М. е. салтыков-щедрин «карась-идеалист»: краткое содержание сказки

Краткое содержание Карась-идеалист Салтыков-Щедрин

Название этой сказки говорит само за себя и сразу же читателю становится понятно, что сказка о необыкновенном карасе, который смотрел на жизнь своими глазами, полными идеалистических цветов. Карась подвергается многочисленным атакам сатириков, как и люди, представленные под видом карася, имеющие мечты о массовом жизненном благополучии.

Карась невероятно чист душой, уверен в правоте того, что зло в жизни никогда не станет главной силой, оно истощает нашу жизненную энергию, давя на нее с огромной силой. А вот добро – сила, которая порождает будущее, наполненное светом и теплом.

Карась очень задумчиво и глубоко погружается в идейные размышления, напрочь забывая при этом, что сам живет именно в том мире, где зло прочно завоевало себе место, где оно давно было, есть сейчас и будет еще долго. Здесь автором высмеиваются не идеалистические мечты карася, а те способы достижения этой мечты.

Еще один персонаж в сказке – ерш, который трезво смотрит на мир и видит действительность. Он смеется над карасем, уличая его в непоследовательности и незнании жизни.

Карась рассуждал о законах и, даже, предлагал выпустить такой, чтобы, к примеру, щуке запрещалось есть карася. Таких законов не существовало и, возможно, что вообще не будет никогда. Трижды проходила подобная беседа карася и щуки, когда щука в завершении диспута взяла и просто нечаянно проглотила неуемного карася, втянув его вместе с водой.

В сказке прослеживается мало-скрываемая ирония, так как над бедным карасем все смеются, утверждая, что он невероятно умен. Умея выдвигать идеи, необходимо умение их правильно реализовывать. Это наблюдается и в нашей повседневной жизни.

(2

Карась-идеалист – краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

Поспорили раз карась с ершом о том, что служить можно честно и исправно. Так утверждал карась, а ерш считал, что кое-где можно и обмануть. Карасей, послушных и склонных к идеализму, очень любят монахи. Чтобы выловить карася, нужна сноровка. Самое удачное время для охоты на него – после дождя, когда вода еще мутная. Нужно завести невод в реку и похлопать посильнее канатами по воде, создавая на ней рябь. Привлеченная шумом рыба поднимется со дна, тут-то ее и хвать надо. Ерш же существо колючее и склонное к скептицизму. Как произошло, что две таких разных рыбы спорить стали, – неизвестно, но спор их затянулся. Стали даже друг другу свидания специально назначать.

Спорили всегда на разные темы, первым начинал карась. Ерш в ответ нервничал, был неспокоен и отрывист, видимо, наболело у него, разочаровался во всем. Очень раздражал его карась тем, что всегда рассуждал о таких вещах, в которых ничего не смыслил. Возьмется о мироустройстве говорить, а сам даже щуки в глаза не видел. Или вдруг заспорит о том, что добро всегда главенствует в жизни, а об ухе, да как туда не попасть, знать ничего не знает. Встретятся они, поговорят, разбегутся, недовольные друг другом, но через день, смотришь, опять вместе плывут.

Однажды ершу попалась в реке щука, и рассказал он о том карасю. Шутя посоветовал ерш товарищу при встрече с щукой прямо в пасть к ней лезть, потому что такому глупому и жирному только туда и дорога. Но карась не понял иронии ерша и спорить начал, что нет такого закона, чтобы щуки без объяснения причины карасей просто так глотали. И смешно ершу, и обидно, что такой глупый у него приятель, но и без него уже скучно, не с кем больше по душам поговорить. Переживать начал, что погубит себя карась своей наивностью. Посоветовал он ему молчать, чтобы не попасться щуке на глаза или в уху к монаху. Куда там! И слушать ничего не хочет карась. Кричит, что рыбы должны любить друг друга, а карасей монахи не варят, а в домашних озерах разводят.

Так и жили, пока в один прекрасный день головель к карасю не приплыл с повесткой от щуки. Требовала та явиться к ней на следующий день, речь держать. Не испугался карась, прибыл на утро к хищнице в заводь. Начали беседовать о жизни, очень уж было интересно щуке карасиные глупости послушать. А тот и рад стараться. Рассуждать начал о том, как хорошо было бы, если бы все рыбы в реке свободно плавали, не боясь быть съеденными. Наступило бы настоящее рыбное счастье. Ели бы только ракушек, комаров да мух с мошками. Справедливость бы в реке восторжествовала, не было бы ни богатых, ни бедных, сильные были бы горой за слабых и вместе бы противостоял всему людскому миру. Все бы непременно пошли работать. И караси, и щуки. Очень уж последняя фраза щуке не понравилась, рассердилась она на глупого карася, отправила его домой до завтра отсыпаться. А на утро явиться вновь на диспут.

После второй встречи щука только укрепилась в мысли, что карась – бунтарь и глупец, на третий день его уже под конвоем привели к хозяйке речной заводи. В третий раз вступил карась с ней в спор, да, оказалось, в последний. Только и успел спросить у щуки, что такое добродетель, как был проглочен хищницей, озадаченной таким глупым вопросом.

Популярные сегодня пересказы

Действие происходит в банановой республике Анчурия. Страна держится только на поставке экзотических фруктов в США. Население в большинстве своем бедствует. Деньги идут только небольшой группе людей – банановых королей

«Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове» начинается с описания суда, проходящего на земле Ростовской. Судят Ерша боярин Осётр а также Сом-воевода моря Хвалынского, судак и Щука-трепетуха.

Сочинение по сказке Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Салтыков-Щедрин — писатель, который с помощью своих художественных произведений, написанных в жанре сказки, поднимал такие темы, как тема власти и народа. В его работах очень часто появляются такие себе правдоискатели, которые верят в склонность жестоких правителей к добродетели, и в итоге погибающих. Этому есть подтверждение — изученная нами сказка Карась-идеалист.

Карась идеалист краткое содержание

Карась-идеалист на брифли дает нам возможность изучить сказку Салтыкова-Щедрина в кратком ее содержании. Сюжет нас знакомит с Карасем, полным идеалистических взглядов. Он чист душой и верит: зло не будет править миром, оно не является главной силой, так как истощает жизнь. Другое дело добро. Оно порождает будущее.

Погружаясь в свои идейные убеждения, герой полностью забывается, забывает и о том, что сам он живет в мире зла. А вот как раз Ерш, которого мы также встречаем на страницах сказки, смотрит на жизнь реально и видит настоящую действительность. Он попросту смеется над убеждениями героя, чьи рассуждения сводились к тому, что рыба не должна есть рыбу. Ерш говорит, что тот не знает жизни. Словом, мы видим некий спор между реалистом и идеалистом. И тут главный персонаж решает показать свою философию в действии, пытаясь урезонить Щуку, вступая с ней в спор. При этом щуку он видит впервые. Герой рассказывал в беседе со Щукой о жизни, что наполнена счастьем, о равенстве между всеми рыбами, о законах, запрещающих щуке есть карася. Беседа проходила трижды. Первый раз Щука назвала героя пьяным, предложив ему проспаться, второй раз карась был покусан окунем, а при третьей встрече и вовсе, был случайно съеден щукой, которая от удивления при слове добродетель раскрыла рот и засосала героя.

Карась-идеалист анализ

Делая анализ сказки Салтыкова-Щедрина, мы видим взаимодействия высших и низших кругов. Автор здесь также затрагивает такие проблемы, как самонадеянность и интеллект. Свою сатирическую сказку писатель написал в 1824 году. Карась-идеалист пополнил ряд зоологических работ, где автор своим героем выбирает карася, желая изобразить интеллигента социалиста, который не может соизмерять свои силы и поступки с действительностью, что его окружала.

Сказка писателя начинается и закачивается спором. В первой части герой ведет спор с ершом, а в конце карась спорит со щукой. В первом случае противопоставляется идеалист и скептик, где один не знающий жизни, а второй уже повидал жизнь и знаком с ее действительностью. Во второй части произведения в спор участвует щука, которая олицетворяет власть и карась. И тут мы видим, что наш идеалист далек от реальности.

Герои сказки и их характеристика

Рассматривая произведение Карась-идеалист, мы знакомимся с ее героями, а подробное изучение работы позволяет сделать характеристику героев.

Главным героем сказки является Карась. Мы видим героя со своими убеждениями. Он умен, но очень упрямый и самонадеянный. Его политика прекрасна, ведь хочет он защитить права других рыб. Однако не зная жизни, не понимает, что своими высказываниями он накликает на себя беду. Таких, как он, задавили бы, и в любом случае уничтожили. Это и произошло в сказке писателя.

Встречаемся мы и со скептиком Ершом, который тронут идеализмом оппонента. Он знаком с жизнью, знает ее законы, но является трусом, поэтому и говорит карасю, чтобы тот не разевал пасть, а если что и хочет сказать то должен это делать шепотом.

Щука — это еще один герой произведения. В ее образе автор представляет власть. Мы видим, что она слова такого, как добродетель, даже не знает, отчего и разинула рот, съев главного героя.

Смысл сказки Карась-идеалист

Если говорить о смысле сказки Щедрина, то автор хотел своим произведением донести до читателя мысль о невозможности разбудить моральные качества власти, какие бы диспуты и споры не начинала либеральная интеллигенция. Автор говорит о том, что у каждого слоя общества свое видение жизни, да и несвойственно представителям власти такое качество, как добродетель.

Главные герои

Читатель этой сказки погружается в удивительный подводный мир, в котором оживают рыбы, они имеют самосознание и способны общаться друг с другом. Это не безмолвные существа, а настоящие личности, каждая из них обладает своими особенностями и характерными чертами.

Главными героями этой сказки являются:

  • Карась.
  • Ёрш.
  • Щука.
  • Голавль.

Некоторые из главных героев практичны и мудры, а кто-то идеализирует реальность, наивно полагая о победе добра над злом и всеобщей радости. К такому привилегированному сословию относится щука, которая не любила работать, желая получать лишь еду в виде карасей и прочей рыбы. А вот ерш и другие мирные создания — простые труженики, которые привыкли довольствоваться малым.

Карась-идеалистТекст

Карась с ершом спорил. Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. Что именно разумел ерш под выражением «слукавить» – неизвестно, но только всякий раз, как он эти слова произносил, карась в негодовании восклицал:

– Но ведь это подлость!

На что ерш возражал:

– Вот ужо увидишь!

Карась – рыба смирная и к идеализму склонная: недаром его монахи любят. Лежит он больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек для своего продовольствия. Ну, натурально, полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное. Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не прописывают, то в политической неблагонадежности их никто не подозревает. Если же иногда и видим, что от времени до времени на карасей устраивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны.

Ловят карасей, по преимуществу, сетью или неводом; но, чтобы ловля была удачна, необходимо иметь сноровку. Опытные рыбаки выбирают для этого время сейчас вслед за дождем, когда вода бывает мутна, и затем, заводя невод, начинают хлопать по воде канатом, палками и вообще производить шум. Заслышав шум и думая, что он возвещает торжество вольных идей, карась снимается со дна и начинает справляться, нельзя ли и ему как-нибудь пристроиться к торжеству. Тут-то он и попадает во множестве в мотню, чтобы потом сделаться жертвою человеческого чревоугодия. Ибо, повторяю, караси представляют такое лакомое блюдо (особливо изжаренные в сметане), что предводители дворянства охотно потчуют ими даже губернаторов.

Что касается до ершей, то это рыба уже тронутая скептицизмом и притом колючая. Будучи сварена в ухе, она дает бесподобный бульон.

Каким образом случилось, что карась с ершом сошлись, – не знаю; знаю только, что однажды, сошедшись, сейчас же заспорили. Поспорили раз, поспорили другой, а потом и во вкус вошли, свидания друг другу стали назначать. Сплывутся где-нибудь под водяным лопухом и начнут умные речи разговаривать. А плотва-белобрюшка резвится около них и ума-разума набирается.

Первым всегда задирал карась.

– Не верю, – говорил он, – чтобы борьба и свара были нормальным законом, под влиянием которого будто бы суждено развиваться всему живущему на земле. Верю в бескровное преуспеяние, верю в гармонию и глубоко убежден, что счастье – не праздная фантазия мечтательных умов, но рано или поздно сделается общим достоянием!

– Дожидайся! – иронизировал ерш.

Ерш спорил отрывисто и неспокойно. Это – рыба нервная, которая, по-видимому, помнит немало обид. Накипело у нее на сердце… ах, накипело! До ненависти покуда еще не дошло, но веры и наивности уж и в помине нет. Вместо мирного жития она повсюду распрю видит; вместо прогресса – всеобщую одичалость. И утверждает, что тот, кто имеет претензию жить, должен все это в расчет принимать. Карася же считает «блаженненьким», хотя в то же время сознает, что с ним только и можно «душу отводить».

– И дождусь! – отзывался карась. – И не я один, все дождутся. Тьма, в которой мы плаваем, есть порождение горькой исторической случайности; но так как ныне, благодаря новейшим исследованиям, можно эту случайность по косточкам разобрать, то и причины, ее породившие, нельзя уже считать неустранимыми. Тьма – совершившийся факт, а свет – чаемое будущее. И будет свет, будет!

– Значит, и такое, по-твоему, время придет, когда и щук не будет?

– Каких таких щук? – удивился карась, который был до того наивен, что когда при нем говорили: «На то щука в море, чтоб карась не дремал», то он думал, что это что-нибудь вроде тех никс и русалок, которыми малых детей пугают, и, разумеется, ни крошечки не боялся.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Салтыков-Щедрин М. “Карась-идеалист”

Жанр: сатирическая литературная сказка

Главные герои сказки “Карась-идеалист” и их характеристика

  1. Карась. Идеалист. Тихий, но вдумчивый. Бредил идеями справедливости и равенства.
  2. Ерш. Скептик, нервный, обиженный жизнью.
  3. Щука. Просто сильная и уверенная в себе.

План пересказа сказки “Карась-идеалист”

  1. Спор карася и ерша.
  2. Идеи карася
  3. Разговор о щуке
  4. Карась и ракушки
  5. Диспут щуки и карася
  6. Второй диспут
  7. Третий диспут

Кратчайшее содержание сказки “Карась-идеалист” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Стали спорить о жизни и справедливости ерш и карась.
  2. Карась требовал всеобщего равенства и свободы.
  3. Ерш говорил про уху и щуку, о которых карась и знать не знал.
  4. Под влиянием карася ерш стал сомневаться в своих принципах.
  5. Приплыла щука и вызвала карася на диспут.
  6. Два раза отпускала она карася, а на третий невзначай проглотила.

Главная мысль сказки “Карась-идеалист”

Пустая голова покою не дает, но пользы не приносит.

Чему учит сказка “Карась-идеалист”

Сказка учит не спорить по пустякам, не разговаривать, а делать дело. Учит изучать причины, чтобы сделать вывод о следствиях, учит критически относиться к происходящим в обществе процессам.

Отзыв на сказку “Карась-идеалист”

Это интересная и слегка забавная сказка, в которой нельзя не сочувствовать идеям карася. Для своего времени они были преждевременны, да и сейчас далеко до их воплощения. Но идеи равенства и свободы будет всегда тревожить людей, и всегда найдутся те, кто будет бороться за эти идеалы.

Пословицы к сказке “Карась-идеалист”

Язык болтает, а голова не знает. Болтай, болтай – недалеко Валдай. Никто про тебя бы не знал, коли сам бы не наболтал. Богу богово, а кесарю кесарево. Дай дураку волю, а он две возьмет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Карась-идеалист”

Поспорили раз карась с ершом. Карась говорил, что жить нужно по совести, а ерш утверждал, что можно слукавить. На это карась говорил, что это подлость. Карась был рыбой смирной, лежал на дне, думал, но мысли свои в цензуру не отправлял, не афишировал, а потому считался вполне себе благонадежным. И вот стали карась с ершом собираться в разных местах и спорить. Карась вещал про бескровное существование, а нервный ерш видел смысл жизни в распрях, в борьбе. И ерш спрашивал про щуку. Карась удивлялся, он не знал щуку и считал ее страшилкой. И он говорил, что зло не может быть стимулом прогресса, что зло только тормозит развитие общества. Ерш спрашивал карася про уху, но карась ничего не знал и об ухе. На следующий день ерш сообщил карасю, что в их омут заглядывала щука и решила, что в этом тихом месте должно быть много карасей. Карась заволновался и стал спрашивать, что ему делать. Ерш посоветовал карасю самому лезть щуке в пасть, но карась начал возмущаться. Он сказал, что щука не имеет права глотать его без объяснений, что все рыбки должны собраться и дать отпор щуке. Ерш пытался урезонить карася, и стал спрашивать сладко ли тому пришлось бы, если бы все ракушки объединились и дали отпор карасю. Карась смутился, лег на дно и стал размышлять. В итоге, он пришел к выводу, что ест ракушек, потому что те природой предназначены ему в пищу. И это справедливо. И споры карася и ерша продолжались. Карась все больше входил в раж. Он требовал чтобы рыбы любили друг друга, требовал осознать свои права, и хотел чтобы рыба рыбой не питалась. И был карась так убедителен и настойчив, что даже ерш стал сомневаться в своих убеждениях. Но вот приплыла щука и предложила карасю диспут. Карась предложил, чтобы рыбы плавали спокойно и были свободными. И чтобы щука не могла карася съесть. Удивляется щука, нет такого закона. Потом карась стал вещать о справедливости, чтобы сильные не обижали слабых и все рыбы стояли бы друг за друга. Опять щука удивилась и отправила карася проспаться. В обед карась снова явился на диспут и щука стала интересоваться, не хочет ли карась от ее трудов кормиться. Потом она внимательно посмотрела на карася, и тот начал понимать. Но щука была еще сытой и карася отпустила. Вечером карася доставили на диспут уже под охраной. И окунь, допрашивая карася, покусал ему бока. Но карась не угомонился. Он громко вопросил щуку о добродетели, и та так удивилась, что широко разинула рот, и сама того не желая, проглотила карася. А ерш все это предвидел и предсказывал, и был удовлетворен своей прозорливостью.

Анализ сюжета

Произведение, несмотря на свой жанр, поднимает серьёзные взрослые проблемы, поэтому его и изучают в старших классах по школьной программе, чтобы ученики смогли понять взгляды автора. Сатирическая сказка известного писателя Салтыкова-Щедрина имеет несколько функций:

  • Поучительную.
  • Философскую.
  • Историческую.
  • Социальную.

Так, поучительная функция этого произведения заключается в том, что сюжет учит читателя принимать реальность в том виде, в котором она существует. Не стоит слепо верит в равенство, которого нет, и в те лозунги, которые действуют лишь только на словах.

Философская функция заключается в том, что в сказке автор осудил либеральные взгляды, которые лишь только умеют красиво говорить, но никаких решительных действий не предпринимают. Видно, что Михаила Евграфовича такая позиция людей задевает, поэтому своё осуждение он выражает, используя аллегорию.

Историческая и социальная функции сатирической сказки тесно между собой переплетены. Сюжет произведения заставляет читателя задуматься над действительностью, размышлять самостоятельно, не опираясь на чьи-то взгляды, даже если они могут показаться правильными.

Исторический аспект этой сказки заключается в том, что она отражает поведение и взгляды либералов XIX века, которые, по мнению писателя, неспособны что-то изменить в действительности и живут в том мире, придуманном ими самими.

Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”

Прежде чем приступить к анализу данной сказки, следует разобраться в истории ее создания и написания. Она была написана в период социальных и политических изменений в конце девятнадцатого века. Сказку “Карась-идеалист” можно отнести к целому ряду подобных произведений в творчестве писателя. История написания данной сказки связана также с общественно-политической жизнью России в то время, с возникновением первых народных течений и подпольных организаций. Либералы в то время отстаивали идеи равноправия, равного труда и равной способности к обучению.

Впервые опубликована данная сказка была в сборнике “XXV лет”.

Основные аспекты сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”

Итак, приступим к анализу данной сказки

Основными аспектами, на которых следует акцентировать внимание, в этой сказке М. Е

Салтыкова-Щедрина являются:

  1. Тема и мотивы. Основным мотивом данной сказки можно назвать аллегорический образ, аналогичный образу в сказке “Премудрый пескарь”. Так, как и в этой сказке присутствует аллегория, то выделить можно не одну, а сразу несколько тем: позиция либеральных взглядов; жизнь «подводного общества».
  2. Проблемы данной сказки. Основными проблемами данной сказки можно назвать: идею социального равенства, разделение людей на “слабых” и “сильных”, лицемерие, реализм и многие другие.
  3. Герои сказки “Карась-идеалист”. По названию сказки читатель может предположить, что главные герои этой сказки – рыбы. Образы рыб аллегоричны и соответствуют образам людей; рыбы у Салтыкова-Щедрина носят некоторые человеческие черты характера. Главных героев трое: карась, ерш и щука. Карась чист, наивен, много размышляет о либеральном обществе, слепо верит в либерализм и равенство, забывая о действительности. Карася можно назвать идеалистом и максималистом, потому что он не принимает реальность такой, какая она есть, наивно полагая, что его взгляды что-нибудь изменят. Ерш – также либерал, однако, в отличии от карася, он трезво смотрит на вещи. Он понимает, что пустые слова ничем не помогут обществу и никого не изменят. Он пытается открыть глаза карасю на полный опасностей мир, но безуспешно. Щука – это хищник, так называемая “сильная мира сего”. Она – хозяйка положения в подводном царстве, ее все боятся и уважают. Щуке наплевать на взгляды карася, ее не трогают либеральные идеи. Спор щуки и карася длился три “этапа”: в первый карася пожалели, во второй он ушел искалеченным, а в третий щука его проглотила. Так карась и поплатился за слепую веру в свои идеалы и полное отрицание действительности. Второстепенными образами в этой сказке являются человеческие образы, а также образы других рыб.
  4. Идея и смысл. Идейный замысел произведения заключается в том, что любые взгляды хороши, если они учитывают реальное положение вещей. Салтыков-Щедрин в своей сказке осуждает карася за то, что тот не видит реальности, опасности, а доверяет только придуманному.

Хорошо ли быть идеалистом?

Вопрос сложный и неоднозначный. Если ставить знак равенства между оптимизмом, мечтательностью и идеализмом, то вера в доброе и светлое необходима, чтобы вырасти нормальным человеком. Но по мере взросления человек должен отказываться от тех устремлений и ценностей, которые морально устарели и тянут его вниз. При этом не следует думать, что из такой позиции вытекает моральное приспособленчество. Базовые нравственные ценности так или иначе должны регулировать поведение человека. Правда, если бы спросить у автора сказки, то сам Салтыков-Щедрин («Карась-идеалист» подтверждает эту мысль) сказал бы читателю, что не одобряет ни идеализма, ни бестолкового оптимизма, оторванного от жизненных реалий.

Карась-идеалист

Очень кратко

Карась рассуждает о свободе и равенстве для всех рыб, он убеждён, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он говорит ей эти слова, и та от удивления съедает его.

Карась спорил с приятелем-ершом о том, «что можно на свете одною правдою прожить». Ёрш же утверждал, что нельзя обойтись без того, чтобы слукавить. Карась негодовал и называл это подлостью, а ёрш предрекал: «Вот ужо увидишь!»

Обычно караси — смирные, склонные к идеализму рыбы, за что их очень любят монахи. Лежит карп на дне реки, в иле, питается микроско­пи­ческими ракушками — «полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное». Но поскольку караси мыслей своих не раскрывают, то в политической неблаго­на­дёжности их не подозревают, а ловят исключительно из-за вкусного мяса.

Ёрш — рыба колючая, «уже тронутая скептицизмом», нервная и злопамятная. Ловят ершей исключительно ради вкусного бульона.

Неизвестно, как сошлись две такие разные рыбы, но стали они встречаться и спорить каждый день. Карась верил в гармоничное и мирное будущее для всех рыб и был убеждён, что счастье «рано или поздно сделается общим достоянием».

Карась рассуждал о том, что основой жизни является добро, а не зло, об общих правах для всех рыб и о том, что рыбам надо сговориться между собой и перестать питаться себе подобными. Скептик ёрш, считавший, что в мире царят тьма и невежество, ехидно напоминал о щуке, которая заплывала недавно в их заводь и интересовалась, водятся ли здесь караси.

Для карася щука была мифическим существом, которым пугают непослушных детей, да и об ухе он никогда не слышал. Он считал, что щука не имеет права глотать его без объяснений и вины, и собирался спросить у неё при встрече, «что такое добродетель и какие обязанности она в отношении к ближним налагает». Карась был искренне уверен, что щуки «к голосу правды не глухи», и услышав эти магические слова, щука его не съест.

Напрасно ёрш твердил, что едят не в качестве наказания, а потому, что есть хочется и так устроен мир, — карась не хотел его слушать. Заводь, где жили приятели, была тихим местом, обо всём можно было говорить безнаказанно, и карась разговорился вовсю.

В один прекрасный день к карасю явился головаль с известием, что на днях заводь посетит щука. Карасю было предписано явиться «чуть свет ответ держать», но он не испугался — понадеялся на своё «магическое слово», которое укротит самую лютую щуку.

Видя спокойствие приятеля, ёрш начал сомневаться: может, щука и вправду не такая уж и злая и способна услышать доброе слово, а карась, возможно, не такой уж и простофиля. Вот как явится он завтра к щуке, как скажет ей «самую сущую правду», щука проникнется, да и назначит карася начальником над всей заводью.

Щука же, любившая разные диспуты, давно слышала о речах карася и приплыла специально, чтобы его послушать. Выложил ей карась свои размышления о свободе, равенстве и счастье для всех рыб.

Если рыбы начнут друг за друга стоять, то людям об ухе забыть придётся.

Три дня слушала щука речи карася-идеалиста и назвала его идеи социализмом. Социализм щуке не нравился, работать на общее благо она не хотела и под конец карась ей надоел. Его арестовали, а на допросе окунь покусал ему хвост и спинной плавник.

На последнюю встречу окунь явился сильно потрёпанным, но не сдавшимся. Поглядев щуке в глаза, он сказал «магическое слово» — спросил: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?». Щука открыла рот от удивления, машинально втянула в себя воду и нечаянно проглотила карася.

Видевшие это рыбы поспешно сплылись к щуке узнать, не подавилась ли она. А ёрш, давно предвидевший такой конец, заявил: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!»

Оцените пересказ

Мы смотрим на ваши оценки и понимаем, какие пересказы вам нравятся, а какие надо переписать. Пожалуйста, оцените пересказ:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: