Конспект занятия по чтению художественной литературы «русская народная сказка «жихарка» для детей 4–5 лет

Жихарка

Далеко-далеко, в лесу дремучем стояла избушка малая. А в избушке той жили Кот, Воробей да человечек маленький — удалец-молодец Жихарка.

Кот с Воробьём на охоту ходили, а Жихарка оставался домовничать: избу подметал, обед готовил, стол накрывал, Воробья с Котом поджидал.

Прослышала Лиса, что Жихарка в доме один остаётся. Давно хотелось ей Жихаркиного мясца отведать. Стала следить она за избушкой.

Кот и Воробей, когда на охоту уходили, всегда Жихарке наказывали двери запирать. Жихарка, двери всегда запирал, а один раз забыл…

Справил Жихарка все дела, вдруг слышит — по лестнице топ-топ-топ — Лиса идёт! Испугался он, под печку залез и в уголок забился.

Подбежала Лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да домой.

А как принесла Жихарку в свою избу, скорее бросилась печь топить: побыстрее хочет Жихарку зажарить. Как истопилась печка, взяла Лиса лопату и говорит Жихарке:

— Садись на лопату!

А Жихарка хоть и маленький, да удаленький: на лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.

— Не так сидишь, -говорит Лиса.

— А я по-другому не умею, — отвечает Жихарка. — Ты мне, тётенька, покажи, как надо!

Прыгнула Лиса на лопату, клубочком свернулась, лапки подобрала, хвостиком укрылась.

А Жихарке только того и надо было!

Он её в печь скорее да заслонкой-то и закрыл! А сам со всех ног домой побежал.

А дома Кот с Воробьём горюют. Только вдруг по лесенке, по частым ступенькам — тук-тук-тук, — Жихарка бежит, громким голосом кричит:

— Вот он я!

Обрадовались Кот и Воробей! С лавки соскочили — ну Жихарку обнимать. За ручки его схватили, по избушке закружили. Уж сколько радости тут было!

или-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка.

Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.

Раскладывает да приговаривает:

— Это простая ложка — котова, это простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — эта Жихаркина. Никому её не отдам.

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.

Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери.

Всё запирал, а один раз и забыл.

Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, а по лестнице — топ-топ-топ — лиса идёт.

Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда: нет Жихарки.

«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:

— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова. А эта ложка не простая — точёная, ручка золочёная, — эту я себе возьму.

А Жихарка-то под печкой во весь голос:

— Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!

— Вон ты где, Жихарка!

Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес. Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.

— Садись, — говорит, — Жихарка.

А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.

— Не так сидишь, — говорит лиса.

Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.

— Да не так, — лиса говорит.

— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.

— Экой ты недогадливый!

Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.

А дома-то кот да петух плачут, рыдают:

— Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!

Кот лапкой слёзы утирает, Петя крылышком подбирает.

Вдруг по лесенке — тук-тук-тук.

Жихарка бежит, громким голосом кричит:

— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!

Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать!

И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут

Сказка. Жихарка

Жихарка . В покосившейся избушке Жили — были две зверушки; Кот пушистый колобок, Да задира петушок. С ними мальчик жил Жихарка. Как хорошая кухарка, Он хозяйничал в избе, Поспевал один везде: Принести воды из речки, Заготовить дров для печки, Печь пожарче натопить И потом обед варить И ещё убраться всюду; Перемыть полы, посуду, Приготовить разносол, Вовремя накрыть на стол, А как чашки расставляет, То тихонько напевает:- «Эта чашечка кота, Эта чашка петуха. Звонкая, как пташечка, У Жихарки чашечка.» Ложки рядышком кладет Тоже песенку поет:- «Эта ложечка — простая, Эта ложечка — резная. Та простая, для кота, А резная — петуха, А моя — точённая, Ручка золочённая; Никому ее не дам, Ею буду есть я сам». На утиную охоту, Утром, к сонному болоту Кот собрался с петухом : — На охоту мы идем, Закрывай, Жихарка, двери, Не случилось бы потери И других,случайных бед; Мы воротимся в обед. А Жихарка сном забылся, Словно в яму, провалился, Шибко давеча, устал, Как убитый, спал и спал. Дверь закрыть он обещался, А как встал, захлопотался; Слышит на крыльце, топ — топ Как лиса в избу идёт. Испугавшись не на шутку. Словно мышь, в одну минутку Влез Жихарушка под печь; От лисы себя сберечь. А лиса вошла в избушку, Из сеней, да в комнатушку. Походила по избе — Нет Жихарушки нигде. Тут на стол она взглянула, Видит ложки и смекнула; Стала их перебирать , Чтоб Жихарушку сыскать:- «Эта ложечка- простая. Эта ложечка- резная. Эти ложки не к чему, Золоченную возьму. Ложечка точенная, Ручка золоченная». Тут Жихарка не стерпел, Во весь голос заревел. Тут же, словно мышь — полёвку, Сцапала его плутовка; Побежала хвост трубой, Через лес, к себе домой. Натопила печку жарко,: «На лопату лезь , Жихарка!»- Говорит лиса ему. Тут смекнул он, что к чему… Больно уж у печки жарко. На лопату сел Жихарка, Растопырился, как рак, В печку не идёт никак. — Да не так – лиса хлопочет, В печь его засунуть хочет. — А ты, рыжая, пойди, Да, как надо, покажи. Слез Жихарушка с лопаты, Словно в чем — то виноватый, А лиса скорее — хвать, Чтоб, как надо, показать На лопату ловко села; Оглянуться не успела, Как ее Жихарка в печь, Как пирог, засунул печь. Затворил он печь заслонкой, Да знакомою сторонкой, Побежал скорей домой. Из трубы лиса печной Выскочила, словно пробка. К речке кинулась плутовка, Лап не чуя под собой… И с обрыва, с головой, Сиганула с перепугу, От огня спасая шкуру, За одно отмыть свой нос И горелый в саже хвост. Задыхаясь, как с пожара, Воротился в дом Жихарка. Чуть живой, как раз в обед; Утомился — спасу нет. В избу, чуть дыша, заходит. И в слезах, в избе, находит Двух друзей своих – кота, Да задиру петуха. Без удержу, те рыдают, Ложки все перебирают, Вспоминают про него, Про житье — бытье свое: Эта ложечка — простая, Эта ложечка — резная. Нету ложечки одной, Нет точенной, золотой.» Тут Жихарка им с порога:- «Не печальтесь, ради Бога, Я принес её опять. Будет чем и мне хлебать.» То — то радости им было. Где и как, его носило Им Жихарка рассказал И потерю показал. И сейчас в своей избушке. Как родня, совсем друг дружке; Счастливо они живут, В гости вас ребята ждут.

Сказка про жихарку читать

Игры по мотивам сказки

Развивающие игры придуманы по мотивам сказки «Жихарка» после прочтения или прослушивания которой малыш с удовольствием примет участие в познавательных играх.

Какого роста?

Поставь героев сказки по росту, начиная с самого высокого. Впиши в клеточки рядом с каждым героем цифры от 4 до 1, начиная с самого низкого.

По росту становись!

На какое место ты бы поставил Шарика, если мы знаем, что он ниже лисы, но выше петуха? Перечисли по росту всех героев сказки вместе с Шариком, начиная с самого низкого. Каким по росту стоит Шарик? Замени это слово другим словом.

Соедини линией ложку и её хозяина. Объясни, как ты догадался, чья это ложка.

Лопаты и печки

Определи, какая лопата от какой печки. Найди самую широкую, самую узкую, среднюю по ширине лопату. Раскрась широкую лопату красным цветом, узкую — жёлтым цветом, среднюю — зелёным цветом.

Из леса домой

Помоги Жихарке выбраться из леса. Для этого надо точно прошагать по точкам от норы лисы до дома. 1 клеточка — 1 шаг.

Сначала Шарик пойдёт с тобой и сделает первые 5 шагов от норы вправо до пенька. Теперь сделай 4 шага вниз к ёлке, затем 2 шага влево до грибка, потом вниз 6 шагов до берёзы, а в конце — 6

1.2. Какие сказки читать детям 2 лет?

Русские народные:

  • «Золотое яичко»,
  • «Колобок» (в обработке К. Ушинского),
  • «Теремок» ( в обработке М. Булатова),
  • «Как коза избушку построила»,
  • «Козлятки и волк» (в обработке К.Ушинского),
  • «Репка»,
  • «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова)
  • Три медведя (Л. Толстой)

Авторские  сказки отечественных писателей:

  • Н. Абрамцева. Как у зайчонка зуб болел.
  • Т. Александрова. Зверик. Медвежонок Бурик.
  • В. Бианки. Лис и мышонок.
  • С. Козлов. Солнечный заяц и медвежонок.
  • Д. Мамин – Сибиряк. Притча о Молочке, овсяной Каше и сером котишке Мурке»
  • Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост
  • С. Маршак. Сказка о глупом мышонке.Теремок.
  • С. Михалков. Три поросёнка.
  • Н. Павлова. Земляничка.
  • В. Сутеев. Кто сказал «мяу». Цыпленок и утенок  и другие.
  • К. Чуковский. Цыпленок. Топтыгин и Лиса. Котауси и Мауси. Федорино горе. Путаница.

Авторские  сказки зарубежных писателей:

  • О. Альфаро. Козлик – герой (перевод с исп.)
  • В. Балл. Желтячок.
  • Д. Биссет. Га-га-га (перевод с англ.)
  • Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду (перевод с англ.)
  • Б. Поттер.  Ухти – Тухти (перевод с англ. О. Образцовой) – с 2-2,5 лет, читать маленькими отрывками
  • Ч. Янчарский. В магазине игрушек.  Друзья (из книги «Приключения Мишки Ушастика) (перевод с польского В. Приходько)

Очень подробно о том, как читать книжки самым маленьким деткам, я рассказывала в двух предыдущих статьях:

«Как читать книжки малышам» Книги для самых маленьких: как правильно выбирать и как читать? Круг детского чтения от рождения до трех лет. Как подружить ребенка с книгой?

«Рассказы для самых маленьких»: Как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких, на что обратить внимание при чтении, как научить понимать книжки без картинок. Тексты рассказов для чтения детям 1-2 лет

Рекомендую: вот сказки с  качественным переводом и иллюстрациями из  «Лабиринта» — можно кликнув по картинке внимательнее рассмотреть все развороты, почитать отзывы и, если Вам понравится книга, заказать. Продолжение статьи — ниже на странице после таблички с подборкой книг.

Раздел 1. Сказки для детей раннего возраста (до трех лет)

Рекомендации по чтению сказок малышам:

Приобщить малышей к чтению – это не значит накупить много книг и дать к ним доступ ребенку или давать ему аудиозаписи со сказками. При-общение – это всегда общение малыша со взрослым по поводу книг, это наше наблюдение за тем, как воспринимает ту или иную книгу малыш, это ее обыгрывание с детьми. В слушании книг, которые читает мама, малыш учится усидчивости, умению слушать и слышать.

Как читать сказки малышам? Копилка полезных идей и советов.

— Самые маленькие дети в возрасте до трех лет учатся слушать и понимать сказки:

 а) в сопровождении иллюстраций или игрушек (Вы показываете картинки или разыгрываете сюжет с помощью игрушек),

б) без наглядной основы (т.е. просто слушая текст в Вашем чтении или рассказывании).

Малыш раннего возраста может понять текст сказки без картинок и показа сценок (т.е. без наглядного сопровождения) только в том случае,  если это хорошо знакомые  ему произведения или очень близкий опыту ребенка простой знакомый ему сюжет.

— Во время чтения сказок малышам привлекайте их к договариванию последних слов во фразе (договаривание последних слогов в знакомых строчках, договаривание слов персонажей). Например: Вы начинаете фразу, а малыш – заканчивает, например: «Я по коробу…?» (малыш заканчивает). Этим Вы развиваете речь малыша, побуждаете его говорить, вслушиваться в слова произведения, готовите к пересказу сказок, к построению диалогов.

— Пойте вместе с ребенком известные ему повторяющиеся песенки персонажей сказки.

— Очень полезно петь и проговаривать слова сказки в разном темпе: быстрее и медленнее. Или с разной силой голоса: громко – тише – совсем тихо (например, слова медведя говорим громко, а такие же слова мышки – очень тихо, почти шепотом)

— Учите говорить интонационно выразительно: радостно или грустно, удивленно или смело (Как спел Колобок свою песенку – испуганно или смело? Давай и мы так же споём – и вместе поем песенку, продолжая читать сказку).

— Читают малышам примерно 10 минут, если ребенку интересно – то 15 минут. Читать нужно ежедневно (лучше в одно и то же время и в одном и том же месте). Сначала малыша привлечет необычная обстановка, яркие картинки в книжке, потом он начнет интересоваться ее содержанием.

— Если ребенку в раннем возрасте не читали или мало читали, то в три года он обычно с трудом прослушивает сказку, не отвлекаясь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: