Слово

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Слово

Шёл по свету солдат Илья, работу искал. В городах не нашёл, в деревнях не нашёл.

Вышел он в чисто поле. Шёл-шёл, видит — забор.

Подошёл Илья, хочет войти, а ворот-то и нет! Слева зашёл — нет ворот, справа зашёл — тоже нет! Кругом обошёл — что за чудо? Забор да и только, и войти некуда.

Постучал Илья в забор:— Тук-тук-тук!

Изнутри голос:

— Кто там?

— Это я!

— Кто ты?

— Солдат Илья!

— Чего тебе, Илья?

— Работу ищу!

— Нанимайся ко мне!

Для того чтобы во что-то верить, вовсе не обязательно знать, правда ли это.
 

 — А какая работа?

— Воду кипятить.

— А уговор какой?

— Сто рублей в год!

— Ладно, согласен! Вот голос говорит:

— Забор!

Забор в ответ человечьим голосом:

— Что, хозяин?

— Отворись!

Забор — настеж, пустил Илью и закрылся опять сам собой.

Пошёл Илья во двор и видит: стоит перед ним хозяин, грозный, глаза на выкате. Повёл хозяин Илью к большому чугунному котлу, а закрыт тот котёл крышкой наглухо и горят под ним дрова берёзовые.

 Хозяин говорит:

— Вот тебе, Илья, котёл, вот тебе дрова. Подкладывай дрова, не ленись, гляди, чтобы вода не остыла! И ещё уговор: в котёл не заглядывай. Заглянешь хоть разок — ста рублей не получишь, голову потеряешь, — сказал хозяин и пошёл к дому.

Взошёл на лесенку у порога и говорит:

— Лесенка!

Та в ответ:

— Что желаете, хозяин?

— Отнеси меня в дом!

Лесенка сдвинулась с места и отнесла хозяина в дом. Двери за ним захлопнулись.

«Вот это хозяин!» — подумал Илья, — ловко он вещами командует!»

Остался Илья во дворе у котла и принялся за работу.

И весной на ветру, и летом в жару, и осенью в дождь, и зимой в мороз — только и знает, топором машет, дрова рубит, под котёл подкладывает. И нет у Ильи ни покоя, ни отдыха. А хозяин с утра до вечера на крылечке сидит, в поднебесье глядит, пальцем бороду почёсывает.

Вот уже и год прошёл. Завтра Илье срок работу заканчивать, сто рублей получать. Сидит Илья у костра и думает: «Не надо мне ста рублей, мне бы хозяйское слово узнать, над вещами хозяином стать! Не томился бы я круглый год на тяжёлой работе…» Думал-думал Илья и заснул. В самую полночь пришёл хозяин и стал Илью пытать: спит он или не спит? Сперва позвал, потом толкнул, под конец иголкой в бок кольнул!

Илья рад бы проснуться, да силы нет! Подошёл тогда хозяин к котлу и сказал:

— Котёл!

Тот откликнулся:

— Что надобно, хозяин?

— Откройся!

Хозяин зачерпнул воды, напился и приказал котлу закрыться. Котёл закрылся и хозяин ушёл в дом.

Проснулся Илья на заре и думает: «Дай-ка я проверю, что же в этом котле?» Подошёл к котлу, хотел крышку сдвинуть, а она тяжёлая, не поддаётся!

Правой рукой двинул Илья — не поддаётся, обеими двинул — не поддаётся! Разозлился Илья, налёг богатырской грудью, сдвинул чугунную крышку.

Заглянул Илья в котёл, а вода в нём — чистая, ясная, как слеза. Зачерпнул Илья той воды, глотнул раз-другой и почуял в себе силу необычную. Ведь вода-то была не простая: кто её напьётся, тому власть над вещами даётся! Приказал Илья котлу закрыться — котёл закрылся.

Стал Илья дрова рубить, а тут как раз хозяин идёт:

— Ну как, Илья, уговор выполнил? — Илья молчит.

— В котёл заглядывал? — Илья молчит. Тогда хозяин котлу:

— Котёл, Илья тебя открывал?

— Да! — отвечает котёл.

— Илья! Уговор нарушил — подставляй голову!

И кричит хозяин топору:

— Топор!

Топор в ответ:

— Готов служить!

— Руби голову Илье!

Топор замахнулся, а Илья как крикнет:

— Топор, стой! — топор так и замер! Хозяин велит:

— Топор, руби! — а Илья наперекор:

— Топор, стой! — топор на месте скок-скок! Кого слушаться, не знает! Тогда Илья говорит:

— Топор, кто тебя точил?

— Ты!

— Кто тобой рубил?

— Ты!

— Ну, так с этой минуты слушай меня одного!

Перестал топор хозяина слушать, а за топором и все вещи против хозяина пошли. Мечется хозяин по двору, некуда ему деться! Кричит забору:

— Отворись! — забор не отворяется. Кричит лесенке:

— Унеси в дом! — лесенка не уносит. Рвёт хозяин бороду от злости, а Илья глядит на него, усмехается. Наконец Илья говорит:

— Метла, вымети лишний сор со двора!

Как пошла тут метла мести да скрести, так и вымела с сором и хозяина прочь со двора!

Говорит тогда Илья:

— Забор, отворись на весь мир!

Забор — настеж! И крикнул Илья:

— Эй, кто там голый, босый, голодный, все сюда!

Повалило тут к Илье народу видимо-невидимо! Говорит Илья:

— Котёл, беги к реке, принеси чистой воды и становись на огонь!

Котёл так и сделал. Говорит Илья:

— Мешок, беги в амбар, принеси пшена и высыпь в котёл!

Мешок так и сделал. Говорит Илья:

— Дрова, прыгайте в котёл, горите ярче, грейте пожарче, варите нам кашу!

Накормил Илья всех людей досыта и стал с ними жить дружно, землю пахать, хлеб сеять, урожай собирать. И пошла о них слава на тысячи вёрст кругом!

Сказки о животных

Детские сказки о животных – это одна из древнейших разновидностей данного жанра. Такие произведения целиком построены на иносказании, или аллегории: через животный мир явственно проступает мир человеческий. Каждый из персонажей наделяется чертами характера и свойствами людей: так, традиционные здесь герои – это лиса, которая всегда хитра и не побрезгует очередным обманом; волк, который самоуверен и глуп, в результате чего всегда заканчивает плачевно; медведь, нередко выступающий олицетворением невежественности и грубой силы. Дрозд, лягушка, заяц, мышка обычно являются представителями слабого начала, которое тем не менее в результате побеждает. Таким образом, в сказках о животных происходит развенчание человеческих пороков, таких как жадность, стремление причинить вред ближнему, зависть, корысть, алчность. Утверждаются противоположные, положительные черты, например, умение помочь другу в беде, сострадание, милосердие и пр.

Приёмами, активно используемыми в ходе повествования, являются все оттенки юмора и сатиры. Художественный язык сказок очень разнообразен и насыщен, состоит из большого количества диалогов. Произведения обладают динамичным действием, которое выступает двигателем быстро развивающегося сюжета. Композиция обычно представляет собой повторение одного и того же акта и в целом несложна. Образы всегда запоминающиеся, причём каждый из них соотносится с определённой стороной: добром или злом.

Какой смысл русских народных сказок?

Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.

Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.

Поучительный смысл

Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.

Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:

За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно

Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.

Скрытый смысл

Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.

Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.

Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:

  • «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.
  • «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.

Слово читать

Шёл по свету солдат Илья, работу искал. В городах не нашёл, в деревнях не нашёл.

Вышел он в чисто поле. Шёл-шёл, видит — забор.

Подошёл Илья, хочет войти, а ворот-то и нет! Слева зашёл — нет ворот, справа зашёл — тоже нет! Кругом обошёл — что за чудо? Забор да и только, и войти некуда.

Постучал Илья в забор:
— Тук-тук-тук!

Изнутри голос:

— Кто там?

— Это я!

— Кто ты?

— Солдат Илья!

— Чего тебе, Илья?

— Работу ищу!

— Нанимайся ко мне!

— А какая работа?

— Воду кипятить.

— А уговор какой?

— Сто рублей в год!

— Ладно, согласен! Вот голос говорит:

— Забор!

Забор в ответ человечьим голосом:

— Что, хозяин?

— Отворись!

Забор — настеж, пустил Илью и закрылся опять сам собой.

Пошёл Илья во двор и видит: стоит перед ним хозяин, грозный, глаза на выкате. Повёл хозяин Илью к большому чугунному котлу, а закрыт тот котёл крышкой наглухо и горят под ним дрова берёзовые.

Хозяин говорит:

— Вот тебе, Илья, котёл, вот тебе дрова. Подкладывай дрова, не ленись, гляди, чтобы вода не остыла! И ещё уговор: в котёл не заглядывай. Заглянешь хоть разок — ста рублей не получишь, голову потеряешь, — сказал хозяин и пошёл к дому.

Взошёл на лесенку у порога и говорит:

— Лесенка!

Та в ответ:

— Что желаете, хозяин?

— Отнеси меня в дом!

Лесенка сдвинулась с места и отнесла хозяина в дом. Двери за ним захлопнулись.

«Вот это хозяин!» — подумал Илья, — ловко он вещами командует!»

Остался Илья во дворе у котла и принялся за работу.

И весной на ветру, и летом в жару, и осенью в дождь, и зимой в мороз — только и знает, топором машет, дрова рубит, под котёл подкладывает. И нет у Ильи ни покоя, ни отдыха. А хозяин с утра до вечера на крылечке сидит, в поднебесье глядит, пальцем бороду почёсывает.

Вот уже и год прошёл. Завтра Илье срок работу заканчивать, сто рублей получать. Сидит Илья у костра и думает: «Не надо мне ста рублей, мне бы хозяйское слово узнать, над вещами хозяином стать! Не томился бы я круглый год на тяжёлой работе…» Думал-думал Илья и заснул. В самую полночь пришёл хозяин и стал Илью пытать: спит он или не спит? Сперва позвал, потом толкнул, под конец иголкой в бок кольнул!

Илья рад бы проснуться, да силы нет! Подошёл тогда хозяин к котлу и сказал:

— Котёл!

Тот откликнулся:

— Что надобно, хозяин?

— Откройся!

Хозяин зачерпнул воды, напился и приказал котлу закрыться. Котёл закрылся и хозяин ушёл в дом.

Проснулся Илья на заре и думает: «Дай-ка я проверю, что же в этом котле?» Подошёл к котлу, хотел крышку сдвинуть, а она тяжёлая, не поддаётся!

Правой рукой двинул Илья — не поддаётся, обеими двинул — не поддаётся! Разозлился Илья, налёг богатырской грудью, сдвинул чугунную крышку.

Заглянул Илья в котёл, а вода в нём — чистая, ясная, как слеза. Зачерпнул Илья той воды, глотнул раз-другой и почуял в себе силу необычную. Ведь вода-то была не простая: кто её напьётся, тому власть над вещами даётся! Приказал Илья котлу закрыться — котёл закрылся.

Стал Илья дрова рубить, а тут как раз хозяин идёт:

— Ну как, Илья, уговор выполнил? — Илья молчит.

— В котёл заглядывал? — Илья молчит. Тогда хозяин котлу:

— Котёл, Илья тебя открывал?

— Да! — отвечает котёл.

— Илья! Уговор нарушил — подставляй голову!

И кричит хозяин топору:

— Топор!

Топор в ответ:

— Готов служить!

— Руби голову Илье!

Топор замахнулся, а Илья как крикнет:

— Топор, стой! — топор так и замер! Хозяин велит:

— Топор, руби! — а Илья наперекор:

— Топор, стой! — топор на месте скок-скок! Кого слушаться, не знает! Тогда Илья говорит:

— Топор, кто тебя точил?

— Ты!

— Кто тобой рубил?

— Ты!

— Ну, так с этой минуты слушай меня одного!

Перестал топор хозяина слушать, а за топором и все вещи против хозяина пошли. Мечется хозяин по двору, некуда ему деться! Кричит забору:

— Отворись! — забор не отворяется. Кричит лесенке:

— Унеси в дом! — лесенка не уносит. Рвёт хозяин бороду от злости, а Илья глядит на него, усмехается. Наконец Илья говорит:

— Метла, вымети лишний сор со двора!

Как пошла тут метла мести да скрести, так и вымела с сором и хозяина прочь со двора!

Говорит тогда Илья:

— Забор, отворись на весь мир!

Забор — настеж! И крикнул Илья:

— Эй, кто там голый, босый, голодный, все сюда!

Повалило тут к Илье народу видимо-невидимо! Говорит Илья:

— Котёл, беги к реке, принеси чистой воды и становись на огонь!

Котёл так и сделал. Говорит Илья:

— Мешок, беги в амбар, принеси пшена и высыпь в котёл!

Мешок так и сделал. Говорит Илья:

— Дрова, прыгайте в котёл, горите ярче, грейте пожарче, варите нам кашу!

Накормил Илья всех людей досыта и стал с ними жить дружно, землю пахать, хлеб сеять, урожай собирать. И пошла о них слава на тысячи вёрст кругом!

Зачем нужны сказки именно вам?

Здесь у каждого будет свой ответ. Кто-то хочет познакомиться с народными традициями, древними обычаями, описание которых сохранилось в северных сказках. Кто-то хочет научить детей мудрости и сызмальства познакомить со славянскими мифа. А кто-то и вовсе не осознает, чем ему так нравятся сказки, но каждый раз после их прочтения чувствует, что готов жить радостно и творить добро.

А также читайте:

Что мы читаем малышам? Сказки. Что бабушки рассказывают внукам? Сказки. Какие представления нравятся детям больше всего? Сказочные. Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок!

Эксперты книжного издательства «Клевер» рассказали АиФ.ru, почему ребенку важно читать именно сказки и почему этот формат не может заменить ни взрослая литература, ни рассказы и поучения родителей

Что читать с детьми?

Народные сказки

Для самых маленьких:

«Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Маша и Медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Соломенный бычок», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Рукавичка», «Заяц-хваста», «Хвосты», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Заюшкина избушка», «Кот, лиса и петух», «Зимовье зверей».

Для тех, кто постарше:

«Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лягушка-царевна», «Василиса Прекрасная», «Летучий корабль», «По-щучьему веленью», «Вершки и корешки», «Каша из топора», «Морозко», «Царевна Несмеяна», «Два мороза», «Чудесная рубашка», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «О молодильных яблоках и живой воде», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Финист — ясный сокол», «Приключения Синбада-морехода», «Волшебная дудочка», «Аладдин и волшебная лампа».

Вариант 2

Сказки — это небольшой мир, в котором собраны все удивительные истории, связанные с магией. Это говорящие животные, три девятое царство, русалки, леший, Баба Яга и прочие лесные чудища, которыми пугали детей.

Обычно сказки — это народное творчество. Так называемый фольклор, который передавался из уст в уста. Мама с самого детства читала мне сказки. Каждый вечер перед сном я слушала очередную историю. Я знала их все, начиная от «Царевны — Лягушки» и заканчивая «Приключениями Буратино». Каждый раз я слушала сказки с удовольствием, рисуя в голове картинки и новые сценки. И даже когда я, казалось бы, выросла из детских книжек, я все равно возвращалась к ним. Вновь и вновь.

Почему? Да потому что сказки — это целый мир. Мир, где добро всегда побеждает зло, но никто не умирает. Сказки — это место, где случаются чудеса. Волк везет лису на спине, а царевна — лягушка превращается в прекрасную принцессу. Я до сих пор помню каждую сказку, рассказанную мне в детстве.

Сказки вдыхают в нас жизнь. Они заставляют поверить в чудеса. Поверить в то, что в этом мире все еще есть добро. В сказках животные оживают. В сказках существует магия. Ведь все мы в детстве мечтали о сапогах — скороходах, о ковре — самолете и, конечно, о скатерти — самобранки. Сказки помогают человеку оставаться ребенком.

Несмотря на то, что я выросла, я все равно люблю сказки. Каждый раз я смотрю на полку со своими любимыми книгами, открываю одну из них и просто вдыхаю запах. И вспоминаю детство. Благодаря сказкам я до сих пор верю в чудеса. Верю, что загаданное в Новый год желание сбудется.

Так что да, сказки многое дали мне и дают до сих пор. Поэтому я всегда буду любить их. Сказки нужно передавать из поколения в поколение, чтобы ни одна история из детства не была забыта.

Определение

Существует несколько известных толкований этого слова. Так, поэтический словарь называет присказкой «разновидность русской прибаутки», которая может быть расположена в разных частях сказки. Литературная энциклопедия по-своему трактует, что такое присказка: это особый жанр очень небольших сказочек, употребляемый во вводной части к основному тексту.

Определения сходятся на том, что этот элемент является внесюжетным, повторяющимся в разных текстах и необходимым для того, чтобы настроить читателя на последующий рассказ. Чаще всего имеет несколько ироничную, шутливую форму с древнерусским окрасом: «Ой, как в тридевятом царстве-государстве…».

Несмотря на кажущуюся простоту структуры, подобные предисловия имеют весьма сложное смысловое и ритмическое построение. Рассказчик должен вызвать в своем слушателе сильные эмоции, поэтому фразы строятся по принципу от сильного слога к слабому.

Русские народные сказки:

  • Автомобильчик Бип.

    На день рождения Лёне подарили красивый игрушечный автомобиль. Он был почти как настоящий, только маленький. Как только Лёня увидел новую машину, он тотчас …

    читать полностью

  • Сказка о царстве драконов, доброй фее и принцессе Изабель.

    Давным-давно, когда еще были на свете добрые феи, прекрасные рыцари и свирепые драконы, когда в каждом уголке таилось волшебство, в далеком-предалеком …

    читать полностью

  • Паровозик Пых.

    Однажды Лёне подарили железную дорогу. Всё в ней было совсем как настоящее: и рельсы, и станция с перроном, и переезд, возле которого стоял семафор. Красный …

    читать полностью

  • Сказка про грузовик.

    Жил да был на свете грузовик. Он был большой и сильный. Для того, чтобы он побольше перевозил грузов, у него сзади была не одна ось, а целых две. Вот так! …

    читать полностью

  • Маша и Ойка.

    Жили на свете Маша и Зойка. Маша была девочкой доброй и послушной. А вот Зойку не случайно называли Ойкой. Любила она покапризничать и всё время повторяла: …

    читать полностью

  • Баба-Яга.

    Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Невзлюбила злая баба девочку, била …

    читать полностью

  • Сказка о маленьком новеньком тракторе.

    Долго трудились на заводе люди и сделали маленький трактор. От него пахло краской, машинным маслом, соляркой. Рабочие пожелали ему удачи, и трактор отправился …

    читать полностью

Читать русские сказки

Сказка Слово читать

Шёл по свету солдат Илья, работу искал. В городах не нашёл, в деревнях не нашёл. Вышел он в чисто поле. Шёл-шёл, видит — забор. Подошёл Илья, хочет войти, а ворот-то и нет! Слева зашёл — нет ворот, справа зашёл — тоже нет! Кругом обошёл — что за чудо? Забор да и только, и войти некуда. Постучал Илья в забор:

— Тук-тук-тук!

Изнутри голос:

— Кто там?

— Это я!

— Кто ты?

— Солдат Илья!

— Чего тебе, Илья?

— Работу ищу!

— Нанимайся ко мне!

— А какая работа?

— Воду кипятить.

— А уговор какой?

— Сто рублей в год!

— Ладно, согласен! Вот голос говорит:

— Забор!

Забор в ответ человечьим голосом:

— Что, хозяин?

— Отворись!

Забор — настеж, пустил Илью и закрылся опять сам собой.

Пошёл Илья во двор и видит: стоит перед ним хозяин, грозный, глаза на выкате. Повёл хозяин Илью к большому чугунному котлу, а закрыт тот котёл крышкой наглухо и горят под ним дрова берёзовые.

Хозяин говорит:

— Вот тебе, Илья, котёл, вот тебе дрова. Подкладывай дрова, не ленись, гляди, чтобы вода не остыла! И ещё уговор: в котёл не заглядывай. Заглянешь хоть разок — ста рублей не получишь, голову потеряешь, — сказал хозяин и пошёл к дому.

Взошёл на лесенку у порога и говорит:

— Лесенка!

Та в ответ:

— Что желаете, хозяин?

— Отнеси меня в дом!

Лесенка сдвинулась с места и отнесла хозяина в дом. Двери за ним захлопнулись.

«Вот это хозяин!» — подумал Илья, — ловко он вещами командует!»

Остался Илья во дворе у котла и принялся за работу.

И весной на ветру, и летом в жару, и осенью в дождь, и зимой в мороз — только и знает, топором машет, дрова рубит, под котёл подкладывает. И нет у Ильи ни покоя, ни отдыха. А хозяин с утра до вечера на крылечке сидит, в поднебесье глядит, пальцем бороду почёсывает.

Вот уже и год прошёл. Завтра Илье срок работу заканчивать, сто рублей получать. Сидит Илья у костра и думает: «Не надо мне ста рублей, мне бы хозяйское слово узнать, над вещами хозяином стать! Не томился бы я круглый год на тяжёлой работе…» Думал-думал Илья и заснул. В самую полночь пришёл хозяин и стал Илью пытать: спит он или не спит? Сперва позвал, потом толкнул, под конец иголкой в бок кольнул!

Илья рад бы проснуться, да силы нет! Подошёл тогда хозяин к котлу и сказал:

— Котёл!

Тот откликнулся:

— Что надобно, хозяин?

— Откройся!

Хозяин зачерпнул воды, напился и приказал котлу закрыться. Котёл закрылся и хозяин ушёл в дом.

Проснулся Илья на заре и думает: «Дай-ка я проверю, что же в этом котле?» Подошёл к котлу, хотел крышку сдвинуть, а она тяжёлая, не поддаётся!

Правой рукой двинул Илья — не поддаётся, обеими двинул — не поддаётся! Разозлился Илья, налёг богатырской грудью, сдвинул чугунную крышку.

Заглянул Илья в котёл, а вода в нём — чистая, ясная, как слеза. Зачерпнул Илья той воды, глотнул раз-другой и почуял в себе силу необычную. Ведь вода-то была не простая: кто её напьётся, тому власть над вещами даётся! Приказал Илья котлу закрыться — котёл закрылся.

Стал Илья дрова рубить, а тут как раз хозяин идёт:

— Ну как, Илья, уговор выполнил? — Илья молчит.

— В котёл заглядывал? — Илья молчит. Тогда хозяин котлу:

— Котёл, Илья тебя открывал?

— Да! — отвечает котёл.

— Илья! Уговор нарушил — подставляй голову!

И кричит хозяин топору:

— Топор!

Топор в ответ:

— Готов служить!

— Руби голову Илье!

Топор замахнулся, а Илья как крикнет:

— Топор, стой! — топор так и замер! Хозяин велит:

— Топор, руби! — а Илья наперекор:

— Топор, стой! — топор на месте скок-скок! Кого слушаться, не знает! Тогда Илья говорит:

— Топор, кто тебя точил?

— Ты!

— Кто тобой рубил?

— Ты!

— Ну, так с этой минуты слушай меня одного!

Перестал топор хозяина слушать, а за топором и все вещи против хозяина пошли. Мечется хозяин по двору, некуда ему деться! Кричит забору:

— Отворись! — забор не отворяется. Кричит лесенке:

— Унеси в дом! — лесенка не уносит. Рвёт хозяин бороду от злости, а Илья глядит на него, усмехается. Наконец Илья говорит:

— Метла, вымети лишний сор со двора!

Как пошла тут метла мести да скрести, так и вымела с сором и хозяина прочь со двора!

Говорит тогда Илья:

— Забор, отворись на весь мир!

Забор — настеж! И крикнул Илья:

— Эй, кто там голый, босый, голодный, все сюда!

Повалило тут к Илье народу видимо-невидимо! Говорит Илья:

— Котёл, беги к реке, принеси чистой воды и становись на огонь!

Котёл так и сделал. Говорит Илья:

— Мешок, беги в амбар, принеси пшена и высыпь в котёл!

Мешок так и сделал. Говорит Илья:

— Дрова, прыгайте в котёл, горите ярче, грейте пожарче, варите нам кашу!

Герои русских народных сказок

Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет.

Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха.

Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка.

Благодаря положительным качествам из любой ситуации положительный герой выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом

Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч)

Что такое «сказка» и чем характеризуется русская народная сказка: определения

Согласно традиционной трактовке, сказка – это произведение либо устного народного, либо индивидуально авторского творчества. Пример авторской интерпретации – это сказка А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Но ведь где-то же черпала своё вдохновение авторская художественная литература? Сказки коллективного создания, которые передавались из уст в уста в течение многих веков, – вот что было источником и началом всех начал. Сегодня именно они будут рассмотрены в этой статье максимально подробно.

Русские народные сказки, которые до XVII века назывались байками или баснями, представляют собой одну из форм фольклорной прозы. Они создавались в течение длительного времени путём наращений и убавлений в повествовании, которые производились каждым отдельно взятым человеком и, отсюда, всем русским народом.

В сказках самосознание людей пыталось максимально выразить себя: они вкладывали в истории наиболее характерные элементы своей культуры, традиций, нравов, чтобы передать этот опыт подрастающему поколению, нуждающемуся в жизненном ориентире. Русские народные сказки, таким образом, это кладезь древней мудрости. В них поднимаются извечные вопросы нравственного, семейного, бытового, государственного характера, на каждый из которых в результате даётся однозначный ответ: так поступать – хорошо, а так – плохо.

Вопросы и ответы о русских народных сказках

Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, важно вызывать к ним интерес: читать и обсуждать прочитанное, разыгрывать сценки по ролям, проводить викторины. Можно задавать вопросы

«Мужик и медведь».

Вопросы со звездочкой

Начиная с 4 класса дети учатся проводить анализ литературных произведений

Чтобы понять в чем смысл русских народных сказок, и чем они отличаются, следует обратить внимание на закономерности

Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты и повторы.

Назови сказки, где Иван главный герой

«Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Два Ивана солдатских сына», «Иван-царевич и серый волк», «Хрустальная гора».

Сказка бывает авторской и народной. Народные сказки обладают особым духом. Многие из них связаны между собой общими событиями или одинаковыми героями. В русских народных сказках часто употребляются одни и те же обороты, обращения и фразы. После прочтения возникает ощущение целостности фольклора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: