Бумага и картон
«Из волшебных завитушек создадим мы сказку…»
Оригинальный процесс создания поделок «бумагокручением» (из тонких полос бумаги) под названием квилинг, пришел из Англии. Так как бумага тогда было сверх дефицитным материалом, то остатки её не выбрасывались, а наматывались на перо. Отсюда и пошло название квилинга-«птичье перо».
В основе любой поделки данной техники лежит модуль. А модули здесь различны. Каждый отражает свою форму. Могут быть в виде капли, звезды, стрелки, лапки птицы, лепестка и даже глаза.
Для придания поделке дополнительного объема используется бахрома. Для этого полоска бумаги надрезается с двух сторон, а затем скручивается.
Техника выполнения различна. В первом случае мы создаём форму-контур для будущей поделки из полоски бумаги такой же ширины, что и заготовки – модули. Затем она заполняется внутри.
Второй вариант проще. Мы просто карандашом очерчиваем контур будущей поделки на листе, а затем склеиваем модули друг с другом так, чтобы получился желаемый образ.
В процессе работы используются бумажные ленты различных цветов. Получается довольно оригинально.
С помощью данного метода создаются различные композиции. От сада с волшебными яблоками и жар-птицей до синего моря с золотой рыбкой. Тут можно изготовить хоть всех персонажей из «Винни-Пуха». А что касается бороды Карабаса-Барабаса и голубых волос Мальвины, то здесь просто простор для творчества. Хотите спиралью бороду выложить-пожалуйста. А может завитком попробовать?
Метод настолько простой и не дорогой, что композиции изготавливаются в различных форматах от обычного альбомного до ватманского листа.
Зовёт нас в сказочные дали волшебное искусство Оригами
Японское искусство складывания из бумаги настолько прижилось в нашей стране, что даже малыши в детском саду прекрасно справляются с простыми работами. Для поделок хорошо брать двустороннюю бумагу.
Иллюстрировать сказку «Колобок» в этой технике можно прекрасно. Чтобы Колобок не получился угловатым, его можно просто сделать круглым, вырезав из бумаги.
Для создания поделок к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина оригами тоже подойдет идеально. А с элементами квилинга (море) и аппликации (царевна Лебедь) композиция на любом конкурсе займет призовое место.
С волшебной аппликацией мы в сказочку войдём
Этот метод используется везде и всегда. Начинаем мы им работать ещё в детском саду и, вплоть до начальной школы. Да и в среднем звене, когда надо экстренно сделать поделку на конкурс, без него нам не обойтись. Понятно, что работа 1-классника будет сильно отличаться от 7-классника качеством и уровнем исполнения.
Но сказки есть сказки. Они вечны. Поэтому главных персонажей любой сказки лучше всего делать с помощью этой техники. Да, и можно дополнительно добавить различные декоративные материалы-пайетки, бусины, перья.
Знаменитый пролог к «Руслану и Людмиле» также изготовить можно с помощью аппликации. Кота-аппликацией. Цепь сплетём из колечек. Дуб можно сделать с помощью квилинга. А можно и аппликацией, используя бумагу разных цветов. Кощей, ступа, Баба-Яга тоже получатся лучше методом аппликации.
Читательский дневник по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Название произведения: «Гуси-лебеди»
Число страниц: 1
Жанр: сказка
Главные герои: Девочка.
Второстепенные герои: мальчик, родители, гуси-лебеди, речка, печка, яблоня.
Характеристика главных героев:
Дочка — озорная и весёлая девочка.
Безответственная.
Так заигралась, что забыла про младшего брата.
Характеристика второстепенных героев:
Гуси-лебеди — слуги Бабы Яги.
Коварные и злые.
Похищали маленьких детей.
Печка, яблоня и речка — проучили забывчивую девочку и помогли ей, когда она исправилась.
Родители — занятые, работящие.
Мальчик — брат девочки. Маленький.
Краткое содержание «Гуси-лебеди»
Родители девочки поручили ей присматривать за братом.
Но она заигралась и не уследила, как мальчика унесли гуси-лебеди.
Девочка бросилась в погоню и встретила волшебных речку, яблоню и печку.
Ёжик указал дорогу девочке, она смогла отобрать брата.
Девочка добежала домой, а гуси остались ни с чем.
Основная мысль произведения «Гуси-лебеди»
Главная мысль сказки в том, что порученное тебе нужно выполнять ответственно.
Основная идея сказки в том, что к поручениям взрослых нужно относиться серьёзно.
Чему учит сказка
Произведение учит быть ответственным и послушным, а также благодарным и отзывчивым.
Учит не опускать руки, и проявлять находчивость для достижения цели.
Краткий отзыв по сказке «Гуси-лебеди» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что многие беды и несчастья происходят из-за того, что мы не слушаемся своих родителей.
Вот и героиня произведения забыла о поручении отца с матерью и её брата едва не похитила Баба-яга.
Это интересная и поучительная волшебная сказка.
В ней говорится о том, что исправлять свои ошибки приходится с большим трудом.
Несмотря ни на что мне понравилась девочка.
Она была целеустремлённой и настойчивой.
В трудную минуту она собралась и сделала всё возможное.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что выполнить поручение гораздо проще, чем исправлять ошибки.
Пословицы к произведению:
- Ищешь помощи — сам помогай.
- Кто заварил, тот и расхлёбывает.
- Кто родителей слушает, нога того о камень не ударится.
- Делу время, потехе час.
- Иное чванство хуже пьянства.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «У страха глаза велики»
- «Петушок и бобовое зёрнышко»
- «Лиса и Журавль»
- «Лиса и Тетерев»
- «Каша из топора»
- «Колобок»
- «Курочка Ряба»
- «Лиса, заяц и петух»
- «Теремок»
- «Три медведя»
- «Волк и семеро козлят»
- «Рукавичка»
- «Репка»
- «Кот, петух и лиса»
- «Иванушка-дурачок»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Сказка Гуси-лебеди
Жили муж и жена с дочкой Манечкой да сынком Ванечкой. Дочке уж десятый годок шёл, а сынку два года было. Собрались отец с матерью в город и наказывают Манечке:
— Из дома не уходи. С братом посиди. Гостинцев жди!
Манечка слушала их, головой кивала, а как ушли — посадила брата на травку у дома и убежала играть. Лишь остался Ванечка один — прилетели гуси-лебеди, подхватили его на крылья и улетели к лесу. Поиграла Манечка с подружками, вспомнила о Ванечке, побежала домой. Прибежала, а Ванечки-то нет!
Испугалась девочка, расплакалась. Стала его звать, искать, но куда ни бегала — нет Ванечки! Тут увидела летящих к лесу гусей и догадалась, что гуси Ванечку унесли.
Бросилась девочка гусей догонять. Бежала, бежала… Но вскоре они скрылись из глаз. Куда теперь бежать? Остановилась она, не знает, что и делать.
Видит Манечка — стоит печка, она к ней:
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Скушай, гостьюшка, моего ржаного пирожка, скажу.
А девочка ей в ответ:
— Стану я есть ржаной пирожок! Я дома пшеничные только с маслом ем! — Сказала так и побежала дальше.
А куда бежать — не знает. Увидела, стоит яблоня. Подбежала она скорее к яблоне, просит её:
— Яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моё лесное яблочко, не побрезгуй, скажу.
— Не буду я есть кислятину! Я дома садовые яблоки с мёдом ем! — ответила ей Манечка и скорее побежала дальше.
Бежит, бежит, торопится, а куда гуси-лебеди улетели — не знает. Увидела тут она: течёт молочная речка, кисельные берега. Подбежала к молочной речке, спрашивает:
— Молочная речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь нашего киселика с молоком, тогда скажу.
— Не хочу! У батюшки с матушкой и сливочки не пьются!
Снова побежала Манечка. Бежит она, бежит, а где ей брата искать, так и не знает. А уж и спрашивать не у кого!
Вдруг увидела она: избушка на курьих ножках кругом себя поворачивается. Сказала тут Манечка:
— Избушка! Стань по-старому, как мать поставила!
Избушка повернулась. Маня вошла в неё и увидела: Ванечка сидит на лавке, яблочками наливными играет.
Вот куда принесли его гуси! К Бабе-Яге!
Увидел её и Ванечка. Манечка скорее приложила палец к губам, приказывая, чтобы он молчал, не выдал её. Рядом с ним сидит Баба-Яга, дремлет с прялкой в руках. А на плече у неё сова сидит — не спит, смотрит.
— Здравствуй, бабушка, — сказала Манечка.
Открыла Баба-Яга глаза и сердито глянула на девочку.
— Здравствуй, незваная гостья! Зачем пришла?
— Заблудилась я. Ходила, ходила, уж ноги не держат и есть хочу. Позволь посидеть у тебя.
— Ну, так и быть, доешь мою кашу из горшка, да за это напряди мне пряжи, — сказала Баба-Яга и ушла вместе с совой.
Вылезла тут из-под печи мышка и просит:
— Девица, девица, дай мне кашки хоть немножко.
На печи нашла Манечка и горшок с остатками каши, и ложку. Дала она мышке каши, а мышка и говорит:
— Беги отсюда и мальчишку уводи, Баба-Яга баню затопила. Помоет тебя и съест! И его съест! Бегите скорей!
Убежала Манечка с братом. А Баба-Яга тут к оконцу подошла и спрашивает:
— Прядешь ли, девица?
— Пряду! Пряду! — ответила мышка, доедая кашку.
Как натопила Баба-яга баню, пришла за девочкой, а избушка пуста. Закричала Баба-Яга:
— Летите, гуси-лебеди, в погоню! Девочка мальчишку увела! Догоните! Мальчишку принесите! Не то я вас!
Бежит Манечка с братом, слышит: гуси за ними летят! Испугалась. С братом на руках кинулась к молочной речке, просит её:
— Реченька, голубушка, спрячь, укрой нас!
— Поешь нашего киселя с молоком — спрячу!
Поела она киселя, молока попила. Бережком укрыла молочная речка Манечку с братом. Не увидели их гуси. Полетали, поискали, полетели дальше.
Побежала Манечка с Ванечкой. Слышит, опять летят гуси! К яблоне Манечка бросилась, — просит её:
— Яблонька, укрой! Спаси нас!
— Съешь моё лесное яблочко — укрою!
Съела Манечка яблочко. Укрыла яблоня ветвями сестру с братом. Гуси над яблоней пролетели — не увидели их. Выбежала девочка с братом из-под яблони, торопится.
Слышит: гуси возвращаются. Добежала она до печки.
— Печка, матушка, — просит девочка, — спрячь нас!
— Съешь мой ржаной пирожок да забирайся в печь.
Съела Манечка пирожок, влезла с братом в печь, затворилась заслоном. Слышит — гуси пролетели мимо. Вылезла девочка из печи, брата — на руки и бегом домой.
А гуси вернулись, нагонять стали. Вбежала девочка в дом, закрыла дверь. Гуси покружили над домом и улетели…
Тут и отец с матерью вернулись. Принесли детям пряников, а Манечке ещё и платочек на голову.
Если сказка «Гуси-лебеди» вам понравилась, то можете также прослушать ее. x5axgz9fwh.2236
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Расколдуй сказку
Настольная игра предназначена для развития интеллекта, формирует навык оперирования условными символами. Для нее необходимо подготовить таблицу из двух рядов. В ячейках первого ряда должны быть изображены символы, в ячейках второго – соответствующие персонажи.
Воспитатель объясняет детям, что злой колдун превратил сказочных персонажей в простые символы. Сначала закрывает непрозрачным листом ряд с символами. Дети должны вспомнить какое обозначение соответствует каждому персонажу, нарисовать на листе. Затем педагог закрывает изображения, открывает символы. Игроки должны вспомнить, какие персонажи скрыты, назвать их.
Поделки из природных материалов своими руками
Объёмные композиции и аппликации можно изготавливать из природных компонентов: сухих листьев, шишек, травы. Из шишки и сухих веточек можно сделать старичка–лесовичка:
- Берётся две шишки, одна подлиннее, она будет обозначать туловище персонажа, другая небольшая, более округлая – голова.
- Шишки приклеиваются друг к другу, маленькая сверху, вытянутая под ней узкой стороной вниз.
- Снизу к длинной шишке приклеиваются клеем ПВА две небольшие веточки – ноги лесовичка. На них «обуваются» лапти из коричневого пластилина. И к верхней округлой шишке приклеиваются глазки, их можно купить в швейном магазине или самостоятельно вылепить из пластилина.
- Следующим этапом будет шапка лесовичка, её можно сделать из сухого листочка дерева или из бересты, её нужно сложить конусом и прикрепить к шишке сверху.
- Рот старичка вылепливается из тонкого жгутика пластилина.
- Руки лесовичка – веточки дерева, по пропорциям подходящие по размеру. В одну из «рук» нужно приклеить ещё одну веточку ростом с персонажа. Это посох волшебного жителя леса.
Необычный персонаж готов.
Аппликация «Лиса и колобок»
Знаменитую хитрую Лису и Колобка, который ушёл от дедушки и от бабушки, можно олицетворить на плоской поверхности. Занятия с ребёнком таким творчеством очень хорошо развивают фантазию.
Для изготовления необходим картон, бумага, краски, кисти, клей. Чтобы было легче рисовать, можно будет взять готовую картинку лисы и колобка и перевести очертания через переводку на картон.
И раскрасить фон на картинке тоже можно заранее, чтобы потом не замарать краской персонажей. После высыхания фона можно клеить пшеничную крупу по силуэтам героев. Окружающий мир вокруг Лисы и Колобка тоже можно сделать объёмный, например деревья и травку поклеить крупой.
После того, как всё будет готово и хорошо просохнет, можно приступать к раскрашиванию. Делать это нужно аккуратно, чтобы не задеть лишние элементы. После высыхания краски, работа готова! Можно оформлять в раму и вешать на стену.
Таким образом, можно прийти к выводу, что, используя различные материалы, фантазию, готовые картинки, на которые можно ориентироваться, можно создать любимого персонажа из любой сказки.
Ребёнок будет доволен, детская комната будет полниться уютными и необычными композициями, которые будут удивлять ваших гостей. Для детей очень полезно заниматься таким видом деятельности, так как развивается фантазия, логика и моторика рук.
Вы можете экспериментировать с различными материалами, по логике создания определённых композиций дополнять их, привносить что-то новое и необычное, возможно ребёнок сам подскажет новые способы.
Нужно прислушиваться к чаду, так как взгляд на вещи у детей не замыленный, как у взрослых, и они могут быстро находить новые подходы к решению той или иной задачи.
Русские сказки отличаются необычностью персонажей, учат доброму отношению, помогать друг другу, не жадничать, не бояться идти навстречу приключениям, и, конечно же, тому, что добро побеждает зло.
Поела киселя
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
– Яблоня, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Атрибутика сказок и их героев
Если придумать поделку – задача немыслимой сложности, можно ограничиться простой атрибутикой. Конечно, вырезанный из картона градусник с сине-красной шкалой никак не сойдет за инструмент Доктора Айболита. Или зеркальце Спящей Красавицы трудно представить без нее самой.
Но горшочек из глины с надписью «Мед» или красная панамка послужат универсальными символами. Их можно присоединить практически к любой типовой игрушке (соответственно, мишке и куколке) – и сказка становится узнаваемой!
Простая указка будет восприниматься как волшебная палочка, если написать на ней HARRY POTTER и покрасить в необычный цвет.
Такие элементарные поделки – примеры того, как воплотить в жизнь идеи из своего образного мышления. Сделать (нарисовать, слепить, склеить) 3-главого дракона или русского богатыря гораздо сложнее, чем, к примеру, машинку из мультфильма «Тачки». Зато и результат будет выглядеть ярче и впечатляюще.
Полезные заметки о сказке
Сюжетные различия
В целом сказка «Гуси-лебеди» повествуется одинаково, существуют лишь небольшие отличия в сюжете. Так в повествовании автора Александра Афанасьева девочка не нашла бы брата, но ей помог ежик. В обработке же Алексея Толстого – сестра нашла брата самостоятельно, без помощи. А также разница в сюжете с Бабой Ягой:
в первой версии сестра прокрадывается в избушку и тихонько уносит братца;
во втором варианте – она беседует с Бабой Ягой и ей помогает мышка.
Мораль сказки и примечания
Основной сутью русской народной сказки является учение детей слушаться родителей, как в сказке про колобка, быть внимательными, помогать и помнить об ответственности. Характерной особенностью сказки является помощь природы.
Отдельно нужно отметить, что иногда в сказании девочку называют Аленушкой или Машенькой, однако, в сказании народом имени не значится.
Сказку Гуси-Лебеди можно использовать современным родителям в качестве знаменитой технологии – сказкотерапии. Каждая мамочка может изменить сюжетную линию испытаний в зависимости от их ситуации в семье.
Сказка Гуси-лебеди читать онлайн
I.
Жили-были мужик да баба. Сеяли они пшеницу, урожай собирали, пекли хлеб и по выходным на базар свозили. И было у них двое детей – Олюшка, старшенькая и Ванюшка – меньшенький.
Вот, однажды, собрались родители в дорогу – погрузили хлеб на телегу, а деток дома оставили и наказывают Олюшке:
— Ты, доченька, за братцем смотри. Из дома не отлучайся. А то, налетят гуси-лебеди, унесут его к Бабе Яге за темные горы, во дремучий лес. Если выполнишь наш наказ – мы гостинцев с базара привезем.
Олюшка отца и мать слушает, да не слышит. Только про гостинцы думает.
Как уехали отец и мать, она братца посадила у окошечка в травку-муравку играть, а сама к подружкам убежала.
Много ли, мало ли времени проходит, возвращается Олюшка домой. Глядь, а братца нет. Смотрит вправо – влево, кличет его. Никто не отзывается.
Заплакала тогда Олюшка горькими слезами.
Вдруг, бежит мышка. Спрашивает:
— О чем ты девочка плачешь? О чем горюешь?
— Да как же мне не плакать? – отвечает Олюшка. – Пропал мой братец маленький! Братец хорошенький! Наказали мне отец и мать за ним приглядывать, а я их-то и не послушала! Оставила его одного.
Отвечает ей мышка:
— Да, горе приключилось великое. А унесли твоего братца гуси-лебеди. К Бабе Яге, за темные горы, во дремучий лес.
II.
Поблагодарила тогда Олюшка мышку и побрела куда глаза глядят.
Вот идет она и видит – стоит яблонька. Ветви тяжелые низко до земли склонила. Яблоки на них наливные, алые, того и гляди – упадут.
Говорит Олюшка:
— Яблонька, а яблонька, не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели?
Отвечает ей яблонька:
— А ты подвяжи мои веточки, да плодов моих отведай. Тяжко мне вот так стоять. Тогда и скажу.
— Некогда мне яблоки есть, да ветки подвязывать, — говорит Олюшка. Развернулась и дальше пошла, дороги незнаючи.
Вот идет она дальше и видит – течет река – кисельные берега. В одном месте нападали сухие ветки и камни, преградили русло. Тяжело воде сквозь них пробиться.
Говорит Олюшка:
— Реченька, а реченька, не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели?
Отвечает ей речка:
— А ты освободи мое русло, да киселька моего отведай. Тогда и скажу.
— Некогда мне кисель пить, да ветки убирать, — говорит Олюшка. Развернулась и дальше пошла, дороги незнаючи.
Дальше идет. Стоит у дороги печка. Пыхтит – дымит. Пирожки из заслонки так и вываливаются.
Говорит Олюшка:
— Печка, а печка, не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели?
Отвечает ей печка:
— А ты вынь мои пирожки, положи на тарелочку да сама отведай.
— Некогда мне пирожки вынимать да есть, — говорит Олюшка. Развернулась и дальше пошла, дороги незнаючи.
III.
Вот пришла она к лесу дремучему. Лесу темному, лесу дикому.
Видит – стоит на опушке избушка, а рядом с ней сидит ее братец Ванюшка на травке, молодильными яблочками играет.
Подошла к нему Олюшка тихонько, взяла за руку и бежать хотела. Но тут из избушки высунулась страшная косматая голова с длинным носом. То Баба Яга была. Схватила она одной ручищей Олюшку другой Ванюшку и в избу затащила.
— Теперь я вас обоих съем, — говорит. – Только отлучусь ненадолго. А пока, дочка моя вас в печи изжарит.
Сказала так и вышла вон. Осталась дочь ее – высушенная, тонкая, как тростина старуха, чуть моложе Бабы Яги. Говорит она детям:
— Ну-ка живо на лопатку садитесь! Я вас в печь отправлю!
А Олюшка на лопатку садится и руки-ноги в стороны растопыривает. Никак в печь не проходит.
Рассердилась тогда дочка Бабы Яги. Кричит:
— Глупая девчонка! Что же ты, даже в печь нормально влезть не можешь!
— А ты покажи, — говорит Олюшка.
Ну, старуха села на лопатку, руки-ноги поджала, а Олюшка ее мигом в печь отправила и заслонкой прикрыла. Сама схватила братца и побежала прочь от избы.
Долго ли, коротко ли, возвращается домой Баба Яга.
Чует, из печки мясом пахнет. Достала она его, поела и только потом думает «Куда же это дочка моя запропастилась?».
Вдруг глядь на тарелку – а там кольцо медное, с дочкиного пальца. Поняла она тогда, что обманула ее Олюшка. Разозлилась так, что зубы скрепят и от скрежета этого страшного, птицы лесные с деревьев прочь улетают.
Закричала Баба Яга:
— Гуси-лебеди! Помощники мои верные! Летите! Разыщите! Верните беглецов!
Налетели гуси-лебеди, как туча серая, туча страшная. И понеслись над полями – лесами рыскать.
Чивы, чивы, чивычок…
Жил-был старик co старухой. Жили они бедно и дошли до того – не стало у них ни дров, ни лучины.
Старуха посылает старика:
– Поезжай в лес, наруби дров.
Старик собрался. Приехал в лес, выбрал дерево – и тяп-тяп по нему топором.
Вдруг из дерева выскакивает птичка и спрашивает:
– Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок?
– Да вот старухе надобно дров да лучины.
– Поди домой, у тебя много и дров и лучины.
Послушался старик – не стал рубить дерево. Приезжает домой – у него полон двор и дров и лучины. Рассказал он старухе про птичку, а старуха ему говорит:
– У нас изба-то худа – поди-ка, старик, опять в лес: не поправит ли птичка нашу избу?
Старик послушался. Приезжает в лес, нашёл это дерево, взял топор и давай рубить.
Опять выскакивает птичка:
– Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок?
– Да вот, птичка, у меня больно изба-то плоха, не поправишь ли ты?
– Иди домой, у тебя изба новая, всего вдоволь.
Воротился старик домой и не узнаёт: стоит на его дворе изба новая, словно чаша полная, хлеба – вдоволь, а коров, лошадей, овец и не пересчитаешь.
Пожили они некоторое время, приелось старухе богатое житьё, говорит она старику:
– У нас всего довольно, да мы крестьяне, нас никто не уважает. Поди-ка, старик, попроси птичку: не сделает ли она тебя чиновником, а меня – чиновницей?
Старик взял топор. Приезжает в лес, нашёл это дерево и начинает рубить. Выскакивает птичка:
– Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок?
– Да вот, родима птичка, нельзя ли меня сделать чиновником, а мою старуху – чиновницей?
– Иди домой, будешь ты чиновником, а старуха твоя – чиновницей.
Воротился он домой. Едет по деревне – все шапки снимают, все его боятся. Двор полон слуг, старуха его разодета, как барыня.
Пожили они небольшое время, захотелось старухе бо́льшего.
– Велико ли дело – чиновник! Царь захочет – и тебя и меня под арест посадит. Поди, старик, к птичке, попроси: не сделает ли тебя царём, а меня – царицей?
Делать нечего. Старик опять взял топор, поехал в лес и начинает рубить это дерево. Выскакивает птичка:
– Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок?
– Да вот чего, матушка родима птичка: не сделаешь ли ты меня царём, а старуху мою – царицей?
– Ступай домой, будешь ты царём, старуха твоя – царицей.
Приезжает он домой, а за ним уж послы приехали: царь-де помер, тебя на его место выбрали.
Сказка Гуси-лебеди
Жили муж и жена с дочкой Манечкой да сынком Ванечкой. Дочке уж десятый годок шёл, а сынку два года было. Собрались отец с матерью в город и наказывают Манечке:
— Из дома не уходи. С братом посиди. Гостинцев жди!
Манечка слушала их, головой кивала, а как ушли — посадила брата на травку у дома и убежала играть. Лишь остался Ванечка один — прилетели гуси-лебеди, подхватили его на крылья и улетели к лесу. Поиграла Манечка с подружками, вспомнила о Ванечке, побежала домой. Прибежала, а Ванечки-то нет!
Испугалась девочка, расплакалась. Стала его звать, искать, но куда ни бегала — нет Ванечки! Тут увидела летящих к лесу гусей и догадалась, что гуси Ванечку унесли.
Бросилась девочка гусей догонять. Бежала, бежала… Но вскоре они скрылись из глаз. Куда теперь бежать? Остановилась она, не знает, что и делать.
Видит Манечка — стоит печка, она к ней:
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Скушай, гостьюшка, моего ржаного пирожка, скажу.
А девочка ей в ответ:
— Стану я есть ржаной пирожок! Я дома пшеничные только с маслом ем! — Сказала так и побежала дальше.
А куда бежать — не знает. Увидела, стоит яблоня. Подбежала она скорее к яблоне, просит её:
— Яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моё лесное яблочко, не побрезгуй, скажу.
— Не буду я есть кислятину! Я дома садовые яблоки с мёдом ем! — ответила ей Манечка и скорее побежала дальше.
Бежит, бежит, торопится, а куда гуси-лебеди улетели — не знает. Увидела тут она: течёт молочная речка, кисельные берега. Подбежала к молочной речке, спрашивает:
— Молочная речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь нашего киселика с молоком, тогда скажу.
— Не хочу! У батюшки с матушкой и сливочки не пьются!
Снова побежала Манечка. Бежит она, бежит, а где ей брата искать, так и не знает. А уж и спрашивать не у кого!
Вдруг увидела она: избушка на курьих ножках кругом себя поворачивается. Сказала тут Манечка:
— Избушка! Стань по-старому, как мать поставила!
Избушка повернулась. Маня вошла в неё и увидела: Ванечка сидит на лавке, яблочками наливными играет.
Вот куда принесли его гуси! К Бабе-Яге!
Увидел её и Ванечка. Манечка скорее приложила палец к губам, приказывая, чтобы он молчал, не выдал её. Рядом с ним сидит Баба-Яга, дремлет с прялкой в руках. А на плече у неё сова сидит — не спит, смотрит.
— Здравствуй, бабушка, — сказала Манечка.
Открыла Баба-Яга глаза и сердито глянула на девочку.
— Здравствуй, незваная гостья! Зачем пришла?
— Заблудилась я. Ходила, ходила, уж ноги не держат и есть хочу. Позволь посидеть у тебя.
— Ну, так и быть, доешь мою кашу из горшка, да за это напряди мне пряжи, — сказала Баба-Яга и ушла вместе с совой.
Вылезла тут из-под печи мышка и просит:
— Девица, девица, дай мне кашки хоть немножко.
На печи нашла Манечка и горшок с остатками каши, и ложку. Дала она мышке каши, а мышка и говорит:
— Беги отсюда и мальчишку уводи, Баба-Яга баню затопила. Помоет тебя и съест! И его съест! Бегите скорей!
Убежала Манечка с братом. А Баба-Яга тут к оконцу подошла и спрашивает:
— Прядешь ли, девица?
— Пряду! Пряду! — ответила мышка, доедая кашку.
Как натопила Баба-яга баню, пришла за девочкой, а избушка пуста. Закричала Баба-Яга:
— Летите, гуси-лебеди, в погоню! Девочка мальчишку увела! Догоните! Мальчишку принесите! Не то я вас!
Бежит Манечка с братом, слышит: гуси за ними летят! Испугалась. С братом на руках кинулась к молочной речке, просит её:
— Реченька, голубушка, спрячь, укрой нас!
— Поешь нашего киселя с молоком — спрячу!
Поела она киселя, молока попила. Бережком укрыла молочная речка Манечку с братом. Не увидели их гуси. Полетали, поискали, полетели дальше.
Побежала Манечка с Ванечкой. Слышит, опять летят гуси! К яблоне Манечка бросилась, — просит её:
— Яблонька, укрой! Спаси нас!
— Съешь моё лесное яблочко — укрою!
Съела Манечка яблочко. Укрыла яблоня ветвями сестру с братом. Гуси над яблоней пролетели — не увидели их. Выбежала девочка с братом из-под яблони, торопится.
Слышит: гуси возвращаются. Добежала она до печки.
— Печка, матушка, — просит девочка, — спрячь нас!
— Съешь мой ржаной пирожок да забирайся в печь.
Съела Манечка пирожок, влезла с братом в печь, затворилась заслоном. Слышит — гуси пролетели мимо. Вылезла девочка из печи, брата — на руки и бегом домой.
А гуси вернулись, нагонять стали. Вбежала девочка в дом, закрыла дверь. Гуси покружили над домом и улетели…
Тут и отец с матерью вернулись. Принесли детям пряников, а Манечке ещё и платочек на голову.
Если сказка «Гуси-лебеди» вам понравилась, то можете также прослушать ее. x5axgz9fwh.2236
Игры по русским народным сказкам
Для занятий необходимо вырезать изображения персонажей тех русских сказок, где герои появляются поочередно по ходу развития сюжета: «Репка», «Колобок», «Теремок». Также нужно подготовить для вознаграждения участников фишки.
Опиши героя по иллюстрации
Цель игры – улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.
Педагог выбирает одну из представленных картинок, демонстрирует игрокам, напоминает, из какой сказки изображенный герой. Затем просит детей по очереди описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке. Описания не должны повторяться.
Например, выбрана Лиса из «Колобка»: один ребенок дает внешнее описание – рыжая, с пушистым хвостом, второй рассказывает о характере – хитрая, ловкая, третий вспоминает ее действия – съела колобка, заставив его сесть себе на нос. Если участники затрудняются с ответами, воспитатель задает вопросы-подсказки: какая одежда на персонаже, какого он возраста, размера и т.д.
Кто следующий
Цель игры – укрепление памяти, развитие речи, зрительного представления, пространственной ориентации, знакомство с применением предлогов – до и за, перед и после, а также с численными понятиями – первый, последний, следующий.
Педагог демонстрирует персонажей сказки, просит разложить их в правильной последовательности. Например, в сказке «Репка» первый персонаж дед, за ним бабка, потом внучка, Жучка, кошка, мышка. Рассказывая о последовательности появления персонажей, ребенок должен употреблять предлоги и численные понятия, а педагог должен помогать ему при необходимости наводящими вопросами.
Узнай по силуэту
Игра развивает речь, зрительную память, умение концентрироваться и образно мыслить.
Педагог показывает игрокам изображения сказочных существ, объясняет термины «контур» и «силуэт». Просит обвести картинки карандашом. Когда дети поймут понятия, ведущий переворачивает изображения лицевой стороной вниз, предлагает по силуэту узнать героя сказки.
За все правильные ответы в играх участники получают фишки. Победителем становится тот, кто наберет больше всего очков.
Сказка «Гуси-лебеди» в стихах
Далеко за горной кручей
Там где лес шумит дремучий,
Там где солнце прячет тени,
Где стоит ночная темень,
Озерко одно искрится.
В нем студеная водица
Здесь темно всегда, и тут
Гуси-лебеди живут.
Стая белых лебедей,
Что крадут в домах детей.
Здесь избушка есть и в ней
Нет ни окон ни дверей.
В этой старенькой избушке
Дряхлая живёт старушка,
Что зовут бабой-ягой
С костяной одной ногой.
Гуси-лебеди ей служат
Со старухой этой дружат.
Вот однажды в ранний час
Строгий шлет она наказ
Своим преданным гусям
Длинношеим лебедям:
— Эй, бездельники, летите
Время даром не тяните,
Мне мальчишку принесите!
Гуси дружно зашумели,
Встрепенулись, загалдели,
И расправив крылья, ввысь
Поднялись и унеслись
За холмы, за сини горы
На широкие просторы,
Где в деревне у реки
Скромно жили рыбаки.
Вот у крайнего у дома
Видят мальчик незнакомый.
Он на травке под окошком
Мастерит себе лукошко.
Он живет в семье простой
С мамой, папой и сестрой.
Мама с папой по утрам
Уезжают по делам.
Как собрались на заре,
Обещали детворе
Привезти для радости
Пряники и сладости.
И еще как уезжали,
То сестрице наказали
Со двора не убегать,
Братца Ваню не бросать.
Но сестрица из избушки
Поиграть ушла к подружке,
Бросив братца одного,
И забыла про него.
Гуси тихо подлетели,
Покружили, поглядели,
Быстро мальчика схватили
И на крылья посадили,
Унеслись за облака,
Не оставив ни следа.
Час прошел, прошел второй,
И сестра спешит домой.
Видит: нет нигде братишки.
Может где мелькнут штанишки?
Может кто его забрал?
Или в лес он убежал?
Но не видно никого,
Лишь гусиное перо
На скамейке под окошком
В перевернутом лукошке.
Тут сестрица поняла-
Братца стая забрала.
И за стаей вслед сестренка
Побежала им вдогонку.
Видит возле речки
Стоит дымится печка.
-Печка, печка подскажи
Путь мне к братцу укажи.
— Пирожок мой съешь ржаной,
Подскажу где братец твой.
— Мне ржаной пирог зачем?
И пшеничный я не ем.
И пустилась дальше в путь.
Долго шла сестра вперед,
Видит яблоня растет,
И висят на яблоньке
Наливные яблочки.
— Яблонька скорей скажи,
Где мой братец подскажи.
— Яблочки сперва откушай,
А потом меня послушай.
— Мне кислятина зачем?
Я садовые не ем.
И пустилась дальше в путь.
Долго ль коротко идет,
Времени потерян счет.
Видит перед ней река
Плещется из молока.
Вместо берегов у ней
Затвердел густой кисель.
-Речка, реченька скажи,
Где мой братец подскажи.
-Пей кисель молочный мой,
Подскажу где братец твой.
— Не хочу я твой кисель,
Лучше сливочек налей.
И пустилась дальше в путь.
Лес становиться темней,
Пробираться все трудней,
Смолкли птичьи голоса,
Потемнели небеса
И в тени ветвистых елей
Не крадутся даже звери.
Пробралась, и перед ней
Видит стая лебедей
Спит на озере лесном
Тихим крепким птичьим сном.
И изба на курьих ножках
Без дверей и без окошка.
На земле перед избушкой
Брат ее сидит Ванюшка.
Девочка схватила брата
И пустилась в путь обратный.
А тем временем старуха
Воротилась в дом и сразу
Обнаружила пропажу,
И отправила за ней
Своих преданных гусей.
Девочка бежит вперед,
Стая вслед не отстает,
Машут крыльями, шипят,
Братца отобрать хотят.
Добежала до реки,
Просит: «Речка, помоги!
Спрячь под бережок крутой,
Стая гонится за мной».
-Пей кисель молочный мой,
Лезь под бережок крутой.
Быстро выпила кисель,
Спряталась среди камней.
Поднялась в реке волна
И гусей отогнала.
Побежала вновь вперед,
(Стая вслед, не отстает),
Видит яблоня растет:
-Яблоня прошу укрой,
Гуси гоняться за мной.
-Скушай яблочко скорей,
Прячься средь моих ветвей.
Гуси шумно погалдели,
Так ни с чем и улетели.
Дети дальше наугад
Ищут путь домой назад.
Видят, что у речки
Ждет с пирогами печка.
— Печка помоги скорей,
Защити от лебедей.
-Съешь ржаной мой пирожок
В печку залезай, дружок.
Время близится к закату
Воротилась сестра с братом,
Огляделись, отряхнулись,
И родители вернулись.
Много было радости,
Пряников и сладостей.
Сказки из шкатулки
Цель дидактической игры «Сказки» – развитие речевых навыков, воображения, умения мыслить творчески. Необходимо найти вместительную шкатулку, в нее положить игрушки из детского театра или картинки, изображающие сказочных героев.
Каждый ребенок по очереди подходит к шкатулке, вытягивает картинку. Первый игрок начинает сказку, придумывает 2-4 предложения, связанных с вытащенным персонажем. Следующий участник продолжает сюжет, но дополняет его своим героем.
Игра довольно сложная, подходит для детей подготовительной группы
Важно, чтобы в итоге получилась цельная и завершенная история