Мойдодыр. корней чуковский. мойдодыр картина

Краткое содержание

Мальчик просыпается утром и не идет умываться. Но попытки взять одежду не увенчались успехом. От него в ужасе убежали вещи: одеяло, подушка, простыня, даже свечка. Ушел и пузатый самовар. Мальчик не мог понять, что случилось и почему все вещи убежали.

Неожиданно из спальни мамы выходит Мойдодыр. Он огромный и внушительный, упрекает мальчика в нечистоплотности. Он указывает на ваксу на лице ребенка, на грязные руки, кляксы на коже. Мойдодыр не стесняется и называет мальчика поросенком и трубочистом. Неудивительно, что от такого грязнули все убежали. Мойдодыр рассказал, что даже мышата и птицы умываются по утрам. После этого он приказал щеткам и мылу насильно привести мальчика в чистое состояние. Пришел таз с водой, налетели мочалки и принялись очищать ребенка.

Мальчик в ужасе убежал на улицу и помчался куда глаза глядят. Но мочалка не отставала и постоянно кусала его. Добежал мальчик до парка, а там Крокодил гулял с сыновьями. Он съел мочалку, а потом пообещал разобраться и с мальчишкой, если тот не умоется.

Сказка про зайца-грязнулю

Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом серые, зимой белые. А этот и зимой и летом был одним цветом. И цвет этот был не белый, не серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не умывался.
Шел как-то он по тропинке, а навстречу ему лиса.
— Ты кто? — спрашивает лиса.
— Заяц, — ответил заяц.
— Не может быть, — замотала головой лиса. — Я никогда таких зайцев не видела, таких страшных не бывает! Может быть, ты еж?
— Почему? — удивился заяц.
— Потому что на тебе солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, на иголки стала похожа.
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по земле стряхнул старую солому и шелуху от шишек и пошел дальше. А навстречу ему волк.
— Ты кто? — спрашивает волк.
— Заяц, — ответил заяц.
— Не может быть, — сел на задние лапы волк. — Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть, ты крот?
— Почему крот? — удивился заяц.
— Потому что ты весь в земле, вон какой черный!
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Покатался он по траве, стряхнул землю и пошел дальше. А навстречу ему медведь.
— Ты кто? — спрашивает медведь.
— Заяц, — ответил заяц.
— Не может быть, — замотал головой медведь. — Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть, ты лягушка?
— Почему? — удивился заяц.
— Потому что весь зеленый!
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет.
«Ну и что, зато не съели», — подумал он и пошел дальше. Видит, на поляне играют зайцы.
— Привет! — закричал заяц, выскочив на опушку. — Возьмите меня к себе поиграть.
— А ты кто? — хором спросили зайцы.
— Как кто? Заяц!
— Не может быть, — сказал один из игравших на поляне зайчиков. — Ты на нас совсем не похож.
— Как не похож? — расстроился грязный заяц. — Разве я не такой же, как вы?
— Нет! — хором прокричали зайцы. — Вот пойдем к речке, посмотрим в воду, отражения сравним.
И поскакали они все к речке. Сели чистые зайцы рядком, а грязный заяц в самом конце пристроился. Наклонились они над водой, а там…
Все зайцы как зайцы — серые, а рядом с ними кто-то такой страшный! Закричал грязный заяц от страха и свалился в воду. Поплавал-поплавал, понырял да и выпрыгнул на берег.
— Ой! — закричали зайцы

— И правда, ты заяц!
Он осторожно вернулся к реке и посмотрел на свое отражение.
— Какой я красивый, оказывается, — удивился заяц и пошел играть к своим новым друзьям. С того дня он каждое утро бегал вместе со всеми к речке умываться.Ирина Гурина

Второстепенные персонажи

Грязнуля пытается сбежать от мочалки и по Садовой улице, и по Сенной. Перепрыгнув через ограду в Таврическом саду, мальчика встречают новые герои сказки «Мойдодыр».

На его пути попадается Крокодил. Мы встречались с ним и в других сказках Чуковского. Он прогуливался со своими сыновьями Тотошей и Кокошей. Он спасает неряху от злополучной мочалки и глотает ее. Но после этого, увидев такого грязного ребенка, он отчитывает его за неряшливость и отправляет помыться.

Мальчишке ничего не остается, как от страха бежать домой и тщательно намыться. Он хорошенько с мылом умывается, наконец-то избавляется от чернильных клякс на лице.

И тут происходят настоящие чудеса: к чистому ребенку возвращаются любимые брюки. Теперь он не останется и голодным: прямо к нему в рот залетают пирожки и бутерброды.

Книжки и тетрадки теперь снова дружат с мальчиком. Доволен и сам Мойдодыр. Он крепко целует и обнимает ребенка, хвалит за то, что он чистый.

Автор сказки

Эту забавную детскую повесть о чистоте написал известный поэт и писатель Корней Иванович Чуковский. Малыши с самого раннего возраста знакомятся с его творчеством, получают первые навыки поведения и общения. Сказка Корнея Ивановича, как и любая другая, основана на противостоянии вечных понятий: добра и зла. Все мы помним его знаменитый детский «ужастик» «Тараканище», историю о добром докторе Айболите, рассказ о Мухе-цокотухе и ее храбром спасителе Комаре. По многим известным стихотворным сказкам сняты мультипликационные фильмы.

«Мойдодыр» — сказка, написанная в 1922 году. Позднее, спустя три десятилетия, ее экранизировали — создали одноименный мультфильм. Современным детям до сих пор интересно его смотреть. Несмотря на то что прошло много времени с момента написания сказок Чуковского, они и по сей день не потеряли актуальности.

Главный герой

Сюжет этой сказки довольно прост. Мальчишка, не имеющий привычки умываться, вскоре за это поплатится. От него убегают одеяло, подушка и даже чайник. «Мойдодыр» – сказка о чистоте, поэтому после всего этого круговорота из маминой спальни появляется самый главный противник грязи. Он не церемонится с испуганным неряхой, а сразу объясняет, в чем тот не прав. Мойдодыр упрекает мальчишку в том, что он совсем не следит за собой, и поэтому от него сбежали «…даже брюки»!

После такой эмоциональной встряски он рассказывает парнишке, как поступают другие: и котята, и мышата, и даже паучки.

Наверняка грязнуля уже изрядно напуган! Но Мойдодыр переходит к решительным действиям: он, ударив в медный таз, дает команду своим помощникам. И тут же к мальчишке подлетают щетки, начиная еще тщательно намывать. Им на смену приходит мыло: оно вцепляется ему в волосы и «кусает, как оса».

Самой опасной оказалась мочалка: от нее мальчишка сбегает из дома. Дальше сюжет разворачивается на улицах города.

Цветными карандашами

Урок по рисованию предназначен для детей 1–2-го класса. Благодаря пошаговым рекомендациям это будет легко и просто. Понадобится всего лист бумаги, ластик, карандаши (простой НВ и цветные).

Этапы:

  1. Наметьте Мойдодыра геометрическими формами. Это будет под силу сделать ученику младших классов. Так, в центре листа необходимо начертить квадрат, а сверху – прямоугольник.
  2. Добавьте объем нижней части умывальника.
  3. Уберите лишнее, дорисуйте детали шкафчика, а также ножки. Придайте мультяшность за счет прически и миски на левом уголке.
  4. Руки сделайте в виде полотенца. Проработайте контур, добавьте детали. Также изобразите мультяшное личико за счет дугообразных линий, носик в форме крана.
  5. Уточните контур, удалив лишнее ластиком. Начните закрашивать шкафчик и прическу персонажа, используя для этого оранжевые, коричневые оттенки.
  6. Прокрасьте синим верхнюю часть умывальника, полосочки на рукавах.
  7. Используйте розовый цвет, чтобы закрасить миску на голове героя и ножки.
  8. Бежевым с желтым прокрасьте носик с руками в виде полотенца. На этом этапе используйте черный цвет.
  9. По желанию усильте тон, придайте текстуру штрихами.

Можно любоваться готовым рисунком!

Коллаж

«Мойдодыр» — читательский дневник по сказке К. Чуковского

Мальчик – нечистоплотный грязнуля, неряха.

Мойдодыр – большой, важный умывальник, требовательный и суровый.

Крокодил – большой, зеленый, очень не любит грязнуль.

Краткое содержание и сюжет

От мальчика в страхе разбежались все вещи, которые находились рядом с ним: подушка, одеяло, простыня, книжка, свечка. Даже пузатый самовар пустился наутек от него. Мальчик никак не мог понять, что случилось, и почему при виде его все вещи старались как можно быстрее убежать.

Вдруг из маминой спальни вышел огромный, внушительный Мойдодыр. Он принялся укорять мальчика в нечистоплотности, и обозвал его поросенком. Мойдодыр не удивился, что от такого чумазого трубочиста сбежали башмаки и брюки. Всем известно, что даже зверята умываются по утрам, и только мальчик никогда этого не делал.

Мойдодыр созвал клич, и тут же в комнате появились его верные помощники: щетки, мочалки, мыло. Они крепко-накрепко вцепились в грязного мальчика, чтобы как следует отмыть его.

В ужасе мальчик кинулся на улицу, но мочалка не отставала от него ни на шаг. К счастью, мимо проходил большой зеленый Крокодил, который тут же проглотил мочалку. Когда же он внимательного разглядел грязнулю, то не на шутку рассердился, и пригрозил проглотить и его самого.

Мальчик испугался, и побежал обратно домой. Он сам как следует умылся, и вскоре стал чистым и опрятным. К мальчику тут же вернулись его брюки, книжки, а пирожок так и просился сам в рот.

Мойдодыр уже не казался таким грозным и страшным. Напротив, он принялся обнимать и целовать мальчика, напоминая ему, что нужно не забывать умываться по утрам и вечерам, а всяким грязнулям должно быть очень стыдно!

План пересказа

  • Вещи убегают от мальчика.
  • Мальчик не понимает, что происходит.
  • Появление грозного Мойдодыра.
  • Мойдодыр призывает своих помощников.
  • Мальчик в страхе бежит на улицу.
  • Встреча с Крокодилом.
  • Чистый мальчик.
  • Возвращение вещей.
  • Мойдодыр славит чистоту.

Чему учит

Сказка учит быть чистоплотным, аккуратным, опрятным. Нужно самостоятельно следить за чистотой своего лица и тела, а также держать в чистоте личные вещи, не забывать наводить порядок в своей комнате.

Отзыв

Общаться с чистыми, опрятными, аккуратными людьми всегда гораздо приятнее, чем с грязнулями, от которых дурно пахнет. Это совсем несложно – умываться утром и вечером, чистить зубы и не забывать мыть руки с мылом.

Пословицы

  • Вода да мыло грязь с души смыло.
  • Чистота – залог здоровья.
  • Соблюдай порядок – сон будет сладок.
  • Кто аккуратен, тот и людям приятен.
  • Чаще мойся, воды не бойся.

Вывод (мое мнение)

Внешняя чистота и опрятность – это не только привлекательный внешний вид, но и сохранение здоровья. А те ребята и даже взрослые, которые этого не понимают, вредят, в первую очередь, себе.

Анализ произведения

Чуковский использует свой любимый прием: причина-следствие (если не будешь умываться – никто не захочет с тобой водиться), обрисовывая его интересной и забавной ситуацией. Широко применяется прием олицетворения «Одеяло убежало, улетела простыня», «Выбегает умывальник», с помощью которого сказка оживает множеством персонажей. Перед читателем разворачивается причудливая картина, в которой обычный будний день превратился в суету и путаницу.

Метод градации встречается часто: «Купаться, нырять, кувыркаться», «В ушате, в корыте, в лохани», даже знаменитый умывальник представляется читателю с помощью этого литературного приема «Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир!».

Большое количество глаголов подогревают интерес малыша и заставляют удерживать внимание, а прилагательные в тексте почти не встречаются. Темп стихотворения то увеличивается, то замедляется и точно передает настроение происходящего

Утренняя суматоха передана глаголами действия: «убежало», «ускакала», «пустился», «прибежал».

Интересно и появление персонажа из другой сказки – Крокодила с Тотошей и Кокошей, гуляющих в парке. Даже старый друг отказался принять неряху, что заставило мальчика вернуться к домой и принять ванну. Прослеживается мягкое отношение автора к своему герою – нет ни тени иронии или осуждения, Корней Иванович с присущим ему чувством доброты сопереживает всем перипетиям мальчика. Заканчивается произведение одой Мойдодыра, призывающей маленьких читателей «мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться».

Произведение «Мойдодыр» решает проблему многих родителей, чьи малыши противятся водным процедурам

Легкое и забавное стихотворение просто запоминается, что тренирует память и внимание ребенка, его легко пересказать или цитировать. А особое понимание детской души, и удивительная доброта автора делают «Мойдодыра» настоящим примером детской литературы

Интересные темы

  • Палата номер 6 В старой на половину разрушенной пристройке при больнице расположена большая комната с прикрученным к полу кроватями. Это палата №6 для душевнобольных.
  • Житков — Беспризорная кошка Рыбак Борис одиноко жил в доме на берегу. Ежедневно вместе с напарником, мальчиком Володей, он выходил в море ловить рыбу. В его отсутствие дом сторожила собака Рябка. Пес скучал, когда хозяи
  • Нагибин — Эхо Я прогуливался по влажному песку, собирая разные камни и привлекательные предметы, вынесенные штормом на берег. При рассмотрении гальки, я не заметил присутствие посторонних людей.
  • Анализ повести Вий Произведение «Вий» вошло в легендарный сборник Николая Васильевича Гоголя «Миргород». Название произошло от имени страшного существа, которое могло убить одним взглядом. Слова и заметки писат

Об авторе книги

Чуковский родился 19 марта (31 н.с.) в Петербурге. Когда ему было три года, родители развелись, он остался с матерью. Жили на юге, в бедности. Учился в одесской гимназии, из пятого класса которой был исключен, когда по специальному указу учебные заведения «освобождали» от детей «низкого» происхождения.

С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, изучил самостоятельно английский и французский языки. В 1901 начал печататься в газете «Одесские новости», в качестве корреспондента которой был в 1903 направлен в Лондон. Целый год жил в Англии, изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати. После возвращения поселился в Петербурге, занялся литературной критикой, сотрудничал в журнале «Весы».

В 1905 Чуковский организовал еженедельный сатирический журнал «Сигнал» (финансировал его певец большого театра Л. Собинов), где помещались карикатуры и стихи антиправительственного содержания. Журнал подвергся репрессиям за «поношение существующего порядка», издатель был приговорен к шести месяцам заключения.

После революции 1905 — 1907 критические очерки Чуковского появились в различных изданиях, позднее были собраны в книгах «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914) и др.

В 1912 Чуковский поселился в финском местечке Куоккола, где подружился с И. Репиным, Короленко, Андреевым, А. Толстым, В. Маяковским и др.

Позднее он напишет мемуарно-художественные книги об этих людях. Многогранность интересов Чуковского выразилась в его литературной деятельности: издал переводы из У. Уитмена, изучал литературу для детей, детское словесное творчество, работал над наследием Н. Некрасова, своего любимого поэта. Выпустил книгу «Некрасов как художник» (1922), сборник статей «Некрасов» (1926), книгу «Мастерство Некрасова» (1952).

В 1916 по приглашению Горького Чуковский стал руководить детским отделом издательства «Парус» и начинает писать для детей: стихотворные сказки «Крокодил» (1916), «Мойдодыр» (1923), «Муха-цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Айболит» (1929) и др.

Чуковскому принадлежит целая серия книг о мастерстве перевода: «Принципы художественного перевода» (1919), «Искусство перевода» (1930, 1936), «Высокое искусство» (1941, 1968). В 1967 вышла книга «О Чехове».

В последние годы жизни он выступал со статьями-эссе о Зощенко, Житкове, Ахматовой, Пастернаке и многих других.

В возрасте 87 лет К. Чуковский умер 28 октября 1968. Похоронен в Переделкино под Москвой, где он жил долгие годы.Заголовок ссылки

Интересные темы

  • Носов — Фантазеры Мальчики Стасик и Миша очень давно дружат. Самая любимая игра ребят – рассказывать друг другу разные выдуманные истории. Они даже соревновались между собой чья история будет интереснее и наиб
  • Шемякин суд Жили два брата: бедный и богатый. У бедного в хозяйстве не было ничего: ни лошади, чтобы работать на земле, ни хомута, чтобы запрягать её. Просит он у богатого брата лошадь. Тот не хотел, но
  • Куприн — Гранатовый браслет Рассказ – замечательное произведение о любви. В именины княгини Веры Николаевны погода порадовала солнцем и тишиной. Свой день она посвятила подготовке к ужину. Первой приехала сестра Анна Он
  • Толстой — Детство Произведение «Детство» было создано Львом Николаевичем Толстым в 1852 году. История является повестью и представляет собой первую часть трилогии писателя, носящей автобиографический характер.

К.Чуковский. «Мойдодыр» (худ. А.Каневский): shaltay0boltay

____________________________________________________________________________

К.И.Чуковский — С.М.Алянскому1959–1960 гг.

Я очень люблю художника Каневского, но его иллюстрации к «Мойдодыру» считаю решительно неудачными*. Обложка, изображающая роскошную ванную министерского масштаба, скучна и мертвенна: мальчика яростно трут три щетки, а он ни в одном глазу, не обращает никакого внимания. Картина равнодушная, как и все другие иллюстрации. Следующая иллюстрация еще хуже обложки. От мальчика улетает простыня и одеяло, а он стоит безучастно как деревянная кукла. Да и одеяло деревянное. Та картинка, где Мойдодыр окунает неряху в Мойку, противоречит мысли автора, ибо мальчик при этом наказании весел, счастлив и как будто танцует. Во всяком случае, он представляет из себя такую же куклу. Единственный рисунок, где он живой ребенок, это там, где он бежит от мочалки по улице.Рисунок, где нарисованы бегущие штаны, ниже сил и возможностей Каневского. А предпоследний рисунок основан на недоразумении: автор никогда не предполагал, что корыто и ушат будут на берегу реки: зачем ребятам купаться в ушате, если рядом есть река. Я не сравниваю Узбякова с Каневским, как мастера и первоклассного иллюстратора, но Узбяков отнесся к Мойдодыру не так равнодушно, внес в него больше движения и выдумки**. В первую минуту мне показалось, что можно печатать «Мойдодыра» с рисунками Каневского, при условии, что Каневский исправит их, но, всмотревшись, я увидел, что нужно переделать 9/10 всех иллюстраций, а это затянет дело на год***.

К.Чуковский

* Корней Иванович пишет о цветных иллюстрациях художника Аминадава Моисеевича Каневского (1898–1976) к отдельному изданию сказки «Мойдодыр» .** Речь идет об иллюстрациях художника Юрия Николаевича Узбякова (1916–1981) к «Мойдодыру», выпущенному в цвете в 1956 и 1957 гг.*** Исправления А.Каневского были минимальными. В том же 1960 г. «Мойдодыр» вышел и с цветными иллюстрациями В.Сутеева.(Взято ТУТ)_________________________________________________________________________________

На «Мойдодыр» (точнее «Мойдодыров») Ю.Узбякова можно посмотреть ТУТ

Давайте оценим по достоинству «роскошную ванную министерского масштаба».

По всей видимости имеется ввиду обложка книги 1950 года, потому что в изданиях 1960 и 1961 года она видоизменилась

Переделал художник и «спорную» иллюстрацию с «тремя щетками» и в самой книге.

Иллюстрация из книги 1950 года.

В изданиях 1960/61 года она уже выглядит так.

В остальном книги идентичны, только в издания 60-х была добавлена еще одна иллюстрация. Вот эта.

Из-за этой «добавки» выкладываю полностью книгу 1961 года. На обложку не обращайте внимания, взяла её в и-нете, так как моя проклеена по корешку.

Корней Чуковский. «МОЙДОДЫР»(«Детгиз», 1961 год, художник А.Каневский)

Фломастерами

Рисование фломастерами – увлекательное занятие, не требующее особых художественных навыков. Нужен только творческий порыв, а также немного свободного времени. Уровень сложности урока средний. Он подойдет для взрослых, подростков, детей школьного возраста.

Для работы понадобятся следующие принадлежности: альбомный лист бумаги или ватман, черный маркер, фломастеры.

Если не уверены в своих силах и сомневаетесь, что сможете безошибочно сразу нарисовать маркерами, сначала сделайте черновой набросок карандашом, ориентируясь на графический материал с описанием, представленные в мастер-классе.

  1. Изобразите два глаза, нос-кран.
  2. Нарисуйте две параллельные линии – боковые грани умывальника, таз, чуб.
  3. Добавьте контур раковины, полотенце, символизирующее руки Мойдодыра.
  4. Нарисуйте низ тумбы с ножками.
  5. Внутри тумбы изобразите прямоугольник – углубление раковины, улыбку.
  6. Обведите эскиз.
  7. Раскрасьте эскиз, используя синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый фломастер.

Коллаж

На планшете

Данный мастер-класс имеет средний уровень сложности, подойдет для детей школьного возраста. Урок подготовлен на планшете, но вы можете изобразить рисунок карандашом, разукрасив его красками. Для рисования потребуется альбомный лист бумаги, мягкий карандаш, ластик, гуашь, кисть, стакан с водой.

  1. Для начала изобразите раковину, она может быть овальной, круглой, квадратной, прямоугольной.
  2. Под раковиной нарисуйте тумбу с дверцами и тремя ножками (четвертую не видно из-за ракурса).
  3. На следующем этапе сформируйте «туловище» грозного умывальника, в качестве конечностей изобразите полотенца, лишние линии сотрите ластиком.
  4. На голове Мойдодыра нарисуйте блестящий таз. По желанию можете добавить волосы, имитируя пушистую мочалку.
  5. Оформите «лицо», добавьте яркую мыльницу, баночку с зубными щетками или всяческие банные принадлежности.
  6. Эскиз готов. В качестве основных цветов заливки используйте голубой, синий, желтый. красный, не забывайте про блики, детали, плавные переходы оттенков.
  7. На этом этапе можете завершить рисунок, по желанию добавьте любой фон, подходящий по цвету.

Коллаж

Интересные факты

Детский писатель Корней Чуковский имел большую популярность благодаря фантазии и удачному литературному слога, присущему произведениям. Чуковский был филологом, способным использовать разнообразные описательные приемы, и демонстрировал богатство русского языка. Перечень его произведений, помимо моралистических сказок, включает в себя «Библию для детей».

Во времена «оттепели», на которые пришлось создание проекта, заниматься подобной работой было опасно для творчества и жизни. Чуковского заставляли неоднократно редактировать книгу, заменяя «Бог» на «волшебник Яхве» и исключая слово «евреи». Детскую Библию опубликовали под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды», но тираж не допустили до книжных прилавков. Власти посчитали, что сознание детей Советского Союза нельзя засорять религиозными легендами.


Памятник Мойдодыру

Популярность Чуковского велика. По сей день автор остается самым издаваемым писателем для детей. По статистике, за 2021 год общий тираж книг с его сказками составил более 2 млн. экземпляров.

Герои стихотворных повестей Корнея Ивановича давно стали брендом. В московском парке Сокольники установлен памятник Мойдодыру. Его образ часто используют в маркетинговых кампаниях для рекламы сантехники и чистящих средств.

Анализ сказки

«Мойдодыра» Чуковский написал в 1921 году. Сказка учит простым вещам — соблюдению правил личной гигиены

На создание книги писателя подтолкнула необходимость объяснять людям важность поддержания чистоты. В начале XX века это было сложно сделать

Книга показывает, как важно самостоятельно поддерживать опрятность. Нужно следить за чистотой рук, тела, прибираться в комнате, стирать и ремонтировать вещи

Иначе другие люди откажутся общаться с грязнулей.

Книга Чуковского отличается простым сюжетом. Сказка написана в виде стихотворения, и поэтому текст легко запомнить. Характеристика героев позволяет представить ярких персонажей. Поначалу Мойдодыр кажется страшным и опасным, но потом становится понятно: его строгость связана с заботой об окружающих.

Если человек не будет соблюдать правила личной гигиены, он начнет часто болеть. С ранних лет ребенок должен привыкать умываться, следить за своим внешним видом и поддерживать дом в чистоте.

Мойдодыр. Читать текст сказки с картинками

Прежде чем вы начнете читать сказку Мойдодыр онлайн, давайте совсем немножко поразмышляем. Буквально полминутки.

Вот скажите: Почему Мойдодыр???  Необычное же имя, правда?  Мне, например, всегда было интересно: и откуда имя такое странное взялось? Почему Мойдодыр? Удивительно и необычно.

И была в этом имени, да и в сказке вообще, какая-то притягательная таинственность.  И оттого становилась сказка еще увлекательнее и интереснее. Помните? Я помню…

Возможно, и поэтому тоже, сказку Корнея Ивановича Чуковского Мойдодыр я до сих пор с удовольствием читаю своей дочке. Надеюсь, что Ваша деточка будет ее читать с таким же удовольствием. Ну, или не читать, так слушать. Только уже в Вашем исполнении 

Тем более, у нас сказка Мойдодыр проиллюстрирована такими изумительными картинками. Думаю, эти замечательные иллюстрации к сказке Корнея Ивановича Чуковского многие из нас помнят с самого детства.

Как и во многих других книжках, таких, как Тараканище или Путаница, они просто неподражаемы!

Мойдодыр

К.И. Чуковский

ОдеялоУбежало,Улетела простыня,И подушка,Как лягушка,Ускакала от меня.Я за свечку,Свечка — в печку!

Я за книжку,Та — бежатьИ вприпрыжкуПод кровать!Я хочу напиться чаю,К самовару подбегаю,Но пузатый от меняУбежал, как от огня.

Боже, Боже,Что случилось?Отчего жеВсё кругомЗавертелось,ЗакружилосьИ помчалось колесом?

Утюги за сапогами,Сапоги за пирогами,Пироги за утюгами,Кочерга за кушаком —Всё вертится,И кружится,И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни,Кривоногий и хромой,Выбегает умывальники качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,Неумытый поросёнок!Ты чернее трубочиста,Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,У тебя под носом клякса,У тебя такие руки,Что сбежали даже брюки,Даже брюки, даже брюкиУбежали от тебя.

Рано утром на рассветеУмываются мышата,И котята, и утята,И жучки, и паучки.

Ты один не умывалсяИ грязнулею остался,И сбежали от грязнулиИ чулки и башмаки.

Я — Великий Умывальник,Знаменитый Мойдодыр,Умывальников НачальникИ мочалок Командир!Если топну я ногою,Позову моих солдат,В эту комнату толпоюУмывальники влетят,И залают, и завоют,И ногами застучат,И тебе головомойку,Неумытому, дадут —Прямо в Мойку,Прямо в МойкуС головою окунут!»

Он ударил в медный тазИ вскричал: «Кара-барас!»И сейчас же щётки, щёткиЗатрещали, как трещотки,И давай меня тереть,Приговаривать:«Моем, моем трубочистаЧисто, чисто, чисто, чисто!Будет, будет трубочистЧист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочилоИ вцепилось в волоса,И юлило, и мылило,И кусало, как оса.

А от бешеной мочалкиЯ помчался, как от палки,А она за мной, за мнойПо Садовой, по Сенной.Я к Таврическому саду,Перепрыгнул чрез ограду,А она за мною мчитсяИ кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,Мой любимый Крокодил.Он с Тотошей и КокошейПо аллее проходилИ мочалку, словно галку,Словно галку, проглотил.А потом как зарычитНа меня,Как ногами застучитНа меня:«Уходи-ка ты домой,Говорит,Да лицо своё умой,Говорит,А не то как налечу,Говорит,Растопчу и проглочу!»Говорит.

Как пустился я по улице бежать,Прибежал я к умывальнику опять.Мылом, мыломМылом, мыломУмывался без конца,Смыл и ваксуИ чернилаС неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюкиТак и прыгнули мне в руки.А за ними пирожок:«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:Подскочил — и прямо в рот!Вот и книжка воротилась,Воротилася тетрадь,И грамматика пустиласьС арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник,Знаменитый Мойдодыр,Умывальников НачальникИ мочалок Командир,Подбежал ко мне, танцуя,И, целуя, говорил:«Вот теперь тебя люблю я,Вот теперь тебя хвалю я!Наконец-то ты, грязнуля,Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умыватьсяПо утрам и вечерам,А нечистым Трубочистам —Стыд и срам! Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,И полотенце пушистое,И зубной порошок,И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,Купаться, нырять, кувыркатьсяВ ушате, в корыте, в лохани,В реке, в ручейке, в океане, —И в ванне, и в бане,Всегда и везде —Вечная слава воде!

И вот еще что подумалось. А сегодня такие умывальники-Мойдодыры продаются? К примеру, в интернет магазин Мебели для ванной Vanna-vanna.ru его можно купить?

В этом году отмечается 140-летие со дня рождения автора.

«Чудо-дерево»
Чуковский мечтал о дереве, на котором растет обувь. Корней Иванович воспитывал четверых детей, и чуть ли не каждый месяц в семье возникала потребность в новых туфлях или сапогах.

– Чуковский был многодетным отцом. У него было два мальчика и две девочки. Вопрос с детской обувью стоял очень остро. И где-то в глубине души Корней Иванович мечтал о таком дереве, на котором вместо яблок и груш растет обувь. Вот так и родилась сказка про чудо-дерево, – рассказывает Metro заведующая Детской библиотекой им. В.Г. Короленко Ирина Слепченко.

В этой сказке появляется и его младшая дочка – Мария Корнеевна, которую он ласково называл Мурочка.

– Мурочка – это не вымышленный персонаж. Сказка «Чудо-дерево» заканчивается повествованием про дочь, которая посадила новое чудо-дерево, – добавляет Ирина Слепченко.

В 2022 году отмечается 140-летие со дня рождения Корея Чуковского.

Александра Заспа.

Фото:

«Мойдодыр»
Младшей дочери Чуковский посвятил не одно произведение. Знаменитый «Мойдодыр» был призван научить Мурочку умываться.  

– Будучи маленькой, она не хотела умываться, и у папы родились строчки: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам!» – продолжает эксперт.

«Муха-Цокотуха»
Эта сказка была написана Чуковским, что называется, на одном дыхании. В августе 1923 года, прогуливаясь по Петрограду, Корней Иванович вдруг ощутил небывалое вдохновение.

– Он вбежал в квартиру на Кирочной и бросился записывать строки. Исписал лист с обеих сторон и, не найдя больше бумаги, сорвал в коридоре полосу обоев и продолжил записывать строки на них. Когда по сюжету дело дошло до танцев в гостях у Мухи, он сам не выдержал и стал носиться по коридору из комнаты в кухню и танцевать, – рассказывает заведующая сектором культурных проектов БЦ «Охта» (Библиотека им. Маяковского) Александра Заспа. – Сам он потом писал, что эта сказка единственная, которую он сумел создать в один день, сгоряча и без оглядки.

«Муха-Цокотуха».

Александра Заспа.

Фото:

«Айболит»
Добрый доктор Айболит был списан с экстравагантного ветеринара доктора Дулиттла, героя книг английского писателя Хью Лофтинга. Идея сказки о враче, который отправляется в Африку лечить больных зверей, пришла Чуковскому во время поездки на Кавказ. «О, если я утону, если пойду я ко дну», – сочинил Чуковский, купаясь, и сразу выбежал на берег.

– На близлежащих камнях он стал записывать строки на мокрой папиросной коробке. Однако, когда писатель вернулся в Ленинград, работа над сказкой забуксовала. И ему предстояла долгая и тщательная работа над словом, поиск небанальных рифм, которые Чуковский не терпел, – говорит Александра Заспа.

«Доктор Айболит».

Александра Заспа.

Фото:

«Бармалей»
Африканского разбойника и пирата Корней Чуковский выдумал вместе со своим другом Мстиславом Добужинским.

– Этот образ родился во время неспешной совместной прогулки по Петроградской стороне. Приятели свернули на улицу Бармалееву и задались вопросом, откуда у нее такое необычное название. Чуковский стал вспоминать схожие фамилии в окружении одной из императриц, а Добужинский в шутку предложил, что Бармалей должен быть непременно кровожадным разбойником. Тут он достал этюдник и изобразил свирепого и усатого злодея, – объясняет сотрудница Библиотеки им. Маяковского.
Сказка была опубликована в 1925 году. Проиллюстрировал ее Добужинский.

«Телефон»
А главный персонаж сказки «Телефон» – сам Чуковский. Произведение было написано в непростой период жизни автора: из-за кучи навалившихся проблем он попросту не мог уснуть.

– Главному герою постоянно кто-то звонит и просит помочь. И, конечно же, то ли доктор Айболит, то ли сам Чуковский никому не отказывает, а всем помогает. Это реальные строчки из жизни самого Чуковского, – говорит Ирина Слепченко.

В 2022 году отмечается 140-летие со дня рождения Корея Чуковского.

Александра Заспа.

Фото:

«Путаница»
И эта сказка обязана своим появлением маленькой Мурочке. Восстание зверей, в котором вдруг утята захотели квакать, а воробей мычать, затеяла младшая дочка.      

– Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным лицом и крикнула ему: «Папа, ава – мяу!» – то есть сообщила, что собака вместо того, чтобы лаять, мяукает. Но папа ответил: «Нет, ава – гав». Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: «Ава – мяу!» Чуковский решил поддержать её игру и сказал: «А петух кричит гав!» Эта игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки «Путаница», – поясняет заведующая Детской библиотекой им. В.Г. Короленко. 

Сюжет


Кадр из мультфильма «Мойдодыр», 1939 г. Повествование ведётся от лица мальчика, от которого внезапно начинают убегать его вещи. Появившийся говорящий умывальник Мойдодыр сообщает мальчику, что вещи сбежали от него из-за того, что тот грязнуля. По приказу Мойдодыра щётки и мыло набрасываются на мальчика и начинают мыть его насильно. Мальчик вырывается и выбегает на улицу, однако за ним в погоню отправляется мочалка. Гуляющий по улице Крокодил проглатывает мочалку, после чего угрожает мальчику, что проглотит и его, если тот не умоется. Мальчик бежит умываться, после чего вещи возвращаются к нему. Заканчивается стихотворение гимном чистоте.

Выводы

«Мойдодыр» – сказка, объясняющая детям, как важно следить за собой. Благодаря этому, с вами рядом будут верные друзья, а родители не станут ругать за неряшливость

Последние пять строф стихотворения прославляют воду. Тем, кто не последует этим советам, – стыд и срам.

Воображение автора этой истории не может не удивлять. Недаром взрослые до сих пор помнят наизусть сказки этого замечательного писателя. Они многому нас учат. Дети получают возможность увидеть себя со стороны, проанализировать ситуацию, в которой находится главный герой. Каждому ребенку стоит ознакомиться с творчеством Корнея Ивановича, в частности со сказкой «Мойдодыр».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: