Читать «сказание о белгородском киселе» онлайн

Краткое содержание

Шла «беспрерывная великая война» русского народа и печенегов. Князь Владимир отправился в Новгород за подмогой – просить северных братьев-князей выделить ему войско для борьбы с проклятыми кочевниками. Узнав о том, что Белгород оказался без защиты, печенеги тут же взяли его в осаду. Печенегов было великое множество, и они надежно контролировали малейшие подступы к Белгороду – «и затянулась осада города, и был сильный голод».

Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам: помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.

Узнав о решении собрания, один убеленный сединами старец попросил старейшин потерпеть еще три дня и делать все в точности так, как он велит. Старец попросил народ собрать «хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей», приготовить болтушку и поставить ее на дно глубокого колодца. Также старец повелел выкопать еще один колодец, и поставить на дно кадь со сладкой медовой сытой.

На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались: они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.

Горожане показали своим врагам, что им не страшна никакая осада, поскольку их кормит родная матушка-земля. Они показали удивленным печенегам, как из земли они черпали ведрами густой кисель и сладкий мед. Белгородцы угостили печенегов этими яствами, и те поняли, что никогда им не удастся захватить город. Они «поднялись и пошли от города восвояси».

И что в итоге?

Старец — придумывает решение, как показать печенегам непобедимость города и вынудить их уйти.

Жители Белгорода — благодаря решению старца спасаются от осады печенегов.

Печенеги — увидев, что белгородская земля даёт жителям кисель и мёд, понимают, что им не удастся захватить город, и отступают.

Заключение

Старинное сказание учит любить свою землю, свой народ и никогда не опускать руки даже в самых сложных жизненных ситуациях. Белгородцы были близки к поражению, но природная смекалка позволила им не только спастись от голода, но и избавиться от врагов.

После ознакомления с кратким пересказом «Сказания о белгородском киселе» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

О чем рассказывают летописи?

Про­чи­тай­те фраг­мент ле­то­пи­си:

В лето 6534. Ӕрос­лавъ сь­во­ку­пи воӕ многы . и приде 3 Кыєву . и ство­ри миръ с бра­томъ сво­имъ . Мьсти­сла­вомъ . оу Го­ро­дь­цаА. и раздѣлиста и Б4 по Днѣпръ . Рус­кую землю 5 . Ӕрос­лавъ приӕсу 6Впе­рёд. а Мьсти­славъ ѡну . и на­ча­ста жити . мирио . и вь бра­то­лю­бьи 7 . и пре­ста В оусо­би­ча Г и мѧтежь . и быс̑ ти­ши­на . ве­ли­ка в земли Д

В лѣт̑ . ҂s҃. . ф҃ . л҃е . Родисѧ тре­тии сн҃ъ . Ӕрос­ла­ву . и на­ре­че имѧ єму Ст҃ославъ .

В лето 6537 мирно 8 лѣт̑9

В лѣт̑. ҂s҃ . . ф҃ . . л҃и . сего лѣта . иде Ӕрос­лавъ на Чюдь . и побѣди ӕ . и по­ста­ви го­родъ Юрьєвъ 12. в се же времѧ . оумре АБо­ле­сла­ву 13 Ве­ли­ко­му 14 в 15 Лѧхѣхъ 16 . и быс̑ мѧтежь ве­ликъ 17 в Лѧдь­скои земли . и вь­став­ше людьє . из­би­ша єпс̑пы . и попы и боӕры 18 своӕ . и быс̑ мѧтежь . вь нихъ ❙

Каж­дая ле­то­пис­ная ста­тья на­чи­на­ет­ся сло­ва­ми «В лето…» , после ко­то­рых из­ла­га­ют­ся со­бы­тия, слу­чив­ши­е­ся в этот год.

Толь­ко год на­зы­ва­ет­ся стран­ный 6534, 6535. А мы живем в двух­ты­сяч­ных. Дело в том, что ле­то­пис­цы вели счет от со­тво­ре­ния мира, а со­вре­мен­ный ев­ро­пей­ский ка­лен­дарь счи­та­ет время от рож­де­ства Хри­сто­ва.

До 1 ян­ва­ря 1700 г. в Рос­сии при­ме­ня­лось Ви­зан­тий­ское ле­то­ис­чис­ле­ние, ко­то­рое ве­лось «от со­тво­ре­ния мира». Этот рас­чет был при­нят при про­стом по­го­до­вом пе­ре­сче­те со­бы­тий свя­щен­ной ис­то­рии от Адама до на­ше­го вре­ме­ни. Год со­тво­ре­ния мира, 5509 до нашей эры, был рас­счи­тан кон­стан­ти­но­поль­ски­ми тол­ко­ва­те­ля­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния в 353 году по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция. 19 де­каб­ря 1699 года царь Петр I под­пи­сал указ «О пи­са­нии впредь ген­ва­ря с 1 числа 1700 года во всех бу­ма­гах лета от Рож­де­ства Хри­сто­ва, а не от со­тво­ре­ния мира».В Ев­ро­пе это ле­то­ис­чис­ле­ние – от рож­де­ства Хри­сто­ва (года Гос­под­ня Anno Domini) вве­де­но рим­ским мо­на­хом Ди­о­ни­си­ем Малым в 525 г.

В 1582 году по рас­по­ря­же­нию рим­ско­го папы Гри­го­рия 13 был раз­ра­бо­тан Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, к 18 веку на ле­то­ис­чис­ле­ние по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю пе­ре­хо­дят боль­шин­ство ев­ро­пей­ских стран. А Рос­сия до 1918 года жила по юли­ан­ском ка­лен­да­рю, вве­ден­но­му еще до нашей эры Гаем Юлием Це­за­рем. К 1918 году раз­ни­ца между юли­ан­ским и гри­го­ри­ан­ским ка­лен­да­рем со­став­ля­ла 13 дней и все уве­ли­чи­ва­лась. По­это­му было ре­ше­но пе­рей­ти на об­ще­ев­ро­пей­ский ка­лен­дарь. И 1918 год на­чал­ся с 13 ян­ва­ря. Имен­но по­это­му мы до сих пор празд­ну­ем ста­рый новый год в ночь с 13 на 14, хотя пра­виль­нее было бы уже с 14 на 15 празд­но­вать.

Каж­дый ле­то­пи­сец на­чи­нал по­вест­во­ва­ние с самых дав­них вре­мен: от со­тво­ре­ния мира, пе­ре­пи­сы­вал нема­лую часть Биб­лии и труды своих пред­ше­ствен­ни­ков. Ле­то­пис­цем, как пра­ви­ло, был монах, по­это­му, рас­ска­зы­вая об ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях, он судит о них как хри­сти­а­нин и все со­бы­тия со­от­но­сит с теми, ко­то­рые были опи­са­ны в Биб­лии.

По­че­му же каж­до­му ле­то­пис­цу было так важно на­чать с на­ча­ла? По­че­му было про­сто не про­дол­жить рас­сказ?

В Древ­ней Руси че­ло­век не мог ото­рвать со­бы­тие на­сто­я­щее тех, что ему пред­ше­ство­ва­ли, на­сто­я­щее – это толь­ко звено в цепи, свя­зы­ва­ю­щей про­шед­шее и бу­ду­щее. «Вос­ста­нав­ли­вая ход рус­ской ис­то­рии, ле­то­пис­цы стре­ми­лись свя­зать эту ис­то­рию Руси с ис­то­ри­ей ми­ро­вой, по­нять ее как часть все­мир­ной ис­то­рии»

«Раз­ви­ва­ет­ся свое­об­раз­ное «па­но­рам­ное» зре­ние. Ле­то­пи­сец видит Рус­скую землю как бы с боль­шой вы­со­ты. Он стре­мит­ся вести по­вест­во­ва­ние о всей Рус­ской земле, сразу и легко пе­ре­хо­дит от со­бы­тий в одном кня­же­стве к со­бы­ти­ям в дру­гом – на про­ти­во­по­лож­ном конце Руси» Д.С.Ли­ха­чев

Па­но­ра­ма – от гре­че­ско­го «ви­деть все»

«По­весть вре­мен­ных лет» за­кан­чи­ва­ет­ся 6621 годом (по со­вре­мен­но­му ле­то­ис­чис­ле­нию 1113 годом), ори­ги­нал ее был утра­чен, и она со­хра­ни­лась толь­ко как часть дру­гих ле­то­пи­сей: Лав­рен­тьев­ской и Ипа­тьев­ской.

По­это­му ле­то­пись – это все­гда свод, так как в ней сво­дят­ся, со­еди­ня­ют­ся тек­сты раз­ных про­из­ве­де­ний (ле­то­пи­сей, до­ку­мен­тов, житий свя­тых, уст­ных на­род­ных пре­да­ний с тек­стом, при­над­ле­жа­щим са­мо­му ле­то­пис­цу).

Читать онлайн «Сказание о белгородском киселе»

«Сказание о белгородском киселе»

(Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев)

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».

. Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили влатки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.«Сказание о белгородском киселе»

(Современное изложение)

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече и сказали:

— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами …

План и языковые особенности

Для того чтобы легче было пересказать легенду, можно составить сложный план. Вот примерные пункты:

  1. Город в осаде печенегов.
  2. Народное вече: а) белгородцы решают сдаться; б) совет мудрого старца.
  3. Колодцы с волшебным снадобьем.
  4. Удивление врагов.
  5. Печенеги отходят.

Текст «Сказания…» небогат языковыми средствами. В этом он немного похож на разговорный стиль. Иногда встречаются эпитеты: «сильный голод», «великая война», «пресладкая сыта». Сравнения и метафоры отсутствуют, но предание не выглядит бедным. С помощью историзмов автор передаёт реалии той эпохи. Он использует слова: вече, восвояси, сыта, латки, корчага, князь.

Особенности жанра и сюжета

Древнее произведение относится к жанру предания. Ему характерен простой сюжет. В основе лежат реальные события. Но в названии говорится, что это сказание, так как в нём присутствуют и вымышленные эпизоды. Вот поэтому оно так похоже на сказку.

Сказанием принято называть произведения фольклорного характера. Предание является его разновидностью. К нему также относятся былины. За основу таких произведений берутся исторические события.

Сюжет сказания простой, в нём чётко прослеживаются все элементы композиции:

  1. Экспозиция. Рассказывается об условиях, в которых происходят основные события.
  2. Завязка. Печенеги взяли в облогу город.
  3. Развитие действия. Начинается голод, жители решают сдаться. Старец даёт мудрый совет.
  4. Кульминация. Горожане зовут печенег и показывают кисельные колодцы.
  5. Развязка. Враги поверили в хитрость белгородцев и отступили.

Автор Нестор Летописец

«Сказание о белгородском киселе»

(Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев)

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем». Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

«Сказание о белгородском киселе»

(Современное изложение)

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече и сказали:

— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Степные народы

Если вы хотите окунуться в далекие времена Киевской Руси, прочтите «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание начнем с того, как печенеги пришли однажды к Белгороду. Во времена Киевской Руси степные народы часто нападали на это государство. Печенеги также пришли с войной, однако приступом взять город не смогли. Тогда они окружили его и стали осаждать.

Хитрость

В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам.

Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси.

Народ возгласил, что желает сдаться печенегам и позволит им умертвить, кого пожелают, а кого захотят – отпустить, ведь такой выход лучше, чем верная смерть от голода.

Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса.

Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов.

Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли.

Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.

Примечания

«Сказание о белгородском киселе» — литература, которая относится к «Повести временных лет». Чтобы понять ее, следует знать значение некоторых древнерусских слов.

К примеру, латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой. Белгород – это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.

Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.

«Сказание о белгородском киселе» сочинил русский народ и передавал его последующим поколениям. Простые люди стали авторами множества сказаний.

Именно они стали первым народным творчеством и легли в основу Российского государства, его культурного и художественного воплощения. В преданиях отражены различные народные идеалы, среди которых любовь к родине, находчивость и ум.

Теперь вы знаете, о чем повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание былины мы привели выше.

Православный портал

Народным преданием в летописи является «Сказание о юноше-кожемяке» (год 992). В нем говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки Трубеж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и «не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу». И предложил печенежский князь Владимиру: «выпусти ты своего воина, а я — своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И послал Владимир глашатаев со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?», но никого не нашлось. Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень «велик и страшен». В сказании повествуется, как вызванные на единоборство русские тщетно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю, как затем начал «тужить» Владимир, посылая ко всем воинам гонцов, и как, наконец, объявился некий старый муж и рассказал Владимиру о своем оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном. Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей. Это был Никита Кожемяка. «И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста». Автор рассказывает, как «схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их» 1 .

Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации 2 , враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.

Устное предание стало основой летописного рассказа о белгородском киселе. «Сказание о белгородском киселе» — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и «не давали выйти из города, и был в городе сильный голод… И затянулась осада города». Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. «И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”». Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а «собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой». На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане» 3 . И враги ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, «чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.

Популярные сегодня пересказы

  • Свет в августе — краткое содержание романа Фолкнера В произведении довольно ярко и точно писатель описал нравы жителей Юга Америки Одна из героинь романа, Лина Гроув, после смерти родителей вынуждена жить в семье брата
  • Мой лейтенант — краткое содержание романа Гранина Жанровая направленность произведения представляет собой реалистическую прозу, основной тематикой которой является изображение событий Великой Отечественной войны с точки зрения обыкновенного солдата
  • Мороз, Красный нос — краткое содержание поэмы Некрасов В произведении Некрасова «Мороз, Красный нос» рассказывается о том, как в одной из крестьянских изб умер кормилец и глава семьи Прокл Севастьянович. Мать начала заниматься похоронами для сына
  • Метро 2033 — краткое содержание романа Глуховского Шёл 2033 Год. С начала Третьей Мировой войны прошёл уже 21 год. После ядерной атаки в 2012 году земля стала радиоактивной, её заселили множество мутантов, из несколько миллионов жителей Москвы

Текст книги «Кисель»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Кисель

***

Сварила кухарка кисель и на стол поставила. Скушали кисель господа, сказали спасибо, а детушки пальчики облизали. На славу вышел кисель; всем по нраву пришелся, всем угодил. «Ах, какой сладкой кисель!», «ах какой мягкой кисель!», «вот так кисель!» – только и слов про него. – «Смотри, кухарка, чтобы каждый день на столе кисель был!» И сами наелись, и гостей употчевали, а под конец и прохожим на улицу чашку выставили. «Поешьте, честные господа, киселя! вон он у нас какой: сам в рот лезет! Ешьте больше, он это любит!» И всякий подходил, совал в кисель ложкой, ел и утирался.

Кисель был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели. Напротив того, слыша общие похвалы, он даже возмечтал. Стоит на столе да знай себе пузырится. «Стало быть, я хорош, коли господа меня любят! Не зевай, кухарка! подливай!»

Долго ли, коротко ли так шло, только стал постепенно кисель господам прискучивать. Господа против прежнего сделались образованнее; даже из подлого звания которые мало-мальски в чины произошли – и те начали желеи да бламанжеи предпочитать.

– Помилуйте! – говорит один, – что хорошего в этом киселе? разве это еда? попробуйте, какой он мягкой, да слизкой, да сладкой!

– Отдадимте, господа, кисель свиньям! – подхватил другой, – а сами уедем на теплые воды гулять! Нагуляемся вдосталь, а там, если уж это непременно нужно, и опять домой воротимся кисель есть.

Что же! свиньи так свиньи – право, киселю все равно, в каком ранге особа его ест. Лишь бы ели. Засунула свинья рыло в кисель по самые уши и на весь скотный двор чавкотню подняла. Чавкает да похрюкивает: «Покатаюся, поваляюся, господского киселя наевшись!» Сытости, подлая не знает; чуть замешкается кухарка, она уж хрюкает: «Подливай!» А ежели скажут: «Был кисель, да весь вышел», – она и по углам, и по закоулкам, и под навозом мордой вышарит и уж где-нибудь да отыщет.

Ела да ела свинья и наконец все до капли съела. А господа между тем гуляли-гуляли, да и догулялись. Догулялись и говорят друг другу: «Теперь нам гулять больше не на что; айда домой кисель есть!»

Приехали домой, взялись за ложки – смотрят, ан от киселя остались только засохшие поскребушки.

И теперь все – и господа, и свиньи – все в один голос вопиют:

– Ели мы кисель, а про запас не оставили! Чем-то на будущее время сыты будем! Где ты, кисель? ау!

1855

Значение фразеологизма

Выражение «Белгородский кисель» — синоним хитрости, ловкого обмана. Надо сказать, что это русский вариант троянского коня.

Возможно, с ним связана близкая по значению идиома «кисель варить», то есть обманывать, лукавить, мутить воду.

В разговорной речи выражение встречается редко. Разве что знатоки истории и древнерусской литературы перешучиваются, используя эту фразу. «Почитайте, батюшка, мою новую монографию!» — обратится один искусствовед к другому.

«Ну, что это вы, коллега! Какой-то белгородский кисель развели! Ни одна гипотеза ваша не подтверждена!» — ответит ему через неделю внимательный оппонент.

И всё же белгородским киселём следует называть не любое искажение истины, а только ложь во благо. Сейчас объясним почему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector