Сказка про шиша

Как придумать сказку (правила)

Придумать сказку — отличное творческое задание, которое развивает у школьников воображение, фантазию, речь и творческое мышление. Придумывание сказочной истории погружает ребенка в мир волшебства, позволяет попасть в сказочный мир, стать творцом и развить такие качества, как доброта, мужество, смелость.

Сочиняя, школьники не только выполняют домашнее задание, но и пробуют себя в роли писателя, рассказчика. Особенно нравятся детям задания на придумывание волшебных сказок

Радость, удовольствие от своего творчества и заслуженное внимание и интерес к сказке у товарищей — вот главная радость для детей

Кроме того, сказки, придуманные детьми, помогают взрослым понять внутренний мир ребенка, увидеть его спрятанные эмоции, страхи или скрытые желания. А для детей — сочинение сказки позволяет вернуться в мир волшебного детства.

Очень интересными бывают и рисунки школьников, сделанные к придуманным сказкам. 

Помните, что в сказке должно:

  • вступление (завязка)
  • основное действие,
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

Наличие этих составляющих сделает вашу сказку полной и позволит получить хорошую оценку.

Вот несколько коротких сказок, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе.

Маленькая Фея

На берегу большого озера в красивом домике жила маленькая Фея. У нее была волшебная палочка.

С ее помощью Фея помогала несчастным и делала вокруг своего домика все красиво. На другом берегу жил злой Маг. Ему не нравилась Фея, потому что она добрая. Он хотел уничтожить ее. Маг превратился в серого волка и побежал на другой берег озера. Фея заметила хромающего волка и выбежала из своего домика, захватив с собой лекарство. Волк начал скулить, но Фея почувствовала что-то неладное. Она достала свою волшебную палочку и прочитала заклинание.

Волк опять превратился в мага. Он начал бросать в нее огненные шары. Маленькая Фея решила не применять свое колдовство и спряталась за дерево. Она достала из кармана клубок ниток, быстро натянула его между деревьями и позвала Мага. «Я тут! Я тут! – кричала Фея, завлекая Мага. Злой волшебник не заметил западни, споткнулся и растянулся на траве. Фея мгновенно сорвала одуванчик, ведь она знала, что если подуть на Мага, то он взорвется. Она так и сделала. Фея собрала все свои силы и дунула. Маг исчез. В лесу начался настоящий праздник, все пели и веселились!

Волшебный мишка

Расскажу я вам сказку интересную преинтересную, волшебную — преволшебную. Был у меня плюшевый мишка: старый, ухо оторвано. Но любила я его больше всех игрушек.

Был мой мишка самый обычный, а тут вдруг стал разговаривать!  Сказал он, что может исполнить три желания, но только самые добрые.

Моя подружка Лена мечтала о кукле Бэби Бон, и мишка тут же исполнил её мечту.

Мне очень хотелось завести собаку, и она тут же появилась! А третье желание я загадывать не стала, пусть останется про запас. А мой мишка исчез!  Но я надеюсь, что он обязательно вернётся, когда я решусь загадать своё третье желание.

Мишка мне это обещал!

Волшебная девочка

Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: «Много хочешь – мало получишь».

Куричья слепота

Недалеко от Шишова дома деревня была. И была у богатого мужика девка. Из-за куриной слепоты вечерами ничего не видела. Как сумерки, так на печь, а замуж надо. Нарядится, у окна сидит, рожу продает.

Шиш сдумал над ней подшутить.

Как-то, уж снежок выпал, девка вышла на крыльцо.

Шиш к ней:

— Жаланнушка, здравствуй.

Та закланялась, запохохатывала.

— Красавушка, ты за меня замуж не идешь ли?

— Гы-гы. Иду.

— Я, как стемнеет, приеду за тобой. Ты никому не сказывай смотри.

Вечером девка услыхала — полоз скрипнул, ссыпалась с печки. В сенях навертела на себя одежи — да к Шишу в сани. Никто не видал.

Шиш конька стегнул — и давай крутить вокруг девкиного же дома. Она думает: ух, далеко уехала!

