ее на части. А государство смотрит на все происходящее спустя рукава. Не принимаются никакие действия для решения этой проблемы. Голод, нищета, смутное время.
Баба-яга олицетворяет зарождение бездействие со стороны власти. А змеи, которые съели богатыря, это пророки правящих людей которые погубили сами себя в алчности, бездействии и жадности.
Параллель правительства тех времен и современности в большей части ничем не отличается. Так же встречается бездействие и коррупция. В настоящее время все решается деньгами, и если ты богат, тебе открыты все двери.
Сказка про трех богатырей русских
Удаль
Давно это было… Собрались как-то три самых сильных и крепких парубка во сыром поле. Решили удаль молодецкую разгулять. Один из них – Алеша, поповский сын был. Другой – Илья, крестьянский сын, из славного села Моровска. А третий – Добрыня, Никитин сын.
В скором времени на Русь ожидались нападения грозных иноземных захватчиков. Вот и хотелось молодым сперва силу свою измерить, а уж после в битву вступаться.
Долго они мерились – рядились. Деревья из Земли выкорчевывали, да кулачными боями тешились. Наконец, достали из своих колчанов луки да стрелы, натянули тетиву, и только пускать собрались, чья дальше улетит, как вдруг глядь, стоит перед ними старенький дедушка. Седые волосы по плечам разбросаны. На груди рубаха просторная, едва тельце, ссохшееся прикрывает.
— Ты бы отошел, отец! – обратился к старичку Алешка, поповский сын, — А не то, ведь и зашибить могем.
Усмехнулся старичок. Провел тонкой ладошкой по бороде, словно крошки отряхнул и говорит:
— Вы ребятки, я погляжу, вздумали силой мериться? Неплохо это. Да только в ратном деле одной силой правды не заработаешь. Тут еще кой-чего надобно.
— Чего же?! – в один голос воскликнули парубки.
— А чего, это я вам не скажу. Но, коли узнать хотите и не страшитесь, то запускайте прямо сейчас свои стрелы, как можно дальше. И чья куда улетит, туда и ступайте. Там все сами узнаете.
Обрадовались силачи. Натянули тугие луки, да как запустят стрелы. Только свист по полям да оврагам разносится.
Упала Алешина стрела в дремучем лесу. У Ильи стрела залетела на высокую снежную гору. А у Добрыни – оказалась на самом дне бескрайнего моря-окияна.
И разбрелись они, каждый в свою сторону. А старичка того, след простыл, как небывало.