Век живи – век люби Распутин краткое содержание рассказа
В рассказе «Век живи – век люби», созданном Валентином Григорьевичем Распутиным в 1982 году, описывается ситуация, происшедшая в жизни человека, мировоззрение которого пока только формируется. Эпизод, случившийся с взрослеющим героем произведения, может показаться абсолютно незначительным, однако он навсегда остается в памяти юноши и помогает сделать важные выводы.
Александру исполнилось 15 лет. По мнению старшеклассника, его родители не понимают, что он уже успел вырасти и продолжают видеть в нем несмышленого ребенка. Однако неожиданно наступает момент, когда он вынужден проявить такие качества, как самостоятельность и ответственность, что искренне его радует. В период летних каникул ученик возвращается из лагеря и узнает, что старшие члены семьи уезжают в отпуск, а ему придется пожить у бабушки, обитающей в селении на берегу Байкала. Саня с удовольствием соглашается, рассчитывая, что там его никто не будет опекать и держать под постоянным контролем. К тому же по прибытии в село оказывается, что его родственнице необходимо поехать к дочери, чтобы присмотреть за ее маленькими детьми.
Немолодая женщина не представляет себе, как оставить в одиночестве внука, но он настаивает, что все будет в полном порядке, и он вполне в состоянии своими силами справиться со всеми домашними делами. Мальчику действительно нравится существование без наблюдения взрослых, он регулярно совершает покупки в магазине, готовит для себя обеды и ужины, рвет траву и поливает огород. Обязанности, которые его прежде только раздражали, он теперь выполняет чрезвычайно охотно.
В один из дней в доме появляется Митяй, житель деревни, с которым отец парнишки ежегодно бывает в тайге. Крестьянин огорчается из-за отсутствия своего друга и предлагает школьнику сопровождать его в походе за ягодами, по его словам, в определенных краях их имеется огромное количество. Саша, взяв с собой требуемые вещи, без колебаний отправляется в путь. Он не сомневается в том, что его ожидает увлекательное приключение. Во время путешествия в поезде к ягодникам присоединяется Владимир, давний знакомый спутника парня.
Выйдя из вагона, все трое долго добираются до места назначения. Когда они уже изнемогают от усталости, перед их глазами предстает роскошная поляна, где растет множество прекрасных кустов голубицы. К тому же для гостей подготовлен и благоустроенный шалаш.
После непродолжительного отдыха компания приступает к усердному сбору даров природы. Подросток всячески старается не отставать от опытных партнеров, мечтая приготовить из своей добычи вкусное лакомство для двоюродной сестренки. На следующий день усиленная работа продолжается.
Когда ягодники приходят на станцию, готовясь ехать домой, Володя ехидно замечает, что то, что удалось собрать самому младшему из них, ни в коем случае нельзя употреблять в пищу, поскольку они сложены в оцинкованном ведре. Он с улыбкой сообщает о том, что в результате этой ошибки в таре находится подлинная отрава.
На усмехающегося человека обрушиваются упреки товарища, подчеркивающего, что он должен был раньше объяснить пареньку неправильность его действий. Но мужчина без всякого смущения отвечает, что такая наука окажется для мальчишки весьма полезной, он нисколько не раскаивается в своем поступке. Юный персонаж этой истории сталкивается с непорядочностью и подлостью, он испытывает обиду и горечь из-за напрасно потраченного труда и времени. Полученный им жесткий урок заставляет осознать, что даже при самых неприятных и унизительных для себя обстоятельствах следует держаться мужественно и уверенно, сохраняя чувство собственного достоинства.
краткое содержание рассказа ,, ВЕК ЖИВИ, ВЕК ЛЮБИ,,плииииииз. ну очень надо.
С первых страниц произведения главный герой задумался над тем, что значит быть самостоятельным. В свои пятнадцать лет Санька решил всем доказать, что он уже не ребенок, и может действовать и решать без подсказки. И ему представилась такая возможность в начале летних каникул. Вернувшись из лагеря спортивного направления, он узнал, что родители отравляются в путешествие по стране до конца лета. Его же отправляли к бабушке. Отцу тоже хотелось съездить на Байкал, потому что именно в августе там можно было сходить по грибы и удачно порыбачить. Санька же, с удовольствием побывал бы в Бресте без мамы и папы, так как они, считая его еще маленьким, постоянно держали около себя. Прибыв к бабушке, Санька, наконец, смог показать себя, насколько он может прожить без опеки взрослых. Неожиданно у старушки заболела младшая дочь, и она просила ее приехать понянчиться с детьми. Мальчик, успокоив, бабулю, отправил ее и остался один. Присматривать же за ним осталась их соседка, тетя Галя. Оставшись один, Санька ходил, когда ему было нужно, за продуктами, варил себе обед и ужин, и даже пропалывал траву в огороде. Физическая работа приносила ему удовлетворение. Перед сном он читал всегда книгу Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», что помогало ему без страха засыпать оному в пустом доме. Однажды, когда Санька сушил грибы, к нему пришел дядя Митяй, который думал, что к бабушке приехал отец мальчика. Ведь они с ним часто ходили собирать ягоды, и приносили постоянно целые корзины. Мама не любила старика, потому что, когда тот был в нетрезвом состоянии, то всегда рассказывал о своих нехороших делах. Сожалея о том, что отец не приехал в гости, он предлагает Саньке сходить с ним в тайгу, на что, тот соглашается. Взяв с собой теплую одежду и ведро, мальчик отправился с Митяем и другими ягодниками на поезде вглубь таежного леса. Через некоторое время Санька знакомится с мужчиной, который тоже отправился с ними по ягоды. Дядя Володя был неприятен мальчику, но он старался виду не показывать. Наконец путники добрались до замечательных ягодных мест, которые нашел дядя Митяй. Когда Санька увидел заросли ягод, то он сразу же представил, как он соберет их и наварит варенье. А его сестренка будет его кушать с удовольствием. Набрав богатый урожай, они вернулись домой. И только, когда они вышли на станции, то дядя Володя сказал мальчику, что его ягоды нельзя есть, так как он собирал их в цинковое ведро. Митяй стал ругать приятеля за то, что он не предупредил их заранее. Но делать было нечего, и Санька лишился ягод.
Популярные сегодня пересказы
- Сельская честь — краткое содержание оперы Масканьи Действие оперы происходит в одной сицилийской деревне в конце 19 века во время празднования Пасхи. На родину вернулся солдат, который влюблён в Лолу. Он поёт серенаду своей возлюбленной, которая является женой сельского возчика.
- Екимов Борис Екимов родился в Красноярском крае, но на всю страну он известен как проводник в прелести донской степи. Начало жизни выдающегося писателя было вполне прозаическим.
- Костер — краткое содержание романа Лондона Однажды в холодный и снежный день какой-то человек, что только что забрался на гору, сделал остановку, дабы недолго отдохнуть. Он оглянулся и заметил льдину, толщина которой равнялась примерно метру
- Краткое содержание книги Этрусская ваза Мериме Несмотря на свой статус, Огюст Сен-Клер был крайне не популярен в светском обществе. Всему виной была избирательность мужчины.
Популярные сегодня пересказы
- Серебряная елка — краткое содержание рассказа Саша Чёрный Удивительный зимний пейзаж: всё снежком припорошено, луна освещает каждый уголок леса, а посреди поляны пушистая ёлочка, с которой ветер периодически сдувал белые хлопья. Красота, одним словом!
- Краткое содержание романа Дым Тургенева Непростой выбор, который встал перед героем тургеневского романа «Дым». И он действительно сложен. Такая большая пропасть между спокойной жизнью и светской, не может быть трудной
- Во сне ты горько плакал — краткое содержание книги Казакова Автор вспоминает наблюдения за своим полуторогодовалым сыном Алешей, в то время, когда они жили летом на даче в Абрамцеве.
- Мальва — краткое содержание рассказа Горького На фоне беспокойного моря желтела длинная и узкая коса. На её берегу стоял большой шалаш, в котором прятался от жары Василий Легостев. Пять лет назад он, сорокалетний крестьянин, приехал из деревни на заработки
Сочинение на тему «Cамостоятельность»
Каждому из нас с детства знакома такое понятие, как самостоятельность. Но не каждый человек действительно понимает полный смысл этого слова, не всякого мы можем назвать самостоятельным.
Что же такое самостоятельность?
Самостоятельность — одно из качеств личности, играющих большую роль в жизни любого взрослого человека. Это не просто способность принимать решения без помощи других людей, это в первую очередь умение отвечать за свои поступки, дела. Быть самостоятельным — значит суметь обеспечить себя всем необходимым в жизни, иметь свою точку зрения, отдельную от других, свое мировоззрение и взгляды.
Несмотря на то, что с юридической точки зрения взрослым считается человек, достигший восемнадцати лет, в реальности же и к тридцати годам мало кто становится взрослым. Люди до самой старости готовы сидеть на шее родителей, живя полностью за их счет. Они не хотят получать хорошее образование и отвергают любое предложение о работе, мечтая получать за свое незнание большие деньги. Жить ничего не делая и не принимая решений для них – вполне нормально. Обидно, что сейчас так думает практически каждый третий подросток. Они забывают о том, что родители не вечны, а значит, когда-нибудь им придется заботиться о себе самостоятельно. Но как это сделать, если ты ничего не умеешь?
В своей жизни мы часто видим тех, кто повзрослел слишком рано. Чаще всего это дети из неблагополучных или многодетных семей, где каждому приходится заботиться о себе самому при этом помогая родителям воспитывать своих младших братьев и сестер. Рано взрослеют дети, потерявшие родителей, те, кто живет с пожилыми бабушками и дедушками.
Чтобы ребенок взрослел вовремя, родители с детства должны приучать его быть самостоятельным. 5 класс – это время, когда ребенок вполне может помыть за собой посуду или помочь маме накрыть на стол, убраться в своей комнате.
Многие мамы чересчур заботятся о своих детях и даже в восемнадцать лет не пускают их на кухню, чтобы что-то приготовить или помочь с уборкой. Такое отношение только вредит. Именно они в первую очередь и становятся теми, кто готов сидеть на шее у родителей всю свою жизнь. Можно сказать, что они даже не виноваты в том, что не могут пожарить яичницу или сварить простой суп, помыть за собой посуду или постирать грязное белье — их этому не научили в детстве.
Именно в детстве в человеке закладываются качества, необходимые любой личности. Из маленького ребенка можно «слепитьСам» что угодно, ведь он прислушивается ко всему, что ему говорят, его характер только начинает формироваться, а потому он принимает все, что в него вкладывают. Вот почему процесс правильного воспитания и обучения самостоятельности так важен.
Ребенок смотрит на мир иначе, чем взрослый. Как правильно заметил Антуан де Сент-Экзюпери в своём самом известном произведении «Маленький принц», взрослые думают лишь о цифрах и собственной выгоде, они не способны видеть прекрасное во всем, даже в том, что кажется обычным или уродливым
Именно дети делают наш мир лучше, поэтому так важно, чтобы они повзрослели в положенное время
Самостоятельный человек — тот, кто может позаботиться о других людях, и совсем не играет роли, родственник он ему или просто чужой человек. Самостоятельность тесно связана с человечностью, это одни из важнейших качеств, определяющих зрелую личность, каким и должен быть каждый человек. Она очень важна для любого человека, вот почему в школе часто пишут на тему самостоятельность сочинение. Сочинение позволяет задуматься: «А самостоятельный ли я?» и возможно, изменить свою точку зрения на этот счет.
Самостоятельность — важная часть взросления человека
Я считаю, что только самостоятельный человек может в полной мере назвать себя взрослым, и это очень важно
Источник
Век живи — век люби :: Распутин Валентин
——————————————— Распутин Валентин
Век живи — век люби
Валентин Григорьевич Распутин
ВЕК ЖИВИ — ВЕК ЛЮБИ
Тому, кто не имеет ее, самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой, что он отдаст за нее что угодно. Саню буквально поразило это слово, когда он всмотрелся в него. Не вчитался, не вдумался, там и вдумываться особенно не во что, а именно всмотрелся и увидел. «Самостоятельность» — самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок — вот что это значит
Иногда для важного решения не хватает пустяка; так произошло и на этот раз: как только Саня увидел, что такое самостоятельность, он словно бы встал на свое собственное, ему принадлежащее место, где ему предстояло сделаться самостоятельным, встал так уверенно и удобно, что никаких сомнений но могло быть, его ли это место, и решил: все, хватит. Хватит ходить по указке, поступать по подсказке, верить сказке… Пятнадцать лет человеку, а для папы с мамой все ребенок, и никогда это не кончится, если не заявить раз и навсегда: сам
Сам с усам. Я — это я, это мне принадлежит, в конце концов мне за себя в жизни ответ держать, а не вам. Конечно, он не собирался переходить границы, в этом не было необходимости, но границы собирался пораздвинуть. И удивительно: стоило Сане принять решение, ему сразу же повезло. Еще в начале лета папа с мамой никуда не собирались, но, вернувшись из спортивного лагеря, где Саня провел июнь, он вдруг узнал, что они уезжают. Они летят в Ленинград, там садятся со своими знакомыми в машину, едут в Прибалтику, затем в Калининград, затем в Брест, куда-то еще и возвращаются только в конце августа, чтобы собрать Саню в школу. «А ты побудешь у бабуш-ки»,- сказала мама. Папа вздохнул. Август у бабушки на Байкале золотой месяц: ягоды, грибы, рыбалка, купанье, и папа, будь на то его воля, не раздумывая, поменялся бы с Саней местами. Только Саня, разумеется, отказался бы меняться — и не потому, что ему не хотелось побывать в Прибалтике и увидеть Брест, хотелось, и особенно в Брест, но он предпочитал быть там, где нет папы с мамой, которые и в Бресте умудрились бы затолкать его в окоп или в траншею и не позволили бы высовываться, чтобы, не дай бог, не схлопотать выпущенную сорок лет назад пулю. Если у родителей один ребенок, они, судя по всему, сами впадают в детство, продолжая играть с ним, как с куклой, до тех пор, пока он не откупится собственным родительским вкладом. Сане было неловко за своих родителей и жалко их, когда он видел, что, говоря нормальным и ровным языком с его товарищами, они тут же с ним переходили на язык или неумеренного заискивания, или неумеренной строгости, то и другое делая как бы вслепую, не видя его, а лишь подозревая, что он должен тут быть, говоря не столько для него, сколько для себя, чтобы доказать что-то друг другу. Он так и научился относиться к их словам, когда они были вместе: это не для него, это они для себя. Однако каждый из них в отдельности мог с ним разговаривать и серьезно. Особенно это относилось к папе, и в нем же особенно заметно было, как неловко ему перед сыном за их общий разговор с мамой вместе, но наступал следующий раз, подходило время следующего разговора, и снова все повторялось сначала. «Как маленькие, честное слово, как маленькие»,- в тон им размышлял Саня, досадуя и понимая, что его родители в этом отношении не хуже и не лучше, чем другие, и что человек в слабостях своих на всю жизнь остается ребенком.
На Байкале, куда Саня приехал к бабушке, везение продолжилось. Прошло три дня — и вдруг бабушке приносят телеграмму: срочно выезжай, Вера в больнице, дети одни.