А Шиш подъехал к ее же крыльцу:

— Вылезай, виноградинка, приехали. Заходи в избу.

— Да я не знай, как к вам затти-то. Вечером так себе вижу.

— У нас все как у вас. И крыльцо тако, и сени… Заходи — да на печь, а я коня обряжу.

Невеста с коня, а Шиш дернул вожжами — да домой.

А девка на крыльцо, в сени, к печи… На! — все как дома…

Сидит на печи. Рада, ухмыляется. Только думает: «Что же мужня-то родня? По избе ходят, говорят, а со мной не здороваются…»

Домашние на нее тоже поглядывают:

— Что это у нас девка-та сегодня, как именинница?…

А она и спать захотела. Давай зевать во весь рот:

— Хх-ай да бай! Хх-ай да бай! Вы что молчите? Я за вашего-то парня замуж вышла, а вы, дики, ничего и не знаете?!

Отец и рот раскрыл.

— Говорил я тебе, старуха, — купи девке крес, а то привяжется к ней бес!…
 

Тили-тили

Какой-то день прибежали к Шишу из волости:

— Ступай скоре. Негрянин ли, галанец приехал, тебе велено при их состоять.

Оказалось, аглицкой мистер, знающий по-русски, путешествует по уезду, записывает народные обычаи и Шишу надо его сопровождать. На Шише у всех клином свет сошелся.

Отправились по деревням. Мистер открыл тетрадку:

— Говорите теперь однажды!

Шиш крякнул:

— Наш первой обычай: ежели двоим по дороге и коняшку нанять жадничают, дак все одно пеши не идут, а везут друг друга попеременно.

Мистер говорит:

— Ол райт! Во-первых, будете лошадка вы. Я буду смотреть на часы, скажу «стоп».

— У нас не по часам, у нас по песням. Вот сядете вы на меня и запоете. Доколь поете, я вас везу. Кончили — я на вас еду, свое играю.

Стал Шишанушко на карачки. Забрался на него мистер верхом, заверещал на своем языке песню: «Длинен путь до Типперери…» Едут. Как бедной Шиш не сломался. Седок-от поперек шире. Долго рявкал. Шиш из-под него мокрехонек вывернулся. Теперь он порхнул мистеру на загривок.

— Эй, вали, кургузка, недалеко до Курска, семь верст проехали, семьсот осталось!

Заперебирал мистер руками-ногами, а Шиш запел:

Тили-тили,

Тили-тили,

Тили-тили!…

Мистер и полчаса гребет, а Шишанко все нежным голосом :

Тили-тили,

Тили-тили,

Тили-тили!…

У мистера три пота сошло. Кряхтит, пыхтит… На конце прохрипел:

— Вы будете иметь окончание однажды?

Шиш в ответ:

— Да ведь песни-то наши… протяжны, проголосны, задушевны!

Тили-тили,

Тили-тили,

Тили-тили!…

Бедный мистер потопал еще четверть часика да и повалился, — где рука, где нога:

— Ваши тили-тили меня с ног свалили!
 

Взаимопомощь + мудрость старших

Некоторые исследователи пытаются трактовать сказку в том же ключе, что и ее позднюю переработку с кошкой и мышкой. Мол, чего не может сделать один или двое, то получится если взяться за дело скопом. То есть под «ногами» можно понимать каких угодно индивидов, спешащих на помощь — соседи, родственники, друзья.

Впрочем, тут сбивает с толку то, что «ноги» являются на помощь НЕ попарно (1 человек = 2 ноги), а по одной. «Пришла нОга… , тянут-потянут, вытянуть не можут!… Пришла дру́га, но́га» — то есть согласно такой логике получается, что «один человек = 1 нога».

Так же странно выглядит то, что человек в данной трактовке ассоциируется именно с ногой, а не с головой, душой — что было бы более в духе нашей традиции, либо с рукой — что более актуально с учетом сюжета сказки.

Существует версия, что вся соль истории заключается в последней пятой ноге. Якобы, первые две пары ног, приходящих на помощь — это все-таки некоторые люди (остается открытым вопрос почему они являются не сразу с двумя ногами, возможно, речь о внимании и усилиях — сначала человек трудился как бы наполовину (=одно нога»), потом в полную силу (= «друга нога»). А вот последняя пятая нога — это тот, кто и помог достичь желанного результата. То есть сказку можно рассматривать как определенную загадку. Кто этот одноногий, благодаря которому, удалось то, что не смогла осилить сделать целая компания (дед, бабка, внучка, сучка, и двое двуногих)? Вероятный ответ — это некий хромой старец, старик, а старость традиционно ассоциируется с мудростью. Получается, что смысл сказки в том, что именно мудрость, а не физическая сила помогает добиться результатов в любом деле (даже таком простом, как вытащить репку). Без нее успех просто невозможен.

Виктор Корольков. Царство Бабы Яги

С другой стороны, одноногим персонажем может быть и некое потустороннее существо — например, «Баба-Яга — костяная нога» . Ведь именно несимметричность внешнего облика (одноногость, одноглазость) нередко в самых разных индоевропейских культурах указывает на того, кто стоит на перекрестке миров: частично — здесь, а частично — там.

Шиш складывает рифмы

 
Тащился Шиш пустынной дорогой. Устал… И вот обгоняет его в тарантасе незнакомый мужичок. Шишу охота на лошадке подъехать, он и крикнул:

— Здорово, Какойто Какойтович!

Мужичок не расчухал в точности, как его назвали, но только лестно ему, что и по отчеству взвеличили. Тотчас попридержал конька и поздоровался.

— Что, — спрашивает Шиш, — аль не признали?

Мужичок говорит:

— Лицо будто знакомое, а не могу вспомнить…

— Да мы тот там год на даче в вашей деревне жили.

— А-а-а!… Извиняюсь!… Очень приятно-с!

— Как супруга ваша? — продолжает Шиш.

— Мерси. С коровами все… Да вы присядьте ко мне, молодой человек. Подвезу вас.

Шишу то и надо. Забрался в тарантас, давай болтать. Обо всем переговорил, а молча сидеть неохота. И говорит Шиш спутнику:

— Хозяин, давай рифмы говорить?!

— Это что значит рихмы?!

— Да так, чтобы было складно.

— Ну, давай.

— Вот, например, как звали твоего деда?

— Кузьма.

— Я твоего Кузьму за бороду возьму!…

— Ну, уж это довольно напрасно! Моего дедушку каждый знал да уважал. Не приходится его за бороду брать.

— Чудак, ведь это для рифмы. Ну, а как твоего дядю звали?

— Наш дядюшка тоже были почтенные, звали Иван.

— Твой Иван был большой болван!

Шишов возница рассвирепел:

— Я тебя везу на своем коне, а ты ругаться!… Тебя как зовут?

— Леонтий.

— А Леонтий, так иди пешком!

— Дяденька, это не рифма…

— Хоть не рихма, да слезай с коня!

Дядька с бранью уехал, а Шишу остаток пути пришлось пройти пешком. И смешно, и досадно.
 

Праздник Окатка

Смолоду-то не все же гладко было у Шиша. Ну, беды мучат, да уму учат. Годов-то двадцати пришвартовался он к некоторой мужней жене. Муж из дома Шишанко в дом.

Собрался этот муж в лес по бревна.

— Жена, с собой чего перекусить нет ли?

Она сунула корок сухих.

— Жена, неужели хлеба нету помягче, с маслицем бы?

— Ладно и так. Не маслена неделя.

Муж уехал, а к ней Шишанушко в гости. Засуетилась, блинов напекла гору, масла налила море, щей сварила.

А у мужа колесо по дороге лопнуло, он сторопился домой. Жена видит в окно:

— О, беда! Мой-то хрен без беды не ездит. Ягодка, ты залезь в кадку, она пустая… Он скоро колесо сменит…

Муж заходит:

— Колесо сменить вернулся… Ишь как у тебя дородно пахнет. Дай закусить.

Жена плеснула щей.

— Я блинка любил бы…

— Блины к празднику.

Взяла миску с блинами и выпружила в кадку спрятанному Шишу.

— Жена! Ты что?!

— Сегодня праздник Окатка — валят блины в кадку…

Муж и догадался. Схватил чугун со щами:

— Жена, ты блины, а я для праздника, для Окатка, щей не пожалею.

И чохнул горячими щами в кадку. Шишанко выгалил оттуда на сажень кверху — да из избы…
 

Вопросы и ответы о русских народных сказках

Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, важно вызывать к ним интерес: читать и обсуждать прочитанное, разыгрывать сценки по ролям, проводить викторины. Можно задавать вопросы

«Мужик и медведь».

Вопросы со звездочкой

Начиная с 4 класса дети учатся проводить анализ литературных произведений

Чтобы понять в чем смысл русских народных сказок, и чем они отличаются, следует обратить внимание на закономерности

Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты и повторы.

Назови сказки, где Иван главный герой

«Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Два Ивана солдатских сына», «Иван-царевич и серый волк», «Хрустальная гора».

Сказка бывает авторской и народной. Народные сказки обладают особым духом. Многие из них связаны между собой общими событиями или одинаковыми героями. В русских народных сказках часто употребляются одни и те же обороты, обращения и фразы. После прочтения возникает ощущение целостности фольклора.

Белорусская сказка «Пых»

Белорусская сказка в обработке Н. Мялика

Жили-были дедушка, бабушка да внучка Алёнка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свёколка, морковка и репка жёлтенькая. Захотелось однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идёт-идёт, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.

Прошёл дед грядку с капустой, прошёл грядку со свёколкой, прошёл грядку с морковкой… А вот и репка растёт.

Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришёл?

Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свеколки… Аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.

— Ну что, дед, принёс репку?

— Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унёс!

— Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу…

И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.

Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свёколкой, мимо грядки с морковкой. Идёт бабка, торопится…

А вот и репка. Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на неё кто-то:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не по репку ли пришла?

Испугалась бабка да бежать. Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свёколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжёло дышит, отдышаться не может.

— Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!

Поглядела на деда с бабкой внучка Атёнка, пожалела их и говорит:

— Я принесу репку!

Пошла Алёнка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.

Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла.

И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Алёнка ли это? Не по репку ли пришла?

Засмеялась тут Алёнка и как крикнет звонким голоском:

— Так! Это я, Алёнка! Бабке с дедкой за репкой пришла.

А на грядке кто-то снова как запыхтит:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Нагнулась Алёнка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблёскивает и пыхтит:

— Пшш-ппы-ы-хх!

Засмеялась девочка:

— Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?

А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Потянула Алёнушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую, круглую да жёлтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Алёнка репку, ёжика в передничек положила — и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свёколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:

— А где же репка?

— А вот вам и репка!

Обрадовались тут дедка с бабкой:

— Ну и внучка у нас! Ну и Алёнушка! Молодец девочка! А как же зверь этот — Пых страшный? Не испугалась ли ты его?

Раскрыла тут Алёнка передничек:

— А вот вам и Пых!

Засмеялись старички:

— Ну и молодец Алёнка! Ну и смелая девчонка!

Мораль и мудрость: докучные сказки

Сказка не представляла бы особой ценности, если бы в ней не было морали. Этим она отличается от фэнтези: при необычности и неправдоподобности сюжета сказка обязательно скрывает общепринятую мораль.

Например, разберемся, чему учит следующая докучная сказка о сове:

«Рассказать тебе сказочку про сову? Слушай, да не перебивай! Летела сова — веселая голова. Вот она летела, летела, на березку села, хвостиком повертела, по сторонам поглядела, песенку спела. И опять полетела. Вот она летела, летела, на березку села, хвостиком повертела, по сторонам поглядела, песенку спела. И опять полетела…Сказывать ли дальше?»

История про сову в образной форме рассказывает о легкомыслии, пустом времяпрепровождении, когда кроме как о веселии и красоте птичка ни о чем не думает. Потому и летит неизвестно куда и зачем.

Оказывается, и рассказать-то нечего о персонаже (сове), вот и попала она в докучную сказку, потому что ничего больше не умеет, кроме как по сторонам глядеть и хвостиком вертеть.

Или докучная сказка о том, что не стоит повторять свои ошибки, собираясь достичь поставленной цели. Сказка о лягушке в доступной и остроумной форме рассказывает о повторении ошибок и невозможности новых достижений. По сути, сказка — предостережение:

«В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тине хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост. Да завязила нос: дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост. Да завязила нос и т. д.»

Сказка-предостережение типична для докучных фольклорных историй. К примеру тема жизни без цели довольно часто используется в докучных сказках, при этом могут меняться персонажи или виды действий, но особенность морали и мудрой «начинки» при этом остается:

«Шла собака через мост, завязила в тине хвост, тянула, тянула, вытянула хвост, только завязила в болоте нос. Тянула, тянула…»

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов. Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится. Ответ: Пушкин, Няня

Задания для 1 класса

Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.Правильный ответ: Носов «Живая шляпа»

Задания для 2 класса (Носов, плюс один)

На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.Правильный ответ: Толстой «Старый дед и внучек»

Задания для 3 и 4 классов (Носов, Толстой, плюс один)

Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Какой смысл русских народных сказок?

Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.

Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.

Поучительный смысл

Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.

Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:

За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно

Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.

Скрытый смысл

Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.

Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.

Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:

  • «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.
  • «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.

Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке. Дополнительную информацию найди в энциклопедии или интернете.

Соломенная, Дымковская, Филимоновская игрушка, изделия из Хохломы.

Рассказ о Дымковской игрушке для 2 класса:

Дымковские игрушки представляют собой глиняные изделия различных форм, разукрашенные цветными красками.

Появился такой вид творчества в 15—16 веке в слободе Дымково.

К изготовлению игрушек были задействованы целые семьи: и месили глину, и занимались лепкой, и сушили, и обжигали готовые фигурки.

В 19 веке производство дымковских игрушек стало массовым явлением. А сегодня такие изделия являются визитной карточкой Кировской области.

За годы существования этого народного промысла в нём появились традиционные образы и сюжеты.

Чаще делают целые композиции из игрушек, так как они не любят «одиночества».

Сегодня ведутся работы по сохранению и развитию традиций дымковской игрушки.

Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.

Да, я люблю все произведения народного творчества.

Каждая из сказок этого раздела особенная, тяжело выделить одну.

Но всё-таки хочу отметить сказку «Гуси-лебеди».

Мне понравилась главная героиня, которая смогла преодолеть много преград ради спасения брата, ни разу не отчаялась и не опустила руки.

Я очень люблю сказку «Царевна-лягушка».

Она о том, что нужно уметь постоять за своё, действовать согласованно и не совершать необдуманных поступков.

Пересказ сказки «Царевна — лягушка своими словами для 2 класса:

Царь задумал женить каждого сына.

Для этого они выстрелили из лука и пошли искать жену там, где упала стрела.

Два сына нашли вторую половину в боярском и купеческом дворе.

А Иван-царевич выстрелил в болото, где стрелу подобрала лягушка.

На ней он и женился.

Однажды отец дал указ – за ночь пошить рубашку.

Пока Иван спал, лягушка скинула кожу, превратилась в Василису Премудрую и выполнила задание лучше всех.

Потом царь пожелал, чтоб невестки испекли хлеб.

И опять жена Ивана оказалась впереди.

Царь сказал сыновьям приехать на пир вместе с жёнами.

Иван начал печалиться, но жена-лягушка велела ему езжать самому, сказав, что приедет позже.

Когда люди уже собрались, лягушка приехала в образе Василисы Прекрасной.

Пока она удивляла гостей, Иван съездил домой и сжёг лягушачью кожу.

Василиса сильно расстроилась из-за этого и сказала, что теперь она будет у Кощея.

Затем обратилась в кукушку и улетела.

Отправился Иван в дорогу, встретил человека и тот одарил его волшебным клубком.

Затем царевичу по дороге встречались животные, он их щадил – не убивал.

О том, как убить Кощея, Ивану рассказала Баба-яга.

Для этого ему пришлось достать сундук на дубе.

Здесь помогли ему звери.

Выполнив всё, что сказала Яга, Иван победил Кощея и забрал Василису Прекрасную.

Откуда приходят докучные сказки

Докучные истории, стихи и прибаутки отличаются незавершенностью, повтором действий персонажа или героя сказки, либо обязательным повтором события, которое не может быть закончено по условиям, заложенным в смысловом содержании сказки.

Монотонностью и повтором они похожи на баюкающие песни, обычно рассчитаны на то, чтобы привлечь внимание ребенка, успокоить и развлечь. Но, как всякая монотонность и однообразие, наводят на сон

Кто был первым сочинителем докучной сказки — сказать невозможно. Наверное, все-таки сама жизнь подсказывает сюжеты.

Чем не сказочка:

«Утром взошло солнышко на горизонте, походило по небу, уморилось и за горизонт укатилось спать, а утром опять взошло солнышко, походило по небу, уморилось и за горизонт укатилось спать. Не начать ли сначала?»

Или, например, сказка, продиктованная бытовыми хлопотами:

«Было в доме холодно. Взяла баба дрова, затопила печь, стало в доме тепло. Прогорели дрова, остыла печь, стало в доме холодно. Взяла баба дрова, затопила печь, стала в доме тепло. Прогорели дрова… Не начать ли снова?»

Если внимательно присмотреться, то все вокруг — сплошная докука, а значит, можно использовать как сюжет. Например, для сказки на ночь. Недаром А. С. Пушкин написал: «Мне не спится, нет огня; всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный раздается близ меня…»

Сельскохозяйственный календарь

Интересную версию опубликовала литератор Мара Рушева (на proza.ru) — она считает что в знаменитой сказке речь идет об осенней уборке репы для зимнего хранения, а «ноги» соответствуют счету в днях.

Так, традиционно уборка корнеплодов начиналась на Руси на Куприяна — это 13 сентября (или 31 августа по старому стилю). Читать подробнее про перевод дат из старого стиля в новый и календари на Руси
. Длится она ровно 15 дней до так называемого дня «репореза», который приходится на 28 сентября (или 15 сентября по старому стилю). Именно к «репорезу» нужно полностью завершить всю уборку урожая.

Если сложить все дни — то есть «ноги» в сказке про Репку (5 ног за 4, 4 ноги за 3, 3 ноги за 2, две ноги за 1: 5+4+3+2+1 = 15) — мы получим 15 дней, то есть как раз разницу между Куприяновым днем и репорезом — или общий срок на протяжении которого ведется уборка этих корнеплодов.

Соответствие дней «ногам» из сказки объясняется следующим образом: в словаре В. И. Даля, есть следующие устаревшие слова:

То есть вполне возможно, что в каких-то местных говорах и диалектах (напомним, сказка была записана в Архангельской губернии) «нога» могла соответствовать «дню», так как определенные параллели со счетом времени явно прослеживаются.

Магия числа 9

Существует предположение, что до принятия христианства на Руси неделя считалась НЕ как 7-дневный период (аналог 7-дневного божественного творения), а как 9-дневный. Так, косвенное подтверждение этому есть в том же словаре В. И. Даля

Интересно, что 360 градусов в круге ровно делятся на 9, что в результате дает 40. Можно переложить это годовой календарь, который сам представляет собой круговое движение Земли вокруг солнца (=360 дней, что может быть как ошибкой древних астрономов, так и последующим замедлением вращения, приведшему к тому, что теперь дней уже стало 365), при этом если длина месяца составляет 40 дней (как указано у Даля), то месяцев в году получится как раз 9.

Соответственно, число 9 на Руси приобретает некий особый сакральный смыл — и оно действительно нередко фигурирует в разных подсчетах, отметках и поговорках:

Исходя из всего вышесказанного получается, что девятка символизирует некое завершение, полноту. Девятка — это уже нечто переходящее в новое качество, на новый уровень — «девять человек — все равно что десяток».

Некоторые авторы рассматривают эту числовую гипотезу глубже — на сакральном уровне чисел и взаимодействия различных вибраций, миров Яви, Прави и Нави. Так, первые четыре персонажа — проявленные:

  • Дед и Бабка (мир богов и/или предков) — то, что должно быть, мир богов и/или предков, мир Прави. Олицетворяют силу мужского (Дед/Сварог) и женского (Бабка/Мать Лада) начала.
  • Внучка и сучка — то, что есть, мир Яви. Олицетворяют всех ныне живущих людей и животный мир.

А пять «ног» — это некие непроявленные еще потусторонние силы Нави (темная материя?), которые также участвуют в формировании событий физического плана на Земле. Они представляют собой вибрации, намерения, непроявленную энергию.

Координация усилий первых четырех трактуется как создание порядка из хаоса, а пятерка невидимых «ног» представляет собой единство пяти стихий, что вместе (девятка) дает полноту и завершенность — то есть вибрации космоса, проявленные через конкретных творцов реализуются в Яви.

Напомним, что именно девять персонажей потребовалось для того, чтобы вытащить Репку: дед, бабка, внучка, сучка и пять ног. Однако, опять же в данной версии мы не видим никакого объяснения собственно «ног», кроме того, есть некоторые сомнения касательно того всегда ли героев в сказке именно девять, или это так лишь в версиях записанных А. Н. Афанасьевым и П. А. Бессоновым.

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни: В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей. Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

Задания для 1 класса

  • — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
  • — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
  • — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

Задания для 2, 3 и 4 классов (как и в 1-3, плюс одна книга)

— П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

Шти

Одна Шишова любушка крепко его к другой ревновала. Бранить не бранила, а однажды с горя шуточку придумала.

Поставила ему шти с огня, кипячие.

Да забылась, хлебнула поваренку на пробу и рот обварила. Не стерпела заревела.

Шиш дивится:

— Ты чего? Обожглась?

А эта баба крепка была:

— Не обожглась, а эдаки шти маменька-покоенка любила. Как сварю, так и плачу…

А Шишу в путь пора. Ложку полну хватил и… затряс руками, из глаз слезы побежали. Ехидна подружка будто не понимат:

— Что ты, желанный? Неуж заварился?

— Нет, не заварился, а как подумаю, что у такой хорошей женщины, как твоя была маменька, така дочка подла, как ты, дак слезы ручьем!
 

Шиш и трактирщица

По свету гуляючи, забрел Шиш в трактир пообедать, а трактирщица такая вредня была, видит: человек бедно одет — и отказала:

— Ничего нет, не готовлено. Один хлеб да вода.

Шиш и тому рад:

— Ну, хлебца подайте с водичкой.

Сидит Шиш, корочку в воде помакивает да посасывает. А у хозяйки в печи на сковороде гусь был жареный. И одумала толстуха посмеяться над голодным прохожим.

— Ты, — говорит, — молодой человек, везде, чай, бывал, много народу видал, не захаживал ли ты в Печной уезд, в село Сковородкино, не знавал ли господина Гусева-Жареного?

Шиш смекнул, в чем дело, и говорит:

— Вот доем корочку, тотчас вспомню…

В это время кто-то на хорошем коне приворотил к трактиру. Хозяйка выскочила на крыльцо, а Шиш к печке; открыл заслонку, сдернул гуся со сковороды, спрятал его в свою сумку, сунул на сковороду лапоть и ждет…

Хозяйка заходит в избу с проезжающим и снова трунит над Шишом:

— Ну что, рыжий, знавал Гусева-Жареного?

Шиш отвечает:

— Знавал, хозяюшка. Только он теперь не в Печном уезде, село Сковородкино, живет, а в Сумкино-3аплечное переехал.

Вскинул Шиш сумку на плечо и укатил с гусем. Трактирщица говорит гостю:

— Вот дурак мужик! Я ему про гуся загадала, а он ничего-то не понял… Проходите, сударь, за стол. Для благородного господина у меня жаркое найдется.

Полезла в печь, а на сковороде-то… лапоть!
 
 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: