О книге
Нельзя не согласиться с тем, что детская пора – это то время, которое наполнено приключениями и яркими эмоциями. Именно в этом возрасте совершаются важные открытия и приходит понимание основных жизненных истин. Детская литература становится способом легко, образно и увлекательно рассказать о самом главном.
Книга Ушинский Константин Дмитриевич «Ветер и солнце» позволит с пользой провести время за чтением, произведение относится к жанру книги для детей. Автору удается погрузить читателя в совершенно другой мир – в мир, где все окрашено яркими красками, а невозможное становится возможным. Это как раз то произведение, которое с удовольствием прочитают или услышат от своих родителей дети.
Фрагмент урока «Добро и зло». Работа с притчей «Спор ветра с солнцем»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Работа с притчей.
Тема. Добро и зло
Цель: убедить детей в огромнейшем преимуществе добра
Воспитание доброты, отзывчивости, доброжелательности, уважения к окружающим людям.
Развитие умения выделять в тексте главное. Формулировать тему. Отвечать на поставленные вопросы полными, развёрнутыми, доказательными предложениями; развитие коммуникативных навыков.
Формирование представлений о нравственности.
Эмоциональный настрой учащихся на урок.
— Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
2. Введение в тему урока.
-Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о притче «Спор ветра с солнцем». Познакомьтесь с текстом.
Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.
Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.
Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».
-Назовите главных героев. (Солнце и Ветер.)
— А человек? (Человек в данной притче просто объект спора.)
— Ни на какие странности в написании слов не обратили внимания? (Слова «Солнце» и «Ветер» написаны с большой буквы.)
— А как вы думаете, почему? (Имена собственные; в данном случае подразумеваются конкретные люди с конкретными чертами характера.)
Работа над пониманием притчи
-Что затеяли солнце и Ветер? (Они затеяли спор.)
— О чём был спор? (О том, кто из них сильнее.)
-Что сказал Ветер? («Я сейчас вмиг сорву с него плащ!»)
-И что начал делать? (Дуть. «Он дул очень сильно и долго.»)
— Удалось ли ему сорвать плащ? Почему? (Нет. Человек плотнее закутывался.)
— Какой герой дальше приступил к выполнению задания? (Солнце.)
-Как оно решило действовать? (Оно начало пригревать путника.)
— И…что начал делать путешественник? («Сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащи понёс его на руке».)
— Какие слова произнесло солнце? («Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием.»)
-Скажите, какой художественный приём применили для создания этой притчи? (Олицетворение.)
— Традиционными ли свойствами и чертами характера наделены в данной притче Солнце и Ветер? (Однозначно утверждать нельзя, т.к. бывает по- разному. Солнце- отрицательный персонаж, ветер- наоборот- положительный.)
— Что в этой притче олицетворяет Солнце, а что Ветер? (Солнце- добро, ласка, а Ветер- зло, насилие.)
-Найдите в этой притче те слова, ради которых она была придумана. («Добром и лаской можно добиться гораздо большего, чем насилием».)
-Скажите, а вы согласны с таким выводом?
— Приведите примеры из жизни, которые бы проиллюстрировали этот вывод.
— Лично вы, какое больше любите обращение?
-А как вы сами обращаетесь с другими людьми?
— Перед вами пословицы. Выберите те, которые наиболее подойдут к данной притче.
*Лучше худой мир, чем хорошая война.
*Ласковое дитя двух маток сосёт.
*Как аукнется, так и откликнется.
*Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
Домашнее задание. Написать рассказ, который бы отразил основную идею притчи «Добром и лаской можно добиться гораздо большего, чем насилием».
Притча о споре между Ветром и Солнцем
Однажды Солнце и северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Решили они помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. — Посмотри, как я налечу на него и мигом сорву с него плащ!- Сказал ветер и начал дуть, что было мочи.
Но чем больше старался Ветер, тем крепче кутался путешественник в свой плащ. Он ворчал на непогоду, но продолжал свой путь. Ветер свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что плаща ему не сорвать.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за туч, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного замёрзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, путешественник приободрился, благословил Солнце, снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом! – Сказало кроткое Солнце сердитому Ветру.
С этой книгой читают
Восход солнцаХантер Эрин
Таинственная смерть одного из воителей Грозового племени перессорила соплеменников, хотя главный секрет так и остался нераскрытым.
Воробей намерен выяснить, кто…
4.7
(1)
На восток от солнца, на запад от луны: Норв. сказки и преданияАсбьёрнсен Петер Кристен
Из сказок и преданий, собранных и обработанных норвежским писателем и учёным Петером Кристеном Асбьёрнсеном, в данный сборник включены двенадцать. Норвежская народная…
4.9
(3)
Река ветраЛаски Кэтрин
Корин, Сорен и Лучший в мире клюв отправляются в путешествие по Реке ветра на поиски удивительного царства, населенного загадочными совами. Тем временем Эглантина и…
4.6
(3)
Ступеньки, нагретые солнцемМатвеева Людмила Григорьевна
Повесть о школьной жизни, о пионерских делах, о преемственности поколений.
Тимка любит сидеть на ступеньках, нагретых солнцем. Тимка любит мечтать и размышлять обо…
4.6
(5)
Внуки СолнцаГетман В. С.
Астероиды, кометы, метеорные тела, знаменитая комета Галлея, тысячи небесных камней, забитых в Землю космическими ударами, потрясающие воображения болиды, ливни…
5
(2)
Рябиновое солнцеВостоков Станислав Владимирович
Сборник рассказов «Рябиновое солнце» продолжает лучшие традиции отечественной прозы для детей. Лирические истории Станислава Востокова и иллюстрации Марии Воронцовой…
4.4
(1)
Ватага «Семь ветров»Симон Львович Соловейчик
Повесть о современной школе. Автор исследует жизнь классного коллектива, показывает ее в противоборство желаний и характеров. Вместе с учениками педагоги стараются…
4.3
(4)
Ночной ветерЖелезников Владимир Карпович
В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают герои, о том,…
3.6
(4)