Зарождение жизни и эволюция

Все лето в один день, Рэй Брэдбери: краткое содержание

Краткое содержание «Все лето в один день» поможет быстро освежить в памяти этот классический рассказ американского фантаста. Он был написан в 1954 году.

История создания

  • Краткое содержание «Все лето в один день» Брэдбери в первую очередь заинтересует тех, кто только начинает знакомиться с творчеством этого прозаика, но, конечно, оно не оставит равнодушным и его давних поклонников, которые вспоминают свои любимые произведения.
  • Впервые произведение было опубликовано в популярном американском литературном журнале под названием «Фэнтези и научная фантастика».

Рассказ является ярким примером истории о детской и подростковой жестокости. Хотя в нем описываются ситуации, которые встречаются и во взрослых коллективах — это чувства неприкрытой зависти и способность специально навредить другому человеку.

В 1982 году по рассказу был снят одноименный фильм.

Краткое содержание «Все лето в один день»: кто такая Марго

Рассказ начинается с рассказа о том, что на Венере очень часто идет дождь. Солнце показывается тут очень редко. Только на два часа и то раз в 7 лет. Брэдбери пишет о том, что на планете непрекращающийся дождь идет несколько тысяч дней подряд. И все это время здесь слышен только гул льющейся воды. Можно часами наблюдать водопады града, похожие на хрусталь. Постоянно случаются сильнейшие ураганы, они проносятся, словно цунами, и целые острова уходят под воду.

В это время далекую планету освоили колонисты, переселившиеся сюда с планеты Земля. Из них то, как выглядит солнце, помнит только одна девочка по имени Марго. Она прилетела на Венеру с Земли совсем недавно, а там она его видела практически каждый день. На новой планете она, естественно, страдает без привычного светила.

Ненависть одноклассников

При этом одноклассники явно недолюбливают Марго. Но это трудно передать в кратком содержании «Все лето в один день». Дело в том, что Марго сильно отличается от остальных детей, живущих на Венере. Она боится такого большого количества воды, сама по себе очень хрупкая и выглядит болезненной.

Автор пишет, что Марго выглядит так, словно пробыла под дождем уже несколько лет. Этот нескончаемый дождь растворил ее синие глаза, а также желтизну волос и алые губы, которые были такими яркими на Земле. Теперь девочка похожа на старую фотографию из запыленного альбома, который начисто выцвела и не передает больше прежних ярких красок.

Марго явно не пошел на пользу переезд на Венеру. Видно, что она хиреет на глазах. Среди родителей школьников и самих детей ходят упорные слухи, что ее хотят вернуть на Землю. Несмотря на то, что отец в этом случае потеряет много тысяч долларов. Такова проблематика рассказа «Все лето в один день», краткое содержание которого мы передаем.

В ожидании солнца

На очередном уроке детям дают задание написать рассказы и стихи, посвященные солнцу. Его появления ждут совсем скоро. Учитель отмечает, что лучшее произведение написала Марго. В своем стихотворении она сравнивает этот объект с золотой монетой, а потом с огнем.

Ее одноклассники относятся скептически к ее словам. Они ей попросту не верят, потому что сами солнца никогда не видели.

В данном случае на передний план выходит обычная человеческая зависть и желание навредить своему ближнему. Об этом подробно рассказывает Рэй Брэдбери.

«Все лето в один день», краткое содержание которого приведено в статье, описывает, как сверстники начинают жестоко смеяться над Марго.

А когда наступает тот самый солнечный день на Венере, одноклассники убеждают Марго, что астрономы ошиблись, солнца сегодня, на самом деле, не будет. И запирают ее в чулане.

Когда солнце действительно появляется над их головами, все радуются и готовятся встречать весну. Два часа счастья пролетают, как один миг. И только после этого все спохватываются и вспоминают про запертую Марго. Сгорая от стыда, дети приходят к чулану и выпускают пленницу.

Календарь — хранитель времени, страж памяти

Страница 26 — 27

1. Рассмотри, как устроена страничка отрывного календаря. По ее образцу оформи справа страничку календаря «Мой день рождения».

Придумай устный рассказ о себе для оборотной странички календаря.

2. Подпиши названия времён года в центре календарного круга. Раскрась подходящими цветами каждую часть круга, выделенную красными линиями. Объясни (устно), почему тобой выбраны именно эти цвета для каждого из сезонов.

3. Определи по календарному кругу, на какие месяцы приходятся дни рождения твоих близких. В рамках запиши их имена. А в кружках обозначь числа семейных праздников. 4. Отгадай загадки. Запиши отгадки. Проверь ответы в Приложении.

Дней прибывает,                            Двенадцать братьев
А сам убывает.                             Друг за другом ходят, 
(Отрывной календарь)                       Друг друга не обходят.
                                           (Месяцы)

Творчество Бианки

Если хочешь узнать, как передвигается серенький зайчишка по зимнему лесу, или рыскает голодный волк в поисках добычи, достаточно прочитать несколько рассказов известнейшего детского писателя Виталия Бианки, который рассказывал в своих книгах обо всех секретах природы.

Виталий Валентинович появился на свет в 1894 году города Санкт-Петербург. В детские годы он часто бродил по лесу и с особой охотой слушал рассказы опытных охотников. Он старался вникнуть во многие интересовавшие его тайны природы. Своим главным учителем Бианки считал отца, так как именно он научил его все природные явления записывать в блокнот. Проучившись в гимназии, Виталий Валентинович поступает в Петроградский университет на отделение естественных наук. В 1916 году он выучился на ускоренных курсах военного училища во Владимире и направляется в артиллерийскую бригаду. В 1918 году вступает в партию эсеров и работает в их действующей газете. После мобилизации в Русскую армию, писатель вынужден стать дезертиром и скрываться долгое время под чужой фамилией. Ему пришлось уехать на Алтай, где он с удовольствием стал организатором туристско- краеведческих походов и создателем местного музея. Кроме того Бианки читал лекции по биологии.

Почему небо голубое с точки зрения физики?

Ответить на этот вопрос пытались многие исследователи. Однако только в конце 19 века Д. Рэлей смог дать этому явлению самое лучшее объяснение.

Солнце изучает лучи чистого прозрачного света. Следовательно – небо мы также должны видеть белым. Но по пути к земле солнечные лучи меняют свой оттенок.

Это возможно благодаря тому, что белый цвет включает в себя спектр из 7 оттенков. Именно благодаря их соединению и получается белый цвет.

Сначала ученые объясняли это особым составом воздуха, который состоит из большого количества химических компонентов. В земной атмосфере также есть пары воды, кристаллы льда, частички пыли и т.п. В самом верхнем слое формируется озон.

По мнению физиков, которые первыми занимались этим вопросов, молекулы озона и воды поглощают красные лучи, а голубые лучи – пропускают. Однако, сделав точные расчеты, ученые исключили такой вариант объяснения, поскольку в атмосфере просто не так много озона и воды, чтобы сделать небо голубым.

Спустя 70 лет ученый Д. Таиндалл сделал предположение, что свет рассеивается благодаря пыли и прочим частичкам, присутствующим в воздухе. Голубой свет рассеивается меньше всего, поэтому и создается явление голубого небосвода. Ученый утверждал, что если бы воздух был абсолютно чистым, то, небо казалось бы нам тоже белым.

Вскоре и Д. Рэлей пересмотрел свое отношение к тому, почему небо голубое. Он выдвинул предположение о том, что небо окрашивается в голубой свет не частичками дыма, смога или пыли, а непосредственно воздухом.

При таком взаимодействии молекулы наполняются энергией, возбуждаются и снова излучают энергии в виде фотонов. Полученные таким образом фотоны могут иметь любой цвет. Они рассеиваются в любом направлении.

Цвет лучей будет при этом зависеть от преобладания квантов того или иного оттенка. Во время столкновения фотонов и газовых молекул на один вторичный квант красного цвета приходится 8 квантов голубого. Отсюда ученый сделал вывод: мы видим небо голубым за счет преломления цвета из-за газовых молекул.

Вилли

Во время боев в Афганистане взвод Вилли Мельникова попал под минометный обстрел. Он один из тридцати остался жив, но был тяжело контужен. 25 минут находился без сознания, около восьми минут его сердце не работало. В каких мирах он побывал? Что почувствовал? Никаких ангелов и чертей Вилли Мельников не видел. Все было настолько фантастично, что сложно описать.

Вилли Мельников: «Я двигался в толще бездонно-бескрайней какой-то сути, материи, сравнимой с Солярисом Станислава Лема. И вот внутри этого Соляриса я передвигался, сохраняя себя как такового, но в то же время ощущал себя частью всего этого. И слышал какие-то языки, неслыханные мной до того. Не то чтобы они слышались, исходили оттуда – они именно жили там, и я имел возможность дышать ими».

Он продолжал путешествие и добрался до насыпи невообразимой высоты. За ней простиралось пространство неописуемой глубины. Был велик соблазн сорваться вниз, но Вилли удержался. Здесь он встретил странных существ, которые постоянно видоизменялись.

«Это был некий симбиоз растительной, животной, архитектурной и, может быть, какой-то еще полевой формы жизни. И благожелательство, и приветливость, такое доброе приглашательство, которое исходило от этих существ».

Как и многие другие люди, оказавшиеся в состоянии клинической смерти, Вилли Мельников не хотел возвращаться. Однако, вернувшись, 23-летний парень понял, что стал другим человеком.

Вилли Мельников сегодня говорит на 140 языках, в том числе исчезнувших. До того как пережил клиническую смерть, он знал семь. Полиглотом он стал не в одночасье. Признается, что всегда любил изучать иностранную речь. Но очень удивился, когда в первые послевоенные годы необъяснимым образом вспомнил пять мертвых языков.

«Удивительно, что ко мне “пришли” довольно экзотические языки коренных обитателей Филиппин и индейцев обеих Америк. Но остаются еще два, которые я до сих пор не идентифицировал. Я могу на них говорить, писать, думать, но что они такое и откуда, я не знаю до сих пор».

Фото: Дуан Мичелс

Время

Страница 12 — 13

1. Придумай рисунки-символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.

Прошлое

Настоящее

Будущее

2. Пронумеруй единицы измерения в порядке их увеличения.

Единицы измерения времени

Подумай, какие единицы измерения времени можно определить по часам, а какие — по календарю.

По часам можно определить: часы, минуты, секунды.
По календарю можно определить: год, месяц, неделю, сутки.

3. Практическая работа «Часы». 1) Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Покажите и назовите части часов.

2) Понаблюдайте за движением стрелок. Какая их них самая «быстрая», а какая — самая «медленная»?

Самая "быстрая" стрелка на часах - секундная стрелка. 
Самая "медленная" стрелка на часах - часовая стрелка.

Когда учитель подаст сигнал определите по часам. Запишите время.

Время: 10 часов 20 минут 32 секунды.

3) На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.

Слева на часах: 12 часов 39 минут.
В центре на часах: 5 часов 20 минут.
Справа на часах 11 часов 00 минут.

4) Допишите.

Часы - это прибор для измерения времени.

Расположение Солнечной системы в Галактике

Положение Солнечной системы в Галактике‍

Солнце — одна из 200 миллиардов звёзд Млечного Пути, оно находится в одном из его спиральных рукавов — рукаве Ориона — на расстоянии 27 000 световых лет от центра Галактики. 

Как планеты вращаются вокруг Солнца, так и Солнце вращается вокруг центра Галактики. Солнечная система движется сквозь космическое пространство со скоростью в 250 км/с — это в сотни тысяч раз быстрее самого мощного сверхзвукового самолёта. 

Полный оборот вокруг центра Млечного Пути солнечная система совершает за 226 миллионов лет — эта величина называется галактическим годом. 

Формирование планеты Земля

Около 4,6 млрд лет назад Земля выглядела совсем по-другому. Вместо привычных зеленого, голубого и белого цветов наша планета была красно-оранжевой. Ее поверхность покрывал океан кипящей лавы. Вместо кислорода, которым мы дышим сегодня, воздух был насыщен смертельно ядовитыми газами.

Земля 4,6 млрд лет назад

На протяжении первых 500 млн лет своего существования Земля представляла собой огромный безжизненный шар огненной лавы. Затем в течение еще 300 млн лет планета была слишком горячей для появления воды. Потом она стала постепенно остывать. Повсюду начали идти дожди, причем настолько сильные, что образовались реки, озера, моря и океаны.

Но все водное и наземное пространство по-прежнему оставалось безжизненным: в воде не плавала рыба, по небу не летали птицы, не было ни людей, ни животных. Только песок и камень.

Чем питались первые клетки?

Первые клетки питались, скорее всего, первичным бульоном, тем, из которого они образовались. Большое количество белков, жиров и аминокислот позволяло клеткам жить и размножаться. Они стали родоначальниками клеток животных. На протяжении миллионов лет запасы продовольствия постепенно сокращались. В результате стали образовываться новые клетки — так называемые продуценты. Они смогли развить способность создавать для себя пищу из окружающего строительного материала, используя энергию Солнца или тепло Земли. Эти клетки положили начало всему растительному миру.

Первичный бульон — возможно, именно из него и возникла жизнь на планете Земля

Виталий Бианки «Первая охота»

Надоело щенку гонять кур по двору. «Пойду-ка, — думает, — на охоту за дикими зверями и птицами».

Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу.

Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя.

Выпь думает: «Я его обману».

Удод думает: «Я его удивлю».

Вертишейка думает: «Я его напугаю».

Ящерка думает: «Я от него вывернусь».

Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся».

«А я его прогоню», — думает жук-бомбардир.

«Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему», — думают они про себя.

А щенок уже побежал к озерку и видит: стоит у камыша выпь на одной ноге, по колено в воде.

«Вот я её сейчас поймаю!» — думает щенок и совсем уж приготовился прыгнуть ей на спину.

А выпь глянула на него и шагнула в камыш.

Ветер по озерку бежит, камыш колышет. Камыш качается взад-вперёд, взад-вперёд…

У щенка перед глазами жёлтые и коричневые полосы качаются взад-вперёд, взад-вперёд…

А выпь стоит в камыше, вытянулась тонкая-тонкая и вся в жёлтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит качается взад-вперёд, взад-вперёд…

Щенок глаза выпучил, смотрел, смотрел — не видно выпи в камыше. «Ну, — думает, — обманула меня выпь. Не прыгать же мне в пустой камыш! Пойду другую птицу поймаю».

Взбежал на пригорок, смотрит — сидит на земле удод, хохлом играет: то развернёт, то сложит.

«Вот я на него сейчас с пригорка прыгну», — думает щенок.

А удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял. Смотрит щенок: нет птицы, а лежит на земле пёстрый лоскут и торчит из него кривая игла.

Удивился щенок: «Куда же удод девался? Неужели я эту пёструю тряпку за него принял? Пойду поскорей маленькую птичку поймаю».

Подбежал к дереву и видит — сидит за пеньком маленькая птица вертишейка.

Кинулся к ней, а вертишейка — юрк в дупло.

«Ага, —думает щенок, — попалась!»

Поднялся на задние лапы, заглянул в дупло, а в чёрном дупле чёрная змея извивается и страшно шипит.

Отшатнулся щенок, шерсть дыбом поднял — и наутёк.

А вертишейка шипит ему вслед из дупла, головой крутит—по спине у неё змейкой извивается полоска чёрных перьев.

«Уф, напугала как! Еле ноги унёс. Больше не стану на птиц охотиться. Пойду лучше ящерку поймаю».

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг — и ухватился за хвост.

А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила — сама под камень.

Фыркнул щенок, бросил хвост —- и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.

«Ну, — думает щенок, — уж если ящерка и та вывернулась, так я хоть насекомых наловлю».

Посмотрел кругом, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, по воздуху бабочки летают. Бросился щенок ловить их — и вдруг стало кругом как на загадочной картинке: все тут, а никого не видно, спрятались все.

Зелёные кузнечики в зелёной траве притаились.

Гусеницы на веточках вытянулись и замерли: их от сучков не отличишь.

Бабочки сели на деревья, крылья сложили — не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.

Один только крошечный жук-бомбардир идёт себе по земле, никуда не прячется.

Догнал его щенок, хотел схватить, а жук-бомбардир остановился да как пальнёт в него летучей едкой струйкой — прямо в нос попал.

Взвизгнул щенок, хвост поджал, повернулся — да через луг, да в подворотню…

Забился в конуру и нос высунуть боится.

А звери, птицы и насекомые все опять за свои дела принялись.

Поиск и добывание поденки

Глинисто-илистое дно в сочетании с проточной водой – самое подходящее место обитания личинки. Чтобы узнать, где здесь поденка, нужно зачерпнуть и разобрать донный ил. О присутствии насекомого в прибрежной зоне говорят и многочисленные отверстия – ходы личинок.

Для поиска и добычи личинок поденки рыбаки пользуются специальным черпаком из стальной сетки с диаметром ячеек до 5 мм, зафиксированном на длинном шесте. Иногда, если позволяет глубина реки и берег, можно обойтись и без шеста.

В половодье больше подойдет промывочное ведро из металлической сетки. Собранный им донный грунт поднимается на берег. После его промывки личинок нетрудно выбрать: потревоженные, они активно двигаются, окончательно выдавая себя.

Для ловли кружащих над водой насекомых прекрасно подойдет сачок для бабочек. В темное время суток насекомые часто летят на огонь и большими скоплениями роятся у костра. Случается, что они подлетают так близко, что их крылышки подгорают. Бабочки падают на землю, и собрать их не составит труда.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

См. фото.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида — Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Проблема ранней атмосферы

Метану и аммиаку неоткуда взяться в большом количестве на Земле, считают специалисты. К тому же эти соединения очень неустойчивы и разрушаются под действием солнечного света, метаново-аммиачная атмосфера не могла бы существовать, даже если бы эти газы выделялись из недр планеты. По данным геологов, в атмосфере Земли 4,5 миллиарда лет назад преобладали углекислый газ и азот, что в химическом отношении создает нейтральную среду. Об этом свидетельствует состав древнейших горных пород, которые в тот период были выплавлены из мантии. Самые древние породы на планете возрастом 3,9 миллиарда лет обнаружили в Гренландии. Это так называемые серые гнейсы — сильно измененные магматические породы среднего состава. Изменение этих горных пород шло миллионы лет под влиянием углекислых флюидов мантии, которые одновременно насыщали и атмосферу. В таких условиях абиогенный синтез невозможен.

Проблему ранней атмосферы Земли пытается решить академик Э.М. Галимов, директор Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН. Он рассчитал, что земная кора возникла очень рано, в первые 50—100 миллионов лет после образования планеты, и была по преимуществу металлической. В таком случае мантия действительно должна была выделять метан и аммиак в достаточном количестве для создания восстановительных условий. Американские ученые К. Саган и К. Чайба предложили механизм самозащиты метановой атмосферы от разрушения. По их схеме разложение метана под действием ультрафиолета могло привести к созданию в верхних слоях атмосферы аэрозоля из частиц органики. Эти частицы поглощали солнечную радиацию и защищали восстановительную среду планеты. Правда, этот механизм разработали для Марса, но он применим и к ранней Земле.

Подходящие условия для образования предбиологической органики не сохранялись на Земле долго. В течение следующих 200—300 миллионов лет мантия начала окисляться, что привело к выделению из нее углекислого газа и смене состава атмосферы. Но к тому времени среда для зарождения жизни уже была подготовлена.

Почему днем небо голубое?

Различиями в длине световых волн объясняется и чистая синева дневного неба. При падении солнечных лучей прямо на поверхность земли преодолеваемый ими слой атмосферы имеет наименьшую толщину.

Рассеяние световых волн происходит при их столкновении с молекулами газов, составляющих воздух, и в этой ситуации наиболее устойчивым оказывается коротковолновой световой диапазон, т.е. синие и фиолетовые световые волны. В погожий безветренный день небо приобретает удивительную глубину и синеву. Но почему мы тогда видим синий, а не фиолетовый цвет неба?

Дело в том, что клетки человеческого глаза, отвечающие за цветовосприятие, намного лучше воспринимают синий, чем фиолетовый цвет. Все же фиолетовый слишком близок к границе диапазона восприятия.

Вот почему небо мы видим ярко-синим, если в атмосфере отсутствуют рассеивающие компоненты, кроме молекул воздуха. Когда в атмосфере появляется достаточно большое количество пыли – например, жарким летом в городе – небо будто выцветает, теряя свою яркую синеву.

Почему во время восхода солнца солнце кажется красным?

Радиоволны (используются в смартфонах и всех устройствах беспроводной связи), инфракрасное излучение (используются в очках ночного видения и телевизионных пультах), рентгеновские лучи (используются в области медицины и здравоохранения) и гамма-лучи (связанные с ядерной энергетикой) — все это примеры электромагнитного излучения.

Как упоминалось ранее, солнечный свет состоит из электромагнитного излучения. Хотя Солнце испускает ВСЕ виды электромагнитного излучения, большая часть солнечного света состоит из видимого света, ультрафиолетовых лучей и инфракрасных лучей (тепла).

Вы можете вспомнить, как читали в школьном классе по естествознанию, что солнечный свет чисто белый, потому что он представляет собой комбинацию всех семи цветов радуги, каждая из которых имеет разную длину волны.

Когда солнечный свет (состоящий из цветов с разной длиной волны) достигает нашей планеты и попадает в атмосферу, частицы, присутствующие в последней, имеют тенденцию рассеивать свет с более короткой длиной волны (а именно, синий и фиолетовый), пропуская при этом цвета с более длинной длиной волны (например, красный, желтый и оранжевый).

Поскольку волны более красной длины от небесных тел (таких, как солнце или луна) проникают в слои нашей атмосферы лучше, чем другие цвета, солнце выглядит красным, если смотреть вблизи горизонта.

Обратите внимание на красноватый оттенок восходящего солнца.И почему солнце выглядит особенно красным, когда оно заходит или восходит?

Потому что во время заката или восхода солнца солнечный свет должен пройти через максимальное количество атмосферы, чтобы достичь глаз наблюдателя. Из-за этого солнечный свет рассеивает больше синего света, из-за чего солнце становится более красным, когда оно встает или садится.

Фактически, естественное явление, известное как Рэлеевское рассеяние (названное в честь британского физика лорда Рэлея), диктует, что более короткие длины волн (синий) света рассеиваются легче, чем более длинные (красные).

Вот почему небо кажется голубым, а солнце — или иногда даже луна — красным или оранжевым.

Экологический календарь

Страница 32 — 33

1. Найди в учебнике и запиши определение.

2. Нарисуй картинку на тему «Наш волшебный Зелёный Дом».

3. Впиши в таблицу даты экологических дней с помощью текста учебника. Придумайте рисунки-символы и нарисуйте их в таблице.

Осенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени). 4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

День осеннего равноденствия — 23 сентября

Биография 2

Каждый, кто помнит свои школьные годы, будет всегда помнить и имя выдающегося писателя, неразрывно связанное с детством, школой, книгами по внеклассному чтению. В учебниках начальной школы мы читали, да и сейчас читают наши дети, внуки и даже правнуки, и будут читать рассказы о природе, о жизни животных, Виталия Валентиновича Бианки. Без его «Лесной газеты», «Теремка», «Первой охоты» невозможно представить школьную программу и своё детство. Его книги первыми знакомят маленького читателя с чувством долга, ответственности и главное с чувством любви и заботы к братьям нашим меньшим.

Родился писатель в Санкт-Петербурге. Предками писателя были итальянцы, отсюда и такая необычная фамилия. Всё его детство было неразрывно связанно с природой. Его отец был учёным-биологом, сотрудником музея зоологии Академии наук. Дом семьи был расположен недалеко от музея и маленький Виталий проводил там все дни напролёт, вся их квартира была наполнена животными, птицами, даже были змеи. На всё лето семья уезжала в деревню Лебяжье, и все питомцы путешествовали с ними. Там в деревне открывался огромный кругозор для «любителей природы».

Естественно, что после такого насыщенного детства сын биолога поступил на естественное отделение университета в Петербурге. Но с началом Первой Мировой войны молодой человек был вынужден бросить учёбу и идти в армию. В 1918 году он уехал на Алтай в экспедицию. Здесь был направлен в армию Колчака, но дезертировал, скрывался у партизан. После установления нового советского режима, Виталий продолжает жить в Бийске, организовывает там краеведческий музей и преподаёт в школе. В этом городе писатель женился на Вере Клюжевой, которая была преподавателем французского языка, в семье родились дочь и 3 сына.

В 1922 году семья Бианки переезжает в Петербург, где писатель вступает в кружок детских писателей, в котором уже состоят С. Маршак, К. Чуковский и др. Через год журнал «Воробей» размещает на своих страницах один из первых рассказов – «Путешествие красноголового воробья». Далее выходит книга «Чей нос лучше?» Лёгкий читаемый тон, интересные факты о жизни животных, незатейливый юмор – всё пришлось по душе читателю. В 1924 году была создана одна из известных работ «Лесная газета». Через год и вплоть до 1935 года на писателя начинаются гонения властей. В Великую Отечественную войну, вместе с семьёй был эвакуирован на Урал, на фронт его не взяли из-за проблем с сердцем.

Оставшиеся годы жизни писатель провёл в борьбе с различными заболеваниями: диабет, болезнь сосудов, перенёс 2 инсульта, инфаркт – всё это не давало ему гулять, ходить в любимый лес, но он продолжал писать. Умер Виталий Бианки на 65-ом году жизни от рака лёгких.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Внешний вид

Личинки поденки небольшие, около 20 мм длиной, с длинным брюшком, на последнем сегменте которого расположены три хвостовые нити, выполняющие функцию плавника. По бокам находятся жаберные листки. Ротовой аппарат насекомого отлично развит и относится к грызущему типу. Четко обозначены зачатки крыльев. Три пары конечностей хорошо приспособлены для рытья.

Характерным признаком бабочки-поденки являются три тонкие длинные хвостовые нити на конце брюшка. На голове бабочки-однодневки имеются тоненькие усики и довольно большие глаза. У самцов каждый глаз делится на две части. В итоге получается четыре органа зрения, два из которых смотрят вверх, а два — по сторонам. Это помогает насекомому в выполнении его брачных функций.

У поденки четыре тонких и прозрачных перепончатых крылышка. Задние всегда значительно меньше передних, а иногда вообще отсутствуют. Длина передних крыльев соответствует размерам тела. Их размах достигает 45 мм. Три пары тоненьких ножек практически не функционируют.

Чей нос лучше?

Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.

Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждёт, высматривает.

Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.

— Мне, — говорит, — очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, трудишься, — ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб.

— Да, твой нос никуда не годится, — сказал дубонос, — слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупку, раскусываю. Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! — и готово. Крак! — и готово. Вот бы тебе такой нос.

Чей нос лучше сказка Бианки читать

Услыхал его клёст-крестонос и говорит:

— У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

— Верно, — сказал мухолов, — твой нос хитрей устроен.

— Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота бекас-долгонос. — Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос.

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

— Ах, — сказал мухолов, — вот бы мне такой нос!

— Постой! — запищали в один голос два брата-кулика — шилонос и кроншнеп-серпонос. — Ты ещё наших носов не видел!

И увидал мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, а оба тонкие, как шило.

— Мой нос для того вверх смотрит, — сказал шилонос, — чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

— А мой нос для того вниз смотрит, — сказал кроншнеп-серпонос, — чтоб им червяков из травы таскать.

— Ну, — сказал мухолов, — лучше ваших носов не придумаешь.

— Да ты, видно, настоящих носов и не видал, — крякнул из лужи широконос. — Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху прямо широконосу в нос:

— Ну и лопата!

— Зато им воду щелокчить-то как удобно! — досадливо сказал широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.

Набрал полный нос воды, вынырнул и давай щелокчить: воду сквозь края носа пропускать, как через частую гребёночку. Вода-то вышла, а козявки, какие в ней были, все во рту остались.

— Обратите внимание на мой носик, — прошептал с дерева скромный серенький козодой-сетконос. — У меня он крохотный, однако замечательный: мошкара, комары, бабочки целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю, разинув рот и сеткой растопырив усы. — Это как же так? — удивился мухолов

— Это как же так? — удивился мухолов.

— А вот как, — сказал козодой-сетконос. Да как разинет пасть — все птицы так и шарахнулись от него.

— Вот счастливец! — сказал мухолов. — Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу стаями!

— Да, — согласились птицы, — с такой пастью не пропадёшь!

— Эй вы, мелюзга! — крикнул им пеликан-мешконос с озера. — Поймали мошку — и рады! А того нет, чтоб про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю — и в мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу.

Поднял толстый пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.

— Вот так нос! — воскликнул мухолов. — Целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь.

— Ты, должно быть, моего носа ещё не видал, — сказал дятел. — Вот полюбуйся.

— А что ж на него любоваться? — спросил мухолов. — Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом обед себе доставать долго, а о запасах и не думай.

— Нам, лесным работникам, — сказал дятел-долбонос, — надо весь инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем из-под коры, но ещё и дерево долбим: дупла выдалбливаем, жилища устраиваем и для себя и для других птиц. Нос у меня — долото!

— Чудеса! — сказал мухолов. — Сколько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.

Выстроились перед мухоловом-тонконосом дубонос, крестонос, долгонос, шилонос, серпонос, широконос, сетконос, мешконос и долбонос.

Да тут вдруг упал сверху серый ястреб-крючконос, схватил мухолова и унёс себе на обед.

Остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.

Так и осталось неизвестно, чей нос лучше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: