Особенности пейзажной лирики Фёдора Тютчева
Тематика природы волновала многих литературных деятелей. Она была основной практически у всех писателей. Изысканными и весьма красочными пейзажами природы интересовался Пушкин, природное величие воспевалось великим романтиком Лермонтовым. Каждый художник литературного письма воспринимал и описывал природу по-своему. Особенная чувственность природы как стихии отмечалась и у Федора Ивановича Тютчева.
Великий поэт и прозаик, как и многие другие литературные деятели того времени, считал, что человеческая личность – это нечто, нарушающее природную гармонию, способное нарушить даже самое крепкое начало. Люди слабы как в физическом плане, так и в духовном. Они не способны противостоять всплывающим время от времени страстям и особенным порокам. Такая особенность приводит к различным хаотичным и беспорядочно разбросанным поступкам. Желания людей непостоянны и необъяснимы.
Описанные выше противоречия невозможно встретить в природе. В окружающем мире все подчиняется своеобразному единому закону формирования жизненного пути. Натуральная природа отличается самодостаточностью, она существует безмятежно и с завидным спокойствием. В подтверждение этому Федором Ивановичем Тютчевым написано множество изысканных произведений. В них подчеркивается тишина, гармония, которые передаются простыми словами — трепетность, шёпот, нега.
Тютчев имел великий талант. Он способен был максимально тонко ощущать чувство жизни. Автор практически идеально и безошибочно мог подобрать яркие и запоминающиеся эпитеты, которые способны передать плавный переход от одного состояния к другому: дня к вечеру, лета к осени.
Такие противопоставления способны вызвать в памяти человека особенные воспоминания о нежности, свежести, умиротворении.
Особенная лирика Федора Ивановича Тютчева предлагает читателям множество поэтических зарисовок, которые максимально точно выражают заветную мечту автора. Она заключается в единении человеческой натуры и натуральной природы. Автор старается передать читателю умиленную и таинственную прелесть природы, а также искренние ощущения лирического героя.
Анализ стихотворения «Декабрьское утро» Тютчева
Фёдор Иванович Тютчев – известный русский поэт. Его отличительной особенностью является то, что он в своих произведениях часто обращается к теме природы, её красоте, изменчивости, единении со всем живым. В стихотворении «Декабрьское утро», поэт раскрывает красоту позднего, зимнего рассвета, обращая внимания на переменчивость природы, на течение времён суток, на прекрасность каждого из них, на их неразделённость.
Описывает изменения, которые происходят с природой, Тютчев подчёркивает, что постепенная смена времени суток погружает всё живое в ночь, возрождая с наступлением света и дня. В стихотворении автор использует различные средства художественной выразительности, которые помогают приблизить читателя к природным явлениям.
В центре стихотворения стоит тема предопределённости, покорности всего живого друг другу. Как бы ночь не сопротивлялась, наступит день, а день в свою очередь не может продлиться дольше, чем положено, на смену ему придёт ночь.
В стихотворении поэтом используются олицетворение: нетронутая тень, такие эпитеты, как: ночное торжество, ночная тень и мир дневной. С помощью прилагательных в стихотворении описывается испарение ночи: ночная и дневная. Тютчев раздумывает о гармонии окружающего его мира, о переходе природы из одного состояния в другое, о неизменности этого перехода.
Стихотворение разделено на три части, первая картина строится на ночной природе, всё погружено в темноту, подчёркивается тень и месяц, кажется, будто ночь может длиться очень долго, показывая своё великолепие. Далее вторая картина показывает читателю тот самый, природный переход от одного состояния до другого: луч за лучом, лучи ленивые, несмелые. Третья картина показывает, как ночь отступает, как уходя за ней, приходит день. Это подчёркивается с помощью прилагательных, а так же антитеза день и ночь делает акцент на единстве природы, через противоположности. Но эти три части не звучат отрывисто, они вытекают одна из другой, разворачивая перед читателем общую картину природного полотна.
С помощью пейзажей различных времён года Фёдор Иванович Тютчев показывает близость человека и природы и близость разных ее граней, по отношению друг к другу. Что без дня не существует ночи, а без ночи нет дня. Что всё в природе тонко связано между собой, образуя гармонию. Близостью авторской души ко всему живому объясняется обращённость к теме природы.
Что говорит филолог
Стих «Декабрьское утро» написан в три авторских катрена в жанре пейзажной лирики, а его композиция состоит из трех частей:
- Торжество ночи.
- Первые утренние лучи.
- Победа раннего утра.
Стихотворение имеет перекрестную рифмовку (ночная – тень – сознавая – день), где мы видим открытые и закрытые рифмы. Из художественных троп выделим:
- Метафоры (небо сияет торжеством, ночь испарится, мир дневной охватит).
- Олицетворения (встрепенулся день, тень царит).
- Эпитеты (мир дневной).
Также отметим, что метафора «небо ночным сияет торжеством» есть ещё и сравнение (небо – торжество).
Про зиму Тютчев писал гораздо реже, чем про лето, последнему посвящены десятки стихов, в том числе и гармоничное «Летний вечер», написанное в 1828 году 25-летним Федором Ивановичем.
Краткая биография Федора Ивановича Тютчева
Родился великий поэт в небольшой усадьбе, расположенной в селе Овстуг в Орловской губернии. Его семья имела стародворянские корни и пользовалась уважением среди окружающих. Детство Федора прошло именно в этом местечке, а юношеские годы он провел уже в Москве. Обучался мальчик в домашних условиях. Руководил курсом познания мировых основ молодой поэт по имени Раич, который являлся переводчиком известных мировых произведений. Именно он познакомил Тютчева со многими мировыми литературными деятелями и помог с первыми стихотворными опытами. Следует отметить, что благодаря Раичу, Федор с легкостью переводил Горация в 12 лет.
В 19-ом году юный литературный деятель поступает в Московский университет на словесное отделение. С первых же дней Федор принимает активное участие в литературной деятельности университета.
Оканчивает заведение Федор досрочно – в 1821 году. Он получает ученую степень кандидата словесных наук. Спустя год его приглашают работать в государственную коллегию по иностранным делам. А через несколько месяцев назначают в качестве чиновника при дипломатической миссии и отправляют в Мюнхен. С этого момента он полностью погружается в работу и практически не принимает участия в литературной деятельности.
За границей Федор Иванович Тютчев проводит более двадцати лет. Основное время он жил в Мюнхене, а потом был отправлен в Италию. Именно в Германии он встретился со многими философами, которые существенно повлияли на смысл его произведений. Спустя долгий промежуток времени он вернулся на родину и продолжил создавать творения, которыми восхищаются многие до настоящего времени.
Расклад по строфам
️С первой строфы Тютчев начинает прорисовывать образ раннего декабрьского утра, когда ночь ещё не ушла со сцены и упирается двумя рогами месяца приходу дня.
Этот час более верно отнести к исходу ночи, чем к приходу дня, ведь только зоркий глаз заметит первые искры нового дня, он только-только встрепенулся белыми крылышками зари. Утро ещё лишь открывает глаза, оно лениво и нежится в постели ночи, но его приход неизбежен, пусть торжество ночи и кажется непоколебимым.
В финале стиха автор ускоряет ход событий, перелистывает несколько утренних мгновений и прощается с ночью, которой пришло время до поры испарится.
Ночной сон природы сменяет очередной день, как это извечно заведено в природе, как это создано Богом, как это принимается человеком от рождения. День начинает свой путь с утренней морозной зорьки, перевалит через хребет полдня, проторит тропинку к вечеру и снова сменится ночью для отдыха мироздания.
Анализ стихотворения «Декабрьское утро»
Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Природа в пейзажной лирике Федора Ивановича Тютчева отличается самодостаточностью и независимостью от человека. Все в ней подчинено единому, всемирному закону жизни. Поэт видел природу в постоянном движении, непрерывной смене явлений, в переходных состояниях: например, как в произведении «Декабрьское утро». В нем описывается постепенная смена времен суток: от напыщенной темной ночи к новому светлому дню. Тютчев описывает как робко и незаметно лучи солнца приходят на смену тьме, которая не торопится уступать свое место. В конце концов наступает утро и все вокруг лучится девным светом. Основной темой стихотворения «Декабрьское утро» является тема предопределенности и покорности всего живого, неживого и даже такого абстрактного понятия как время суток единым законам природы. Как бы не противилась ночь, но после нее всегда наступит день, свет придет после тьмы, и сон сменится на явь. Перед первоначальным текстом Тютчева на полях имеется пометка «Декабрь. 8 часов утра». По моему мнению, название и само стихотворение отражает поэтические раздумья автора о гармонии и совершенстве систем в окружающем мире, которое видит почти в неуловимом переходном состоянии жизни природы. Условно стихотворение можно разделить на три части: три последовательные части, в которых происходит постепенное появление нового светового дня. В первой строфе перед читателем открывается картина ночи, растворения окружающего мира в сумерках и неясной перспективы наступления ожидаемого утра. В этом четверостишье Тютчев неоднократно использовал прием олицетворения: ночная тень еще не тронулась на небосводе, она все еще царит под звездами, ясно не осознавая, что вот уже новый день встрепенулся и готов занять свое место. В следующей строфе, центральной части, мы видим именно то самое, любимое Тютчевым, переходное состояние природы: постепенное появление первых солнечных лучей на все еще сияющем ночным торжеством небосводе. Поэт называет лучи «ленивыми», «несмелыми», что показывает поэтапность самого процесса становления светового дня. Последнее четверостишье — полное испарение ночи и внезапное, быстрое появление всего сияния, всех особенностей нового утра. Композиционное кольцо замыкается совмещением первой и последней строки, прилагательными «ночная» и «дневной». Антитеза разграничивает такие два понятия как «ночь» и «день», но в то же время придает единство всему стихотворению через подчинение друг другу этих противоположностей.
6535
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Краткая биография Федора Ивановича Тютчева
Родился великий поэт в небольшой усадьбе, расположенной в селе Овстуг в Орловской губернии. Его семья имела стародворянские корни и пользовалась уважением среди окружающих. Детство Федора прошло именно в этом местечке, а юношеские годы он провел уже в Москве.
Обучался мальчик в домашних условиях. Руководил курсом познания мировых основ молодой поэт по имени Раич, который являлся переводчиком известных мировых произведений. Именно он познакомил Тютчева со многими мировыми литературными деятелями и помог с первыми стихотворными опытами. Следует отметить, что благодаря Раичу, Федор с легкостью переводил Горация в 12 лет.
В 19-ом году юный литературный деятель поступает в Московский университет на словесное отделение. С первых же дней Федор принимает активное участие в литературной деятельности университета.
Оканчивает заведение Федор досрочно – в 1821 году. Он получает ученую степень кандидата словесных наук. Спустя год его приглашают работать в государственную коллегию по иностранным делам. А через несколько месяцев назначают в качестве чиновника при дипломатической миссии и отправляют в Мюнхен. С этого момента он полностью погружается в работу и практически не принимает участия в литературной деятельности.
За границей Федор Иванович Тютчев проводит более двадцати лет. Основное время он жил в Мюнхене, а потом был отправлен в Италию. Именно в Германии он встретился со многими философами, которые существенно повлияли на смысл его произведений. Спустя долгий промежуток времени он вернулся на родину и продолжил создавать творения, которыми восхищаются многие до настоящего времени.
Фёдор Иванович Тютчев
На небе месяц — и ночная Еще не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день,-
Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной…
Лирический герой Тютчева захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живого. Замечая «созвучье полное в природе» в кратковременных и длительных трансформациях, наблюдатель стремится узреть «благодать», прикоснуться к сокровенным сущностям, скрытым от человека.
Зимой 1859 г. было создано стихотворение, посвященное позднему декабрьскому рассвету. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и зарождающегося дня, атрибутами которого выступают солнечные лучи. Герой произведения сосредоточен на противоборстве — теме, знаковой для тютчевского творчества. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только характеризовать персонажи, но наделять их мыслями. Тьма «царит», «сияет торжеством», не осознавая близость своего конца. День «встрепенулся», и первые лучи «лениво» и «несмело» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» рассвета не способно изменить общую картину, которая «всецело» организована темнотой.
В финальном катрене лирический субъект прогнозирует ближайшие события, на что указывает смена настоящего времени будущим. Моментальное исчезновение ночной тени изображается глаголом «испарится». В концовке стихотворения возникает торжествующий образ дневного мира в его ярких многоликих проявлениях.
«Декабрьское утро» обрамляется антитезой «ночная» — «дневной». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции законченность и логичность. Прием на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творения. Последний декларирует предопределенность природных явлений, которые подчинены непреложным законам природы.
В раннем произведении «Утро в горах», сходным по тематике с анализируемым текстом, также появляются образы-олицетворения: «лазурь небесная», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление удостаивается пышного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца.
В позднем творчестве Тютчева динамический образ рассвета обогащается символическим смыслом. Поэт связывает картины восхода солнца с размышлениями о высокой исторической миссии России, способной объединить славянский мир. Солнечные лучи метафорически уподобляются «благовесту всемирному», возвещающему о победе.
На небе месяц — и ночная Еще не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день, —
Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной…