Примечания
- Иванушка-Дурачок Архивная копия от 14 октября 2013 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 ). Гуманитарный словарь. — 2002
- Сказка про Ивана-дурака Украинские народные сказки (неопр.) . proridne.org. Дата обращения: 9 марта 2021.
- Будур, 2005, с. 173.
- Панченко А. М. Юродивые на Руси // Русская история и культура: Работы разных лет. — СПб.: Юна, 1999.
- Дурак — имя собственное // «Труд»
- Brüder Grimm. Kinder- und Hausmärchen. Nr.54
- Sébillot, Paul. Contes populaires de la Haute-Bretagne. Paris, 1880. P.140-145.
- Хуан дурак / Пер. Р. Л. Рыбкина // Сказки и мифы народов Филиппин. — М.: Наука, ГРВЛ, 1975. — С. 373-381.
Сказка Чудесные лапоточки
Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать.
А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт — устал.
“Дойду, — думает, — до речки; там водички попью, отдохну”.
Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает. Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку:
— Ты, дедушка, далеко ли собрался?
— Далеко, милый. Я в Москву иду. Удивился Иван:
— В Москву? Пешком? Да ты, дедушка, полгода протопаешь!
А дедушка отвечает:
— Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них, — ноги у меня сами и побегут.
Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван думает:
“Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу”.
Снял он свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы-то взял потихоньку да обулся.
Только он обулся — как подхватило-то нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе, да и понесло по дороге! Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит:
— Ноги, вы куда? Стойте!
А лапти так его и несут. Не может Иван остановиться.
Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата. Влетает в сени, — ведро опрокинул, на метлу наскочил, да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает.
“Ой, — думает, — беда. Плохо я сделал, чужое добро без спроса взял. Надо поскорее лапти сбросить!”
Развязал он лапти, скинул с ног -они и остановились. Стыдно стало Ивану.
“Как же это я дедушку-то обидел? Ой, нехорошо! Стану возвращаться — отдам ему его лапти. Ну, а уж теперь в избу пойду”.
Входит он в избу, лапти в руках несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом. Увидали Ивана и смеются:
— Ты что это: босой идёшь, а лапти в руках тащишь? Отвечает Иван:
— А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Я и снял.
Сел он за стол. А рядом с ним сосед Аким. Поглядел Аким на лапоточки. Думает: “Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном”.
Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо, сел да обулся.
Только обулся — тр-р-рах! — снесло его со ступенек и понесло по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Испугался Аким, кричит:
— Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья
выбегают. Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца, спрашивают:
-Тятенька, ты куда поскакал-то?
А Аким кричит:
— Домой бегу! А мальчики опять:
— Да что ты, тятенька? Дом-то вон где стоит, а ты куда ж это бежишь?
На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям:
— Маменьку скорее зовите!
Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху. Кричат:
— Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл, — вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется!
Побежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит:
— Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее!
Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног — ноги остановились. Повели его жена и дети под руки в избу.
— Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану.
Повалился Аким на лавку. Вдруг дверь отворяется — входят барин и кучер.
— Мужичок, — говорит барин, — мы на охоту ходили, — заблудились. Можно у тебя переночевать?
— Можно, барин, ночуй, — Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин:
— Да ты что, мужичок, больной?
— Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили.
— Какие лапти? — барин спрашивает. Аким рассказал ему, что с ним случилось.
Барин как схватит лапти — да к дверям.
— Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся!
Оттолкнул он Акима, сам скорее обувается в лапти. Только обулся — как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил:
— Держите, помогите, остановите!
А вся деревня уже спать легла, никто его не видит. И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил. А потом потащили его лапти в лес. В лесу-то темно, звери спят, только вороны:
— Каррр! Каррр! ..
В лесу река бежит — глубокая, берега высокие. Не удержался наш барин — да бултых в воду! Словно камень, ко дну пошёл. Только пузыри по воде бегут.
Потонул барин. А лапоточки-то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел.
Видит дедушка, — плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся, да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл — они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо.
Елена Прекрасная
Елена Прекрасная — в древнегреческой мифологии дочь Леды и Зевса, овладевшего ею в обличие лебедя. Елена была самой прекрасной из женщин, даже богини завидовали ей. Елену похитил герой Аттики Тесей, но её братья Полидевк и Кастор освободили Елену и вернули в дом Тиндарея. За Елену сватались множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царём Спарты.
Елена похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне.
Образ Елены Прекрасной часто встречается и в русских сказках.
Литература
- Иванушка-дурачок // Лингвострановедческий словарь
- Иванушка-дурачок // Берков В. П., Мокиенко В. М. и др. Большой словарь крылатых слов русского языка.
- Будур Н. В. Иван-дурак // Сказочная энциклопедия / общ. ред. Н. В. Будур. — М.: Олма-Пресс, 2005. — С. 281. — ISBN 5-224-04818-4.
- Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. — Л., 1974.
- Иван-дурак в русских сказках // Синявский А. Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. — М.: Аграф, 2001, с. 37-48
- Иван дурак, Иванушка Дурачок // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — ISBN 5-85270-068-1.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — М.: Лабиринт, 2000. — 336 с. — ISBN 5-87604-008-8.
- Шевцов А. А. (А. Р. Андреев, Саныч, Скоморох) Школа прикладной культурно-исторической психологии «ЖЕНИТЬБА ДУРАКА» Теория и предварительная подготовка
Читательский дневник по русской народной сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»
Название произведения: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
Число страниц: 38.
Жанр произведения: народная волшебная сказка.
Главные герои: Иван — младший сын, Чудо-юдо.
Второстепенные герои: братья Ивана, три жены Чуда-юда, мать-змеиха.
Характеристика главных героев:
Иван — Отважный, сильный и находчивый.
Сообразительный.
Один справился со всеми чудищами.
Чудо-юдо — три змея.
С разным числом голов.
Хвастливые, жестокие.
Характеристика второстепенных героев:
Братья — ленивые и сонливые. Доверчивые.
Старая змеиха — коварная, находчивая и ловкая.
Мать змеев.
Жёны змеев — злые, отвратительные.
Краткое содержание сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
Повадилось летать на русскую землю Чудо-юдо.
Решили братья пойти на бой с ним и защитить родную землю.
Добрались они до деревни разрушенной, а там только старушка выжила.
Благословила она братьев на подвиг.
Остановились братья у моста через реку Смородину.
Решили по очереди караулить.
Но уснули старшие братья и караулил один Иван.
В первую ночь победил он трёхголового змея.
Во вторую ночь убил змея с шестью головами.
Перед третье ночью предупредил братьев, чтобы не спали те, а на помощь шли.
Но уснули братья.
Тяжело пришлось Ивану в битве.
Кидал он рукавицы и шапку в избушку и разбудил братьев.
Выпустили те коня Ивана и победил богатырь змея с двенадцатью головами.
Но отправился Иван за реку на разведку.
И подслушал планы змеихи-матери и её невесток.
По дороге к дому разрубил Иван колодец, яблоню и ковёр, в которых жёны змеев превратились.
Спас тем самым братьев.
Но мать змеев превратилась в свинью, и за братьями бросилась.
Пока она решала, за кем из братьев кинуться, Иван на свинью запрыгнул и убил её.
С почётом и славой вернулись братья домой.
План сказки:
- Зло на русской земле.
- Братья едут в поход.
- Спалённая деревня.
- Мост.
- Первая ночь.
- Вторая ночь.
- Предупреждение Ивана.
- Решительная битва.
- Подслушанный заговор.
- Колодец, яблоня и ковёр.
- Битва со свиньёй.
- Возвращение.
Основная мысль сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
Главная мысль сказки заключается в том, что не только сила и храбрость нужны для того, чтоб одержать победу над врагом, но и изобретательность и хитрость.
Основная идея сказки в том, что много на Руси богатырей и всегда найдётся кому защитить её от врагов.
Чему учит сказка
Сказка учит рассчитывать только на себя и не бояться встретиться лицом к лицу с врагом.
Учит думать о дальнейшем и предугадывать действия соперника.
Учит любить свою Родину и защищать её от нападок лиходеев.
Учит быть храбрыми, отважными, мудрыми и дальновидными.
Краткий отзыв о сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была поражена мудростью обычного деревенского паренька, который сумел не просто порубить трёх змеев, но раскрыть коварные замыслы их родни.
Иван показал себя настоящим былинным богатырём, готовым грудью встать на защиту рубежей Родины.
Он был сильным, смелым, решительным. Проявил хитрость и смекалку.
Это очень интересная сказка, в которой действуют волшебные существа, есть превращения.
Поэтому она относится к жанру волшебных сказок.
Больше всего в ней мне понравился главный герой, младший брат.
Его братья были добрыми молодцами, честными и смелыми, но Иван оказался решительнее и дальновиднее.
И он не позволил сну сморить себя.
Только благодаря его усилиям удалось победить огромных змеев.
Я всем советую прочитать эту сказку, и научиться честно выполнять свои обязанности, не лениться и не перекладывать их на чужие плечи.
Пословицы к произведению:
- Противник силён, пока не повален.
- Не всякие глаза видят врага.
- Где смекнёт боец, там врагу конец.
- Врага убил — свою жизнь продлил.
- Чья храбрость, того и победа.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- «Сивка-Бурка»
- «Волшебное кольцо»
- «Летучий корабль»
- «Гуси-лебеди»
- «По щучьему велению»
- «Семь Симеонов»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Финист Ясный Сокол»
- «Баба-яга»
- «Кощей Бессмертный»
- «Царевна Несмеяна»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Занятие 7. Чудесные лапоточки.
Х о з я й к а. Отгадайте, ребятки, загадку: «Два котика, четыре хвостика». Что это? Это же лапти (показывает)! Вот они, мои котики, а вот и хвостики. Давайте, их сосчитаем. Действительно, котика два, а хвостиков – четыре. Зачем их столько? Правильно! Этими хвостиками (раньше их оборками называли) лапти к ногам привязывают. Обмотают оборку вокруг ноги, как вот дед Егор (показывает куклу в лаптях), теперь хоть иди, хоть беги, хоть на печке сиди да ногами болтай, лапти не свалятся.
Из чего сделаны лапти? (Дети трогают, делают предположения.) Лапти чаще всего плели из липового лыка. За лыком ходили весной в липовые заросли. Липок там много, они тоненькие, к свету тянутся, друг другу расти мешают. Вот такие тонкие, густо растущие деревца мастера срезали весной или в начале лета. Из древесины липки можно что-нибудь смастерить: ложки или игрушки. Она мягкая, хорошо нож слушается. А липовую кору – лыко – размачивали, разминали, очищали от коричневого слоя и нарезали на ленты. Потом начинали из этих лыковых лент плести лапти с помощью специального инструмента. Он похож на крючок, а называется – кочедык. Сидит мастер на крылечке, плетет лапоточки да напевает потихоньку:
Вот пора готовых лык,
Вот помощник кочедык…
Кочедык – вещь нужная, без инструмента лаптя не сплетешь. А без лаптей – никуда, в них раньше от мала до велика все в деревнях обувались.
Лапти плели разные. Бывали и праздничные лапти – из вязового лыка. Есть такое дерево, вяз, на нем вот такие листочки (показать). Если вязовое лыко в горячей воде вымочить, лапти получатся розовыми, нарядными.
Лапти можно плести не только из лыка. Иногда их плели из веревки, называлась такая обувь – чуни. Некоторые умудрялись даже из конского волоса плести лапти. Назывались они волосянки.
Как лапти носят: на босую ногу надевают? Нет, ногу сначала обматывают полосками ткани. Летом такие подмотки-онучи делают из легкой ткани, а зимой – из толстой или даже из меха, чтобы ногам тепло было. Внутрь лаптей стелят солому, так ногам мягче, да и лапти подольше носиться будут, а то их служба недолгая. Летом их носят всего четыре или пять дней, а потом, глядишь, они уже и порвались. Собираясь в дальний путь, крестьяне брали с собой запасные лапти. «В дорогу идти – пять пар плести», – говорили люди. Ребятишки деревенские и вовсе любили бегать босиком с весны до осени, хотя стоили лапти недорого, не больше пяти копеек.
В других странах лаптей не носили и плести их не умели. Лапти – обувь русского народа. Однажды русские лапти побывали на выставке в городе Париже, во Франции. Французы удивлялись, глядя на лапти. Одни спорили, мол, все русские ходят в такой обуви. Другие любовались лаптями и говорили: «Ну что вы! Такую красивую обувь, наверное, только по праздникам надевают!»
Русские люди носили лапти и по праздникам, и на работу. Когда приходилось работать, стоя в воде, плели лапти особенные, с дырками, неплотно пригоняя одну лычку к другой, чтобы вода в лаптях не задерживалась, а выливалась. Когда работник из воды выйдет, ноги быстро высохнут. Про такие лапти и загадка есть:
Из лыка свито дырявое корыто.
Вот еще загадка:
Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся.
Догадались, куда лапти привязывать надо, чтобы они пошли? К ногам, конечно, а не к столбику, как козу привязывают!
Есть и песня про лапти. Не слышали? Эта песня шуточная, а припев у нее вот такой (поет):
Эх, лапти да лапти, да лапти мои!
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои!
Лапти лыковые!
Вы не бойтесь носитё,
Тятька новые сплятё!
Эх, ну!
Есть и русская народная сказка про лапти, называется она «Чудесные лапоточки».
Хорошая, удобная эта обувь – лапти. Недаром так мила она была русскому народу.
Значение имени в древней Руси
В давние времена имя давалось не просто так. Его необходимо было сначала заслужить каким-либо стоящим поступком. До определенного времени у детей не было имен. В возрасте 11-12 лет они участвовали в специальных испытаниях, где каждому предоставлялась возможность проявить себя. Именно тогда дети и получали имена. Вероятно, в сказке отразился этот обычай. В ней безымянными остаются старшие братья, так как они ничем себя не проявили. Кроме имени, у героя сказки есть еще и прозвище. Он зовется крестьянским сыном. Это звучит практически как отчество. В древние времена так и представлялись: Сергей, Андреев сын, или Петр, Иванов сын и т. д. Кстати, отсюда впоследствии появились фамилии. В сказке Иван зовется крестьянским сыном. Это значит, что для автора важен тот факт, что он из крестьян.
Василиса Прекрасная
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: — Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. Затем мать поцеловала дочку и померла.
(«Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах». М., Гослитиздат, 1958)
Краткий сюжет
Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.
Главный герой — младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.
Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать…». В данном случае — «землю пахать да хлеб сеять».