История создания поэмы «мцыри» лермонтова

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

У места, где сливаются реки Арагва и Кура, раньше был монастырь. Сейчас там живёт только старый сторож. На кладбище при монастыре на одной из могильных плит написано о том, какой грузинский царь и когда вручил России свой народ. С тех пор, как Грузия была присоединена к России, русский царь взял её под свою защиту.

Глава 2

Однажды из гор в Тифлис ехал русский генерал и вёз с собой пленного мальчика лет 6-ти. Ребёнок не вынес трудного пути и заболел. Один монах, пожалев умирающего мальчика, оставил его в монастыре и вылечил.

Сначала мальчик дичился, бродил один и, вздыхая, смотрел на восток, где была его Родина, но потом привык к монастырской жизни. Его окрестили, и он уже хотел дать монашеский обет, но однажды осенью пропал. Его нашли в степи без чувств и принесли в обитель. Когда юноша очнулся, то на вопросы отвечать не стал. С каждым днём он всё больше слабел. Когда уже была близка его смерть, в келью пришёл чернец (монах), чтобы убедить больного исповедаться. Юноша выслушал его увещевания и начал рассказывать о своей судьбе.

Глава 3

Мцыри сказал, что исповедоваться в грехах он не будет, так как не делал людям зла. Он признался, что всегда мечтал оставить монастырь и уйти в мир, полный битв и тревог, где живут вольные люди.

Главы 5–7

Юноше не хотелось умирать, потому что он ещё не жил по-настоящему.

Он рассказал, что убежав из монастыря, увидел поля, лесистые холмы, тёмные скалы, а вдали — Кавказские горы. Глядя на Кавказ, вспомнил он, что когда-то там жил, вспомнил родительский дом, отца, в кольчуге и с оружием, и своих сестёр.

Главы 8–14

Уйдя из обители, Мцыри на воле 3 дня жил полной жизнью. Он убежал ночью, во время грозы, и бежал очень долго. Когда утихла гроза, он прилёг в траву. Утром юноша осмотрелся и увидел, что лежит на краю бездны, а кругом цветёт множество растений.

В полдень Мцыри, ощутив жажду, начал спускаться к потоку, держась за кусты. Только он начал пить, как услышал лёгкий шум шагов и песню, которую пела молодая грузинка. Девушка, держа над головой кувшин, сошла к берегу, набрала в кувшин воды и ушла в одну из саклей, ютившихся у скалы. Юноша ощутил печаль и тоску. Усталый, он уснул в тени и видел во сне молодую грузинку.

Проснулся он ночью и, несмотря на голод, не стал подниматься к саклям, а продолжил путь, стремясь на Родину, но скоро сбился с пути.

Главы 16–18

Вдруг на поляну, где лежал юноша, выскочил барс. Мцыри схватил сук и стал ждать. Зверь почуял его, завыл и приготовился прыгнуть, но юноша рассёк суком ему лоб. Барс застонал и упал, но вскочив, ринулся Мцыри на грудь. Тот воткнул сук зверю в горло, два раза повернул его, но барс не сдался и продолжал бороться. Наконец, зверь обессилел и погиб.

Глава 19–20

Мцыри, собравшись с силами, вновь побрёл по лесу, а когда вышел из него, увидел вдали аул. Этот край показался ему знакомым. Когда он услышал вдали звон колокола, то понял, что вернулся к монастырю.

Главы 21–23

Юноша в своей исповеди сравнил себя с цветком, который вырос в тени, был пересажен человеком в сад, и его обожгло солнце. Беглеца тоже палил зной, он страдал от жажды, а до рек Арагвы и Куры было далеко. В предсмертном бреду чудилось ему, что он на дне реки, и одна из рыбок уговаривает его уснуть тут навеки.

Главы 24–25

Затем обессиленного беглеца нашли и принесли в монастырь. Его печалило, что похоронен он будет в чужой земле. Мцыри признался монаху, что с юных лет в его груди жил пламень мечты о Родине, и что он бы променял вечность в раю на несколько минут между крутых скал, где он играл в детстве.

Второстепенные герои и их характеристика:

В тексте встречаются и другие герои, играющие эпизодические роли: генерал, старый монах, грузинская девушка и дикий барс.

 Барс  — сильное, мускулистое животное, дитя свободы. Он прекрасен: глаза его светятся, шерсть отливает серебром. Он смел и отважен: бросается в бой легко. Он любит жизнь и умеет наслаждаться свободой. Схватка барса и Мцыри – это схватка равных, имеющих одинаковые права на жизнь.

 Монах  — миролюбивый, ласковый и добрый старик. Он взял под свое покровительство больного ребенка, оставленного генералом, выходил его, дал ему образование, какое мог. Но он слаб и не понимает стремления Мцыри к воле.

 Грузинка  — молодая девушка, покрытая чадрой, под которой угадываются стройное и гибкое тело. Грузинка пришла с кувшином к источнику набрать воды. Наряд ее беден, но она прекрасна, все ее юное существо дышит любовью (или предчувствием любви). «Глубокий мрак ее очей» смущает тайно подсматривающего за ней Мцыри. Она поет – и голос ее «безыскусственно живой», «сладко вольный».

 Генерал  — военный с многолетним стажем, жесткий, сильный, закаленный в боях. Привозит больного мальчика в монастырь.

referat5vip.ru

Страстную тоску передовых современников Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме “Мцыри”. Замысел поэмы о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. В поэму “Мцыри ” Лермонтов включил строки из своих ранних поэм. Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье. Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт блудившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как ещё ребёнком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со совей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом. Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински “Мцыри”, отвечал собственными мыслями Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет. В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: “Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы.” Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове “идеалы”. Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме “Мцыри”. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. Гимн высокой “пламенной страсти”, гимн романтическому горению – вот что такое поэма “Мцыри”: Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть … В своей поэме Лермонтов стремился противопоставить своим безвольным и бессильным современникам смелого и свободолюбивого человека, готового пойти на всё для достижения поставленной цели, готового до конца отстаивать свою свободу. Стремление к свободе стало у Лермонтова “тоской ” по воле, сделалось страстью, охватившей всё существо человека. В обстановке, сложившейся после 1825 года, поэт не потерял веры в революционное дело. Побеждает стремление “действовать”, как писал поэт. Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.

Похожие материалы:

  • Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») — .
  • Жанр и композиция поэмы «Мцыри» Лермонтова — .
  • Особенности жанра поэмы в творчестве М. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») — .
  • Душой дитя судьбой монах (поэма «Мцыри») — .
  • Что же узнал о себе Мцыри совершив побег из монастыря — .
  • Протестующий герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» — .
  • Содержание стихотворения Лермонтова – Мцыри (в прозе) — .
  • Cтихия мощного человеческого духа в поэме «Мцыри» — .

Более новые статьи:

  • Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» — .
  • Образ монастыря-тюрьмы в поэме «Мцыри» — .
  • Картины природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» — .
  • Почему три дня характеризуются Мцыри как «три блаженных дня» — .
  • Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова — .
  • Почему мне нравится образ Мцыри — .
  • Мцыри — главный герой — .
  • Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и ее главный герой — .

Композиция

Строение поэмы «Мцыри» является замкнутой композицией – действие возвращается туда, откуда оно и начиналось – в монастырь.

Действие начинается с описания того, как Мцыри попадает в монастырь к монахам. В первых двух главах описывается его воспитание и жизнь. Завязка поэмы – побег юноши из плена. В остальных главах описана жизнь на воле и кульминация поэмы – схватка героя с барсом. Это главный и пафосный момент, где Мцыри вступает в борьбу и одерживает победу.

Многообразие художественных средств «Мцыри»,: эпитеты, метафоры, сравнения – всё это придает поэме накал страстей, особую эмоциональность и одухотворённость. Но злой рок сильнее юноши, не приспособленного к самостоятельности, герой не может найти дорогу и вновь оказывается в монастыре.

Мцыри находится на грани жизни и смерти, и он открывается старому монаху. Звучит исповедь Мцыри, в которой он описывает свои три дня, проведённые на свободе. Он не сожалеет ни о чем: эти три дня дали герою больше, чем вся его жизнь под неусыпным надзором монахов. Он был свободен, дышал полной грудью воздухом свободы. И действие приходит к развязке: Мцыри уже умирает, но он счастлив и никого не хочет проклинать.

Темы и идея

Тематические линии произведения связаны между собой и образовывают единое художественное целое.

Стремление к свободе – это одна из двух ключевых тем произведения. Речь в поэме идет не столько о свободе физической, сколько о свободе духа и о возможности наслаждаться полнотой жизни:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Любовь к родине, привязанность к родному дому и близким людям – вторая ключевая тема произведения. Маленький мальчик, с детства лишенный родительской любви и заботы, не имеющий возможности видеться со своим отцом и сестрами, всю недолгую жизнь мечтает вернуться в родительский дом

Он утверждает, что эта мечта заставила его бежать, покинуть монастырскую обитель, где к нему относятся с добром и вниманием:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов…

Одиночество среди людей – еще одна тема произведения. Мцыри –свободолюбивый бунтарь. Ни хорошее отношение к нему чернецов, ни строгие порядки монашеской крепости не могут удержать его от побега на волю. То, к чему издревле привыкли окружающие и воспитывающие юношу монахи, неприемлемо для него, как неприемлемо для монахов стремление Мцыри к свободе и непреодолимая тяга к родному краю.

Война. О ней в произведении автор упоминает косвенно. Но именно в связи с военными действиями Мцыри в шесть лет оказался у русского генерала, воспитывался в монастыре, бежал…

Тема любви к женщине не слишком развита в произведении. О ней читателю напоминает лишь сцена, где Мцыри с восторгом и удивлением рассматривает молодую грузинку, набирающую воду из ручья.

Идея произведения основывается на мысли о том, что стремление к свободе, желание жить в родном краю, любить своих близких нельзя отнять у человека, даже пребывающего на краю гибели.

Характеристика главного героя Мцыри

Мцыри – главный персонаж поэмы М.Ю. Лермонтова. Он – юноша, который живет при монастыре. Лермонтов описал его сильным и мужественным человеком с четко намеченными целями и жизненными мировоззрениями, к которым он стремится, несмотря на невзгоды и преграды. Он не боится отдать свою жизнь за свободу и любовь к своей Родине.

Еще давно его в монастырь привез русский военный, который взял мальчика в плен. Мцыри был ослаблен, физически уставший, но он уже в ту пору был силен волей. Монахи в монастыре ухаживали за мальчиком, в результате чего он поправился, и жил с ними долгое время. Но там он был несчастен, так как постоянно тосковал по свободе, по своей Отчизне.

Монастырь он считал тюрьмой, которая была для него важной преградой для пути на свободу. Он мечтал оказаться на своей Родине, и постоянно жил этой мечтою

Мечта была осуществима лишь тогда, когда темной ночью Мцыри убегает из монастыря. Ему кажется, что вот путь к свободе, но обитатели монастыря спустя немного после совершения побега, его находят почти умирающим.

Они пытаются ему помочь, возвратить его к жизни, но молодой человек умирает. Многим кажется, что он сделал большую глупость, убежав из обителя, тем самым поплатился собственной жизнью. Но перед смертью Мцыри исповедуется и рассказывает истинную причину побега, наставник монастыря понимает внутренний мир героя.

Мцыри, имея своеобразный нравственный пыл, был полон тревог и надежд на свободу, мечтал воссоединиться к природе, познать окружающий мир. Он был наделен достоинством, гордостью, мечтал быть независимым, а не обитателем тюрьмы.

Каждое действие за пределами окрестностей монастыря делало юношу счастливым и свободным. Он восхищался, и одновременно горько разочаровывался, все эмоции для него были ценны, потому что неискушенный горец никогда в жизни не ощущал.

Его дорога была сложна, но он стремился добиться цели и преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Он смог одолеть горного барса, с которым у него была смертельная схватка, будучи уставшим и истощенным. Но его мечты не сбываются, он умирает с мыслью о далекой Родины.

Он был по-своему счастлив, находясь на природе, поэтому вернувшись в обитель, жизнь для него сера и скучна. Перед своей кончиной юноша произносит просьбу схоронить его в дивному саду, откуда виден Кавказ.

Облик Мцыри предстал читателю сильным и стойким духом, гордым и независимым мужественным юношей. Автор жалеет своего персонажа, восхищается и любуется им. Он проявляет сочувствие горному мальчику в том, что он не смог возвратиться в родительский кров.

Тема и идея произведения

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Идея поэмы неоднозначна. Сначала критики говорили о «Мцыри» как о революционной поэме. Идея ее в таком случае была в том, чтобы всегда, даже в условиях неминуемого поражения, сохранять верность идеалу свободы, не падать духом. Мцыри становится своеобразным идеалом для революционеров: гордый, независимый юноша, отдавший жизнь за свою мечту освободиться. К тому же Мцыри рвется не просто на волю, он хочет вернуться к своему народу и, вполне возможно, сражаться вместе с ним. «Родина бывает только одна» – этот, позднее зачеркнутый, эпиграф к рукописи «Мцыри» вполне отражает отношение автора к проблеме любви к родине и борьбы за ее свободу, поднятой в поэме.

Сам Лермонтов неоднократно говорил о произведении «Мцыри» как о произведении, в котором наиболее полно воплотились его идеи свободы. «Мцыри» становится его итоговым произведением, вобрав в себя и другие произведения с похожими идеями: «Боярин Орша», «Исповедь». Их герои также стремятся из монастыря на свободу, но терпят неудачу. Не закончив этих поэм, Лермонтов использует строки из них в «Мцыри».

Однако в современной критике при анализе поэмы «Мцыри» Лермонтова происходит переосмысление ее идеи. Она теперь рассматривается в более широком, философском смысле. Монастырь при этом служит образом мира как тюрьмы человеческого духа, откуда так просто не выбраться. И убежав, Мцыри не находит счастья: ему некуда возвращаться, а мир природы давно стал ему чужд. Монастырский мир, символизирующий мир светского общества, отравил его

«Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родились мы», – вот что важно для Лермонтова, задумывающегося над судьбой своего поколения. И именно в «Мцыри» звучит ответ на упрек «Бородино»

Да, нынешнее поколение не герои, не богатыри, но его, как и Мцыри, отравила тюрьма. Любовь к природе, к девушке, желание битвы и удалых забав (эпизод с барсом) – все это не чуждо главному герою. Вырасти он в других условиях, он был бы выдающимся человеком: «Я быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». В произведении звучит, с одной стороны, идея сложности борьбы за свободу, а с другой стороны, утверждается любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

Сочинение на тему: «Мои впечатления от произведения «Мцыри»

Поэма «Мцыри» — это произведение авторства Михаила Лермонтова, главным героем которой является молодой человек по имени Мцыри. Данная поэма произвела на меня достаточно ощутимое впечатление, раскрыла передо мной некоторые интересные особенности устройства человеческого характера, духа и умонастроения. Помимо этого, мне было очень интересно узнать о нравах тогдашнего народа, а также о некоторых традициях и обычаях того времени.

В центре повествования Лермонтова история сначала ребенка, а затем молодого человека по имени Мцыри.

Сначала он чуть было не умер от болезни, когда русский генерал вез его мимо Мцхета. По этой причине генерал решил подкинуть малыша в тамошний монастырь. Там ребенка вылечили, окрестили, вырастили и воспитали. Казалось, что он пойдет проторенной дорогой, знакомой для многих монахов того монастыря. Однако этого так и не произошло. Перед тем, как Мцыри должен был дать монашеский обет, он сбежал из монастыря. Он отправился в горы, потому что уже давно ощущал зов предков, хотел быть не монахом, а настоящим грузинским горцем, и никак иначе. Во время своего путешествия он был ранен, возвращен в монастырь, где впоследствии и скончался.

Данное произведение вызвало у меня сразу несколько важных мыслей, однако лишь одна из них представляется мне по-настоящему ключевой. Я задумался о том, что иногда бывают случаи, что никакие обстоятельства не смогут изменить сущность человека. Если определенный человек создан для какого-либо рода деятельности, в его жилах течет кровь, которая вынуждает его делать что-то конкретное, никакие обстоятельства не смогут изменить такого сильного желания. Что-то подобное произошло и со Мцыри. Он мог бы стать монахом. Будучи достаточно талантливым и способным молодым человеком, он умело справлялся с различными делами такой спокойной и размеренной жизни. Однако проблема заключалась в том, что он не был для этого создан. Следовательно, что бы ни случилось, его желание жить так, как жили предки, никуда бы не ушло, а оставалось бы ключевым мотивом деятельности Мцыри. С одной стороны, мне было жаль молодого человека, потому что у него была такая короткая жизнь. С другой стороны, мне было бы еще более его жаль, если бы он был вынужден проживать всю свою жизнь, занимаясь нелюбимым и совершенно неинтересным делом.

Данная поэма поразила меня по множеству причин. Я могу рекомендовать прочесть ее многим желающим, потому что в ней содержится полезная информация, которая позволит понять жизнь и людей.

Сочинение «Образ Мцыри»

В поэме краткое содержание «Мцыри» великий поэт Михаил Лермонтов описал образ непокорного, вольнолюбивого юноши, с чистой душой и героическим характером. Мцыри проявил упорство и бесстрашие для обретения свободы, о которой мечтал всю жизнь.

Парень жил в глухом монастыре в качестве послушника. Монастырь этот стал для него тюрьмой. С детства он был серьезным и собранным. Одиночество сводило Мцыри с ума, и в одну грозовую ночь ему удалось бежать.

Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле.

За эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь — то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. Мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. Необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.

Для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. Таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.

Юноша страстен от природы, он не стыдится своих чувств и эмоций. Натура его поэтична. Его имя по-грузински означает «чужак», что отражает его одиночество и отверженность. Мцыри не хочет довольствоваться простой свободой, ему необходимо найти свою родину. Однако он, выросший взаперти, не может самостоятельно найти дорогу. В сцене с барсом показано, какое количество нерастраченных сил есть в этом парне, к сожалению, им суждено пропасть вместе с ним.

В конце поэмы Мцыри погибает. Он так и не сумел достичь родного Кавказа. Но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.

Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.

22

И как его, палил меняОгонь безжалостного дня.Напрасно прятал я в травуМою усталую главу:Иссохший лист её венцомТерновым над моим челомСвивался, и в лицо огнемСама земля дышала мне.Сверкая быстро в вышине,Кружились искры; с белых скалСтруился пар. Мир божий спалВ оцепенении глухомОтчаянья тяжелым сном.Хотя бы крикнул коростель,Иль стрекозы живая трельПослышалась, или ручьяРебячий лепет… Лишь змея,Сухим бурьяном шелестя,Сверкая желтою спиной,Как будто надписью златойПокрытый донизу клинок,Браздя рассыпчатый песок,Скользила бережно; потом,Играя, нежася на нем,Тройным свивалася кольцом;То, будто вдруг обожжена,Металась, прыгала онаИ в дальних пряталась кустах…

Анализ боя с барсом


Сцена битвы человека и животного занимает центральную часть произведения. Таким образом, автор хотел показать ее композиционную значимость. Противопоставляя двух детей природы, Лермонтов показывает, что они оба молоды, прекрасны, имеют право на жизнь. Описание барса подводит читателя к тому, что зверь предстает в образе ребенка, который наслаждается лунной ночью, весело играет и рычит. Мцыри видит дикое животное как героя сказок, которые когда-то рассказывали мать и сестра. Глаза хищника горят огнем, а шерсть переливается серебристым светом.

Сам же Мцыри, напуганный, нелюдимый юноша, много лет мечтавший вырваться из заточения, во время сцены предстает смелым и решительным воином, тем человеком, которым он мог бы стать, оставшись дома. В юноше вдруг открываются те черты, которые не находили применения при жизни в монастыре.

Динамика и ожесточение боя чувствуются, благодаря многочисленным глаголам. Страсть Мцыри к свободе противопоставляется темному лесу, из которого он пытается вырваться всеми силами.

План поэмы Мцыри Лермонтова

План мцыри:

  1. Предыстория Мцыри.
  2. Побег Мцыри во время грозы.
  3. Встреча девушки у ручья.
  4. Схватка с барсом.
  5. Возвращение в монастырь и смерть.

Пересказ

Произведение начинается с описания монастыря, стоявшего в месте слияния рек Арагви и Куры. Мимо этого места проезжает русский генерал, который везет с собой пленного шестилетнего мальчика-горца, подхватившего тяжелую болезнь, но стойко переносившего боли.

Генерал оставил больного ребенка одному из монахов, который его вылечил и воспитал. Мальчик ни с кем не общался, но вскоре свыкся с участью пленника, и даже намеревался постричься в монахи. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает из монастыря. Мальчика находят умирающим неподалеку от монастыря через три дня и приносят обратно. Воспитатель Мцыри, видя, что мальчик совсем слаб и скоро умрет, умолял его исповедаться.

Исповедь Мцыри начинается с упреков монаха в том, что тот зря спас мальчика от смерти, ведь тем самым он обрек его на одинокое существование вдали от родных земель в стенах унылого монастыря, в то время как сердце юноши жаждет любви и свободы.

Мцыри рассказывает о том, как во время грозы сбежал из ненавистного места, как в бушующей грозе он увидел родственную душу, такую же мятежную, как он сам. Гроза стихает. Мцыри идет дальше. Окружающая его природа восхищает мальчика, он любуется ей. У ручья мальчик слышит пение девушки-грузинки, набирающей в кувшин воду. Глаза девушки «полны тайн любви», они завораживают мальчика.

Ночью Мцыри просыпается и решает продолжить путь. Он видел впереди горы и знал, что там его родина. Он был измучен и голоден, но желание попасть в родные края побеждало все остальные желания. Мальчик шел вперед, вскоре потерял очертания гор из виду и заблудился в лесу. Его охватило страшное отчаяние, он зарыдал, хоть и никогда не плакал в детстве.

В лесу происходит схватка Мцыри с огромным барсом. Бой был долгим и трудным, Мцыри смог одолеть зверя, но получил страшные раны. Выйдя из леса, юноша с ужасом понимает, что вернулся к ненавистному монастырю. Охваченного отчаянием его находят монахи.

Исповедь окончена. Смерть совсем близко. Но Мцыри не сожалеет о своем побеге, он сожалеет лишь о том, что не смог увидеть родные края и что его тело останется в чужих землях. Мальчик просит вынести его в сад, чтобы он в последний раз смог полюбоваться красотой природы и увидеть родной Кавказ. Мысли о родных землях успокаивают его перед смертью.

Кто такой Мцыри – характеристика героя

В литературе 18–19 веков одним из главных направлений был романтизм. Увлечение мистикой, обращение к душевному миру героев, воспевание свободы, ярких, сильных чувств, описание необыкновенных событий, приключений – все это привлекало к романтическим произведениям.

Все русские литераторы работали в этом направлении, создавая в своих произведениях образы неординарных, сильных личностей. Лермонтов также создал романтические образы, среди которых Мцыри, герой одноименной поэмы.

Поэма «Мцыри» посвящена судьбе молодого послушника монастыря ( Мцыри и означает в переводе с грузинского послушник). Короткая жизнь пленного мальчика, затем юноши – монастырского воспитанника — наполнена яркими, необычными событиями. И сам его характер может стать символом романтического образа.

Шестилетним мальчиком герой поэмы оказался в плену. Русский генерал вез его из Грузии, но в дороге пленник тяжело заболел, и его оставили на попечение монахов одного из монастырей. Больного вылечили, и в обители он провел детство, отрочество.

Главное чувство, которое наполняло смыслом монотонную жизнь Мцыри в обители, была тоска по родному краю, родителям. Он жил воспоминаниями о горах, о мудрых стариках, о воине-отце, о любимых сестрах. И мечта вернуться в родное селение росла и крепла вместе с ним. Поэтому, став старше, он бежит из монастыря.

Три дня на воле стали самыми счастливыми в жизни. Буйство грозы, прекрасное тихое утро, молодая грузинка, идущая за водой, и даже схватка с диким барсом – все это дало столько потрясающих впечатлений, сколько он не получил за всю свою недолгую жизнь.

Раны от когтей барса отняли у Мцыри последние силы. Его, потерявшего сознание, нашли монахи и опять вернули в обитель. Здесь юноша умер, поведав на предсмертной исповеди всю свою историю старому монаху.

Мцыри воплотил в себе все основные черты романтического героя: погруженность в мечту и тоску по родине, страстное стремление к свободе, слияние с природой во время побега, храбрость и мужество в борьбе с барсом.

Романтично и само место, где разворачиваются события: монастырь в горах Кавказа, мрачный, непроходимый лес, горное ущелье с шумящим потоком… Все в поэме рисует читателю прекрасный образ юного героя, пожертвовавшего жизнью ради трех дней свободы.

Такой романтический, полусказочный герой был актуален в 30–40 годы 19 века, когда стремление к свободе подавлялось реакционной властью Николая I, и о воле, гармоничном мире можно было только мечтать.

Мцыри – «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова

В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он встретил дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться. Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту. М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму «Мцыри». Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом нашего поэта». «Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Исключительность личности Мцыри подчеркивают необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой «пройти в родимую страну». Вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Убежав из монастыря, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя, но и помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах

Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность. В его речи часто используются красочные эпитеты: «сердитый вал», «горящая бездна», «сонные цветы»

Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся в рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. Даже змея скользит, «играя и нежася». Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Победа слабого юноши над могучим зверем символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но в поэме они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на «рай и вечность». Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы. Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе. Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его похоронят не в родной земле. Он не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля. Мне кажется, Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать.

Композиция и конфликт

Произведение «Мцыри» делится на две части, которые не равны по объему.

Первая часть – это экспозиция. Здесь читатель знакомится с местом действия, а так же узнает жизнь и судьбу лирического героя. Так же первая часть произведения включает в себя завязку, в которой начинает завязываться основной конфликт между героем и окружением.

Во второй части произведения содержится кульминация. Именно в этой части мы наблюдаем побег героя, который приводит к сражению с диким зверем. Так же во вторую часть произведения входит развязка, в которой главный герой находится на шаг от смерти, но все равно борется за свою свободу. И, конечно же, финальная часть где мы видим смерть героя. Произведение имеет логическое завершение.

Что же касается конфликта произведения, то он заключается в противостоянии главного героя и общества. Перед героем стоит непростой выбор: жить в неволе как раб, или же умереть свободным человеком. Он выбирает второй путь.

10

Внизу глубоко подо мнойПоток, усиленный грозой,Шумел, и шум его глухойСердитых сотне голосовПодобился. Хотя без словМне внятен был тот разговор,Немолчный ропот, вечный спорС упрямой грудою камней.То вдруг стихал он, то сильнейОн раздавался в тишине;И вот, в туманной вышинеЗапели птички, и востокОзолотился; ветерокСырые шевельнул листы;Дохнули сонные цветы,И, как они, навстречу днюЯ поднял голову мою…Я осмотрелся; не таю:Мне стало страшно; на краюГрозящей бездны я лежал,Где выл, крутясь, сердитый вал;Туда вели ступени скал;Но лишь злой дух по ним шагал,Когда, низверженный с небес,В подземной пропасти исчез.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: