Содержание «Каменного цветка» с цитатами
Краткое содержание «Каменный цветок» Бажов с цитатами из произведения:
Старик Прокопьич имел славу самого лучшего, самого опытного мастера – резчика по малахиту. Ему присылали «парнишек на выучку», но по какой-то причине Прокопьич «учил шибко худо» – то ли ему было жаль расставаться со своим мастерством, то ли не видел он в своих учениках способностей к этому деликатному делу. Одного за другим отправлял он их обратно с коротким пояснением: «Не гож этот…».
Так и оставался Прокопьич без ученика, пока не «дошло дело до Данилки Недокормыша». Сиротке было лет двенадцать, не больше. Из жалости его «взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча».
Однако парнишка оказался не приспособлен к этому делу – с куда большим удовольствием он рассматривал картины или различные драгоценные поделки в барском доме. Не смог он работать и подпаском – из-за его невнимательности коровы разбредались, куда хотели. В результате было решено отдать мальчика на обучение Прокопьичу.
Узнав о горькой судьбе Данилушки, Прокопьич пожалел его, а вскоре так привязался, что «прямо сказать, за сына держал». Поначалу старик давал парнишке много свободы, но как узнал об это приказчик, так стал сам контролировать обучение Данилки. Но это было лишним – мальчик был на удивление толковый и быстро учился всем премудростям малахитного дела.
Вырос Данилушка высоким, сильным, красивым парнем – «однем словом, сухота девичья». Прокопьич стал с ним и за невест разговоры вести, но парень мечтал стать настоящим мастером, а потом уж думать о семье.
Однажды барин, чтобы определить уровень мастерства Данилки, приказал ему сделать малахитовую чашу на ножке. Увидев его работу, барин был доволен – он сразу смекнул, что Прокопьич взрастил отличного мастера себе на смену. Он передал Данилке новые чертежи, по которым он должен был вырезать новую чашу со сложными, затейливыми узорами.
После этой проверки Данилка понял, что способен на многое. Вот тогда он и задумал самостоятельно, не по барским чертежам, вырезать редкой красоты чашу, «чтобы камень полную силу имел». Мысли о ней не давали ему покоя ни днем, ни ночью.
Видя, что парень сам не свой, старик решил его женить – «лишняя дурь из головы вылетит, как семьей обзаведется». У Данилки уже была на примете славная девушка – Катя Летемина, на которой он собирался жениться, как только выполнит заказ барина.
Чаша по барским чертежам вышла у Данилки знатная. По этому случаю позвал Прокопьич старых мастеров, и те одобрили работу Данилки. Вот только сам он был не очень доволен чашей, в которой не видел ни особой красоты, ни жизни.
Тогда самый старый мастер сказал, что тот, кто увидит каменный цветок, постигнет красоту камня и попадет «к Хозяйке в горные мастера». Услышав это, загорелся Данилка увидеть тот самый каменный цветок. Однажды, перед самой свадьбой, отправился он на Змеиную гору за малахитом – тут ему Хозяйка и явилась.
Данилка принялся умолять Хозяйку показать ему каменный цветок. Та долго отговаривала от этого – после не будет уж прежней жизни. Вот только Данилка настаивал на своем, и Хозяйка повела парня в свой сад, где он увидел неземной красоты каменный цветок.
Вернулся Данилка домой сам не свой. Он грустил весь вечер, а ночью убежал неизвестно куда. Одни говорили, «что он ума решился, в лесу загинул», а другие не сомневались, что Данилу взяла к себе в горные мастера сама Хозяйка…
Заключение
Главная мысль произведения – истинное мастерство невозможно без полного самоотречения. Однако в погоне за идеалом не стоит забывать о любимых людях и приносить в жертву собственную жизнь.
Краткое содержание
С ранних лет Вольга Святославович рос невероятно смышлёным, развитым мальчиком. Мудрость свою он черпал из природы и с лёгкостью понимал язык зверей и птиц.
Когда Вольга стал «растеть-матереть», он собрал храбрую дружину — «тридцать молодцов да без единого, А сам-то был Вольга во тридцатыих». Обеспечив их оружием и лошадьми, Вольга Святославович отправился собираться дань с трёх городов, которые ему подарил «родной дядюшка да крестный батюшка, Ласковый Владимир стольно-киевский», князь Владимир.
По дороге Вольге и его дружине повстречался пахарь — оратай, который вспахивал поле и напевал весёлую песню. Вольге захотелось пообщаться с пахарем, но добраться к нему удалось лишь на третий день пути.
Пахарь оказался на редкость красивым, статным молодым мужчиной. Он был нарядно одет, а его крепкая, сильная лошадь имела богатую сбрую. Князь стал свидетелем того, с какой лёгкостью оратай выкорчёвывал из земли большие камни и корни деревьев, и поразился его силе. Он узнал, что пахаря зовут Микула.
Узнав, куда направляется Вольга Святославович со своей дружиной, Микула предупредил, что в тех краях «живут-то мужички да все разбойнички». Он рассказал, как на днях на него напали эти разбойники, но вскоре очень пожалели, что связались с ним. Вольга предложил сильному и храброму крестьянину присоединиться к нему.
Микула «кобылу из сошки повывернул», оседлал её и присоединился к княжеской дружине. Через некоторое он вспомнил, что оставил соху прямо в поле, и попросил Вольгу отправить несколько воинов, чтобы тt спрятали соху в кустах. Однако даже все дружинники князя не смогли смогли справиться с этой задачей. Тут подъехал Микула «на своей ли кобыле соловенькой», одной рукой выдернул соху и забросил её за куст ракиты.
Вновь вся дружина отправилась в путь, и Вольга подивился небывалой резвости крестьянской кобылы. Он сказал, что будь это конь, а не кобыла, то стоил бы не меньше пятисот рублей. В ответ Микула лишь рассмеялся. Он рассказал, что «купил эту кобылу жеребёночком, Жеребёночком да из-под матушки», и уже тогда она стоила пятьсот рублей — «кабы этая кобыла коньком бы была, За эту кобылу цены не было бы».
Вольга Святославович уважительно поинтересовался у своего попутчика, каково его величают «по отечеству». На что богатырь ответил, что как только он наварит ржаного пива и угостит им мужиков, то те к нему обращают не иначе как Микула Селянович.
Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.
Василий Буслаев (Андрей Рябушкин, 1895)
В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
Соловей разбойник (антигерой)
Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.
Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.
Подробнее >>
10. Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
Pilipok.ru
40 откровенных фактов о русских женщинах
Образ Микулы Селяниновича
Чаще всего в былинах богатыри предстают отважными воинами, что находятся на службе у местного правителя. Однако Микула Селянинович кажется очень необычным на их фоне. Он демонстрирует нам превосходство крестьянской силы над военными принципами.
В легендах отмечалось, что “весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля”. Микула считался сыном земли, которая одарила его своей необыкновенной силой. При этом богатырь не кичился своей мощью, оставаясь простым пахарем. Образ Микулы Селяниновича – это действительно пример “человека из народа”, что жил и трудился на благо родины, защищал соотечественников, оберегал покой.
Николай Константинович Рерих «Микула Селянинович», 1910 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.
Никита Кожемяка
Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь.
Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
Сейчас читают
Быль повествует нам о том, как барин приобрёл себе щенка охотничьей породы. Дружок, так звали пса, стал неотъемлемой частью семьи.
Роман состоит из 8 частей, помимо вступления и заключения. В начале романа описано как в дом диссидента наведываются сотрудники КГБ с обыском и изымают запрещенные рукописи. Далее идет пересказ этой самой рукописи
Данное произведение чисто автобиографическое повествует нам о школьных годах писателя. Когда Корней Иванович вырос и стал известным человеком в области детской литературы, он решил написать повесть о своих учителях
В вечернем выпуске московской газеты вышло объявление. В нём говорилось об открытии школы клоунов. В ней был открыт набор учеников. К открытию пришло множество клоунов.
У Данилы (мастера по малахиту), его жены Кати (она спасла своего мужа от Хозяйки Медной горы) родилось восемь сыновей. Один мальчик, Митька, упал в детстве и стал горбатеньким
Источник
Описание братьев
Русский прозаик и поэт Петр Ершов написал сказку в 1830 году. Он называл ее народным произведением, записанным со слов рассказчика. Сказка написана легкими и веселыми стихами с множеством метких выражений. Она содержит элементы сатиры, поэтому с интересом читается и взрослыми. Главный герой в ней — Иванушка-дурачок, фольклорный элемент многих русских, белорусских и украинских сказок, а также его волшебный спутник Конек Горбунок.
Иванушка родился в крестьянской семье. У него был старичок-отец и два старших брата.
Вся семья с утра до вечера трудилась в поле и выращивала пшеницу, выращенный урожай продавали в столице. В сказке «Конек Горбунок» братьев Ивана звали Данило и Гаврило.
Старший Данило
Автор называет старшего брата Иванушки из «Конька Горбунка» умным детиной. Но как видно из повествования, Данило обладал не столько умом, сколько большой хитростью. Его основные черты можно описать следующим образом:
- он нередко отлынивал от работы,
- любил выпить,
- был трусоват и подловат,
- нечист на руку.
Случилось так, что к ним на поле по ночам повадился воришка, который крал пшеницу. Отец решил, что нужно охранять поле. Первым в дозор выпало идти Даниле.
Он вооружился топором и вилами и отправился нести караул. Но ночь оказалась ненастной, вдобавок было страшновато. Старший братец не пошел на поле и спрятался под сенник. Утром он вернулся домой, предварительно облив себя водой.
Отцу Данило сказал, что промок под дождем, а на поле никого не видел. Отец поблагодарил его за работу.
Средний Гаврило
В «Коньке Горбунке» среднего брата звали Гаврилой. По словам Ершова, он был и так и сяк, то есть не отличался большим умом, но и глупым его нельзя было назвать. Из сюжета видно, что по характеру он мало чем отличался от Данилы.
После старшего брата ему пришел черед идти в караул. Но ночью захолодало, да и на поле было боязно оставаться одному. Поэтому Гаврило решил не мерзнуть, а переночевать у соседки под забором. Утром он вернулся домой и рассказал, что якобы всю ночь ходил вокруг поля, замерз, но никого не видел. Отец также похвалил его за верную службу.
Дурачок младший — Иван
Иванушку в семье считали дурачком, возможно, потому, что он был намного младше своих братьев и не обладал их хитростью и житейским опытом. На самом деле он был добр, щедр, честен и трудолюбив. Когда пришел черед сторожить поле, Иванушка очень не хотел идти в караул. Отец с трудом уговорил его, пообещав гороха и бобов.
В отличие от своих братьев, главный герой привык держать свое слово. Он честно пошел на поле. Ночью туда прибежала прекрасная кобылица и стала пастись на пшенице.
Иванушка поймал ее, хотя это было нелегко, и кобылица пообещала родить для него двух златогривых коней и маленького Горбунка. Вернувшись домой, Иван рассказал отцу и братьям кучу небылиц, чем очень всех рассмешил.
Что такое былина
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления», — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.
Былины о русских богатырях
Богатыри на Соколе-корабле Садко Вавила и скоморохи Иван — гостиный сын Вольга и Микула Селянинович Ставр Годинович Бой Василия Буслаева с новгородцами Булат Еремеевич Бутман Колыбанович Василий Буслаев Василий Игнатьевич и Батыга Волх Всеславьевич Глеб Володьевич Данило Ловчанин Дюк Степанович и Чурило Пленкович Иван Годинович Идолище сватает племянницу князя Владимира Калика-богатырь Князь Роман и братья Ливики Князь Роман и Марья Юрьевна Королевичи из Крякова Мамаево побоище Михайло Данилович Михайло Казаренин Михайло Потык Рахта Рагнозерский Садков корабль стал на море Святогор и тяга земная Смерть Василия Буслаева Соловей Будимирович Сорок калик Сухмантий Хотен Блудович Царь Саул Леванидович и его сын Царь Соломан и Василий Окулович Чурило и Катерина Чурило Пленкович у князя Владимира
Читать все русские былины Читать русские народные сказки
Характеристика братьев из сказки «Конек-горбунок»: Данило
Данило и Гаврило жили вместе со своим старым отцом и младшим братом Иваном в небольшом селе и занимались крестьянским трудом. Все члены семьи работали на поле с утра до вечера, сеяли пшеницу. А после того, как урожай был собран, возили ее в город, где и продавали.
Автор про старшего брата пишет, что он был «умным детиной». Но полную характеристику братьев из сказки «Конек-горбунок» можно увидеть, проанализировав те поступки, которые они совершают. Например, когда кто-то повадился на поле ходить и пшеницу шевелить, то отец решил, что каждую ночь по одному из братьев будут охранять. И Данило, и Гаврило честно уходили в караул, но вот службу несли безответственно.
Старший брат, взяв в дозор вилы и топор, смело ушел охранять поле пшеницы. Но как только наступила ненастная ночь, то сразу же на него боязнь напала. Так он сильно испугался, что даже от страхов решил закопаться под сенник. Только через сутки старший брат вернулся домой, предварительно облив себя водой. Но он обманул, сказав, что не уснул и промок под сильным дождем. За его отличную службу отец похвалил старшего брата.
Дунай Иванович
Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.
Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.
ДунаДунай Ивановичй Иванович
Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.
Былины и историческая действительность
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича».
Бажов «Каменный цветок» очень кратко
Краткое содержание «Каменный цветок» для читательского дневника:
Прокопьич был отличным мастером по малахиту. Но состарился и барин решил, что старик должен подготовить себе приемника. Все было сложно. Дети, приходившие на науку, оказались неспособными освоить ремесло.
Телесные наказания отпугивали и детей, и родителей. Очередь дошла до Данилки. Ему было 12 лет. Его пробовали лакеем и пастухом, но мальчик был медленным. Однажды за потерю коровы его сильно высекли. Спасла бабка – знахарка. Она поведала, что человек увидевший каменный цветок несчастен.
У мастера Данилка научился многому и ловко работал. Хотел сделать чашу красивее, чем делал для барина, но безуспешно. Тогда на Змеиной горке Хозяйка показала каменный цветок. Парень исчез бесследно, забыв о работе и невесте.
Вывод:
Упорно добиваться успеха — вот к чему побуждает сказка. Прокопьич хотя был суровым человеком, но развивал талант Данилы всеми силами. Это учит не смотреть на происхождение человека, и замечать доброе.
Сказка «Медной горы хозяйка» П. Бажова была написана в 1936 году. Для лучшей подготовки к уроку по литературе в 5 классе рекомендуем прочитать краткое содержание «Хозяйка Медной горы» на нашем сайте. Центральным персонажем в этом поучительном рассказе стала мифическая владычица Уральских гор, популярный персонаж легенд и поверий местных горняков.