Пермяк счастливый прибор читательский дневник

Подробный анализ стихотворения

История создания

Написанное в 1914 году стихотворение основано на впечатлении от посещения одного из ресторанов. В подобные места Маяковский ходил часто – иногда читал там стихи, иногда просто ужинал. И вот, услышав однажды игру оркестра, в котором звуки скрипки явно диссонировали с остальными инструментами, он и создал это стихотворение.

Тема

Ключевая тема произведения – одиночество. Поэт говорит о себе и о каждом человеке, которого недооценивают, не принимают, выбрав для этого достаточно необычный способ.

Музыкальные инструменты оркестра олицетворяют разных людей, а скрипка является лирической героиней, воплощающей переживания самого Маяковского – поэт всегда остро чувствовал свою отсоединённость от людей.

Стихотворение очень насыщенно в эмоциональном плане, оно остро передаёт переживания лирического героя и глубину его трагедии: он выступает перед толпой, и окружают его не собратья по перу, а бездушные люди. И всё же он продолжает надеяться на то, что когда-то появится человек, который поймёт и примет его.

Композиция

Как и в большинстве произведений поэта, особенно ранних, здесь, несмотря на экспериментальность формы и эмоциональный взрыв, можно легко отследить последовательно развивающуюся композицию, когда мысль об одиночестве появляется уже в первых строках, ситуация накаляется, доходя до своего пика, а потом появляется поэт и “спасает” положение, несмотря на то что над ним смеются.

Жанр

Это лирическое стихотворение, выражающее чувства героя через предметы, которым он придаёт характер и особенности поведения людей. Также большую роль в создании настроения играет экспериментальный тонический стих.

Маяковский использует новую форму – ритмичную за счёт логических ударений, но в то же время не похожую на классическое построение. Таким образом он расширяет возможности стиха, помогает ему звучать по-новому.

Выразительные средства

Для того чтобы передать всю глубину эмоционального отчаяния человека, который чувствует себя никому не нужным настолько, что готов истерически расплакаться перед толпой, Маяковский использует такие художественные средства:

  • Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел“.
  • Эпитеты – разревелась по-детски”, “чужо смотрел” , “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.

Не менее важны в создании ткани произведения авторские неологизмы  – те “самобытные слова”, которые автор так часто использует. В стихотворении “Скрипка и немножко нервно” Маяковский следует правилам футуризма, создавая произведение, новаторское во всех планах, от лексики и формы до содержания и поэтики.

Четыре брата

У одной матери было четыре сына. Всем хороши удались сыновья, только друг дружку братьями признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.

Уж если, — говорит один брат, — кого и вздумаю я братом назвать, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковое волокно.

А я, — говорит второй брат, — на стекло похожу. Только его и могу своим братом признать.

А я белому дыму брат, — говорит третий. — Недаром нас одного с другим путают.

А я ни на кого не похож, — сказал четвертый брат. — И некого мне братцем назвать, разве только слезы.

Так и по сей день спорят четыре родных брата: белый Снег, синий Лед, густой Туман да частый Дождь, — друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью величают.

Бывает такое на свете… Не всегда брат брата узнает!

Рекомендуем Вам послушать

Винни Пух и все-все-все — аудиосказка Милна А.А.

Слушайте сказку «Винни Пух и все-все-все» Милна А.А. онлайн на сайте Мишкины книжки. Истории из жизни очаровательного медвежонка-поэта .

Зоки и Бада — аудиосказка Тюхтяева Л. и Тюхтяевой И.

Слушайте сказку «Зоки и Бада» онлайн на сайте Мишкины книжки. Пособие для детей по воспитанию родителей. Эта сказка об озорных сладкоежках и .

Русские народные аудиосказки

для маленьких (72)
для детей 3-4-5 лет (616)
для детей 6-7-8 лет (951)
для детей 9-10 лет (409)

Слушайте сказку «Владыка штормов» онлайн на сайте Мишкины книжки. Жил на одной ферме фермер с женой семью сыновьями. Шестеро выросли крепкими работниками, а седьмой вырос слабым мечтательным юношей. Однажды в море на горизонте появился грозный…

Слушайте сказку «Два жадных медвежонка» онлайн на сайте Мишкины книжки. За горами, за лесами жила медведица с двумя медвежатами. Подросли медвежата и пошли по свету погулять. В дороге нашли они большую головку сыра, но не…

Слушайте сказку «Курочка-королева» онлайн на сайте Мишкины книжки. Жила на свете курочка. Она была белой, как снег в горах, а гребешок у неё был золотой. Однажды она увидела свое отражение в лужице и решила, что…

Слушайте сказку «Волшебные башмаки» онлайн на сайте Мишкины книжки. Сказка про веселого и доброго паренька Джека, у которого были волшебные башмаки. Эти башмаки помогут ему в Стране Печали развеселить горожан и спасти девочку Бетси. Инсценировка…

Слушайте «Айвенго» онлайн на сайте Мишкины книжки. Исторический роман, в котором молодом рыцарь Айвенго копьем и мечом защищает свою честь и честь своей возлюбленной леди Ровены. В судьбе юноши горячее участие принимают тайно возвратившийся в…

Слушайте «Бедность не порок» онлайн на сайте Мишкины книжки. Действие комедии происходит в России в середине 19 века, в уездном городе, в доме купца Торцова. Этот богатый купец решил изменить привычный жизненный уклад и зажить…

Слушайте роман «Девочка и птицелёт» онлайн на сайте Мишкины книжки. Действие романа происходит в послевоенные годы в Киеве. Главная героиня — подросток Оля пишет стихи и мечтает сделать летательный аппарат. Неожиданно ее другом становится второгодник…

Слушайте рассказ «Весенняя земля» онлайн на сайте Мишкины книжки. Радиопостановка по повести «Книжка про Гришку». Мальчика Гришку на лето отправили к дяде за город. Там у него появились новые знакомые. Там Гришка впервые задумался о…

«Бородино» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против французского наполеоновского войска….

Слушайте аудио стих «Бочонок собачонок» Заходера Б. онлайн на сайте Мишкины книжки.

Слушайте аудио стих «Диета термита» Заходера Б. онлайн на сайте Мишкины книжки.

Слушайте аудио стих «Дождик» Заходера Б. онлайн на сайте Мишкины книжки.

Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

Источник

Полный текст

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,Не проси об этом счастье, отравляющем миры,Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,У того исчез навеки безмятежный свет очей,Духи ада любят слушать эти царственные звуки,Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьиВ горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищИ погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

1907 год.

Написанное в 1907 году стихотворение «Волшебная скрипка», стало знаковым для 21-летнего Николая Гумилева. Стих стал заглавным в сборнике «Жемчуг» и показал умение Гумилевым доходить в произведениях до самой грани добра и зла, до края пропасти над бездной таинства.

Четыре брата

У одной матери было четыре сына. Всем хороши удались сыновья, только друг дружку братьями признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.

Уж если, — говорит один брат, — кого и вздумаю я братом назвать, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковое волокно.

А я, — говорит второй брат, — на стекло похожу. Только его и могу своим братом признать.

А я белому дыму брат, — говорит третий. — Недаром нас одного с другим путают.

А я ни на кого не похож, — сказал четвертый брат. — И некого мне братцем назвать, разве только слезы.

Так и по сей день спорят четыре родных брата: белый Снег, синий Лед, густой Туман да частый Дождь, — друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью величают.

Бывает такое на свете… Не всегда брат брата узнает!

Вы здесь

  • Главная
  • Авторы «Омилии»
  • Елена Потехина
  • Мальчик и скрипка

Мальчик и скрипка

Жил-был мальчик. Обычный мальчик. Веселый, подвижный. Он очень любил играть с друзьями, любил бегать по траве. Но больше всего на свете он любил свободу. Да, да, не удивляйтесь. Не сладкое мороженое, не шоколад, не мультики, а свободу. Дело в том, что у мальчика была очень строгая мама. По вечерам она заставляла мальчика играть на скрипке, которую он терпеть не мог. Мальчик старательно выводил гаммы, но от этого у него противно холодило в животе и кружилась голова. Мальчик был послушным. Он очень любил свою маму. Но он готов был разбить эту противную скрипку, из-за которой ему приходилось сидеть дома. Его друзья бежали на реку, а он играл на скрипке, они строили во дворе снежную крепость, а он играл на скрипке, шел дождь, падал снег, пели птицы, а он играл на скрипке. Однажды мальчик набрался смелости и сказал своей маме, что не любит играть на скрипке и никогда не станет музыкантом. Что он хочет учить детей рисованию. Но мама не хотела и слышать об этом. Ведь она столько лет мечтала, что ее сын станет скрипачом.

И тогда мальчик заболел. Это была странная болезнь. Всякий раз, когда он брал в руки скрипку, у него начинало распухать горло и он задыхался. Несколько раз мама вызывала скорую помощь. После того, как врач запретил мальчику играть на скрипке, странные приступы прекратились. Но мама не хотела просто так сдаваться. Она накупила гору дисков с записями скрипичных концертов и заставляла сына часами слушать музыку. Она считала, что это будет способствовать его духовному росту. Но у мальчика неожиданно возобновились странные приступы. Маме пришлось убрать записи. А потом, а потом мальчик вырос и уехал в другой город.

Этот город был расположен у самого моря. Здесь было очень тепло и красиво. Цвели каштаны, плетистые розы обвивали дома, выложенные из белого камня.

Однажды он встретил у моря девушку. Эта встреча изменила всю его жизнь. Теперь часто он ловил себя на том, что думает только о ней. Ждет часа, когда увидит ее. Она не была красива той броской красотой, которая признана в обществе. Но ее открытый взгляд, мягкий голос, нежная улыбка, вызывали в его сердце волну нежности.

Однажды они сидели у моря. Им было хорошо вдвоем, они молчали, смотрели на море и молчали. А потом она сказала:

— Я приготовила тебе подарок.

— Большой?

— Очень.

— Тогда давай его сюда.

Она встала, открыла спортивную сумку и достала оттуда … скрипку. Он замер.

Вот она берег скрипку, кладет ее на плечо, прижимает подбородком. Вот она подносит смычок к струнам. Вот… Но этого он уже не смог вынести. Страшный спазм сдавил его горло. Он обхватил горло руками, беспомощно глотая ртом воздух, и бросился бежать.

— Прочь отсюда! Как можно быстрее и дальше! От этой скрипки, от этой женщины! Как она могла так с ним поступить! Как она смела!

А девушка осталась стоять на берегу моря одна со скрипкой в руках. Она терялась в догадках.

Три года девушка приходила к морю и подолгу стояла на берегу, глядя вдаль. А потом вышла замуж.

Краткий анализ произведения

Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» написано Маяковским в 1914 году. Это почти начало его поэтического творчества (первые опубликованные стихи датированы 1912 годом). Ему 21 год, и для рано повзрослевшего поэта это совсем немало.

  • История создания – написано стихотворение в 1914 году, когда основным мотивом творчества Маяковского было непонимание окружающих. Этот мотив он воплотил в экспериментальной поэтической форме.
  • Тема стихотворения – непонятость творческой души не только толпой, но даже теми людьми, которые находятся рядом, ведь скрипка вызывает удивление не только у обывателей, но и у товарищей по оркестру.
  • Композиция – последовательная; история музыкального инструмента развивается от первой строки до последней, раскрывая замысел поэта. Сначала задаётся мотив диссонанса между скрипкой и другими игроками оркестра, потом автор показывает, как она плачет, доведенная до истерики, причём ей приказывают замолчать. И в конце оказывается, что только лирический герой может понять и защитить её.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – стихотворение относится к тоническому стихосложению (акцентный стих).
  • Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел”.
  • Эпитеты – ”разревелась по-детски”, “чужо смотрел”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.

Итак, основной темой стихотворения «Скрипка и немножко нервно» является поиск понимания и сочувствия. Маяковский был прежде всего поэтом-новатором, его искания в мире поэзии, его поэтические находки и сейчас поражают своей неожиданностью, неповторимостью. Но в то время творчество поэта было настолько ново, что окружающие с трудом воспринимали его.

Текст стихотворения «Скрипка и немножко нервно»

Владимир Маяковский

Скрипка и немножко нервно

Скрипка издергалась, упрашивая,

и вдруг разревелась

так по-детски,

что барабан не выдержал:

“Хорошо, хорошо, хорошо!”

А сам устал,

не дослушал скрипкиной речи,

шмыгнул на горящий Кузнецкий

и ушел.

Оркестр чужо смотрел, как

выплакивалась скрипка

без слов,

без такта,

и только где-то

глупая тарелка

вылязгивала:

“Что это?”

“Как это?”

А когда геликон –

меднорожий,

потный,

крикнул:

“Дура,

плакса,

вытри!” –

я встал,

шатаясь, полез через ноты,

сгибающиеся под ужасом пюпитры,

зачем-то крикнул:

“Боже!”,

бросился на деревянную шею:

“Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

я вот тоже

ору –

а доказать ничего не умею!”

Музыканты смеются:

“Влип как!

Пришел к деревянной невесте!

Голова!”

А мне – наплевать!

Я – хороший.

“Знаете что, скрипка?

Давайте –

будем жить вместе!

А?”

1914 г.

Анализ кратко

Стих «Волшебная скрипка» написан Гумилевым восьмистопным хореем, стиль акмеизм, рифмовка перекрестная поочередно женская и мужская (улыбка – миры – скрипка – игры). Развитие сюжета последовательное, сначала герой восторгается светлой улыбкой мальчика, затем долго расписывает страдания, которые принесет владение волшебной скрипкой и в итоге отдает инструмент своему оппоненту – на владей!

Гумилев отлично играет эпитетами, показывая с их помощью глубину страстей. Уже в первой строфе пересекаются эпитеты_

Также отметим эпитеты:

  1. Волшебная скрипка.
  2. Смертный холод.
  3. Страшная смерть.

Олицетворение:

  1. Петь и плакать этим струнам.
  2. Обезумевший смычок.

Метафоры:

  • Эти взоры – два луча.
  • Смертный холод обовьет, как тканью, тело.
  • Повелительные руки.
  • Бешеные волки в кровожадном исступленьи / В горло вцепятся зубами.
  • Владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ.

Стихотворение показывает глубину покорения скрипкой человеческого сердца, оно поет гимн безумию музыканта, который остается в вечности, заплатив за это своим настоящим и душой.

Лирический герой и мальчик

Стихотворение можно смело величать триллером, так как события в нём полны драматизма, насыщенны вопросами искусства, жизни и смерти.

По сюжету лирический герой ведет диалог с мальчиком, которым, скорее всего, является собственное Я, душа или вторая натура, застывшая у черты искушения.

Главный герой стиха искушен и делится своими темными знаниями с невинным мальчиком, для которого скрипка всего лишь музыкальный инструмент. По сюжету кажется, что это Паганини в зените славы говорит со своим детством, еще не познавшим капризы и таинства его Каприччио 24, не отведавшим экстаз восторга публики.

Он предупреждает дитя, взяв в руки скрипку мир изменится, таинства станут реальностью, фантазии явью, но это потребует платы и дорого возьмет. Когда музыкант связывает себя договором с волшебной скрипкой, обычные ценности перестают для него существовать.

Для кого играет скрипач? Ответ Гумилева прост:

Духи не терпят пауз и если скрипач останавливается, если скрипка перестает им играть, то:

Увы, это плата за дар ада, покорять сердца людей, но получать удовлетворение только от аплодисментов из адских глубин. Людские страсти перед магией музыки становятся вторичными – люди теряют вес и становятся не более важны, чем сигарета для кокаинового наркомана, чем пастила в глазах синеющего алкоголика.

Лирический герой словно бы пытается вернуться назад, вырваться из магии волшебной скрипки, он говорит мальчику-Я:

Но как можно отказаться от неземного в пользу смертного, как можно увидеть сады Богов и после этого прожить в счастье, глядя на скупой огород деревенского надела? Герой буквально молит:

… Однако мальчик не верит в страхи, он ещё светится лучами жизни и видит в скрипке только интересный инструмент, способный увлечь чистое детское сердце.

Наш герой сдается перед мальчиком, говоря ему:

Этим он как-бы выписывает себе прощение-индульгенцию, разрешая прошлому своё настоящее, оправдывая свою славную смерть скрипача на сцене театра ада.

Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно»

Тема одиночества, сквозная в творчестве Лермонтова, нашла неожиданно яркое и необычное воплощение в стихотворении В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». Стихотворение построено на сопоставлении: «я» — «скрипка», «оркестр музыкантов».

В раскрытии темы одиночества большую роль играет антитеза. Скрипка противопоставлена оркестру, лирический герой – музыкантам. Внутреннее состояние скрипки передаётся с помощью глаголов и глагольных форм: «издёргивалась», «упрашивая», «разревелась», «выплакивалась» и эпитетов «по-детски», «без слов», «без такта».

Скрипка просит только об одном: чтобы её выслушали и поняли. Но никто из инструментов не отзывается на «скрипкину речь». Музыкальные инструменты проявляют равнодушие и отчуждённость, по – разному реагируя на рыдания скрипки. Барабан не выдержал и произнёс: «Хорошо, хорошо, хорошо!»

Барабан единственный, кто понял скрипку и хотел ей помочь. Но одного желания мало: необходимы нравственные усилия. Его сочувствие только лишь на словах оборачивается предательством. Барабан «устал», Не дослушал скрипкиной речи, Шмыгнул на горящий Кузнецкий И ушёл.

Остальные музыкальные инструменты вообще не понимают скрипку: «оркестр чужо смотрел». Тарелка глупая, геликон грубый, нечуткий, агрессивный. Его образ создаётся с помощью эпитетов: «меднорожий», «потный». Эти эпитеты подчёркивают его плотское, бездуховное начало.

Грубость геликона раскрывает и его речевая характеристика: «Дура, плакса, вытри!» Только лирический герой понимает скрипку и жалеет её, потому что видит в ней общее с собой: Мы ужасно похожи: Я вот тоже Ору – А доказать ничего не умею!

Он, как и скрипка, встречает непонимание: его высмеивают музыканты: Влип как! Пришёл к деревянной невесте! Голова! Но лирический герой не смущён этим смехом: А мне — наплевать! Я хороший! Он умеет противостоять толпе – отстоять своё «я», своё мнение, своё достоинство. Главное, он нашёл родственную душу: Знаете что, скрипка? Давайте – Будем жить вместе! А?

В чём секрет особой выразительности, разговорной живости и интонационного богатства этого стихотворения?

  • Во-первых, некоторые слова графически выделены, написаны «лесенкой». Благодаря этому повышается значимость отдельного слова.
  • Во-вторых, нагнетаются глагольные формы, усиливая динамику и экспрессию стиха.
  • В‑третьих, используются просторечные и разговорные слова, что повышает эмоциональную выразительность поэтической речи.

Особое значение в поэзии Маяковского играет рифма. Наиболее значимые слова он ставит в конец строки и обязательно подбирает к ним рифмы.

Рифмы Маяковского всегда богатые и выразительные. Часто используются неточные, неравносложные и составные рифмы, например: «хорошо – ушёл», «по-детски – речи», «смотрел как – тарелка».

Благодаря такому богатству рифм речь становится живой, интонационно приближается к разговорной речи, усиливается задушевность и лиричность.

Сочинение о стихе Скрипка и немножко нервно

В шумном оркестре весело, грубо, шумно ведут разговор инструменты. О разном, о светском, но не о высоком, не о душевном. И только скрипка не боится быть собой. Плачет скрипка…Также и люди, пряча под маской внутреннюю пустоту, ведут громкие беседы, смело, пафосно, но ни о чем. И лишь немногие — гордо, одни, с душой, о жизни, о правде, о красоте.

Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» 1914 года – это высокохудожественный пример того, как поэт обращает «внимание на свою собственную психическую жизнь». Поэт вводит нас в обстановку фантастическую, сказочную, будто описанную пером Андерсена

Мы встречаемся с оркестром, состоящим из одушевленных, живых инструментов, среди которых «издергалась… и вдруг разревелась так по-детски» скрипка. Она упрашивала окружающих выслушать ее «речь», но столкнулась с тем, что «оркестр чуждо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта».

Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» поражает своей художественной силой. Оно построено на одном из любимых приемов поэта – фантастике, гротеске. Можно только восхищаться так точно подобранным образом скрипки – символом души, внутреннего мира человека.

Ярко выделяющейся особенностью стихов Маяковского вообще и этого стихотворения, в частности, является то, что они не просто стройно передают мысль поэта, а «разговаривают» с читателем.

Это создает эффект жизненных непредсказуемых ситуаций, выходящих за рамки стихотворения. Этому способствует обилие диалогов. В данном случае, диалог между скрипкой и разными инструментами, обращение поэта к скрипке, обращение музыкантов к поэту.

Эмоциональность речи подпитывается бесподобными выразительными метафорами и неологизмами: «меднорожий геликон», «оркестр чужо смотрел», «выплакивалась скрипка», «тарелка вылязгивала».

Для меня поэзия Маяковского – это что-то очень личное, потому что за внешней «грубоватостью» в ней скрыто большое сердце поэта, в котором болью отзывается любое пошлое, ничтожное, грубое проявление действительности. Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» — это частичка его сердца, которая призвана разбудить людей от бесчувственного сна.

Не надевая масок, не поддаваясь власти толпы, не давая душе завянуть и оставаясь самим собой, — только тогда мы сможем называться личностью.

Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно…» (1914) — одно из оригинальных и непривычных для солидной публики начала 20 века произведений. Фантастический, абсурдный и вместе с тем совершенно реальный с психологической точки зрения мир предстает в этом стихотворении.

Пастух и скрипка

Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу и она от этого стала звучать, как живая.

Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.

Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.

Осел, выбившись в подмастерья, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой.

Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.

Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление.

Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а Скрипку забросил на чердак.

Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.

Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной Скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.

С каждым днем игра Пастуха становилась лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.

Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.

Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать.

Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.

Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.

Как ты прекрасна! — сказал он Скрипке.

Если бы ты увидел меня днем… — ответила Скрипка. — Ты бы ужаснулся.

Нет, нет, — твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами. — На свете нет ран, которые не залечиваются.

Евгений Пермяк — Счастливый прибор: Сказка

Нож и Вилка долго служили хорошим столовым прибором. У них были красивые костяные ручки, затейливая резьба. Их подавали к столу даже после того, когда они несколько устарели. Потому что все любовались ими и говорили:

— Ах, какая это заслуженная антикварная пара!

И все было бы хорошо, но Нож начал портиться. Или годы, или что-то еще подействовало на него, только он в пылу раздраженности сказал Вилке:

— Ты мне не пара, трехрогая отсталость. Теперь в моде четырехрогие вилки из нержавеющей стали, с ручками из пластической массы.

Вилка, как известно, остра от природы. И она тотчас же больно уколола Нож:

— Ты посмотри на себя в никелированный поднос, молодящийся тупец, и, может быть, тебе будет над чем задуматься.

С тех пор она его колола ежедневно. Нож от обиды чернел и покрывался ржавчиной. Его сделали кухонным ножом. Им чистили рыбу, щепали лучину для растопки плиты, а иногда открывали консервные банки. Нож вскоре пришел в негодность, и его выбросили на свалку.

Вилка злорадствовала, но недолго. Ее перестали подавать к столу. И ей стало ясно, что без ножа она не может быть столовым прибором.

Тоскуя, Вилка долго валялась в буфетном ящике. Валялась до тех пор, пока с горя у нее не лопнула ручка, после чего и она была выброшена на свалку. Там-то и произошла печальная встреча Ножа и Вилки. Там-то и были произнесены слова признания, полные отчаянья.

— Ах! — плача, сказала Вилка. — Я так была несправедливо колюча к тебе…

— Ох! — рыдая, воскликнул Нож

— И зачем только я обратил внимание на эту штампованную, четырехрогую ширпотребную вилку. Мы могли бы до сих пор жить счастливым прибором, и нас бы по-прежнему подавали к веселому столу

А теперь уже ничего нельзя изменить. Все кончено! Все кончено, Дженни… — Так он называл ее в юности.

Источник

Вечный король

Один надменный король сказал другому королю:

Как ты смешон и мал! Тебе никто не воздает королевских почестей. Тебя даже не называют «ваше величество». Какой же ты король?

Увы, — ответил тот, — между тем я король. К тому же я самый известный из всех королей! Меня знает весь свет. Обо мне написаны тысячи книг. Я беспрерывно нахожусь в сражениях… Но меня никто не назовет кровавым королем. Побеждая в битвах, я не проливаю ничьей крови. Оказываясь побежденным, я остаюсь невредимым. Пусть моя армия малочисленна, но она бессмертна. Пусть в моем флоте всего лишь два судна, но они непотопляемы. Я единственный из королей, которого нельзя свергнуть. Я единственный из королей, кому революции приносят новую популярность в народе и признание…

Так говорил при общем молчании, ничего не преувеличивая, не произнося ни единого слова неправды, всемирно известный король, стоя рядом со своей королевой в окружении свиты на… шахматной доске.

Вечный король

Один надменный король сказал другому королю:

Как ты смешон и мал! Тебе никто не воздает королевских почестей. Тебя даже не называют «ваше величество». Какой же ты король?

Увы, — ответил тот, — между тем я король. К тому же я самый известный из всех королей! Меня знает весь свет. Обо мне написаны тысячи книг. Я беспрерывно нахожусь в сражениях… Но меня никто не назовет кровавым королем. Побеждая в битвах, я не проливаю ничьей крови. Оказываясь побежденным, я остаюсь невредимым. Пусть моя армия малочисленна, но она бессмертна. Пусть в моем флоте всего лишь два судна, но они непотопляемы. Я единственный из королей, которого нельзя свергнуть. Я единственный из королей, кому революции приносят новую популярность в народе и признание…

Так говорил при общем молчании, ничего не преувеличивая, не произнося ни единого слова неправды, всемирно известный король, стоя рядом со своей королевой в окружении свиты на… шахматной доске.

Пастух и скрипка

Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу и она от этого стала звучать, как живая.

Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.

Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.

Осел, выбившись в подмастерья, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой.

Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.

Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление.

Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а Скрипку забросил на чердак.

Отзыв о сказке Е.Пермяка «Счастливые часы»

Старший брат, получив волшебные часы, приобщился к праздной, разгульной жизни. Средний брат ограничился тем, что стал только есть, да часто спать, счастливые сны смотреть. А младший брат хотел все знать и во всем первым быть. Он выучил языки не только многих народов, но и свободно разговаривал с птицами и зверями. Он освоил пение, игру на музыкальных инструментах, рисование и многое другое.

Шло время, и однажды остановились счастливые часы у старшего брата. Не стало в его жизни бесконечного праздника. Затем и у среднего брата часы остановились, перестал он видеть счастливые сны. Но когда остановились счастливые часы у младшего брата, тот был очень удивлен. Он спросил у волшебника, почему так случилось, если он не бездельничал, а усердно трудился?

Волшебник в ответ спросил его, а по совести ли он трудился? Принес ли младший брат своими познаниями кому-нибудь пользу, кроме самого себя? Подумал младший брат и понял, что у него тоже нет совести, чтобы завести счастливые часы.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Пермяка «Счастливые часы» заключается в том, истинно счастливым человеком может быть только тот, у кого есть совесть, кто живет, заботясь и о других людях.

Сказка учит не быть эгоистом, стараться приносить своим трудом пользу людям.

Какие пословицы подходят к сказке Пермяка «Счастливые часы»?

Жизнь дана на добрые дела. Всё до поры, до времени. Человек в труде познается, а в отдыхе раскрывается. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: