«Сказка про козла»: краткое содержание
Пьеса-сказка Самуила Маршака рассказывает историю козла, которые долгие годы жил у деда с бабкой во дворе. Однажды он услышал, как хозяева жалуются на старость и немощность. Им уже тяжело вести хозяйство самостоятельно, а детей и внуков, которые могли бы помочь, нет. Тогда козёл предлагает им свою помощь. Дед с бабкой удивлены тем, что их козёл умеет разговаривать, но дают своё согласие.
Козёл готовит деду с бабкой обед, кормит их и укладывает спать. Пока старики засыпают, он поёт им колыбельную песню и прядёт. Потом он решает пойти в лес за грибами, поскольку с утра был дождь. В поисках грибов козёл заходит в чащу, где на него нападает семеро голодных волков. Завязывается потасовка, в ходе которой козёл успешно отбивается от своих многочисленных врагов. В этом момент он слышит голоса деда и бабки, которые зовут его. Они проснулись, увидели, что козла нет, и пошли его искать. Козёл пугает волков, рассказывает им, что его хозяин — человек суровый и он не будет с ними церемониться. Волки в страхе убегают. Дед с бабкой находят своего любимца, и они все вместе возвращаются домой.
Лучшие произведения и стихи
- Автобус номер двадцать шесть
- Багаж
- Вот какой рассеянный с улицы Бассейной
- Где обедал воробей?
- Гроза ночью
- Двенадцать месяцев
- Декабрь
- Детки в клетке
- Дождь
- Дом, который построил Джек
- Друзья-товарищи
- Имена
- Как поработала зима!
- Королева Элинор
- Кот и лодыри
- Кошкин дом
- Круглый год
- Ландыш
- Ледяной остров
- Лес
- Мальчик из села Поповки
- Мастер-ломастер
- Мороженое
- Мы знаем: время растяжимо
- Мяч
- Перчатки
- Пожар
- Почта
- Про все на свете
- Пудель
- Разговор с внуком
- Рассказ о неизвестном герое
- Сказка о глупом мышонке
- Сказка про козла
- Словарь
- Старуха, дверь закрой
- Старушка
- Тает месяц молодой
- Тихая сказка
- Усатый-полосатый
- Февраль
- Хороший день
- Школьнику на память
Мнения читателей
«Сказка про козла» — одно из самых известных произведений Маршака. Оно изучается учениками начальной школы на уроках литературного чтения. Дети с удовольствием его читают и анализируют. Нередки случаи, когда на основе этой пьесы-сказки ставятся школьные спектакли.
Интересный сюжет, понятный юным читателям, типичные для русских народных сказок герои, яркая и выразительная речь, стихотворная форма — вот то, что привлекает детей на протяжении нескольких десятилетий.
Русские народные сказки являются частью фольклора, как и пословицы
. В прежние времена сказки передавались из уст в уста, так они и дошли до нас. Меткие, мудрые изречения, полюбившиеся народу, из сказок
переходили в разговорную речь и становились пословицами. Помимо этого, в сказках есть так называемые присказки — словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествование, часто повторяемые в сказке слова и выражения, приговариваемые без большого толку и значения. Приведем фрагмент из книги Владимира Ивановича Даля «Пословицы и поговорки русского народа»:
«В сказках таких условных приговорок много: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли»; «За тридевять земель, в тридесятом государстве» и пр. Как простые, так и сказочные пустоговорки иногда обращаются в пословицу, заключая в себе условный смысл; например: «Я бы и тово, да, вишь, жена-то не тово; ну, уж и я растово»; о пустом, грозном начальнике: «Проскакал выше лесу стоячего, ниже облака ходячего»; о строгости и непотачке кому: «Он тише воды, ниже травы стал» и пр.
- Пословицы из сборника Даля,
- Пословицы со словом «сказка»,
- Сказки, в которых встречаются пословицы,
- Пословицы, подходящие к сказкам.
Продажа документов с гарантией
Чтобы быстро получить настоящий диплом университета или техникума, выбирайте надежную компанию для заказа документа. Занимаемся дистанционной продажей корочек более десяти лет, поэтому гарантируем своим клиентам:
- Покупку без предоплаты;
- Печать на официальных бланках;
- Грамотное заполнение;
- Полную конфиденциальность;
- Бесплатную доставку.
В нашей фирме можно заказать оригинальный диплом, который не отличается от подлинника. Доставляем заказы курьерами, оплату принимаем после получения и осмотра посылки.
Продаем документы Вузов, дипломы о среднем специальном и начальном образовании, аттестаты школ, академические справки, удостоверения о повышении квалификации и другие образовательные бумаги.
Сказка про козлика
Жил-был у бабушки серенький козлик. Пошел он однажды в лес погулять зверей посмотреть, себя показать. А навстречу ему — волки. — Привет, старик! — говорят. — Куда топаешь?
Козлик чуточку струхнул, но ему было приятно, что такие взрослые волки с ним, как с равным, разговаривают, и это придало ему смелости.
— Здравствуйте, ребята! — сказал он, по примеру волков клацнув зубами. — Вот вышел немного проветриться.
— Прошвырнемся? — спрашивают волки. Козлик не знал, что такое «прошвырнемся», но догадался, что волки приглашают его в компанию.
— Это можно! — тряхнул он едва пробивающейся бородкой.
— Тогда подожди здесь, — говорят волки. — Тут одно дело есть. Мы мигом.
Отошли в сторонку и советуются, как с козликом быть: сейчас сожрать или на завтра оставить?
— Вот что, мальчики, — говорит один. — Жрать его нет смысла. Каждому на зуб — и то не хватит. А в селе у него приличные связи, они нам всегда сгодятся. Отпустим его. Хорошо иметь своего козла отпущения.
Вернулись волки к козлику.
— Слушай, старик, нужна помощь. Мотнись в село, приведи кого-нибудь из приятелей. Пошел козлик, привел двух баранов.
— Вот, знакомьтесь, — говорит, — это мои приятели.
Стали волки с баранами знакомиться — только шерсть с баранов полетела. Козлик хотел было остановить волков, но побоялся, что они его засмеют, что скажут: «Эх ты, бабушкин козлик!», и не остановил, а только сердито боднул баранью тушу.
— Ишь ты, какой кровожадный! — с уважением заметили волки и этим окончательно покорили козлика.
— Подумаешь — два барана! — сказал он. — Я могу еще больше привести, если надо.
— Молодец, старик! — похвалили его волки. — Давай, веди еще!
Побежал козлик.
Но едва прибежал в село, его схватили и бросили в сарай: кто-то видел, как он баранов в лес уводил.
Услышала бабушка, что козлика ее посадили, и — в колхозное правление.
— Отпустите его, — просит, — он еще маленький, несовершеннолетний.
— Да он двух баранов загубил, твой козлик, — отвечают бабке в правлении.
Плачет бабушка, просит, домой не идет. Что с ней делать — отдали ей козлика.
А козлик, не успел еще на порог дома ступить — снова в лес. Волки его уже ждали.
— Ну что, где твои бараны? — спрашивают.
Стыдно было козлику рассказывать, как бабушка его выручала.
— Я сейчас, — говорит он волкам. — Вы только подождите. Я их приведу, вот увидите.
Опять привел, опять попался. И опять его бабушка выручила. А потом бараны умнее стали: не хотят водиться с козликом, не верят ему.
Злятся волки, подтягивают животы. Смеются над козликом:
— Тоже, герой нашелся! Сказано — бабушкин козлик!
Обидно козлику, а что делать — не знает.
— Ты нас к бабке своей сведи, — предлагают волки. — Может, она нас хоть капустой угостит. Да и неудобно, что мы с ней до сих пор не знакомы.
— И верно! — обрадовался козлик. — Бабка у меня хорошая, она вам понравится.
— Конечно, — соглашаются волки. — Еще как понравится!
— И капуста понравится, — обещает козлик.
— Ну, это тебе видней, — уклончиво отвечают волки.
Привел их козлик домой.
— Вы пока знакомьтесь с бабушкой, а я сбегаю в огород, капусты нарву.
— Валяй, — говорят волки. — Мы здесь сами найдем дорогу.
Побежал козлик. Долго не возвращался. Известное дело — пусти козла в огород!
Когда принес капусту, волков уже не было. Не дождались они — ушли. Не было и бабушки. Бегал козлик по дому, искал ее, звал — да где там! Остались от бабушки рожки да ножки.
Стихи про коз
Плут и прут (Ладонщиков Георгий)
Козел забрался в огород. Его поймали там, И вот Лозовой хворостиной Надрать решили спину. Козел взмолился: «Братцы! Я сам могу убраться. Сюда зашел случайно я, Капусту съел нечаянно! Я глуп, Я сер. Простите! Прошу вас, отпустите!»
«Э, нет!.. — Лозовый свистнул Прут. — Теперь за все ответишь, Плут!»
Козленок (Георгий Граубин)
Был дедушкин козлёнок Смирнее, чем котёнок: Ел травку возле дома, Во дворике лежал; Не досаждал соседу, Покорно слушал деда, На бабкин зов к обеду С готовностью бежал.
Но стал он бородатым Лохматым и рогатым И днюет и ночует В капусте за селом.
Съел брюкву у соседа, Поддел рогами деда. Что сделалось с козлёнком? Козлёнок стал козлом!
Рисунок В. Сутеева
Стельмах Михайло
Мастерил козёл — тук-тук! — В марте борону да плуг. А когда апрель пришёл, Огород вспахал козёл. Посадил он для козлят И капусту и салат.
Статья по теме Загадки про коз (для детей)
А прилежные козлята Для козла у самой хаты Посадили огурцы. Вот какие молодцы!
Коза (И. Махонина)
Живёт коза. Коза живёт В сарае у болота. Жуёт коза, коза жуёт — И вся её работа! Зову козу, зову, зову, Она не отвечает… Зато трава, трава внизу Заметно убывает! Жуёт коза, коза жуёт Растения болотные. Не зря, не зря коза живёт — Молочное животное!
А. Босев
Скачет шустрая коза, Непоседа-егоза. Скок-поскок, Скок-поскок,
С бугорка на бугорок. Над кустами, Над мостами. Над лужком. Над бережком!
Вот так шустрая коза. Не коза. А стрекоза!
Перевод с болгар В. Викторова и Л. Кондрашенко
Козочка (Бродский Александр)
С колокольчиком на шее, Динь-дилень, Динь-дилень, В поле козочка пасётся Целый день, Целый день. У неё рога большие — Вот такие, Вот такие! К нам приходит вечерком С молоком, С молоком.
Коза (А. Насимович)
У нашего соседа Была коза-дереза, Непоседа. Хвостик — Через мостик, Бока — в репей, И пошла поскорей.
— «Куда, коза? Куда, дереза?» — Сердить народ Иду в огород — По капусту.
— «Ах, быть тебе пусту!» Уж и били козу, Козу-дерезу, Били липой, Да та со скрипой, Били бузиной, Да та с пустиной, А палкой Козу бить жалко.
Тут коза-дереза — Брык ногами, Швырк рогами И в нос, и в бок, А сама — скок! — И опять в капусту, — Чтоб быть козе пусту!
Козел и зима (Н. Саконская)
С нашей Лайкой Никто не знаком? Похожа Лайка На снежный ком.
Лайка не злая И не со зла Визжит и лает Она на козла.
А вот козел Ужасно зол, Не рад зиме, Ворчит он: «М-м-е-е!.. Зачем чуть свет Нападал снег? Зачем летит Кружит везде И у копыт, И в бороде?»
А тут еще Лайка, Хоть не со зла, Скачет и лает На козла. Визжит, хлопочет, Пылит снежком, Сама — точь-в-точь Как снежный ком!..
Библиография
Произведения С. Маршака:
Детские сказки:
- «Двенадцать месяцев» (пьеса, 1943)
- «Горя бояться — счастья не видать»
- «Радуга-дуга»
- «Умные вещи» (1964)
- «Кошкин дом» (первый вариант 1922)
- «Теремок» (1940)
- «Мельник, мальчик и осёл».
- «Сказка о глупом мышонке».
- «Сказка про короля и солдата».
- «Про двух соседей».
- «Лошади, хомяки и куры».
- «Сказка об умном мышонке».
- «Отчего кошку назвали кошкой».
- «Кольцо Джафара».
- «Курочка Ряба и десять утят».
- «Старуха, дверь закрой!»
- «Пудель».
- «Багаж».
- «Хороший день».
- «Отчего у месяца нет платья».
- «Где обедал воробей?»
- «Волга и Вазуза».
- «Кот-скорняк».
- «Лунный вечер».
- «Усатый-полосатый».
- «Храбрецы».
- «Угомон».
- «Разговор».
- «В гостях у королевы».
- «Что я видел».
- «Сказка про козла».
- «Доктор Фауст».
- «Кот и лодыри».
Дидактические произведения:
- «Пожар»
- «Почта»
- «Война с Днепром»
Критические, сатирические работы:
- Памфлет «Мистер Твистер»
- «Вот какой рассеянный»
Поэмы:
«Рассказ о неизвестном герое»
- «Почта военная»
- «Быль-небылица»
- «Круглый год»
- «Урок родного языка»
- «На страже мира»
Личная жизнь
Жену Софью Михайловну Мильвидскую юный писатель встретил во время значимой для его жизни поездки по Ближнему Востоку. На учебу в Лондон молодые люди поехали уже семьей. До конца жизни Софья Михайловна оставалась для супруга верным другом и музой.
Самуил Маршак и его жена Софья
Современники отмечали, что супруги, несмотря на разницу темпераментов и характеров, прекрасно дополняли друг друга. Маршак — творческая личность, отличался вспыльчивым нравом, импульсивностью, а Софья Михайловна — истинный «технарь» по складу ума, обладала рассудительностью, спокойствием и взвешенностью разума.
Кстати сказать, Самуил Яковлевич страдал невозможной рассеянностью. Говорят, что рассказ о человеке с улицы Бассейной поэт писал с самого себя.
Лучший друг советской детворы сам не раз сталкивался с трагедиями, связанными с собственными детьми. В 1915 году первенец супругов Маршаков, годовалая дочка Натанаэль, опрокинула на себя кипящий самовар. От полученных ожогов малышка скончалась.
Самуил Маршак с семьей
Через два года после трагедии на свет появился сын Иммануэль, а в 1925 — Яков. Неудивительно, что муж с женой буквально тряслись над детьми. Кстати, «Сказка о глупом мышонке» написана поэтом за одну ночь, чтобы заработать денег на лечение Иммануэля в Евпатории.
К сожалению, младший сын Яков погиб от туберкулеза в 21 год. Старший сын прожил полноценную жизнь, стал успешным физиком, разработавшим методику аэрофотосъемки. Параллельно мужчина занимался переводами.
Самуил Маршак и его сын Иммануэль
Добрый и отзывчивый по характеру, Самуил Маршак в непростые годы репрессий и гонений на творчество писателей как мог защищал коллег по перу. Не страшась, поэт обращался к высоким лицам НКВД, высказывался в защиту произведений И. А. Бродского, А. И. Солженицына.
Возникали попытки обвинить в космополитизме и Маршака. Кроме того, поползли слухи о том, что в стихах для детей зашифрованы каббалистические призывы. Будучи потомственным евреем, писатель изучал Талмуд, есть сведения о написании поэтом сионистских стихов, но в детских книгах это, разумеется, не находило отражения.
Детство и юность
Самуил Яковлевич родился в еврейской семье 22 октября (по новому стилю 3 ноября) 1887 года. Семья происходила от древнейшего рода исследователей Талмуда. Отец мальчика — химик, работавший на мыловаренном заводе, мать — домохозяйка, воспитывающая детей и приглядывающая за бытом. Кроме Самуила, в семье росли еще пять детей.
Самуил Маршак в детстве
Маршак-старший пытался реализовать амбиции и потенциал специалиста в области химии, поэтому семейство часто переезжало: Витебск, Покров, Бахмут. Список городов прервался в Острогожске в 1900 году.
Для выходца из еврейской семьи проблемой оставалось зачисление в гимназию, поскольку детям такого происхождения выделялось ограниченное количество мест. Именно поэтому, когда отцу Маршака посчастливилось найти работу в Петербурге, Самуил не сразу последовал за родственниками.
Самуил Маршак в юности
Юный гимназист приезжал в столицу на каникулы. Одна из таких поездок стала для будущей биографии писателя судьбоносной. Мальчик представлен известному критику и искусствоведу того времени Владимиру Стасову.
Стоит отметить, что рассказ о детстве и юности Маршака невозможен без упоминания литературы и творчества. Как вспоминает сам поэт, сочинять стихи начал даже раньше, чем научился их записывать. Еще в Острогожске детвора со всей округи собиралась в доме семьи юного поэта, чтобы послушать забавные произведения его сочинения.
Самуил Маршак в молодости
Неудивительно, что Стасов, в руки которого попала тетрадь с творчеством мальчика, по достоинству оценил талант писателя и способствовал скорейшему переводу Самуила Яковлевича в питерскую гимназию.
Приехав в город на Неве, гимназист пропадает в публичной библиотеке, зачитываясь произведениями классиков мировой литературы. Критик не забывал прививать мальчику любовь к искусству, особенно поддерживал начинания в области национального еврейского творчества.
Старший товарищ знакомит поэта с Максимом Горьким в 1904 году. Узнав о проблемах Маршака со здоровьем, вызванных питерским климатом, Горький приглашает юношу пожить на собственной даче в Ялте.
Самуил Маршак и Максим Горький
В южном городе молодой человек проводит два года. В 1906 году, получив предупреждение о готовящемся против евреев заговоре, вынужден в спешном порядке покинуть побережье и вернуться в Петербург.
На этом кочевническая жизнь писателя не остановилась. В 1911 году молодой человек с группой товарищей отправляется в путешествие по Ближнему Востоку в качестве корреспондента. 1912 год ознаменован поездкой в Англию для получения образования в Лондонском университете.
Вернувшись на родину в 1914, молодой человек менял города жительства еще несколько раз, пока окончательно не перебрался в Петроград в 1922 году.
Умные вещи
Сказка-комедия «Умные вещи» повествует о торговой лавке, где старик продавал диковинные предметы: скатерть-самобранку, шапку-невидимку, сапоги-скороходы и прочее. Однажды доброму и честному музыканту приглянулись дудка и зеркальце, но денег у него не было. Продавец диковинной лавки отдал ему предметы даром с условием возврата через год. Однако музыканта обманул алчный купец и завладел его вещами, а самого отправил в тюрьму. Однако умные предметы не стали служить новому владельцу и не принесли ему пользы. Добро побеждает зло: музыканта освободили, а жадный купец был наказан.
Пословицы к сказкам
В школе часто дают задания:
-
подобрать пословицы, подходящие к сказкам
-
определить, какая пословица подходит к сказке
Сразу на ум такие пословицы могут и не прийти. Здесь нужно подумать, поискать информацию, почитать пословицы. Мы дадим вам некоторые подсказки, перечислив в этом разделе пословицы, которые подходят к сказкам.
Пословицы к сказке «Лисичка со скалочкой»:
Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.
На обмане далеко не уедешь.
За доброе жди добра, за худое — худа.
Знай, кому добро делаешь.
Пословицы к сказке «Царевна-лягушка»:
По одежке встречают, по уму провожают.
Не делай добра, не получишь зла!
Не родись красивой, а родись счастливой.
Взялся за гуж, не говори что не дюж.
Хорошо то, что хорошо кончается!
Пословицы к ненецкой сказке «Кукушка»:
Нет сына — один раз поплачешь, есть сын — десять раз поплачешь. (удмуртская пословица)
Не плюй в колодец пригодится водицы напиться.
Гулять — гуляй, но отца и мать уважай.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Плохо ветвям без ствола.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Родную мать никем не заменишь.
Родительское сердце — в детях, а детское — в камушке.
Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»:
Два сапога — пара.
Пословицы к сказке «Колобок»:
Чему быть, того не миновать.
Обвел вокруг пальца.
Подходящие пословицы к сказке «Болтливая птичка:
На словах-то он скор, да на деле не спор.
Большой говорун — плохой работник.
Болтовня и красна и пестра, да пуста.
Птица поет, сама себя выдает.
Слово — серебро, молчание — золото.
Лишнее говорить — только себе вредить.
У кого через край, тому еще боле подавай.
Болтливый язык с умом не в родстве.
Ешь больше, а говори меньше.
На словах густо, а в голове пусто.
Скупой платит дважды.
Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.
Какая пословица подходит к «Сказке о Золотом петушке»:
Как аукнется, так и откликнется.
Не все то золото, что блестит.
Не рой другому яму — сам в нее попадешь.
Давши слово — держись, а не давши-крепись.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
Доверяй, но проверяй.
За доброту добром воздается, а за зло воздается злом
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Класс:
3
Слайды и текст этой презентации
Урок литературного чтения в 4 классе
Учитель Ватулина Елена Николаевна
ПЬЕСЫ-СКАЗКИ С.Я. МАРШАКА
Узнать, что такое пьеса.Выяснить, чем отличается жанр пьесы от других литературных жанров.Оценить поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм. Научиться инсценировать пьесу.
С.Я. Маршак(1887–1964)
ДЕЙСТВИЕ (АКТ) — это отдельная законченная смысловая часть пьесы или спектакля, в которой герои сидят, разговаривают друг с другом, переживают, радуются и т.д., то есть действуют. Поэтому героев произведения называют действующими лицами. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА — герои, которые вступают в разговор, ведут диалог. РЕПЛИКА – слова героев пьесы, обращённые к партнёрам или зрителям. Каждая реплика является действием, поступком, способным иногда изменить судьбу героя, перевернуть его жизнь.РЕМАРКА — это примечание в скобках, в котором указывается место и время действия, внешность, а также интонация речи и поведение персонажей. АКТЁРЫ- люди, исполняющие роли в спектакле. ПЬЕСА – драматическое произведение для театрального представления
Сказка для театра.
Самуил Яковлевич Маршак «Сказка про козла»
Что-то нынче стал я плох, слаб , ленив и нездоров….Хорошо бы мне прилечь. Затопи-ка, баба, печь.
Нынче дождик был с утра – по грибы идти пора. Наберу грибов в лесу и на ужин принесу.
Мне телёнка бы унесть!
Мне– козлятинки поесть!
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Речевая разминкаПрочитай с разной интонацией:
Характеристика героев
старенькие беспомощныеодинокиедобрыезаботливые
Характеристика героевГолодные, злые, тощие, слабые, трусливые.
Характеристика героев
ТрудолюбивыйОтзывчивыйДобрыйТрусливыйСмекалистыйЗлойБесстрашныйУмный СильныйЖадный СмелыйОтважный НаходчивыйРешительный
Костюмер
АКТЁР
СУФЛЁР
ПЕРВЫЙ КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР
Маска (личина) — предмет, накладка на лицо. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз, рта и носа.
Сказка для театра.
Самуил Яковлевич Маршак «Сказка про козла»
Благодарю за хорошую работу!
Домашнее задание выберите по желанию и по силам
Трудное
Средней трудности
Лёгкое
Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет! С.Я.Маршак
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель
— Ребята, к нам сегодня в гости прилетел маленький гость. А кто это угадайте.
Загадка:
Эту птицу каждый знает
В теплый край не улетает
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра
— Просыпайтесь поскорей
Всех торопит (воробей)
Влетает воробей. Дети здороваются.
— Откуда, воробей ты прилетел к нам?
Послушайте, что ответил воробей.
Загадка:
— Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовем
И смотреть зверей идем?
Ответ: Зоопарк
— Ребята, а вы знаете что такое зоопарк? (ответы детей)
— Воробей, расскажи, что ты делал в зоопарке?
2 Основная часть
Чтение стихотворения «Где обедал воробей? С. Маршака., с использованием настольного театра.
Воспитатель читает стихотворение, при этом обращает внимание на изображения животных, указанных в стихотворении. «Где обедал воробей?». «Где обедал воробей?»
«Где обедал воробей?»
-Где обедал воробей?
-В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Погостил у носорога,
Отрубей поел не много.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Воспитатель:
— Как хорошо воробей, что с тобой ни чего не случилось, и ты прилетел к нам в гости.
Кто чуть не проглотил воробья? Где побывал воробей?. У каких зверей и птиц обедал воробей?.
— Ребята, в зоопарке живут и другие животные. Воробей приглашает нас с вами посетить зоопарк. Хотите отправиться в зоопарк?.
Раз, два, три, вокруг себя повернись в зоопарке очутись.
Мы с вами повторим правила поведения в зоопарке:
НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.
НЕ бросайте ничего в животных.
НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.
Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ
Только дорога туда длинная. Все готовы? Тогда в путь! Сначала мы выполним небольшую зарядку:
Физминутка:
В зоопарке мы гуляем
И животным подражаем
Скачет зайка на лужайке
Мы поскачем, словно зайка (прыжки на месте)
Наклоняться нам не лень
Щиплем травку как олень (наклоны вперед)
Птицы крылья расправляют,
Мы за ними повторяем (рывки руками в стороны)
А пингвин, хоть не летает,
Тоже крыльями вращает (вращение согнутыми руками)
Крутит обруч бегемот
Тренирует свой живот (круговые движения тазом)
Медвежата не скучают
Землянику собирают (приседания)
Так ребятки и зверятки вместе сделали зарядку.
— Вот ребята мы и в зоопарке. Не забывайте соблюдать тишину.
Воспитатель подходит к вольерам. Читает стихотворения С. Маршака «Детки в клетке»
ЛЬВЯТА
Вы разве не знаете папы-
Большого, рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит-басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосем молоко.
ТИГРЕНОК
Эй, не стойте слишком близко-
Я тигренок, а не киска!
ЖИРАФ
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
ЗЕБРЫ
Полосатые лошадки Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт до головы.
ОБЕЗЬЯНА
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».
Пингвин
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
3. Заключительная часть
— Ребята, зоопарк закрывается нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, вокруг себя повернись в детском саду очутись.
Дети садятся на стульчики.
Ребята, стихи которые мы сегодня услышали, написал детский поэт Самуил Маршак. А собраны они вот в этой книге. Называется она «Детки в клетке». Давайте поселим ее в нашем книжном уголке.
Дидактическая игра «Назови ласково» (Воспитатель показывает картинки с изображением животных, дети называют ласково (заяц – зайчик)
Горя бояться — счастья не видать
Произведение «Горя бояться — счастья не видать» рассказывает о Горе-Злосчастье, которое путешествовало по свету, обманным путем переходя от человека к человеку. Дойдя до царя и разорив государство, Злосчастье попадает к солдату, который отказывается обманывать людей и передавать несчастья дальше. Горе пытается запугать служивого различными бедами, но тот не поддается страхам. Обманом служивый запирает Злосчастье в табакерке и возвращается к невесте Насте. Табакерка впоследствии остается у жадных царя, дровосека и купца, и Горе забирает их в тартарары. Солдат и Настя женятся.
Ранние годы
Писатель Самуил Маршак родился 3 ноября 1887 г. по новому стилю в городе Воронеже. Мать и отец будущего литератора были этническими евреями. Во многом это обусловило скромный характер жизни семьи. Национальный вопрос в те годы решался довольно жестко.
Отца Самуила Маршака звали Яковом Мироновичем. Он имел неплохое образование, был умелым инженером-химиком и работал на мыловаренном заводе. Должность у него была довольно скромной, родитель будущего писателя трудился мастером. Для человека с такой квалификацией подобного было недостаточно.
Отец Самуила Маршака
Мать литератора звали Евгения Борисовна Гительсон. Кем она была по образованию — точно не известно. Женщина происходила из Витебска. После замужества отдала себя дому. Занималась хозяйством, смотрела за детьми.
Мать С. Маршака — Евгения Борисовна
Когда Маршак родился, семья начала переезжать с одного места на другое. Отец стремился найти должность по статусу и образованию. Положение вещей, которое было на тот момент, его категорически не устраивало.
В течение нескольких лет семейство перебиралось то в Витебск, то в Покров, то в Донецкую область. Пока, наконец, не осела в городе Острогожск, недалеко от нынешнего Воронежа. Странствия Маршака и его родных закончились лишь в 1900-м году.
Молодой человек был не единственным ребенком в семье. Помимо него у родителей росли три дочери и еще два сына.
Семья Маршаков (сидят: слева — сестра Сусанна, справа — мама Евгения Борисовна; стоят: второй слева — брат Моисей, крайний справа — Самуил, второй справа — брат Илья, третья справа — сестра Юдифь)
Дать образование такой ораве детей было непросто. Еще сложнее становилось от того, что представителям национальных меньшинств дорога в школы частенько была заказана. В первую очередь такой ценз бил по российскому еврейству. И это несмотря на то, что евреев на территории страны было предостаточно.
Маршак в детстве с отцом
В 1900 году после некоторых сложностей молодой человек сумел поступить в гимназию. Но тут у отца семейства вновь возникло желание сменить место работы.
Родители вместе с братьями и сестрами начали собираться в Петербург. Маршак же остался в Острогожске, поскольку перевестись в столицу для представителя еврейства было просто невозможно.
Счастливое детство и лесная книга
Дети нашего двора
Особая роль в творчестве Маршака отведена самим детям. Это яркие, реалистичные фигуры, в которых узнаётся мальчишка из соседнего двора или одноклассник. А может, ребёнок узнает в них и самого себя?
Подрастающие дети очень активны и любознательны («Мяч», «Усатый-полосатый»), с удовольствием помогают старшим («Круглый год», «Разноцветная книга») и, познавая мир, готовятся к взрослой жизни («Дети нашего двора», «Хороший день», «Великан»).
Детки в клетке
Ведущую роль в произведениях Маршака играют братья наши меньшие. Повествуя о животных, он подразумевает людей и учит малышей сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, учит любить животных, тем самым прививая любовь к людям.
Стихотворение «Детки в клетке» очень нравится детишкам дошкольного возраста. Произведение повествует о буднях Зоосада и их жителях: крокодиле, слоне, медведе, кенгуру, обезьяне, львах и многих других.
Показав себя народу, Бегемот уходит в воду. Спит сова, вцепившись в пень, Спит олень, и спит тюлень.
В «Сказке о глупом мышонке» мы снова видим животных, но узнаём в них людей – взрослых и ребёнка. ️ Произведение рассказывает о маме-мышке, которая безуспешно старалась убаюкать неугомонного малыша и пыталась подобрать ему няньку среди других животных. Но детёнышу не понравился никто, кроме тёти кошки.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: — Голосок твой так хорош. Очень сладко ты поешь!
Что было потом, всем известно, и мораль понятна.
Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать, Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать…
А потом автор расскажет продолжение – «Сказку об умном мышонке», где описываются приключения глупого мышонка после того, как кошка похитила его. Он даже не подозревает, сколько опасностей его поджидает в лице диких зверей.
Проводится аналогия с подростком, который стремиться покинуть отчий дом и вырваться в большую жизнь.
Герою предстоит повзрослеть и совершать по-настоящему серьёзные поступки, а также сделать трудный выбор спастись или погибнуть.