Поиск материала «фонетические рассказы с картинками, ткаченко т.а., 2005» для чтения, скачивания и покупки

Механический способ постановки

В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:

  • дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
  • логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
  • при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
  • при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
  • механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью логопедического массажа зондами, путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).

Этап постановки звука

Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:

Постановка звука «Л» по подражанию

На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым

Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл».

При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.

Постановка звука «Л» механическим способом

Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.

С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.

Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.

При двугубном дефекте, когда губки самопроизвольно вытягиваются в трубочку, их придерживают пальцами в положении улыбки.

Постановка «Л» от других звуков

«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:

  1. Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
  2. То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
  3. При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.

Для снятия излишнего напряжения во время постановки звука можно помассировать лицевые мышцы подушечками пальцев. А также пофыркать, как лошадка; пошлепать губами, как рыбка; изобразить усталость, выдохнув «уфф».

Артикуляционная гимнастика для звука «Л»

Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя веселые подражательные игры для язычка.

Благодаря им увеличивается его двигательная активность («Индюк»), отрабатывается нужное расположение («Парус»), повышается тонус («Качели»), улучшается эластичность подъязычной связки («Лошадка», «Гармошка»).

А вот и упражнения!

Необычный колышек

Павел посадил в саду маленькую яблоньку. Ствол у яблоньки был тоненький — того и гляди, сломается. Сделал Павел кол и воткнул его в землю около яблоньки. Слабый ствол яблоньки и колышек Павел соединил бинтом. Подвязал яблоньку и успокоился. Оставалось ждать зелёных листьев.

Каждый день Павел ходил к яблоньке, поливал её. Внимательно наблюдал за ветками. Но зелёных листьев всё не было и не было!

Как-то Павел увидел из окна, что его яблонька наконец зазеленела. Когда Павел подошёл ближе, то оказалось, что это на колышке, а не на яблоньке появилось несколько зелёных листиков! «Вот так колышек!» — подумал Павел.

Логопедическая постановка звука Л

Используются следующие приёмы постановки согласного звука Л:

  • тренировка артикуляции;
  • развитие речевого дыхания;
  • автоматизация произношения.

Занятия проводятся поэтапно. Перед началом занятий по речевому развитию несколько минут необходимо тренировать дыхание:

  • делать короткий секундный вдох;
  • затем медленный спокойный выход в течение примерно 5 секунд.

Для тренировки дыхания можно выполнять следующие упражнения:

  • играть с вертушкой;
  • «останавливать лошадку» — расслаблять губы на вдохе, затем выдыхать воздух так, чтобы получалось «тпр-р-р»;
  • «надувать шарик» — лечь на пол, опустить руку на живот, чтобы чувствовать, как живот раздувается при вдохе и сдувается при выдохе;
  • угадывать фрукты и цветы с закрытыми глазами, глубоко вдыхая их запахи;
  • вдувать пёрышко в импровизированные ворота, выдыхая воздух через сложенные трубочкой губы.

Так же, Вам возможно будет интересно ознакомиться как в домашних условиях научиться выговаривать звук Р.

Автоматизация звука «Л» в словах

Произносим слова, следим за правильным произношением твёрдого звука «Л».

Задание 1

  • Лаз, лак, ла́па, юла́, зола́, вела́, дела́, мала́, пила́, ла́вка, ла́мпа, кула́к, кала́ч, сала́т, хала́т, скала́, водола́з, пала́тка, була́вка, ла́сточка, ла́ндыш.
  • Ми́ла, жила́, пе́ла, мы́ла, ду́ла, бе́гала, ви́дела, оби́дела, оде́ла, шко́ла, лапша́, ела, лави́на, писа́ла, чита́ла, кида́ла, носи́ла, води́ла, вози́ла.

Задание 2

  • Бал, вал, дал, жал, зал, мал, га́лка, па́лка, ска́лка, фиа́лка, спал, упа́л, уста́л, бока́л, кана́л, копа́л, писа́л, пена́л, обва́л, вокза́л, стуча́л, мета́лл, га́лстук.
  • Алма́з, алфави́т, халва́, ма́ршал, шалфе́й, балко́н, вы́дал, вы́пал, па́дал, ка́пал, сы́пал, то́пал, щу́пал, вы́гнал.

Задание 3

  • Лоб, лом, лось, ло́дка, ло́жка, ло́коть, ло́шадь, чуло́к, боло́то, калоши, коло́дец, Воло́дя, голо́дный, холо́дный, поло́мка.
  • Вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, до́лго, по́лка, по́лный, мо́лния, по́лдень, уко́л, чехо́л, щего́л, футбо́л.

Задание 4

  • Лук, луч, лу́жа, Луша, лу́нка, юлу́, золу́, пилу́, тулу́п, белу́га, шалу́н, лу́ковица, луна́, лужо́к, лужа́йка, луко́шко, го́лубь, жёлудь, па́луба, голубцы́, получа́ть.
  • Гул, дул, стул, ау́л, бу́лка, гу́лко, поду́л, обу́лся, зевну́л, тянул, усну́л, шепну́л, качну́л, ущипну́л, вы́нул, ки́нул, су́нул, вы́гнул, ду́нул, сту́кнул, му́скул, чулки́, вулка́н.

Задание 5

  • Лы́ко, лы́жи, волы́, столы́, малы́ш, полы́нь, улы́бка, лы́жник, булы́жник, ви́лы, а́лый, бе́лый, вя́лый, ми́лый, це́лый, сме́лый, спе́лый, уны́лый, пчёлы, бока́лы, кана́лы, пена́лы, обва́лы.
  • Ныл, был, выл, мыл, мы́лся, забы́л, завы́л, пы́лкий, буты́лка, вокза́лы, кани́кулы, малыши́, полыха́ет.

Задание 6

  • Мял, снял, взял, пая́л, уня́л, стоя́л, гоня́л, завя́л, за́нял, меня́л, по́нял, подня́л, боя́лся, смея́лся, ел, мел, пел, сел, оде́л, уме́л, гуде́л, висе́л, успе́л, хоте́л, сиде́л, шипе́л, шуме́л, свисте́л, бе́лка, ме́лко.
  • Ве́ял, се́ял, та́ял, ве́ялка, се́ялка, у́зел, ви́дел, вы́вел, вы́шел, оби́дел, ненави́дел, Па́вел, дя́тел, пе́пел.

Задание 7

  • Бил, Нил, пои́л, Михаи́л, заби́л, води́л, вози́л, коси́л, купи́л, носи́л, учи́л, сади́л, гости́л, тащи́л, ви́лка, жи́лка, пи́лка, пои́лка, коси́лка, носи́лки, вы́учил, вы́бил, вы́пил, вы́садил, вы́тащил, вы́пустил, вы́скочил.
  • Вёл, шёл, шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, козёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка, ве́ял, се́ял, та́ял, ве́ялка, се́ялка, у́зел, ви́дел, вы́вел, вы́шел, оби́дел, ненави́дел, Па́вел, дя́тел, пе́пел.

Задание 8

  • Благодари́ть, глаза́, гла́дкий, сожгла́, злак, Кла́ва, класс, кладова́я, пла́мя, пла́вать, пласти́нка, пластма́сса, запла́тка, плато́к, Сла́ва, сла́дкий, сла́бый, сла́зить, вы́слать, флаг, флако́н, шла, вы́шла.
  • Блок, гло́бус, клок, плот, пло́мба, пло́щадь, слон, весло́, сло́во, сло́жный, флот, хло́пать, хло́пок, блу́зка, каблу́к, глу́пый, клуб, клу́мба, клубо́к, клубни́ка, плуг, слух, слу́шать, слу́чай, служи́ть, заслу́га, глы́бы, клыки́, плыть, слы́шать, котлы́, хлыст.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».


Профиль артикуляции звука Л

Улыбка

Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить  малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
Ветерок

Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л». Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.
Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»
Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука «Л»
Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.


Развитие моторики рук помогает развивать речь

Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе

Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее

Автоматизация [Л] в стихотворениях

Когда ребенок научится безошибочно говорить звук в словах, насыщенных им фразах и предложениях, можно начинать его закрепление в стихотворениях.

Для занятий желательно отбирать произведения, которые не содержат оппозиционных звуков и или тех, на которые заменялся до постановки.

Следует стараться выбирать стихотворения с доступным ребенку смыслом, опираясь на его возрастные особенности, уровень общего развития. При наличии неизвестных или непонятных слов нужно провести словарную работу, по ходу которой объясняется их значение. Понимание смысла помогает при проговаривании текста.

Если стихотворение провоцирует появление негативных эмоций или ассоциаций, не следует настаивать на работе с ним.

Не нужно маленькому ребенку предлагать длинные стихи – малышу сложно удерживать большой сюжет, он потеряет смысловую нить и воспроизведет набор слов. Нельзя использовать стихи со слишком длинными строчками или сложным порядком слов – это тоже усложняет понимание смысла, ухудшает качество речи.

Стихотворение предлагается по одной строке, ребенка просят повторить. Этот процесс носит название отраженное проговаривание. Совместное одновременное проговаривание (сопряженное) на этом этапе не допускается. Если дошкольник затрудняется при запоминании и воспроизведении всей строчки сразу − не может запомнить, путает порядок слов или неверно говорит закрепляемый звук в одном или нескольких словах, − нужно перейти на повторение по одному слову. Знакомя ребенка с текстом, следует выделять голосом изучаемую фонему.

Общие рекомендации по автоматизации звука [Л]

Правильное проговаривание любой речевой единицы демонстрируется взрослым, и только после повторяется ребенком. В идеальном варианте он не должен при закреплении фонемы допускать ни единой ошибки, чтобы неверный шаблон не препятствовал формированию правильного. Поэтому педагог должен контролировать произношение, чтобы предупредить ошибку и сделать подсказку.

Крайне важно отрабатывание новой фонемы не только на коррекционных занятиях, но и в повседневной деятельности. Если изучаемый звук верно произносится только на занятии, то появляется «синдром кабинетной речи», когда при педагоге весь речевой материал произносится безошибочно, а в повседневной жизни полученные навыки не применяются

Нужно контролировать содержание предлагаемого материала – не должно присутствовать оппозиционных фонем. «Конфликтующими» фонемами могут быть абсолютно любые пары. Для каждого случая необходимо подбирать индивидуальную картотеку материала. Если встретилось такое слово или сочетание – нельзя требовать безошибочного проговаривания всех звуков. Смешиваемые фонемы различаются на специальном этапе дифференциации.

Первое время необходима очень утрированная артикуляция поставленной фонемы. Это требуется для того, чтобы слуховым анализатором зафиксировалось новое звучание как образцовое.

Первое время надо подкреплять новый звук любыми способами, нельзя предоставлять малышу право говорить его без поддержки и контроля. Серьезную проблему создает самостоятельное выполнение домашних заданий. Если ребенок умеет читать, не стоит разрешать ему самостоятельно прочитывать слова, надо чтобы взрослый дал правильный образец, после чего ребенок должен его воспроизвести

Также важно, чтобы взрослые следили и исправляли неправильное произношение в повседневной жизни

Причины трудностей в произношении звука “л”

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины.

Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы.

Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого.

Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.

Формирование правильного произношения звуков

Если ребенок не страдает заболеваниями, патологическими развитиями речевого аппарата, тогда взрослые могут быстро решить задачу. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует следовать нескольким простым правилам.

  1. Работу нужно начинать с укрепления артикуляционной моторики. Ее укрепление достигают с помощью упражнений и игр.
  2. Следующий этап — это постановка звука. Методики при этом различны. Для каждого случая существует свой метод.
  3. Постановка звука перетекает в произношение. Когда ученик научился произносить букву, надо переходить к слогам, а после — к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
  4. Переходим к более трудоемкой работе. Разучиваем стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее будет усваивать звуки, развивать память.
  5. Закреплять результаты следует через рассказывание и повторение сказок, рассказов, стихов, историй, пение песен.

https://youtube.com/watch?v=TV5XKa3i5ps

Этим простым правилам следует уделять в день совсем немного времени. Своеобразную учебную программу проще преобразовать в игру. Процесс не будет скучным. Вы и ваш ребенок будет увлечен делом, а не нудной работой.

Другие способы развития речевого аппарата

Доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкую моторику рук, расположены по соседству. Между задержкой речевого развития и плохой координацией детских пальчиков наблюдается прямая зависимость.  Развивая речь ребенка, вы стимулируете механизмы развития мелкой моторики, и наоборот. Таким образом, для устранения трудностей в артикуляции звуков необходимо играть с малышом в пальчиковые игры. Методические пособия богаты примерами домашних заданий по логопедии на основе пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:

  • лепка из пластилина или глины;
  • рисование, разукрашивание, творческая работа с рисунками;
  • игры с камешками, бусинами, шариками;
  • нанизывание бусин или пуговиц на нитку;
  • завязывание узлов на веревке;
  • застегивание пуговиц, крючков, молний;
  • конструирование;
  • собирание паззлов;
  • складывание кубиков и пирамидок;
  • игры с водой и песком;
  • аппликация.

Подобные игры имеют свои особенности проведения.

  • Сочетание игр и упражнений для развития речи. Игры не проводятся молча. Каждое действие озвучивается и проговаривается.
  • Регулярные тренировки. Пальчиковым играм должно быть отведено отдельное время в распорядке дня ребенка.
  • Важна энергичность движений и максимальная двигательная нагрузка на детские пальчики.
  • Непродолжительность занятий.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, также помогают детям научиться понимать содержание стихов, различать ритм речи.  Формирование тонких движений детских пальчиков способствует созреванию зрительно-моторной координации, готовности руки к письму.

Занятия не будут иметь успеха без максимального включения родителей в процесс обучения. Научитесь заново вместе с ребенком произносить сложные звуки. Подключите фантазию, чтобы заинтересовать его. Превратите обычное упражнение в веселую забаву, и результат не заставит долго ждать!

Закрепление звука

Чтобы потренировать малыша в произношении отдельного (изолированного) звука , можно поиграть с ним в «договорки»: взрослый читает строчку стихотворения, а ребенок произносил последнюю букву в ней (это должна быть только буква Л). Например:

Дядя Федор рано вста…(л),

Потянулся, позева…,

С лавки ловко соскочи…,

Воду в ведрах наноси…

Много теста намеси…,

В лес по ягоды сходи…

Кошку Мурку накорми…

Щей наваристых свари…

Стул на кухню смастери…

Дров для печки наруби…

Бочку яблок засоли…

Баньку жарко натопи…,

К чаю бубликов купи…

Ничего не позабы…

Можно предложить малышу погудеть, как самолет или пароход: л-л-л-л-л.

Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?

Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:

  • двугубным – слышится гласный «у» (не «лошадь», а «уошадь»);
  • носовым – корень языка утыкается в мягкое нёбо, воздушный поток идёт в нос, в итоге звучит «нг» (не «лужа», а «нгужа»);
  • межзубным – конец языка оказывается в пространстве меж зубов;
  • с отсутствием произношения (не «лейка», а «ейка»).

Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:

  • «Г» («пол» — «пог»);
  • «В» («лыжи» — «выжи»);
  • «Ё» («лодка» — «ёдка»);
  • «Д» («лопата» — «допата»);
  • «Ль» («как дела» — «как деля»).

Веселые стихи про букву Л для детей

Липка Выросла я, липка, Тоненькой и гибкой— Не ломай меня! Медоносным цветом Зацвету я летом — Береги меня. В полдень подо мною Спрячешься от зноя — Вырасти меня. Я тебя листвою От дождя укрою — Поливай меня. Вместе, друг мой милый, Наберемся силы — Ты люби меня. А дождешься срока, Выйдешь в мир широкий, Не забудь меня! (П. Воронько)

Лисицы лают. Глухомань. Лежит в листве под липой Лань. Линь в глубине холодных вод Лениво, но легко плывет. Луна лучится, как латунь, Лягушкой лакомится лунь. Летит заблудшая пчела. Легла на лес ночная мгла. (В. Лунин)

— Кто вы? — Мы лисички, Дружные сестрички. Ну а вы-то кто же? — Мы лисички тоже! — Как, с одной-то лапкой? — Нет, еще со шляпкой… (А. Шибаев)

Листопад Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

Листопад Опавшей листвы Разговор еле слышен: — Мы с кленов… — Мы с яблонь… — Мы с вязов… — Мы с вишен… — С осинки… — С черемухи… — С дуба… — С березы… Везде листопад: На пороге—морозы! (Ю. Капотов)

Ласточка Ливень, ливень льет везде. Рады птенчики в гнезде: — Мама дома посидит, Никуда не улетит! (Г. Виеру)

Лев комарика ловил, Лапой лоб себе разбил! (Б. Тимофеев)

Ласточка — Спой мне, ласточка,— прошу, А она в ответ: — Спешу! Клювом глины зачерпнула И под крышу упорхнула. Целый день забот полна — Домик строила она. Дни прошли. Опять прошу, А она в ответ: — Спешу! Считаны минутки! У меня малютки. Мошек ловлю, Крошек кормлю.— В гости дождик зачастил. Старый тополь загрустил. — Спой мне, ласточка,— прошу, А она в ответ: — Спешу! Собираю в путь семью. Возвращусь весной — спою. (В. Бардадым)

Лесничий Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг — лесничий. (В. Степанов)

В гости к лету Мы идем лесной тропинкой, А куда — не знаем сами. За малиной? За малиной! За грибами? За грибами! Светит солнце золотое Сквозь зеленые оконца. Может, мы идем за солнцем? Что же! Может, и за солнцем! Может, белка попадется, Может, ёжик ждёт нас где-то… Мы идем гурьбой веселой Ясным утром в гости к лету! (В. Викторов)

Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Это плотник делает Окна и полы. (Г. Сатир)

Осторожно: физиологическая дислалия

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.


Виды нарушений произношения

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».

  • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
  • «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» – «уожка»; «Лариса» – «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
  • Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» – «мойоток»
  • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».

Раскраски на определение позиции звука Л в слове (начало, середина, конец):

Звуки в словах могут стоять в начале слова, в конце слова, в середине слова (на раскрасках слово изображено в виде схемы, разделенной на три квадрата). Например, слово ЛОШАДЬ. В этом слове звук Л стоит в начале, значит раскрасить необходимо первый квадратик. Чтобы легче определить положение звука, слово необходимо произносить медленно, выделяя звук — ЛЛЛЛошадь.

  • лак, юла, Золушка, лань, бокал, белка,
  • лопух, халат, пенал, пилот, самосвал, лампа,
  • лукошко, елка, футбол, укол, лыжник, пчела,
  • лыжи, молоток, котел, лодка, дятел, одеяло,
  • лошадь, желуди, козел, кукла, чехол, ландыши,
  • лавка, голубь, щегол, косил, луноход, Золушка,

Раскраски со звуком Л. Автоматизация звука Л при помощи раскрасок будет веселым занятием взрослого с малышом. Данные раскраски также будут полезны при обучении детей элементам грамоты.

Раскраски на определение позиции звука Л в слове помогут научить ребенка слышать этот звук

Это очень важно , как при автоматизации звуков, так и обучении грамоте

Сложность вопроса

Для начала стоит определиться, какова разница и взаимосвязь двух понятий: постановка и автоматизация.

Постановка звука – это логопедические занятия по обучению детей правильному произношению звука: нужной артикуляции и ее динамике во время правильного образования звука. При необходимости во время постановки с помощью специальных упражнений развивают нужные мышцы артикуляционного аппарата.

Автоматизация же – это процесс закрепления в постоянной разговорной речи ребенка освоенного звука – такого нового и непривычного. И не всегда такое закрепление проходит легко.

Но разве так сложно закрепить звук ? Порой – весьма. Во-первых, чем больше малыш употребляет искаженно, тем дольше он будет «на автопилоте» слышать его так, как произносил раньше, даже когда все уже может говорить правильно

Поэтому при закреплении важно, прежде всего, научить малыша определять на слух нужный звук в речи другого человека при правильном произношении и отличать от неправильного. То есть, развивать фонематический слух, предлагая ребенку специальные игры

А во-вторых, во время автоматизации звука важно помнить, какой именно дефект был у дошкольника, и направлять все усилия на отработку конкретной проблемы. Какими могут быть дефекты при произношении Л?

Какими могут быть дефекты при произношении Л?

  • Замена Л на ЛЬ (лямпочка, палятка).
  • Замена Л на Й (йапа, пойовник).
  • Замена Л на У (уасточка, коубаса, гоуова).
  • Замена Л на В (вандыш, повоска).
  • Замена Л на Г (гужа, годка).

Во время последующей отработки необходимо следить, чтобы при артикуляции органы ребенка не принимали положений, как при произношении звуков-подмен.

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:

  • носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
  • двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
  • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
  • отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.

Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:

  • замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
  • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
  • замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
  • замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
  • замена «л» мягким «ль»: дела-деля.

Автоматизация звука [Л]

Твёрдый согласный звук окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук произносится длительно и только при неподвижном языке (см. артикуляцию звука ).

1) Произносить (читать) слоги со звуком

Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__

2) Произносить (читать) слова со звуком в конце

Образец: пол__, у-гол__

  • пол
  • кол
  • бал
  • зал
  • пел
  • жил
  • угол
  • укол
  • упал
  • спал
  • стул
  • сеял
  • канал
  • обвал
  • чехол
  • сокол
  • дятел
  • котёл
  • вокзал
  • металл
  • футбол
  • подвал
  • мускул
  • качнул
  • высадил
  • вытащил
  • выносил
  • стукнул
  • ущипнул
  • выскочил

3) Произносить (читать) слова со звуком в середине

Образец: пол__ка, и-гол__ка

  • залп
  • долг
  • волк
  • холм
  • шёлк
  • толк
  • галка
  • балка
  • жалко
  • тёлка
  • пилка
  • жилка
  • балкон
  • солдат
  • фиалка
  • шалфей
  • вулкан
  • колпак
  • косилка
  • метёлка
  • посёлки
  • заколка
  • полдень
  • носилки

4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э

5) Произносить (читать) слова со звуком в начале

Образец: л__ак, л__а-па

  • лак
  • лаз
  • лоб
  • лом
  • лук
  • луч
  • лапа
  • лама
  • лупа
  • лыко
  • лыжи
  • лужа
  • лампа
  • лавка
  • лодка
  • ложка
  • лунка
  • лучше
  • лопата
  • лобзик
  • лавина
  • лошадь
  • ландыш
  • лыжник
  • лапочка
  • ловушка
  • лужайка
  • лукошко
  • ласточка
  • луковица

6) Произносить (читать) слова со звуком в середине

Образец: ка-л__ач, са-л__ат

  • зола
  • вела
  • дела
  • волы
  • полы
  • голы
  • кулак
  • калач
  • салат
  • чулок
  • малыш
  • голубь
  • палата
  • калоши
  • болото
  • белуга
  • палуба
  • каналы
  • палатка
  • булавка
  • колодец
  • молоток
  • колобок
  • поломка

7) Произносить (читать) слоги

Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы

  • кла-кло-клу-клы
  • фло-флу-фла-флы
  • слу-сла-слы-сло
  • плы-плу-пло-пла
  • гла-глы-глу-гло
  • хлы-хла-хло-хлу

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • флаг
  • флот
  • слон
  • клуб
  • клык
  • клок
  • глаза
  • пламя
  • слова
  • класс
  • глыба
  • хлыст
  • флакон
  • флажок
  • глобус
  • клумба
  • пломба
  • плакат
  • планета
  • клавиши
  • площадь
  • блокнот
  • плавать
  • слушать

9) Произносить (читать) слова с двумя звуками

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • лаял
  • плыл
  • колол
  • полол
  • делал
  • лакал
  • лазил
  • ломал
  • ловил
  • лотал
  • гладил
  • плакал
  • плавал
  • глотал
  • служил
  • доложил
  • молотил
  • колотил
  • получил
  • колокол

10) Произносить (читать) словосочетания

Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат

  • Голубое платье.
  • Светлая луна.
  • Плохая лодка.
  • Жёлтый платок.
  • Сломанная пила.
  • Холодный подвал.
  • Голодный волк.
  • Толстая палка.
  • Тяжёлый молоток.
  • Спелая клубника.
  • Тёплое пальто.
  • Колкая ёлка.
  • Оловянный солдатик.
  • Золотой колос.
  • Голубые глаза.
  • Шёлковая блузка.
  • Глубокий колодец.

11) Проспрягать предложения

  • Я ел (а) молочную лапшу.
  • Я купил (а) блокнот и мел.
  • Я сломал (а) велосипед.
  • Я плыл (а) на лодке по волнам.
  • Я ел (а) спелую клубнику.

Образец:

  • Я пил(-а) холодное молоко.
  • Ты пил(-а) холодное молоко.
  • Он (она) пил(-а) холодное молоко.
  • Мы пили холодное молоко.
  • Вы пили холодное молоко.
  • Они пили холодное молоко.

12) Произносить (читать) предложения

Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко

  • У стола стоял стол.
  • Володя уехал в колхоз.
  • Алла купила белое платье.
  • Мила несла голубой флаг.
  • По волнам плывёт лодка.
  • Клава захлопала в ладоши.
  • Клуша подмела пол.
  • У слона белые клыки.
  • Белка сидела около дупла.
  • Клава купила лук и свёклу.
  • Мила ела клубнику из лукошка.
  • Николай сломал велосипед.
  • Володя забыл, куда положил пенал.

13) Произносить (читать) чистоговорки

  • Сел и всё съел.
  • Около кола колокола.
  • Клава ловко лук полола.
  • Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
  • Кол около стола, стол около кола.
  • Палку толкал лапкой Полкан.
  • В уголок Алёнка села — у Аленки много дела.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
  • Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
  • Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
  • Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.

14) Произносить (читать) и пересказывать текст

Шалун

У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».

15) Произносить (читать) стихотворения

Белый снег, белый мел,Белый заяц тоже бел.А вот белка не бела,Белой белка не была.

Посадил дед лук,Отрастил лук чуб.Увидал лук внук,Оборвал луку чуб.

Клава ловко лук полола,Мыла пол и полки Лала,Пыль Володя выбивал,Гвозди Валя забивал,Коля весело пилил,Анатолий вилки мыл,Ну, а маленькая Света,Ела сладкие конфеты.

— Заяц белый,Заяц белый!Ты кудаЗа лыком бегал?Заяц белыйОтвечал:— Я не бегал,Я скакал.

16) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Клоун-чудак делал всё не так:Ломом копал, лопатой ломал.Долотом шил, иглой долбил.Колуном пилил, пилой колол.Метлой белил, а кистью мёл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: