Аналогии из былин других народов
По одной из легенд, на страже он стоял у столба, подпирающего небо, и в этом случае Святогор-богатырь напоминает греческого Атланта. Вообще необходимо отметить, что с некоторыми национальными героями наш былинный великан похож, как брат-близнец. Особенно много общего у него с финским богатырем по имени Калеви-поэга. Оба они живут в скалистых горах, оба вброд моря переходят, леса для них — что трава. У обоих мечи, с которыми не может справиться никто, кроме них. И одного, и другого на картинках, иллюстрирующих былины, часто изображают лежащими: они очень любили поспать. И Святогор, и Калеви-поэга, обладая исполинской силой, в определенный момент не могут справиться с легкой задачей: первый — поднять с земли небольшую сумку, подброшенную Микулой Селяниновичем, второй – открыть деревянную дверь в подземном царстве. В жизни обоих фигурирует кузнец, и оба они находятся под властью рока. Очень много общего у Святогора с легендарным великаном-силачом Самсоном. В этом случае интересным является тот момент, что у еврейского и славянского героев жены были предательницами.
Соловей разбойник (антигерой)
Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.
Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.
Подробнее >>
10. Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
Pilipok.ru
40 откровенных фактов о русских женщинах
Продажа документов с гарантией
Чтобы быстро получить настоящий диплом университета или техникума, выбирайте надежную компанию для заказа документа. Занимаемся дистанционной продажей корочек более десяти лет, поэтому гарантируем своим клиентам:
- Покупку без предоплаты;
- Печать на официальных бланках;
- Грамотное заполнение;
- Полную конфиденциальность;
- Бесплатную доставку.
В нашей фирме можно заказать оригинальный диплом, который не отличается от подлинника. Доставляем заказы курьерами, оплату принимаем после получения и осмотра посылки.
Продаем документы Вузов, дипломы о среднем специальном и начальном образовании, аттестаты школ, академические справки, удостоверения о повышении квалификации и другие образовательные бумаги.
Невеста-чудовище для богатыря
Интригующее предание рассказывает о невесте Святогора. Когда богатырь был назначен правителем Царьграда, пророк рассказал ему о будущем. Согласно его словам, будущей супругой богатыря станет чудовище змеиного облика, что обитало в морской бездне. Как думаете, сильно обрадовался Святогор такому предсказанию?
Тем не менее, богатырь с тоской вздохнул и отправился искать свою кошмарную невесту. На одном из безлюдных островов увидел Святогор огромную змею. Ожидая нападения, ударил он чудовище мечом, а после бросил горсть золотых монет у разрубленного тела и ушёл восвояси.
Оказалось, что в облике змеи была заколдованная морская царевна Пленка, что вернула себе прежний прекрасный облик после гибели змеиной оболочки. На оставленные богатырём деньги она отстроила свой заброшенный остров, превратив его в процветающий край. Во время одного из походов купцы предложили царевне посетить Царьград.
Именно там Пленка и встретила своего избавителя, за которого и вышла замуж. Славяне считали, что каждый из многочисленных детей этой пары дал начало новому народу, живущему на земле.
«Вольга и Микула Селянинович» читательский дневник
«Вольга и Микула Селянинович» – старинная русская былина, в которой знатному князю Вольге Святославовичу был противопоставлен простой пахарь – могучий богатырь Микула Селянович.
Краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника
ФИО автора: Народ
Название: Вольга и Микула Селянинович
Число страниц: 5. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести». Издательство «Детская литература». 1979 год
Жанр: Былина
Год написания: Впервые былина была записана в 1860 году.
Действия в былине происходили в давние времена, когда Русью правил князь Владимир, то есть, ориентировочно в XI-XII веке. Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, в течение которых она претерпевала изменения.
- Вольга Святославович – молодой князь, справедливый, умный, добрый, настоящий богатырь.
- Микула Селянович – пахарь-богатырь, трудолюбивый, могучий, справедливый.
- Дружина – княжеское войско, молодые и сильные витязи, которые все вместе оказались слабее Микулы.
Вольга, сын Святослава, рос умным, хитрым, смышленым мальчиком. Уже в возрасте семи лет он умел понимать язык зверей и птиц, плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Вольга вырос настоящим богатырем, смелым и решительным. Когда его дядя, князь киевский Владимир, подарил ему три города, Вольга собрал тридцать воинов, и отправился к тем городам получать дань.
Выехал отряд в поле, и тут Вольга услыхал, как пахарь на лошадку свою покрикивал, как исправно работал сохой да посвистывал.
Хотел богатырь найти пахаря, да только задача эта оказалась не из простых – лишь на третий день ему удалось отыскать его.
Узнав, куда богатырь держит путь, Микула предостерег его – мол, вблизи тех городов завелись лихие разбойники, которые брали дань со всех проезжающих мимо путников. Он рассказал, как был там несколько дней назад, и ушлые мужички потребовали от него деньги, но получили от Микулы такие отступные, что горько пожалели о своей наглости.
Вольга понял, что не пропадет с таким богатырем, и позвал могучего пахаря с собой. Выпряг Микула свою кобылу из сохи, и присоединился к отряду. Лишь спустя время он понял, что допустил оплошность, оставив соху посреди чистого поля – ее могли украсть сельские мужики.
Микула попросил Вольгу отправить своих молодцев, чтобы те выдернули соху из земли и спрятали ее под кустом ракиты. Да только ни пять, ни десять могучих витязей не справились с этим заданием. И даже вся дружина на смогла выдернуть соху из земли.
Пришлось вернуться Микуле – он одной рукой выдернул соху, забросил ее за куст, и поскакал дальше.
Как отправилась дружина в путь, Микула тотчас обогнал всех на своей кобыле. Подивился Вольга такой резвости, и сказал, что, будь это не кобыла, а конь, то стоил бы он не меньше пятисот рублей.
Рассмеялся Микула, и ответил, что пятьсот рублей он заплатил, когда кобыла была жеребеночком, а будь это конь, так и цены бы ему не было. Удивился Вольга не на шутку, и поинтересовался, как же величать пахаря по батюшке.
Он и ответил, что как напашет ржи, намолотит ее да доброго пива сварит и угостит мужиков, то те уважительно к нему обращаются – Микула Селянович.
Крестьянский земледельческий труд должен почитаться не меньше, чем ратные подвиги. И даже простой крестьян может защитить свою землю не хуже, чем опытный и прославленный воин.
Жизнь крестьянина гораздо более честная и правильная, нежели жизнь князя, который занят только поборами с зависимых людей.
Важен не социальный статус, а личные качества человека, и даже простой мужик из народа может превосходить высокородного князя.
«…Как стал тут Вольга растеть-матереть, похотелося Вольге много мудрости…»
«…Кабы этая кобыла коньком бы была, за эту кобылу цены не было бы!..»
- «…Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати…»
- «…Как орет в поле оратай, посвистывает, а бороздочки он да пометывает, а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит…»
- «…А тут станут мужички меня похваливати: “Молодой Микула Селянинович!”…»
- Дружина – княжеское войско.
- Оратай – пахарь.
- Орать – пахать.
- Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
- Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.
- Сляга – тонкое, долгое бревно, рычаг.
- Пуд – устаревшая единица измерения массы, равная 16,38 кг.
- Соха – земледельческое пахотное орудие.
- Омешики – металлические наконечники сохи.
- Борозда – длинное узкое углубление, след от плуга при пахоте.
- Ракита – русское народное название ивы.
Средняя оценка: 4.9. Всего получено оценок: 45.
Что сильнее силы?
Довелось Святогору и побывать в мире богов. Былины говорят, что однажды открылся вход на небо, и богатырь поставил несколько гор одну на другую, после чего, будто по ступеням, взошёл по ним.
Встретился он с самим Вышенем, могущественным божеством и покровителем людей. Мне кажется, Святогор попросил о том, что было мечтой любого богатыря. Он мечтал получить силу, которую не одолеет ни один неприятель. Вышень исполнил пожелание богатыря, однако отметил, что даже самая великая сила не может устоять перед хитростью и могуществом камня.
К сожалению, опасения Вышеня не оказались напрасными. Богатыря коварно обманул смертный Ван, который получил в жёны дочь Святогора. Причиной гибели богатыря стал камень Велеса, подобранный на дороге. Чёрный минерал обратил Святогора в одну из самых высоких гор – Арарат.
Однако есть и иное предание о гибели богатыря. Согласно ему, выехал однажды в поле Илья Муромец и заметил вдалеке могучего, словно скала, богатыря Он спросил дважды его имя, однако тот не ответил ему – крепко спал Святогор. Когда же великан открыл глаза, то схватил Илью в правую руку и бросил в свой карман вместе с конём богатырским. Так и ехали они к Араратским горам.
После первого привала примирились Илья и Святогор, а потом вдруг заметили красивый резной гроб, который решили примерить. Для Ильи оказался он слишком велик, а вот Святогору пришёлся в самую пору. Потребовал великан, чтобы Илья закрыл его каменной крышкой, да только снова раскрыть гроб оказалось невозможно. Отчаянно пытался Илья спасти своего товарища, но в тех местах, где разбивал он гроб, появлялись стальные обручи, что охватывали Святогора.
Понял богатырь, что недолго ему осталось жить, а потому попросил Илью склониться к нему. С выдохом передал Святогор богатырю часть своей силы немыслимой, однако отшатнулся Илья, сказав, что ему хватит своих умений, не хочет он, чтобы от каждого его шага содрогалась земля и шумели леса. Не принял в дар богатырь и коня Святогора, так свой собственный был для него и другом, и соратником.
К.Челушкин. Святогор
Эти истории – только часть преданий о легендарном Святогоре. И пусть в былинах о нём нет привычного нам призыва к борьбе за родную землю, они не менее ценны, чем героический эпос. Святогор стал символом величайшей силы, что оказалась погублена чарами и человеческой хитростью. Сказания об этом богатыре призывают нас быть осмотрительнее и честнее, ведь далеко не всегда сила решает всё.
Общее описание
К наиболее древним героям русского эпоса мы должны причислить также Святогора. В отличие от Волха, образ которого забыт и о котором имеется не более 4–5 полных записей песен о его походе, имя Святогора в эпосе чрезвычайно популярно, хотя его образ также заметно стерся. С его именем связано не менее семи различных сюжетов. Часть из них исконна для него, часть приурочена к нему, вероятно сравнительно поздно.
Сюжеты
К сюжетам, которые, несомненно, исконны для Святогора и принадлежат к области эпоса, надо отнести два: это, во-первых, рассказ о том, как Святогор наезжает на сумочку переметную, которую он не может поднять, и, во-вторых, рассказ о том, как он ложится в гроб, который за ним захлопывается. Все остальные сюжеты о Святогоре связаны с его именем и образом только внешне, известны и в ином приурочении, имеют прозаическую и отрывочную, фрагментарную форму и в большинстве случаев исполняются не как самостоятельные, законченные художественные произведения, а как коротко рассказанные эпизоды в сводных рассказах. Частично они носят библейско-легендарный характер (Святогор сближается с библейским Самсоном), частично характер сказочный или даже фарсовый.*
Обе основные былины, исконно связанные с образом Святогора, повествуют о его гибели. В одном случае он надрывается, пытаясь поднять необыкновенную сумочку, которую невозможно поднять с земли, во втором тщетно пытается откинуть крышку гроба, в который он лег живым. Крышка захлопывается за ним навсегда, и спасти его оказывается невозможным.
Гибель
Что обе лучшие и наиболее древние песни о Святогоре повествуют о его гибели, – отнюдь не случайно. На сто с лишним сюжетов, известных классическому русскому эпосу, сюжеты о гибели героев исчисляются единицами. Так, Дунай и Сухман кончают свою жизнь самоубийством. Обе эти былины по своему содержанию глубоко трагичны. Трагически погибает Василий Буслаевич. Остальные герои, в песнях о них, никогда не умирают и не погибают. Наоборот: получая силу, Илья, например, одновременно получает пророчество, что смерть ему в бою не писана. Русский герой не погибает, и не об этом поются песни. Былина о том, как перевелись витязи на Руси, по нашим данным относится не к эпосу, а к духовным стихам, о чем речь будет ниже.
Если в рассказах об одном герое дважды, и притом по-разному, говорится о его гибели, это означает, что гибель связана с самой сущностью, с природой этого героя, что в лице Святогора изображается герой обреченный. В отличие от гибели других героев, в его гибели нет ничего трагического. Его гибель как бы закономерна и в слушателе не вызывает сожаления о нем.
Облик Святогора одинаков в обеих песнях о нем и может быть рассмотрен раньше изучения нити повествования.
Имя Святогора указывает на его связь с горами. Попытки увязать это имя с пушкинскими местами – со Святой горой близ Опочки или со Святыми горами на Донце, делавшиеся в науке, не убедительны. Святогор связан не с мягкими среднерусскими возвышенностями, он связан с каменистыми горами и ущельями. Он идет «но крутым горам да по святым местам» (Григ. III, 50). Он «Горыныч» (Пар. и Сойм. 40). К. Аксаков в детстве слышал рассказ о том, как Илья Муромец находит гору, «а на ней лежит огромный богатырь, сам как гора». На этой горе он спит (Кир. I, стр. XXX–XXXI). Илья иногда видит его уснувшим на своем коне на уступе высокой горы. Святые горы противопоставляются Святой Руси. Как Святая Русь – удел богатырей, так Святые горы – место, отведенное Святогору, откуда он, как правило, никогда не выходит на Русь. Певцы объясняют это тем, что он так велик и тяжел, что земля его не носит, не держит.
Былины и историческая действительность
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича».