Образ дон жуана у мольера

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дон Гуан был изгнан из Мадрида за убийство, бежал из ссылки и скрылся на кладбище около города. Он хотел проникнуть в Мадрид и там продолжить свои любовные приключения.

Дон Гуан узнал, что к могиле командора Дон Альвара де Сольва, убитого им на дуэли, каждый день приходит вдова Дона Анна. Дон Гуан, увидев её, решил с ней познакомиться, а пока поспешил в город.

Там он посетил актрису Лауру. Среди её гостей был Дон Карлос, с ним у Дон Гуана состоялся поединок. Дон Карлос был убит.

Дон Гуан скрылся в монастыре под видом отшельника, познакомился с Доной Анной, представившись под другим именем. Она согласилась принять его завтра в своём доме. Дерзкий Дон Гуан пригласил на завтрашнее свидание командора, чтобы тот стоял на часах, и с ужасом увидел, что статуя кивнула. Во время свидания Дон Гуан признался Доне Анне, что убил её мужа. Но у неё не было ненависти к убийце. Уходя от Доны Анны, Дон Гуан натолкнулся на статую командора и бросился обратно в комнату. Статуя вошла туда же.

Дона Анна лишилась чувств, а командор протянул руку Дон Гуану. Их рукопожатие затянулось, и Дон Гуан понял, что он не сможет вырваться. Затем оба провалились под землю.

Дон Жуан в XX веке

В XX столетии о севильском обольстителе писали романы и пьесы. Развитие кинематографа позволило ему покорить новую сцену. Некоторые фильмы были экранизациями драматических произведений, как советские «Маленькие трагедии» с Владимиром Высоцким. Но язык кино помогал осмысливать образ Дон Жуана по-новому.

Например, «Похождения Дон Жуана» Винсента Шермана (1948) — костюмная приключенческая история. Дон Жуан противостоит заговору против королевской четы Испании и побеждает главного заговорщика в поединке. Жуан влюблен в королеву, а она в конце влюбляется в него. Но герой считает, что ее долг править страной и покидает королевский двор.

Дона Жуана де Маранью в нем сыграл Эррол Флинн, один из секс-символов своего времени. Его амплуа были сильные и смелые герои костюмных драм. Например, Питер Блад и капитан Торп в экранизациях романов Сабатини, майор Викерс в «Атаке легкой кавалерии» и Робин Гуд. Норман Петт, мастер стиля пин-ап, сделал комикс-адаптацию фильма. Так Дон Жуан стал и героем комикса.

В фильме 1973 года «Если бы Дон Жуан был женщиной» Брижит Бардо сыграла Жуанну, женскую версию соблазнителя, живущую в XX веке. Она соблазняет, доводит до падения заинтересовавших ее мужчин, не чувствует раскаяния, но очень не любит когда так поступают с ней.

Казанова

Предположительный портрет Джакомо Казановы, приписываемый кисти Франческо Наричи

«Потворствование всему, что давало наслаждение моим чувствам, всегда было главным делом моей жизни; я никогда не находил более важного занятия. Чувствуя, что я был рождён для противоположного пола, я всегда любил его и делал всё, что мог, чтобы быть любимым им.»«Нет такой честной женщины с неиспорченным сердцем, какую мужчина не завоевал бы наверняка, пользуясь её благодарностью

Это один из самых верных и быстрых способов.»

Казанова в марте 1788 года в возрасте 62 лет.

«единственному лекарству, чтобы не сойти с ума и не умереть с тоски»

Пушкин «Каменный гость» в сокращении

А. С. Пушкин «Каменный гость» краткое содержание для читательского дневника:

Главный герой пьесы Дон Гуан – известный дуэлянт, приезжает в Мадрид. Там он отбывал ссылку за разврат и убийства. Дон с нетерпением желает резвиться со светскими барышнями поэтому держит путь к своей приятельнице Лауре.

В это время актриса Лаура ужинает со своими поклонниками. Они любуются ее игрой и с наслаждением слушают ее пение. Актриса признается, что эту песню написал ее бывший ухажер Дон Гуан. Дон Карлос, услышав знакомое имя, вспыхнул от ярости, оскорбил Лауру. Дело в том, что Дон убил его брата на дуэли.

В этот момент приезжает Гуан. Враги начали битву на шпагах. Карлос погибает в этом бою. Дон торжествует, а Лаура быстрее хочет избавиться от трупа.

Гуан скрывается в монастыре под видом монарха

Здесь он обращает внимание на красивую женщину Донну Анну, жену убитого им командора. Она приезжает часто в монастырь к статуе мужа

Дон заводит с ней любезный разговор. После долгого одиночества Анна соглашается на свидание с незнакомцем, но лишь для беседы.

Дон зовет каменную статую прийти посмотреть на свидание с его супругой. Статуя кивает головой, слуга Лепорелло шокирован, а дуэлянту хоть бы что.

Во время встречи, Дон признается Анне, что является убийцей ее мужа, она в ужасе, находится в полуобморочном состоянии. В этот момент входит каменный гость и хватает Гуана и уносит его в ад.

Пьеса учит читателя, что убийство – это очень страшное злодеяние. Никто не вправе отнять жизнь другого человека, кроме Всевышнего. Только он имеет право распоряжаться судьбой людей.

Песнь третья

Начинается рассуждениями о любви в жизни человека и творчестве поэтов. Гайдэ «не думала о строгости отца», они с Жуаном не были венчаны. Её отец задержался в бурю. Вернувшись домой с деньгами и товарами, Ламбро застал дома праздничный пир

Хозяин осторожно расспросил пьяных гостей о причине пира и узнал, что его, старого хозяина, дочь уже оплакала, но утешилась. Теперь в доме есть молодой хозяин

Ламбро был разгневан на дочь, но смог сдержаться. Он вошёл в дом, не узнанный никем, и наблюдал роскошь пира, который быстро истощил бы его деньги. Третья песнь заканчивается лирическим отступлением о том, что слава живших на земле выдающихся людей часто зависит от случая.

Песнь пятнадцатая

Аделина увлекалась «блестящими талантами Жуана». Для его спасения леди решила женить Жуана. Жуан не возражал, но заявил, что «обстоятельства ему мешают». Аделина подобрала Жуану много претенденток, но ему понравилась Аврора Рэби, «прелестная, как светлое виденье, Как фея, как сиянье, как весна». Сирота, воспитанная добрыми опекунами, она была католичкой, как Жуан, но Аделина относилась к ней с предубежденьем. Упрямство Аделины злило Жуана. Сама Аврора была равнодушна к славе Жуана.

Во время обеда, описание блюд которого занимает в поэме 4 страницы, Жуан сидел между Аделиной и Авророй. Равнодушие Авроры задело его самолюбие. Жуан так старался понравиться, что и Аврора увидала в нём особенные свойства, к тому же он был красив.

В лирическом отступлении автор готовит читателя к встрече с привидением.

Песнь тринадцатая

Лирический герой рассуждает о том, что некрасивых женщин нет «для всех мужчин моложе средних лет». Любовь в определённом возрасте сменяется другими интересами. Леди Аделина Амондевилл – знатная красавица. Её муж лорд Генри был доволен собой, гордился любовью жены, уважал Жуана и подружился с ним. Жуан нравился ему «надменной, но изысканной учтивостью».

Миледи Аделина была спокойной и вежливой, не увлекалась кокетством, была любезна и проста. Летом супруги Амондевилл уединились в родовом замке, в который был приглашён блестящий круг знакомых, всего 33 гостя, в том числе Жуан. Мужчины охотились, читали, играли в карты и бильярд, удили рыбу. По вечерам женщины пели, играли на арфах, танцевали. Всё это Байрон называет жизни равномерным теченьем.

Песнь шестнадцатая

В лирическом отступлении лирический герой, называя себя умеренным теологом, убеждает читателя верить несбыточному и принять на веру невозможное, потому что «есть в мире ила выше нашей силы, которую сознанье не открыло».

После бала Жуан в своём покое ощущал беспокойство, вспоминая глаза Авроры. В зале среди портретов «давно почивших рыцарей и дам» Жуан увидел тень монаха в тёмной мантии. За утренним чаем Жуан выглядел больным, отвечал невпопад, так что лорд Генри спросил, не монах ли нарушил его покой. Леди Амондевилл спела сочинённую ею балладу о душе монаха, монастырь которого разорил предок Амондевиллов. Жуана немного развеселила эта песенка, но он не признался, что видел призрак.

Рассказчик описывает утренние занятия лорда Амондевилла как помещика, решающего проблемы целой округи.

Во время обеда, на который приехали все соседи, Жуан скучал, был рассеян. Виной тому был увиденный призрак и равнодушие Авроры. Аделина была настоящей хозяйкой вечера, «пленяла всем – и красотой, и грациозной лаской обхожденья». После ухода гостей Аделина коварно обсудила их и их семейства.

Вечером Жуан ожидал прихода призрака. Призрак действительно пришёл, напугав Жуана, но, сняв капюшон, Жуан увидел графиню Фиц-Фалк.

Песнь первая

Повествователь выбирает своим героем Дон-Жуана как истинного героя своего времени, несмотря на то, что Дон-Жуан – испанский дворянин 18 века. При этом на роль героя не подходят английские полководцы и генералы, потому что их карьера, хотя и началась с блестящих успехов, но окончилась тяжёлыми поражениями. Рассказчик сообщает также о своём творческом методе: «Мой метод – начинать всегда с начала». Потому он начинает рассказ о герое с повествования о родителях.

Отец героя, Дон Хосе, был храбр и ловок. Он не был безгрешным, этот «беспечный смертный» не любил учёности и изменял высоконравственной жене. Рассказчик называет его славным малым, хотя он «был горяч, игра его пленяла, И страсти он охотно уступал».

Мать героя, донна Инеса, «всех учёных затмевала знаньями». Интеллектуальные достоинства сочетались в ней с величавой жеманностью, высокопарностью, моральностью, большей частью лицемерной. Инеса иронично называется совершенной. Она шпионила за беспутным мужем, обвиняла его в безумье и дурных инстинктах, но при этом надменно соблюдала этикет. Дон Хосе скончался, не вынеся нападок жены и осуждения общества.

Маленький Жуан «был похож на юркую мартышку – хорошенький, кудрявый, озорной». Родители прощали ему шалости и этим портили сына. После смерти мужа мать Жуана воспитывала мальчика так, чтобы он не посрамил чести семьи. Жуан освоил езду верхом, стрельбу и фехтование. Голова ребёнка была забита отвлечёнными науками: классической литературой, которую он читал с купюрами, житиями, поучениями и молитвами.

К 12 годам Жуан перестал шалить, стал унылым и хилым, тихим и скромным, так что казалось, что это его природные качества. К 16 годам Жуан влюбился в 23-летнюю Донну Юлию. Её 50-летний муж Альфонсо ревновал её ко всем, но ни в чём не подозревал Дон-Жуана. Юлия питала к мужу «спокойную и честную любовь». Ходили слухи, что Инеса имела с Альфонсо когда-то преступную связь.

Когда дон Альфонсо пришёл с толпой друзей и слуг в спальню к жене, Юлия с верной служанкой Антонией спрятала любовника между перин, но Альфонсо увидел его башмаки. Дон-Жуан убежал, но Альфонсо развёлся с женой и отправил её в монастырь, а Инеса отправила сына в далёкие края. Юноша уплыл, увозя последнее письмо от Юлии с признанием в вечной любви.

Песнь заканчивается рассуждением лирического героя о замысле, жанре поэмы, манере письма.

Жанр и направление

Поэму «Дон Жуан» литературоведы и критики считают написанной в реалистическом направлении. При этом некоторые из них заявляют, что произведение является переходным от романтизма к реализму. Ярко выраженные элементы романтизма отчётливо видны в характере главного героя и его фатализме. Гениальный соблазнитель — лишь игрушка в руках провидения, и все его победы случайны. Характер Жуана пародирует черты романтического героя. Он горд, высокомерен, умен, но все эти проявления выглядят комично. Жуан мечется, не управляет собой и своей судьбой, не знает, куда держать путь.

Черты реализма также дают о себе знать. Байрон стремился быть предельно точным и реалистичным. Он пытался правдиво описать каждую подробность. Так, например, когда писатель описывал помпы, благодаря которым корабль смог продержаться на протяжении нескольких дней, он указал их марку.

Сам писатель определил жанр своего грандиозного произведения как эпическую поэму. В поэме, созданной в лиро-эпическом жанре, присутствует эпический герой, правда, комический, лишенный исторического пафоса и блеска. Это сатирический эпос. Важную роль в нем играет образ самого автора, который раскрывается в многочисленных лирических отступлениях.

Однако в песнях о войне писатель неожиданно заявляет, что его произведение является романом. Можно заметить, что произведение в действительности напоминает роман по охвату описываемых событий. Помимо этого,  автор поднял в лирических отступлениях важные морально-этические и философские проблемы. Есть мнение, что автор мог бы довести свой замысел до объема романа, но не успел.

Цитаты

Дон Жуана называют величайшим любовником на Земле. Цитаты из книг и кинофильмов, в которых герой описывает свою жизненную позицию, воспринимаются как дополнение к описанию его характера. Высказывания персонажа подтверждают его точку зрения.

Непонятной и неприступной кажется герою Байрона женщина, не падкая на сладкие речи и харизму: 

Такая дама не склонна доверять его чарам и внушает герою понимание собственного бесчестия.

Дон Жуан де Марко в исполнении Джонни Деппа уверяет: 

Дон Жуан и впрямь ничего не обещает избранницам. Они знают, на что идут, связываясь с мужчиной с дурной репутацией, но торопятся отдаться ему. 

Герой Пушкина способен влюбляться в каждую жертву, вознося любовь на пьедестал как прекраснейшее из чувств: 

Идея верности одной девушке претит и Дон Жуану Мольера: 

Дон Жуан образ и характеристика литературного героя

Легенду об этой яркой личности переписывали литераторы разных эпох. Таким вечным главным персонажем является Дон Жуан, основные характеристики которого — распутная жизнь и попрание общепринятой морали.

Образ Дон Жуана

Первообразом героя являлся Хуан Тенорио, слуга короля Педро Жестокого в 1334-1369 гг. Беспринципный преступник убил отца-командора, который выступил в защиту чести и достоинства своей дочери. Позже вокруг легенды появились рассказы о том, что Хуан пригласил отужинать человеческий череп.

Дон Жуан предстает перед читателем в образе привлекательного молодого человека. Если в первых интерпретациях легенд и мифов он был исключительно отрицательным персонажем, то впоследствии ему приписывают и положительные характеристики.

В некоторых рассказах Дон Жуан раскаивается в содеянном и даже стремится искупить свои грехи, строит Дом Милосердия, как в рассказе о жителе Севильи — Мигеле де Маньяра. Но в большинстве своем в литературе Дон Жуан предстает в образе бунтаря и обольстителя женщин, которому чуждо раскаяние.

Характеристика Дон Жуана

Романтиков привлекал этот герой, который отказывался жить по правилам общества, признавал только свои внутренние моральные установки.

В «Севильском обольстителе, или Каменном госте» Дон Жуан описывается как безбожник и коварный обольститель, которого в конце произведения ждет справедливая расплата за грехи. Дон Жуан представлен насмешником, который может посмеяться над всем, будь то чья-то смерть или женщина, у него нет запретных тем. Он живет согласно своей морали и правилам.

Мольеровское представление о повесе — «Дон Жуан, или Каменный пир» — созданное в 1655 г., представляет нового героя. Ему присуще остроумие и умение переубеждать всех и каждого. У Мольера Дон Жуан наделен такими характеристиками как смелость и великодушие, но самое главное — он честен перед самим собой.

У Амадея Гофмана Дон Жуан очень одинокий человек, стремящийся убежать от обыденности. Его пороки — повод для душевных терзаний одинокой личности.

В 1819 году Байрон описал детство и юношеские годы героя. Его романтические отношения с греческой красавицей, спасение турчанки и даже знакомство с Екатериной Великой. Повествование завершается прибытием Жуана в Англию. Завершить свой труд Байрон не успел, но известно, что он задумал «похоронить» героя на баррикадах Французской революции.

Новый образ Дона Жуана появляется в 1830 году в драме «Каменный гость».

У Пушкина — Дон Гуан — входит в Мадрид, в дом красавицы Лауры. Убивает Дона Карлоса, застигнув его в гостях у своей давней возлюбленной. Скрываясь после совершенного убийства в монастыре, Дон Гуан встретил истинного ангела — скорбящую по почившему супругу благочестивую Анну. Муж был убит рукой Дона Гуана. Влюбившись в прекрасную красавицу, Гуан страшится признаться ей в том, что он и есть убийца ее мужа.

Дон насмехается над покойником и приглашает статую бывшего мужа на свое свидание с Анной. Каменное изваяние принимает приглашение.

Мужественный Гуан расставшись с возлюбленной, встречается в дверях с «каменным гостем» и бесстрашно подает статуе руку для смертоносного рукопожатия: «…Я гибну — кончено…» — восклицает герой и умирает с именем любимой на устах.

Песнь четвёртая

Начинается с рассуждений лирического героя о том, что молодым людям, которым были чужды «унылый мир жестокости и скуки И скорбная печаль», лучше жить вдали от людей.

Ламбро хотел убить Жуана, но Гайдэ закрыла собой возлюбленного. Жуан был с боем взят в плен, раненый посажен на корабль.

В Гайдэ «что-то оборвалось, как струна». Много дней она пролежала без жизни, а когда наконец пробудилась, была похожа на воскресшего мертвеца. Она была равнодушна ко всему, не смотрела в лицо отца, провела 12 дней без пищи, воды, сна и умерла.

Остров, где жил пират с дочерью, опустел, пират вскоре умер, но история Гайдэ стала легендой.

Пленный Жуан познакомился на пиратском бриге с труппой артистов, которых пленили по пути из Ливорно в Сицилию. Пленных заковали попарно, причём партнёршей Жуана стала «красотка родом из Анконы», на которую он даже не взглянул, потому что «был сердцем верен Возлюбленной своей». Пленных привезли в Константинополь и продали на стамбульском рынке.

Песнь заканчивается лирическим отступлением, в котором повествователь рассуждает о славе, в том числе литературной, и приходит к выводу, что успех произведения зависит от благосклонности умных дам, которых он называет синими чулками.

История создания

Это последнее масштабное произведение писателя. Свою поэму из-за ранней смерти автор не успел завершить. К работе над созданием данного произведения Байрон приступил в Венеции в 1818 году. Известно, что песни стали публиковаться по мере их создания.

В 1823 году английский писатель отправился в Грецию. Он желал оказать помощь греческим повстанцам в обретении независимости. Байрон на собственные средства приобрёл оружие, припасы и английский бриг. Писателю даже пришлось продать свое имущество, ведь средств катастрофически не хватало.

Будучи в Греции, автор создал 13-16 песни своей знаменитой поэмы. Он также начал работать и над семнадцатой, однако он не успел её закончить. Писатель скончался от лихорадки, когда ему было всего тридцать семь лет. Автору удалось в своем произведении объединить вымышленные события и реальность.

Изначально Байрон задумывал написать легкую и шутливую поэму, которые так нравились публике в то время. Для своего творения он выбрал героя под стать -легендарного любовника Дона Жуана, полумифическую фигуру, которая известна своими многочисленными любовными похождениями. О его подвигах на любовном фронте сложено множество песен и новелл. Это один из «вечных образов» литературы Нового времени. О нем известно, что по происхождению он — испанец, дворянин, блестящий красавец. Но Байрон не ограничивался пересказами старинных баек. Он внес в образ свое видение героя. Легкомысленная поэма постепенно превратилась в едкую сатиру на современное общество. Поэт переиграл серьезную эпическую поэзию с ее героическим нарративом и выставил ее в смешном свете, сделав своего героя-любовника всего лишь игрушкой в руках проведения.

Известно, что соотечественники бурно отреагировали на публикацию поэмы. Ее запрещали читать женщинам, многие фрагменты политического и дискуссионного содержания была вырезаны цензорами. Выдающиеся деятели культуры и даже члены парламента выступали против распространения книги, утверждая, что она навредит английскому обществу, подорвав его нравственные основы.

Завязка сюжета

Читать краткое содержание «Дон Жуан» Байрона лучше по главам. Завязка сюжета занимает девять песен. Им можно дать условные названия:

  1. Знакомство с героем.
  2. Кораблекрушение.
  3. Отношения с Гайдэ.
  4. Плен Жуана.
  5. В гостях у султана.
  6. Приказ Гюльбеи.
  7. Завоевание Измаила.
  8. Бой.
  9. Прием у Екатерины.

Начало сюжета «Дон Жуана» — знакомство с главным героем. Это испанский дворянин, живущий в XVIII веке. Его отец — плохо образованный и ветреный мужчина, мать — умная и жеманная женщина. Жуан рос озорным, неплохо учился. В 16 лет он влюбился в донну Юлию. Девушке пришлось уйти в монастырь, а юноше — отправиться в дальнее путешествие.

Корабль попал в шторм, экипаж остался без еды. Пришлось съесть собаку и учителя Жуана. До берега смог добраться только юноша, его спасла Гайдэ. Девушка привела его к себе домой, пока ее отец задержался в путешествии. Дочь пирата после разлуки с любимым умерла от тоски. Юноша в качестве пленного попал в Константинополь.

На рынке его купили и привели во дворец султана под видом наложницы. Ему пришлось спать на одной кровати с грузинкой Дуду, автор намекает на их интимную связь. Утром Гюльбея приказала их утопить, но в то время Измаил захватили русские войска. Жуан и Джонсон вступили в их ряды. Он спас маленькую турчанку и участвовал в осаде города. Именно его отправили в Петербург с донесением.

История создания

Прототипом Дон Жуана послужила личность дворянина, родившегося в Испании в XIV веке. Его звали дон Хуан Тенорио. О распутном образе жизни этой персоны ходили легенды. Прославленный севильский любовник, он сбился со счета, сколько женщин успел обесчестить. Примечательно, что из любой ситуации дон Хуан выходил невредимым, не испытывая угрызений совести. Герой участвовал в дуэлях, посягал на порядочность именитых дам и пользовался расположением короля Педро Первого Жестокого. Последний нюанс выручал его в сложных ситуациях.

Памятник дону Хуану Тенорио

По слухам, испанский правитель составлял компанию герою в распутстве. Общество молчало до тех пор, пока мужчины не выкрали дочь командора де Ульоа. Военного деятеля убили, и это вывело власти из себя. Дон Хуана обманом привели на могилу командора и убили. Ходили легенды о том, что испанского ловеласа покарал Бог, а смерть он принял от призрака де Ульоа.

Дон Жуан стал народным персонажем, так как прототипом для известного литературного образа послужил не только Тенорио. Севильцы рассказывают о доне Мигеле де Манара, чья репутация считалась скандальной. Кабальеро, живший в грехе, якобы продал душу дьяволу, но осознал свои проступки и вершил добрые дела. Легенды о двух персонажах постепенно соединились. Позднее черты обоих героев можно был отметить в собирательном литературном образе.

Памятник дону Мигелю де Манара

С течением времени характер героя менялся. Первоначально представавший перед публикой бесчестным любовником, он обрел изящные манеры и собственный стиль. Его благородство и верность слову стали отличительными чертами. Аудитория обычно закрывает глаза на факт похищения дочери командора и наслаждается невероятными приключениями Дон Жуана.

Первое упоминание о нем сделано в пьесе Тирсо де Молина, в основу которой легла легенда о доне Хуане Тенорио. Молина писал успешные произведения для сцены, и после некоторых изменений история Дон Жуана стала тешить испанскую публику с подмостков. Пикантный сюжет и остроты привлекали аудиторию любого сорта. 

После издания пьесы Жана Батиста Мольера, где Дон Жуан стал французом, герой обрел новые черты характера. Затем легенду о дамском угоднике воспел Проспер Мериме, а после него Эрнст Гофман.

Британские читатели знают о существовании поэмы Байрона, описывающей приключения героя-любовника. В России Дон Жуана представляли читателям Александр Пушкин, Алексей Толстой, Самуил Алешин и Александр Иволгин.

Проблемы

  1. Война. Автор подробно описывает лишения и разрушения, которые война вносит в нашу жизнь. Кровопролитные баталии не внушают уважения. Они вызывают отвращение и заставляют задуматься о том, что любое насилие — это проявление самого ужасного и скотского зла.
  2. Человек в сложных обстоятельствах. В плохом положении натура людей раскрывается в полной мере. Кто-то оказывается способным на нравственное падение. Так, после кораблекрушения Жуан стал свидетелем каннибализма на шлюпке.
  3. Рабство. Жуану пришлось пережить унижение рабства и самому примерить на себя наряд рабыни. В этом противоестественном социальном институте нет места человечности, любви и добродетели.
  4. Лицемерие светского общества. Среди избранных людей государства не так то легко встретить искреннего и настоящего человека. Все они пропитаны фальшью, безнравственностью и корыстью, которые замаскированы под учтивость, бескорыстие и благородство.

Сначала может показаться, что основная тема поэмы «Дон Жуан» связана с приключениями главного персонажа. Лирические отступления возникают в результате проблем, возникающих в жизни эпического героя. В лирических отступлениях автор поднял очень серьёзные философские и морально-этические проблемы, которые были связаны с условиями жизни различных народов и слоев, а также с войной.

Вера

Когда они шли по лесу, к ним подошел нищий бродяга и попросил медный грош, за это он пообещал молить Бога за своего благодетеля всю жизнь. Дон Жуан и тут выступил в своем привычном амплуа, предложив нищему золотой луидор, если тот побогохульствует. Но надо отдать должное нищему, он наотрез отказался это сделать. Ннесмотря на это, наш герой отдал ему монету, а сам бросился помогать незнакомцу, на которого в это же самое время напали трое вооруженных шпагами и кинжалами людей. Вдвоем они смогли отбиться от нападавших.

Впоследствии из их ознакомительной беседы Дон Жуан понял, что это был брат доньи Эльвиры. Случилось так, что он отстал от Дона Алонсо — своего брата, с которым все это время разыскивали злостного обидчика их сестры, с целью отомстить за ее страдания. Дон Карлос не знал этого обидчика в лицо, но поспешивший на помощь к брату Дон Алонсо отлично знал Дон Жуана. И подъехав к ним, он сразу хотел наказать его, но Дон Карлос попросил отсрочки в знак благодарности, чтобы скрестить с ним клинки как-нибудь в другой раз и в другом месте.

Суть

Каждая песня представляет собой отдельный сюжет — фрагмент из жизни дона Жуана. Каждый эпизод посвящен тому или иному любовному приключению персонажа, который ведет себя совершенно пассивно и является жертвой коварных соблазнительниц — сильных женщин, многие из которых старше его. Он заводит романы с замужней доньей Юлией в Испании, с очаровательной Гаидэ на уединенном острове после кораблекрушения, с наложницей турецкого султана в его гареме, с Екатериной II в России и дворянками в Лондоне.

Во всех песнях Жуан попадает в тяжелые обстоятельства и становится предметом нежных мечтаний дамы, которая его и вызволяет. Не Жуан совращает и насильно берет понравившуюся женщину, а самы девушки проявляют инициативу.

По мере повествования автор все чаще отвлекается и погружает нас в лирические отступления, где дает оценку современной действительности. Темами его дум становятся поэт и поэзия, сущность романтизма, политические события и важные люди его времени.

Каменный гость: Дон Жуан в России

Александр Пушкин написал о Дон Жуане, вернее Дон Гуане, осенью 1830 года в Болдино. Пьеса «Каменный гость» вошла в цикл «Маленьких трагедий». При жизни поэта она напечатана не была, но друзьям Александр Сергеевич ее прочитал. Поэт делает командора мужем, а не отцом Анны. Он повторяет сюжет о приглашении статуи и рукопожатии, которым она утаскивает Дон Гуана в преисподнюю. Есть и свой сюжет — вечер в доме актрисы Лауры.


Владимир Высоцкий в роли Дон Гуана. (wikipedia.com)

Дон Гуан прибывает в Мадрид, под чужим именем знакомится с Анной, мужа которой он убил ранее. Она приглашает его на ужин, между ними зарождается чувство. В ответ на насмешливое приглашение, сделанное на кладбище, приходит Командор. Дон Жуан поражен, что статуя ответила на его вызов, но заботится и потерявшей сознание Анне. Он находит мужество достойно принять свою участь и проваливается в ад с именем любимой на устах.

После А. С. Пушкина к образу Дон Жуана обратился Алексей Константинович Толстой. Это было первым его драматическим произведением. «Дон Жуан» Толстого вышел в апреле 1862 года в журнале «Русский вестник».

Свое видение истории героя поэт изложил в письме своему другу Болеславу Маркевичу. Для него Дон Жуан — скептик и искатель идеала. Не найдя его, Дон Жуан бросает вызов Творцу. Встретив донну Анну, герой сначала не верит в собственную любовь и понимает, что любит Анну, только когда теряет. Кстати, статуя командора у него — «астральная сила, исполнительница решений, равно служащая добру и злу».

Алексея Толстого задело, что читатели были недовольны поэмой на вечный сюжет в пору изменений в России: «я слышал, что в одном кругу ее даже почли с моей стороны за неучтивость. «Что, мол, когда дело идет о мировых посредниках, он пришел толковать нам о каком-то испанце, который, может быть, никогда и не существовал».

Завязка «Дон Жуана» А. К. Толстого напоминает завязку «Фауста» Гете. На собрание ангелов (названы у поэта духами) является Сатана. Он рассказывает им о севильском юноше по имени Дон Жуан де Маранья. Этот юноша полон высоких помыслов. Ангелы предупреждают противника, что этот юноша избран Богом, и его ждет слава.

Сатана называет его и своим избранником и считает, что они с ним похожи. Он намерен сделать Дон Жуана похожим на себя. Он решает показать Дон Жуану идеал, прототип идеальной женщины. Юноша обречен влюбляться, видеть в каждой новой женщине идеал, а потом разочаровываться в ней.

Прошло десять лет. Дон Жуан завоевал славу любовника и любимца женщин. Сам он не верит в любовь, потому что много раз разочаровывался в женщинах. Дон Жуан сватается к донне Анне. Они любят друг друга, и севилец чувствует, что это настоящее чувство.

Желая подразнить будущего тестя, Дон Жуан исполняет серенаду под окнами женщины с плохой репутацией. Отец донны Анны приходит в ярость, бросается на жениха дочери, и Дон Жуан в поединке случайно убивает его.

Всю пьесу Толстого чередуются эпизоды с людьми и духами, которые борются за Дон Жуана. На кладбище севилец через Лепорелло передает статуе приглашение. Позже статуя готовится забрать его, но ангелы не позволяют ей это сделать. Выживший Дон Жуан уходит монастырь, где и умирает.


Сцена из фильма «Похождения Дон Жуана». (imdb.com)

Николай Гумилев в поэме «Дон Жуан в Египте» переносит Дон Жуана и Лепорелло в современную ему эпоху. Написанная четырехстопным ямбом в рифму пьеса полна остроумных диалогов и напоминает водевиль.

Командор утащил Дон Жуана в преисподнюю, но герой сумел спрятаться от демонов и начал путь наверх. Путь занял годы, а за это время Лепорелло окончил университет, защитил диссертацию и стал выдающимся ученым-египтологом.

Декан университета и выдающийся ученый Лепорелло посватался к дочери американского миллионера и отправился с невестой и ее отцом в Египет. Надо же было такому случиться, что выход из подземного мира выводил в древний храм, который как раз осматривали Лепорелло с невестой и тестем. Дальше все просто. Дон Жуан за несколько минут очаровал девушку, которая уже читала о нем и слушала оперу Моцарта, и они вместе сбежали. Лепорелло остается один и с грустью вспоминает о временах, когда он был просто слугой Дон Жуана.

Интересные факты

История Дон Жуана, мотивы которой писатели почерпнули из легенд испанских монахов, и сегодня вдохновляет постановщиков на создание фильмов и спектаклей. Каждый уважающий себя театр имеет в репертуаре постановку по мотивам приключений обольстителя. Кинорежиссеры обращаются к образу, приглашая на главную роль начинающих привлекательных артистов в самом расцвете сил.

Эррол Флинн в роли дона Жуана

Образ Дон Жуана вечен. Востребованный во всех сферах искусства, он является благодатной почвой для эксперимента. Запоминающейся кинолентой стала картина «Приключения Дон Жуана». В главной роли выступил голливудский актер Эррол Флинн.

Брижит Бардо в роли дона Жуана

Актеры, исполняющие роль Дон Жуана, не всегда делают акцент на всемогущем обаянии персонажа и обожании, которое испытывали его женщины. В XХ веке стали появляться первые произведения, где отрицательное обаяние и репутацию героя пытались объяснить его внутриличностным конфликтом. Так свет увидела пьеса «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» Макса Фриша.

Джонни Депп в роли дона Жуана

К легенде обращаются современные кинорежиссеры, предлагая альтернативные образы Дон Жуана и перенося героя в современные реалии. В картине «Если бы Дон Жуан был девушкой» его роль сыграла Брижит Бардо, представив публике альтернативную трактовку легенды. Роль Дон Жуана фильме «Дон Жуан де Марко» исполнил Джонни Депп. Его персонаж предстал в облике сумасшедшего. В картине «Страсти Дон Жуана» образ героя воплотил Джозеф Гордон Левитт.

Гордон Левитт в роли дона Жуана

Легенда о Дон Жуане стала основой для музыкальных произведений. Оперу на этот сюжет написал итальянец Алессандро Мелани. Кристоф Глюк придумал мелодии для одноименного балета «Дон Жуан». Популярность среди поклонников музыки испанский любовник обрел после того, как его воспел в опере Моцарт. Российские композиторы тоже увлекались легендой о похождениях Дон Жуана. На этот сюжет написал музыкальное произведение Даргомыжский в соавторстве с Кюи и Римским-Корсаковым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: