Последовательное формирование пространственной ориентировки в дошкольном возрасте
Формирование пространственной ориентировки – это несколько последовательных этапов усвоения ребенком необходимых знаний, умений и навыков.
- Ориентировка «на себе». Малыш усваивает знания о расположении частей собственного тела.
- Ориентировка «от себя». Ребенок развивает зрительно-двигательные координации и различает основные группы направлений (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево).
- Ориентировка «от предмета». Умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
- Умение ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
- Умение ориентироваться на плоскости (в двухмерном пространстве).
Каждый из этапов – это очередная ступенька, подъем по которой зависит от возраста малыша и предварительно полученных знаний.
Осознание ребенком собственного тела
Формирование умений ориентироваться в пространстве начинается с представлений о собственном теле.
Именно эти знания впоследствии служат основой для понимания информации о пространственных ориентирах. Поэтому к 3 годам ребенок должен на себе показывать и называть части тела и лица.
В этом возрасте детей подводят к пониманию, что есть правая и левая рука. Малыш в состоянии запомнить и показывать нужную ручку, если его спрашивают о левой или правой. Но он воспринимает эти слова как название руки; суть понятия ему еще не доступна.
Ориентировка «от себя»
Усвоив части собственного тела, малыш начинает использовать их как ориентир. Например, ребенок усваивает, что расположение головы – это верх, а внизу находятся ноги. Соответственно можно задавать вопросы:
- «Посмотри, что есть вверху?» (солнышко, ветки деревьев и пр.);
- «Что находится внизу?» (дорожка, трава и т.д.).
- Давай посмотрим, какие предметы расположены справа от тебя.
Таким образом, собственное тело является для ребенка главной точкой отсчета.
Ребенок ставит предметы в новое положение и получает новизну ориентировочных сигналов. Только что мячик лежал впереди справа. Небольшое перемещение, и о нем уже нужно говорить, что он слева или сзади. Для малыша это настоящее открытие.
Полезно учить ребенка описывать словами положение предметов по отношению к нему. Например, «Шкаф с игрушками сзади» или «Коробка с кубиками передо мной». Можно поиграть с малышом в игру: «Где от тебя находится…» Взрослый задает вопрос: «Где от тебя находится окно? (пол, кресло, картина и т.д). Не сразу прозвучат верные ответы, но после нескольких попыток и разъяснений взрослого ребенок все чаще будет отвечать верно и осознанно.
Ориентировка от сторонней точки отсчета
Перейдя на следующую ступень, ребенок начинает воспринимать другого человека или предмет, как объект ориентировки. В это время необходимо закреплять у него базовые понятия о направлениях: лево, право, вперед, назад, вверх, вниз, за, между, под и т.д.
Для этого рекомендуется использовать картинки. Рассматривая их необходимо задавать вопросы: «Кто нарисован перед забором?», «Кто стоит под мостиком?» или «Какая птичка летит над деревом? Какая сидит на дереве? Какая под деревом?», «Кто (что) находится далеко?»; «Кто (что)находится близко?» и т.д. Подобные вопросы можно задавать, например, на прогулке, взяв за ориентир любой предмет или человека.
Помогает разобраться в таком непростом для малыша вопросе эксперимент с ленточкой. Нужно поставить куклу спиной к ребенку, повязать яркие одинаковые ленточки на детскую правую ручку и на такую же руку куклы. Обсудив с ребенком размещение меток, поворачивают куклу лицом к нему и прослеживают, где оказалась помеченная кисть куклы.
Возможно, понадобится несколько раз выполнить упражнения подобного рода с разными игрушками, прежде чем у дошкольника наступит понимание в ориентировке сторон.
Игры для ориентирования в пространстве, где точками отсчёта могут быть предметы либо сам игрок
«Кто из детей стоит ближе, а кто дальше?»
Цель игры состоит в закреплении умения ориентироваться, используя себя в качестве точки отсчёта.
Расставить детей на ковре на разном удалении от ведущего, а тот должен определять, кто стоит дальше от него, а кто ближе.
«Кто правильно назовёт»
Цель игры заключается в тренировке способности определения пространственных отношений между собой и предметами вокруг.
- Ребёнок должен поднять правую руку и перечислить предметы, находящиеся справа от него.
- Затем он должен закрыть глаза, несколько раз повернуться на одном месте и вновь открыть глаза.
- После этого вновь поднять правую руку и перечислить объекты справа.
- То же самое повторяется и с левой рукой.
«Вратарь»
Игра имеет целью закрепления навыков ориентации малыша относительно себя, развитие точности движения и быстроты реакции. Для игры потребуется мяч.
- Взрослый должен бросить мяч ребёнку и при этом одновременно предупредить его о направлении броска мяча.
- Задача ребёнка состоит в том, чтобы сделать «вратарский» бросок и поймать летящий мяч.
- Ребёнок может приговаривать: «Вратарем зовусь не зря, мяч всегда поймаю я!».
- Присказка воспитателя: «Раз, два, три — справа (слева, сверху) мяч, смотри!».
Задания и упражнения на развитие ориентирования
Для формирования и развития у ребенка ориентировки в пространстве необходимо использовать специальные задания и упражнения. Уровень сложности должен соответствовать возрасту дошкольника. Примеры игры для детей младшего дошкольного возраста:
Потешная игра «Ты – моя частичка». Цель: закрепить знания о частях тела.
Взрослый бросает мяч малышу и говорит:
- Я – личико. Ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос…)
- Я – голова. Ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши…)
- Я – туловище. Ты – моя частичка. Ты кто? (животик, спина…)
Задания на определение положения предметов в пространстве:
- «Где звенит колокольчик?». Малыш закрывает глаза. Взрослый прячется и звонит в колокольчик. Ребенок открывает глаза и определяет по звуку местоположение взрослого.
- «Игрушка на прогулке». Возьмите небольшую игрушку ребенка. Разложите на столе или полу разные предметы (мяч, коробка, банка и т. д). Скажите, что игрушка хочет погулять и малыш должен ее сопровождать, озвучивая при этом направления движения: «вперед – назад», «направо-налево».
- «Кто где находится». Необходимо расставить игрушки в разных местах комнаты. Спрашивайте ребенка, где находится от него каждая игрушка.
- «Где игрушка, назови?». Четыре стула стоят по кругу, и на каждом из них сидит игрушка. В центре на стуле сидит ребенок. Взрослый называет игрушку, а малыш должен сказать, где она находится справа, слева, спереди, сзади. Потом игрушки меняются местами.
- «Фруктовая мозаика».Взрослый кладет на стол апельсин, мандарин, яблоко и предлагает дошкольнику взять апельсин в правую руку, а мандарин в левую. Далее следуют инструкции: положить апельсин справа от яблока, мандарин слева; разложить фрукты так, чтобы мандарин был между апельсином и яблоком и пр.
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве
Начните с понятий лево-право. Если ребенок правша, то это можно легко сделать, акцентируя внимания крохи на нахождение в правой руке ложки, карандаша или иного предмета, которым он действует. Если же ребенок-левша, то для определения правой руки используйте браслетик, цветную ниточку или наклейку. Когда кроха освоит, где у него правая и левая рука, объясните, что с этой же стороны находится и правая (левая) нога, плечо, ухо, глаз, бровь.
Почаще играйте в простую игру «Лево-право»: топни левой ножкой, дай правую руку, моргни правым глазом, возьмись левой рукой за правую ногу
В этой веселой игре малыш не только освоит право-левые понятия, но и разовьет внимание, память, мышление, реакцию.
Аналогично осваиваем понятие «верх-низ» сначала на себе: шапка вверху, ботинки -внизу; голова вверху, ноги внизу; присели-вниз, подпрыгнули-вверх. Качая малыша на качели, приговаривайте: вниз-вверх, или вперед-назад; влево-вправо
Гуляя по улице, комментируйте куда вы идете: пойдем вперед, а теперь повернем направо.
«Далеко-близко». Развить представление о понятии далеко-близко можно на прогулке: машина далеко, песочница-близко, самолет -далеко, дерево-близко.
Играя с малышом дома в игрушки также работайте с этими понятиями: где кукла, далеко или близко, кубик близко, а мячик далеко.
«Впереди-сзади». В эту игру хорошо играть с группой детей, но можно и в кругу семьи и игрушек. Кто стоит впереди тебя, а кто сзади. Кто слева, а кто справа?
«Найди игрушку». Взрослый прячет в комнате игрушку, так, чтобы ребенок не видел куда, а затем задает ориентиры: вперед иди -мячик (флажок, куклу, машинку) найди; назад иди — Петрушку найди и т. д.
«Кто (что) где». Расставьте перед малышом его любимые игрушки и попросите рассказать вам, а лучше какому-нибудь персонажу, который вас навестил, например Мишке, , Незнайке, новой кукле — что стоит слева от машинки, какая игрушка находится справа от машинки; перед машинкой; за машинкой.
Малыши любят рассматривать различные картинки, воспользуйтесь этим, чтобы закрепить у них такие понятия, как «на», «под», «за», «перед».
Где сидит бабочка?
Где находится жучок?
Какой листик лежит на грибке? Какой под грибком?
Какой гриб выше, какой ниже?
Кто сидит на елочке? Кто под елочкой? Кто около елочки?
Что растет на елке? Кто летает над елкой? Кто летает над Мишкой?
Бабочка вверху или внизу? А где Зайка?
Кто стоит около речки? Кто выглядывает из речки?
Кто плывет по реке? Кто летит над водой?
Какой камыш выше, какой ниже?
Покажи большие листья на воде, маленькие листья.
Где лежит Мишка? На чем стоят тапочки? Где стоит бочка с медом?
Что висит на стене? Что ты видишь вверху картинки, а что внизу?
Где сидит серый кот? Где рыжий?
Кто вверху, а кто внизу?
Кто сидит на заборе? Кто за забором?
Кто перед забором?
Кто сидит на пеньке? Сколько цыплят справа от пенька, сколько слева?
Кто летает над Зайкой? Кто справа от Зайки, кто слева?
Что лежит в коробке? Какая игрушка находится за коробкой, а какая перед ней? Что лежит справа от коробки?
Учим ребенка ориентироваться на плоскости
Для обучения в школе необходимо в дошкольном возрасте научить ребенка ориентироваться на плоскости. Начинать такие занятия можно и нужно с 3-4 лет. Начните с доски для игры в шахматы. Приготовьте мелкие игрушки для себя и для ребенка. Задайте малышу словесную команду сколько шагов и в какую сторону он должен сделать своей игрушкой, затем шагайте своей, комментируя собственные действия. В итоге ваши игрушки должны встретиться.
Расчертите лист ватмана на 12-16 квадратиков. Играть лучше на полу. Поставьте маленькую машинку или другую игрушку в определенной точке листа, лучше внизу. Она будет двигаться также по вашим словесным ориентирам: машинка едет две клеточки вверх, три клетки вправо. Таким образом машинка должна доехать до какого-то определенного объекта: до гаража, магазина, дома. Количество клеток на плоскости следует увеличивать для усложнения заданий.
Когда малыш научиться легко ориентироваться на такой плоскости предложите ему усложненный графический диктант в специальной тетради. Такие диктанты рекомендуется проводить с детьми 5-7 лет. Они научат ребенка ориентироваться на листе бумаги
Благодаря им прекрасно развиваются мышление, внимание, а также это способствует подготовке руки ребенка к письму
Развитие координации как основа пространственного восприятия
Для того чтобы у ребенка начали формироваться представления об окружающей действительности, изначально его стоит научить ощущать себя и помочь развить хорошую координацию. Для этого, начиная с младенческого возраста, с малышами проводят упражнения на мячах.
Самым эффективным является совместное плавание мамы с ребенком, где даются задания в словесной и вербальной форме. Малыша просят плыть к маме, нырять, достать игрушку со дна и так далее. Для этого существуют специальные программы и тренеры, которые знают всю специфику, как обращаться с детьми на воде. Кроме того, даже простые подбрасывания малыша вверх дают ему определенные чувства и восприятия себя относительно взрослого.
Как только ребенок начнет элементарное передвижение, стоит приступать к прямому обучению. Родители обязательно должны всегда проговаривать и пояснять, что где находится. Можно, прогуливаясь, показывать различные предметы и наглядно демонстрировать их удаленность относительно малыша
Важно не только давать ребенку словесные обозначения, но и позволять самому осуществлять действия. Если малыш еще не ходит, то мама может помочь ему дотягиваться до разрешенных предметов
С наступлением периода, когда он начинает ходить самостоятельно, необходимо укреплять координацию. Есть масса способов и методов, которые окажутся полезными в этом деле.
Развитие мелкой моторики — это то, с чего стоит начать. На сегодняшний день разработано большое количество программ и пособий, которые помогут родителям развивать своего малыша. Учеными доказано, что сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста имеет влияние на умственные способности ребенка.
Развивать моторику, чувства восприятия и ощущения можно при помощи обычных подсобных материалов — различные крупы, кусочки разной на ощупь ткани, бумага, фольга и многое другое.
Формирование пространственных понятий у дошкольника
С наступлением дошкольного возраста у детей начинается сенситивный период для развития познавательной деятельности. Интеллектуальные способности во многом будут зависеть от того, какое развитие получал ребенок. Он познает мир через предметно-манипулятивную деятельность. Иными словами, ему необходимо взять в руки, ощутить предмет и произвести с ним предметом определенные действия. Задача родителей — обеспечить детям возможность наблюдать и экспериментировать. Эти условия важны для полноценного и гармоничного развития. Многие педагоги утверждают, что обучать детей понятиям пространственного ориентирования стоит по определенным схемам:
- относительно тела;
- относительно времени или точки отчета;
- относительно предметов.
К примеру, работа по схеме относительно тела заключается в обучении таким представлениям, как:
- перед лицом;
- за спиной;
- вверху находится голова;
- внизу находятся ноги;
- где находится правая рука, нога, ухо;
- где находится левая рука, нога, ухо.
После того, как ребенок усвоил расположение предметов относительно своего тела, необходимо перейти к развитию зрительной оценки расположения объектов. Зрительно моторная координация у дошкольников развивается более эффективно с помощью наглядных примеров.
Пространственные представления
Когда речь идет о дошкольном возрасте, то подразумевается ребенок от 3 до 7 лет. Трехлетнего малыша уже стоит активно обучать положению сторон, а именно нахождению правой и левой стороны. Это в дальнейшем станет одной из основ словесного обозначения в ориентировании предметов относительно других вещей или самого ребенка.
Особенности пространственной ориентации включают в себя такие представления, как:
- оценка расстояний;
- размеры предметов;
- формы вещей;
- взаимное расположение предметов относительно друг друга;
- удаленность предметов относительно самого ребенка или других объектов.
Малышу необходимо помочь понять пространственные отношения и уметь к концу дошкольного периода словесно их обозначать. То есть он должен научиться грамотно излагать и пояснять любое местоположение различных объектов и, безусловно, себя самого. Формирование пространственных представлений у дошкольников является одной из самых главных задач, эти знания существенно скажутся на овладении школьными навыками. Недочеты могут привести к затруднению восприятия школьной программы. На сегодняшний день программа для детей младших классов значительно усложнена не только добавлением новых предметов и понятий, но и самой подачей материала, где важную роль играет именно восприятие.
Вот как это происходит.
Как же развить пространственные представления у ребёнка?
Выход только один — тренировать и развивать пространственное мышление.
Для этого следует выполнять определённые виды заданий:
- Определение последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
- Вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков.
- Изучение предлогов, которые имеют конкретное пространственное значение.
- Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве;
- Изучение пространственных взаимоотношений объектов и графическое обозначение направлений.
И. Садовникова в своей книге «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» предлагает следующие тренировочные упражнения.
Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.
- Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая);
- Поднять другую руку, назвать ее (левая). У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Желательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми и это следует запомнить.
- Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога)
- По инструкции взрослого показать, например, правую бровь, левый локоть.
Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.
Определение направлений в пространстве:
- вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа;
- аналогично – слева;
- повернуть голову влево, вправо;
- наклонить голову к правому плечу; к левому плечу, т.е. вправо, влево.
Это задание можно проделать также на листе бумаги.
Сидя за столом, определить его правый и левый края.
Поднять руку тем, кто сидит за правой половиной стола. Аналогично — сидящим слева.
- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от меня»).
- Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Пети»).
Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
Ребёнок, стоя спиной к другим детям, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что, стоящий перед ними, правильно выполнил инструкцию.
Не опуская поднятой руки, ребёнок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. Все, желающие убедиться в этом, поочередно проделывают это задание.
Работа в парах.
- Стоя попарно лицом друг к другу, по команде взрослого один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ребёнок при необходимости должен исправить ошибку. Затем роли меняются.
- В том же исходном положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует, например: «Это твое правое колено».
Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона.
Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей
- спинкой вверх;
- спинкой вниз.
Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А — рис. 11) (вариант Б — рис. 12).
Определить, след правой или левой ноги отпечатался на песке.
Как определяют правый и левый берег реки?
Семья на прогулке
Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый член семьи (справа, слева?). Сравнить с рис. 2 к заданию 8. Чем объяснить несовпадение ориентации на этих двух рисунках?
Зрительный диктант
Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.).
Проводится следующим образом:
- рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);
- перечислить их несколько раз, запоминая последовательность;
- образец закрывается;
- выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
- повторная демонстрация образца;
- проверка правильности выполнения — в различных вариантах контроля.
Протяженность ряда постепенно растет — по мере тренировки детей.
Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:
Игры на ориентировку в микропространстве
«Разноцветное путешествие»
Игра должна закрепить навык ориентировки на клетчатом листе и развить воображение. Для неё потребуются мелкая игрушка и игровое поле.
- Ребёнку предлагают игровое поле, поделённое на разноцветные клетки.
- Игрушку ставят на первую клетку, откуда она отправится в путешествие.
- Педагог определяет направление движения игрушки посредством команд типа: «Две клетки вверх, одна вправо, стоп! Где сейчас игрушка?».
- Ребёнок, видя, на какого цвета клетке расположилась игрушка, в соответствии с этим цветом говорит, в какой местности оказался герой (например, голубая клетка – море, зелёная – лесная полянка, жёлтая – пустыня).
«Художник»
Цель игры – научить ребёнка ориентироваться на плоскости и закрепить понимание им пространственной терминологии. Для игры потребуются предметные картинки и картинка в качестве фона.
- Ребёнку объясняется, что в данный момент он художник, а педагог – его помощник.
- Необходимо создать картину.
- «Помощник» будет называть «художнику» место на картине, где нужно будет сделать то или иное изображение.
- После выполнения этого задания, ребёнок меняется с воспитателем ролями.
«Бабочка»
Игра закрепляет способность ориентации на микроплоскости, вызывает интерес к чтению и закрепляет его навыки. Требуется поле с буквами.
- В центре игрового поля находится бабочка.
- Малышу объясняется: «Бабочка обожает сладкий нектар и перелетает с цветка на цветок. А сегодня она приглашает в игру. На её полянке выросли необычные цветы с буквами. Тебе нужно следить за полётом бабочки и собирать с цветков буквы, так ты узнаешь слово, которое она загадала».
- Затем воспитатель указывает направление полёта бабочки, а малыш собирает буквы с цветков и выкладывает их на столе в ряд, и в конце читает полученное слово.
- После этого педагог и малыш меняются ролями: ребёнок задаёт направление движения, а воспитатель выполняет задание.
- В зависимости от загаданного слова можно менять буквы.
«Путешествие по азбуке»
Целью игры является закрепление способности ориентирования на микроплоскости, формирования образов слов и букв. Для игры потребуется игровое поле с буквами.
- Перед игрой ребёнку объясняется, что сейчас он отправится путешествовать в волшебную страну загадок, разгадать которые поможет азбука.
- Чтобы узнать отгадку, малышу предстоит правильно собрать все буквы.
- Далее воспитатель загадывает загадку и задаёт направление движения по игровому полю.
- Действуя по инструкции, малыш составляет из букв слово-отгадку.
«Волшебный сундучок»
Игра закрепляет навыки ориентирования ребёнка в микропространстве, активизирует использование в речи терминов «справа», «слева», «вверху», «внизу». Для игры потребуется сундучок с мелкими игрушками.
- Малыш должен внимательно рассмотреть несколько игрушек, после этого закрыть глаза, а педагог в это время раскладывает игрушки на двух полках сундучка.
- Ребёнок приспускает рукава и сквозь них обследует игрушки внутри сундучка, описывая, где они располагаются.