Баба-яга и ягоды

Почему «дед плачет, баба плачет»?

Как известно, каждая русская сказка пропитана народной мудростью. По крайней мере, я всегда считала это аксиомой, не требующей никакого доказательства. И вдруг она не сработала… Читаю я тут на днях трехлетнему сыну сказку про Курочку Рябу, а он меня и спрашивает: «Мама, а почему они плачут?». Я задумалась. Действительно, почему? Кстати, до этого я как-то этим вопросом по поводу данной сказки не задавалась. Может, мне в детстве-таки объясняли почему, а потом, с возрастом, я забыла? Что же ответить ребенку? Я стала думать.

Причины дедко-бабкинского расстройства я искала очень старательно. И вот что у меня получилось.

Версия первая.

Может, от обиды плачут? Расстроились старики, что сил у них совсем не осталось, — уж они и утюгом, и кувалдой били яйцо добросовестно, — и ничего не вышло. А тут какая-то маленькая мышка прибежала и справилась с задачей. То есть, грустно им от того, что молодое поколение в лице мышки их — р-р-раз, и обскакало.

Вот в «Репке», например, никто на мышку не дуется. Наоборот, очень даже рады все. Я тут недавно оригинальный конец у современной «Репки» читала: «Наварила бабка из репки вкусной сладкой каши. Ела кашу мышка, ела кашу кошка, ела кашу Жучка, ела кашу внучка, ела кашу бабка и, конечно, ел кашу дедка — вот такая репка!». Получается, что мышка даже вознаграждение за свой труд получила в виде тарелки с кашей.

Версия вторая.

Может, это последняя еда в доме, и на нее возлагались большие надежды? Хотя, с другой стороны, что значит одно яйцо для двух взрослых людей? К тому же, продай вы золотое яйцо, уж столько простых-то яиц купить можно.

Версия третья.

Возможно, баба с дедом придумали себе, что яйцо должно разбиться каким-то особенным способом, известным только им, а мышка все планы их разрушила? Хотя, казалось бы, вам нужно разбитое яйцо, — вот оно, получите! Из-за чего опять слезы-то льются? Мне у симоронистов нравится по этому поводу одно простое правило, смысл которого состоит в следующем: «Если ты хочешь получить желаемый результат, то будь готов к неожиданным и непредсказуемым способам его получения». Одним словом, не упрямствуй на своем сценарии исполнения желания. К примеру, яйцо тебе хочется разбить, — и ты его кулаком, молотком, кувалдой! Всё, никаких больше вариантов не подразумевается. А ведь, оказывается, мышка может хвостиком задеть, кошка там, собачка, корова, наконец, лягнуть вполне даже может. Инопланетяне повсюду вот летают, так угораздит их, например, на яйцо приземлиться… Так что, сценарий нужно допускать любой. И радоваться, что никаких трудов это не стоило, а яйцо — оно вот, разбитое!

Версия четвертая.

Свалилось на стариков внезапное богатство. Радоваться нужно. А они — в слезы. Может, расстроились из-за того, что скорлупа золотая меньше ценится, чем цельное золотое изделие? Хотя и тут никак не могу в толк взять — сами же его колотили…

Версия пятая.

Вполне может случиться, что дед и баба просто не любят неожиданностей. С ними сразу грусть и тоска случается.

Так какая же мудрость передается веками из уст в уста со всеми любимой сказкой про стариков-пессимистов, курицу-оптимистку и непосредственную мышку? Сдается мне, что очень простая и понятная она, эта мудрость. Но ни один из найденных мной вариантов, похоже, этому критерию не соответствует.

Коллеги, а ведь вся сказка-то в трех строчках помещается. Получается, что я в трех соснах заблудилась?

Теги: курочка ряба, золото, курица, сказки, яйцо, дети, психология, фольклор

Занятие для детей с ЗПР.»Сказка Баба-Яга и ягоды»

Часть 1

Давным-давно стояла  возле речки большая деревня. И рос возле неё дремучий бор. Грибов и ягод водилось там видимо-невидимо, да только жителям деревни радости от этого не было совсем, потому что обитала в чаще того леса старая карга — злобная Яга. Жадная была Яга и никому в лес ступить не давала: кого в трясину заведёт, кого и вовсе изведёт.

Вопросы

  1. Где рос дремучий бор?
  2. Почему жители деревни не могли собирать грибы и ягоды в лесу?

Задания

1. Рассмотри и запомни ягодки, растущие в наших лесах. Если ребёнок умеет читать хотя бы по слогам, пусть прочтёт их названия. При затруднениях помогите малышу. 

2. Переверните картинку изображением вниз. Попросите маленького ученика вспомнить, какие ягодки там нарисованы. Если затрудняется покажите ещё раз и прочитайте название каждой из них. Снова переверните картинку, и предложите вспомнить, что там нарисовано.

3. Рассмотрите предложенные раскраски. Сравните их с изображениями ягод на картинке. Догадайтесь, какие это растения на раскрасках. Раскрасьте, как на картинке. Скопируйте их названия печатными буквами.

Часть 2

Как-то летом в самую ягодную пору задумала она полакомиться земляникой, да вот незадача: не хотят ягодки в корзинку к старой Яге идти, под листочками спрятались, в травке затаились. Ворчит баба Яга, злобится, да под каждый листик не заглянешь, каждому кусту не поклонишься.

Вопросы

  1. Какими ягодками захотела полакомиться баба Яга?
  2. Почему землянички под листочками спрятались и бабе Яге не показались?

Часть 3

Той же порой ходила по лесу маленькая девочка. Ещё затемно из дому вышла, корзинку ягод набрать да самой спелой земляники поесть. Уж ей-то ягоды на показ выставляются:

— Здесь мы, бери нас скорей!

Наелась девочка ягод, набрала полную корзинку, и хотела уж было домой идти, как повстречалась ей баба Яга, ухватила своей клюкой, да как зашипит:

— Вот почему мне ни одной ягоды не попалось! Ты их все собрала!

Отняла у девочки корзинку, и отправилась к себе в избушку, радуясь нежданной добыче. А девочка присела на пенёк и горько заплакала от обиды.

Вопросы

  1. Кто ещё в этот день землянику в лесу собирал?
  2. Когда пришла в лес девочка?
  3. Сколько земляники набрала девочка в лесу?
  4. Кто отнял у неё корзинку с ягодами?
  5. Как девочка отнеслась к такой обиде?

Задание

Обведи корзинку по пунктирным линиям

Обрати внимание, чего не хватает на ягодах земляники? Дорисуй. Раскрась. 
Сосчитай, сколько ягодок в корзине. Нарисуй столько же ромашек.

Нарисуй столько же ромашек.

Часть 4

Идёт баба Яга, корзинкой покачивает, а ягоды оттуда прыг да скок на травку, прыг да скок, так все и повыпрыгивали и покатились обратно на полянку.

Сидит девочка, жалобно всхлипывает и вдруг слышит из травы:

— Готовь-ка, милая, платочек!

Сняла она платочек, расстелила перед собой, ягодки туда и закатились. Связала их девочка в узелок и радостная побежала домой.

Вопросы

  1. Что делали ягоды, пока баба Яга несла их в свою избушку?
  2. Куда они покатились?
  3. Во что их собрала девочка?
  4. Куда она побежала с узелком?

Задание

Нарисуй землянику на платочке девочки.

Часть 5

А баба Яга пришла к себе в избушку, глядь — а ягод-то и нет! Один запах остался. Швырнула она в сердцах корзинку, затряслась, затопала ногами:

— А-а-а! Чтоб тебе ни дна, ни покрышки!

Ругалась, ругалась, так что от злобы и лопнула, да с таким треском и грохотом, что вместе с ней рассыпалась и её избушка. И появилось в этом месте болото, а по краям его выросло много ягодных кустов, куда деревенские ребятишки каждый год за спелой земляникой ходят.

  1. Что обнаружила баба Яга, придя в избушку?
  2. Куда подевались ягоды?
  3. Как поступила баба Яга?
  4. К чему привели её ругань и крик?
  5. Что появилось на месте избушки бабы Яги?
  6. Прочитай, какие ягоды выросли по краю болота.
  7. Раздели слова на слоги. Посчитай количество букв в каждом слове, сравни, найди самое длинное.

Какая она – сказочная Яга?

Со временем образ богини смерти претерпел трансформацию. Сначала её стали называть Хозяйкой леса, указывая на покровительство лесным птицами зверям. В дальнейшем она и вовсе превратилась в сказочную старуху.

Нрав её нельзя назвать добрым, однако крайне редко она достигает своей скверной цели. Если вы знакомы хотя бы с десятком русских народных сказок, то наверняка знаете, что в них Баба-Яга может вести себя по-разному. Фольклористы выделяют три сказочных образа Бабы-Яги:

  • Злая ведьма. В такой ипостаси Баба-Яга ворожит, похищает детей, порой может навредить людям.
  • Хранительница. Этот вариант указывает на обладательницу чудесных сокровищ, например, Меча-кладенца. Завладеть ценностями, что хранятся у Бабы-Яги непросто, причём хитрость и коварные планы героев она сразу распознаёт.
  • Дарительница. Эта Яга всегда помогает положительным персонажам. Она и приютит, и баньку растопит, и кушанья на стол подаст. Ведёт она себя как приветливая хозяйка. Узнав, что гостя что-то тревожит, она всегда даёт ценный совет или полезный предмет.

Как видите, только один из трёх образов является негативным, причём встречается он значительно реже остальных. Но даже в этом случае Яга показана истинной “ведьмой” (“ведающей”).

Ей известны тайны мироздания, она осведомлена о местах обитания самых невероятных существ, а всё живое в лесу находится в её подчинении. Баба-Яга – обладательница и хранительница всех сокровищ, что находятся на подвластной ей территории.

Ягишна и её главный помощник Василий / Edward Halmurzaev / edwardhalmurzaev.artstation.com

Напоследок хочу вспомнить одну старинную загадку. Звучит она так: “Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит”. Речь, конечно, идёт не о мифической богине или героине сказок, а о сохе, которой обрабатывают землю. Однако слова “БабаЯга”, да ещё и в таком контексте указывают, что славянские народы не боялись, а уважали эту неординарную старушку. Да и сами сказки открывают нам, что вряд ли завершились счастливо, если бы не помощь “злой” Бабы-Яги.

Яга

Происхождение второй части имени нашей «героини» обычно связывают с неким словом *(j)ęgа в неком «праславянском» гипотетическом языке, который «реконструировали», сравнивая славянские и некоторые другие индоевропейские языки. Почему-то наиболее правдоподобной гипотезой сегодня считается связь второй части имени Баба-яга с сербохорватскими ужасом (jeзa) и опасностью (jeзив), словенским гневом (jezа), чешской лесной ведьмой  (jezinka), и польской ведьмой и бабой ягой (jędzа). Автором этой чудо-гипотезы является немец Макс Фасмер. Гипотеза имеет сомнительную ценность, так как ссылается на язык, которого не было, и выводит исключительно древнее слово из современных языков, что является нонсенсом и извращением (немцам, впрочем, это свойственно). Поэтому мы эту гипотезу смело отбросим, и от Чехии, Сербии и Словакии переместимся восточнее, ближе к родине нашей Бабы-яги — в наши украинскую и русскую степи, где славяне и русы контактировали с тюркоязычными степняками.

Выше мы предположили, что слово «баба» было перенято от половцев или их кочевых предшественников. Наиболее близкий к половецкому языку — современный крымско-татарский язык. Смотрим, близкие слова к слову «яга»:

  • язма — умение писать
  • джады (ударение на «ы») — ведьма

Письмо у древних народов было тесно связано с религией и считалось видом магии.

Слово «джады» легко может преобразовано в яды, так как «джа» и «я» имеют почти идентичное звучание. Ну, а от «яды» до «яга» недалеко.

Но «яга» может происходить и не от тюркского слова, а от слова одного из индоевропейских языков, на которых разговаривали славяне и русы. Если мы заглянем в санскритский язык, который является наиболее древним из сохранившихся индоевропейских языков, то мы там с восторгом обнаружим слово योग — йога (yoga), которое имеет следующие значения:

  1. упряжка (лошадей)
  2. сбруя
  3. применение
  4. средство, приём; уловка
  5. волшебство
  6. дело, предприятие
  7. связь, взаимообусловленность с чем-либо
  8. приобретение, выигрыш
  9. работа; усердие, прилежание
  10. сосредоточение мыслей, глубокое размышление, созерцание
  11. другие значения

Пятое значение бьёт точно в цель «баба-волшебница» — это Баба-яга и есть! Но и первые два значения интересны тем, что имеют ярко выраженную кочевую тематику, так как лошадь для кочевника — это всё! Значения 3,4,9 и особенно 10 также интересны тем, что могут быть ассоциативно отнесены к ведунье, знахарке, которыми реальные прообразы Бабы-яги могли являться, живя в уединении в лесу и занимаясь древними языческими обрядами и ритуалами, то есть колдовством.

К этому древнему слову yoga, которое зафиксировано на санскрите, восходит и понятие йоги как духовной практики и учения индуизма (позднее буддизма). В этом значении йога воспринимается как связь посюстороннего мира с потусторонним, то есть является смысловым эквивалентом латинского religare (воссоединение, восстановление связи), от которого произошло наше слово «религия», которое означает область духовно-интеллектуальной деятельности человека по восстановлению утраченной связи человека с Богом.

Более того, слова «йога» и «джады» могут иметь родственную связь, так как степные кочевники-тюрки контактировали с индоевропейцами как на северных лесных, так и на южных горных границах степи. Более того, есть исследования, которые выявляют фактическое родство, например, тюрков-половцев и индоевропейцев-славян через гаплогруппы. Если это так, то мы имеем «любовный» треугольник родственных слов, которые проливают свет на происхождение нашей героини: «йога», «джады», «яга». И речь идёт о границах леса и степи севернее Черного и Каспийского морей. А немец Фасмер слишком далек от тех мест. Слово «яга» вполне могло «дойти» до сербов, словен, чехов и уж точно до поляков, до которых от Киева, который располагается на границе (которую пересекает Днепр) Великой степи и лесов, рукой подать.

Косвенно эту гипотезу подтверждает тот факт, что у самой западной границы Великой степи — в Сербии, Хорватии и Черногории баба-яга зовется «баба-рога» и изображается с одним рогом на голове. Другими словами, слышали звон, но не знали, где он… Толком не понимали, что означает «яга», поэтому подставили вместо непонятного слова понятное — близкое по звучанию, и адаптировали образ.

Горб, лохмотья, нос крючком, мчится в ступе с помелом

Забавные загадки от Бабы-Яги для детей смешные запутанные

В ступе летаю, Детей похищаю В избе на куриной Ноге проживаю, Красавица златокудрая, А зовут меня… Василиса Премудрая? (нет, Баба Яга)

***

Есть ещё в лесу один Очень важный господин. Он весь шишками оброс, На лице лишь виден нос. Может быть пуглив, как зайка, А зовут его… Незнайка? (нет, Леший)

***

В дремучем лесу, на болоте Вы её непременно найдёте. Не рыбка она, не лягушка, А моя дорогая подружка. Стройная фигурка, зовут её… Снегурка? (нет, Кикимора)

***

Он живёт в глуши лесной, Сердца моего герой. Он костями громыхает И в округе всех пугает. Это что за старичок? Ну конечно… Пятачок? (нет, Кощей Бессмертный)

***

Внутри него водица, С ним не хотят водиться, А все его подружки — Пиявки да лягушки! Водорослями весь зарос Добрый дедушка… Мороз? (нет, Водяной)

***

Он пиявок добывал, Карабасу продавал, Весь пропах болотной тиной, Его звали… Буратино? (нет, Дуремар)

***

Всё узнает, подглядит, Всем мешает и вредит. Ей лишь крыса дорога, А зовут ее… Яга? (нет, Шапокляк)

***

Много дней он был в пути, Чтоб красавицу свою найти, А помог ему клубок, Его звали… Колобок? (нет, Иван-Царевич)

***

Он гулял по лесу смело, Но лиса героя съела. На прощанье спел бедняжка. Его звали… Чебурашка? (нет, Колобок)

Бедных кукол бьёт и мучит, Ищет он волшебный ключик. У него ужасный вид, Это доктор… Айболит? (нет, Карабас)

***

Он большой шалун и комик, У него на крыше домик. Хвастунишка и зазнайка, А зовут его… Незнайка? (нет, Карлсон)

Частушки Бабы Яги — сборник

Без метлы мне не летать, Следы нечем заметать. Горе, горе у Яги, Коли нет у ней метлы.

Вот пройдусь я перед вами, Вот станцую, вот спою. Ну, какая я милашка, Как же я себя люблю!

Елки – палки, Новый год, Елочки – моталочки, Я одна в лесу живу – Без папочки, без мамочки!

Елочки-сосеночки, Колючие иголочки. Без метлы я как без рук, Без моей метелочки!

Заходи к Яге в избушку, приноси с собой частушку чтобы бабка веселилась и с палатей вдруг свалилась

Кстати, где наша Бабуся, Наша милая Ягуся? Может хором позовём, Чарку бабушке нальём?

Мне не надо » Мерседес», Мне не надо «Волгу,» Мне бы ступу да метлу, Чтоб летать по долгу.

Мои глазки, как коляски, Только не катаются, Я не знаю от чего лешаки влюбляются!

На горе стоит избушка, Красной глиной мазана… Там живет Баба-Яга, — Нога у ней привязана.

Посмотрите на меня, Ну, чем я не красавица? Моя девичья краса Не может не понравиться!

Расступись-ка, весь народ, Бабка в пляс сейчас пойдет! Прочь скорей, с дороги! Берегите ноги!

Слышали, что у Яги Есть отличный Жанишок? Он печёт ей пироги, Покупает портвешок.

У меня подружек нет – До чего же горько! Друг Кощей да Водяной Навещают только!

Я была на веселе, И летала на метле, Хоть сама не верю я В эти суеверия!

Я – девчушка хоть куда, Не совсем еще стара: Триста лет отроду Не портят мне погоду!

Я Кащея потеряла, Где ты, где ты, дорогой? А сегодня повстречала, Самый классный и родной!

Я сто лет живу одна В самом центре леса, Я в Кощея влюблена, Он — в свою принцессу.

Я Ягуся из Самары, Ах, Самара, городок, Я сыграю на гитаре Джаз и вальс, и даже рок.

В погоню

Покричала баба-яга, пошумела, потом села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает…

А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, и уж совсем близко…

Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают.

Примчалась баба-яга, стала грызть да ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит. Много ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, и уж совсем близко.

Взяла девочка полотенце и бросила через правое плечо. В тот же миг разлилась река — широкая-преширокая, глубокая-преглубокая!

Подскочила баба-яга к реке, от злости зубами заскрипела — не может через реку перебраться. Воротилась она домой, собрала своих быков и погнала к реке:

— Пейте, мои быки! Выпейте всю реку до дна!

Стали быки пить, а вода в реке не убывает. Рассердилась баба-яга, легла на берег, сама стала воду пить. Пила, пила, пила, пила, до тех пила, пока не лопнула.

А девочка тем временем знай бежит да бежит. Вечером вернулся домой отец и спрашивает: у жены:

— А где же моя дочка?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: