Творчество Юрия Дмитриева удостоено высокой награды: ему был присуждён Почётный диплом имени Г.Х.Андерсена.
«Мне хочется, — говорит писатель, — помочь людям понять, какой удивительный и прекрасный мир перед нами, где каждое дерево, каждая бабочка, каждая птица — чудо».
4. Информация для любителей внеклассного чтения.
- «Зеленый патруль» (Детгиз, М., 1957)
- «Добрый дятел» (Всероссийское общество охраны природы, М., 1960)
- «Почему утонул плавунец» (Детгиз, М., 1962)
- «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт» («Детская литература», М., 1965)
- «Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил?» («Детская литература», М, 1970)
- «Человек и животные. Книга 1. Книга 2» («Детская литература», М., 1973)
- «Соседи по планете. Насекомые» (Детская литература, М., 1977)
- «Соседи по планете. Земноводные и пресмыкающиеся» (Детская литература, М., 1978)
- «Соседи по планете. Млекопитающие» (Детская литература, М., 1981)
- «Соседи по планете. Птицы» (Детская литература, М., 1984)
- «Соседи по планете. Домашние животные» (Детская литература, М., 1985)
- «Тринадцать черных кошек» (Детская литература, М., 1988)
- Учебник, стр. 119. Рассказ Д. Дмитриева «Белый медведь»
— Покажите на карте Северный полюс и Ледовитый океан.
— Действие рассказа происходит на одном из островов Ледовитого океана на
Северном полюсе.
— Объясните значение слова полярник.
— Внимательно прочитайте рассказ.
— Что вас заинтересовало в рассказе?
— Какие сведения о белом медведе вам запомнились?
— Стр. 121-122. Ответьте на вопросы. Подтвердите выборочным чтением.
- Составление словесного плана.
Часть 1. Случай с полярником:
1.Полярник проваливается в берлогу белой медведицы.
2.Обустройство уютной берлоги.
3.Медведица и непрошенный гость.
4.Выход из берлоги найден.
Часть 2. О белом медведе:
1.Шкура белого медведя.
2.Особенности обоняния, глаз и лап.
3.Навыки охотника / Хитрость и терпение белого медведя.
4.Навыки пловца / Белый медведь – отличный пловец.
7. Прочитайте рассказ повторно.
Подготовьте подробный пересказ текста (Часть 1 и Часть 2).
8. Домашнее задание.
Стр. 119-121, перечитать рассказ, подготовить подробный пересказ.
Найти в детской энциклопедии познавательную информацию о белых медведях и
подготовить короткое сообщение на тему «Это интересно знать» (по желанию
учащихся).
Святослав Владимирович Сахарнов 5.2M
◄ СМЕНИТЬ
РАЗВЕРНУТЬ ▼
▲ СВЕРНУТЬ
СМЕНИТЬ ►
О. Орлов: Святослав Владимирович Сахарнов родился 12 марта 1923 года в городе Артемовске на Украине. Его мать и отец умерли рано. Воспитывала мальчика старшая сестра.Рос как все мальчишки: любил до темноты гонять в футбол, любил читать книги, особенно о приключениях, путешествиях.В степном городе Харькове, где всей-то воды — три небольшие речки, мечтал о море и кораблях.В 1940 году поехал в Ленинград сдавать экзамены в Высшее военно-морское училище.Первое плавание не оказалось таким далеким — по Ладожскому озеру на шхуне «Учеба». Но зато шхуна — настоящий парусник, с высокими мачтами, с деревянной, пахнущей смолой палубой.Великая Отечественная война застала на первом курсе училища. Фашисты окружили Ленинград, под городом завязались жестокие бои. Курсантов послали было на фронт, но осенью их уже было приказано эвакуировать на Большую землю. Ушли пешком через Ладогу по Дороге жизни.Училище заканчивали в Баку. И сразу — на действующий флот, на боевые корабли. Сахарнов попал на Черное море.И вот — Малая земля, та самая, легендарная… Тральщик, на котором начал службу Сахарнов, идет к Новороссийску. Там, где гора Дооб, где маяк, тральщик сворачивает круто в море. Он шел туда, где голубая полоска берега обрывалась, где был вход в Цемесскую бухту. Всю ночь корабль, затемненный и настороженный, ходил переменными галсами. У орудий и пулеметов наготове стояли матросы. Они всматривались в темноту: не идет ли враг? Берег Малой земли вспыхивал зарницами артиллерийских залпов, светил багровыми огнями пожаров.Тральщик охранял от фашистских кораблей занятый нашим десантом берег.Здесь, под Новороссийском, Сахарнов после нескольких боев получил первый орден — Красного Знамени.С наступающей армией он прошел берегами Черного моря от Новороссийска до Севастополя, Одессы и далее — к румынским, к болгарским портам, освобождая земли, захваченные гитлеровцами.После Великой Отечественной воинский эшелон повез Сахарнова на восток, где началась война с империалистической Японией. Снова рейды наших кораблей, но теперь уже в занятые врагом северокорейские порты Расин и Сейсин — высадка десантов.Война закончилась. Сахарнов продолжает службу на Дальнем Востоке на торпедных катерах.Он был штурманом, начальником штаба. Через несколько лет его направили учиться в Ленинград. В Ленинграде в Морском институте защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата военно-морских наук.В Ленинграде же начал писать первые рассказы и сказки…
которого печатались в журналах. С. В. Сахарнов скончался 23 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге.
6. Информация для любителей внеклассного чтения.
Святослав Сахарнов:— Кто в море живет
Святослав Сахарнов: — Морские сказки
Как краб кита из беды выручил Корабельная муха и брызгун Чилим и три ползуна Как ласкирь учился хвостом вперёд плавать Морской петух — тригла Любопытные наваги Рак-мошенник Крабишкин дом Зелёная рыбка Камбала и ласкирь Почему щука в море не живёт Какого цвета море? Святослав Сахарнов: — Сказки о львах и парусниках
Матрос по имени Пароход Береговой моряк Слип и львы Ведро и подзорная труба Корабль-парусник и рыба-парусник Сорок морских разбойников Охотники и львы Львы и парусник Подзорная труба и корабельный гвоздь Морской слон Африканский мальчик Милиционеры и разбойники Слон Отчего всё изменилось Слоны и чернильницы Кровати и плот В океане 7. Учебник, стр. 114.Познавательная сказка «Как краб кита из беды выручил»
Это интересно:
— Есть такое явление природы, как приливы и отливы. События в сказке связаны именно с этим явлением. Два раза в сутки на море и в океане вода то уходит далеко от берега, то прибывает к берегу. Связано это явление с Луной – спутником Земли. Луна притягивает своей силой воду на Земле, и вода с большой силой бежит к берегу (прилив). Сила притяжения зависит от положения Луны на небе: чем Луна выше, тем приливы сильнее. Как только сила притяжения ослабевает, вода убегает от берегов (отлив).
Учебная задача: узнать, какую познавательную информацию сообщил автор через сказку.
— Выразительное чтение сказки.
— Когда и за кого вы переживали?
— Когда радовались?
— Учебник, стр.116-117. Анализ сказки с опорой на вопросы и задания.
— Обсуждение учебной задачи: какую познавательную информацию сообщил
автор через сказку? (О пище кита, размерах его глотки, внешности краба, приливах и
отливах)
— Подготовиться к выразительному чтению сказки
Обратите внимание, что в. тексте много таких знаков препинания, как тире, восклицательный знак
Длинные
тексте много таких знаков препинания, как тире, восклицательный знак. Длинные
паузы (перед тире).
8. Минутка отдыха (для глаз, двигательная)
9. Работа по учебнику, стр. 117-118. Текст «Кит»
Учебная задача: определить, куда и почему лучше поместить текст о китах: в сборник художественных рассказов или в энциклопедию.
— Прочитайте текст самостоятельно про себя.
— О ком говорится в тексте?
— Какие сведения о китах вас удивили?
— Стр. 118. Выполнение заданий. Подтверждение выборочным чтением.
— Почему китов часто ошибочно называют рыбой?
— Почему вода не попадает в ноздри кита когда он плавает под водой?
— Почему кит питается мелкими, а не крупными морскими животными? С чем это
связано?
— Как по-другому назван кит в тексте?
— Найдите в тексте сведения о китах по следующим показателям: длина, вес, чем
питается.
10. Обобщение.
— Сравните два текста: сказку про кита и научно-познавательный текст о китах.
— Что в них общего?
— Чем они различаются?
— Два текста вместе создают полноценный образ кита.
11. Домашнее задание. Стр. 114-116, выразительное чтение сказки С. Сахарнова.