Содержание
Греция была одной из главных колыбелей западной цивилизации, откуда пришли некоторые из величайших философов и предшественников науки, такие как Аристотель, Сократ и Платон, а также теоремы, основные социокультурные элементы или даже политические системы, такие как демократия. .
Греческая культура богата и разнообразна, как и мифы, которые сопровождали формулировку эллинской идентичности и способа познания мира.
В этой статье мы будем видеть вас различные короткие греческие мифы, все небольшие и ценные примеры верований, которые были частью одной из самых признанных и обширных культур древности.
Статья по теме: «Платоновская теория идей»
Короткие древние мифы 3 класс
как произошел мир и боги
В самом начале времен был один только Хаос, из которого все и возникло. Сначала появилась Гея (Земля), самая первая богиня, давшая жизнь всему живому и родившая Урана (небо), взявшего Землю себе в жены. В глубинах Земли — Тартар, олицетворяющий вечную тьму. Всеобъемлющую Любовь представлял Эрос. Так началось создание мира.
В безграничном хаосе зародились мрак и ночь, это были Эреб и Нюкта , а от них — Эфир (свет) и Гемера (день). Так на Земле появились темное и светлое время суток. У Геи и Урана были дети — 6 дочерей и 6 сыновей, грозные и могучие титаны, которые в свою очередь породили звезды, зарю, ветра, океан, реки, Луну и Солнца. Все они олицетворяли субъекты или явления природы.
Но, помимо титанов, породили Гея и Уран необычайно сильных великанов — трех одноглазых, еще трех огромных, высотой такой же, как горы, имеющих сто рук и 50 голов, назывались они Гекатонхейры. Отец ненавидел своих детей за уродство и держал их в темных глубинах Земли. Тогда стала подговаривать Гея титанов воспротивится отцу, но те очень его боялись. Был среди детей хитрый Крон, он то и сверг отца и забрал у него власть. А Богиня Ночи, чтобы отомстить Крону, родила отвратительных существ, среди которых — Танату (смерть), Эриду (раздор), Кер (уничтожение), Апату (обман), Немесиду (месть), Гипнос (сны-кошмары),
как родился Зевс
После того, как Крон обрел власть, его повсюду преследовал страх, что его дети так же поступят с ним, как он со своим отцом. Поэтому каждого родившегося своего ребенка от жены Реи, он съедал. Чтобы спасти очередного ребенка, Рея отправилась в одну из критских пещер и родила там Зевса, а Крона обманула и вместо ребенка отдала для поглощения длинный камень. Так Зевс и вырос в пещере, кормом ему служило молоко козы (Амолфея) и мед, приносимый пчелами.
миф борьба богов с титанами
Зевс, став взрослым, решил освободить своих братьев и сестер из отцовского тела и заставил Крона выплюнуть их, после чего воссели они на Олимпе и начали борьбу за власть над миром с самим Кроном и титанами. 10 лет длилась эта борьба и ни одна сторона никак не могла победить другую. Тогда к восставшим примкнули циклопы и гекатонхейры. Циклопы воспользовались молниями и громом, а гекатонхейры бросали оторванные от земли скалы в титанов. Наконец, победа была одержана и титанов отправили в Тартар, в вечную тьму.
жизнь Олимпа
Воцарились Боги на Олимпе во главе с Зевсом, который повелевал судьбами людей. Высоко над ними голубое солнечное небо, нет ни дождя ни снега и царит вечное лето. Внизу — облака, иногда закрывающие землю, где у людей сменяются времена года, бывает радость и горе. У ворот его дворца стоят два сосуда с разным содержимом, в одном — дары для тех, кто совершает добро, в другом — для злых людей. Не избежать неприятностей тем, кто нарушает земные законы.
Миф о Прометее.
Миф о Прометее — один из самых известных, и в нем мы можем увидеть, как древние греки уже задавались вопросом, как мы открыли и приручили огонь, Считая это подарком практически божественного происхождения. Миф звучит так:
«Прометей был одним из титанов, сыном Япета и Климены. Согласно некоторым мифам, вместе со своим братом Эпиметеем ему было поручено создавать животных и людей, и именно Прометей решил дать человеку возможность ходить прямо.
Он также насмехался и обманул богов в пользу смертных. Однажды, когда Зевс запретил смертным огонь и, видя нужды и трудности человека в выживании, решил дать им огонь. Поэтому Прометей вошел на Олимп и украл огонь из колесницы Гелиоса с помощью тростника, после чего отдал его смертным таким образом, чтобы они могли быть нагреты и освещены.
Но Зевс был в ярости из-за кражи, приговаривая Титана быть прикованным к горе Кавказо, где каждый день и во веки веков приходил орел, чтобы пожрать его печень. Орган вырастет в течение дня, так что мучения будут повторяться вечно для этого бессмертного существа ».
Живые боги
Что же представлял собой языческий пантеон древних греков в классический период? Боги Олимпа, вполне возможно, показались бы современному человеку чуждыми и непонятными. Отличительная черта монотеистических религий — сосредоточение в образе бога моральных и этических принципов, нравственного начала, которому человек должен подражать.
Андреа Аппиани. Олимп. Нач. XIX в. Пинакотека Брера, Милан
Языческие боги древних греков совершенно лишены подобных черт. Они отнюдь не являются сосредоточением нравственности, скорее наоборот, порой ведут себя чересчур разгульно. Олимпийцы бессмертны, почти неуязвимы и невероятно могущественны, им под силу видеть будущее, вмешиваться в жизнь других богов и людей, но при этом их обуревают вполне человеческие страсти — любовь, гнев, ненависть.
Кроме того, их могущество ограничено влиянием судьбы, которой они подчиняются, как и простые смертные. Есть проблемы у богов и с авторитетом — поскольку их поведение далеко не идеально и не может служить никому примером, люди хоть и боятся их гнева и уважают за силу, но не почитают их подобно богам монотеистических религий.
В древности название «Олимп» носили несколько разных гор в Малой Азии, на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова. Вероятно, Олимп «перемещался» вместе с греческими племенами в процессе заселения ими Балкан. Последним обиталищем богов стал Олимп на границе Фессалии и Македонии
Этот взгляд на богов, несомненно, уходит корнями в особенности общественного строя периода эллинизма. Власть в Древней Греции принадлежала аристократам, они занимали господствующее положение в обществе, часто проводили время в праздности, а их главными занятиями были война и охота. Не правда ли, очень похоже на образ жизни богов-олимпийцев?
Каждый бог древнегреческого пантеона соединялся в сознании людей с определенным деревом или животным, а часто — и с тем, и с другим. Змея и сова были символами Афины, дуб ассоциировался с Зевсом, виноградная лоза — с Дионисом. У Аполлона был довольно длинный список связанных с ним предметов, растений и животных: его имя связывали с каменными колоннами и обелисками, лавром, кипарисом, дельфином, мышью, бараном, волком. Чем больше подобных связей у бога с живой и неживой природой, тем глубже его культ уходит в древние времена фетишизма и обожествления природы.
Все олимпийцы связаны между собой родственными узами, а их функции нередко пересекаются. По одной версии, эти родственные связи могут быть рудиментом матриархальной родовой общины времен палеолита, по другой — отражают общность древнегреческой аристократии как отдельного класса со своими обычаями и функциями.
У каждого олимпийского бога была своя местность — священная роща, пещера, остров или гора, где он родился или с которой был особым образом связан. Родиной Зевса считали гору Ида на Крите, Аполлона и Артемиды — остров Делос, Гефест обрел вторую родину на острове Лемнос, куда его сбросили с Олимпа
Греческие мифы дошли до нас в изложении древних поэтов, историков, философов. В процессе осмысления человеком мифологических образов и символов претерпели изменение и образы богов. «Зевс Гомера — это далеко не то же самое, что Зевс Гесиода, Пиндара, Геродота, не говоря уже о Зевсе Платона, сознательно стремившегося к философской модернизации образов олимпийцев», — заметил по этому поводу историк Александр Немировский.
Одни боги-олимпийцы более могущественны и почитаемы людьми, другие уступают им в силе и широте влияния, а некоторых богов и вовсе исключили из главного пантеона или не допустили в круг избранных. О причинах такого расслоения мы поговорим чуть позже, а пока познакомимся поближе с богами-олимпийцами и их функциями.
Артемида
12 место принадлежит богине охоты Артемиде. Она была защитницей девственниц, и сама была невинна, однако покровительствовала тем, кто состоит в браке, помогала женщинам при родах. Артемиду считали также богиней плодородия и всего, что растет на Земле.
Артемида родилась от связи Зевса с титанидой Лето. Ей прислуживали океаниды и нимфы. Несмотря на то, что она была покровительницей деторождения, сама Артемида была незамужней и бездетной. Художники и скульпторы ее изображали юной, одетой в удобный для охоты хитон, с копьем в руке, с луком и колчаном за спиной. Когда Артемида появилась на холсте Гудона обнаженной, разразился настоящий скандал. Это был конец XVIII века.
По некоторым источникам список 12 богов Олимпа был несколько иным: в нем присутствовала Гестия (богиня домашнего очага), Дионис (бог виноделия и веселья), Персефона (богиня Весны, она же — царица Царства мертвых).
Отверженные боги
Геката изначально почиталась греками наравне с другими богами, в «Теогонии» Гесиод называет ее дочерью титана Перса и Астерии, получившей свою власть от родителей-титанов и сохранившую ее после воцарения Зевса. В древности Геката олицетворяла красноречие участников народных собраний, счастье на войне, богатую добычу на охоте, успех в состязаниях, помогала в рождении и воспитании детей. Но постепенно, с развитием культов Афины, Афродиты, Артемиды и других богинь, Геката отошла на дальний план и стала одной из богинь нижнего мира, воплощением ужаса ночи, которая появляется на земле лишь при лунном свете, покровительницей темного колдовства.
Дионис оказался среди отверженных богов по другой причине — из-за своей тесной связи с народом. Бог вина и виноделия, он стал вечным соперником и полной противоположностью Аполлону, богу аристократов. Аполлон охраняет созданные богами порядки, тогда как Дионис, напротив, освобождает людей от любых правил и условностей. Аполлон олицетворяет меру во всем, в том числе в искусстве, Дионис — безудержное веселье. Дионис первым открыл пьянящие свойства виноградного вина, обучил людей виноделию, он дарует им свободу от забот, помогает отвлечься от изнурительного труда и однообразного быта.
Леонардо да Винчи. Вакх. Ок. 1510-1515. Лувр
Его атрибуты и грозное оружие — виноградные лозы, оплетающие врагов и лишающие их силы. Он способен оборачиваться козлом или быком, а его символ — фаллос. В его честь праздновались Дионисии, во время которых устраивались состязания поэтов, ставились драмы и комедии.
Поделиться ссылкой
Рождение Афродиты.
Богиня любви и страсти Афродита является широко признанным божеством в греческом пантеоне и широко почиталась в прошлом. Однако, в отличие от других божеств, она не была естественной дочерью какого-либо бога, но, как следует из ее названия, она вышла из морской пены. Миф о его рождении, который дошел до нас от Гесиода, состоит в следующем.
“Гея, мать Земля, сама родила Уран, небеса. Вместе с ним она родит и родит множество детей, которые, однако, будут похоронены в своей матери из-за ненависти и страха, которые Уран испытывал к ее потомству. Однажды младший сын, Кронос (титан, который станет отцом олимпийских богов, которых он поглотит), с помощью серпа, предоставленного его матерью, кастрировал своего отца Урана, отрезав ему гениталии.
Остатки указанных гениталий упали в море, где кровь и семя смешались с водой, образуя пену, из которой в конечном итоге родилось божество, Афродита, уже полностью взрослое от рождения ».
Вам может быть интересно: «12 самых актуальных греческих богов Древней Греции»
Легенды и мифы Олимпа: список и описание 12 богов
Легенды об олимпийских богах переходили из поколения в поколение, и оказали огромное влияние на мировую культуру. Сюжеты из древнегреческой мифологии присутствовали в литературе, поэзии, живописи, скульптуре, музыке. Они «оказывали» влияние практически на все сферы человеческой жизни, так как отражали представление людей об устройстве мира.
Та информация, которая дошла до наших времен о легендах и сказаниях Древней Греции, пришла из произведений Гомера, Овидия, Нонна, Еврипида. Так, к «олимпийскому» периоду развития общества все мифы были связаны с горой Олимп, где восседали 12 божеств во главе с Зевсом (правда, количество их не всегда совпадает).
Согласно древнегреческим мифам, до того, как «центральные» Боги вознеслись на Олимп, на Земле существовал Хаос, который породил Вечный Мрак и темную Ночь. От них произошли Вечный Свет и светлый День. Так, ночь стала сменять день, а день — ночь, во веки веков.
Могучая Богиня Гея (Земля), тоже возникшая из Хаоса, породила Небо (Уран), Горы и Море. И тогда Уран взял Гею в жены. От этого союза родилось шестеро Титанов и шесть Дочерей. От связи их друг с другом на свете появились реки, ветры, звезды, дожди, Луна.
Кроме того, у Геи родились три великана-циклопа и три великана, у каждого из которых было 50 голов и 100 рук. Увидел Уран этих страшилищ и возненавидел, так как были они с буйным характером и могучей силой. Уран заключил их в недра Земли, но она тайком их вызволила и уговорила, чтобы они восстали против отца. Только один, самый младший из братьев по имени Кронос, сумел отнять власть у Урана.
Тогда богиня Ночь породила смерть, раздор, обман, кошмарный сон, уничтожение и месть. Кронос стал властвовать в мире, где царила борьба, ужас и несчастье. Так наказала Ночь хитрого Кроноса.
Больше всего он боялся, что его дети могут в любой момент с ним разделаться, так же, как он со своим отцом. И тогда он призвал к себе жену Рею, и приказал ей приносить рождавшихся детей. Всех их — Гестию, Деметру, Геру, Аиду и Посейдона — беспощадный Кронос проглотил. Но был еще и шестой ребенок — Зевс. Вместо него Рея дала супругу завернутый в материю камень, как будто это младенец в пеленках. А сама в тайне от безжалостного мужа отправилась на остров Крит, где и родила малыша в темной пещере.
Грозные и прекрасные
В период архаики Аполлон сочетал в себе функции губителя и целителя. С одной стороны, с его именем связывали человеческие жертвоприношения, с другой — он отец бога медицины Асклепия, в римской традиции — Эскулапа
Аполлон и Артемида — близнецы, дети Зевса и Лето. Считается, что образы этих богов заимствованы греками из Малой Азии. Это подтверждает, в частности, тот факт, что у Гомера Аполлон и Артемида поддерживают троянцев. Брат и сестра наделены многими хтоническими чертами, их никак нельзя назвать однозначно светлыми богами, у них есть свои мрачные стороны. То же самое можно сказать об Аресе, сыне Зевса и Геры. Бог войны как слепой безжалостной стихии, он внушает не столько почтение, сколько ужас.
Образ Аполлона сильно трансформировался с древнейших времен до классического периода. Грозный Аполлон, обладающий властью над жизнью и смертью, покровитель пастухов, пророк и оракул, в героический период постепенно приобретает все больше светлых черт. Теперь он строит города, учит людей мудрости, защищает отцовское право и прекращает распри. В период эллинизма Аполлон и вовсе превратился в стройного и прекрасного юношу, бога света и солнечного тепла, покровителя музыки, танцев и прочих искусств. Одно из имен классического Аполлона Олимпийского — Мусагет, то есть водитель муз.
Шарль Менье. Аполлон и Урания. Ок. 1800. Художественный музей Кливленда, США
В древней Спарте во время праздников, посвященных Артемиде, юношей укладывали на алтарь богини и секли прутьями до крови, а жрица, поднимая или опуская статуэтку Артемиды, регулировала силу ударов
Артемида — богиня охоты, сестра-близнец Аполлона. Ее атрибуты — лук и стрелы, ее окружает свора собак, а ее древнейший символ — медведица. Артемида, как и ее брат, считается древнейшей богиней негреческого происхождения. Об этом свидетельствует ее непреклонность, агрессивность и беспощадность, а также тот факт, что ей приносили человеческие жертвы. Она же охраняет дикую природу от варварского истребления человеком, так что в современном понимании ее вполне можно назвать богиней экологии.
Мифы древней Греции «Олимп»
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льётся с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далёкую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное прекрасное лицо Зевса. У трона его богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Ника. Вот входит величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почётом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. А она идет к золотому трону и садится рядом с Зевсом. Около трона Геры стоит её посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях в самые дальние края земли исполнять повеления Геры.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию и нектар — пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут небо. Разгневается великий Зевс, и страшно поднимутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей — удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт пламенная молния и сотрясется высокий Олимп.
У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ — защитница правды и враг обмана.
Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы — мойры, живущие на Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядёт жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвётся нить — и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, всё, что назначили в жизни человеку её сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.
Есть и ещё на Олимпе богиня судьбы — это Тюхе, богиня счастья и благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен Зевс, сыплет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхе. Но как редко это бывает и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхе, только что дававшая ему свои дары!
Так царит окруженный сонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во всём мире.
Дионис
Дионис родился у Зевса от прекрасной Семелы — дочери царя Кадма. Зевс обещал ей исполнить любую её просьбу и ревнивая Гера сделала так, что бы Семела попросила Зевса явиться ей в полном величии. Зевс явился ей и Семела в ужасе упала и у неё родился Дионис- слабый и неспособный жить, но Зевс спас его, зашив себе в ребро. Дионис окреп и родился во второй раз и тогда Зевс отнес его в своей сестре Ино и её мужу Атаманту — царю Орхомена.
Гера разгневалась и наслала на Атаманта безумие, в порыве которого он убил своего сына Леарха и кинулся за Ино, но так бежала и бросилась в море.
От безумного Атаманта Диониса спас Гермес и отдал его на воспитание нимфам, которые были превращены Зевсом в созвездие Гиады.
По свету Дионис всегда ходит в сопровождении охмелевших сатиров. Однако власть Диониса не все признают и тогда он наказывает, это как раз и случилось с Ликургом напал на Диониса, вместе с дочерьми, которые не пошли на праздник Диониса, он превратил его в летучих мышей. Так же он наказал и пиратов, которые пытались продать его в рабство, обвив корабль виноградными лозами, а пиратов он превратил в дельфинов, так же он наказал и царя Мидаса, дав ему ослиные уши.
Миф о Тисее
Рождение и воспитание. Эгей беззаботно правил в Афинах, но его печалило одно обстоятельство- у него не было детей. Оракул дал ему пророчество, что у него родится сын и станет величайшим героем Греции. Уходя в Афины Эгей положил под скалу свой меч и сандалии, сказал Эфре, что когда Тесей сам в состоянии будет сдвинуть скалу пусть возьмет их. Сам Тесей вырос сильный и красивый.
Тесей в Афинах. После того как Тесей по просьбе матери взял меч и сандалии отца он отправился в Афины к отцу. По дороге он победил величайших разбойников: великана Перифета, Синида и Прокруста, а так же порождение Тифона и Ехидны- свинью. В -Афинах Тесей победил и быка, укрощенного Гераклом (см. 7 подвиг Геракла).
Путешествие на Крит. Когда Тесей пришел на Крит Аттика была в печали, так как горажане должны были каждые 9 лет отдавать 7 юношей и девушек на съедение Минотавру. При помощи Ариадны, дочери царя Миноса он убил Минотавра и вышел из лабиринта, но забыл заменить паруса на белый цвет, чем погубил своего отца, Эгей бросился в море, думая, что сын погиб.
Тесей и амазонки. Тесей мудро правил в Афинах, часто отлучаясь на разные войны. Так он привел из Фемискира города Амазонок царицу Антиопу и женился на ней. Амазонки хотели освободить свою царицу и вторглись в Афины. Началась война, в которой Антиопа и была убита, сражаясь на стороне Тесея.
Тесей и Пейрифой. Живший в Фесалии предводитель лапифов Пейрифой захотел померятся силой с Тесеем, тем самым вызвав его на поединок. Но оба были такими величавыми, что сразу прекратили сражение. После этого Тесей отправился на свадьбу Пейрифоя, где состоялась битва с Кентаврами.
Похищение Персефоны. Смерть Тесея. Когда умерла жена Пейрифоя Гипподамия, Пейрифой решил снова жениться. Тогда они похитили Елену, а затем захотели похитить жену самого Аида Персефону, но были наказаны, власть перешла Менесфею, а Тесея настигла смерть.
Миф о Сизифе
Другой относительно короткий греческий миф — это миф о Сизифе, царе Эфиры (позже Коринф, город, основателем которого он считается в мифах). Этот миф использовался как символика цены жадности и обмана, помимо бесполезных усилий (особенно из-за нанесенного ему наказания). Миф гласит следующее.
«Было время, когда в области Ефира жил царь по имени Сизиф, очень хитрый, но обладающий большим недостатком в том, что он чрезвычайно манипулирует и жаден. Но настал день, когда его амбиции и его действия вызвали гнев Зевса, обвинив его в похищении нимфы Эгины перед ее отцом, Асопо, в обмен на источники пресной воды для его города. Зевс приказал Танатосу пойти и взять царя Сизифа в подземный мир, но однажды коварный царь пригласил божество смерти поесть, обманывая его таким образом, что ему удалось заковать его в клетку.
Поскольку смерть была заперта, смертей не было, что-то закончился тем, что разозлил Аида и наконец решить, что Арес должен освободить Танатоса и привести Сизифа в подземный мир. Однако умный король попросил жену не чествовать его на похоронах после его смерти, и она выполнила эту просьбу. Этот факт будет использован Сизифом, чтобы обмануть Аида, прося его вернуть его к жизни, поскольку его жена не отпраздновала похороны должным образом и не оказала ему почести. Бог подземного мира согласился в обмен на ее возвращение после этого. Но Сизиф не вернулся до своей смерти много лет спустя.
Сизиф в конечном итоге будет наказан Зевсом и Аидом. Его приговор заключался в том, чтобы взобраться на камень по склону горы на вершину. Однако по прибытии туда он упадет на другую сторону горы, и его придется снова подтолкнуть к вершине, что будет повторяться в вечном цикле «.
Мифы о Богах и героях
- Зевс свергает Крона. Борьба олимпийцев с титанами
- Зет и Амфион
- Рождение Зевса
- Рождение Аполлона
- Рождение Афины
- Рождение и воспитание Диониса
- Рождение и воспитание Тесея
- Рождение Персея
- Царство мрачного Аида (Плутона)
- Беллерофонт
- Борей и Орифия
- Борьба Зевса с Тифоном
- Борьба Аполлона с Пифоном и основание Дельфийского оракула
- Возвращение Персея на Сериф
- Гефест
- Гера
- Гераклиды
- Гермес похищает коров Аполлона
- Гермес
- Гиацинт
- Гименей
- Данаиды
- Дафна
- Дедал и Икар
- Девкалион и Пирра (потоп)
- Дионис и его свита
- Диоскуры — Кастор и Полидевк
- Дочери Миния
- Ликург
- Фаэтон
- Фрикс и Гелла
- Европа
- Икарий
- Ио
- Адонис
- Актеон
- Аполлон и музы
- Аполлон у Адмета
- Атрей и Фиест
- Афродита
- Асклепий (Эскулап)
- Арахна
- Арес
- Артемида
- Нарцисс
- Ниоба
- Ночь, луна, заря и солнце
- Кадм
- Кекроп, Эрихтоний и Эрехтей
- Кефал и Прокрида
- Марсий
- Мелеагр
- Мидас
- Эак
- Эсак и Гесперия
- Эрисихтон
- Эрот
- Олимп
- Орфей в подземном царстве
- Тантал
- Тесей и Амазонки
- Тесей в Афинах
- Сизиф
- Тирренские морские разбойники
- Состязание Пана с Аполлоном
- Свадьба Персея
- Смерть Орфея
- Сыновья Алоэя
- Триптолем
- Пан и Сиринга
- Пан
- Пандора
- Пелопс
- Персей и Атлас
- Персей в Аргосе
- Персей
- Персей убивает Горгону медузу
- Персей спасает Андромеду
- Пигмалион
- Полифем, Акид и Галатея
- Подвигы Тесея на пути в Афины
- Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают похитить Персифону. Смерть Тесея
- Похищение Персефоны Аидом
- Посейдон и божества моря
- Путешествие Тесея на Крит
- Происхождение мира и богов
- Прокна и Филомела
- Прометей
- Пять веков
Битва с Тифоном
Древний миф о Зевсе подробно описывает чудовище, с которым сражался сын Кроноса – Тифона. Он был такой величины, что сто голов его упирались в небо, а раскинутые в стороны руки доставали до края горизонта. Из каждой змеиной пасти летели раскаленные камни, а глаза извергали адский огонь. В ужасном реве одновременно слышались крики человека, быка и льва, вой собак и резкий свист, отдающийся эхом. Исполин обладал человеческим туловищем и ногами – змеями с невероятной силой. Тело его покрывали перья.
Зевс бесстрашно начал бой с Тифоном. Отзвуки борьбы приводили в трепет обитателей Тартара. Хитростью Тифон лишил Зевса сухожилий ног, отняв тем самым способность передвигаться. Громовержец был брошен в пещеру, а сухожилия спрятаны. Но самый хитрый и предприимчивый из богов, сын Зевса Гермес сумел добыть их и вернуть отцу. Битва возобновилась с новой силой. От приближения Тифона закипали моря. Молниями и громом Зевс выжигал его головы. В огне горели и воздух и тучи. Рухнул Тифон с испепеленными головами на землю, и плавилось все вокруг него от жара. Зевс низверг поверженного соперника назад в Тартар. Но и там не успокоился исполин, вызывая бури и извержения вулканов. Имя Тифона стало прототипом для названия такого катаклизма как тайфун.
После победы над Тифоном Зевс обрел абсолютную власть над миром. Миф о Зевсе (5 класс) описывает ситуацию, в которой через некоторое время у него появляется грозный враг.
Одиссея Гомера
- Гомер. Одиссея. Песнь первая
- Гомер. Одиссея. Песнь вторая
- Гомер. Одиссея. Песнь третья
- Гомер. Одиссея. Песнь четвертая(1)
- Гомер. Одиссея. Песнь четвертая(2)
- Гомер. Одиссея. Песнь пятая
- Гомер. Одиссея. Песнь шестая
- Гомер. Одиссея. Песнь седьмая
- Гомер. Одиссея. Песнь восьмая
- Гомер. Одиссея. Песнь девятая
- Гомер. Одиссея. Песнь десятая
- Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двенадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь тринадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь четырнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь пятнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь шестнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь семнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь восемнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь девятнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать первая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать вторая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать третья
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать четвертая
Зевс Олимпийский
Зевс — бог неба, грома и молнии, ведающий всем миром. Его имя произошло от индоевропейского корня deiuo, что означает «дневное светлое небо». Его атрибуты — щит и двусторонний топор лабрис, дуб, колесница, иногда орел. Зевс — создатель общественного порядка на земле: он подарил людям законы, власть царей, даровал им понимание добра и зла, пробудил в них стыд и совесть. Он — покровитель горожан и народного собрания, помощник воинов и защитник обиженных. Он посылает на землю ветры, дожди и ливни, благодаря которым всё растет и плодоносит.
Зевса принято изображать мускулистым зрелым мужчиной с правильными чертами лица, кудрями и бородой, однако он может принимать любой облик: дождя, орла или человека. Одно из самых известных его изображений в человеческой ипостаси — скульптура Фидия
В древние времена Зевс владел не только землей, но и подземным царством, но позже стал исключительно светлым богом. Зевс Олимпийский — отец богов и людей. Он сам и боги, порожденные им, постепенно преобразуют мир, даруя ему порядок, науки, искусства и нормы морали. В честь Зевса проводились Олимпийские игры, бывшие символом единения греческих полисов.
Образ Зевса отражает укрепление патриархальной власти царей и аристократии, однако в архаической Греции их власть еще не абсолютна — как и власть Зевса на Олимпе. Лишь в эллинистическую эпоху Зевс становится всемогущим властителем всего сущего, приближаясь к богу монотеистических религий.
Традиционно к двенадцати богам-олимпийцам в греческой мифологии относят Зевса, его жену Геру, его братьев Посейдона и Аида, сестру Деметру, дочь Афину, а также Гермеса, Гефеста, Афродиту, Аполлона, Артемиду и Ареса
Категории Олимпийских богов
Олимпийские боги управляли каждой стороной жизни древних людей, их часто объединяли в группы по основным функциям.
Боги рынка были богами «агоры», рыночной площади и гражданских собраний. Зевс, бог царей и принцев, руководил собраниями вместе с Афиной как богиней мудрого совета, Дике (богиня справедливости), Фемидой (традиция), Каллиопой (красноречие). С другой стороны, предводителем богов рынка был Гермес, бог торговли, наряду с Гефестом и Афиной. Гефест и Афина покровительствовали ремесленным профессиям: ткачам, гончарам, рабочим по металлу, скульпторам и т.д. Ещё одним богом рынка был Аполлон.
Боги праздников – это покровители торжеств и пиров. Здесь властвовали Дионис, бог вина, и Гестия, богиня пиршеств. Их сопровождали такие боги как Афродита, богиня удовольствия, и Хариты, богини веселья, танцев и иных развлечений. На пире присутствовали также боги искусства музыки.
Боги брака – это боги супружества. В первую очередь это Зевс, Гера и Афродита, среди других богов в список входят Гименей (воплощение свадебной песни), боги Эроты (любовь), Пейто (убеждение), Хариты или Грации (изящество), Эвномия (правильный порядок), Гармония (гармония), Геба (молодость).
Боги земледелия – это божества сельского хозяйства. Главной среди них была Деметра, олимпийская богиня, но в большинстве случаев это хтонические боги, не относящиеся к олимпийцам. Больше информации вы найдёте на странице, посвящённой богам земледелия.
Боги гимназий были покровителями этих учебных заведений, лёгкой атлетики и Олимпийских игр. Первые из них – это Гермес, Геракл и Диоскуры. Нике (победа) и Агон (состязание) были второстепенными демонами Олимпийских игр. В гимназиях также часто поклонялись Эроту как богу товарищеских отношений.
Морские божества – боги моря, главным среди которых был царь Посейдон. Несколько других олимпийских богов имели второстепенные функции, связанные с морем. Сюда входят Аполлон, Артемида и Диоскуры, которые управляли посадкой на борт, гаванями, безопасными плаваниями и защищали от штормов. Однако, многие из этой группы были неолимпийскими морскими божествами.
Боги лечения – боги медицины и исцеления. Они принадлежат к группе Аполлона. Туда входят сын Аполлона, бог медицины Асклепий, и его семья: Эпиона (успокаивающая), Гигиея (хорошее здоровье), Панацея (целительная), Эгла (сияние), Иасо (исцеление), Акесо (лечение) и Телесфор (завершающий лечение).
Боги дома – покровители домашнего хозяйства и семьи. Их владыкой был Зевс, защитник дома (Ктесий) и семейного двора (Гикесий) наряду с Гестией, богиней домашнего очага. Геката и Гермес тоже выступали важными богами домашнего хозяйства, которые защищали ворота и входы.
Боги-прорицатели – божества прорицателей, гаданий и предсказаний. Ими управлял Аполлон, бог оракулов и провидцев, и Зевс, бог судьбы. В число других богов прорицателей входили титаниды Феба (оракул в Дельфах), Фемида (в Дельфах и городе Додоне), Диона (тоже в Додоне) и Мнемосина (в Лейбадее). Бог Гермес – покровитель некоторых примитивных видов гаданий, например тех, где бросают камни или монетку, а также астрологии. И, наконец, вдохновителями деревенских прорицателей выступали бог Пан и нимфы.
Боги сельской местности выступали богами деревни, природы и деятельности, которой занимались там, в т.ч. охоты, ловли птиц, рыболовства, выпас крупного рогатого скота и овец. Главными были олимпийские боги Артемида (покровительница охоты), Гермес (пастухов) и Дионис. Остальные боги деревни и природы – это в основном божества, не живущие на Олимпе. Подробнее вы можете почитать на странице о богах сельской местности.
Боги музыки – название покровителей музыки, танца и обучения искусствам. Главами были олимпийские боги-близнецы Аполлон и Артемида. Аполлон – бог поэзии и музыки, Артемида – хорами и танцами девочек. Прочие важные боги музыки – это девять Муз, танцующие Хариты или Грации и полубоги, покровители музыки Гименей и Лин. Дионис, Гермес и Афродита – тоже боги музыки и искусства.
Боги вражды – это божества, относящиеся к войне. Арес и Афина – главные среди них. Туда входят также боги Энио, Эрида (раздор), Ника (победа), Деймос (ужас), Фобос (страх). Зевс как бог судьбы и Аполлон, бог стрельбы из лука, тоже имели функции, относящиеся к войне.
Божества закона были покровителями божественного закона и обычая. Над ними властвовал Зевс Номос (бог законов) и Деметра Фесмофора (законодательница). Второстепенными богами в этой сфере были Хоры, в частности Дике (отвечала за справедливость), Эвномия (благозаконие), Эйрена (мир). и их мать Фемида (обычай), а также Аполлон.